Аврелий августин о граде божьем основные идеи

С.Г. Сычева

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН И ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ: ИДЕЯ «ДВУХ ГРАДОВ»

Показана преемственность идей сквозь полтора тысячелетия. Аврелий Августин выдвинул идею «двух градов»: «града земного» и «града небесного». К этой идее он шел большую часть своей жизни. Ее воспринял и выразил в поэтической форме теоретик искусства В.И. Иванов. В его поэме «Человек» мы находим непосредственные отсылки к идеям Августина Блаженного. Делается вывод, что только мыслитель, понимающий культуру как череду символических откровений, мог показать связь времен сквозь века. Такой личностью был Вячеслав Иванович Иванов.

Ключевые слова: град земной; град Божий.

Аврелий Августин (354-430 гг.) прожил долгую, богатую событиями жизнь и в зрелом возрасте сменил и мировоззрение, и систему ценностей, перестав быть язычником и приняв христианство. Литературное наследие Августина велико. Мы рассмотрим две его книги: «Исповедь» (401 г.) и «О граде Божием» (427 г.) . В первой он пишет о себе, о тайнах собственной души, о своем духовном пути, во второй — о пути к Богу любого достойного человека. В этой книге он рассматривает мир как состоящий из двух градов: града Божьего и града земного.

Он пишет: «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе» . Жители града земного стремятся к славе, наживе, удовлетворению похоти. Те же, чье место в граде небесном, любят Бога и себе подобных, стремясь к духовному блаженству. Смысл жизни людей в граде земном — сделать все, чтобы оказаться в граде Божием.

Итак, град Божий населен праведниками, людьми, живущими по слову Господа, град земной — грешниками, живущими по установлению человеческой морали, не соответствующей Божественному установлению. Следует отметить, что эти два вида морали сплетены так тесно, что человек может в себе сочетать элементы и той, и другой, редко они присутствуют в человеке в чистом виде. Между ними ведется борьба в течение всей мировой истории — от грехопадения до воздаяния.

В качестве символов двух градов Августин использует библейские образы Каина и Авеля. В основе установления земного града лежит братоубийственный акт, поэтому он изначально грешен. Образом града Божьего является Авель, символически представляющий гонимую Небесную Церковь . История есть борьба двух градов, и ее итог предсказуем: грешники попадут в Ад, обреченные на вечные муки, праведники — в Рай, где будут пребывать в безмятежности и блаженстве.

Таким образом, существуют люди, живущие «по духу» и «по плоти». Смысл культуры в том, что она должна сделать людей лучше, очистить их от скверны.

История человечества, по Августину, идет двумя путями. Первый путь — путь бесчинства, позора, разврата, убийств. Второй путь менее заметен, но он представляет собой движение к добру и истине, призван остановить зло путем нравственной проповеди .

В этом процессе главную роль Августин отводит католической церкви, призванной исправлять и улучшать нравственность. Кто из людей пойдет по этой

стезе, того ожидает град Божий, и наоборот — отклонение от праведного пути ведет человека в град земной.

Августин выстраивает иерархию ценностей: внизу нее находятся чувственные, греховные блага, наверху -духовные, приносящие блаженство. Часто люди ошибаются в выборе ценностей и сбиваются с истинного пути. Тогда они не «наслаждаются» миром, но «пользуются» им .

Философ формулирует вопрос: должен ли человек, призванный любить другого человека, наслаждаться или пользоваться им? Августин отвечает на этот вопрос так: если мы любим человека ради него самого, то испытываем наслаждение и блаженство. Если же мы пользуемся человеком, блаженства нам не достичь. Высшей ступенью блаженства является любовь к Богу как окончательной цели наслаждения.

В чем сущность блаженной жизни, по Августину? Изначально «блаженство» Августин связывал с понятием знания: блажен тот, кто знает истину, т. е. мудрец. Он обладает «полным душевным изобилием» и через истину соединяется с Богом. Таковы идеи раннего Августина. Однако, вступив на путь христианства, философ в «Исповеди» пишет, что блажен тот, кто знает Бога, даже если больше не знает ничего .

Таким образом, если в ранних трудах Августин отдает приоритет философии как знанию, то в более поздних произведениях на первый план выступает вера. Обращаясь к Богу, Августин пишет: «Есть радость, которой не дано нечестивцам, но только тем, кто чтит Тебя бескорыстно: их радость — Ты сам. И сама блаженная жизнь состоит в том, чтобы радоваться Тобой, о Тебе, ради Тебя» (Цит. по: ).

Бычков полагает, что идея наслаждения и блаженства имеет эстетический характер, так как ее суть -бескорыстное созерцание. Чувственные удовольствия могут быть признаны значимыми, но лишь как ступени к наслаждению духовному.

Однако все телесное, греховное, порочное не попадает в «блаженный» мир. В град Небесный ведут только три пути: бескорыстное познание истины (философия), неутилитарная нравственная жизнь (этика) и незаинтересованное любование красотой (эстетика). Так представляет себе Августин путь человеческой истории.

В 1915 г. В.И. Иванов начинает писать мелопею «Человек», состоящую из четырех частей и эпилога. Дописывает он ее в 1919 г. Опубликована она была в Париже в 1939 г. Мы будем анализировать текст по изданию .

Поэма имеет посвящение: «Памяти Льва Шестова, который, услышав начальные стихи «Человека”, определил орбиту лирического цикла произнесенными на память словами Св. Августина (De Civ. Dei, XIV, 28): «Fecerunt igitur civitates duas amores duo: terrenam scilicet amor sui usque ad contemptum dei; caelestem vero amor dei usque ad contemptum sui” («Создали две любви два града: град земной любовь к себе до презрения к Богу; град же небесный любовь к Богу до презрения к себе”)» .

По этому поводу О. Дешарт писала, что посвящение имеет странный характер: Вячеслав Иванов и Лев Шестов общались, но особо никогда не дружили. Когда Шестов процитировал Августина, он попросил Иванова посвятить всю поэму ему, Шестову, хотя цитата из Августина соответствует лишь III части «Человека» -«Два града» . Иванов пообещал, когда же он готовил к изданию полный вариант книги, Шестов уже скончался, и Иванов не мог нарушить данного обещания. Так или иначе, Шестов был глубоко прав: слова гиппонского епископа символизируют замысел и суть поэмы «Человек».

Поэма начинается с идеи самоутверждения человека: Бог сотворил его, и он провозгласил: «Аз есмь» (первая часть поэмы). Тем самым человек пытался утвердить собственную личность, притязая на всемогущество. После этого, изгнанный из Рая и принявший тяжелейшие страдания, он понял, что сначала есть Бог («Ты еси» — вторая часть поэмы), а потом уже он — человек.

Покорность пред Богом и любовь к нему, с одной стороны, и ненависть к божественной жизни — с другой, заполняют содержание третьей части — «Два града». Торжество истины, добра и красоты достигается в четвертой части мелопеи («Человек един») и в «Эпилоге».

Третья часть — «Два града» — написана как «венок сонетов»: четырнадцать стихотворений, соединенных в пятнадцатом, состоящем из первых строк предыдущих сонетов. Эта сложная поэтическая форма, на наш взгляд, не случайна. Она позволяет обозревать Священную историю символически: шаг за шагом, слово за словом, идет процесс религиозного возобновления человека, и ни один шаг, ни одна мысль не забываются в истории. Человеческая история, которая, по замыслу Н.А. Бердяева (1874-1948), имеет смысл в том, что должна иметь конец, важна в любой период, в любом месте, в каждом деянии человека. Никто не забывается, и за все воздается.

Десятый сонет содержит слова:

Воздвигла ярость любящих себя

До зависти к Творцу — на кряж утесы…

Крепит поднесь (еще вкруг стен — леса!)

Любовь к себе, златой личине смрада,

До ненависти к Богу — крепость Ада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это прямая цитата из Августина, принявшая стихотворную форму. Автор «Исповеди», видимо, не случайно обратился к идее «Двух градов». Будучи в

молодости язычником и прекрасно зная античную культуру во всем ее великолепии, он все же отрекся от манихейства и принял христианство в зрелом возрасте.

Согрешить легко, гораздо сложнее — покаяться. В «Исповеди» Августин описывает момент своего детства, когда он с друзьями ночью оказался в чужом саду, где росла груша, ничем особым не примечательная. Дети собрали груши не потому, что были голодны, а потому, что у них была страсть к запретному деянию .

Августин расценивает этот поступок как пример грехопадения. В своей беседе с Богом он кается во многих действиях, которые осудил, приняв христианство. Возможно, что книга эта была преддверием к трактату «О граде Божием», пафос которого состоял в необходимости перехода от плотского состояния к духовному, от грешного — к праведному.

Люди воцерковленные не ищут чувственных благ, не строят башен до Небес: «Ущелье, стогна — им равно приют» . Они выбирают светлую, благостную, духовную жизнь вопреки стараниям Денницы. Они призывают пришествие Бога, который разрушит храм Дьявольский, воздвигнув «нерукотворный

Храм» — град Божий.

Пятнадцатый, заключительный, сонет имеет следующие строки:

Ревнуют строить две любви два града: Воздвигла ярость любящих себя До ненависти к Богу крепость Ада;

Селенья Мира зиждут Божьи чада, Самозабвенно Агнца возлюбя.

Тот умер, в ком ни жара нет, ни хлада

Один из семи смертных грехов — гордыня — показан здесь во всей своей жуткой наглядности. Одна из добродетелей — послушание — описана как цель человеческих стремлений. Особо плохо тому человеку, который не определился со своим жизненным выбором.

Четвертая часть мелопеи «Человек» называется «Человек един». Здесь он противопоставляет Человеку с большой буквы, Богочеловеку, обычного человека -грешника:

Толпе на радость озверелой Я Человека вывожу И на него рукою белой,

Пилат Понтийский, укажу <.. .>

Что ж я не Он, Кому, как гроздье Живой лозе, принадлежу,

В Кого вхожу, как в длани гвоздье,

На Чьей груди я возлежу?

В этом сонете содержится идея предательства и расплаты. Человеческая натура испорчена, поругана, греховна. Чем сплоченнее люди, тем век страшнее и безбожней. Сначала человек был искушен Дьяволом, потом, после грехопадения, он почувствовал любовь к

Богу, уверовал в него, и появилась надежда на духовное возрождение:

Повеет… Дрогнет сердце — льдина, Упорнейшая горных льдин.

И как Душа Земли едина,

Так будет Человек един.

Августин пишет о двух родах «человеческого племени», судьбы которых расходятся в разные стороны — о племени Каина (земном, телесном) и племени Авеля (духовном). Каин построил город во грехе, Авель, странник, телесного города не построил, его град — это «Град Святых», «Град вышний» . Придет время, праведники воскреснут и обретут Царство Обетованное и будут править со своим Отцом вечно .

Мы видим связь строк русского поэта и гиппонского епископа. Раскол людей на праведников и грешников будет преодолен. Божьи люди воскреснут, люди, влекомые демоном, попадут в Ад. Богочеловек и любящие его люди будут править миром во все времена. Не будет рождения, но не будет и смерти. Дьявольское начало будет попрано, человек своей свободной волей выберет град Божий.

Что ж, как говорил Лютер, «только верою». Только религиозный человек мог написать такую поэму. Только поэт, прекрасно разбирающийся в духовном наследии, мог сложить такой гимн человечеству. Только мыслитель, понимающий культуру как череду символических откровений, мог показать связь времен сквозь тысячелетия. Такой личностью был Вячеслав Иванович Иванов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М. : Renaissance, 1991. 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Блаженный Августин. О граде Божием : в 4 т. М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 3. 283 с.

3. Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. М. : Ладомир, 1995. 593 с.

4. Иванов В.И. Человек // Собр. соч. : в 6 т. Брюссель : Fouer oriental chretien, 1979. Т. 3. С. 195-242.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 Объясните, почему древнегреческое общество формировалось как общество политическое и, что из этого следует в правовом плане. Объясните, как вы понимаете изречение Сократа: » Править должны знающие». Проанализируйте проекты идеального общественного строя Платона. Чем вызвана критика Платоном демократии, как «строя, не имеющего должного управления, но приятного и разнообразного»? Перечислите шесть форм правления по Платону. Какова классификация форм государства у Аристотеля? Приведите основные характеристики правовой теории Аристотеля. Прокомментируйте определение: «Естественное право – то, которое имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». Какова теория происхождения государства по Цицерону? К чему сводятся основные положения правовой теории Цицерона? Прокомментируйте его высказывание: «Право не создается из бесправия». Каков политический идеал у Цицерона? Объясните, как вы понимаете определение Цицероном государства как «дела народного». Прокомментируйте идею Цицерона о праве как связи, основе общества. Какой вклад в разработку проблем права внесли римские юристы? Тема 3. Политические и правовые учения западноевропейского Средневековья 1 Политико-правовые идеи раннего христианства Христианство возникло в I в. в Римской империи. Главный источник политико-правовых идей христиан – Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. В раннехристианских общинах было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов. В основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в виде «закона совершенного, закона свободы». Правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что «человек слаб», впадает в грех и нуждается в спасении. Эволюция христианства приводит к возникновению в конце II в. «вселенской церкви». С начала III в. все большую роль играет апологетика. Церковь от осуждения императорской власти перешла к культу императора, призыву подчиняться властям. Союз церкви с императорской властью оформился в 324 г., когда император Константин признал христианство господствующей религией. 2. Учение Аврелия Августина. Важнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ Гиппона (Северная Африка) Аврелий Августин (в православии – Августин Блаженный) (354 – 430 гг.). Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики – трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. В центре внимания автора – две основные проблемы – динамика человеческой личности и динамика общечеловеческой истории. Первой посвящена работа «Исповедь» – автобиографическое произведение – психологический самоанализ. Мистически осмысленная диалектика истории представлена в трактате «О граде Божием». В «Исповеди» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Пример тому – падение Рима. Автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Всякое насилие – от насилия над ребенком в школе до государственного насилия — для Августина есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Отсюда выводится оправдание государства (необходимость поддержания социального порядка) и оправдание рабства («грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды»). Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» – общиной праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе. В вопросе о формах государства Августин придерживается традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма возможна, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. В процессе обоснования своих теологических воззрений Августин зачастую обращается к правовым вопросам. Основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений. Законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Различие между проступком и преступлением проводится следующим образом: » Когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок; когда она действует во вред другому – это преступление». Справедливое наказание уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее. 3. Учение Фомы Аквинского Авторитет Авгутина Блаженного оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии – Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274 гг.) В XIII в. завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. Работы Фомы Аквинского – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. По мнению Фомы Аквинского, в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Учреждение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Цель государства – «общее благо». Фома Аквинский выделяет три чистые, правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три извращенные (тирания, олигархия, демагогия или демократия). Принцип деления на формы – отношение к общему благу. Интерес представляет учение о многоярусной иерархичной системе права., соединяющее знания о римском праве с патристикой. На вершине системы права – «вечный закон» (божественное провидение)- универсальные нормы, не доступные человеческому сознанию и воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения и содержится в Библии и видениях святых. Вечный закон заключен в Боге, а естественный закон есть отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Наиболее несовершенен – человеческий закон. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, образует «право народов». Специфическое в них – образует «право граждан» каждого отдельного государства. Право — сфера правды, справедливости. Справедливостью Аквинский считал постоянное стремление воздавать каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием, есть право. Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Фома Аквинский был провозглашен католической церковью святым, «ангелическим доктором». В 1879 г. его учение (томизм) объявлено «единственно истинной философией католицизма». В наше время официальной философией Римской курии и христианской демократии является неотомизм – учение о религиозном освящении существующего порядка как покоящегося на естественном праве, на велениях разума и соотвествующего вечным законам. Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил Марсилий Падуанский (1275 (1289) – 1343 гг.). В работе «Защитник мира» он доказывал, что попытки церкви вмешаться в светские дела сеют раздоры и лишают мира государства. Он выдвинул идею народного суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и высшей ее инстанцией. Правительство должно быть подзаконно и выбираться народом. От него исходит вся власть – как светская, так и духовная. Под народом автор подразумевал только лучшую его часть (par valentior — значимая часть). 4. Средневековая юридическая мысль Основой развития средневековой юридической мысли стали римское право и римская юриспруденция. Значительное внимание уделялось соотношению римского и местного (готского, лангобардского и др. права), трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификации. В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало право каноническое (церковное) и обычное. Начало возрождения интереса к римскому праву положило основание Ирнерием (1065 – 1125) школы глоссаторов (или экзегетов) в Болонье. Глоссаторы основное внимание уделяют толкованию текста источников римского права – Свода Юстиниана, особенно, Дигест. Представителями школы глоссаторов были Булгар, Пиллиус, Ваккариус, Рогериус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были изданы Аккурсиусом в середине XIII в. ( сборник Glossa Ordinaria, игравший в судах роль источника действующего права). Целью данной школы являлось изучение собственно римского права без наслоившихся на него последующих норм. Приверженцы римского права (легисты) не ограничивались одним только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали его к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе. Глоссаторы считали, что изучение позитивного права не может обойтись без догматической и систематической обработки. Соотношение права и закона глоссаторы решили в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоявшими у истоков европейского легизма. Возникли школы канонического права, занимавшиеся систематизацией источников. Теоретической предпосылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно- религиозный, но и чисто светский характер. Первая кодификация канонического права – «кодекс Грациана» (XII в.). Среди представителей данной школы – Г. Брэктон (» О законах и обычаях Англии») и Ф. де Боманур (» Кутюмы Бовези»). В XIII – XIV вв. доминирующее место заняли постглоссаторы (или комментаторы), основное внимание уделявшие комментированию самих глосс. Представители данной школы (Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус), опираясь на идеи схоластов, стремились дать логическую разработку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий, из которых можно дедуктивным способом вывести более частные правоположения, нормы и понятия. Естественное право они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из природы вещей. Согласно Р. Луллию, значение и сила писаного права определяются его соответствием праву естественному, т.е. справедливости и разумной необходимости. С целью систематизации и проверки законов был разработан формализованный метод. С начала XVI в. в юриспруденции начинает складываться гуманистическая школа (Будаус, Альциатус, Дуарен, Куяций, Донелл). Основное внимание они уделяют изучению источников действующего права, используя приемы филологического анализа источников римского права, согласовывая его положения с новыми историческими условиями и нормами национального права. 5. Политическая и правовая мысль Арабского Востока (VI-XV вв.). Мусульманское право сформировалось в Арабском халифате в VII – X вв. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана и сунны. Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманско0правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение («иджм») наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии («кияс»). в качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребностям общественного развития взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последователи. В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов (религиозно- правовые школы). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) – Коран, Сунну, Иджму, кияс. Остальные мазхабы (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, социальных установлений. «Двери иджтихада были закрыты». С XI в. утвердилось мнение среди правоведов – суннитов о начале «века традиции» («таклид»). Мусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. Мусульманское право представляет собой пример «права юристов». Правовые решения по конкретным случаям мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмысления общих предписаний – ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и в сунне, или в индивидуальных решениях, вынесенных сподвижниками пророка. Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда арабских философов: Абу – аль – Фараби (870 –950 гг.), Аль Маварди (974-1058 гг.); Ибн Халдун (1332-1406 гг.). Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. Теория халифата была признана классической, не подлежащей критике. Арабская политико-правовая мысль напрямую проповедовала мусульманскую доктрину, применяя ее к проблемам государства и права. Темы контрольных работ: 1.Политико-правовые идеи раннего христианства. 2. Учение Аврелия Августина. 3.Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. 4.Средневековая политико-юридическая мысль. 5.Мусульманская правовая мысль в VII-XI вв. Литература Августин Аврелий. О граде небесном и земном. – М., 1999. Аннерс Э. История европейского права. /Пер. со шведск. – М., 1994. Блаженный Августин. Исповедь. / Пер. с лат. – М., 1992. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1966. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987. Донини У. У истоков христианства.= М., 1989. Игнатенко А.А. Ибн – Хальдуин.- М., 1980. Коран. / Пер. И.Ю.Крачковского.- М., 1990. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. Лозинский С.Г. История папства.- М., 1989. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988. Методические рекомендации Изучение проблемы политико-правовой мысли средневековья целесообразно начать с осмысления влияния религии на формирование и развитие различных школ и на мировоззрение авторов. Как шел процесс зарождения теократической мысли? Как происходила эволюция теократической мысли в рамках трактовки слов апостола «всякая власть от Бога»? Чем объясняется многостороннее влияние Августина? Прокомментируйте его тезис: » Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». Какова роль церкви в государстве? Объясните, что означает тезис Августина: » Имя рабства заслужила вина, а не природа». почему Августин считается ключевой фигурой в понимании перехода от европейской древности к европейскому средневековью? Каково влияние трудов Аристотеля на взгляды Фомы Аквинского? Сформулируйте основные положения томизма. Какие формы государства выделяет Фома Аквинский? Выделите иерархию законов, по Аквинскому. Какую роль он отводит божественному закону? Как он объясняет сословное неравенство? Как Фома Аквинский объясняет преимущества «правления одного» перед «правлением многих»? Почему именно с Аквината берет свое начало общественно-политический рационализм? Классифицируйте средневековые правовые школы по их отношению к римскому праву и по методам, которые они использовали. Проанализируйте ислам с позиций политико-правового учения Арабского Востока. Рассмотрите Коран как источник мусульманского права. Проведите различия между религиозно-правовыми школами в суннизме. Что общего в политико-правовой идеологии Западной Европы и Арабского Востока? Тема 4. Политико-правовые Учения Западной Европы XVI-XVIIвв. 1. Учение Никколло Макиавелли Эпоха Возрождения (Ренессанса) – эпоха духовного и культурного преобразования Западной Европы, которая является поворотным пунктом в европейской политико-правовой мысли от религиозной схоластики к секуляризованному, рационалистическому обоснованию политических и правовых ценностей раннебуржуазного общества. Идеология Возрождения – гуманизм – идейное движение, характеризовавшееся интересом к изучению и распространению античных языков, литературы, искусства и культуры. Эпоха Возрождения, начавшаяся в XIV в. в Италии, а позже, в других странах Западной Европы, сопровождалась централизацией власти и формированием абсолютизма. Реформация, начавшаяся в XVI в. в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы. Никколо Макиавелли (1469 – 1527), философ, дипломат и политик, основатель политической науки, автор трактата «Государь» (1513 или 1514 г.), который принес ему мировую известность. С этим произведением связано появление термина «макиавеллизм», которое трактует проблему соотношения политики и морали. Сущность макиавеллизма заключена в выводе о том, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно, иначе существует опасность, что его противники применят против него предосудительные средства. («Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львов, чтобы сокрушить волков»). Макиавелли считал, что вероломство и жестокость правителя должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет власти. («Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может»). Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного образа. Политика была поставлена этим автором на основу реальных политических принципов, выведенных из исторического опыта. Основой политики Макиавелли считал государство, как политическое состояние общества. Он ввел в научный оборот понятие stato – государство, под которым подразумевал не конкретную форму государственного устройства, а особым образом организованную политическую власть. Государство — есть некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Главное — удерживать равновесие в обществе двух сил — знати и простого народа. На государство влияют Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *