Блок грешить бесстыдно непробудно

Александр Александрович Блок

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

1907-1908 гг. — переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия — высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом — «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.

Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…», по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста — неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе. Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой. По какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными. В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги. Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад — «столетним, бедным и зацелованным», комод в доме персонажа — пузатым, перины на его кровати — пуховыми.

Завершается стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» неожиданным выводом:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Эти две строчки — выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

«Грешить бесстыдно, непробудно…» Александр Блок

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…»

1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.

Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…», по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста – неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе. Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой. По какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными. В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги. Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад – «столетним, бедным и зацелованным», комод в доме персонажа – пузатым, перины на его кровати – пуховыми.

Завершается стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» неожиданным выводом:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Эти две строчки – выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт.
Грешить бесстыдно, непробудно…
стих

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Тема стихотворения – о России. Основу сюжета составляет зарисовка жизни лавочника, мелкого торговца. Проблематика — бездуховность человека в капиталистическом обществе. Идея произведения – отразить реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в современной России.

Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне» героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.

Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.

Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.

Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки, светлое будущее.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно … » автор создаёт образ иной России. Что нового появляется в облике России? Какими художественными приёмами создаётся образ? Каково авторское отношение к ней?

Это купеческая Русь. Она омерзительна поэту. Не случайна первая строка стихотворения. Она определяется словом «грешить» И дополняется словами «бесстыдно», «непробудно». Грех без стыда подобен беспросветному пьянству, герою не свойственно раскаяние: для него нет ничего святого, а отношение к святыням формальное. Стихотворение строится на антитезе: крест и заплёванный пол, медный грош и зацелованный оклад, икона и купоны.

Это мир материального, мир, в котором нет любви и сострадания, мир бездуховный, поэтому и возникает образ тяжелого сна. Лирический герой ненавидит эту Россию, но он и не может не любить её, так как это его Родина: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краёв дороже мне». Подобно Некрасову, Блок любит Россию любовью-ненавистью.

* * *

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
Семь – осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Дата создания: 26 августа 1914 г.

1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.

Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…», по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста – неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе. Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой. По какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными. В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги. Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад – «столетним, бедным и зацелованным», комод в доме персонажа – пузатым, перины на его кровати – пуховыми.

Завершается стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» неожиданным выводом:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Эти две строчки – выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Что такое грех? Если следовать религиозным канонам, то любое отступление от норм является грехом. За любой грех человеку придется расплачиваться на этом или на том свете. Но покаяние может спасти человеческую душу, оно возвышает над грехом. А можно ли было назвать русское мещанство начала 20 века духовным, благочестивым и богобоязненным народом? С точки зрения здравого смысла, разумеется, нет. Ведь мещане почти не следовали моральным принципам и законам: они пили, обманывали, не воспринимали Бога и церковь всерьёз, думали только лишь о себе. Таким и предстал нам главный герой стихотворения А. Блока «Грешить бесстыдно, беспробудно…».
Основной образ– это пьющий, ворующий торгаш, который уже от совершения своих грехов «счёт потерял ночам и дням». Утром, проснувшись, и » с головой от хмеля трудной», он решает сходить в храм. Но даже самое светлое своё душевное движение среди этого «бесстыдного и беспробудного» греха он предпочитает осуществить тайно. Поэтому в храм он идет «сторонкой», прячась от глаз людей.
Александр Блок являлся символистом , поэтому мы неспроста наблюдаем здесь такое множество различных образов. Во второй строфе, главный герой молится в надежде очистить свою совесть. И тут мы встречаем интересный образ — «заплеванный пол». Почему же он заплеванный в божьем храме? Наверняка, через этот образ А.Блок хотел показать нам отношение мещан к церкви в то время . Повторное употребление цифр «три» и «семь»в следующей строфе (по народным поверьям, являющихся наиболее магическими ) указывает на суеверность купеческой России. Еще один след суеверия – это то, что персонаж десять раз прикладывается к иконе, хотя положено один. Видимо, он думает, что чем больше раз он это сделает (неважно от сердца или нет), тем сильнее станет молитва. Это опять же показывает нам обывательское отношение к Богу, которое автор хотел нарисовать таким образом. То есть уже можно выявить, что проблематика данного стихотворения – это бездуховность человека в капиталистическом обществе. И, в общем, всё оно отражает реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в России начала двадцатого века.
В следующих строфах мы опять наблюдаем проявление аморальности у главного героя . Подавая грошик в церкви, который он чуть до дыр не зацеловал в храме , он тут же, «воротясь домой» , начинает опять грешить : он обманывает на этот грош какого-то человека . Далее , невзирая на то, что его пёс голодный, он эгоистично проходит мимо, икнув и не забыв его ещё и отпихнуть ногой, как будто он во всём виноват.
Далее идут образные ряды, рисующие обыденную и однобокую жизнь персонажа: чай, сундук с деньгами, пуховые перины … И только «тяжелый сон» мне видится настоящим символом. Это сон, которым спит вся Россия, сон человеческого сознания.
Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всей речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное «заплёванный» и глагол «переслюнить». . Также мощное обобщающее значение центрального образа создаётся употреблением глаголов в неопределённой форме, относящихся к бесконечному множеству людей, не привязывая данный образ к какому-то единственному случаю. То есть всё это можно было сказать тогда буквально про каждого.
Всё стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который иногда перебивается первым ударным слогом строки. Это создаёт некую тревожность интонации и подготавливает нас к неожиданным строчкам в последней строфе. Эти последние две строчки — явный выкрик самого автора, а не лирического героя. Они показывают нам отчаянный патриотизм поэта и его веру в его страну.
Таким образом, все стихотворение — о России, это ее портрет образца 1914 года, образ «пьяной» России. Нельзя остаться равнодушным и не беспокоиться за судьбу этой страны, изучив данное стихотворение. Россия спит, но это не мешает автору ее любить. Сон — это еще не смерть, сон это также и надежда на пробуждение. И, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки и светлое будущее.

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт.
Грешить бесстыдно, непробудно…
стих
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914
Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Тема стихотворения – о России. Основу сюжета составляет зарисовка жизни лавочника, мелкого торговца. Проблематика — бездуховность человека в капиталистическом обществе. Идея произведения – отразить реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в современной России.
Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне» героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.
Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.
Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.
Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки, светлое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *