Басня синица

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Синица» Крылова была впервые опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова» (кн. IV) в 1811 г. Дата написания басни неизвестна.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Синица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Синица» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Синица» заключается в том, что пустые, ничтожные люди нередко хвалятся своими несуществующими достижениями или талантами, но в конце концов оказываются лишь предметом насмешек для окружающих.
В этой басне Крылов осуждает такие человеческие недостатки, как хвастовство, болтливость, глупость, зазнайство, раздутое самомнение, недальновидность, легкомысленность.
Сам Крылов поясняет мораль басни «Синица» в ее заключительных строках:
«…делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.» Суть и смысл басни отражены также в русских народных пословицах: «Ходила синица море зажигать: моря не зажгла, а славы много наделала.»
«Коли хорош, так не хвались, тебя и так заметят.» «Лучше оставаться незаметным, чем выскочкой.» «Всякая козявка лезет в букашки.» «Нет худшего порока, чем зазнайство.» «Нужно ценить себя, но не переоценивать.» «У зазнайки Егорки похвальба да отговорки.» «Самолюб никому не люб.» «Гроша не стоит, а глядит рублем.»Педагог Д. И. Тихомиров комментирует мораль басни следующим образом:
«Хвастовство, похвальба. Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. <…> Похваляются пустые и ничтожные люди в погоне за славой, неосуществимыми делами, несуществующими или ничтожными способностями и талантами, и становятся всеобщим посмешищем… («Синица»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Синица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Синица на море пустилась:
Она хвалилась,
Что хочет море сжечь.
Расславилась тотчас о том по свету речь.
Страх обнял жителей Нептуновой столицы:
Летят стадами птицы,
А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет Океан и жарко ли гореть.
И даже, говорят, на слух молвы крылатой,
Охотники таскаться по пирам
Из первых с ложками явились к берегам,
Чтоб похлебать ухи такой богатой,
Какой-де откупщик и самый тароватый
Не давывал секретарям.
Толпятся: чуду всяк заранее дивится,
Молчит и, на море глаза уставя, ждет;
Лишь изредка иной шепнет:
«Вот закипит, вот тотчас загорится!»
Не тут-то: море не горит.
Кипит ли хоть? — и не кипит.
И чем же кончились затеи величавы?
Синица со стыдом всвояси уплыла;
Наделала Синица славы,
А моря не зажгла.
Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица:
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

В основу басни положена пословица, известная в двух вариантах: «Синица за море летела и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела», «Ходила синица море зажигать: море не зажгла, а славы много наделала». Второй вариант помещен в журнале Н.И.Новикова «Кошелек». Нептунова столица — море; Нептун — бог моря (римск. миф.). Тароватый — великодушный, щедрый.

Смотрите также: Осел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *