Болгар православный

Начало исторического бытия нашей церкви — юбилейный 1988 год Крещения Руси. Храм был перенесён из села Порфировка Спасского района, которое находится в 15 км от Болгара. Село умирало, и деревянная церковь (созданная по проекту казанского архитектора Малиновского в традициях сельского деревянного зодчества) давно стояла в состоянии «мерзости запустения».

Первооснователь храма, протоиерей Сергий, служил в конце XIX — начале XX вв. в Порфировке. Храма в селе не было, и богослужения проходили в каменной часовне. Приход же, к которому относились два больших села Порфировка и Молоствовка, насчитывал около двух с половиной тысяч человек.

Нужна была церковь, и сельский пастырь это понимал. Проникнувшись этой благой мыслью, он принял её как руководство к действию. Живя более чем скромно, он экономил, на чём только можно, стараясь реализовать свои мечты на деле. Но прихожане узнали об этом незадолго до смерти пастыря, который во всеуслышание открыл тайну своего жизненного подвига. И сделал он это потому, что накопленных средств явно не хватало на возведение храма.

Со слезами на глазах батюшка отдал все свои сбережения людям, надеясь на то, что найдутся люди, которые смогут довести дело до конца. Но что могли предложить сельчане, бедные и нищие, только что вышедшие из-под гнёта крепостного права? У них не имелось денег, но были натруженные, мозолистые руки, привыкшие работать. И они решили, что в межсезонье, когда нет полевых работ, будут бескорыстно трудиться во славу Божию.

Вскоре Господь устроил решение и материальных проблем: местная помещица, тронутая горением священника и простого люда, добавила недостающие средства, стройматериалы.

В 1895 году в селе Порфировка был выстроен деревянный трёхпрестольный храм во имя Живоночальной Троицы с тёплыми приделами, посвящёнными Рождеству Христову и мученикам Сергию и Вакху.

Отец Сергий вскоре почил и был погребён недалеко от храма. В 1930 году церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна. Могила священника была осквернена — искали ценности. Это сделали «благодарные» потомки тех людей, для которых создавался этот храм. На сегодняшний день от села ничего не осталось, а самих порфировцев разбросало по свету — нет у них теперь родины.

В 1988 году жители Болгара добились от местных властей разрешения на открытие храма. На всю округу в ту пору существовал лишь небольшой молитвенный дом в поселке Ржавец, в 10 километрах от Болгара (сейчас в Спасском районе 9 действующих приходов на 17 тыс. крещёных, плотность храмов на душу населения в Спасском районе — наибольшая по России). Разрешение получили с трудом. Сначала богослужения проводились в молитвенном доме, а затем верующим выделили территорию на въезде в город, у православного кладбища. По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия храм Святой Троицы из села Порфировки был перевезён в город Болгар.

Храм возрождался исключительно на пожертвования простого православного люда. Некоторые детали храма пришли с годами в негодность, а также требования времени изменили первоначальный облик здания. В сегодняшнем варианте однопрестольный храм имеет многоглавое завершение, посвящён, по благословению правящего архиерея, мученику Авраамию, Болгарскому чудотворцу.

В день памяти прор. Илии 2-го августа 1989 года в храме состоялась первая Литургия. В 1990 году, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира правящим архиереем — Епископом Казанским и Марийским Анастасием был совершён полный чин освящения храма.

С началом девяностых годов и развалом страны, экономики, общим падением уровня жизни, строительство шло очень тяжело. Однако, за это время многое сделано. Обустроено внутреннее убранство — иконостас, кивоты, роспись потолков и стен, сень (подобие часовенки) над ракой с мощами мученика Авраамия, сени над местами чтения Неусыпаемой псалтири, исповеди, кануна. Храм опоясался каменными пристроями, в которых разместились помещения иконной лавки, приходской библиотеки, воскресной школы, редакции газеты, ризницы. Прихрамовая территория фактически представляет из себя церковный городок. Сооружены большая и малая трапезные, сторожка, хозяйственный блок (котельная, складские помещения), скотный двор, несколько домов на две келлии для монашествующих.

Поскольку не виделось в те трудные времена человеческих возможностей продолжения строительства, духовной семьёй храма было решено усугубить общецерковную молитву — каждую пятницу, по совершении Литургии, служить акафист небесному покровителю — мученику Авраамию, прося его явить помощь свыше одному лишь Господу ведомыми путями. По молитвам Божьего угодника свершилось то, что никто не мог даже предположить: началось нерукотворное самообновление икон, благодатное благоухание и мироточение от них.

С апреля 2000 года целая волна обновлений прошла даже по домашним иконам верующих, очень много икон просветлело в самой церкви. Данное благодатное действие Святого Духа не могло, естественно, остаться без постороннего внимания. В Болгар стали приезжать паломники.

Свято-Авраамиевская церковь (г. Болгар)

422840, РТ, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144.

Тел.: (84347) 3-99-36

В юбилейный 1988 год Крещения Руси храм был перенесен из села Порфировка Спасского района, которое находится в 15 км от г. Болгар. Село умирало, и деревянная церковь (ей более ста лет, она создана по проекту казанского архитектора Малиновского в традициях сельского деревянного зодчества) давно стояла в состоянии запустения.

Первооснователь храма, протоиерей Сергий, служил в конце XIX начале XX века в Порфировке. Храма в селе не было, и богослужения проходили в небольшой часовенке. Приход же, к которому относились два больших села Порфировка и Молоствовка, насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Нужна была церковь, и сельский пастырь это понимал. Проникнувшись этой благой мыслью, он принял её, как руководство к действию. Живя более, чем скромно, он экономил на всем, стараясь реализовать свои мечты на деле. Но прихожане узнали об этом незадолго до смерти пастыря, который во всеуслышание открыл тайну своего жизненного подвига. И сделал он это потому, что накопленных средств не хватало на возведение храма. Со слезами на глазах батюшка отдал все свои сбережения людям в надежде на то, что найдутся люди, которые смогут довести дело до конца. Но что могли предложить сельчане, бедные и нищие, только что вышедшие из-под гнета крепостного права? У них не имелось денег, но были натруженные, мозолистые руки, привыкшие работать. И они решили: в межсезонье, когда нет полевых работ, будут бескорыстно трудиться во Славу Божию. Вскоре Господь устроил решение и материальных проблем: местная помещица, тронутая горением священника и простого люда, добавила недостающие средства, стройматериалы. В 1895 году в селе Порфировка был выстроен деревянный трехпрестольный храм во имя Живоначальной Троицы с теплыми приделами: Рождества Христова и мучеников Сергия и Вакха. Отец Сергий вскоре почил и был погребен недалеко от храма.В 1930 году церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна. Могила священника была осквернена: искали ценности. Это сделали «благодарные» потомки тех людей, для которых создавался этот храм. На сегодняшний день от села ничего не осталось порфировцев разбросало по свету — нет у них теперь родины.

В 1988 году жители Болгара (тогда ещё районного Куйбышева) добились от местных властей открытия храма. На всю округу в ту пору существовал лишь небольшой молитвенный дом в поселке Ржавец, в 10 километрах от Болгара. (Сейчас в Спасском районе 9 действующих приходов на 17 тыс. крещёных. Плотность храмов на душу населения в Спасском районе наибольшая по России). Разрешение получили с трудом. Сначала богослужения проводились в молитвенном доме, а затем верующим выделили территорию на въезде в город, у православного кладбища. По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия храм Святой Троицы из села Порфировки был перевезён в город Болгар. Храм возрождался исключительно лишь на пожертвования простого православного люда. Некоторые детали храма пришли с годами в негодность, а также требования времени изменили первоначальный облик здания. В сегодняшнем варианте однопрестольный храм имеет многоглавое завершение, посвящен, по благословению правящего архиерея, мученику Авраамию, Болгарскому чудотворцу.

В день памяти пророка Илии, 2-го августа 1989 года в храме состоялась первая Литургия. В 1990 году, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира правящим архиереем – епископом Казанским и Марийским Анастасием совершен полный чин освящения храма.

С началом девяностых годов и развалом страны, экономики, общим падением уровня жизни, строительство шло очень тяжело. Однако, за это время многое сделано: устроен иконостас, расписаны потолок храма и алтаря, сооружена рака для мощей мученика Авраамия, подведен водопровод, возведены пристрои колокольни, территория храма заасфальтирована. Сооружены трапезная, просфорня, хозяйственный блок (котельная, складские помещения).

Не видя человеческих возможностей продолжения строительства, было решено усугубить общецерковную молитву – каждую пятницу, по совершении Литургии, служить акафист небесному покровителю – мученику Авраамию, прося его явить помощь свыше. По молитвам Божьего угодника свершилось то, что никто не мог даже предположить: началось нерукотворное самообновление икон, благодатное благоухание и мироточение от них. С апреля 2000 года целая волна обновления прошла даже по домашним иконам верующих, очень много икон просветлело в самой церкви. Данное благодатное действие Святого Духа не могло, естественно, остаться вне внимания. В Болгар стали приезжать паломники.

С апреля 2001 года стала издаваться приходская газета «Православный Болгар», тогда же открылась церковная библиотека. С сентября того же года начала функционировать воскресная школа.

25 сентября 2002 года стало поворотной вехой. Впервые прибыли особые паломники – кряшены (православные татары – этнические и духовные потомки мученика Авраамия) – священнослужитeли, монашествующие из разных приходов Казанской епархии, отслужившие Литургию на родном для святого Авраамия языке. За 10 дней до этого обильно замироточила икона Спасителя, в самый же день приезда замироточил образ архангела Михаила у мощей мученика.

2003 год стал для Свято-Авраамиевской церковной семьи временем углубления соборной молитвы. Начиная с Великого поста, храм стал неусыпным духовным стражем, молитвенником за всех. Это выразилось в чтении Неусыпаемой Псалтири. День и ночь, не прерываясь, совершается эта молитва в храме. Пред престолом Всевышнего, у мощей небесного покровителя — святого мученика Авраамия, горит негасимая лампада, неусыпно читается Псалтирь, низводя от Господа на всех, о ком совершается поминовение, благодать Божией милости.

С 24 сентября 2004 года началось чтение акафистов, на которых поминаются те, кто нуждается в помощи при различных обстоятельствах. Таким образом, явилась возможность, даже будучи вне храма, читать тот же акафист, каким молится в этот день и час церковь. Эта объединенная нуждой, временем и едиными словами и чувствами молитва, является молитвой по соглашению, о силе которой так сказано Христом-Спасителем: «Истинно… говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет… Ибо, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18; 19-20).

В ноябре 2004 года была организована благотворительная служба. Для нее оборудовали помещение.

В 2006 году утвердилась традиция проведения миссионерских концертов на Рождество и Пасху. Стал постоянным контакт с районным домом престарелых, детским приютом, военкоматом.

2007 год. Наипервейшим духовно значимым событием явилось перенесение останков первооснователя нашего храма блаженной памяти протоиерея Сергия под своды церковные в новосозданную мраморную гробницу в притворе. Тот, благодаря которому, начал свое бытие храм, теперь пребывает в нём, благословляя каждого входящего на молитву и труд.

На более высокий уровень поднялось миссионерское служение, что и явилось самой яркой духовной составляющей. Ежемесячно проходили встречи, беседы, лекции на христианские темы с учащимися и педагогами школ города и района, лицея, призывниками и тружениками военкомата, работниками библиотек, общества ветеранов и т.д. Церковь, совершая подвиг христианского свидетельства, участвует в ежегодных районных мероприятиях, таких как благотворительный марафон, торжества в честь Дня Победы, Дня славянской письменности, Дня пожилых людей, Дня Призывника, Дня Матери.

Продолжилось пополнение фонда приходской библиотеки, где особо выросло количество CD — и DVD- дисков. Благотворительно передавались книги в библиотеки церквей района, школьные библиотеки, в Центральную районную и Детскую библиотеки, в районный военный комиссариат. Приходская газета вышла на общероссийский уровень. Большее количество нуждающихся было охвачено своей опекой службы благотворительности. В период с 2004 — 2007 гг. удовлетворены просьбы более 600 человек, количество выдач – около трех тысяч.

В 2008 году возведены стены двухэтажного правого придела храма для размещения крестильни, воскресной школы, издательского отдела. Закончено строительство первого дома для монашествующих, поставлен памятник мученику Авраамию. Построен скотный двор.

На месте страданий мученика Авраамия произведена генеральная реконструкция: расчищен колодец, сооружена часовня и ограда, облагорожена территория.

Событием особой духовной значимости этого же года стал постриг первых инокинь (5 человек) монашеской общины.

Осуществилось открытие молитвенной комнаты в Спасской районной больнице.

Выделено и оборудовано помещение для занятий детей воскресной школы в построенном двухэтажном южном приделе, на втором этаже которого и расположился класс. С октября по многочисленным просьбам прихожан начала действовать воскресная школа для взрослых. Общее число обучающихся (взрослых и детей) составило свыше 100 человек.

25 апреля значимым событием стал приезд архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия в Свято-Авраамиевскую церковь на престольный праздник.

Образован отдел образования и катехизации, который включает в себя, на сегодняшний день, 4 службы: воскресная школа, служба оглашения, образовательно-катехизические курсы, летний лагерь. С сентября стали проводиться огласительные беседы с желающими принять Таинство Крещения и Венчания. Целью таких бесед является раскрытие людям смысла и значения этих Таинств, для того чтобы они не стали для человека простой формальностью. C 15 сентября для работников Свято-Авраамиевской церкви и всех желающих начали проводиться катехизические курсы, которые позволяют получить основы духовного образования, христианской жизни. Подготовлены курсы лекций по введению в догматическое богословие, введению в литургику, введение в сравнительное богословие (ислам, протестантизм, баптизм), введение в нравственное богословие.

Начало вечернего богослужения в 17-00, утреннего – в 9-00.

Сейчас Болгар представляет собой небольшое городище с несколькими каменными палатами, большим и малым минаретами, музеем, расположенном в рядом стоящей церкви, Домом хлеба, Белой мечетью и очаровательной природой. Добраться туда можно на речном транспорте из Казани или автобусом.

Как добраться до Булгар?

Добраться до Болгар можно или на автотранспорте (автобусе или на своей машине), либо по Волге. Однако водное сообщение действует только с середины мая до конца сентября. И запись нынче производится за неделю, а то и за две, так как туристов, желающих посмотреть это чудное место, действительно много.

На автобусе до Болгар можно добраться с Центрального автовокзала и автовокзала «Южный” (тел. (843)2615707 – для справок).
Стоимость: 310 рублей в один конец.

Расписание лучше уточнять непосредственно по телефону или в кассах.

На речном транспорте можно добраться на скоростном катере.
Расписание речного транспорта до Болгар:

Стоимость:

  • 331 рубль, 2 часа 25 минут в пути

Отправление метеора из Казани по маршруту

  • 08:00 с 22.05 ежедневно

Интересные экскурсии для вас:

На берегу полноводной Волги в тридцати километрах ниже от устья Камы расположен один из… 1 4 по договорённостиДорогие гости Казани! Предлагаю Вам окунуться в удивительный мир Древнего города Болгар. Эта… 2 1 от по договоренности руб.Экскурсию в древний город Болгар (190 км. от Казани) – место распространения Ислама в Поволжье c X… 0 1 от По договоренности руб.

Карта Болгар и краткий ликбез

Для тех, кто не в курсе, что же такое Болгар, небольшой ликбез:

Булгар (тат. Bolhar, Болгар) — одна из столиц Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Золотой Орды.
Город был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался. Городище расположено около современного города Болгар в Татарстане. Действует Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

В комплекс заповедника входят: Архитектурные памятники (Соборная мечеть, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Церковь Успенья, Малый минарет и Ханская усыпальница, Белая палата, Черная палата, Ханская баня, Малый городок), музей, природные достопримечательности. Ниже представлена карта болгарского городища с сайта заповедника, изучайте.

1. Соборная мечеть
2. Северный мавзолей
3. Церковь Успенья
4. Восточный мавзолей
5. Выставочный зал
6. Ханская баня
7. Ханская усыпальница
8. Малый минарет
9. Белая палата
10. Черная палата, Западные ворота
11. Южные ворота
12. Восточные ворота
13. Малый городок
14. Комплекс мавзолеев
15. Краеведческий музей
16. Озеро Рабиги
17. Туристический причал
18. Зал омовения
19. Колодец Габдрахмана

«Памятный знак в честь принятия ислама Волжскими Болгарами в 922 году”

Организационные моменты

Итак, приглашаем вас посмотреть это место. Многие, кто там был, уверяют, что оно обладает уникальной особенностью: после посещения ощущения очень интересные: будто прикоснулся к чему-то очень старинному, к некой тайне. Да и просто любопытно посмотреть, как жили в X веке. На территории музея-заповедника можно заказать экскурсию. Единственное, что просят, это делать заказ заранее, чтобы не получилось так, что экскурсоводов не будет на месте или все будут заняты. Стоимость экскурсии по городищу от 350 рублей. Цена зависит от количества экскурсантов. На месте также можно присоединиться к какой-нибудь группе и слушать рассказы о ханских усыпальницах.

Официальный сайт с ценами городища дан ссылкой ниже:

Есть и другой вариант: самостоятельный обход и объезд всех достопримечательностей. И если со вторым понятно: около здания «Памятный знак в честь принятия ислама Волжскими Болгарами в 922 году” стоят такие крутые гольф-кары, на которых за 50 рублей (билеты в кассах) можно проехать большинство достопримечательностей без экскурсии, то что касается пешей прогулки, то учтите, что все достопримечательности находятся довольно далеко друг от друга, поэтому если вы за такой вариант, продумайте заранее, как будете добираться обратно.

Прогулка на гольф-каре. Черная палата.

Мы с вами отправимся по маршруту на гольф-каре. Первая достопримечательность по маршруту – это Черная палата. Здание с до конца неясной историей.


Черная палата является наиболее сохранившимся памятником со времен Булгар. Но что это за постройка, неизвестно до сих пор. По легенде, во время набега Аксак-Тимура вся семья булгарского хана укрылась в этом здании. Тимур поджег здание, а когда оно перестало гореть, на крыше появилась таинственная белая фигура – дочь хана. Аксак-Тимур, восхищенный её смелостью, предложил ей замужество. Иначе её братьев ожидала казнь. Девушка попросила отпустить братьев, выдав им самых быстрых коней. Когда братья красавицы ускакали, она бросилась с крыши здания и разбилась. Здание же осталось черным от пожара.


Современные исследователи несмотря на все легенды считают, что черная палата, возможно, была судилищем, где с разных дверей входило трое судей (в Черной палате три входа). Вероятно также, что это здание было мечетью или медресе, четвертые связывают происхождение Черной палаты с ханакой с кельями для странствующих дервишей. О том, что это такое, сможете узнать, приехав сюда.


Сказать точно, что это было – сложно. Доподлинно известно лишь, что здание входило в архитектурный комплекс: рядом было найдены фундаменты еще 7 зданий. Разузнать подробнее можно на официальном сайте или же буквально через дорогу от Черной палаты. Именно там расположилась Международная археологическая школа. Ну а мы двигаемся дальше. И следующее здание – Белая палата.

Белая палата

Белая палата – достопримечательность, расположенная южнее Черной палаты. И в отличии от последней известно, что Белая палата – это руины бани XIV в.

Комплекс бань состоял из раздевальни, комнаты с холодной ванной или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений.


По руинам все желающие могут пройтись и найти место, где располагались котлы, например.


Ханская усыпальница и Малый минарет

Следующие достопримечательности по гольф-кар-маршруту – это Ханская усыпальница и Малый минарет. А также другой знаковый объект – это памятник Сахибам. По легенде, пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников в Булгарию. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцелили многих больных. Опершись на посох пророка, они впервые на этой земле произнесли проповедь. Через 12 лет двое сподвижников вернулись в Медину, третий остался, жил и был похоронен в Болгаре. Памятник представляет собой восьмиугольную плиту, на которой воздвигнута арка. На устоях арки-плиты на татарском, русском, английском и арабском языках указаны имена 3-х сахабов пророка. Памятный знак увенчан рельефным изображением чалмы, посоха и пера. Эти три предмета – подарок пророка Мухаммеда – принесли сахабы с собой в Волжскую Булгарию.

Малый минарет Ханская усыпальница

Малый минарет был построен во второй половине XIV века. Сегодня все желающие могут подняться наверх по каменным ступенькам. Лучше с фонариком и довольно аккуратно. На всякий случай, откроем вам секрет: оказывается, спускающийся по ступенькам Малого минарета должен посчитать все ступеньки, которые он прошел, чтобы его грехи были прощены. Одна ступенька – один грех. Так что не удивляйтесь, если услышите счет. Кто же не любит легенды?

К северу от Малого минарета, на территории бывшего кладбища сохранились руины четырех усыпальниц XIV века. Средняя из них носит название «Ханская усыпальница». Внутри здания найдены 7 погребений. 3ахоронения принадлежали взрослым и детям.

Последней по списку в гольф-кар-маршруте стала Восточная палата (Ханские бани). Напоминает Белую палату, но здесь туристов значительно больше.


Примечательна тем, что Восточная палата была обнаружена археологами в 1984 году. Именно в ходе раскопок Восточной палаты были обнаружены 7 слоев существования Булгарского поселения. Первый из них относится к Х веку.

Белая мечеть

Гольф-кар оставляет всех желающих на площадке возле Администрации музея-заповедника, откуда за 25 рублей мы пересядем в следующий гольф-кар и поедем к Южным воротам (смотрите на карте). Здесь есть, что посмотреть.



Белая мечеть, спроектированная так, что напоминает знаменитый индийский Тадж-Махал, была построена в 2012 году. Белоснежно-кремовый комплекс воздвигнут в рекордные сроки по проекту Сергея Шакурова, казанского архитектора. Величие и размах сооружения притягивает к себе не только приверженцев ислама, но и простых путешественников. Здесь работают экскурсии. Так что если заранее договориться, то вам все подробно расскажут и покажут. Вход в саму мечеть – бесплатный условно. Бахилы – 5 рублей.



Музей хлеба

Рядом с Белой мечетью расположился новенький Музей хлеба. Стоимость билетов в музей хлеба можно узнать тут: http://muzeji-hleba.ru/uslugi-i-ceny.html/ Взрослый билет – 150 рублей, детский – 100 рублей.

Вообще на территории Булгар действует много музеев:

  • Музей хлеба,
  • Музей болгарской цивилизации (в здании речного порта),
  • Музей истории церкви Успения,
  • Колодец Габрахмана и другие.

Времени посетить все не хватит, если оно ограничено обратной поездкой на автобусе или метеоре, поэтому посмотрим относительно новый Музей хлеба. Первое же здание – это Дом пекаря. Разделено на два зала. Бахилы кстати бесплатно! В первом рассказана история татарского сельского хозяйства. Предметов старины предостаточно, что, конечно же, не может не радовать:


Во втором зале представлена история современного татарского сельского хозяйства. И судя по музею, в республике с этим все в порядке: сельское хозяйство на самом высоком уровне. Что действительно радует, так это сопровождение экспонатов электронными играми и заставками. Это привлекает не только взрослых, но и детей:

Интерактивное поле для игры про татарскую выпечку Пашем поле. Впряглись и поехали!

На территории также находится настоящий колодец, усадьба мельника, а также воссозданные татарские дворы с настоящими конюшнями и птичьими дворами, а также татарские избы с расположением комнат, необходимыми для деревенской жизни атрибутами:




За оставшееся время мы обзорно посмотрим остальные достопримечательности. Это два мавзолея, Ханский дворец, Успенский собор и Большой минарет. Чтобы попасть туда, мы сядем в наш гольф-кар и вернемся назад.

Мавзолеи и Ханский дворец

Ханский дворец или Дом с башнями – постройка, которую относят по времени к золотоордынскому времени середины ХIII века.



Внутри Северного мавзолея – старинные надгробные камни, которые были найдены на территории городища. На них можно проследить высеченную арабскую вязь и растительные орнаменты Восточный мавзолей

Соборная мечеть и Успенский собор

Строительство Соборной мечети относится также к ХIII веку. Она считалась главным зданием города, демонстрацией мощи государства и величия исламской религии. В конце XIII – начале XIV века почти разрушенная Соборная мечеть была восстановлена.

С ее башен открывался великолепный вид на побережье, оно просматривалось на десятки километров. Своим видом она привлекала взоры чужеземцев, плывущих на судах по Волге. Укрепленный храм с 24-метровым минаретом служил главной мечетью древнего городища.


Рядом с Соборной мечетью находится церковь Успения. В ней сегодня располагается музей. Хорошая, достойная и интересная коллекция.

Здесь и булгарская утварь, оружие, изделия из камня и керамика, написанные картины по булгарским мотивам, и многое другое. Так что, если будет время, заходите.

Так, завершив круг, мы вышли к зданию «Памятный знак в честь принятия ислама Волжскими Болгарами в 922 году”, где за 150 рублей можно пройти по музею и посмотреть на самый большой печатный Коран. Также музей располагается и в новом речном порту. Но так как времени у нас осталось мало, мы просто предлагаем насладиться потрясающими видами, которые открываются с Булгар на Волгу:


Так закончилось наше путешествие по древнему городищу. Посмотреть удалось очень многое. Но надеемся, что вам удастся посмотреть еще больше. И вы расскажете об этом нам в своих комментариях. Ведь Булгары, наряду со Свияжском, Билярском и Раифским монастырем являются основными достопримечательностями Татарстана и, на наш взгляд, обязательны к посещению и осмотру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *