Благовещенский монастырь Красноярск

Доброго дня! Храм мне нравится, поэтому оценка «5» конечно, но есть одно «НО!». Сегодня пришла сюда с доченькой (ей 6 лет), перед входом в храм было человек 5-6 просящих милостыню (может и больше) и все бы ничего, но то как они это делают (просят подаяния) — больше похоже на вымогательство. Вот с чем мы столкнулись в этот день: один «просящий» вошел в храм, попил водицы (в правой пристройке) очевидно, что с сильного похмелья или уже выпив, и подходит ко мне (мы с дочей в это время стояли перед иконами) с просьбой о матер.помощи (первый раз такое встречаю в храме!), на что я ответила, что здесь не место для такого поведения и он ушел, как потом выяснилось — дожидаться посетителей храма на улице. Когда мы вышли из церкви, то те, кто просит милостыню стояли полукругом, с явным намерением получить денег с прихожан и для этого они приближаются максимально. А тот «настойчивый просящий» (о котором писала выше) даже стал меня окликать: «Девушка, девушка!», видимо просто ждать подаяния уже не принято! Меня это очень напрягло, мне показалось даже, что люди в одиночку побаиваются выходить из храма и дожидаются кого-нибудь чтобы пройти эту «таможню». Считаю, что это не нормально и надо контролировать количество явных алкоголиков в таких местах. Хочу уточнить, что мой рассказ очень об»ективен.

Благовещенская церковь
Cвято-Благовещенский женский монастырь

Наша прогулка начинается здесь — у Cвято-Благовещенского женского монастыря. Это одно из самых ранних каменных зданий в городе и первый храм, построенный по чертежам.

В начале XIX века Красноярск был полностью деревянным. Дома того времени не сохранились — опустошительный пожар 1881 года уничтожил почти весь город. Тем ценнее для нас этот красивый храм — один из немногих уцелевших памятников архитектуры Красноярска начала XIX века.

Надо сказать, что этот район центра между Стрелкой и современной улицей Сурикова — самый древний, именно отсюда стал расти и развиваться Красноярск.

От Благовещенского собора брала начало одна из главных улиц города, поэтому ее тоже стали называть Благовещенской. Сегодня это улица Ленина, с которой мы начинаем нашу экскурсию.

Вернемся к Благовещенскому собору. Единственный трехэтажный храм города, он строился с 1804 по 1812 год. А разрешения на строительство ждали еще с 1795 года. Но времени не теряли — собирали пожертвования, в 1802 году начали заготовку стройматериалов: бутового камня, кирпича, леса, железа, извести. В 1804 году в основание будущего храма заложили первый камень.

Строительные чертежи выполнил красноярский мещанин Григорий Бусыгин — тогда в городе еще не было своих архитекторов. Первый губернский архитектор Павел Воцкий приехал в Красноярск только в 1824 году.

Храм построен в стиле барокко петровской эпохи, в его облике заметно влияние североевропейских традиций, привнесенных в Россию иностранными зодчими.

Некоторые диспропорции здания, по мнению искусствоведов, связаны с тем, что над проектом работали два разных мастера — сначала иркутянин Иван Прохоров, затем Иван Огрызков из Енисейска (он достраивал храм в 1812 году).

Cочетание большого объема нижней части здания и укрупненный, почти гигантский масштаб верхних ярусов «создают впечатление величественного, державно-торжественного образа православного храма». Такие образные характеристики соответствовали духу времени: строительство было закончено в 1812 году, когда русский народ в героической борьбе разгромил наполеоновскую армию.

Тема героизма русских воинов и победы в Отечественной войне 1812 года была отражена в приделе Александра Невского. Придел был украшен великолепным иконостасом и картинами, принадлежащими, по мнению экспертов, кисти выдающегося сибирского иконописца того времени Мартына Михайловича Хозяинова. В 1820 году император Александр I подарил храму икону в серебряной оправе с образом Александра Невского работы Алексея Егорова — учителя знаменитого Карла Брюллова.

В 30-х годах прошлого века храм был закрыт, купола разобраны, колокольни и кресты снесены, здание накрыто плоской крышей. Все внутреннее убранство церкви было утрачено. После перепланировки здесь на долгие годы расположилась пушно-меховая база.
В 1988 году церковь возвратили Енисейской епархии. С 1994 года строительная компания «Реставрация» начала здесь масштабные восстановительные работы. Была проведена реконструкция колокольни, куполов. Для реставрации фасада по специальной технологии отливался лекальный кирпич, без которого восстановить оригинальный декор было бы невозможно. Обычно для реставрации старинных построек используется старый кирпич, однако тут требовался кирпич уникальной формы, возможно, изготовленный специально для строительства этого храма. Поэтому единственным решением стало воссоздание лекального кирпича.

Предметом гордости реставраторов является восстановление кессонных сводов храма и воссоздание иконостасов. Проекты иконостасов для приделов второго и третьего этажа по старым фотографиям восстанавливали студенты архитектурного института, потом их доработали в проектном бюро «Спецпроектреставрации». Воплощением же занимались резчики по дереву строительной компании «Реставрация».

В 1997 году собор вновь открылся для верующих, здесь начались службы. А исторический центр города украсила еще одна яркая достопримечательность — блестящий образец храмовой архитектуры начала XIX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *