Божье провидение: что это?

Вопрос: Что такое Божественное провидение?
Ответ: Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т.д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Бог также иногда работает непосредственно. Эта работа является тем, что мы называем чудесами (то есть, сверхъестественные события). Чудо – это Божественное вмешательство, на продолжении краткого периода времени, в естественный порядок вещей для осуществления Своей воли и целей. Из двух примеров в книге Деяний Апостолов можно увидеть прямую и непрямую работу Бога по осуществлению Своей воли. В Деяниях 9 гл. мы читаем об обращении Савла из Тарса. При помощи ослепляющей вспышки света и голоса, услышанного только им, Бог навсегда изменил его жизнь. Бог желал использовать Павла для дальнейшего осуществления Своей воли, и Он применил прямые средства для обращения Павла. Поговорите с любым обращённым христианином, и вы, вряд ли услышите историю, похожую на эту. Большинство из нас приходят к Христу через услышанную проповедь, чтение книг или через продолжительное свидетельство друга или члена семьи. Кроме этого, обычно имеют место жизненные обстоятельства, которые готовят почву – потеря работы, утрата члена семьи, неудавшийся брак, вредная зависимость. Обращение Павла было непосредственным и сверхъестественным.
В Деяниях 16:6-10 мы также видим, как Бог осуществляет Свою волю непрямо. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла. Бог хотел, чтобы Павел и его попутчики отправились в Троаду, но, следуя из Антиохии в Писидию, Павел решил отправиться на восток в Азию. Библия говорит, что Святой Дух запретил им говорить в Азии. Тогда они захотели отправиться на запад, в Вифинию, но Святой Дух опять воспрепятствовал им, поэтому в конечном итоге они направлялись в Троаду. Это было написано в ретроспективе, и, вероятно, в то время существовали определенные логические объяснения, почему они не могли отправиться в те два региона. Тем не менее, со временем они осознали, что именно Бог направлял их туда, куда Он хотел – это было провидением. Притчи 16:9 говорят об этом: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».

С другой стороны, кое-кто может возразить, что идея о том, что Бог прямо или непрямо управляет абсолютно всем во вселенной, исключает любую возможность для свободной воли. Если Бог владеет полным контролем, как мы можем быть истинно свободными в принимаемых нами решениях? Иными словами, для того, чтобы понятие свободной воли имело смысл, должны быть некоторые аспекты «вне досягаемости» Божьего контроля – например, случайность человеческого выбора. В интересах дискуссии предположим, что это правда. Что же тогда? Если Бог не владеет полным контролем над всеми случайностями, тогда как Он может гарантировать наше спасение? Павел говорит в Послании к Филиппийцам 1:6, что: «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Если Бог не контролирует все вещи, тогда это обещание и все другие библейские обетования несостоятельны. Мы не сможем быть полностью уверены, что доброе дело спасения, начатое в нас, будет доведено до конца.
Более того, если Бог не контролирует всё вокруг, тогда Он не владеет верховной властью, а если так, тогда Он не является Богом. Итак, цена удержания свободной воли вне пределов Божьего контроля ведет к тому, что Бог вовсе не является Богом. И если наша воля может превысить Божественное провидение, тогда кто, в конечном итоге, является Богом? Мы! То есть, очевидно, что это неприемлемо для тех, кто следует христианским или библейским убеждениям.
Божественное провидение не уничтожает нашей свободы. Оно, скорее, дает нам возможность использовать эту свободу должным образом.

Наше представление о Боге будет слишком далеко от реальности, если мы предположим, что Его творческий акт длился недолго и по сотворении мира окончательно завершился.
Творческая сила Бога неизменно присутствует в мире. В Том, кого вера познала как Творца, она должна признать и вечного Правителя и Хранителя, не только приводящего в движение механизм вселенной, но и поддерживающего, вскармливающего и охраняющего всякую тварь вплоть до малых пташек. Псалом 32,15:
«Он создал сердца всех их, вникает во все дела их». Псалом 103,27:
«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время. Даёшь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. Сокроешь лицо Твоё – мятутся; отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются».
Деяния 17,28:
«Ибо мы Им живём и движемся и существуем».
Божественное Провидение противоположно судьбе. Во все века было почти общепринятым мнение, что всё существующее подвластно случайности. Но те, кто внял словам Христа (от Матфея 10,30):
«У вас же и волосы на голове все сочтены», — придут к убеждению, что всё происходящее решается сокрытым планом Божьим. Исаия 45,7:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это».
Те, кто по праву приписывают Богу славу Всемогущего, извлекают отсюда двоякую пользу. Во-первых, они познают, что Бог обладает огромнейшей способностью к благому деланию: небо и земля находятся в Его владении и управлении, и все твари внимают Его воле. Во-вторых, они постигают, что можно спокойно положиться на божественную защиту, потому что всё, что могло бы причинить нам какой-либо вред, подвластно Ему. Сам сатана с его яростью и гордыней обуздан божественной волей.
Заблуждаются те, кто признаёт за Богом управление миром в каком-то общем смысле. Они утверждают: Бог сообщает человеку способность к исполнению его природного назначения; человек же, получив такую способность, руководит всеми своими поступками согласно собственному разумению и решению. Короче, они считают, что мир, люди и их дела существуют благодаря Богу, но не управляются Им.
Мы полагаем Бога Господом и устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по Своей Премудрости изначально предопределил всё то, что должно совершиться, и теперь Своею силою осуществляет предрешённое. Для нас будет достаточно авторитета Самого Бога. Ведь Иисус Христос без всяких оговорок объявляет (от Матфея 10,29):
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего».
Даже полёт птиц направляется непогрешимым планом Божьим. Нас спросят, что же тогда означает слово «раскаяние»? Бытие 6,6:
«И раскаялся Господь, что создал человека на земле».
Слово «раскаяние» имеет тот же смысл, что и все формы выражения, описывающие Бога человеческими средствами. Этот способ описания состоит в том, что Бог предстаёт нам не таким, каков Он в Себе, а таким, каким мы его воспринимаем, хотя Он лишён какого бы то ни было смятения.
Раскаяние не подобает Богу, как не подобает Ему незнание, заблуждение или неразумие. 1е Царств 15,29:
«И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».
Пророк Иеремия громко восклицает (10,23):
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим».
То же говорит и Соломон (Притчи 20,24):
«От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой»? (Притчи 21,1):
«Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его».
Казалось бы, что может быть случайнее такого несчастья: на прохожего падает обломившаяся ветка и убивает его? Бог, однако, утверждает, что это Он осудил данного человека на смерть (Исход 21,13):
«Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руку его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце».
Притчи 22,2:
«Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь».
Хотя богатые в мире перемешаны с бедными, Бог действует не наугад и не вслепую, указывая каждому его место. Способность к рождению кажется присущей человеку по природе. Однако в том, что одни лишены потомства, а другие имеют его во множестве, мы должны признать особое Провидение и милость Бога (Псалом 126,3):
«Вот наследие от Господа – дети; награда от Него – плод чрева».
Нет ничего более естественного чем то, что мы питаемся хлебом. Писание же называет плоды земли особым даром Божьим (Псалом 135,25)
: «Даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его».
Хотя все вещи направляются намерениями Бога, нам они представляются случайными, поскольку порядок, причина, цель и необходимость происходящих событий чаще всего скрыты и недоступны человеческому разумению. Возьмём такой пример: путник входит в лес и попадает в руки разбойников, которые перерезают ему горло. Смерть этого человека была не предвидена Богом, а предрешена Им, ибо Писание говорит (Иов 14,5):
«Дни ему определены и число месяцев его у Тебя…Ты положил ему предел, который он не перейдёт».
Один известный пример покажет нам, каким образом Бог направляет события уздою Своего Провидения: в тот момент, когда Давид был застигнут людьми Саула в пустыне Маон, филистимляне напали на землю Израиля, и Саул был вынужден вернуться, чтобы защитить свою страну. Таким образом Бог воздвиг препятствие перед Саулом, желая спасти раба Своего Давида (1я Царств 23,25).
Причины происходящего порой скрыты от нас. Тогда мы начинаем думать, что дела людей решаются по прихоти судьбы, либо наша плоть побуждает нас возводить хулу на Бога. В действительности же, у Бога всегда есть веские основания определять согласно Своему плану то, что Он свершает, либо для того, чтобы научить верных Ему терпению, исправить их дурные наклонности, пробудить их от лености; либо для того, чтобы сокрушить гордых и расстроить козни злых. Иисус Христос говорит о слепом от рождения (от Иоанна 9,3):
«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии».
Когда ребёнок уже во чреве матери поражается столь тяжким недугом, наши чувства возмущаются против Бога. А Иисус Христос утверждает, что в таких бедствиях сияет слава Отца.
Многие позволяют себе допытываться о Его тайных планах и выискивать в них ошибки, спешить высказать о них своё суждение, как если бы они судили о делах смертного человека. Они желают, чтобы Богу было дозволено лишь то, что они сами в своих головах почитают разумным. Что может быть извращённее, нежели оскорблять непомерной дерзостью суды Божьи, которые нам неведомы и которые мы должны принимать в благоговейном восхищении? Римлянам 11,33:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему».
Исаия 43,13:
«От начала дней Я тот же, и никто не спасёт от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это»?
Исаия 55,8:
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Итак, Его волю мы должны почитать, как справедливейшую причину всего, что совершается, даже если причины происходящего нам неведомы.
Иные невежды отстаивают такое заблуждение: если Бог предопределил момент нашей смерти, напрасны все наши старания соблюдать осторожность. Когда одни люди не отваживаются пускаться в путь, прослышав об опасности, другие, заболев, зовут врачей, третьи опасаются жить в обветшалых домах – тогда невежды говорят, что всё это тщетные попытки поправить волю Божью. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодолению? Ты утверждаешь, что не нужно остерегаться опасностей, потому что мы и так можем их избежать, если только они не являются непреодолимыми. Господь же, напротив, велит тебе остерегаться, потому что Он хочет, чтобы ты их избежал. Тот, кто положил срок нашей жизни, вложил в нас также заботу о ней и сообщил нам способность к её сохранению.
Господь пожелал, чтобы мы шли вперёд, не ведая о том, что должно произойти, и не переставали пользоваться данными нам Богом средствами, пока не достигнем цели или пока опасности не одолеют нас.
Невежды до такой степени приписывают всё происходящее божественному Провидению, что вовсе не принимают во внимание человека, совершившего тот или иной поступок. Если негодяй убил честного человека, они говорят, что он выполнил Божий план. Если некто совершил кражу или прелюбодеяние, они говорят, что он был посланцем Его Провидения.
Они спрашивают: почему же наказывают убийцу того, кому Бог положил умереть? Но я отрицаю, что он служит божественной воле, поскольку единственное, чего он хочет, так это удовлетворить своё злое желание. Богу служит тот, кто, зная Его волю, следует туда, куда она его зовёт.
Воры, убийцы и прочие злодеи суть орудия божественного Провидения, которыми Господь пользуется для осуществления Своих предрешённых приговоров. Но разве они вовлекут также и Бога в то беззаконие, какое творят? Или прикроют своё злодейство Его праведностью?
Коль скоро причина зла заключена в дурном человеке, почему это должно каким-то образом пятнать Бога, если Он пользуется им по Своей воле? Плотский разум не понимает, как может быть, что Бог, пользуясь злыми людьми, остаётся невиновным, хотя и совершает общее с ними дело? Смиренные люди удовлетворятся ответом св. Августина:
«Бог праведен, а человек виновен лишь в силу того, что в одном и том же действии их побудительные мотивы различны». Тот, Кто всеблаг, не допустил бы совершиться злу, если бы, будучи всемогущ, не был способен извлекать из зла добро.
Из книги Иова нам известно, что сатана получает позволение досадить святому человеку. Сатана пытается ввергнуть Иова в отчаяние. Савеяне, побуждаемые жестокостью и неизменной алчностью, хотят украсть чужое имущество. Иов же признаёт, что именно Бог лишил его всего достояния.
Намерение иудеев состояло в том, чтобы предать Христа смерти. Пилат и его приспешники не возражали и уступили ярости народа. Тем не менее, ученики Христа в торжественной молитве исповедуют (Деяния 4,27):
«Собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».
Человек порой по доброй воле желает неугодное Богу, — например, сын желает жизни своему отцу, которого Бог призывает к смерти. Бывает и наоборот: человек по злой воле желает того, чего Бог желает по доброй, как в случае, если бы злой мальчишка ожидал смерти отца, умирающего по воле Божьей. Первый хочет того, чего Бог не хочет, второй хочет того же, что и Бог. И тем не менее любовь и почтение к отцу, выказываемые первым, более согласны с доброй волей Божьей, нежели нечестие второго. В одном и том же деянии обнаруживается преступность и злодейство людей и сияет праведность Бога.
Есть много очевидных обетований, свидетельствующих, что Божественное Провидение особо заботится о верующих и стоит на страже их спасения. 1е Петра 5,7:
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».
Псалом90,14:
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё».
Исаия 49,15:
«Забудет ли женщина грудное дитя своё?.. Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».
Если же с нами приключится какое-либо несчастье, мы тут же обратим наше сердце к Богу: Господь этого хотел, значит надо терпеливо это принимать, потому что Он не желает ничего, что не было бы необходимо и справедливо.
Однако при всём том не обращать внимания на причины низшего порядка можно, лишь закрыв глаза. Почтим Бога как первоисточник всякого блага, но почтим также и людей, как посланцев и подателей божественных благодеяний, посчитаем себя в долгу перед ними и охотно постараемся воздать им тем же. Напротив, если кто-то из наших родственников или друзей, о ком мы должны были заботиться, умрёт без опёки, то будем знать, что он достиг предела земной жизни, который не мог перейти, но, поскольку мы не исполнили своего долга, поставим его смерть себе в вину.
Человеческую жизнь сопровождает бесчисленное множество бед. Поскольку наше тело восприимчиво к тысяче болезней и в самом себе взращивает их причины, то куда бы человек ни направился, он несёт с собою множество видов смерти.
Когда мы взойдём в лодку, лишь один шаг отделяет нас от смерти. Сядем на коня – тому достаточно споткнуться, чтобы мы сломали себе шею. Взглянем на животных – диких, необузданных – все они оснащены для нашего уничтожения. А в прекрасном саду, где всё обещает наслаждения, порой скрывается змея. Я уже не говорю о грабежах, насилиях, которые угрожают человеческой жизни дома и вне его. Моё намерение состоит в том, чтобы показать ужас, в котором пребывал бы человек, если бы жил по воле случая.

ПРОВИДЕ́НИЕ, в религии и философии — Божий промысел, целесообразная деятельность Бога в мире, направленная к наибольшему благу всего творения, в особенности человека и человечества. С идеей провидения связана идея воздаяния, которое часто рассматривается как орудие Божьего промысла и средство установления справедливости в мире.

В Библии

Основа веры в постоянно действующее, вечное Божественное провидение — библейское понятие о Боге, обладающем разумом и волей, всеведением и всемогуществом, вступающем в личные отношения со всеми людьми. Характер этих отношений определяется исключительно соблюдением или несоблюдением людьми Божественных предписаний.

Во многих политеистических религиях содержится вера в некий неизменный миропорядок, стоящий выше богов и обычно отождествляемый с судьбой или необходимостью. Библейская вера не отрицает существования устойчивого естественного порядка — «законов» неба и земли, дня и ночи (Иер. 31:35–36; 33:25), но утверждает, что Бог — творец законов природы и не подчинен им (например, Иер. 18:6–8); Он может направлять человека и воздавать ему по заслугам даже с помощью сверхъестественных средств — чудес. Бог направляет человека с помощью откровения или через посредников — ангелов, пророков (см. Пророки и пророчество) — и различных знамений (Пс. 103 :20–22; 104 :4; ср. Ам. 3:7). Вся история еврейского народа, начиная с исхода из Египта, согласно библейским представлениям, — это непрерывное действие провидения, направляющего весь народ и его отдельных представителей по предназначенному Богом пути. Даже бедствия, выпадающие на долю народа, таинственным образом служат целям провидения (Суд. 2:11–23; 3:1–2; 6:7–10, 13–17; 10:6–15; II Ц. 14:26–27; 17:7–12). Пятикнижие и Пророков книги подчеркивают общий характер провидения, заботу Бога о национальных целях еврейского народа; Псалмы и Притчи утверждают веру в то, что Бог заботится об отдельном человеке, слышит жалобы несчастных, хочет благополучия праведных и направляет человека, иногда против его воли, к уготованной ему участи (Пр. 16:33; 21:1).

Недоумение по поводу путей Божественной справедливости, часто кажущихся непостижимыми, выражены в книгах пророков (Иеремия, Иехезкель, Хаваккук), Псалмах (9; 71; 77; 88 ), книгах Экклесиаст (11:9) и Иов, однако в конечном счете Библия неизменно утверждает традиционную веру в провидение. Видимое противоречие между неограниченной верой в провидение и учением о свободе выбора человеком добра или зла было осознано лишь позднее, в средневековой религиозной философии.

В апокрифах

В апокрифах (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) также широко распространено представление, что Бог следит за делами смертных и воздает праведникам и грешникам по заслугам. Страдания праведника — лишь временное испытание, за которым последует должное вознаграждение. Это справедливо и в отношении всего еврейского народа: его враги неизменно несут наказание, а праведный народ бывает спасен, иногда почти неожиданно. Бог внемлет молитве народа, которая может предотвратить бедствие (I Макк. 9:46; II Макк. 1:8).

В апокалиптической литературе, особенно в сочинениях Кумранской общины, впервые высказывается идея предопределения: Бог не только предвидит, но и предрешает все заранее; люди созданы или праведниками, или грешниками («сыны света» или «сыны тьмы») и не могут произвольно изменить свою природу. Иосиф Флавий проводит различие между сектами, возникшими в эпоху Второго храма, главным образом на основании их представлений о провидении. Согласно Флавию, фарисеи считали, что некоторые (но не все) события зависят от судьбы, а некоторые и от нас самих; ессеи — что судьба правит всем, в том числе и тем, что случается с человеком; саддукеи вообще отрицали судьбу и утверждали, что человек сам является причиной добра, а зло проистекает из людского безумия (Древ. 13:172).

В Талмуде

Взгляд законоучителей Талмуда на провидение афористически выражен в изречении Акивы: «Все предвидено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний» (Авот 3:15). Первая часть этого изречения выражает попытку примирить принцип провидения с принципом свободы выбора (ср. изречение: «Все в руках небес, кроме страха небес» /Бр. 33б/, которое пытается примирить идею свободы выбора с идеей предопределения). Многие изречения в Талмуде свидетельствуют о том, что идея провидения в талмудический период распространялась не только на людей, но и на всякую тварь (см., например, ББ. 16а–б; Шаб. 107б; Хул. 7б). Вторая часть изречения Акивы («мир судится по благости») явно соответствует традиционным представлениям Талмуда. Так, говорится, что даже если 999 ангелов провозгласят человека виновным и лишь один выскажется в его пользу, Бог будет милостив к этому человеку (ТИ., Кид. 1:10, 61д; Шаб. 32а). Бог сострадает праведнику в беде и не радуется падению грешника (Санх. 39б). Он не обращается со своими созданиями как тиран (Ав. Зар. За) — Он ждет и не наказывает человека, пока мера его прегрешений не переполнится.

В средневековой философии

В средневековой еврейской философии понятие провидения определялось термином хашгаха, который, по-видимому, был введен Шмуэлем Ибн Тиббоном (см. Тиббониды; Переводы) как перевод арабского слова ‘иная. Наряду с этим употреблялся термин ханхага (`управление`), который в большинстве произведений средневековой еврейской философии означает универсальное провидение, определяющее естественный порядок мира как целого; термин хашгаха обычно означает индивидуальное провидение, определяющее судьбу отдельного человека.

Са‘адия Гаон отождествляет провидение с вознаграждением и наказанием, отмеряемыми Богом человеку в этом мире — «мире действия» (см. Каббала. Лурианская Каббала), однако окончательное воздаяние Са‘адия Гаон относит к грядущему миру (см. Олам ха-ба). Согласно Са‘адии, Божье всеведение охватывает прошлое и будущее в едином, вечном и неизменном акте. Проблему согласования Божьего всеведения со свободой воли человека Са‘адия решает с помощью утверждения, что знание Творцом событий не является их причиной. Аврахам Ибн Дауд ограничивает всеведение Бога знанием естественных причин и законов, господствующих в природе, но не властных над случаем и свободной волей.

Маймонид рассматривает вопрос о провидении в свете философских учений об «управлении» (ханхага), отождествляемом с действием сил природы (Майм. Наст. 2:10). Маймонид, подвергая подробному рассмотрению проблему управления миром, перечисляет пять основных точек зрения: Эпикура, Аристотеля, ашаритов, мутазилитов (два основных направления мусульманского ортодоксального богословия — калама) и, наконец, Торы, которая утверждает и свободу человеческой воли, и Божественную справедливость. Добро и зло, выпадающие на долю человека, порождены этой справедливостью; существует полное соответствие между достижениями каждого человека и его судьбой, которая определяется скорее уровнем интеллекта человека, чем его делами. Из этого следует, что лишь тот, чей изощренный интеллект устремлен к Богу, защищен от всякого зла (Майм. Наст. 3:51). Такой человек сознает, что управление, предвидение и целесообразность в человеческом смысле не могут быть атрибутами Бога, поэтому он легко переносит любое несчастье, и несчастья не порождают в нем сомнения в Божественной справедливости, но лишь укрепляют его любовь к Богу. Маймонид полемизирует с теми философами, которые утверждают непознаваемость возможного или бесконечного, — они не учитывают различия между Божественным и человеческим знанием. Подобно тому как человеческий разум не может постичь сущности Бога, он не может постичь и Его знания. Ряд еврейских мыслителей (Шмуэль Ибн Тиббон, Шем Тов бен Иосеф Фалакера, Профиат Дуран, Ицхак бен Моше Арама и др.) подвергли критике учение Маймонида о провидении, в частности, утверждение, что провидение определяет судьбу человека в зависимости от совершенства его интеллекта, а не от исполнения им мицвот. Божественное всеведение и провидение анализировал Герсонид, который вернулся к взглядам Аристотеля (понимавшимися еврейскими средневековыми философами в свете комментария Александра Афродисийского). Герсонид не допускал мысли, что Бог знает возможное и численно бесконечное, то есть частное как таковое, но Бог знает все, зная порядок всего во Вселенной.

Хасдай Крескас, напротив, считал, что вера в индивидуальное провидение — фундаментальный принцип закона Моисея, согласно которому Божественное всеведение охватывает бесконечное (то есть частное) и несуществующее (то есть возможное), что не вносит каких-либо изменений в природу возможного (то есть не уничтожает реальности свободы воли). Крескас считал, что библейская и талмудическая вера в провидение основана на вере в индивидуальное провидение. Его ученик Иосеф Альбо также уделял большое внимание проблеме Божьего всеведения и провидения при обсуждении идеи воздаяния.

В каббале

В каббале идея провидения отождествляется с предположением о существовании упорядоченной и непрерывной системы управления космосом, которое осуществляется Божественными потенциями — сфирот. В мире царит не случай, но неиссякаемое Божественное провидение, которое составляет тайный смысл сокровенного порядка всех планов творения и в особенности — человеческого мира. Тот, кто понимает способ действия сфирот, понимает и принципы Божественного провидения, которые проявляются в этом действии. Идея Божественного провидения таинственным образом переплетается с ограничением сферы действия причинности в мире. События, которые по видимости совершаются в силу естественных причин, в действительности служат индивидуальными проявлениями Божественного провидения, и оно ответственно за все, происходящее с человеком. Законы природы тайно сообразуются с моральной причинностью, определяемой добром и злом в действиях человека.

Ранние каббалисты объясняли провидение деятельностью десятой сфиры (малхут), управляющей низшим миром и отождествляемой со Шхиной — постоянным присутствием Божественной потенции в мире. Некоторые каббалисты объясняли провидение деятельностью высших сфирот. Автор Зохара опровергает мнения тех, кто отрицает Божественное провидение, и считает случай важной причиной событий в космосе. Он не различает общее провидение, управляющее всем творением, и индивидуальное провидение, определяющее судьбу каждого человека. Благодаря действию Божественного провидения благословение нисходит на всех сотворенных существ, однако это пробуждение провиденциальной силы зависит от действия сотворенных существ, от «пробуждения снизу». Подробное рассмотрение вопроса о провидении предпринял Моше Кордоверо в комментарии к Зохару «Ши‘ур кома» («Измерение тела»). Он соглашается с философами относительно того, что индивидуальное провидение определяет лишь судьбу человека, а в отношении к остальному сотворенному миру провидение направлено лишь на общие сущности. Кордоверо считает, что Божественное провидение определяет жизнь и смерть не только людей, но и животных в той степени, в какой их жизнь связана с жизнью людей. Кордоверо различает десять типов провидения, что позволяет ему объяснить различное действие индивидуального провидения среди евреев и неевреев. По мнению Кордоверо, грехи человека могут отдать его во власть «природы и случая». Так Бог скрывает Свое лицо от человека.

Среди последователей Саббатая Цви было распространено тайное учение, отрицавшее провидение первопричины — трансцендентного Божества (см. Эйн-соф) в низшем мире. Ортодоксальные каббалисты усматривали в этом учении доказательство отступления саббатианцев от принципа абсолютного единства Божества и Его эманаций.

В философии нового времени

В еврейской философии нового времени понятие провидения в 19 в. трактуется в духе представлений классического немецкого идеализма, а позднее — экзистенциализма (см. Философия; М. Мендельсон; С. Формштехер; Н. Крохмаль; С. Л. Штейнхейм; Г. Коген; Ф. Розенцвейг; М. Бубер). После Катастрофы европейского еврейства традиционные представления о Божественном провидении, действующем в истории, подвергаются критическому исследованию и по-разному решаются представителями различных течений современной еврейской мысли (см. Катастрофа. Исследование, документация и историография Катастрофы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *