Борьба с блудной страстью

Часть 1

Мы живем во времена, когда ум человека всё больше запутывается всякими помыслами и мнениями, а его внутреннему миру уделяется всё меньше внимания. Однако с помысла начинается всё, и это лучше всего известно тем, кто воинствует оружиями духа.

О брани с помыслами рассказывает, по собственному опыту и разумению, один из самых известных и любимых в Румынии профессоров богословия священник Константин Коман.

Протоиерей Константин Коман

– Батюшка, мы живем во времена, когда Православие остается мало известным даже для православных, посещающих храм. Я имею в виду борьбу с помыслами, падения, бывающие у людей через помышление, и требования Евангелия, как, например, слово, сказанное Спасителем: «Очисти прежде внутренность чаши» (Мф. 23: 26). Как нам конкретно действовать, каким путем идти, чтобы очистить сердце от страстей, а не довольствоваться тем, чтобы на исповеди каждый раз перечислять одно и то же?

– Это действительно важная проблема. Проблема, проистекающая из того, что мы все в большей или меньшей степени являемся жертвами видения мира по преимуществу внешнего, я бы сказал – материалистического. Мы почти все пали – и верующие, и клир, и народ, и православные, и неправославные, – мы пали под этим давлением и уже не придаем значения тому, что у нас внутри, что невидимо, тому, что не обрастает жирком, не прикрывается жестом, действием, занятой нами позицией.

Между тем, если вернуться к Божественным Евангелиям и в особенности если проследить затем всю восточную Традицию, столь сконцентрированно выраженную в хорошо известных письменных памятниках (Патериках, Добротолюбиях, Житиях святых вплоть до новой, современной исповеднической литературы), то мы увидим, что брань эта ведется внутри – это «невидимая брань», как говорил святой Никодим Святогорец, да и отцы вообще. Борьба ведется на уровне помысла, на уровне внутреннего решения. Но для этого необходимо иметь развитое самосознание, глубокое знание своего внутреннего мира. А для этого людям надо остановиться на себе, остановиться в этом чрезвычайном водовороте, оказать сопротивление этому гигантскому пылесосу, постоянно и целиком засасывающему их вовне. Это непросто.

Мы сами, если немного посидеть и задуматься, поймем, что сердцевина вещей действительно духовна, она душевна, она мысль, она дыхание, она намерение. Мы знаем, что Божественные Евангелия отдают предпочтение тому, что можно назвать не моралью поступков, а моралью мотивации поступков, а значит, помысла, порождающего поступок, что крайне важно. И можем сами убедиться на собственном опыте, каким бы малым он у нас ни был, что и в самом деле помысл, порождающий поступок, определяет, будет ли этот поступок хорошим или плохим, созидающим или разрушающим.

Одно и то же действие в зависимости от помысла, его порождающего, может быть в равной мере и добродетелью, и грехом. И тогда мы понимаем, что главная игра идет там, на уровне помысла, – но только очень трудно вырваться из взрывоподобного напора материалистической культуры, охватившей почти всех нас.

За заботой «о картинке» стоит плохой помысл: мы хотим нравиться людям. При этом не хотим нравиться Богу И вот мы уже так много вкладываем во внешнее: в воображаемое, в видимость, в прессу, в телевидение: «Пусть увидят это, пусть увидят это!» Мы очевидно и чрезвычайно заботимся о том, что видно, и не заботимся о том, чего не видно. Однако внимательный человек, не обязательно погруженный в церковное и христианское, может «прочитать» нас, что за нашей заботой о картинке кроется в действительности внутренний плохой помысл и мы хотим нравиться людям, но не хотим нравиться Богу. Вот как мы сами себя выдаем.

Божественные Евангелия действительно отсылают нас к внутренней стороне чаши. Дискурс Христа Спасителя в своей совокупности касается той области, где рождаются помыслы, где рождаются намерения, где мотивируются наши дела и позиции. Там они мотивируются. Великая брань идет там – там вьют гнездо и наши страсти, там укореняются и наши добродетели: на уровне сердца, на уровне сокрытого помысла, – и там генерируются духи, владеющие нами, которые, в большинстве случаев, могут быть плохими. Например, к сожалению, дух лености, дух алчности, дух блуда, несметные и скверные духи. Там же вселяется и Дух Божий.

Наша культура, культура Евангелия и в особенности культура Восточной Церкви, – это культура внутреннего. И я рад, что вы ставите на обсуждение эту проблему, потому что действительно думаю, что это стало бы одним из важнейших и необходимейших ответов, которые мы сегодня должны дать миру, – а именно: для нас, тех, кто находится в Церкви, тех, кто составляет Церковь, тех, кто исповедует, что мы Церковь Божия, важно не то, что видно, а важно то, чего не видно. Важно то, что внутри человека.

Человеческим помыслом можно перевернуть мир сей. И это свидетельство мы, конечно, получили от Патериков, от отцов пустыни, от сегодняшних отшельников, обитающих в монастырях, в наших горах, на Святой Афонской Горе, – отцов, которые в своем внутреннем мире, после того как очистятся от этой бомбардировки помыслов, в своем духе охватывают весь мир.

Думаю, это одна из главных проблем. Мы должны показать миру – тем, как мы живем, тем, как существуем, тем, как мы движемся, – что для нас важно сердце, культура внутреннего, духа.

«Где нет борьбы с помыслом, человек уже побежден на деле»

Далее, еще один аспект: мы так охвачены помыслами, что даже не способны их рецензировать, обозначить. Мне вспоминается сейчас одна сцена из Патерика с неким отцом, который, впрочем, казался слегка юродивым (некоторые из них притворялись юродивыми Христа ради) и смеялся «как дурачок», как мы сказали бы сегодня. И отцы таким его и считали, хоть и сами были отшельниками, как и он. И вот приходят три брата, которым захотелось посетить братство, и просят у старца благословения позволить им посмотреть кельи отцов. Старец говорит монаху, отправившемуся их сопровождать:

– Только к этому безумцу с ними не ходи.

И они прошли повсюду, но не нашли того, что искали. И наконец ушли, не увидев отшельника. И старец спросил себя: «А почему эти отцы захотели пойти к брату?» Пошел к нему сам и застал его исполняющим свое духовное делание. Но, увидев, что заходит старец, он по-дурацки засмеялся, как делал это обычно. И говорит ему старец:

– Ты меня больше не обманешь! Каково твое делание? Что ты здесь делаешь, в келье?

И тогда тот ему сказал:

– Я с утра, когда встаю, ставлю перед собой две корзинки и несколько камушков. Когда приходит ко мне благой помысл, я кладу камушек в правую корзинку, а когда приходит плохой помысл – в левую. И если к вечеру соберется больше камушков в корзинке со злыми помыслами, то не ем в тот день.

Чтобы было понятно, на каком уровне ведется борьба! А попробуй кто-нибудь из мирских, таких как мы, так обозначить свои помыслы! Он не выдержал бы и пяти минут, не говоря уже о целом дне. Сколько помыслов проходит через наш ум? Целая лавина! Наш ум похож на вселенную, полную метеоритов, как говорят отцы; идет их постоянное разбрасывание, рассеяние. Впрочем, отцы так и характеризуют мир – как рассеяние:

– Что такое мир? Рассеяние, – говорит один авва.

Но это не значит, что мы не должны рефлексировать над вещами. Борьбу там надо вести, и борьбу там надо выигрывать. Ибо если враг победил тебя на уровне помысла, ты уже раб.

Христос спасает утопающего апостола Петра

Помысл хороший и помысл плохой

– Вы говорили о хорошем помысле и плохом помысле. Но как можно оценить помысл как хороший? Плохой более очевиден, ну а хороший?

– Не думаю, что это большая проблема, если быть честными с самим собой, особенно для живущих на очень низком уровне, то есть на грубом. Большая проблема начинается тогда, когда кто-нибудь поднимается до очень тонкой брани. Как говорят отцы, «до тонкости помыслов немногие доходят». Но в нашей жизни, думаю, больших проблем нет, ибо мы все чувствуем, что, если мне приходит помысл поесть, например, а я уже ел, тогда этот помысл нехорош. Если мне приходит помысл пойти, а у меня нет там никаких дел, тогда этот помысл нехорош.

Конечно, не очень трудно увидеть, что обычно помыслы, доминирующие в уме и сердце каждого, возбуждаются доминирующими страстями. Это очень важно. Таким образом, человека, уже побежденного страстью блуда, блудные помыслы будут посещать всегда: и когда видит женщину, и когда не видит, и когда видит женщину серьезную, и когда несерьезную, и когда ест, и когда пьет, и когда спит, и когда встает.

Помыслы, доминирующие в уме и сердце, возбуждаются доминирующими страстями Кто охвачен страстью сребролюбия, к примеру, над тем будут властвовать помыслы, проистекающие из этой страсти: как бы сэкономить, как бы заполучить деньги, как их приумножить, как их накопить, как обмануть кого-нибудь, – всё время. Над кем взял верх дух властолюбия, то есть любоначалия, тот всё время будет занят тем, как бы ему возвыситься в отношениях с другими, начиная с ближнего – мужа или жены – и кончая озабоченностью тем, как бы управлять массами людей.

Кто исследует себя и идентифицирует свои страсти, тому нетрудно идентифицировать и помыслы: какие из них хорошие, а какие плохие. Но существует и такой уровень, на котором очень трудно различать свои помыслы, поэтому наша Церковь постановила и Бог так просветил наших отцов, чтобы имелась практика встреч с духовником. Когда оказываемся перед дилеммой, мы идем к нему и спрашиваем:

– Отче, что мне делать?

А великие отцы пустыни делали так:

– Отче, у меня помысл навестить авву такого-то. Хорошо это или плохо?

Что само по себе может быть хорошим помыслом, в очень конкретном контексте конкретной личности может оказаться пагубным.

Один отец из Патерика пять лет исследовал свой помысл: пойти ли навестить другого отца. Пять лет! И спустя пять лет делает вывод, что хорошо будет пойти. Таким образом, помысл сам по себе может быть хорошим, «ведь я иду к авве», но может быть и лукавым: «Враг вытаскивает меня из кельи, – к примеру, – а по пути, пока буду идти к старцу, со мной произойдет искушение».

Но, я думаю, мы не на этом уровне: немногие из нас таковы, как те люди Божии, которые есть повсюду и которые так чувствительны и так чисты, что могут достигать брани в различении помыслов, который из них хорош, а который плох. Я думаю, нам тоже очень хорошо известны эти помыслы, только у нас нет такой чувствительности, чтобы их ощутить, и мы невнимательны, и, когда нас похищает плохой помысл, мы его осуществляем!

Блудная страсть – это своего рода одержимость

– В наши дни мы на каждом шагу видим гнусные вещи, развратные изображения, провоцирующие соответствующие действия. Что делать с умом в этом контексте? Как хранить себя от этой брани?

– Это действительно ядерная война. Потому что, как мы это констатируем как духовники, эту брань, которую враг задает нам в интимной сфере, очень тяжело вести – это уже фактически не брань помысла, поскольку этот мерзкий, блудный мир уже проник внутрь тебя. Это своего рода одержимость, если хотите. Профессор Мацукас. в одном из своих трактатов о демонологии очень интересно говорит об этой демонизации человека (вернее, его частичной демонизации, мы не говорим о полной одержимости), то есть об одержимости злом такого рода, что часть человека охвачена духом определенного типа. И тогда речь там идет уже не о помысле – было бы хорошо, если бы это была брань с помыслом! – он уже одержимый, у него уже нет шанса освободиться самому, если только по многой молитве о нем.

Из Патерика же мне приходит на память один случай (в последнее время я пребываю в атмосфере Патерика): борется один отец с помыслом блуда несколько лет и не может его победить, в пустыне. И говорит отцам:

– Братия, что делать?

И тогда все встали на молитву о нем, и так он победил помысл.

В подобных ситуациях, по моему мнению, остается только бежать к «врачу», как говорится, к священнику, на исповедь со многим покаянием, и чтобы окружающие, отцы, молились о тебе. Ибо такое состояние (оно случается сегодня с молодыми, но и с возрастными тоже: это факт, что они тоже становятся пленниками этого спектакля) – это уже болезнь. Я уподобляю ее одержимости, и не случайно…

– Вы имеете в виду увлечение порнографией?

– Да, увлечение порнографией и всякий спектакль подобного рода.

– Есть еще возможность случайно увидеть где-нибудь развратное изображение, например. Остановишься на нем на какое-то время, всего на несколько секунд. С какого момента можно говорить, что такое столкновение может составить грех для твоего ума?

– Среди отцов пустыни существует спор о том, является ли грехом плохой помысл сам по себе или не является. Если тебе пришел плохой помысл, вот как вы говорили: ты увидел изображение и у тебя остался помысл, или тебе только пришел помысл (ибо помысл приходит), то отцы говорят, что нет: плохой помысл, если пришел, не является грехом сам по себе. Только если сочетаешься с ним, если услаждаешься им и исполняешь его делом. Кто-то говорил, что лукавство на уровне помысла, только помышляемое, не является лукавством, как и правда только помышляемая не есть правда. Итак, только когда оно осуществляется определенным образом. Но помысл – это первая ступень.

– В этом трагизм культуры, в которой мы подвергаемся опасности через зрение вещей…

– Здесь ужасное извращение. Потому что враг так ловко всё подстроил, что повергает человека в виртуальную сферу, даже не в реальную. Таким образом, потребляется впустую, совершенно жалким и гротескным образом. Это, по моему мнению, огромная победа врага, это своего рода рукоблудие – а на самом деле это и есть рукоблудие, потому что происходит не на уровне естества.

Мнимости – ложные, необоснованные мнения

Сучок в глазе брата твоего…

Думаю, когда мы говорим для мирских людей в отдельности, не надо вести разговор на таком сложном уровне. В миру наши проблемы стоят на весьма низком, грубом уровне. Например, как духовник скажу вам: большой проблемой в области борьбы с помыслами здесь является то, что я называю мнимостями, – то, что человеку кажется, будто оно есть, а в реальности его нет.

Сегодня люди живут мнимостями: «мне кажется…» И больше всего жертв этих помыслов Эта мнимость превращается в упорный помысл, который мало-помалу овладевает нами. Например, кому-то кажется, что его супруг не ведет себя подобающим образом, или в определенной ситуации был невнимателен, или, в другой ситуации, не был, скажем так, великодушен. Им кажется. И эта мнимость в контексте отношений, о которых не заботятся, растет-растет-растет, пока не породит ложный мир. По моему опыту, больше всего жертв в этой области, в области людей, живущих здесь, в миру, приносят эти мнимости.

Я стараюсь на исповеди (с тех пор, как понял, что некоторые вещи, о которых мне говорили люди, могут быть мнимостями) показать верующим, что это помыслы, принятые ими и постоянно подпитываемые всевозможными совпадениями: «А-а-а, это так, значит, произошло это. Вот и подтверждается то, о чем я думал». И двое, если у них нет очень открытого и непосредственного общения, могут дойти до драматических ситуаций.

Я говорю им:

– Да это же мнимость!

– Нет…

– Ну подожди, давай хорошенько на всё посмотрим. Ты говорил с ним, да? Он тебе это как-нибудь подтвердил?

– Нет…

Кроме того, есть еще и очень зловредная готовность застукать другого с кем-нибудь в этой борьбе любящих: «кто кого».

Так что, по моему мнению, существует и эта область, которая должна нас волновать, когда мы говорим о помыслах: мнимости, мнения ложные, безосновательные. Патологическая ревность, к примеру, рождается из ложных помыслов, из мнимостей, которые взращиваются и растут, растут в нас, подобно бомбе, только из-за того, что ты позволил помыслу угнездиться в тебе и потом кормишь его, словно змею. Это так. Какой-то плохой помысл.

Поэтому отцы и говорят, чтобы мы ни за что не принимали в себя плохой помысл, равно как и злословие и осуждение. Помните отца Софиана, как мягок он был во всем, но как беспощаден к осуждению ближнего? Потому что осуждение ближнего зиждется на плохом помысле. А плохой помысл, если совьет себе гнездо, будет расти внутри тебя, как змея. На почве, конечно же, эгоизма и комплексов, имеющихся у нас. Мы хотим себя оценить путем сравнения с другими и умножаем плохие помыслы, глядя на других, и хорошие – о себе – тоже умножаем.

– Коль скоро вы упомянули отца Софиана. Помню, одному моему другу, который исповедовался ему в блудных помыслах, он сказал: «Очень прошу вас, не осуждайте». Тот повторил: «Но у меня блудные помыслы, отче, и я…» – он подумал, что батюшка не расслышал. Но батюшка снова: «Прошу вас, не осуждайте больше!» Так сказал батюшка.

Осуждение и блуд очень связаны, и самый частый грех, в который впадает осуждающий, – это блуд – У меня были беседы с отцом Софианом на эту тему, и он мне четко сказал, а потом я это нашел в нашей церковной литературе: того, кто осуждает, само осуждение делает очень уязвимым, и Бог перестает его покрывать, чтобы он пал. Причем самый частый грех, в который он впадает, это блуд. Поэтому они очень связаны, только человек не связывает их, потому что у него не хватает терпения ни проводить эту ассоциацию, ни слушать, к сожалению. Однако эта проблема крайне распространена.

Мнительность в сочетании с подозрительностью, с осуждением другого – это повальные болезни в настоящее время в Румынии: мы все всех подозреваем. Была эпоха, когда эта взаимная подозрительность нагнеталась, и мы так и остались с ней и всех подозреваем: супругов, супруг, соседей, коллег, начальников, подчиненных и т.д. И это не просто помысл внутри нас, а наше внутреннее доминирующее состояние, которое растет, потому что мы вместо того, чтобы бороться с ним, всё время его подпитываем неопровержимыми «аргументами». И не понимаем, что вскармливаем внутри себя змею.

(Окончание следует.)

Вопросы протоиерею Константину Коману
задавал Георгий Фечору
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Familia Ortodoxa (Православная семья)

«Когда спросили авву Кира Александрийского о блудном помысле, он отвечал так: если ты не имеешь помысла, то ты без надежды, – ибо, если не имеешь помыслов, то имеешь дело» (Древний патерик. Гл. 5, 5; Достопамятные сказания. Об авве Кире).

Часть упоминаемых в статье сюжетов отсутствует в русском переводе «Патерика».

Ср.: «Начало зол – рассеянность» (Древний патерик. Гл. 2, 27; Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 43).

См.: Древний патерик. Гл. 20, 4; Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 2.

Архимандрит Никос (Мацукас; 1934–2006) был профессором догматики богословского факультета Салоникского Аристотелевского университета.

Согласно Библии ещё до сотворения Адама и Евы ангел Люцифер пожелал стать равным Богу. За это он был низвергнут на Землю и обречён на гибель. Вместе с ним пала треть ангелов, которых отныне стали называть бесами. Вот они-то людям и досаждают. Но как бесы выбирают своих жертв? Что их привлекает?

Специалисты утверждают: бесы способны проникать в человеческий разум, подавлять волю, давать команды – вплоть до приказа убить себя или других. Так случилось и со знаменитой ведьмой Илоной Новосёловой. Илона уверяла, что общается с потусторонним миром, слышит голоса мёртвых и пользуется их советами. Но за этот дар ей пришлось заплатить страшную цену: по уверениям друзей и близких, именно голоса из преисподней заставили экстрасенса выброситься из окна в июне 2017 года.

В бесов верят не только простые люди, но и учёные. Так, в 2005 году профессор религиоведения из Калифорнии Стаффорд Бетти опубликовал статью, в которой доказал возможность одержимости демонами. Он утверждал, что во всех мировых культурах существуют доказательства того, что демоны действительно могут овладевать людьми. А избавиться от них можно, проведя обряд экзорцизма (изгнания). Кстати, экзорцизм – не миф и не выдумка кинорежиссёров. Его практикуют священнослужители всех известных религий мира. В православных храмах для этого обряда устанавливают специальный день, когда проводят чин отчитки. Существует уникальный мусульманский обряд освобождения от демонов, которых в Коране называют джиннами. В африканской магии вуду для изгнания бесов экзорцист использует свечи и чёрного петуха…

Но экзорцизм может быть и опасным. Так, в 70-е годы весь мир поразила трагедия Аннелизы Михель из ФРГ. Аннелиза страдала от голосов в голове и утверждала, что видит демонов из потустороннего мира. Медики помочь девушке не смогли, её состояние ухудшалось. Михель перестала есть, сама себе наносила страшные раны. Отчаявшиеся родители обратились к священнику-экзорцисту. Но было поздно – истощённый организм девушки не выдержал обряда. Аннелиза успела рассказать священнику, что в ней сидят демоны: Люцифер, Иуда Искариот, Нерон, Каин, душа франкийского монаха Флейшмана, отрекшегося от Бога, Гитлер. Говорят, на аудиозаписи, которую можно найти на просторах интернета, звучит голос одного из демонов…

Эзотерики утверждают: Гитлер тоже был одержим демонами. Близкие фюрера вспоминают, что, будучи молодым художником, он посетил музей, где увидел так называемое копьё судьбы, которым по легенде проткнули Иисуса Христа. И с тех пор что-то в нём изменилось. К чему всё это привело, мы и так знаем.

Некоторые специалисты уверены, что даже пророчица Ванга была вовсе не посланницей небес, а слугой самого дьявола. Она мучилась от голосов, которые звучали в её голове и заставляли произносить свои страшные пророчества. И официальная церковь, кстати, до сих пор не признаёт дара Ванги.

Какая сила заставляет пускаться во все тяжкие известную телеведущую Дану Борисову? Почему приказам голосов из потустороннего мира не смогла сопротивляться жена актёра Александра Пороховщикова, и какую роль в этом сыграл фамильный дом актёра? Что психиатры и учёные говорят об одержимости? Реальные истории, комментарии экзорциста из Махачкалы Абу Джафара, священников Максима Каскуна и Всеволода Чаплина, физика Алексея Ипатова и других – в документальном фильме «Изгнание дьявола».

Ребенок, появившись на свет, чист, аки ангел… Мир, который малыш постепенно познает и принимает в себя, налагает на этот чистый лист свою печать. Порой столь яркую и не стирающуюся. Особенно, когда родителям некогда и они не могут ответить на элементарные расспросы своего чада по поводу того, откуда оно появилось. Потом вопросы становятся все серьезнее. А ответов по-прежнему нет. Хотя нет, они встречаются. Но в неприемлемой для детской или отроческой души форме. О том, как бороться с блудной страстью, рассказывают святые отцы…

Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

Борьба с духом блуда — самая продолжительная, всегдашняя и для немногих заканчивающаяся победой. Страсть блуда начинает проявляться в человеке с ранней зрелости и не перестает, пока он не победит прочие свои страсти. Поскольку восстание этой страсти двоякое (в теле и в душе), то и противостоять ей надо тоже двояким оружием. Недостаточно одного поста для стяжания совершенного целомудрия. Надо присовокупить к нему и покаянное сокрушение духа, и неотступную молитву против этого скверного духа (страсти блуда). Кроме того, надо постоянно читать Священное Писание, заниматься богомыслием, чередуя это с физическим трудом и рукоделием, которые удерживают мысли от блуждания туда и сюда. Больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью (Преп. Иоанн Кас.).

Насколько высоко достоинство целомудрия, настолько сильны наветы врага, ополчающегося против него. Поэтому мы должны со всем усердием не только быть воздержанными во всем, но постоянно сокрушаться в своем сердце с молитвенным воздыханием, чтобы Дух Святой благодатной росой, нисходящей в сердце, охлаждал и угашал печь нашей плоти, которую царь вавилонский (дьявол) непрестанно старается разжечь (Преп. Иоанн Кас. ).

При воспламенении похоти помысли о неугасимом огне и неумирающем черве, и тотчас угаснет пламя в твоих членах. Иначе, ослабев, будешь побежден и привыкнешь грешить, хотя и будешь раскаиваться. Поэтому с самого начала будь строгим ко всякому подобному пожеланию, чтобы оно тебя не преодолело и чтобы ты не привык уступать победу врагу. Ведь привычка — вторая природа. Кто привык уступать победу греховному пожеланию, того всегда будет обличать совесть; и хотя при других он будет показывать веселое лицо, но внутренне будет уныл по причине обличений совести. Ибо свойство похоти — сообщать мучительную печаль тем, кто исполняет ее. Поэтому внимай душей твоей, всегда имея в себе Бога (Ефрем Сир.)

Когда бес начинает рисовать в твоем воображении соблазнительные предметы, и представит тебе в уме красоту женщины, некогда виденную тобой, введи внутрь себя страх Божий, и вспомни об умерших в грехах, — помысли о дне, когда твоя душа будет разлучаться с телом, — представь себе в трепет приводящий Божий глас, который услышат нерадивые о праведной жизни и не соблюдавшие заповедей Христовых: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Еще представь червя неумирающего и муку непрекращающуюся. Об этом думай, и рассеется в тебе жажда наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут устоять против страха Божия. (Ефрем Сир.)

Преодоление этой страсти обусловливается совершенным очищением сердца, из которого по слову Господа источается яд этой болезни. «От сердца, — говорит Он, — исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и прочее» (Матф. 15:19; Преп. Ио-анн Кас.).

Не позволяй глазам твоим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя твой противник (Ефрем Сир.)

Если беспокоит тебя бес блуда, запрети ему, сказав: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшего: «Плотские помыслы — вражда против Бога» (Рим. 8:7; Ефрем Сир.).

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Иначе ты придашь смелости врагу (дьяволу), и он начнет внушать тебе соблазнительные мысли: «Не прекратится в тебе разжжение, пока не удовлетворишь своей похоти.» Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву перед Его благостью, и Он услышит тебя, и извлечет тебя из рва страстей (нечистых помыслов) и от брения тины (срамных мечтаний) и поставит ноги твои на камне чистоты (Пс. 39:1-3). Тогда увидишь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай мыслью, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Тогда ты воззовешь, а Он скажет: «Вот Я!» (Ис. 58:9). Но Он выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти ты готов противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Господь взирает на твой подвиг, смотрят на него и лики ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы — покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен, чтобы не опечалить своих (ангелов) и не обрадовать бесов (Ефрем Сир.).

Авва Пимен говорит относительно блудных помыслов: «Если сундук, наполненный вещами, будет долго стоять, и одежда в нем не будет пересматриваема, то она со временем истлеет. Так же случается и со скверными мыслями, влагаемыми в нас дьяволом: если мы не будем исполнять их на деле, то они со временем истлеют и исчезнут» (Авва Пимен).

Послушник спросил авву Агафона, как бороться с блудной страстью. Старец ответил: «Пойди, повергни перед Богом свою силу , — и найдешь успокоение.»

И действительно, если всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление разных страстей есть Его победа, то тем более стяжание чистоты и преодоление блудной страсти есть дело особой благодати Божией, о чем свидетельствуют святые отцы, опытные в очищении от этой страсти. Ибо, пребывая в плоти, не чувствовать ее жала подобно некоторым образом выходу из нее. И потому невозможно человеку на своих крыльях возлететь на небесную высоту совершенства, если благодать Господня не извлечет его из земной тины. Ибо люди никакой добродетелью так близко не уподобляются ангелам, как стяжанием благодати чистоты (Преп. Иоанн Кас.).

Показателем чистоты и достигнутого совершенства служит то, что на отдыхе или в приятном сне у человека не возникает никакого обольстительного образа, или, возникнув, этот образ не возбуждает в нем никаких плотских желаний. Однако невольное желание, хотя и не вменяется в грех, говорит о том, что душа еще не достигла совершенства, и корни страсти еще не исторгнуты (Преп. Иоанн Кас.).

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве (свт. Игнатий (Брянчанинов)… Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Совет от аввы Дорофея Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети (святитель Тихон Задонский). Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке. Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (Иоанн Лествичник). Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние. Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия. Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему (Иоанн Златоуст). Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении (Нил Синайский). Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (Ефрем Сирин). Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (Василий Великий). А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев). Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий). М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев). Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий). От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф). Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий). Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий). Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий). Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий). (Оптинские старцы).

Мытарство блуда

Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.

Различие в согласии помыслов и преклонении воли

Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:

«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».

Причина блудной брани

Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:

«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».

О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.

Преподобный Амвросий писал:

«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».

«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».

Как бороться с блудной страстью

Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:

«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?

Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.

Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».

Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:

«Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово «грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а «добродетели” лезут на ум, говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

Старец напоминал о силе крестного знамения:

«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: «Так вздумалось”».

Преподобный Амвросий также предупреждал:

«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».

«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».

Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:

«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».

Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:

«90-й псалом «Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Чистота возвращается покаянием

Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:

«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».

Быть осторожным до самой смерти

Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:

«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».

Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:

«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *