Бесстрастный человек

«Всегда, насколько я помню, во время соревнований фигуристов тренер стоит у льда. Ну, если не у самого льда, то в проёме, откуда выходит спортсмен. Пять минут, не больше, торчит он около борта. Не знаю, что движет остальными, но о себе могу сказать точно: убеждена, что помогаю взглядом своим ученикам кататься. И если они падают, я ощущаю такую же боль, только что синяки не появляются.

Я не замечаю, кто стоит рядом со мной, когда на лёд выходят мои ученики. Я долго устраиваюсь — надо встать удобно, чтобы ни разу не покачнуться, — и не слышу в этот момент никого, кто бы ни обращался ко мне с вопросом. Я шумно дышу, ребята говорили, что на льду можно услышать моё дыхание. К тому же у меня начинается такое сердцебиение, что, как ни дыши, воздуха в легких всё равно не хватает.

Я дышу, задыхаюсь, пульс у меня такой же, как и у них, — это проверено, измеряли. Когда Роднина и Зайцев выходили на лёд в Лейк-Плэсиде, у меня руки свело так, что в течение получаса после их короткой программы кисти буквально окостенели, и мне пришлось делать уколы, чтобы снять напряжение в руке и я могла бы пошевелить пальцами.

Не люблю, когда стараются обратить внимание телезрителей во время выступлений спортсменов на их наставников. Что там показывать? Тренер в эти минуты — каменный истукан. А я ещё тихо голову начинаю втягивать в плечи. Пока она почти полностью в шубе не исчезает. Отвлечься на что-нибудь, когда выступают твои спортсмены, нельзя ни на секунду: надо всё время их вести, управлять их шагом, чувствовать каждое их движение. Мне кажется, что я передаю им и свои силы, чтобы появились у ребят на льду дополнительные возможности.
Я верю, что между тренером и учениками во время соревнований существует какая-то необъяснимая телепатическая связь. Иначе отчего же я чувствую каждый жест спортсменов так, будто сама на льду? Всё выступление через себя пропускаю. И замечаю ошибки, которые не видит никто. И ощущаю, когда ребята устали, когда надо им помочь. Иногда за полчаса до старта я оказываюсь в состоянии тревоги. Сделать с собой ничего не могу. Знаю, сегодня кто-нибудь из них упадёт. Но если внутри никакой тревоги нет — это тоже плохо.

Тяжело стоять у льда. Всё равно что выходить на сцену. Привыкнуть к этому невозможно. Состояние своё в эти минуты регулировать невозможно. Нельзя ни на секунду расслабиться и выпустить воздух. Надо катать с ними и катать до самого конца. Но вот когда они кончили, можно сбросить всё напряжение и с улыбкой смотреть в камеру. И пусть кого-то раздражают наши объятия. Ведь это всё естественно. Это первая и искренняя благодарность за совместно пройденный кусок жизни. Потому что жизнь наша измеряется от проката до проката. Так проходят месяцы, годы.

Помню, меня ругали дома, когда в Одессе, на чемпионате страны, Наташа упала и все телезрители видели, как я от неё после выступления отвернулась. Не могла я в эту минуту смотреть на Наташу, но не потому, что рассердилась на неё, а не знала, что ей сказать? Ругать? Сразу нельзя, надо разобраться, надо понять, почему это случилось. Это надо и самой осмыслить, и ей дать возможность подумать.

Камеру в такие минуты не замечаешь. Живые ведь люди. И не актёры. Не хочется улыбаться, когда проиграл. Вот когда победил, настроение другое, и радостью этой возникает желание поделиться. Когда всё хорошо, машешь рукой, прежде всего домашним: мол, жива ещё и могу сама передвигаться. А если твой ученик откатался плохо, зачем улыбаться, зачем обманывать людей. Второй попытки у него не будет. Я стараюсь сама и учу своих ребят вести себя всегда естественно. Быть органичными в любой ситуации, в которой оказались. Зал, зрителей я не вижу. Слышу только его реакцию. Да и в лица ребят я не смотрю. Слежу за их ногами. По ногам я могу определить, с каким настроением они катаются. Много лет назад я, выступая сама, во время проката посмотрела в глаза моему тренеру Елене Чайковской. В её взгляде было столько напряжения, что я сразу же упала. С тех пор я смотрю выступления своих учеников, не поднимая глаз.

Вывести из состояния отрешённости, когда во время выступления своих учеников ты стоишь у льда, не может никакой человек и никакое событие.

Я наблюдала за другими тренерами во время соревнований. Все стоят, захваченные целиком выступлением своих учеников. Никто не позирует, никто не следит за камерами, а женщины-тренеры забывают, что они женщины и что их показывают крупным планом. Все помнят только одно — они тренеры. И для них то, что в течение пяти минут происходит на льду, — главное событие жизни».

Тарасова Т.А., Красавица и чудовище, М., «Астрель», 2008 г., с. 70-72.

Продолжаем знакомить читателей с наставлениями мудрого духовника архимандрита Софиана (Богиу).

– Как достичь бесстрастия?

– Избегая страстей! То есть надо принять решение, что мы будем меняться. Так говорит святой апостол Павел: «Кто крал, вперед не кради». Чтобы избавиться от страстей, необходима молитва. Молись, кайся, пробуй, повторяй снова. Необходима исповедь и после этого епитимия, то есть чтобы ты делал что-то, чтобы мог искупить или уничтожить это зло. Епитимия нужна потому, что ты сотрудничал со злом до этого, и тебе надо решиться более не повторять зла и мало-помалу отрываться от него и войти в ту зону, что насыщена духовным озоном.

Бесы становятся очень ревнивы, видя, что ты приступаешь к молитве. Ты избавился от них, а они хотят, чтобы ты принадлежал им. Нужно, чтобы тебя всегда сопровождала молитва – так ты сможешь уберечься от искушения. Они действуют втайне, и так же втайне действует Тот, Кто защищает тебя, то есть Бог, применяющий Свои средства.

Избавиться от страстей за один день невозможно. То есть так, чтобы после одной исповеди я уже стал святым – и всё. Избавление от страстей – это процесс очищения, который небезболезнен.

Например, преподобная Мария Египетская, бывшая большой грешницей в Египте, с помощью Божией попала в Палестинскую пустыню и взяла там на себя очень суровые аскетические подвиги. Когда она оказалась в пустыне, она начала борьбу с самой собой и с тем, что вокруг нее. В Египте у нее были всякие яства, музыка, молодежь, банкеты, всякие разные грехи. В пустыне у нее не было ничего: у нее был один только песок, камни да голубое небо над головой. Ночью было холодно, а днем обжигал горячий воздух, ей нечего было есть, и она мучилась так столько же времени, сколько предавалась страстям. 17 лет она прожила в страстях в Египте, и 17 лет ей потребовалось для того, чтобы освободиться от страстей.

Когда в пустыню пришел некто посланный Богом – старец Зосима, священноинок, – и заговорил с ней, то святая Мария Египетская, отвечая ему, поднималась над землей на 2 локтя (1 метр) – так она была преображена. Продолжалось это ее освобождение от страстей долгое время, равное тому, сколько она провела в страстях. Благодать действует очень быстро, мгновенно, однако необходимо время для освобождения от страстей, нужна внутренняя борьба, борьба с собой, со страстями, со страстями внешними и духами нечистыми.

– Батюшка, не хотели бы вы рассказать нам о христианской мистике?

– Человек, который освобождается от страстей, входит в эту чистую зону, духовную, однако и здесь он встретит некоторые искушения. В монастыре Сучевица на северной стене изображена лестница преподобного Иоанна Лествичника. Справа от лестницы изображены ангелы (52–54 ангела) с венцами в руках. Слева – бесы с трезубцами и разными крючьями. А вверх по лестнице поднимаются аскеты; одни доходят до верха (там, в серо-голубой вышине, стоит Иисус Христос, и с Ним ангелы), и там есть дверь – врата небесные. Кто поднимется, тех ангелы увенчивают венцом, и их принимают в этой небесной горнице в вышних.

С другой стороны (слева) бесы тянут их крючьями вниз, и есть некоторые, кто уже почти дошел до врат небесных, но обрушивается в пропасть. То есть имеются всяческие искушения, такие лукавые, что могут одолеть тебя.

Вот тут у меня житие святого Макария Великого, и в нем рассказывается об одном случае. Некий человек, весьма обученный христианской жизни, мистической, совершал путешествие, с ним были святой Макарий и еще какие-то люди. И этот гражданин, отправившийся в достаточно длинный путь, этот христианин (ведь он был христианином) все время цитировал на память огромные тексты из Священного Писания, из Ветхого и Нового Завета, из Деяний апостольских, из житий святого апостола Павла и других святых, так что всех привел в изумление своей памятью и рвением.

Потом они пришли в один город, там распрощались, и этот гражданин, столь прекрасно осведомленный, впал в какие-то очень гнусные страсти. Все те знания, которые были у него в уме, не смогли ему помочь, потому что христианская жизнь в очень большой степени есть жизнь опытная, проживаемая не только интеллектуально, но и сердцем, всем твоим существом. Он был человеком с прекрасной памятью, обладал обширными познаниями и, должно быть, прошел через страсть возношения, гордости, ведь он знал очень много. Гордость и привела его к тому, что он пал.

Так и на этой лестнице святого Иоанна в Сучевице: эти люди поднимаются вверх блистательно, идя очень светлым путем, но из-за гордости отрываются от Бога и падают. Так что еще в самом начале своей духовной жизни сделай очень серьезный упор на смирение.

Спаситель говорит так: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», то есть если у тебя есть смирение, сочетающееся с подвигом твоим, тогда ты победишь, а если у тебя нет смирения, ты всегда бываешь подвержен падению. Это и есть жизнь духовная, мистическая, проживаемая в Духе Святом, – жизнь в борьбе, в великом внимании, в истинном смирении.

Есть люди и очень грешные, тебе кажется, что они очень смиренные, но они полны гордости внутри. Смирение должно быть смирением сердца, внутренним; это очень много значит в нашей духовной жизни – если оно у тебя есть, ты достигнешь вершины лестницы из монастыря Сучевица, если же его нет, ты упадешь в пропасть.

– Как обрести сердце чистое, мир в сердце?

– Стараясь быть искренним, всегда быть честным с самим собой, иметь сердце чистое, искреннее, без загрязнений, признавать свои грехи, как говорит псалмопевец в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну».

Когда ты осознаёшь грех в себе и не забываешь его (ведь если ты его забудешь чуточку, то тут же начнешь гордиться), если ты не забываешь его, то держишь себя в смирении, а смирение помогает тебе сохранять свое сердце чистым. И не скрывайся, не защищайся, когда ты грешен, и кайся чисто, а не так, для одного виду, на самом же деле оставаясь другим.

Святой апостол Павел был большим гонителем Церкви, но после своего обращения был исполнен духовных даров, вознесен до третьего неба, говорил с Духом Святым. Он был наделен великими дарами, и все же именно от него у нас пошло это слово: «из грешников я первый». Несмотря на то, что он был прощен, он не забывал об этом. Если мы соблюдем этот обычай, то соблюдем и это смирение, а также чистоту и мир сердца.

Примеры употребления слова бесстрастный в литературе.

Словно бесстрастный монитор вел запись всех слов и движений Айдахо, а Лито лишь порой отвлекался бросить взгляд на этот монитор, ради внутреннего комментария: Теперь он хочет поговорить о Тлейлаксе.

Шкаф-секретарь бесстрастно доложил диктатору, что офицер Охраны Крови Гром Альт умоляет о приеме без посредства экрана.

Удивительно ровным и бесстрастным голосом Ампир спросил: — Я не понимаю, что ты хочешь сказать.

Как вы смотрите на то, — поинтересовался он, бесстрастно улыбаясь, — чтобы испытать себя в амплуа телеведущей в программе криминальных новостей?

Это Эрих Вортман — преследуемый гестапо антифашист шел на меня, и медленно следовали за ним бесстрастные эсэсовцы на мощных мотоциклах.

Большинство репортеров, среди которых была и Ирэн Аппель, остались бесстрастными, лишь кое у кого можно было заметить скептические улыбки.

Подвергая внимательному анализу отношения в семье, конфликты, в ней вызревающие, Базен отнюдь не выступает в роли этакого бесстрастного летописца семейных нравов, он всегда предстает перед читателем как человек со своей четко выраженной позицией, как человек, обеспокоенный разладом, царящим в этой так называемой ячейке общества, что по-своему свидетельствует о неблагополучии всего общества в целом.

Она явно охотилась — тигриный черный с золотом глаз пристально и бесстрастно смотрел на Бонда, пасть приоткрылась, в лунном свете посверкивали острейшие клыки — обычно барракуда вырывает из жертвы кусок, заглатывает, рвет следующий.

Бродя тогда по улицам, он твердил с горечью, что она — прообраз женщин ее страны, душа, подобная летучей мыши, пробуждающаяся к сознанию себя самой в темноте, в тайне и в одиночестве, душа, которая пока еще медлит, бесстрастная и безгрешная, со своим робким возлюбленным и покидает его, чтобы прошептать свои невинные проступки в приникшее к решетке ухо священника.

Он упал на колени Мурддраал стал рядом и бесстрастно смотрел на него, но Демандред едва ли замечал Получеловека — звучащий голос целиком завладел разумом Отрекшегося.

Несмотря на скованность движений и то и дело прорывавшиеся стоны, говорила она так же бесстрастно, как и всегда.

Несколько мгновений Суан бесстрастно смотрела прямо перед собой, а потом ее окружило свечение саидар.

Только ты сама знаешь цену своей чести, — бесстрастно ответила Эмис, державшая ремень за широкую пряжку.

Айз Седай приседали, бесстрастно целовали кольцо, хотя некоторые и косились на многоцветную кайму на подоле Эгвейн, и, не говоря ни слова, выходили из комнаты через заднюю дверь.

Мажордом ударил жезлом по сцене, и все головы повернулись в сторону высокого трона, на котором сидел Меррилл, бесстрастно следивший за дебатами.

Источник: библиотека Максима Мошкова

скажите по-латыни «бесстрастие»

Альтернативные описания

• безразличное, безучастное отношение к окружающему

• вялость, безразличие

• перчатка, которую натягивает себе на руку зло

• состояние безразличия, равнодушия, отсутствие интереса к окружающему

• то, что философы-стоики считали похвальным бесстрастием, а нынешние медики — болезненным бесчуствием

• флегматичность холерика

• полное равнодушие к происходящему

• именно этот термин означал у стоиков полную освобожденность от аффектов и страстей и считался идеальным нравственным состоянием

• скажите по-латыни «бесстрастие»

• состояние, когда все «до лампочки»

• пофигизм по-солидному

• равнодушие

• полное безразличие

• пассивность

• безразличие

• противоположность эйфории

• полное безразличие ко всему

• пофигизм по-научному

• скука в особо крупных размерах

• равнодушие ко всему

• безразличие ко всему

• полное равнодушие ко всему

• потеря интереса ко всему

• когда все до лампочки

• бесчувственность древнего грека

• все «до лампочки»

• полнейшее безразличие

• тоскливое нежелание

• Снижение или утрата эмоциональных реакций

• Состояние безразличия, равнодушие

• Состояние полного безразличия

• Вялость, безразличие

• все «до лампочки»

• состояние, когда все «до лампочки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *