Басня муха читать

Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.

Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.

Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.

По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).

В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».

Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?

Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.

Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.

Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.

Автор текста: Ирис Ревю

И.Дмитриев «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

Вопросы к басне И.Дмитриева «Муха»

Сколько героев в басне «Муха»?

Какие слова подтверждают то, что бык — труженик?

Почему Муха решила сказать сестре, что она работала?

Чему учит эта басня?

Басня коротенькая, всего 11 строк:

Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит:

«Откуда? – мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

«Мы пахали» сразу же вошло в поговорку. Уже в 1823 году Бестужев-Марлинский писал: «Никогда не скажу: мы пахали» (очерк «Поездка в Ревель»). Долгое время крылатым выражением было также «муха на рогах у вола». Оно обыгрывается в эпиграмме Ходасевича конца 1920-х годов:

…Как муха на рогах, поэзию ты пашешь:

Ты в вечности уже стоишь одной ногой –

Тремя другими – в воздухе ты машешь.

Откуда прилетела к нам эта муха? Предполагается, что из Франции. Если верить комментариям к «Полному собранию стихотворений» Дмитриева, наш баснописец просто перевел басню малоизвестного французского поэта Пьера Вилье (1648–1728). Саму эту басню комментаторы не приводят, а лишь ссылаются на «указание М.Н. Лонгинова», библиографа XIX века. Однако Вилье басен не писал, и в сборнике его стихов 1728 года, на который ссылаются комментаторы, никаких стихов о мухе и воле нет.

Ближе всего к дмитриевской «Мухе» финал басни Лафонтена «Карета и Муха» (1671). В переводе Крылова (1808) эта басня именуется «Муха и Дорожные»:

…Но, знать, рыдван был плотно нагружен,

Что лошади, хотя его тронули,

Но в гору по песку едва-едва тянули.

Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь?

Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь;

Вокруг повозки суетится;

То над носом юлит у коренной,

То лоб укусит пристяжной,

То вместо кучера на козлы вдруг садится. <…>

И Муха всем жужжит, что только лишь она

О всем заботится одна.

Меж тем лошадушки, шаг за шаг, понемногу

Втащилися на ровную дорогу.

«Ну», – Муха говорит, – «теперя слава Богу!

Садитесь по местам, и добрый всем вам путь;

А мне уж дайте отдохнуть:

Меня насилу крылья носят».

Во французском оригинале: «Теперь передохнем; я столько потрудилась, чтобы наши люди выбрались на ровное место».

Благодаря Лафонтену во Франции вошло в поговорку выражение «каретная муха» («la mouche du coche») – о человеке, который суетится без толку и хвалится чужими трудами. В русском языке еще и теперь встречается близкое выражение «муха на возу». «Мы все, как муха на возу: важничаем и в своей невинности считаем себя виновниками великих происшествий!» – писал Карамзин («Разные мысли», опубликованные посмертно).

«Муха на возу» появилась в басне Сумарокова «Высокомерная муха» (1769):

…А Муха на возу бренчит,

И Лошаку, ступай, кричит, <…>

Не довезешь меня ты эдак и в неделю,

Туда, куда я целю:

Как будто тот Лошак для Мухи подряжен,

И для нее впряжен.

Сумароковская басня скоро забылась, а выражение «муха на возу» стало употребляться как перевод оборота «la mouche du coche», знакомого каждому, кто говорит по-французски. Поэтому, например, в «Русской мысли и речи» Михельсона «муха на возу» иллюстрируется цитатой из басни «Муха и Дорожные», хотя у Крылова не воз, а рыдван.

Итак, дмитриевское «Мы пахали» появилось не без влияния Лафонтена. Однако мухи на рогах у пашущего вола в баснях Лафонтена мы не найдем; этот образ восходит к баснописцам античности. У Эзопа бык говорит комару, сидящему у него на рогах: «Как ты прилетел, я не заметил, и как ты улетишь, не замечу» (басня «Комар и Бык»). У Федра муха, сидя на дышле мула, кричит ему: «Шагай проворнее, не то ужалю в затылок» (басня «Муха и Мул»).

Взятая в целом, «Муха» Дмитриева вполне оригинальна. Здесь Дмитриев выиграл соревнование с Крыловым. Но в школьные программы он не попал, и с конца XIX века выражение «Мы пахали» чаще всего приписывалось именно Крылову. Эта ошибка попала даже в 1-е издание «Большой советской энциклопедии».

Иван Андреевич Крылов, конечно, великий баснописец, но некоторые басни написал не он.

И. И. Дмитриев

    Бык с плугом на покой тащился по трудах;
    А Муха у него сидела на рогах,
    И Муху же они дорогой повстречали.
    «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
    А та, поднявши нос,
    В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

    От басни завсегда
    Нечаянно дойдёшь до были.
    Случалось ли подчас вам слышать, господа:
    «Мы сбили! Мы решили!»

«Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:

    А та, поднявши нос,
    В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность — физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Размышляем о прочитанном

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению.

4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ.

5. Согласны ли вы с интерпретацией1 басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение.

Фонохрестоматия

И. И. Дмитриев. «Муха»

1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»?

2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни?

3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно.

Литература

6 класс

Урок № 6

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • расширение знаний, полученных в 1-5 классе, о жанре басни.
  • знакомство с жизнью и творчеством И. И. Дмитриева.
  • определение содержательных особенностей басни «Муха».
  • понимание аллегорического смысла басни.

Тезаурус

Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведётся в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.

Мораль басни – этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем басни.

Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как основная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным.

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Лафонтен – поэт-баснописец и литератор, великий французский классик.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса / Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2017, стр. 305

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

Дополнительная литература:

3. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен», 2016, стр. 65

4. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017, стр. 144

5. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 48

6. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 160

7. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 18

Открытые электронные ресурсы:

1. Басня. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Басня (Дата обращения: 10.06.2019)

2. Русская поэзия XVIII века. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/5_Rus_poezia_18v/8.html (Дата обращения: 10.06.2019)

3. http://voprosblog.ru/chto-takoe-basnya-v-literature-opredelenie-basni/ (Дата обращения: 10.06.2019)

4. http://detskiychas.ru/school/dmitriev/biografiya_dmitrieva/ (Дата обращения: 10.06.2019)

6. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 10.06.2019)

7. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 10.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Иванович Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, в родовом имении под Сызранью.

Продолжил обучение в частных пансионах – сначала в Казани, а затем в Симбирске.

В 1772 году Иван Дмитриев был записан солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1774 определён в Петербургскую полковую школу. Не имея к военной службе никакой склонности, он дослужил до чина полковника.

Иван Иванович Дмитриев хочет всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку.

Но в 1806 году снова возвращается, уже на штатскую службу.

В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть нужным Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Это заставило его в 1814 году выйти в отставку.

Интерес к поэзии у Дмитриева возник ещё в 1770-е годы. Большое влияние на его творчество имели стихотворения Гавриила Романовича Державина.

Участие в «Московском журнале» сделало имя Дмитриева известным. В эти годы Дмитриев писал сказки, песни, басни.

Главное место в творчестве Дмитриева принадлежит басням. Им написано 80 басен, и современники называли его «русским Лафонтеном».

Иван Иванович Дмитриев считал, что басню нужно писать красивым языком, придав ему лёгкость и поэзию. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. Басни Дмитриева наполнены личными чувствами, так как он использует не столько народный опыт, сколько собственный.

Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех, они содержали важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», которая считается одной из лучших в творчестве литератора. Для басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни.

Известно, что труд в деревне очень трудный, а пахота земли особенно тягостна. Землю крестьяне вспахивали на лошадях или на быках.

Уставший и обессилевший Бык после трудового дня идёт домой. Автор выбирает выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги.

На рогах у Быка сидела Муха. Она видела, как тяжело работает Бык, вскапывая землю. Сама ничего не делала, но приписывает себе заслуги равные с Быком: она тоже пахала, и перед другой Мухой важно хвастается своими мнимыми трудовыми подвигами.

Дмитриев, подчёркивая лживые и пустые слова Мухи, использует выражение «поднявши нос»:

«А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали!»

Слова Мухи «мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми: так стали говорить о человеке, который стремится присвоить себе чужие труды.

В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками.

Теоретический материал для углублённого изучения

В. Г. Белинский дал такое определение басне: «Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества».

П. А. Вяземский в своём высказывании отметил вклад в создание басен И. И. Дмитриева и И. А. Крылова: «Дмитриев и Крылов – два живописца, два первостатейные мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они во всём кидаются в глаза и радуют их игривостью своей, рельефностью, поразительностью, выпуклостью. Другой отличается правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев, как писатель, как стилист, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Какой термин характеризует представленное определение?

… – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль.

Нужно вспомнить теоретический материал прошлых уроков, где мы учили эти определения.

Варианты ответов:

Фольклор

Народное пение

Басня

Правильный ответ:

Басня

Множественный выбор

Задание по биографии И. И. Дмитриева.

Дмитриев, как и положено дворянину, служил на многих должностях на пользу царю и Отечеству. Кем он был?

Варианты ответов:

Военным

Поваром

Министром юстиции

Тайным советником

Дипломатом

Лейб-медиком

Нужно вспомнить, что вы узнали о баснописце на этом уроке и ответить.

Верные ответы:

Военным

Министром юстиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *