Боголюбивая икона божией матери

Портал «Слово»

К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.

Реставрация древнейшей отечественной реликвии, памятника древнерусской иконописи домонгольского периода – иконы Богоматери Боголюбской, длится почти столетие, но считать ее завершенной пока ра
Реставрация была начата в 1918 году Игорем Грабарём и изначально была нацелена на решение двух основных задач: сохранение на тот момент фактически утраченного памятника и раскрытие авторской живописи XII века.
За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств (в среднем памятники древнерусской живописи поновляют и переписывают 3-4 раза) и многократно находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности (в том числе, в 1722 году длительное время была под завалами обрушенной церкви).
В результате всего пережитого памятник иконописи фактически превратился, по выражению ближайшего соратника Игоря Грабаря Александра Анисимова, в «археологическую руину», а авторская живопись оказалась «закованной» многократными поздними записями.
По словам Александра Горматюка, проводившего исследования и научно-реставрационные работы в период с 2009–2016 гг., «процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике». Работы велись очень осторожно, под пристальным вниманием реставрационного совета. Задача выведения древнего памятника из аварийного состояния порой ставила в тупик и опытных реставраторов; для разрешения спорных вопросов и неординарных проблем привлекались новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики.
Благодаря совокупной и последовательной работе нескольких поколений реставраторов, развитию реставрационных методик и появлению новых технических возможностей, удалось не только сохранить икону, но и освободить оставшуюся авторскую живопись от многовековых поновлений.
Сейчас подлинник иконы находится в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в специально оборудованном помещении, с особым микроклиматом и современными приборами контроля. В настоящий момент доступ к ней имеют лишь двенадцать человек из числа научных сотрудников. Искусствоведам и реставраторам предстоит как минимум два года тщательного мониторинга состояния памятника после реставрации. Лишь убедившись, что состояние иконы стабильно и ее сохранности ничто не угрожает, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию. На выставке в Центре имени Грабаря будет представлена высококачественная репродукция иконы после реставрации в натуральный размер.
Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Посетителям будет представлена реконструкция иконы, на которой восполнены фрагменты авторской живописи, утраченные на подлиннике, удалены следы позднейших сюжетных дополнений. Это дает возможность увидеть первоначальный замысел автора XII века, существенно отличающийся от традиционной, сложившейся в более поздний период иконографии образа Богоматери Боголюбской.

Выставка «Богоматерь Боголюбская. 100 лет исследований ответы реставрации» продлена до 18 марта. Приглашаем вас посетить бесплатные экскурсии по вторникам, средам и четвергам в 12.00, 14.00 и 16.00. Запись по адресу:prohanova@yandex.ru или по телефону 8(499) 763-37-40.
8 марта – выходной. Дополнительные дни для посещения: 26 февраля и 4 марта.
Историческая справка:
Образ Боголюбской иконы знаменует важную веху в истории российского государства. В середине XII века (около 1158-1163 гг.) благоверный Великий князь Андрей Георгиевич, предвидя крах Киевско-Новгородской Руси, решил перенести столицу из увядающего Киева в Ростово-Суздальскую Русь – предтечу Московского царства.
Церковное предание гласит, что на подъезде к городу Владимиру лошади княжеского поезда встали, и, как их ни понукали, они не сдвинулись с места. Князь разбил здесь шатер, улёгся на ночлег, и ночью было ему явление самой Царицы Небесной.
Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский, повелел написать икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась в ту ночь. На месте явления Богородицы князь Андрей построил свою резиденцию, монастырь с церковью, а поодаль на заливных лугах– церковь Покрова Богородицы на Нерли.

У многих наших современников есть вопрос – зачем нужно молиться Богородице и святым, когда есть Христос Бог?

Почитание святых и молитва к ним является древнейшей традицией Церкви. Святые – это не посредники между нами и Христом; скорее, они наши небесные друзья, способные услышать нас и помочь своей молитвой. А Божья Матерь стоит во главе сонма святых, прославляемых Церковью.

Богородице мы молимся как нашей заступнице, ведь Она ближе всех к Богу, ради Ее просьбы Господь совершил первое чудо – в Кане Галилейской. Заступницей Ее называем, ведь Она молится за нас Христу Богу Сыну Своему. Господь слышит и молитвы святых, «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3, 12). И уж без сомнения Господь слышит молитву своей Пречистой Матери.

Так молитва Божией Матери перед иконой «Боголюбская» содержит прошения о спасении человека от болезней и смертоносных эпидемий, стихийных бедствий – от пожаров и наводнений, от голода и нищеты, от морозов и засух. Также мы просим избавить общество от национальных и внутригосударственных распрей и от нападения агрессоров из других государств. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Ниже приводятся тексты молитв Божьей Матери перед Ее иконой «Боголюбская»

* * * * * * *

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страну нашу от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Русь Святая торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва первая

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твердым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Молитва вторая

О Чудная и Высшая всего творения Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Информационный отдел Иоанно-Златоустовского храма

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти:

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Икос 1

Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати:

Радуйся, Благословенная в женах Дево Благодатная;

радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание.

Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая;

радуйся, Ангелы чтимая, от Серафим воспеваемая.

Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли;

радуйся, воистину Присноблаженная и Пренепорочная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 2

Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам, благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоею, Пресвятая Богородице, егда кони, везшии святый образ, сташа, и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей начат со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою; Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице:

Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая;

радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая.

Радуйся, Всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая;

радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней.

Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная;

радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Тебе, Пречистая Госпоже Богородице, и уповающих на Твою милость, понеже всякое благое прошение приемлеши тепле. Благоверный князь моляше Тя, Владычице, явити волю Твою, преисполнився трепета пред таинством Твоего произволения. Такожде и мы к Тебе, Пречистая, прибегаем, умиленно вопиюще: Всемилостивая Покровительнице наша, научи и нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй на пути, яко Боготечную звезду, честный образ Твой, Владычице, благоверный князь в прилежней молитве своей пред чудотворною Твоею иконою сподобися яве узрети Тя, Царицу Небесную, теплое ходатайство Твое Богу приносящую о месте явления Твоего и о всем мире. О Божия Мати, Пречистая Богородице! Со умилением припадаем к Тебе и, богатыя Твоея милости ожидающе, умильно вопием Ти:

Радуйся, Радосте наша и крепкая Заступнице;

радуйся, Покрове наш и наше Утешение.

Радуйся, Охранительнице наша и наше Упование;

радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение.

Радуйся, Похвало наша, чудесы нас удивляющая;

радуйся, Прибежище наше и залог вечнаго спасения.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 4

Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалити Тя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и тако рекла еси: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его; на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави», и, воздевши Свои Божественнеи руце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполнити, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: «Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное». Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим, и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице:

Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим;

радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго.

Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая;

радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице.

Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая;

радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо Церкви Христовой дивное украшение явившая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 5

Яко лучезарную звезду, в пределах Владимирских явленную, узре князь Андрей Пресветлый образ Твой, Владычице, и в явлении сем уразумев знамение велия попечения Божия о месте явления Твоего, даде ему имя Боголюбивое. О Царице и Владычице! Освети и нас светом Твоим Небесным, сохраняющи нас под кровом Твоим благим, услыши всеумиленныя молитвы восхваляющих Тя и воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видение чудное Богоматере и святыя словеса Ея приемля с радостным трепетом, благоверный князь умиленно со слезами паде на землю и сладостно возблагодари Всевышняго, яко сподобися узрети Тя, Пресвятую Богородицу. Посем ускори церковь заложити, идеже ныне Боголюбивая обитель, именем Твоим красующися, молится за весь мир пред пречистым Твоим образом. Созерцающе в таковом сбытии знамение благодати, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения;

радуйся, Пресветлая, яко свет подаваеши всем хотящим жити в преподобии и тем показуеши правыя стези к Царствию Небесному.

Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих, милость Свою выну им обещавшая;

радуйся, яко в трудех иноческих им всегда помогаеши и к трудолюбию подвизаеши.

Радуйся, яко в келлиях монашеских на молитву вразумляеши и к добродетельному житию ревностно возбуждаеши;

радуйся, Хранительнице дивная обителей святых, яко Твоею благодатною силою оныя зиждятся и преспевают в благочестии.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 6

Проповедует вся земля Российская богатыя милости Твоя, Владычице, и дивное благодатное князя Андрея вразумление. Сему последуя, благоверный князь повеле образ написати тем подобием, якоже ему явися Пречистая, и, обрет святую икону, поклонися, радостно со слезами благодаря Бога и скорую нашу Помощницу, взывая: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать неизреченная от цельбоносныя иконы Твоея, Пресвятая и Боголюбивая Мати. Слышим и видим величие чудес, от нея бываемое, со удивлением взираем на сию икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистыя Девы. О Госпоже, Царице и Владычице! Ты выну воздвизаеши руце Твои на моление за нас пред Сыном Твоим, не презри и вопиющих Ти похвальная сия:

Радуйся, во утешение нам даровавшая образ Твой чудотворный;

радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви являющая и тем путь спасения показующая.

Радуйся, Покровительнице наша, от бед нас спасающая и в скорбех быстрое облегчение нам посылающая;

радуйся, сострадательнейшая к болезнем нашим, скорую помощь нам подающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 7

Хотя благоверный князь достойно почтити пресвятую волю Твою, Владычице, собра архиереи, священники и людей множество, да ублажат Тя хвалебно собором. О чуднаго торжества! О премудрости судеб Твоих, Владычице! Преславно преносится чудотворная Твоя икона в дивный храм всечестнаго Рождества Твоего. Чудодействием прославляется церковь Твоя, о Госпоже Богородице, и вси предстоящии, радости и умиления исполнении, прекдоньше колена, целуют Твой пречистый образ и взывают: О, Мати Боголюбивая, осени всесильною Твоею десницею и нас, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна дела Твоя, Владычице! Вси людие, здравии и болящии, богатии и нищии, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей. Не отрини нас от лица Твоего, буди милостива к нам, недостойным рабом Твоим, во всех путех жизни нашея, защити и помилуй от всея души любовию вопиющих Тебе таковая:

Радуйся, ненадеющихся надеяние и печальных утешение;

радуйся, о скорбящих попечение и бедствующим помоще.

Радуйся, алчущих Кормительнице и нищих одеяние;

радуйся, убогих Заступнице и болящих исцеление.

Радуйся, старцев Покровительнице и юных Воспитательнице;

радуйся, враждующих примирение и обидимых Защитнице.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 8

Дивное чудо пренесения преславныя иконы Твоея, Владычице, торжественно вси чествуем и на всякое лето в сей светлый праздник благодарне воспоминаем вся неизчетная благодеяния чудес, Тобою, Пречистая, от иконы дивно источаемых; и тя, угодниче Божий Леонтие, в помощь призываем, чтуще с любовию честную память твою, да молитвами твоими сподобимся у Пречистыя обрести благодать, еще же непрестанно воспевати Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Все величие чудес Твоих, Пречистая, несть исчислити возможно, егда безбожный царь Батый, разоряя грады и веси и храмы сожигая, со многою ратию приблизися и ко святей обители Твоей, Пречистая, вниде в церковь и, обрет чудотворную икону, дерзостно положи руку на драгая ризы, храм со всем богатством огню предаде, точию един образ Твой, Владычице, цел обретеся и ничимже поврежден бысть. О велие чудо! О, коль дивны знамения благодати являеши нам, Пречистая! Кто не ублажит Тя? Кто не воспоет Твоя славная чудеса? И мы, грешнии, со умилением взирающе на святую икону Твою, толь чудесно от погибельнаго пламене сохраншуюся, со слезами взываем сице:

Радуйся, яко купина, огнем горевшая и неопальна пребывшая;

радуйся, яко благодать Тебе дадеся силу огненную угашати.

Радуйся, в годину напастей и испытаний оставльшая нам святую икону Свою во утешение;

радуйся, яко благостынею Своею угашаеши в нас огнь нечестия пламенем огня Божественнаго.

Радуйся, прославившая чудесы икону Твою;

радуйся, яко молитвою и лобызанием иконы Твоея вси мы приемлем благодатное утешение.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 9

Все упование возлагаем на Твою благость, Пресвятая Владычице! Милосердию Твоему несть конца, величие же Твое кто исповесть? Предстоящи с мольбою у Престола Всевышняго, коль многое множество чудес являла еси нам, Пречистая, коль дивно спасла еси славный град Москву от грознаго врага Тамерлана, коль чудно объят его великий страх пришествием Твоим в матерь русских градов и понуди абие отступити со всем воинством. Не умолчим никогда, Заступнице наша Преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих. И ныне, предстояще пред Пречистым Твоим образом и молящеся умиленною душею и сокрушенным сердцем, взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не довлеют по достоянию воспети хвалу и благодарение Пречистей, како царственный град сохрани от татарских полчищ. Егда вся рать вражия отступаше от предел Московских, царь Иоанн со скорбию и слезами отпусти чудотворный образ Твой, Боголюбивая Владычице, в избранную обитель Твою, идеже со умилением и радостию неизреченною сретоша его людие, и от мала до велика, вси, преклоньше колена, ублажаху Тя, Пречистая. И мы, сея радости мысленне причащающеся, Царице Небесней вопием благодарне:

Радуйся, премилосердая Утешительнице наша, святую икону дати нам изволившая;

радуйся, от нашествия врагов иноплеменных нас дивно спасшая.

Радуйся, царей наших несокрушимый щите;

радуйся, отечества нашего благонадежное утверждение.

Радуйся, воинства крепкая защито, от меча вражия сохраняющая;

радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти святою десницею Твоею всех уповающих на Тя избавляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 10

Спасти хотя свою душу, благочестивый царь Феодор, любовию божественною разжигаем, добре подвизася, пребывая в посте и молитве, и, вельми любя Боголюбивую обитель, часто ю посещаше. Единожды же с теплою молитвою пред чудотворною Твоею иконою, Боголюбивая Мати, от усердия своего в дар Тебе принесе носимый на персех своих честный крест, каменьми драгими украшенный. Взирающе на сие дивное украшение иконы Твоея, о Пречистая, радуемся вси духовно о сем, како Тя, Царицу и Владычицу, славят и чтут вси вернии, и молящеся вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, ограждающая ны от всяких болезней, бываеши Пресвятая Богородице, егда со умиленною молитвою призываем в помощь нашу Твое Матернее милосердие. Аще бо Ты не бы предстояла, Боголюбивая Мати, молящи о нас, кто бы нас избавил от смертоносных ран и язв всегубительных! Со умилением созерцаем, како на пути благодатнаго шествия Твоего вси болящии чудесно исцеляхуся и струпи на телесех во мгновение ока врачевахуся. Темже и мы, припадающе к цельбоносней иконе Твоей, молим Тя, Владычице: не остави ны милостию Твоею пребогатою, избави ны от всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы. О Пресвятая Богородице! Благоспешно спаси нас и помилуй с верою и любовию вопиющих Ти из глубины души:

Радуйся, страны нашея православныя дивная Покровительнице, многажды от бед и напастей ю избавлявшая;

радуйся, страдальцев благодатным утешением венчающая и разслабленным скорое возставление дающая.

Радуйся, слепым прозрение и хромым от недуга их дивное избавление даровавшая;

радуйся, пораженных различными недугами и болезньми чудесно исцеляющая.

Радуйся, скорбящих родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию;

радуйся, Целительнице наша в страданиих телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 11

Пение благодарственное всеумиленно приносит Тебе, Боголюбивая Мати, вся страна Российская за чудное избавление от смертоносныя язвы, толь гибельно ю поразившия. Светлии дни дивных исцелений начертаны на сердцах верующих, и моления теплыя возносятся на всякое лето в память сего радостнаго торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, с пении духовными приносится в славный град Владимир. Красуйся и ликуй, благословенный граде! Торжествуйте, правовернии, зряще несомую икону Владычицы, источающую неизчетныя исцеления всем притекающым к ней с верою и любовию! Преклоняем и мы колена пред Тобою, Пресвятая Богородице, величаем Тя и молим: приими милостивно и от нас жертву хвалы и прославления, приносимую Тебе от недостойных раб Твоих, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную икону Твою, Боголюбивая Мати, с благоговением зрим в Божественных храмех Твоих, радующеся. Кто не прибегаше к Тебе, Владычице? Кто не покланяшеся, кто не лобызаше Твоя пречистыя стопы? Кто не умоляше Тя, Заступницу нашу? О Пресвятая Дево, приими веру и усердие наше, направи путь наш на стези истины, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о наших грехопадениих, и услыши моления к Тебе взывающих:

Радуйся, Благодатная, всеми добродетельми преукрашенная, Своею благодатию нас не оставляющая;

радуйся, Хранительнице наша, в час смертный тьму вражию отгоняющая и по смерти нас упокоевающая.

Радуйся, Милостивая, милость Свою нам являющая в день испытания, воньже открыются дела наша, добрая же и злая;

радуйся, Милосердая, заступление нам посылающая и тем в будущем вечныя радости сподобляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 12

Благодатию Божественною осеняема, святаго Иоанна Предтечу с лики Архангел зрим стоящия окрест Пречистыя Матере Боголюбивыя, вкупе же ублажаем и тя, угодниче Божий. Помози нам, немощным, имети веру непоколебиму, ум чист, силы и произволение освящати души наша постом и молитвою и выну полагати хранение устом нашим, да молитвами Владычицы и твоими сподобимся достойно воспети Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неисчетная знамения и чудеса Твоя, Пресвятая Богородице, умиленно припадаем к пречистому образу Твоему, Боголюбивая Мати, лобызающе его со страхом и трепетом, хвалим Тя яко неисчерпаемый источник благодати, и молим: буди Ходатаица о нас, воздвигни руце к Сыну Твоему, да выну в жизни сей и в будущей милосердие Его неотступно будет от нас, взывающих Тебе:

Радуйся, Присноблаженная, паче земнородных ведущая блаженство пребывати с Богом;

радуйся, и нас причастники сего блаженства соделывающая.

Радуйся, Пренепорочная Дево, всецело стяжавшая чистоту, смирение и непорочность;

радуйся, дарующая нам благая сия, да будем угодны Тебе и Богу.

Радуйся, Всемилостивая Царице, простирающая на нас, грешных, милость Свою во всякое время живота нашего;

радуйся, чадолюбивая Мати, дарующая нам Свое Матернее заступление в час смерти.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 13

О Мати Боголюбивая, Царице Небесная, Всемощная наша Предстательнице! Малыя сия услышавши смиренныя мольбы наша, призри на ны милостивым Твоим оком; буди нам скорая Заступница в день кончины нашея и в час смертный явися нам Сама, Пречистая, простирающи руку помощи, отгоняющи духов злобы, ищущих поглотити душу нашу при разлучении от тела, и сподоби нас в будущей жизни в веселии и радовании возвеличити и прославити Тя, яко Преблагую Покровительницу нашу, да спасеннии Тобою, в безконечнем веце вопием Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелов превысшую…» и кондак 1-й «Взбранной Воеводе…».

Молитва 1-я

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Молитва 2-я

О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Другие языки
Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.
Изображения с более высоким разрешением:

  • 1565 x 2669 пикс.
См. ниже:

  • детали (1)

Ок. 1158–1174 гг.

185 × 105 см

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Инв. В-2972

Происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира.

Боголюбовская икона Божьей Матери является уникальным произведением древнерусского искусства. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. Создание ее связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Позднее в этом месте, названном Боголюбовом, князем был возведен великолепный дворцовый ансамбль. Здесь, в Рождественском храме и был помещен образ Богородицы.

Боголюбовская икона — выдающийся пример живописи княжеских мастеров. Она была создана выдающимся греческим иконописцем или русским мастером, хорошо знакомым с византийским искусством этого времени. Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбовской иконе Божьей Матери, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение культ этой иконы получает в XVIII–XIX веках: появляется большое количество списков, основываются храмы и монастыри в ее честь.

Особенно прославился Боголюбовский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.

По всей видимости, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись данного памятника оказалась в плачевном состоянии. В 1918 году были проведены срочные работы по консервации иконы реставраторами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи под руководством А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря.

После закрытия Боголюбовского монастыря в 1920-е годы икону поместили в церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, позднее — во владимирский Успенский собор.

Ко времени поступления Боголюбовской иконы во Владимирский областной краеведческий музей (1946 год), эта икона находилась в крайне аварийном состоянии: на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами — до самой до доски. Это и обусловило чрезвычайно сложный характер реставрационных работ, проводившихся в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря в 1956–1976 годах. Реставраторам Н. А. Баранову и М. В. Романовой (под руководством Н. Н. Померанцева) потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. В результате проведенной реставрации удалось сделать очень многое. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело настолько необратимый характер, что даже после двадцатилетней реставрации икона остается очень хрупкой и нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированных специалистов.

Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х годов в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. В 1993 году благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

В настоящее время Боголюбовская икона Божьей Матери находится в специально изготовленной усовершенствованной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря на условиях временного хранения под постоянным наблюдением музейных реставраторов.

Информация воспроизводится по материалам Владимиро-Суздальского музея-заповедника (www.museum.vladimir.ru).

См. в «Галерее»:

  • Боголюбская Богоматерь

Детали


Лик Богоматери

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *