Библейский герой 4

Ответ | | Онлайн | HTML-код | Для Блога

По горизонтали: 1. Персона из мира фауны. 8. Европейская страна, где последнего волка убили ещё в XVII веке. 9. Нецивилизованное окружение человека. 10. Неразложимый оборот речи. 11. Житель африканской страны, где выдают орден «За супружескую верность», если прожить четверть века с одной женой. 14. Графская фамилия некоего Джона Монтепо, который ещё в XVIII веке, проголодавшись во время игры, велел слуге положить кусок мяса между двумя ломтями хлеба, чтобы есть одной рукой, а другой держать карты. 19. Похвала с задней мыслью. 20. Самая малая на сегодня мера длины. 22. Время, когда козодой вылетает на охоту за насекомыми. 25. Английский писатель, чей роман лёг в основу фильма «Трое в лодке, не считая собаки». 27. Чем расплачиваются герои мексиканских «мыльных опер»? 28. Изворотливая рыбка, ухитряющаяся добраться из Европы через Атлантику к Бермудам, чтобы именно там родилось её потомство. 29. Знает с детства любой человек про «Дом, который построил …». 30. Какой город стал столицей Индии сразу после Калькутты? 31. Кавказский народ, считающий, что «умереть можно, но предать Родину нельзя».

По вертикали: 2. В поэзии так много лет зовут октаву и терцет. 3. Пёс, устроивший необыкновенный кросс в гайдаевской кинокомедии. 4. Эпоха динозавров. 5. Обезьяна, предпочитающая спать на деревьях. 6. Местное наречие. 7. Свинский нос. 8. Критская гора, в пещере которой кормила своим молоком малютку Зевса божественная коза Амалфея. 12. Голливудская кинозвезда по имени Гвинет, чья кандидатура наряду с Мэрил Стрип и Джулией Робертс рассматривалась в качестве претендентки на главную роль в фильме, посвящённом британской королеве-матери Елизавете. 13. Посылочный указатель. 15. Что вошло в мировую литературу от шекспировского «бедного Йорика»? 16. Река, через которую и перевозил души умерших суровый старик Хаврон. 17. Белоснежная тога, которую у древних римлян носил претендент на государственную должность в знак чистоты своих намерений. 18. Одна из крупнейших пещер Европы, в которую можно войти как из Венгрии (где она называется Барадла), так и из Словакии (где она называется Домица). 21. Мера всех существующих вещей (по Демокриту). 23. Первый чешский космонавт. 24. Библейский герой, почитаемый в исламе под именем Юсуф. 26. Пелена тумана.

Олег Васильев

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Женский героический образ в вариантах кыргызского малого эпоса (на примере эпоса «Жаныл Мырза») Искендерова С.

Искендерова Сусар / Iskenderova Susar — доктор филологических наук, доцент, проректор по науке и международным связям,

Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: особое внимание уделяется малому героическому эпосу «Жаныл Мырза». Автор останавливается на различных вариантах эпоса, в которых образ Жаныл Мырзы интерпретируется в зависимости от миропонимания и культурного состояния его создателей.

Ключевые слова: акын-заманист, новописьменная литература, письменник,

героический эпос, эсхатологический, малый эпос, дева-батыр, джунгары, нойгут, этнический.

УДК: 398.22

Во второй половине 19 века творчество акынов-заманистов оказало огромное влияние на национальное самосознание кыргызов, на политический настрой общества. Устойчивые мотивы «тар заман» и «зар-заман», что в переводе на русский язык означает «время скорби», возникли в период колонизации горного края царским самодержавием. В творчестве выдающихся кыргызских акынов-заманистов Калыгула, Молдо Кылыча, Арстанбека и других, преобладали эсхатологические акценты, смутные предсказания о конце национальной истории и даже о самом конце света .

Но ценность творчества акынов-заманистов заключается, прежде всего, в том, что именно они первыми овладели грамотой и подготовили появление профессиональной литературы. По мнению О.Сооронова, рукописные тексты акынов-письменников знал ограниченный круг читателей, и переписывались они зачастую с искажениями и ошибками .

Акыны — письменники не были уже импровизаторами, а их творчество отличалось тщательным продумыванием и отбором каждого слова, его смысловых и стилевых оттенков. Акыны — письменники постоянно правили тексты своих произведений, меняли слова, если они не совсем точно выражали то, что они хотели сказать, то есть, они уже учитывали элементы профессиональной литературы .

Вопрос о времени создания малого героического эпоса, о событиях этого исторического периода и его распространения является одним из сложных. «Мы должны совместными усилиями рассматривать вопрос о времени происхождения героических эпосов, помимо эпоса «Манас», отразивших освободительную борьбу кыргызов против джунгарских калмаков. События, изображению которых подчинены идейная содержательность и система образов, охватывают лишь один отрезок времени происходящего героического противостояния», — замечает один из исследователей народного эпоса .

Героическая борьба народа, данная в малом эпосе, может иметь отношение к различным временным пластам истории народа, Если сюжеты таких малых эпосов, как «Кожожаш» и «Эр Тёштюк» составлены на основе мифологического прошлого народа, то в эпосе «Манас» отразилась судьба народа на протяжении более десяти веков. В эпосах «Курманбек», «Эр Табылды», «Жаныш-Байыш», «Жаныл Мырза» и в ряде других малых эпосов получила отображение народно-освободительная борьба кыргызов против джунгарских захватчиков, которая имела место в XVI-XVII веках.

В кыргызском устном поэтическом творчестве различают героико -мифологический и историко-героический виды малого эпоса. К героикомифологическому эпосу относятся поэмы «Кожожаш», «Эр Тёштюк», к историкогероическому — «Жаныл Мырза», «Курманбек», «Жаныш-Байыш», «Эр Табылды» и другие поэмы исторического плана.

В героических поэмах сражения являются кульминационным моментом. Для того чтобы показать мужество, накал боя, ужас гибели и другие захватывающие моменты, сказитель прилагает все свое умение. Для народного эпоса характерны художественные повторы, общие места и другие традиционные приемы. Война рисуется как кровопролитие, гибель людей. И чтобы усилить впечатление, сказитель использует гиперболы, крылатые выражения .

Малый героический эпос «Жаныл Мырза» в ряду других малых эпосов занимает особое, почетное место. Его своеобразие заключается в том, что место образа мужчины-героя, здесь занимает образ девушки — богатырши, вставшей на борьбу против внешних и внутренних врагов. В кыргызском народном эпосе есть и другие героические женские образы, это Каныкей, дева Сайкал. Выделение образа Жаныл Мырзы из ряда других женских героических образов правомерно, так как именно она полностью посвятила свою жизнь защите чести и достоинства своего народа .

«Жаныл Мырза» имеет четыре варианта, три из которых известны как варианты Т.Молдо, А.Чоробаева и Ы.Абдрахманова. Четвертый вариант, вариант М.Мусульманкулова, сохранен в письменном виде. Все они описывают героические деяния Жаныл — Мырзы, сюжетные основы у них одинаковы, различаются лишь отдельными мотивами и ситуациями.

Рассмотрим вариант М.Мусульманкулова. Вышедшая из кыргызского племени нойгутов, Жаныл с младенчества была своенравной девочкой, в двенадцать лет она научилась натягивать лук, охотиться с беркутом и гончими. Прославившись как меткий стрелок, в шестнадцать лет возглавляет дружину из сорока джигитов и начинает сражаться против недругов своего народа. Враги теперь обходят стороной земли нойгутов.

У Жаныл, ставшей батыром,

Загоны полны скота.

Таких девушек не бывало никогда.

Если в азарте она сражается сорок дней,

Румянец не сходит с ее щек,

Это невиданное зрелище .

Калмакские ханы, не сумев противостоять Жаныл, под ее нажимом начинают возвращать награбленное. Жаныл распоряжается взимать подать с торговых людей, которые проходят через земли нойгутов, и раздает эти деньги нуждающимся.

В пике славы Жаныл появляются два батыра Улбурчёк и Бургуй, каждый из которых намерен силой овладеть девой и жениться. Они выходят на поединок с Жаныл, погибают в битве, а их сто великорослых дружинников попадают к ней в плен. Далее повествуется о других событиях. Жаныл объявляет о том, что она согласна выйти замуж за того, кто поймает ее золотое колечко. Но не то, чтобы поймать кольцо, никто не смеет даже подойти к деве-богатырше и заглянуть в ее глаза.

Калмаки Учуке и Тюлькю, решив уничтожить нойгутов и отнять их земли, отправляются к ним на Кашгар. Их джигиты Атакозу и Чабанты заранее прибывают к нойгутам, чтобы собрать сведения об их племени. Затем Учуке и Тюлькю, окружив табуны, угоняют их. Жаныл преследует угонщиков, узнает их и, решает пойти с ними на мирные переговоры. Однако, вопреки ожиданиям Жаныл, дело принимает другой оборот. В ставку Учуке и Тюлькю, которые побеспокоили мирно живущий народ и

теперь пировали в честь успешного набега, вошёл тайган — борзая собака Жаныл. Задетая оскорбительными словами в свой адрес, Жаныл наповал одной стрелой убивает своих врагов. Затем она расправляется с Атакозу и Чабанты. Похоронив своих врагов, дева-батыр с табуном пускается в путь к себе, на родину. Не дожидаясь мщения за кровь убитых, Жаныл откочевывает на другие земли. В это время калмакский хан Турсун с многочисленным войском захватывает аил Жаныл, Дева-батыр обманывает хана обещанием выйти за него замуж.

Старейшины из кыргызов, собравшись вместе, решают потребовать выкуп за убитых Жаныл Мырзой батыров. Однако они не могут сделать это в открытую и отправляют к ней одного из джигитов, и наказывают ему любыми способами достать золотое колечко Жаныл. Джигит под видом купца пропадает там на десять дней. Приняв участие в девичьих играх, он хватает кольцо Жаныл и бежит. Согласно данному обещанию, Жаныл, получив благословение своего народа, добровольно отправляется в аил к будущему мужу, старику Калматаю. У нее рождается сын. Впоследствии, одевшись в свои прежние доспехи, сев на своего гнедого скакуна, отправляется на родину, в сторону Кашгара. В пути она истребляет всех преследователей, которые кинулись за ней вдогонку, последними из тех, кого она сразила своими стрелами, были джигит Калматая Абыл и ее родной сын. На этом и заканчивается данный вариант эпоса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя в этом варианте эпоса нет конкретизации в изображении событий, тем не менее, сказитель зачастую повторяется, называя отдельные черты, характерные для Жаныл. Об этом свидетельствуют эпизоды расправы Жаныл с Ульбурчёком и Бургуем, ее победы над батырами, которых привел Тюлькю. Мотивированность побед над батырами-мужчинами, которые первыми напали на ее народ, налицо. Ее заявление о готовности выйти замуж за того, кому достанется ее перстень, или хотя бы кто дотронется до него, — элемент, явно взят из существовавших народных сказок. В эпосе — это один из основных мотивов, который помогает подчеркнуть, что дева -батыр — несмотря ни на что, прежде всего, человек слова. Она практически попадает в неволю из-за того, что сдерживает свое обещание, что соответствует содержанию и пафосу эпического произведения. Подобных мотивов в эпосе — множество. Незначительных мотивов, мелких деталей в варианте М. Мусульманкулова крайне мало.

По мнению Р.Кыдырбаевой, исследовавшей вариант М.Мусульманкулова, по сравнению с другими имеющимися вариантами, у него имеется большая связь с традицией, что его текст наиболее оригинален и донесен до настоящего времени в большей степени сохранности .

Вариант эпоса «Жаныл Мырза» выдающегося акына Байымбета Абдрахманова (в народе называли Тоголок Молдо) отличается малой объемностью и более точными характеристиками. Женская тема занимает большое место в творчестве акына . Это обстоятельство и заставило акына обратиться

непосредственно к эпосу, прославляющему героические подвиги Жаныл Мырзы.

Я — акын Молдо Байымбет Взял комуз послушный в руки,

Чтобы спеть про богатыршу,

Про нойгутов древний род.

Пусть о девушке-батыре,

О её чудесной силе Песнь послушает народ.

О Жаныл-Мырзе бесстрашной Пусть молва летит повсюду,

Словно брызги вешних вод . В сюжете, переданном Тоголоком Молдо, отсутствуют какие- либо малозначительные мотивы, здесь нет тенденции художественно неоправданного

растягивания повествования при изображении эпизодов. В его варианте Жаныл Мырза, прежде всего, дева-батыр, защищающая честь, достоинство и независимость своего народа.

Боевой джигит, быстрый конь,

Все до одного, готовьтесь в поход.

Так, взбудоражила весь народ,

Крепко привязав колчан,

Полностью в боевых доспехах,

Говоря: «Отец мой — Койгут,

Народ мой — нойгут .

Так обращается к своим соплеменникам, дева-батыр Жаныл, когда батыры Учуке и Тюлькю, ограбили нойгутов, напав на табуны, угнали их. Однако Жаныл -справедливая богатырша, она никогда не действует сгоряча. Она решает подвергнуть испытаниям Учуке и Тюлькю. В особенности, Тюлькю, выделявшийся среди батыров своим умом и статью.

Как верно замечает С.Джигитов, акын в своем варианте поэмы делает особый акцент на передаче женской чести и твердости духа Жаныл, ее героических качеств .

Вначале внимание Жаныл было приковано к внешности Учуке и Тюлькю, но, услышав оскорбления, она не сдержалась, почувствовав себя глубоко оскорбленной теми, кто задел ее честь и достоинство. Она встает на защиту высоких человеческих качеств женской сути. Этот мотив усиливается при описании жизни Жаныл Мырзы в несчастном, поистине каторжном замужестве, когда ее обманули и вынудили стать женой ненавистного Калматая. Если взять во внимание эту сторону эпоса, то в варианте Тоголока Молдо, по сравнению с описаниями умения владеть искусством стрельбы из лука, более сильный акцент здесь делается на передачу таких ее качеств, как свободолюбие, стремление к защите своей чести, воинская доблесть.

Примером может служить эпизод ее схватки с барсом.

Жаныл схватила барса,

Приготовившегося к прыжку,

Мертвой хваткой.

Связала его арканом

И всунула ему в пасть кляп . Повествованию о ссоре Калматая с Жаныл и ее освобождение из брачного плена придается важное значение. Жаныл Мырза в замужестве терпит лишения, она с мужеством переносит все невзгоды и притеснения, которые обрушиваются на нее. Но она не смиряется с одной вещью: с попранием ее женского достоинства. Тоголок Молдо в своем варианте так описывает состояние Жаныл Мырзы:

Взглянув из-под бровей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сказала она джигиту,

Что стоял рядом.

«Подбрось-ка вверх свой белый калпак,

Опороченный бархатом».

Высоко вверх подбросил калпак тот джигит,

Сорвав его со своей головы.

Натянув тетиву лука,

С детства владевшая искусством стрелка,

Она не давала опуститься на землю калпаку,

Трижды подряд попала в него,

С каждым разом все азартней,

Семь раз затем попала она в него,

Подбрасывая его вверх выстрелами И не давая опуститься на землю,

Продолжая стрелять и стрелять .

Стремление женщины к свободе, ее борьба за свое достоинство особо подчеркиваются Тоголоком Молдо и описываются с большим мастерством. В конце концов, Жаныл, надев свои доспехи, пускается в путь в сторону родного Кашгара.

Ы.Абдырахманов — акын, безупречно знающий эпос «Манас». Это дало о себе знать и в описании батальных сцен его варианта эпоса «Жаныл Мырза», которые отличаются развернутостью, особой детализацией, присущими большому эпосу.

Особых различий в вариантах Ы. Абдырахманова и Тоголока Молдо нет, если не считать, что у Ы.Абдырахманова ряд мотивов получились более детализированными .

Сказитель, обращаясь к истории племени кыргызских нойгутов, отмечает, что именно из этого племени вышли этнические батыры Чубак и дева Сайкал, затем называет имя Жаныл как выдающегося батыра своего времени.

Решив напасть на мирно живущее племя нойгутов, калмаки, воспользовавшись отсутствием Жаныл, собрали войска и осуществили свой замысел.

Разгромили почти весь аил,

Заставив причитать и рыдать девушек и

женщин,

Вызвали переполох у нойгутов,

Вырезали многих в этой сутолоке .

Вернувшись, Жаныл готовится к войне и отправляется в поход. В первой же схватке, где она выходит один на один с калмакским батыром Жакыпакуном, она сразила противника наповал. В этом варианте дается детализированное описание конце концов, Жаныл, надев свои доспехи, пускается в путь в сторону родного Кашгара.

А.Абдырахманов — акын, безупречно знающий эпос «Манас». Это дало о себе знать и в описании батальных сцен его варианта эпоса «Жаныл Мырза», которые отличаются развернутостью, особой детализацией, присущими большому эпосу.

Особых различий в вариантах Ы.Абдырахманова и Тоголока Молдо нет, если не считать, что у Ы.Абдырахманова ряд мотивов получились более детализированными .

Сказитель, обращаясь к истории племени кыргызских нойгутов, отмечает, что именно из этого племени вышли этнические батыры Чубак и дева Сайкал, затем называет имя Жаныл как выдающегося батыра своего времени.

Решив напасть на мирно бытующее племя нойгутов, калмаки, воспользовавшись отсутствием Жаныл, собрали войска и осуществили свой замысел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разгромили почти весь аил,

Заставив причитать и рыдать девушек и

женщин,

Вызвали переполох у нойгутов,

Вырезали многих в этой сутолоке .

Вернувшись, Жаныл готовится к войне и отправляется в поход. В первой же схватке, где она выходит один на один с калмакским батыром Жакыпакуном, она сразила противника наповал. В этом варианте дается детализированное описание сражения. Она побеждает и другого калмака, Турсуна, но обезоружив его, отпускает живым. Затем появляются Улбурчёк и Бургуй, которые начинают биться с девой-батыром. И здесь описываются поединки Жаныл с каждым из них.

Последний вариант поэмы — это вариант акына-письменника Абдыкалыка Чоробаева. В литературных кругах он был известен как ученик и последователь Тоголока Молдо. Долгое время он исполнял и обязанности его секретаря. Он также автор ряда поэтических произведений с различной тематикой. Хорошо был знаком с произведениями устного народного творчества. Он автор произведений «Барса келбес ункур» («Пещера, из которой не возвращаются»), «Мышыктын арманы» («Жалобы

кошки»). На основе бытовавшего в изустном виде сказания о Тайлак-батыре он написал героическую поэму «Тайлак-батыр».

Вариант эпоса «Жаныл Мырза» А.Чоробаева отличается от других вариантов тем, что в него больше всего внесено различных исправлений и изменений и глубже разработана традиционная тема мести .

Также в варианте А.Чоробаева большое развитие получили социальные мотивы. К примеру, презрительное отношение Тюлькю и Учуке к Жаныл сказитель объясняет ее бедняцким происхождением.

А.Чоробаев часто для развития сюжетного действия использует, для раскрытия художественного конфликта поэмы, не имеющие особого значения явления, события и ситуации, зачастую они неоправданно подвергаются детализации.

В варианте А.Чоробаева многие эпизоды не вызывают интереса. В то же время, отдельные художественные ситуации, которые в других вариантах достигают высокого накала, здесь притушены, еле заметны.

Портретная характеристика Жаныл Мырзы, данная Тоголоком Молдо и М.Мусульманкуловым, соответствует пафосу самого эпоса. Что касается А.Чоробаева, он передает ее внешние данные не при описании батальных эпизодов, а в этнографической части поэмы, на фоне картин мирной жизни.

Жаныл садится на коня,

Как хороша она собой:

Тебетей из выдры на голове,

А внутри него маленькая тюбетейка.

Бусы из жемчуга, нарядные кисти,

Украшения из журавлиных перьев,

Ей идет халат,

Из сверкающей парчи и шелка,

Словно лучистый блеск конского жира .

Такая портретная характеристика не раскрывает героической сути образа. Поскольку это героическое повествование, данное описание не дает всей полноты портрета, которое соответствовало тому содержанию образа Жаныл, которое было заявлено в эпосе .

В варианте Ы. Абдырахманова превалируют такие эпизоды, которые передают героический дух эпоса. В начале эпического повествования говорится о том, как калмакский хан Турсун собирает свои войска и, воспользовавшись отсутствием Жаныл, нападает на ее аил. Возвратившись, она собирает своих людей и выступает против калмаков. Согласно традициям эпических богатырей, вначале они должны сражаться один на один. Воин, вышедший на поединок со стороны кыргызов, оказывается побежденным. Уязвленная Жаныл, сама выходит на поединок и побеждает своего противника.

Сказители, будь это противоборство двух батыров либо массовая битва, никогда не упускают из поля своего внимания состояние и поведение главного героя.

Как галка, на которую напал сокол,

Начала отстреливаться И ранила всех до единого

Косым дождем своих стрел . Особенно детализированное описание дается в тех случаях, когда в действие вступает главный персонаж эпоса — Жаныл. Те эпизоды, где она не принимает непосредственного участия, со словами: «Давайте отбросим это в сторону, / Начнем говорить о Жаныл», — сказители сокращают свой сказ и быстро переносят внимание слушателей на центральный эпический образ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, эпос «Жаныл Мырза» отличается особым своеобразием, заключающееся в том, что в нем в традиционном плане описываются героические деяния не джигита, а девы-батыра.

Время ее правления в устах акынов-сказителей расценивается как идеальное, справедливое. Не только в «Жаныл Мырзе», но и в других кыргызских героических эпосах, например, в «Манасе», женщинам отводилась решающая роль. Алайская царица Курманжан, жившая в начале 20 века, принимала самое деятельное участие в общественной жизни.

Основанная на народной легенде, тема Жаныл-Мырзы и ныне продолжает развиваться во многих жанрах литературы и искусства, как отвечающая духовным запросам нынешнего поколения .

Литература

1. Асаналиев К. Адабий айкаш. Бишкек: Кыргызстан. 2008. 214 с.

2. Артыкбаев К. 20 кылымдагы адабияттын тарыхы. Бишкек: Акыл. 2004. 312 с.

3. Джаныл Мырза: Сказание о девушке-богатыре./ Перевод И.Волобуевой. Фрунзе: Акыл. 1958. 301 с.

4. Джигитов С. Социальные корни и идеологические предпосылки возникновения новописьменных литератур. Фрунзе: Илим. 1985. 342 с.

5. Ибраимов О. История кыргызской литературы 20 века. Бишкек: Бийиктик, 2013, т.1. 465 с.

6. Искендерова Ш. Молдо Кылычтын чыгармачылыгынын изилдениши. Кечээ жана бугун. Бишкек: Акыл. 2006. 153 с.

7. Кыдырбаева Р. Народно — поэтические традиции в эпосе «Жаныл Мырза». Фрунзе: Илим. 1960. 178 с.

8. Кыргыз адабиятынын тарыхы. Бишкек: Шам. 2002. 549 с.

9. Максетова Ж. Курс лекций по каракалпакской литературе. Нукус. 2007.

10. Мусульманкулов М. Жаныл Мырза. Национальная Академия КР. Фонд рукописи. Инв.№3078.

11. Сооронов О. Кол жазмалар жонундо соз. Бишкек: Илим. 2009. 215 с.

12. Субанбеков Ж. Кенже эпостор жонундо айрым пикирлер. // Мугалимдер газетасы. 1962. 12 с.

13. ТоголокМолдо. Чыгарманын 2 томдук жыйнагы. Фрунзе: Кыргызстан. 1970. 1 т. 325 с.

14. Укубаева Л. Жазгыч акындардын чыгармачылыгы. Бишкек: Эркин-Тоо. 1994. 210 с.

15. Эркебаев А. Малоизученные страницы истории кыргызской литературы. Бишкек: Илим. 1999. 159 с.

Интерпретация образа эпического героя в кыргызской письменной поэзии Искендерова С.

Искендерова Сусар / Iskenderova Susar — доктор филологических наук, доцент, проректор по науке и международным связям,

Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: рассматривается вопрос интерпретации эпического образа Жаныл Мырзы в ранней кыргызской письменной поэзии. Поднимается вопрос о том, что профессиональные поэты пытались передать в поэме образы прошлого через описание человеческих чувств, а также установить диалектическую связь прошлого с настоящим временем.

Илья Муромец

Былины об Илье Муромце

Герой Илья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Автор. Русский народ

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник — он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум — первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Автор. Сам протопоп Аввакум, один из родоначальников автобиографического жанра в русской литературе.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» — Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Автор. Николай Васильевич Гоголь

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана — но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель — убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете — 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками — с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Автор. Михаил Юрьевич Лермонтов

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» — то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко — один из тех людей…»

Автор. Максим Горький

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко — плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности — случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним — в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые — всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

Полковник Исаев (Штирлиц)

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов — «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Автор. Юлиан Семенов

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет — с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу — именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия — срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях — за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага — шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Авторы. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион — магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего — проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

Как выглядит. Авторы не сочли нужным сильно менять внешность поэта, известную нам по портретам. Очень коротко стрижен. Глядит пронзительно. Периодически ходит в оленьей дохе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей — он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука — Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется. Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами — с цивилизацией злобных ящеров.

Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Автор. Александр Трифонович Твардовский (не считая бесчисленных подражателей)

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя — просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой — героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть — как бы чего не вышло.

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых — и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал.

Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Автор. Александра Маринина

Годы создания. 1992–2006

В чем суть. Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому — телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется. Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы. Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего — с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Автор. Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, — в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин — самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит. «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь — седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России — облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах.

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *