Блок тихо вечерние тени



Александр Блок — Тихо вечерние тени

Бесплатная помощь с домашними заданиями

1. Автор и название стихотворения. А.А.Блок- Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 2 февраля 1901

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль

Что ты хочешь узнать?

ТИХО ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ…1901

Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене…
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах…
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое — не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов…
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
2 февраля 1901

«Прозрачные, неведомые тени» А.Блок

«Прозрачные, неведомые тени» Александр Блок

Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.

Перед Тобой синеют без границы

Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты,

Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его,
Когда вослед взирает, несвободный,
Вкусив на миг бессмертья Твоего.

Анализ стихотворения Блока «Прозрачные, неведомые тени»

Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка весьма равнодушно относилась к своему соседу по загородному имению. И когда Блок попытался с ней объясниться, попросту подняла его на смех. В итоге на протяжении нескольких лет поэт не встречался со своей избранницей, сперва переживая обиду, а после превознося возлюбленную и посвящая ей стихи. Одним из них стало произведение «Прозрачные, неведомые тени», в котором автор не просто восторгается своей Прекрасной Дамой, но и показывает, что он не достоин ее любви.

Воспитанный матерью в лучших христианских традициях, Блок с детства весьма уважительно относился к представительницам слабого пола. Однако после встречи с Любовью Менделеевой и вовсе возвел женщин в ранг некоего божества. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Прозрачные, неведомые тени», созданном в 1901 году, Блок наделяет Прекрасную Даму способностью летать, отмечая, что перед ней «синеют без границ моря, поля, и горы, и леса». Отчасти это связано с высокомерием Любови Менделеевой, которая действительно всегда смотрела на Блока свысока и чуть-чуть надменно, так как понимала – этот молодой человек стал для нее слишком легкой добычей. Блок воспринимал это как должное и признавал, что его избранница во всех отношениях гораздо лучше, чем он сам. Что же касается ее высокомерия, то к этому поэт относился с почтением и истинно христианским смирением, считая себя ничтожным рабом, который «исполнен вдохновенья, тебе поет. Его не знаешь ты».

Блок любит и ревнует, прекрасно понимая, что юная, хорошо образованная и привлекательная особа наверняка имеет массу поклонников. Именно этим он объясняет равнодушие Любови Менделеевой, ее насмешки и презрение. Но даже этого, по мнению поэта, он не достоин, потому что чувствует себя слишком заурядным и обыкновенным рядом с той, которая обладает блестящим интеллектом, силой воли и, как это неудивительно, совершенно лишена романтизма. «Не наградишь улыбкою его», — отзывается Блок о себе в третьем лице, сожалея о том, что ему нечем покорить сердце своей Прекрасной Дамы. Но при этом поэт счастлив уже тем, что она существует в его жизни, даря радость, смешанную с болью, и при этом не требуя ничего взамен и ничего не обещая тому, кто в нее влюблен.

Послушать стихотворение Блока Тихо вечерние тени

Темы соседних сочинений

Блок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *