Библия про евреев

Уважаемый Б.,

Источник слова «еврей» – ивритское слово «иври» (עברי), с тем же значением. Первый раз слово «иври» появляется в Танахе, когда речь идёт об Аврааме (Берешит 14:13). Поясняет мидраш (Берешит Раба), что Авраам назван так, поскольку весь мир находится – по своим мнениям и взгляду на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой («сторона» – эвер).

Называя Авраама – иври, Тора подчёркивает одну из важнейших черт личности Авраама – способность идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём, что окружает, и приходить к самостоятельным выводам. Это свойство дало ему возможность противостоять языческим воззрениям, глобально распространенным в те времена. Говорят мудрецы (Ялкут Шимони Теилим 750): Авраам пришёл к выводу о том, что у мира есть единый Властитель, путём размышлений о гармонии, царящей в мире. Авраам сказал себе: возможно ли, что такой чудесный мир, преисполненный гармонии, не имеет единого хозяина и правителя? Несомненно, единый Б-г управляет всем миром!

На протяжении двух тысячелетий, в течение которых евреи находились в изгнании среди различных народов с идеологией неверия, они стояли, подобно Аврааму, «на другой стороне» по отношению ко всем окружающим их. И всё это – несмотря на бесконечное насилие и поощрения, которые полагались за перемену веры. Несомненно, эту силу быть на стороне истины, невзирая на окружающий мир, евреи унаследовали от своего праотца – Авраама. Возможно, именно поэтому евреи унаследовали от Авраама и своё имя, которое происходит от слова иври.

Читайте: Кто первый еврей?

Кто такие евреи?

Еврейский народ назван в Торе «царством священников». Это народ, избранный Всевышним из всех других народов для освящения Его Имени в этом мире.

В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э. ) вышедшие из Египетского рабства евреи удостоились получить Тору непосредственно от Б-га. С тех пор вся жизнь еврейского народа строится и «вертится» вокруг Торы. Даже Генрих Гейне, ассимилированный поэт-выкрест, называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.

На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.

Евреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме

Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм, и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).

Откуда взялись евреи?

Еврейский народ происходит от Авраама, которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.

Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э. ) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13).

После Потопа духовный путь Ноаха продолжил его старший сын Шем. Правнук Шема Эвер был последним праведным духовным лидером до смешения языков и единственным из потомков Шема, кто не принимал участия в строительстве Вавилонской башни.

Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.

Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком, а затем — с сыном Ицхака Яаковом.

У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим») еврейского народа.

Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун

В Танахе — «еврейской Библии» — еврейский народ называется по-разному: «иврим» (евреи), «йеудим» (иудеи), а также Исраэль, «бней Исраэль» (сыны Израиля) и Йешурун.

Слово «иври» связывают с именем праведного Эвера — предка Авраама. Другое объяснение — «пришедший с той стороны»: в Земле Кнаан Авраам был пришельцем с другого берега реки Евфрат. Авраам, в отличие от Ноаха, Шема и Эвера, занимал «активную жизненную позицию», проповедуя веру в Единого Б-га и отрицая идолопоклонство. Наши мудрецы, толкуя название «иври», объясняли, что весь мир был по одну сторону, а Авраам — по другую.

Слово «йеуди» изначально означало человека из колена Йеуды или, в более широком смысле, — жителя Иеуды (Иудеи, Иудейского царства на юге Земли Израиля в эпоху Первого Храма), а после того, как это государство перестало существовать, так начали называть всех евреев вообще. Отсюда происходит термин «йаадут» (иудаизм), возникший уже после Вавилонского пленения.

Религиозный еврей в талите и тфилине во время утренней молитвы

Большую общность людей Тора часто называет именем ее руководителя или прародителя. Именно поэтому еврейский народ Тора часто называет «Израилем» (Исраэль) или «сынами Израиля». Имя «Исраэль» праотец Яаков получил после победы над ангелом-покровителем Эсава: «И сказал (ангел): Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль; ибо ты боролся с (Б-жьим) ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29).

Понятие «Йешурун», которое несколько раз употреблено в книге Дварим, а также встречается у пророка Йешаяу — это возвышенное, поэтическое название еврейского народа. Принято считать, что оно обозначает качество справедливости и прямоты, в идеале присущем евреям. По другому мнению, «Йешурун» — это форма имени «Исраэль».

Двенадцать колен

Еврейский народ часто называют «двенадцатью коленами Израиля», однако тут необходимо сделать ряд уточнений. У еврейского народа 3 праотца — Авраам, Ицхак и Яаков и 4 праматери — жена Авраама Сара, жена Ицхака Ривка и жены Яакова Лея и Рахель. Последние дали в жены Яакову своих служанок, сыновья которых в некотором смысле считаются детьми Леи и Рахель соответственно.

Перечислим 12 колен Израиля так, как о них изначально говорится в Торе:

— шесть сыновей Леи: Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Звулун;

— два сына Рахель: Йосеф и Биньямин;

— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали;

— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер.

Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.

Двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — Яаков «назначил» родоначальниками самостоятельных колен: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (Берешит 48:5). После Исхода из Египта колено Йосефа не рассматривается Торой как отдельное колено, теперь это два колена — Эфраима и Менаше. Таким образом, колен становится 13.

Вместе с тем, колено Леви (левиты) после Исхода занимает особое положение, как полностью посвятившее себя служению Б-гу. Мидраш говорит, что левиты, в отличие от других колен, никогда не были рабами в Египте — их сделали надсмотрщиками над остальными еврейскими рабами, а они, защищая и покрывая своих братьев, несли наказания за их «проступки». В отличие от других колен левиты даже в самых тяжелых ситуациях не изменяли Всевышнему и не поклонялись идолам — ни в Египте, ни во время событий с золотым тельцом в Синайской пустыне.

Когда Тора сообщает, в каком порядке колена шли во время переходов по пустыне, она не упоминает левитов (Бемидбар 1:47). Хотя часть колена Леви должна была охранять Мишкан (переносной Храм), а позднее — Храм в Иерусалиме, левиты не были учтены в переписи мужчин старше 20 лет, из которых состояла еврейская армия (Бемидбар 1:47) и не получили для своего колена территории в Земле Израиля — для них предназначены города в пределах других колен (т. е. левиты не должны были работать на земле — их обеспечивали другие колена). Таким образом, колена Леви во многих случаях как бы исключается из счета колен, поэтому их снова становится 12.

Левиты и коэны

Одной из «ветвей» колена Леви — потомкам Аарона, старшего брата Моше Рабейну, — Всевышний даровал священство. Лишь «коэны» (священники) служат в Храме, благословляют народ и выкупают первенцев. Остальным мужчинам колена Леви были делегированы функции обслуживания Храма, в частности, перенос частей Мишкана при переходах, уборка храмовых помещений, забота о храмовой утвари. Кроме того, левиты сопровождали служение пением и игрой на музыкальных инструментах, а также охраняли Храм.

Еврейский юноша получает благословение от коэна — потомка священников иерусалимского Храма

Левиты были знатоками Закона и на них было возложено духовное руководство народом Израиля. Рамбам пишет, что любой еврей, который хочет полностью посвятить себя изучению Торы, может уподобиться в этом левитам.

Иудеи и 10 потерянных колен

В 928 году до н. э. умер царь Шломо. После этого единое Израильское царство разделилось на два отдельных государства — Йеуда (Иудея) и Северное Израильское царство, первое располагалось на территории колен Йеуды и Биньямина, а второе занимало обширные земли остальных 10 колен. 200 лет спустя Северное Израильское царство пало под ударами ассирийских войск (сильнейшей армии в мире на тот момент) и навсегда прекратило свое существование. Ассирийская империя практиковала переселение народов, поэтому 10 колен были согнаны со своих земель и расселены малыми группами на подконтрольных завоевателям территориях, а на их место переместили другие покоренные племена.

В 586 году до н. э. Иудея была захвачена армией вавилонского царя Нэвухаднецара. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ угнан в плен и расселен в различных провинциях Вавилонской империи, сменившей Ассирию на политической карте. Вскоре после этого Персидская империя подчинила себе Вавилон. В 516 году до н. э. царь персов Корэш II дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме.

Вавилонское пленение населения Иудеи не привело к ассимиляции. Когда евреи начали возвращаться в Землю Израиля, в персидском Вавилоне оставалась огромная еврейская диаспора, но и те, кто остался, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. А 10 колен Северного Израиля исчезли и считаются потерянными.

Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.

Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.

В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.

Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».

Кто еврей?

До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.

Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность, поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.

На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.

У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.

«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».

В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».

Еврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия

В 1948 году н. э. было создано государство Израиль, в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.

1. Согласно Галахе, «у того, кто называет ближнего своего прозвищем, нет доли в грядущем мире». Речь, разумеется, идет в первую очередь об оскорбительных или обидных прозвищах. Но еврейская традиция вообще рекомендует относиться к именам и кличкам с большой осторожностью: наименования неразрывно связаны с сутью их обладателя, так что, называя друга даже безобидной кличкой, вы, возможно, в какой-то мере влияете на его судьбу.

Рамбам (Моше бен Маймон) 2. Многие выдающиеся фигуры еврейской истории известны не только по именам, но и по акронимам, образованным от инициалов полного имени. Примеров хватает: Рамбан (рабби Моше бен Нахман), Рамбам (рабби Моше бен Маймон), Рашби (рабби Шимон бар Йохай), Раши (раббейну Шломо Ицхаки) и многие другие.Хафец-Хаим (р. Исраэль Меир ха-Кохен)3. Раввинов называли еще и по заглавию их основного труда. Прозвище «Хафец-Хаим», к примеру, известнее, чем имя его обладателя, рабби Исраэля Меира ха-Кохена из городка Радунь. Уважаемый раввин назвал свою первую книгу «Хафец-Хаим», и она принесла ему такое уважение и славу, что фактически заменила имя. Кстати, основная тема книги — запрет злословия, диффамации и сплетничества — объясняет и запрет позорящих кличек и прозвищ.

4. Не менее известны и прозвища другого еврейского мудреца, основателя хасидизма раввина Исраэля бен Элиэзера. Его принято называть Баал-Шем-Тов, или сокращенно Бешт. Предположительно, титула Баал-Шем еще в Средние века удостаивались те, кто обладал тайным знанием имен Всевышнего и умел использовать это знание. Однако самый известный обладатель такого прозвища — вдохновитель хасидского движения, прославившийся не только мудростью и скромностью, но и многочисленными чудесами.

5. Живший тысячу лет назад мудрец Гершом бен Йехуда вошел в еврейскую историю под почетным прозвищем Меор ха-Гола, то есть «Светоч изгнания». Рабейну Гершом Меор ха-Гола стоял во главе майнцской ешивы и наиболее известен запретом многоженства и упоминания прошлого тех анусим, которые вернулись к иудаизму.

6. Тысячи еврейских мудрецов, живших и творивших в 600-летний период после разрушения Храма, удостоились и коллективного наименования — Хазаль, то есть «Наши мудрецы, благословенна их память». Примерно 2 400 из них известны нам под своими именами, остальные скрылись под именем Хазаль навеки.

7. В последующие века в различных еврейских общинах употребляли разные почетные титулы. К примеру, тысячу лет назад главных авторитетов еврейского мира, возглавлявших две основные ешивы Вавилона, в городах Сура и Помбедита, называли «гаоны». Гематрия слова «гаон» составляет 60, что в свою очередь символизирует блестящее владение «гаона» премудростями всех шестидесяти трактатов Мишны.

Ахад ха-Ам (Ашер Хирш Гинцберг)8. Сегодня многие из перечисленных прозвищ назвали бы псевдонимами. Интересные псевдонимы были особенно популярны среди еврейских литераторов конца XIX-го — начала XX века: как не упомянуть таких грандов, как Ахад-ха-Ам, Шолом-Алейхем и Менделе Мойхер-Сфорим?

9. Особняком стоит литературный псевдоним израильского писателя Йехиэля Динура, который пережил Катастрофу и посвятил ей все свои книги. Произведения Динура подписаны мрачным именем К. Цетник. Именно так, от зловещей аббревиатуры KZ (Konzentrationslager), на идише называли заключенных немецких концлагерей.

10. Псевдонимом по крайней мере один раз воспользовался и Давид Бен-Гурион. В 1956 году он опубликовал в газете «Давар» публицистическую статью за подписью С. Ш. Ярив, чтобы не давить на читателей авторитетом. Псевдоним расшифровывался просто — «дедушка Ярива» (внука первого израильского премьера действительно звали Яривом, так что Бен-Гурион не сильно нафантазировал).

11. А вот некоторые другие личности, выбирая псевдоним, фантазируют вовсю, благо иврит и еврейская традиция предоставляют бесконечный простор для вариаций. Взять хотя бы жившего сто лет назад писателя и журналиста Йосефа Бриля, который стал именоваться Бен-Цройя ха-Микнами. Как это произошло? — спросите вы. Да очень просто. Берем первые буквы ивритских слов «Ани Йосеф Бриль» (то есть, «я Йосеф Бриль»), переставляем их и получаем слово Йоав. В Танахе Йоав был полководцем Давида, а мать его звали Цройя — отсюда Бен-Цройя, сын Цройи. Не забудем также, что наш герой жил в Минске. Если вы владеете ивритом, путем перестановки ивритских букв практически без труда получите из слова «Минский» слово «ха-Микнами». Вуаля!

12. Прозвище «фрум» почти не в ходу в Израиле, зато повсеместно встречается во многих общинах диаспоры. Словечко это через идиш пришло из немецкого и переводится как «набожный» или «богобоязненный» — им обозначают религиозных евреев, соблюдающих все заповеди. Как это часто бывает, со временем пришлось ввести градацию среди «фрумов» — в зависимости от степени богобоязненности. В результате появилось прозвище «фруммер» — это особо набожный еврей.

Mercedes 35 HP, 190113. В американских ортодоксальных общинах пошли еще дальше и ввели в обиход совсем уж новую вариацию «фрума» — FFB, то есть «Frum From Birth» (иначе говоря, религиозный с рождения, в отличие от тех, кто вернулся к религии).

14. Еврейская семья Шнайдеров, владельцев франкфуртской обувной фабрики, принадлежала к числу первых энтузиастов футбола в Германии и в 1920-х была основным спонсором местного клуба «Айнтрахт». Фирма «Шнайдер» выпускала главным образом домашнюю обувь, в связи с чем игроков «Айнтрахт» стали называть «Schlappe» — «Тапочки». Болельщики со стажем изредка используют это прозвище и сегодня, хотя про его еврейскую историю почти все уже позабыли.

Мерседес (Адриана Мануэла Рамона Еллинек)15. Как увидите на улице «мерседес», знайте, что и у этого названия имеется еврейский шлейф. Всемирно известный бренд получил его от еврейского бизнесмена и дипломата Эмиля Еллинека. Еллинек сотрудничал с компанией Готтлиба Даймлера и однажды потребовал от нее изготовить невиданный для тех времен гоночный автомобиль. По его же требованию новую машину, которой действительно не было равных, назвали «Мерседес» — таково было ласковое прозвище любимой дочери Еллинека (вообще-то ее звали Адриана Мануэла Рамона, а «Мерседес» — это «милосердие» по-испански). Как нетрудно догадаться, свои многочисленные виллы в разных странах Еллинек тоже называл Villa Mercedes, а в 1903 году и вовсе превратил это слово в часть своей фамилии, официально изменив ее на Еллинек-Мерседес.

16. В английской футбольной лиге имидж «еврейской команды» прочно закрепился за лондонским «Тотенхэмом». В результате сторонников этого клуба — как евреев, так и неевреев — называют «Yids». Соперники используют это прозвище с целью оскорбить, но болельщики «Тотенхэма» наоборот видят в нем повод для гордости и вставляют его чуть ли не в каждую речевку о любимой команде.

17. Прозвище «ид» применительно к евреям использовалось и в США, но гораздо интереснее история другого названия евреев, распространенного там в конце XIX века, — «kike». Прибывавшие в Северную Америку эмигранты должны были ставить подписи на различных бланках. Те, кто не умел писать, ставили крестики. Евреи, разумеется, крест рисовать не хотели. Вместо него они чертили кружок, который напоминал американским служащим пирожок, «cake», быстро превратившийся в «кайк».

Семейство поселенцев Лёффлер (Иденбридж, Саскачеван)18. Городок Иденбридж (Edenbridge) в канадской провинции Саскачеван был основан в начале XX века еврейскими поселенцами на берегу Морковной реки (Carrot River). В основном там обитали евреи из Литвы, одно время жившие в Южной Африке и сменившие ее на холодную Канаду в поисках лучшей доли. Поскольку через речку был мост, «новые канадцы» назвали свой городок Yidn-Bridge, то есть «еврейский мост». На письме Yidn-Bridge превратился в Edenbridge (Райский мост), но жители по-прежнему считают его еврейским.

19. Еврейского прозвища удостоился и Амстердам. Город, прославившийся своей религиозной терпимостью, был родным домом для многих евреев и получил от них название «Мокум». Это слово пришло из идиша и в переводе означает «место». Старожилы и сегодня любят называть так главный город Нидерландов, имея в виду примерно «старый добрый Амстердам».

20. Еврейские названия с гордостью носят и некоторые кулинарные блюда. И я, заметьте, не о «еврейской колбасе», к евреям никакого отношения не имеющей. Лучше попробуйте Carciofi alla giudia, артишок по-еврейски, который готовят только в Риме. Пальчики оближете, честное слово.

И другие имена и названия:
Еврейские имена (Версия для взрослых)
Еврейские имена (Версия для детей)
Названия улиц

ЕВРЕ́Й. Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому хебрайос; византийское эврэос, которое, в свою очередь, происходит от ивритского самоназвания עִבְרִי (иври; Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места). Буквальное значение названия иври — ` с той стороны` — оставляет неясным, имелась ли в виду река Евфрат или какой-либо иной географический рубеж (о возможных значениях названия иври см. также Авраам).

Изначальное название иехуди относилось к потомкам (колену) Иехуды (см. также Колена Израилевы), впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Израильского царства название иехуди потеряло специфическую связь именно с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или племенными границами. Говорившие на иврите евреи Эрец-Исраэль обычно называли себя Исраэль (`Израиль`), и начиная со времени Эзры последний термин почти полностью вытеснил в иврите все остальные названия.

В библейский период евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Эрец-Исраэль неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа как самостоятельной этнической единицы, и ослабление национально-религиозного сознания у евреев, остававшихся в стране. В противоположность евреям, которые оставались в период изгнания в Эрец-Исраэль, евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения, обладали обостренным национально-религиозным самосознанием. Опасаясь ослабления национально-религиозного самосознания и у евреев, вернувшихся из Вавилона, Эзра потребовал от тех из местных евреев, кто желал сохранить верность еврейству, развестись с чужеплеменными женами (Эз. 9–10), поскольку, по его мнению, смешанные браки были одним из факторов отхода от иудаизма. Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Санкция Эзры позволила отделить еврейскую общину от маргинальных групп (например, самаритян).

Строго религиозный критерий еврея, введенный Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира, и хотя контакты с эллинистическим миром (завоевание Эрец-Исраэль Александром Македонским в 332 г. до н. э.) имели на первых порах дружественный характер, столкновение между еврейством и эллинизмом было неизбежно.

Гонения Антиоха IV Эпифана — первые религиозные преследования в античном мире — повлекли за собой полный разрыв между евреями, сохранившими верность национально-религиозной традиции, и эллинистическими властями и эллинизированными евреями, отошедшими от национальных традиций. Борьба евреев против насильственной эллинизации вылилась в восстание Маккавеев (167 г. до н. э.; см. Хасмонеи). Несмотря на то, что евреи эллинистической диаспоры усвоили эллинистическую культуру и пользовались греческим языком в качестве разговорного, они сохраняли верность иудаизму. В эту эпоху благодаря общению язычников с евреями диаспоры прозелитизм (см. прозелиты) стал распространенным явлением в эллинистическом мире. Отношение Талмуда к принявшим иудаизм язычникам было особенно бережным (БМ. 58б). Однако наиболее характерным для этого периода было быстро увеличивавшееся число так называемых себоменой (`почитатели` на греческом) — неевреев, признававших основы еврейской веры (в первую очередь, монотеизм), но не перешедших в иудаизм и не соблюдавших еврейских религиозных предписаний. К 1 в. н. э. их, по некоторым данным, насчитывалось несколько миллионов. С точки зрения выработанных к тому времени в иудаизме критериев, себоменой не считались евреями. Подобное же отношение установилось к нарождавшемуся христианству: обратившийся в христианство нееврей не считался евреем, в то время как еврей, принявший христианство (см. иудеохристиане), продолжал, в основном, рассматриваться как еврей согласно правилу: «Еврей, даже согрешив, остается евреем» (Санх. 44а), хотя в других отношениях (главным образом правовых) он не считался евреем (Кид. 18а; Гит. 44а; Ав. Зар. 34а). В 66 г. н. э., в начале еврейского антиримского восстания (см. Иудейская война I), иудеохристиане покинули Иерусалим и переселились в Пеллу. Этот акт положил начало разрыву между иудаизмом и христианством.

К концу 1 в. в Амиду была включена особая бенедикция, которую некоторые авторитеты толкуют как направленную, в первую очередь, против христиан. В это же время римские власти официально признали христианство самостоятельной религией, и император Нерва (96–98) освободил евреев, принявших христианство, от налога фискус йудаикус (fiscus judaicus). Разрыв еще более углубился во время восстания Бар-Кохбы (132–135) и предшествовавших ему восстаний евреев Киренаики и Египта во времена Траяна: в этот период руководство христианскими общинами почти полностью перешло к христианам из язычников и христианство окончательно отделилось от иудаизма.

Относительно возникшего в 8 в. движения караимов, отвергавших все послебиблейское законодательство, включая Талмуд, среди законоучителей преобладало мнение, что правовые нормы, которым следуют караимы, исключают их из еврейства. Однако, несмотря на резкую взаимную полемику, на ежегодно провозглашавшиеся раббанитами отлучения караимов, несмотря на отказ караимов признавать авторитет духовных и общественных лидеров вавилонской диаспоры — гаонов и эксилархов (поскольку те были раббанитами) — обе группы ожидали общего национально-религиозного избавления: караимы разделяли общую судьбу еврейского народа, и в глазах евреев (как и большинства неевреев) были евреями. Где бы ни жили караимы, они всегда рассматривались как принадлежащие к еврейской общине, и браки между караимами и евреями-раббанитами не прекращались вплоть до 16 в. Единственным исключением была Россия, где в 1795 г. в отношении караимов были отменены законодательные ограничения, направленные против евреев, и с течением времени караимы перестали рассматривать себя как часть еврейского народа.

Признавая свою связь с иудаизмом, как христианство, так и ислам стремились привлечь к себе евреев не только путем убеждения, но зачастую и насильственными мерами. Сложным переплетением внешних и внутренних факторов характеризовалась идентификация еврея, насильственно обращенного в другую религию (см. крещение насильственное, отступничество) и тайно сохранявшего верность родной вере (см. марраны) или окончательно порвавшего с ней. Под властью ислама насильственно обращенные евреи образовывали замкнутые группы, с течением времени растворявшиеся в окружающей мусульманской среде, хотя известны случаи возвращения значительного числа обращенных в ислам или их потомков к открытому исповеданию иудаизма при благоприятном стечении обстоятельств (см. бухарские евреи, Иран). Христианство в большинстве случаев подозрительно относилось не только к самим обращенным, но и к их потомкам. Католическая инквизиция жестоко преследовала новообращенных евреев, подозреваемых в сохранении еврейской веры, и их потомков: в Испании был издан специальный закон о «чистоте крови», устанавливавший особый статус для обращенных в христианство сравнительно с исконными христианами.

Возвращавшиеся в лоно иудаизма, число которых особенно увеличилось в 17–18 вв., считались евреями, и раввинистические авторитеты (например, Маймонид; см. Яд., Хилхот тшува 3:14; 7:8) строго запрещали напоминать этим людям об их прошлом. Применительно к марранам галахический критерий (см. Галаха), согласно которому насильственно обращенный, хотя и рассматривается как совершивший тяжкий проступок, тем не менее продолжает считаться евреем, вызвал противоречивые интерпретации, поскольку обращение марранов не всегда было принудительным и подчас диктовалось имущественными соображениями и нежеланием бежать из Испании. Мнения раввинистических авторитетов относительно принадлежности марранов к еврейству разделились. Придерживавшийся наиболее либеральной точки зрения Цемах Дуран полагал, что даже считая маррана подлинным отступником, согласно Галахе, его следует рассматривать как еврея; Я‘аков Берав, сам бежавший из Испании, чтобы избежать насильственного крещения, считал, что марранов следует рассматривать как неевреев во всех аспектах религиозного права, кроме законов о браке и разводе. Однако на практике отношение еврейской общины к марранам не определялось галахическими соображениями: на протяжении 15–16 вв. всюду, где бы ни появлялись марраны, заявлявшие о своем еврействе — в Венеции, Бордо, Гамбурге или других городах, — они принимались в общину. Мужчины проходили обряд обрезания, действительность браков марранов торжественно подтверждалась, и, как правило, сомнения раввинистических авторитетов оставались лишь теорией перед лицом акта возвращения.

Отделение от еврейства оставалось не окончательным в течение веков и в случае дёнме — тех последователей Саббатая Цви, которые вслед за ним приняли ислам. Раввины называли дёнме «еврейскими грешниками», но не «людьми, отторгнутыми от Израиля». Долгое время существовала точка зрения, сформулированная Маймонидом в «Иггерет ха-нехама» («Послание утешения»), согласно которой переход в ислам — в отличие от перехода в христианство, — не являясь отрицанием единства Бога, не тождествен переходу к идолопоклонству, и обращенным в ислам достаточно втайне исполнять основные предписания иудаизма, чтобы оставаться евреями.

Если еще в 17–18 вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием (а потому переход из иудаизма в другую религию был единственно возможным способом изменения статуса), то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестает служить основанием правового статуса. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию более не является основанием правового статуса лица; выбор религии рассматривается теперь как личное дело индивида, и закон предусматривает право граждан на свободу ассоциации для отправления религиозных культов. Возникший в этих условиях реформизм в иудаизме выдвинул новое определение еврея как лица, исповедующего иудаизм, который в основном рассматривался как этическая доктрина.

Во второй половине 19 в., когда либерализм в Европе и Северной Америке достиг расцвета, не требовалось никаких формальных шагов для разрыва с еврейской общиной. В Австрии и Пруссии, где граждане были обязаны платить особый налог в пользу своей конгрегации, для выхода из общины достаточно было объявить себя лицом во вневероисповедном состоянии, что освобождало от уплаты налога и таким образом прекращало формальную принадлежность к общине. Несмотря на это, многие евреи, формально вышедшие из общины, сохраняли чувство принадлежности к еврейскому народу. Возникновение добровольных общественных культурных и филантропических еврейских организаций (как в отдельных странах, так и международных, например Альянс) открывало возможность реализовать это чувство в практической деятельности на пользу еврейского народа. Появилась фигура маргинального еврея, пытающегося совместить в себе ощущение общности с еврейством и сознание принадлежности к нееврейскому национальному большинству, интегральной частью которого он стремился стать.

Многие, однако, верили, что евреи смогут достичь равенства лишь путем полной ассимиляции, которая положит конец существованию еврейства как такового. Участие евреев в прогрессистских и революционных движениях являлось как сознательным отрицанием своей специфической национальной принадлежности (борьба за права всех угнетенных), так и одновременно выражением некоторых сторон самого еврейства с его мессианскими упованиями на будущее. Евреи стали настолько заметны в современных движениях за социальные реформы, политическую революцию, новые формы мировоззрения, новаторство в литературе и искусстве, что консервативные круги начали рассматривать эти движения как «порождение еврейского духа», хотя участие евреев в этих движениях было явлением, сопутствующим ассимиляции. К прежним религиозным и экономическим объяснениям неприязни к евреям (Вольтер, Прудон, Фурье и другие) прибавились новые аргументы о неизменной культурной чужеродности даже наиболее ассимилированных евреев (см. антисемитизм).

В отличие от Западной Европы и Северной Америки в Восточной Европе и Российской империи, где в 19 в. — начале 20 в. была сосредоточена большая часть еврейского народа, а также в ближневосточных и североафриканских странах продолжало доминировать традиционное понимание принадлежности к еврейству как со стороны самих евреев, так и со стороны национального большинства, сохранившего взгляд на еврея как на члена обособленной национально-религиозной группы. Во время массовой эмиграции евреев России и Восточной Европы на Запад, главным образом в США, эмигранты переносили на новую родину как традиционный уклад жизни, так и традиционную точку зрения на принадлежность к еврейству, зачастую сохраняемые их потомками.

В этот период с наибольшей полнотой проявилось действие двух в равной мере характерных для еврейской истории тенденций — центробежной и центростремительной. Первая тенденция выражалась в стремлении полностью интегрироваться в окружающем обществе, разрушив все барьеры, отделяющие еврея от этого общества, — воздвигаемые как средой, так и сознанием самого еврея. Однако подъем национализма в Европе показал, что идентификация с окружающим обществом может означать только идентификацию с той или иной определенной нацией. Особенно сложной эта проблема оказалась в многонациональных государствах, где евреи были поставлены перед выбором присоединения либо к господствующей, либо к подвластным нациям. В большинстве евреи идентифицировали себя с народами, обладавшими в данном обществе наиболее развитой культурой; вместе с тем многие, учитывая уроки еврейской истории, сочувствовали угнетенным народам и низшим классам общества и включались в их борьбу за национальное и социальное освобождение. Однако даже участие в национальной борьбе угнетенных наций не могло обеспечить евреям возможность самоотождествления с этими народами: достигнув национального освобождения, эти народы не были готовы безоговорочно принять евреев в свою среду. Во всех странах, где жили евреи, продолжал существовать антисемитизм, достигший апогея в расистской теории нацизма.

Все эти внешние факторы наряду с инстинктом национального самосохранения и чувством принадлежности к одному из древнейших народов, создавшему великую культуру и не утратившему жизненных сил на протяжении трех тысяч лет, привели к усилению центростремительной тенденции в еврействе. Эта тенденция нашла выражение как в усилении религиозно-культурных национальных традиций, так и в поисках нового содержания и форм для национальной жизни — от разных компромиссов между национальным традиционализмом и современным светским обществом до чисто секулярного национализма. В период между двумя мировыми войнами были предприняты попытки осуществить в ряде стран Восточной Европы (Польше, Румынии, Литве, Латвии) культурную и общественную автономию евреев (см. автономизм, Бунд) и усилить национальное самосознание путем развития еврейской секулярной культуры. Большинство еврейских детей в этих странах получало еврейское воспитание в школах на иврите и на идиш, обширная литература на этих языках имела значительный круг читателей.

Самое радикальное решение проблемы еврейского самоопределения было предложено сионизмом, объявившим своей целью полную нормализацию жизни еврейского народа путем репатриации (см. алия) в Эрец-Исраэль, где будет создано национальное хозяйство, возрожден древний язык народа — иврит, обновлена еврейская культура и восстановлена еврейская государственность. Сионизм сыграл важную роль в формировании национального самосознания евреев, в первую очередь — в Восточной Европе. Однако несмотря на политические достижения сионистского движения и на значительные успехи поселенческой деятельности в подмандатной Палестине, лишь небольшая часть евреев переселилась в этот период в Страну Израиля. С приходом к власти в Германии нацистов (1933) еврейское население Палестины насчитывало четверть миллиона человек, тогда как в других странах проживало в это время около шестнадцати миллионов евреев.

В то время как в странах Запада, в первую очередь — в США, принадлежность к еврейству основывалась на внутреннем самоопределении и внешне обычно выражалась в добровольном вступлении в одну из религиозных еврейских конгрегаций — ортодоксальную, консервативную (см. консервативный иудаизм) или реформистскую, в СССР была введена обязательная регистрация национальности (1930), хотя формальная принадлежность к еврейской национальности не всегда совпадала с самоидентификацией тех, кого регистрировали как еврея, и многие из тех, кто официально числился евреем и рассматривался в качестве такового окружающими, фактически утратили всякую связь с еврейством (в особенности после жестоких гонений на еврейскую религию и разгрома еврейской культуры) и отождествляли себя с национальным большинством среди которого они жили.

В середине 20 в. произошло два величайших, диаметрально противоположных события в еврейской истории — уничтожение европейского еврейства (свыше трети еврейского народа) в ходе Второй мировой войны и создание независимого еврейского государства. Постигшая еврейский народ Катастрофа потрясла еврейские массы и заставила многих евреев осознать обреченность существования в рассеянии. Сложившееся в Государстве Израиль процветающее демократическое общество, стремящееся совместить трехтысячелетнее историческое наследие с современной европейской цивилизацией, успешная борьба молодого государства за существование стали притягательной силой для еврейских масс, в особенности для переживших Катастрофу евреев Восточной Европы и еврейского населения арабских стран. Уже к 1970 г. Израиль стал вторым по численности (после США) местом сосредоточения евреев.

Однако с возникновением Государства Израиль диаспора не перестала существовать, и до сих пор большая часть еврейского народа остается в рассеянии. Культурно-психологическая связь со страной рождения и высокий социальный статус, достигнутый благодаря огромному — сравнительно с процентным отношением к основному населению — вкладу в культуру, науку и экономику, являются главными факторами, препятствующими массовому возвращению евреев диаспоры на свою историческую родину. Вместе с тем глубокая эмоциональная связь с Израилем, с особой силой проявляющаяся в критические моменты его существования (Шестидневная война, Война Судного дня и т. п.), поддерживает в евреях рассеяния еврейское национальное самосознание.

Однако по мере отдаления от периода Катастрофы в еврействе диаспоры, особенно среди молодого поколения, начинают возрождаться ассимиляционистские тенденции. Разрешение проблемы возрождающегося антисемитизма, выступающего ныне под маской антисионизма и поддержки «справедливой борьбы палестинского народа» как в леворадикальных кругах Запада, так и в официальной пропаганде стран ислама, кажется многим евреям возможным лишь на пути коренного изменения общественно-политических устоев современного общества. Сравнительно большое число евреев участвует в современных леворадикальных движениях и, принимая антисионистскую идеологию этих движении, призывает к полному слиянию с окружающими народами. Принадлежность к еврейству рассматривается этими евреями как обладание некоторым набором определенных психологических черт, приобретенных в уникальных исторических условиях двухтысячелетнего галута (обостренное чувство справедливости, интеллектуализм, способность выжить в самых трудных условиях, упорство в соревновании, неутомимая энергия и т. п.).

Проблема принадлежности к еврейству, со всей остротой стоящая перед евреями с тех пор, как в период эмансипации вероисповедание перестало служить единственным критерием еврея, была разрешена во второй половине 20 в. в отношении евреев, живущих в Израиле. При этом и здесь решение неоднозначно: несмотря на то, что согласно Закону о возвращении принадлежность к еврейству определяется галахическими критериями, существуют разногласия в вопросе о преемственности многовекового еврейского наследия в Израиле. Действительно, революционный переворот в еврейской истории, связанный с восстановлением еврейской государственности после двухтысячелетнего перерыва, отразился на всех аспектах жизни израильского общества. Некоторые высказывают мнение (см. Кна‘аним), что изменение исторически сложившихся в двухтысячелетнем галуте условий существования (резкий переход от гонимого меньшинства к господствующему в своей стране большинству, смена традиционных занятий, изменение повседневного уклада жизни и т. п.), далеко зашедшая секуляризация, взаимодействие выходцев из разных стран, воспитанных под влиянием разных культур и в рамках в значительной мере различных общинных традиций, — все это ведет к изменению психологических параметров, считавшихся характерными для личности еврея, и, следовательно, в Израиле происходит формирование новой «израильской» нации. Однако несомненно, что несмотря на все эти процессы, история Государства Израиль является непосредственным продолжением истории еврейского народа, и для людей, живущих на земле своих предков в собственном государстве, где возрожденный иврит является языком родной культуры и повседневной жизни, проблема национальной принадлежности разрешена уже тем, что идентификация с какой-либо другой из существующих в мире наций в этих условиях не может иметь места.

См. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

В Бытие 14:13 Аврам был назван «Аврамом Евреем”, где слово еврей впервые используется в Библии. Откуда взялся этот термин, и что он означает?

Слово еврей на иврите звучит как עברי (иври). Корень этого слова используется для обозначения перехода или прохода через что-то. Сегодня в Израиле мы можем использовать это слово, чтобы говорить о переезде из одного дома в другой, о нарушение законов, переживании определенных трудностей, переходе дороги, пересечении реки и т. д. По сути, о переходе, прохождении или пересечение чего-либо. В Библии это слово, по-видимому, в первую очередь использовалось для обозначения тех, кто пересекал реку. Нам, любящим Слово Божье, важно не потерять символический смысл этого слова!

Утверждается, что Авраама назвали евреем или тем, кто перешел, имея в виду тот факт, что он пришел с другой стороны реки. Он и его семья начали свой путь вдоль реки Евфрат, перейдя ее в сторону Харрана, а затем Бог снова призвал их перейти реку и направиться в землю, которую мы называем сейчас Израиль. У него также был предок с таким именем (עבר – Евер, Быт. 11:14), что могло бы объяснить эту связь, но в любом случае связь между евреями (עברים – иврим во множ. числе) и пересечением рек появляется в Библии несколько раз.

Иисус Навин дает нам повествование о событиях, а так же ключ к тому, как потомки Иакова/Израиля стали известны в качестве евреев — Иврим — тех, кто перешел:

«Так говорит Господь Бог Израилев: `за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его… Я вывел отцов ваших из Египта, и вы пришли к морю. Тогда Египтяне гнались за отцами вашими с колесницами и всадниками до Чермного моря… И привел Я вас к земле Аморреев, живших за Иорданом; они сразились с вами, но Я предал их в руки ваши… Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.” (Нав. 24:2-15)

Можно заметить, что здесь есть несколько упоминаний о переходах через воды: Авраам, переходящий реку Евфрат, драматическое пересечение Красного моря в Исходе, а затем вход в Землю Обетованную, когда они пересекли реку Иордан. Эти евреи, эти иврим, совершили довольно много переходов! Вы можете теперь понять, почему египтяне называли их евреями – теми, кто пришел с другой стороны реки, – и почему Авраам был самым главным евреем. Словно подчеркивая этот момент, евреи сделали не один, а два довольно чудесных перехода через воды. Первым и самым известным из них было разделение Красного моря, но когда они, наконец, добрались до места назначения, река Иордан расступилась с обеих сторон, когда священники ступили в реку, а евреи перешли по сухой земле в свое наследие в Обетованной Земле.

Но что удивительно в этом отрывке в книге Иисуса Навина, так это то, что он подчёркивает идею оставления позади идолопоклоннической жизни и перехода к поклонению Единому Истинному Богу Израиля.

«Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою… а я и дом мой будем служить Господу.”

Для Иисуса Навина символизм был очевиден: на одной стороне реки — идолопоклонство, но мы оставили эту жизнь позади, когда мы перешли на другую сторону. Теперь мы будем служить Господу.

Интересно заметить, что как кровь пасхального Агнца предшествовала переходу через воды Красного моря, так и жертва крови приносилась на алтаре вне Скинии, прежде чем священники приходили к Святому месту и омывались водой в большой умывальнице. Кровь и вода используются в нашем спасении в том же порядке: кровь Иешуа и вода крещения. Когда мы проходим через воды крещения, мы публично заявляем, что оставляем нашу старую жизнь за рекой и переходим в новую жизнь служения одному Богу.

Сотни, если не тысячи верующих, приезжают со всего мира, чтобы креститься в реке Иордан, но каждый из нас, кто получил прощение, благодаря крови Мессии, перешел от смерти в жизнь — из тьмы к свету. Мы оставили нашу старую жизнь «за рекой” и перешли на другую сторону, в совершенно новую жизнь.

Мы можем сознательно убрать «богов”, которым мы служили, будь-то деньги, внимание, успех, самоутверждение, развлечения… оставляя всех этих «богов” по ту сторону реки, через которую мы перешли, от смерти к вечной жизни. Мы можем присоединиться к евреям, которые перешли! Давайте провозгласим вместе с Иисусом Навином: «А я и дом мой будем служить Господу”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *