Большевики и церковь

В советское время в составе Русской Православной Церкви находились: Кавказский экзархат, упразднённый в 1920 году, Украинский экзархат (1921—1939, 1945—1990), Западноевропейский экзархат (1931—1990), Североамериканский экзархат, с 1954 года — Экзархат Северной и Южной Америки (1933—1970), Среднеевропейский экзархат (1946—1948, 1960—1990), Восточноазиатский экзархат(1946—1962), Экзархат Центральной и Южной Америки (1970—1992).
Все это было потеряно в советское время.
Ныне в Русской Церкви существует лишь Белорусский экзархат, образованный в 1989 году.
Буркина пишет: Красным цветом показана сфера влияния РПЦ. Но это все начало рушиться с 1991 года вместе с развалом СССР, которому немало содействовала сама РПЦ и которая активно продолжает свою антисоветскую, а значит антироссийскую деятельность на пару с путинским режимом. Плоды этой деятельности пожинаем сейчас и будем пожинать дальше.
Ну и дает карту из википедии из статьи https://ru.wikipedia.org/wiki/Каноническая_территория

Все наоборот именно советская деятельность привела к това что русская православлавня церковь понесла такие потери. Именно формула «православный значит русский», мешала делать из русских нерусских. Поэтому советские сразу же начали, разрушать русскую православную церковь.
Система подчинения в православии, намного сложней, чем в католичестве. Есть автокефалии — поместные церкви, которые ни от кого не зависят. Эту независимость признают остальные автокефалии, есть автокефалии частичные , по факту автокефальные, но многие их считают автономными, к примеру американская православная церковь. Есть автономные (самостоятельные) церкви в составе какой то автокефалии, там сами выбирают себе начальство. Есть экзархаты, в составе автокефалии, где начальство назначают в автокефалии.
Продвижение набор епархий поместной церкви- экзархат поместной церкви-самостоятельная церковь со своими епархиями под патронажем автокефальной церкви — автокефальная поместная церковь. Это такая эволюция православных церквей.
До 1917 года русская православная церковь была единой, и активно вела миссионерство и распространялась. Ее ведущая роль в православии никем не подвергалась сомнению. РПЦ была главной православной церковью и единственной церковью, которая защищала православных. Но с появлением большевиков, все изменилось. На получение томосов, типа нынешнего, которой хочет получить украинский режим, советской православной церкви было наплевать. Да что там, она сама раздавала томосы своим бывшим владениям.
С 1917 большевики стали разваливать сферу влияния РПЦ, причем речь о защите православных уже не шла. Совсем наоборот, мусульманским кемалистам отдали православные земли в Армении, и помогли в войне против православных греков. По мнению исследователей, решающую роль в успехах кемалистов против греческих войск, равно как ранее и против армян (1920) сыграла финансовая и военно-техническая помощь кемалистам со стороны большевистской России начиная с осени 1920 года и в последующие 2 года. Большевикам было наплевать на христианских армян и греков (которым турки устроили геноцид). Все греческие города в материковой части малой Азии перестали существовать.
Но вернемся к подаркам автокефалий коммунистами.
То что СССР потерял
Первой ушла Грузинская православная церковь
В 1811 году века автокефалия Грузинской церкви де-факто была упразднена, после чего поместная Грузинская церковь существовала как часть Российской церкви в виде Грузинского экзархата до 1917 года, когда была явочным порядком восстановлена. Это единственный уход, который произошел до октябрьсякой революции. В 1943 году автокефалия Грузинской церкви была признана Московским патриархатом. Тут постарался лично главный коммунист страны грузин Сталин, даровав автокефалию своему народу. Не советскому конечно, а грузинскому.
Финская православная церковь
До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом княжестве Финляндском была частью Русской православной церкви (РПЦ). После получения Финляндией независимости в 1917 году чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) о даровании епархии статуса автономной церкви в составе РПЦ, что было признано патриархом 11 февраля 1921 года. В 1918 году имущество РПЦ в Финляндии было национализировано и передано вновь возникшей Финляндской автономной церкви. С 1921 по 1923 год находилась в юрисдикции Московского патриархата, с 1923 года финскую православную церковь по настоянию коммунистов передали, в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Эстонская православная церковь
Получила автономию 10 мая 1920 года постановлением Московского патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви; в июле 1923 года была принята на правах автономного митрополичьего округа в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Польская православная церковь
С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской Церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Назначенный 17 сентября 1918 года митрополитом Варшавским и Привислинским Серафим (Чичагов) не смог выехать из Советской России в Варшаву. Священный Синод Российской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру пребывавшего в эмиграции бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита; Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.
После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского), Константинопольский Патриарх Григорий VII, без согласования с Московским Патриархатом (Патриарх Московский Тихон находился тогда под арестом), ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, своим томосом утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры.
Кстати ситуация в Польше тогда была, почти такой же, как нынешней Украине. Тот же спор о решении Константинопольского патриархата 1686 года. Только большевикам понадобилось всего 6 лет, чтобы довести ее до томоса, и поддержать его.
Как там пишет Буркина про нынешнюю ситуацию
Это закономерный итог следованию имперско-авантюрной линии Кремля в отношениях с ближайшими соседями на основе адовой смеси госкапитализма социализма и госправославия. В результате такой политики Россия СССР превращается в чумной барак, который все стараются обойти по максимально большому радиусу.
Были и другие загубленные большевиками православные церкви. По большому счету РПЦ до революции окормляла весь земной шар, кроме нескольких участков средиземнорского бассейна Южной Америки и Африки. Но столь мощный инструмент влияния на мировые события, для коммунистов был слишком сложен. Ну зачем коммунистам главенство РПЦ над американской православной церковью? То ли дело, никому не нужная 70-тысячная Американская компартия, состоящая на 90% из негров и евреев, в которую вбухивали огромные деньги. Реальное влияние на американский православный электорат, было слишком сложным для советских. «Ведь у Ватикана нет дивизий»
Китайская Автономная Православная Церковь
в 1954 году Русская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии епископа Пекинского архимандрита.
Японская православная церковь После революции 1917 года православная церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу.
Американская православная церковь Автокефалия Православной церкви в Америке, предоставлена 9 апреля 1970 года Русской православной церковью.
Были еще церкви в католической Европе , к примеру «Французская Православная Церковь» , которая вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей, где получила наименование «Православная Кафолическая Церковь Франции».
Веде и всегда, коммунисты пытались развалить русскую православную церковь. Именно поэтому советскую православную церковь ненавидели за границей. Объединила всех русских православных выгнанных или брошенных Советской Россией , Русская православная церковь заграницей.
Она возникла в начале 1920-х годов как русская православная эмигрантская церковная организация, которая объединяла большую часть духовенства Православной российской церкви, оказавшегося в изгнании и эмиграции вследствие революции 1917 года и гражданской войны в России. Окончательно вышла из административного подчинения «московской церковной власти» в 1927 году, и провозгласила эту власть несвободной в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящейся в порабощении у большевистского режима. Советская власть вынудила РПЦЗ уйти в раскол, чудом РПЦЗ не ушла под турецкий контроль.
И напоследок Архиерейский собор РПЦ 30—31 января 1990 г. принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам, которые получили финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями соответственно и иметь собственные Синоды, которым передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на их территории. В 1992 Украинский экзархат взбунтовался и ушел в раскол, организовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, продолжая традицию. Ведь 9 ноября 1917 года в Киеве 3-й Всеукраинский войсковой съезд принял резолюцию об автокефалии Украинской православной церкви. Напоследок, коммунисты попытались отсоединить Украину и Белорусь от РПЦ
Да были, провинции которые не отдали, Латвийская церковь тоже была отдана в юрисдикцию Константинопольского патриархата., но умудрились забрать обратно.
Но общий итог таков
Советская православная церковь, создала три независимых от России автокефалии: Польскую, Грузинскую, Американскую. а также отдала в подчинение турецкому Стамбулу Эстонию и Финляндию. А также повысила из экзархатов, превратив в самоуправляемые Латвийскую, Японскую, Китайскую, Украинскую православные церкви. Дав больше полномочий белорусскому экзархату, почти сделав его самостоятельным.
Из похожего в последующее время, было повышение в 1992 году Православной церкви Молдовы до автономии, но тут решение было понятным, чтобы молдавский экзархат не ушел в румынскую автокефальную православную церковь. Тяжба по поводу раскольника Епископа Петра до сих пор ведется между Румынской и Руссской православной церквями.
Большевики окончательно раскололи русский православный мир, плоды чего мы сейчас и пожинаем. Несмотря на смешки, это действительно все бомбы заложенные Лениным, в автокефалии грузинской церкви, постарался лично Сталин. Ведь по границам Брестского мира, когда большевики совершили грандиозное предательство отдав немцам 63 миллиона русских людей, и развалился СССР.
После 1991 года, РПЦ многое делала, чтобы исправить ситуацию, понемногу отбивая отобранное в коммунистическую эпоху. В начале 1990-х годов Эстонская православная церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата. Одно только прекращение раскола в 2007 между РПЦ и Русской православной церковью заграницей, чего стоит. Но то что возможно, Украинская, белорусская и молдавская церковь превратятся из самостоятельных, под юрисдикцией РПЦ в автокефальные, уже лежит вина советской православной церкви. Именно она их сделала из экзархатов, самостоятельными. Удержать любую из них будет деянием. И то что РПЦ уже 27 лет это делает, это уже подвиг.

ББК63.3(2)612

Т.М. Новикова

Деятельность Русской православной церкви в период Гражданской войны (на материалах Восточной Сибири)

Ключевые слова: Гражданская война, православная церковь, епархия, духовенство, белые, большевики. Key words: Civil war, orthodox church, diocese, clergy, white forces, bolsheviks.

Предшествующие Гражданской войне события Октября 1917 г. кардинально изменили общественнополитическое устройство государства. В основу нового религиозного законодательства был положен принцип секуляризации, а свободу совести вытеснила антирелигиозная пропаганда и атеизм.

В период Гражданской войны происходила эволюция государственно-церковных отношений. В самой Русской православной церкви (РПЦ) шел сложный процесс приспособления к условиям новой действительности, поиск оптимальной модели взаимодействия с гражданскими властями и верующими.

Специфика Восточной Сибири заключается в том, что ее территория в различные периоды Гражданской войны контролировалась как большевиками, так и антибольшевистскими правительствами. В связи с этим государственно-церковные отношения приобретали противоположную направленность. Кроме этого, на заключительном этапе Гражданской войны часть Восточной Сибири (Забайкалье) вошла в состав формально независимой от Москвы Дальневосточной республики (ДВР), существовавшей с апреля 1920 по ноябрь 1922 г. В ней коммунисты под давлением угрозы белогвардейцев и японцев были вынуждены избрать в отношении церкви и верующих более мягкую тактику, которая отличалась от «идеальной» жесткой политики в остальной Сибири.

Декреты советской власти, принятые в конце 1917 -начале 1918 г., лишили Русскую православную церковь (РПЦ) прав собственности на землю, отняли у нее учебные заведения (в том числе профессиональные) и все связанное с ними имущество, аннулировали в глазах государства действенность церковного брака. Изменение условий брака нанесло удар по морали российской семьи. Множество брачных союзов, которые заключались гражданским образом, легко появлялись и исчезали. А введение гражданского брака, наряду с гибелью родителей в Гражданской войне, стало источником огромного количества беспризорных детей в 1920-х гг.

Окончательное отделение церкви от государства и школы от церкви было провозглашено Декретом СНК от 23 января 1918 г. Отныне церковь лишалась прав юридического лица и становилась частной организа-

цией, содержание которой полностью ложилось на плечи верующих.

25 января 1918 г. Поместный собор РПЦ дал декрету следующую оценку: он «представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной церкви и акт открытого против нее гонения» .

В епархиях Восточной Сибири декреты советской власти были восприняты негативно. Так, в конце февраля 1918 г. собор Красноярской епархии по указанию правящего епископа Назария обязал все церкви и верующих вести решительную борьбу против закона советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В Восточной Сибири советская власть приступила к проведению в жизнь декретов и постановлений ВЦИК и СНК в начале января 1918 г. При Комитете советских организаций Восточной Сибири был организован культурно-просветительный отдел (председатель П.Ф. Парняков) для заведования всеми учебно-воспитательными учреждениями в целях проведения мероприятий центральной и местной советской власти. Распоряжением отдела от 10 января

1918 г. отменялось преподавание Закона Божьего во всех учебных заведениях округа с 1 января 1918 г. Законоучителя лишались казенного содержания. Также было сказано, что аттестаты об окончании учебного заведения без отметки по Закону Божию «считаются действительными» . Культурнопросветительный отдел постановил организовать специальную комиссию по ликвидации учебных заведений духовного ведомства в составе В.Т. Ки-приянова, М.Н. Забанова и М.Ф. Парняковой.

В конце января-феврале 1918 г. большевики с помощью вооруженной силы передали духовно-учебные заведения в ведение местных отделов народного образования. Запрещение преподавания Закона Божьего в храмах встретило сопротивление не только духовенства, но и верующих.

Вскоре после начала Гражданской войны руководство РПЦ заявило об аполитичности церкви и священнослужителей. Вопреки этому каждая из противоборствующих сторон гражданского конфликта пыталась использовать Церковь в своих идеологических планах. Белые рассчитывали на помощь духовенства в деле мобилизации добровольцев в армию под флагом защиты Отечества и православной веры от большевиков. Красные, всячески подчеркивая единство целей Белой

армии и РПЦ, старались одним ударом покончить с обоими врагами.

Большие усилия большевики предпринимали по дискредитации РПЦ в прессе, настойчиво устанавливая монопольный контроль над периодическими изданиями. Через газеты власти непрерывно формулировали и внедряли тенденциозную и ложную информацию. В газетах Восточной Сибири постоянно выходили материалы с критикой деятельности духовенства не только в регионе, но и на общероссийских примерах. Наиболее перспективными направлениями для «разоблачения» являлись: контрреволюционная деятельность, антисоветская пропаганда, участие в черносотенном и белогвардейском движениях, произвол в расценках за требоисправления, ложная трактовка декретов советской власти.

Пожалуй, самый острый в Восточной Сибири конфликт верующих и большевиков произошел в Чите. В июне 1918 г. большевики потребовали передачи имущества и документации Забайкальской духовной консистории в руки советской власти. Это означало фактическую ликвидацию главного органа епархиального церковного управления.

В ответ епархиальное собрание приняло постановление не отдавать вверенного церковного имущества, зданий консистории и миссионерской церкви. Члены духовной консистории отказались передать дела консистории Совету народного хозяйства и 17 июня 1918 г. подписали документ, где власти народной противопоставлялась власть Священного собора, патриарха и Святейшего Синода. Протоиерей С.П. Старков, священники Н.П. Стрелков, Н.Д. Подгорбунский были заключены в тюрьму.

19 июня 1918 г. по призыву Союза православных приходов был организован крестный ход. С иконами и хоругвями до 500 верующих двинулись к Александровской улице и по ней в сторону тюрьмы . В ответ власти выставили цепью команду солдат, с приказом не допустить толпу до тюрьмы. (Позднее большевики утверждали, что команда имела строжайшее приказание действовать словесно, не употребляя оружия, если толпа не нападет сама). Начальник команды потребовал от участников крестного хода разойтись или, как минимум, остановиться, но безрезультатно. Затем команда дала залп вверх, а в толпе началась паника. Далее якобы начались выстрелы со стороны, из разных домов, причем кто их производил, осталось невыясненным. Была убита жительница Читы Баранова , несколько человек ранено, в том числе жена священника Старкова. Ссылаясь на показания читинских милиционеров Коцюба и Могильникова, большевики настаивали на версии провокационных выстрелов из домов и по толпе, и по солдатам. В разгоне верующих кроме красногвардейцев и чекистов участвовал интернациональный отряд Михаэля (Михали Бодеску) .

При изучении документов советской стороны привлекает внимание путаница в трактовках даже современных событий, стремление наклеить расплывчатые ярлыки (например, «подстрекательский, явно черносотенный, погромный характер»), а также психологическая неготовность к чужой самоорганизации.

Иркутские большевики назвали случившееся в Чите «уличными выступлениями толпы верующих, требующих освобождения арестованных священников», произошедшими из-за «не разъяснения верующим со стороны священнослужителей сущности закона об отделении церкви от государства» .

Забайкальский областной исполнительный комитет объявил все действия советской власти правильными и целесообразными, всех участников подавления и ликвидации контрреволюционного выступления «точно исполнившими свой революционный долг». Для расследования была избрана политическая следственная комиссия . Эта комиссия объявила виновными в событиях «определенную контрреволюционную организацию, пользующуюся каждым случаем для возбуждения населения против Советской власти», а происшествие расценила как «первую попытку свержения местной Советской власти».

Разбирательство о событиях 19 июня завершил суд, перед которым предстало 7 священников и 9 прихожан. В ходе судебного следствия большевики были вынуждены отказаться от утверждений о нахождении белогвардейцев среди участников крестного хода, о провокационных выстрелах из толпы и обстрелах советских отрядов в различных частях города . Это, однако, не мешало в исторических исследованиях повторять вымысел о вооруженных белогвардейцах в толпе, провокации в Акуловском переулке, убийстве нескольких мальчуганов» .

Суд вынес сравнительно мягкий приговор — три месяца лишения свободы протоиерею С. Старкову и священнику Н. Подгорбунскому. Однако с падением в августе 1918 г. советской власти в Забайкалье осужденные были освобождены.

Православное духовенство восточно-сибирских епархий РПЦ повсеместно приветствовало падение советской власти и установление белогвардейского режима летом 1918 г. Это было связано, во-первых, с антирелигиозной и антицерковной политикой, проводившейся большевиками. Во-вторых, Белые власти повсеместно отменили все ограничения, наложенные советской властью на деятельность Церкви. Временное Сибирское правительство в июле 1918 г. аннулировало декреты советской власти. Церквям и монастырям были возвращены конфискованные земли и имущество, в школах возобновилось обязательное преподавание Закона Божьего. Это давало основания православному духовенству надеяться на постепенное восстановление условий для нормальной работы всей церковной структуры.

Деятели Белого движения делали серьезную ставку на священнослужителей в борьбе со своими противниками. Верховный правитель Сибири

A.В. Колчак надеялся, что православная церковь поможет ему одержать победу над большевиками. По его мнению, «…политические лозунги, идея Учредительного собрания и неделимой России больше не действуют. Гораздо понятнее борьба за веру…» . Эта позиция нашла поддержку у духовенства, оказавшегося на территории, контролируемой правительством А.В. Колчака.

Поскольку епархии, находящиеся на территории, подвластной белым правительствам, лишились связи с патриархом и Синодом, возникла идея о временных высших органах церковного управления. На Всесибирском соборном церковном совещании в Томске в ноябре 1918 г. собрались 13 архиереев и 26 членов Всероссийского поместного собора. Они приняли решение об организации Временного высшего церковного управления (ВВЦУ), которое возглавил архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский). В состав ВВЦУ вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин, епископ Уфимский Андрей, священники Я.Я. Галахов и

B.П. Садовский, профессор Томского университета, доктор церковного права П.А. Прокошев и профессор Казанской духовной академии Л.И. Писарев . Окончательно ВВЦУ было оформлено на Сибирском Поместном соборе, состоявшемся в Омске. Собор определил: «Впредь до соединения и восстановления отношений с Патриархом, учреждается временное Высшее Церковное Управление, заседающее в месте резиденции Правительства под председательством местного Епархиального епископа» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При создании ВВЦУ предполагалось, что после восстановления связи с патриархом и Синодом ВВЦУ даст отчет о своей деятельности патриарху, после чего прекратит свою работу.

Совет министров правительства Колчака 28 марта

1919 г. признал ВВЦУ временным высшим представительным органом православной церкви и ежемесячно выделял на его нужды 32350 руб. . Для руководства ВВЦУ 27 декабря 1918 г. было создано Главное управление по делам вероисповеданий во главе с главноуправляющим П.А. Прокошевым.

Правительство Колчака обязывалось содержать церковь за счет государственных средств. По данным историка И.Д. Эйнгорна, расходы на содержание центральных учреждений церкви составили 1260993 руб., на содержание 4386 причтов Сибири и Дальнего Востока отпускалось 11866300 руб., из них 1612 причтам Сибири — 4406400 руб. По Енисейской и Иркутской епархиям было открыто 505 сельских церковных приходов. Оклады духовенству были увеличены в 2,5 раза. В 1919 г. в Сибири были вновь открыты 5 духовных семинарий и 5 духовных училищ .

А.В. Колчак считал, что православная церковь, соединенная с режимом «жесткой руки», столь, по его мнению, близкими и созвучными настроениям русского крестьянства, поможет ему стабилизировать ситуацию в Сибири и, в конечном итоге, справиться с большевизмом . Поэтому он не раз подталкивал ВВЦУ признать его полномочия и в религиозно-церковной области. После сложных переговоров с ВВЦУ П.А. Прокошев добился, чтобы при сохранении фактического руководства этим органом архиепископом Сильвестром церковными иерархами было провозглашено, что «Верховный Правитель Сибири» располагает еще и «Божией благодатью быть одновременно и главой Церкви Русской вне большевистских пределов».

ВВЦУ предпринимало большие усилия по разъяснению опасности большевизма как в России, так и за ее пределами. В начале 1919 г. правительство Колчака удовлетворило просьбу ВВЦУ об организации вагонов-церквей для поездок на фронт с целью агитации солдат и крестьян верой и правдой служить правительству .

К концу 1918 г. на территории, контролировавшейся А.В. Колчаком, собралось более 3,5 тыс. священнослужителей, в том числе немало военного духовенства. Его в колчаковской армии было примерно две тысячи человек . Главным священником армии и флота вооруженных сил А.В. Колчака в феврале 1919 г. был избран протоиерей А. Касаткин.

Духовенство регулярно служило молебны о даровании победы белому воинству, были организованы вагоны-церкви для поездок на фронт, введены должности полковых священников, благочинных гарнизонов и дивизий, священников армий. Значительное количество духовенства находилось при госпиталях.

В Забайкалье в связи с временным нарушением нормальных отношений с Омским правительством А.В. Колчака атаман Г.М. Семенов взял на себя формирование структуры военного духовенства. 11 февраля 1919 г. он приказал благочинному ВосточноСибирской армии священнику А. Жуковичу впредь именоваться Главным священником армии. При нем были учреждены должности секретаря и церковника из солдат. Главному священнику было предоставлено право назначать священников и церковнослужителей в подвижные части армии, начиная с полка. Священники дивизий и корпусов получили права благочинных. Г.М. Семенов предложил А. Жуковичу поддерживать связь с ВВЦУ в Омске и протопресвитером армии и флота. При назначении военных священников из лиц гражданского духовенства главный священник был обязан получать согласие епархиального епископа и его отзыв «о степени соответствия» кандидата «пастырскому служению в Армии». Кроме этого, главному священнику предоставлялся послужной список кандидата в военные священники .

Военные неудачи подтолкнули белых к поиску и организации новых форм привлечения населения для борьбы с Красной армией. Ставка была сделана на развитие добровольческого движения под знаменем религиозной борьбы за Отечество и поруганную большевиками православную веру. Создание христианских воинских частей должно было укрепить боевой дух Белой армии и вдохновить ее на борьбу с «большевиками-антихристами».

В начале сентября 1919 г. были учреждены должности начальника добровольческих формирований с соответствующим управлением и пяти региональных уполномоченных со своими управлениями. На должность начальника добровольческих формирований

А.В. Колчак назначил генерал-лейтенанта В.В. Голицына. 19 сентября было утверждено «Положение о дружинах Святого Креста». В нем, в частности, говорилось: «§1. Дружина Святого Креста есть воинская добровольная часть (рота, батальон), борющаяся с большевиками как с богоотступниками, за веру и Родину. §2. Каждый вступающий в дружину Святого Креста, кроме обычной присяги, дает перед крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу» . Таким образом, дружина одновременно представляла собой воинскую часть и религиозное братство. Каждая дружина имела небесного покровителя и братский устав, а все дружины образовывали братство Святого Креста.

Добровольческие дружины сражались в Петропавловской операции, в боях на реках Тобол и Ишим.

В Иркутске была организована 1-я Иркутская дружина Святого Креста. Иркутские «крестоносцы» особо отличились 23 декабря 1919 г. в бою на станции Тайга, ставшем последней попыткой белых остановить наступление Красной армии. Следует особо отметить, что советская пропаганда значительно преувеличивала масштабы религиозного добровольчества.

Деятельность РПЦ и действия красных партизан в сельских районах региона неоднократно пересекалась. Духовенство часто становилось и первыми жертвами партизанских репрессий. В большинстве случаев партизаны жестоко расправлялись с «попами», видя в них пособников белогвардейцев. Известны случаи, когда партизаны налагали на духовенство контрибуцию за сохранение жизни священнику и его семье .

Сравнительную терпимость проявляли к духовенству партизаны Степного Баджея. Учитывая, что кадры партизан формировались в основном из крестьян, отличавшихся своей религиозностью, партизанское командование сознательно не выдвигало антирелигиозную пропаганду на первый план. Главный упор делался на разоблачение так называемой классовой позиции духовенства, выражавшейся в тесном союзе с зажиточным крестьянством (кулаками), а также против контрреволюционной деятельности священников, их сотрудничества с белыми.

Однако имелись факты действительных компромиссов в этой области. Так, Главный штаб армии Кравченко-Щетинкина обсуждал вопрос об «избрании военного муллы для исполнения религиозных обрядностей товарищей солдат магометанской религии». Предложен был мулла, признанный «по своему образованию и душевным качествам» подходящим для должности военного муллы, на что ему был выдан соответствующий документ .

В то же время отдельные священники, по данным белых, выступили в роли организаторов партизанских выступлений. Например, в Тассевской волости этим «отличились» священники Орлов и И.А. Вашкорин, произносившие «большевистские проповеди» .

Кроме духовенства, преследовались также и участники формирования дружин Святого Креста; некоторые из них были расстреляны как враги революции. Газета политического отдела 5-й армии «Красный стрелок» в статье «Шестьдесят один» опубликовала список врагов революции, расстрелянных Иркутской губернской ЧК в 1920 г. .

Помимо действий официальной советской власти, духовенству угрожал и «красный бандитизм»

— произвол лояльных большевикам слоев населения. Виновные даже в убийствах «красные бандиты» или освобождались от наказания, или получали незначительные тюремные сроки.

Источником содержания православного духовенства восточно-сибирских епархий в годы Гражданской войны служили исключительно добровольные приношения верующих, иногда натурою в качестве платы за требы. Содержание причта характеризовалось как скудное, полуголодное. Для заключенных служителей церкви в приходах проводили добровольный сбор разных продуктов и других необходимых материалов.

Церковные капиталы были аннулированы, а имущество, принадлежащее церквям и причтам, реквизировано. Национализация монастырских имуществ в Восточной Сибири была осуществлена в течение 1920-1921 гг. .

Одним из наиболее значимых событий церковной политики Советского государства периода Гражданской войны была организованная в конце 1918 г. кампания по вскрытию мощей православных святых. 16 февраля 1919 г. последовало постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей .

Кампания по вскрытию мощей коснулась Иркутской епархии в начале 1921 г., когда подверглись вскрытию мощи Святителя Иннокентия (Кульчицкого). Вскрытие мощей в 1918-1920 гг. можно рассматривать как своеобразный пролог антирелигиозной кампании 1922-1923 гг., имевшей целью сломить духовное сопротивление и подорвать влияние Церкви на народ.

Библиографический список

1. Васильева, О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. — 1993. — №8.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО).

— Ф. 50. — Оп. 6. — Д. 201.

3. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. 300. — Оп. 1. — Д. 507.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Василевский, В.И. Забайкальская белая государственность. Краткие очерки истории / В.И. Василевский. — Чита, 2000.

6. Василевский, В.И. Первые забайкальские чекисты /

В.И. Василевский // Проблемы краеведения. — Чита, 1972. -Вып. 7.

7. ГАИО. — Ф. 485. — Оп. 2. — Д. 8.

8. Советская власть (Чита). — 1918. — 22 июня (№31).

9. Кадейкин, В.А. Рабочие Сибири в борьбе за власть Советов и осуществление первых социалистических преобразований (ноябрь 1917 — август 1918 гг.) / В.А. Кадейкин.

— Кемерово, 1966.

10. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы / В.А. Алексеев.

— М., 1991.

11. Корзун, М.С. Русская православная церковь, 19171945 / М.С. Корзун. — Минск, 1987.

12. Зеленогорский, М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского) / М.Л. Зеленогорский.

— М., 1991.

13. Попов, А.В. Временные высшие церковные управления на территориях, контролируемых белогвардейскими правительствами / А.В. Попов // История белой Сибири.

— Кемерово, 2005.

14. Эйнгорн, И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.) / И.Д. Эйнгорн. — Томск, 1982.

17. Государственный архив Забайкальского края. — Ф. 8.

— Оп. 3. — Д. 236.

18. Криволуцкий, П.Д. Шиткинские партизаны / П.Д Криволуцкий. — М.; Иркутск, 1935.

20. Партизанское движение в Сибири. — Т. 1: Приени-сейский край. — М. ; Л., 1925.

21. Красный стрелок. — 1920. — 16 сент.

22. Зыбковец, В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.) / В.Ф. Зыбковец. — М., 1975.

23. Гидулянов, П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР / П.В. Гидулянов. — М., 1923.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *