Брак с иноверцем в православии

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о смешанных браках, я позволю себе сказать два слова об экуменизме. «Экуменизм», как правило, отождествляют с «экуменическим движением» и определяют их как стремление христиан к сближению и единству. К этому я бы добавил, что под экуменизмом понимают и определенную идеологию (на что указывает окончание «-изм») – «экуменическое богословие», т.е. теологическое обоснование христианского единства, а также рассмотрение вероучительных расхождений и практических проблем христианской жизни с точки зрения этого единства. Таким образом, по моему мнению, понятие «экуменизм» является более общим по отношению к понятиям «экуменическое движение» и «экуменическое богословие».

Проблему смешанных христианских межконфессиональных браков, т.е. таких, где супруги относятся к разным христианским церквям, я буду рассматривать именно с этой перспективы – перспективы христианского единства. Собственно, на самом деле, браки католиков и православных, или протестантов и католиков, и т.д., и являются таким единством на микроуровне. Тем не менее, исследуя экуменизм, я не так часто сталкивался с проблемой смешанных браков. Церкви больше волнует или нахождение консенсуса в вопросах вероучительного характера, или сближение на уровне сотрудничества в социальной сфере. Возможно, это связано с тем, что браки между католиками и протестантами не являются такой уж проблемой, если не на церковном, то на обыденном уровне. Например, французский социолог религии Жан-Поль Виллем приводит такие данные социологического исследования: 94 % французов не будут против, если их дети бракосочетаются с верующим другой конфессии. «Межхристианский брак не является больше проблемой, – пишет исследователь, – давно прошли времена, когда католическо-протестантский брак считался настоящим предательством с обеих сторон»1. Православный священник Антуан Кальо добавляет к этому, что около 80 % православных французов бракосочетаются с католиками2. А о. Андрей Борэлли отмечат, что в послевоенный период в Марселе во французком приходе Константинопольского партриархата не было ни одного года, когда количество браков между двумя православными превышало смешанные браки, а с 1980 г. были годы, когда не было ни одного несмешанного брака3.

Следует сказать, что, с одной стороны, исследователи просто игнорируют вопрос о смешанных браках. Например, Ю. Крянев упоминает, что вопрос о смешанных браках активно дискутируется в католических и протестантских кругах4, но, тем не менее, исследователь не счел необходимым останавливаться на этой проблеме. С другой стороны, я знаю, что этому вопросу постоянно уделяет внимание Ассоциация «Смешанные браки» (Лион), которая, например, в 2008 г. во Львове совместно с Институтом экуменических исследований Украинского католического университета и Львовской духовной семинарии Святого Духа Украинской греко-католической церкви проводила Международный семинар смешанных семейных пар5.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Тем не менее, нельзя сказать, что вопрос о смешанных браках вообще игнорируется церквями. Более того, вопрос о бракосочетании намного старше истории экуменического движения (возникновение которого связывают с IV Международной миссионерской конференцией, проходившей 1910 г. в Эдинбурге, Шотландия). Например, еще во второй половине ХІХ в. между православными и англиканами было достигнуто соглашение о том, что православные священники могут крестить и венчать верующих Церкви Англии. Российский историк Т. Соловьева отмечает, что «для многочисленных англичан, проживающих в Греции и на Востоке, это соглашение было очень важным. Англиканского священника найти на Востоке было нелегко»6.

Исследователи экуменизма знают, что важными документами в контексте становления экуменического движения являются послания Константинопольского патриарха Иоакима 1902 и 1904 гг. ко всем Православным Церквям о православном отношении к инославным, а также Окружное послание вселенского патриархата «Церквам Христа, везде сущим» 1920 г. В последнем послании кроме всего прочего речь идет о том, что налаживание позитивных, дружественных отношений между церквями различных конфессий может проявляться в том числе «путем регулирования между различными исповедениями вопроса о смешаных браках»7. Таким образом, мы можем утверждать, что проблема межконфессиональных браков в экуменической перспективе рассматривалась, начиная с самой зари экуменического движения.

Собственно, межхристианские браки влекут за собой определенный набор проблем, наиболее очевидные из которых: в какой церкви венчаться и в какой традиции воспитывать детей. Фактически перед обоими будущими супругами возникает вопрос: оставаться в своей церковной традиции, но нарушить ее требования, или же оставить ее и перейти в церковь супруга? В ситуации, если оба супруга остаются в своей традиции, то у них могут возникнуть разногласия относительно церковных праздников, которые празднуются по разным календарям, соблюдения постов, воспитания ребенка и т.д.

Эти проблемы осознавались также и в середине ХХ в. Хотя в документах Второго Ватиканского собора (1962-1965) католической церкви отмечается, что в семье могут возникнуть различные разногласия под воздействием демографических, экономических, социальных и общественных обстоятельств, но не упоминаются религиозные обстоятельства, хотя довольно много говорится о не-католиках и последователях иных религий.

Лишь через четыре года после завершения Второго Ватиканского Собора католическая церковь признает браки католиков с православными, совершенные православным священником. Кардинал Беа – председатель Папского совета по содействию христианскому единству – в письме от 22 февраля 1967 г. извещал Константинопольського патриарха Афинагора І о будущем папском декрете о католическо-православных браках, признающем православное таинство венчания. Разрешение проведения таинства православным священником является результатом желания снять существующее напряжение между католиками и православными, а также для очередного импульса для контактов между католиками и православными8. После этого признания Синоды Московского патриархата и Польской православной церкви приняли аналогичные решения относительно браков православных с католиками, заключенных перед католическим священником9.

В истории экуменического движения католики и православные неоднократно поднимали вопрос о смешанных браках в двухсторонних диалогах. Например, в 1990 г. в диалоге между лютеранской и православной церквями Финляндии рассматривался вопрос о браках между их верующими. Участники диалога пришли к общему перечню советов в этом вопросе: «брачные церемонии не должны смешиваться, все дети в семье должны быть крещены как члены одной Церкви, но с возрастом им также должны быть преподаны и основы вероучения той Церкви, к которой принадлежит второй из родителей»10. В 1991 г. в рамках сближения Антиохийской православной церкви и дохалкидонской Сирийской православной церкви было принято решение, что при заключении смешанного брака должен предстоятельствовать епископ из церкви жениха11. В 2002 г. православные и протестанты Германии пришли к общему виденью смешанных браков: а) принадлежность будущего супруга не должна быть преградой для венчания; б) стороны не настаивают на смене одним из супругов своей традиции; в) решение о крещении детей должно быть принято до венчания12.

Не смотря на такую поразительную открытость разных церквей в двухсторонних переговорах по данному вопросу, следует отметить, что часто церкви имеют документы регулирующие данные вопросы. Кроме того, на местах священники могут иметь свою точку зрения по данному вопросу, которая не всегда совпадает с официальной позицией церкви.

Примером документа, объясняющего видение церквью смешанных браков является «Справочник по применению принципов и норм экуменизма» католической церкви. В частности в Справочнике речь идет о том, что супругам легче достичь совершенной связи при условии принадлежности к одной религиозной традиции. У смешанных же пар могут возникнуть проблемы с сохранением традиций. Однако, такая семья действительно может многое сделать для развития экуменизма13, в т.ч. из-за того, что такие пары должны быть под пристальным вниманием своих церквей, а значит в какой-то мере являются территорией экуменического сотрудничества. Справочник советует избегать религиозной индифферентности и рекомендует католикам больше узнавать вероучение и практику своего супруга. А для духовного согласия важными определеются совместные молитва и чтение Священного писания14. В вопросе воспитания детей в смешанном браке католическая церковь настаивает, что католик обязан сделать все возможное, чтобы дети в межконфессиональном браке были крещены и воспитаны в католичестве. Более того, перед венчанием католик должен уведомить об этом будущего супруга и они должны обсудить этот вопрос15. На официальном сайте братства святого великомученика Йосафата материалы, посвященные смешанным бракам, имеют немного иную «интонацию». Тут четко указывается, что католическая церковь не одобряла такие союзы, поскольку в них невозможно правильно воспитывать детей, католик всегда находится в опасности потерять свою веру, а не-католик в любой момент (!) может разорвать узы брака16.

Венгерский епископ Тихамер Тот пишет даже о том, что католическая церковь открыто противостоит смешанным бракам и дает разрешение на них «с болью в сердце» при условии, что дети в такой семье будут католиками. Иерарх также говорит о том, что католическая церковь занимает сдержанную позицию по отношению к смешанным бракам не потому, что пренебрежительно относится к не-католикам (в первую очередь православным), а лишь потому, что в них сложно или даже невозможно достичь «духовного единства», являющегося залогом гармоничной жизни17.

Упомянутый выше католический справочник при заключении смешанного брака запрещает проводить две церковные службы или даже одну службу с двумя последовательными согласиями18 (т.е. например, сначала перед, католическим, а потом перед православным священником). Во Франции, по словам православного священника Антуана Кальо существует практика, когда первая часть церемонии церковного брака является католической, при которой просто присутствует православный священник, а потом он проводит вторую часть – коронование супругов. «Это похоже на православный брак, – пишет священник, – где помолвка заменена католическим браком»19.

Крещения детей в своей вере требует и католическая, и православная церкви. Тем не менее, обе стороны теоретически предполагают, что дети в смешанном браке могут быть крещены в другой церкви. «В любом случае, – пишет о. Антуан Кальо, – крещены они в православной церкви или в католической, важным является, чтобы дети приобрели знание про иную конфессию, поскольку именно в этом источник равновесия и укоренения для их собственной веры, именно так мы придем к единству…»20.

Католический экуменический справочник говорит о том, что евхаристийное соучастие может быть позволено лишь в особых случаях21. И уже неоднократно упомянутый о. Антуан Кальо, и епископ Диоклийский Каллист Уэр пишут о том, что тот факт, что супруги не могут причащаться вместе является болезненным вопросом, приносящим страдания22. Таким образом, существует парадокс: с одной стороны, существует мнение, что межконфессиональные браки – это «экуменизм жизни», т.е. именно в них христиане разных конфессий могут осознать свое единство, а с другой стороны, они не могут проявлять это единство в совместном причастии. На необходимость богословского осмысления смешанного брака, богословского обоснования «экуменизма на бытовом уровне», указывал в свое время, будучи тогда епископом Керченским, Иларион Алфеев23.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ В УКРАИНЕ

Украина – поликонфессиональная страна, в которой долгое время сосуществуют православная и католическая (греко-католическая) церкви. Американский социолог религии Хосе Казанова как-то сравнил поликонфессиональность Украины с ситуацией религиозного плюрализма в США. Случаи браков православных и католиков в Украине не редкость, хотя я и не встречал официальную статистику на этот счет. Среди моих знакомых есть два случая создания семьи представителями этих двух христианских конфессий.

Первый: он – православный, она – римо-католичка. В результате она переходит в православие.

Второй: он – православный, она – римо-католичка. В результате она переходит в греко-католицизм.

Я хотел бы остановиться на втором случае. Я специально встречался со знакомым-православным, чтобы он рассказал мне свою историю. Познакомились будущие супруги, обучаясь в Институте религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве – римо-католическом (доминиканском) учебном заведении. Он пришел туда учиться для того, чтобы лучше знать – как у нас говорят – «врага в лицо», т.е. шел с полным неприятием католичества, считая его ересью. Следует отметить, что в Институте Фомы не спрашивают о вероисповедании своих студентов. Как-то там проводили опрос и оказалось, что среди студентов были даже атеисты. Конечно же, у моего знакомого со временем изменилось отношение к католикам, поскольку он увидел по его словам «сопричастность истины, в которую верят католики, истине Православной церкви», перестал считать католиков еретиками. Со своей будущей супругой они сошлись именно на основе общей христианской веры.

Когда их отношения достигли того уровня, чтобы создать семью, то они столкнулись с проблемой венчания – в какой церкви проводить таинство? Они оба настаивали на том, чтобы обряд проводился в родной для них церкви. В конечном итоге они пошли в греко-католический церковный суд. Почему именно в греко-католический? Да потому, что оказалась, что невеста крещена в православии и потому находится в юрисдикции Украинской греко-католической церкви, несмотря на то, что посещала она Римско-католическую церковь. После того, как суд получил от жениха утвердительный ответ о том, что он не будет чинить препятствий в воспитании детей (именно в такой формулировке!), он дал разрешение на проведение бракосочетания в православной церкви. Интересно, что жених абсолютно четко понимал, что если бы они обратились с подобной проблемой в православную церковь, то им бы не разрешили венчаться в католической церкви. Взаимная духовная жизнь этой смешанной пары заключается в совместной молитве (несмотря на то, что традиционно православные фундаменталисты и консерваторы говорят о запрете на подобную практику, ссылаясь на апостольские правила)24 и посещении литургии супруга и присутствии при причастии. «Мы исповедуем христоцентрическое экуменическое христианство, сохраняя приверженность конфессиональным особенностям», – так определяет вероисповедание своей семьи мой богословствующий знакомый. «Вне(не)конфессиональная вера… не означает отмены религиозно-конфессиональной идентичности вообще, – продолжает уточнять знакомый, – …конфессии как формы религиозной жизни и идентичности для нас существенно важны!». Вместе с тем, успех своей семейной жизни он связывает с тем, что для обоих супругов на первом плане стоит не религиозная или культурная идентичность (превалирование которых приводит или к разрыву отношений, или к смене религиозной традиции одного из супругов), а именно религиозная вера.

Единственное, что я могу прокомментировать, это то, что, очевидно, этой паре легче было справиться с потенциальными проблемами смешанного брака, поскольку между украинскими греко-католиками и православными нет различий в обрядовой сфере: у них общий календарь – совпадают праздники и посты; у них один и тот же византийский обряд, который, правда, имеет определенные особенности, в т.ч. языковые – в Украинской греко-католической церкви служат на украинском, а в Украинской православной церкви преимущественно на церковнославянском. Однако эти особенности опять-таки помогают лучше понять общую византийскую традицию.

В заключение мне хотелось бы процитировать одного греко-католического священника, который утверждает, что «Подобный брак – это не отречение от веры, а найлучший пример для экуменизма»25. Счастье молодых в таких браках зависит не только от них, но и от восприятия их выбора и решения со стороны их священников и общины в целом. И именно от общины зависит будет ли супруг оставаться ее частью, покинет ее или будет ограничивать свое в ней участие.

————————————————————————————-

1 Віллем Ж.-П. Європа та релігії. Ставки ХХІ-го століття. – К.: Дух і Літера, 2006. – С. 83.

3 о. Андрій Бореллі Православ’я та Екуменізм // https://www.ecumenicalstudies.org.ua/ukr/text.borelli/

4 Крянев Ю. Христианский экуменизм. – М.: Политиздат, 1980. – С. 47.

9 Гриневич В. Минуле залишити богові. Унія та уніатизм в екуменічній перспективі. — Львів: Свічадо, 1998. – С. 112.

10 Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог 1959-2002 гг. – М.: ББИ, 2003. – С. 228.

11 Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Хрестоматия. / Сост. и ред. Кристин Шайо. – М.: ББИ, 2001. – С. 75.

12 Что объединяет? Что разделяет. Основы экуменических знаний. – М.: ББИ, 2006. – С. 79

13 Довідник застосування принципів і норм екуменізму. – Львів: Свічадо, 1997. – С. 65.

14 Там же. – С. 66.

15 Там же. – С. 67.

16 Мішані подружжя // https://www.saintjosaphat.org/khrystyyanska-rodyna/catechism/article/mishani-podruzhzhya

18 Довідник застосування принципів і норм екуменізму. – Львів: Свічадо, 1997. – С. 69.

20 Там же.

21 Довідник застосування принципів і норм екуменізму. – Львів: Свічадо, 1997. –С. 70.

22 Каллист, Епископ Диоклийский. Эстонский кризис: спасительное предупреждение? // Поиски единства. Проблема религиозного диалога в прошлом и настоящем. – М.: ББИ, 1997. – С. 81.

23 Епископ Керченский Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже эпох. — К.: Дух і Літера, 2002. — С. 425.

24 О невозможности православным практиковать совместную молитву с инославными говорится в специальном отчете Всемирного совета церквей посвященному участию православных церквей в экуменическом движении. См.: Заключительный отчет специальной комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе Всемирного Совета Церквей // https://www2.wcc-coe.org/ccdocuments.nsf/index/gen-5-russian-ot.html

Вступать в брак с иноверцем крайне нежелательно, потому что в итоге возникнут многие проблемы: в какой религии воспитывать детей, как их крестить, причащать, в какой храм водить и т. п. Вашему избраннику может быть всё равно, как верите Вы, но он и его семья могут запретить Вам растить детей в Христовой вере. Кроме того, если он считает, что христианство и индуизм – одно и то же, то и это крайне неверно: христианство – религия, в корне отличающаяся от всех других, имеющая чёткое вероопределение, кратко сформулированное в Символе веры и эмпирически явленное в житиях Самого Христа, Богородицы, Апостолов и всех Святых. Буддизм по нашим представлениям трудно рассматривать как религию. В буддизме нет богов. Синтоизм очень близок к пантеизму и лишен системности мировоззрения, как и индуизм. Конфуцианство — всего лишь правила поведения, ритуал почтения. И т. д. Но для верующего христианина неприемлемо «философское отношение к религии».

Имейте в виду, что Церковь не благословляет такие браки. Для того, чтобы в церкви совершилось таинство венчания, оба будущих супруга должны быть крещены в Апостольской Церкви Христовой (Католической или Православной), это непременное условие для совершения других Таинств и обрядов, которые сопровождают христианина в течение всей его жизни.

От брака прежде всего требуется, чтобы он на самом деле являлся духовным союзом, по образу Христа и Церкви. «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 7: 13-14), — эти слова апостола Павла относятся к тем, кто поверил во Христа уже будучи в браке: им запрещено разводиться, если их супруг или супруга не присоединились к ним в вере во Христа. Но, будучи христианином, связывать свою жизнь с иноверцем не может быть благом и угодным в очах Божиих. Семья для христианина – это малая Церковь, где глава жены – муж, а глава мужа – Христос (см.: 1 Кор. 11: 3; Ефес. 5: 23). Если главой Вашего мужа будет какой-то иной бог (или боги), а он — Вашей главой, можно ли этот союз назвать Церковью? Муж и жена становятся единой плотью, а в единой плоти должен жить единый дух, ибо в противном случае в этой плоти будет вечное разделение, которое приведёт к краху и отчаянию: «Дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф. 12: 25; Марк. 3: 25; Лук. 11: 17).

Мужем должен быть тот человек, с которым Вы придёте к Богу, т. е. спутником на пути в Царство небесное.



В данной статье поднимается очень актуальная в современном мире разнообразных религий – представление молодежи о межрелигиозных браках, которые становятся все более популярными. Люди забывают о придуманных стереотипах и выбирают своих супругов, не исходя от религии или мнения родителей, а полностью основываясь на своем мнении.

Ключевые слова: межрелигиозные браки, религия, современная молодёжь.

В настоящее время общество постепенно уходит от веры в Бога к атеизму и все чаще люди начинают заключать браки, не ссылаясь при этом на религию другого человека. Важно определить какие представления были у человека, будучи воспитанным в определенной традиции и то, на что он соглашается, заключая данного рода брак. Поскольку религия дает некоторые основы для воспитания ребенка, и следствием является то, что люди будучи представителями разных вероисповеданий являются также представителями разных менталитетов, что несет в себе трудности для дальнейшего построения отношений и счастливой супружеской жизни. Поэтому изучение основных причин и трудностей, возникающих в межрелигиозных браках, является очень актуальным шагом, который способен сократить уровень развод в таких семьях.

Из чего последовало выдвижение гипотезы: межрелигиозные браки не отличаются от браков, заключенных в одной религии, а основной причиной их распада является давление со стороны старшего поколения.

Для изучения вопроса была составлена анкета и были собраны данные :

Таблица 1

ВУЗ

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Атеизм

РНИМУ

МГЮА

РАНХиГС

Всего

По результатам данного опроса было выявлено отношение каждого представителя к другим религиям.

Рис. 1. Знание своей и других религий.

И оказалось, что все люди в большинстве своем относятся к другим представителям положительно, но исключение составляют атеисты, которые в 100% случаев не обращают внимание на другие вероисповедания и имеют совершенно нейтральное к ним отношение. Также было выявлено на сколько по 5-ти бальной шкале люди разбираются в своей и чужой религиях. И достаточно интересен тот факт, что наибольшее знание продемонстрировали мусульмане о своем вероисповедании, а наиболее интересующимися другими оказались буддисты. Но за их исключением ни у кого больше не преобладает знание чужой религии над знанием своей.

Было выявлено влияние семьи на молодых людей, которое показало не столь хорошие результаты, поскольку в основном молодежь пренебрегает мнением своих родителей при выборе супругов, чему вероятнее всего является причиной состояние нашего общества, ведь молодежь считает, что они сами и без чужой помощи способны осуществлять свой выбор.

Рис. 2. Готовность молодых людей пойти против мнения родителей в выборе супруга.

Главной причиной для заключения брака во всех религиях стала истинная любовь, но также огромное влияние оказывает современное состояние общества, которое все дальше отходит от религии. Такие результаты были продемонстрированы представителями всех религий.

Основными причинами разрыва несовместимость взглядов на жизнь и давление со стороны старшего поколения. Поскольку невозможном справляться с нападками семьи ежедневно и это будет негативно сказываться на супругах.

Рис. 3. Готовность молодых людей пойти против мнения родителей в выборе супруга

Выводы:

  1. Верующие в каждой религии относятся с большим уважением к чувствам других верующих вне зависимости от религиозных взглядов.
  2. Представители тоталитарных религий не склонны идти против мнения родителей при выборе супруга.
  3. Главные причины заключения межрелигиозного брака: для христиан – истинная любовь, современное состояние общества; для мусульман – истинная любовь, современное состояние общества, для иудеев – истинная любовь, современное состояние общества; для буддистов – истинная любовь, современное состояние общества.
  4. Вне зависимости от религиозных взглядов наиболее частыми причинами распадов межрелигиозных браков является давление со стороны родителей и понимание того, что люди имеют совершенно разные взгляды на жизнь, будучи воспитанными в других условиях.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. ИСЛАМ

1.1 СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха: » женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.» «снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров»

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»

Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье. Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак — это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежит на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивает родителей, жениха и невесту, то наступает время для помолвки. При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон. Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).

Заключение брака возможно только при соблюдении следующих условий:

Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют» Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.

Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.

Крайне желательно присутствие опекуна невесты — отца невесты, при его отсутствии — деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.

Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.

Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.

Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.

Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.

Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности.

Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему. Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу. В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех. Об этом свидетельствует следующий аят Корана: «…женитесь на тех женщинах, что нравятся вам — двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то — на одной…» (3: Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым. Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них. Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.

Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

1.2 РАЗВОД

В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь получив развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае постоянного несоблюдения кем-либо из супругов своих обязанностей. Процедура развода по мусульманскому праву очень проста. Имея достаточно веские причины, можно развестись. Затем, по истечению времени, необходимого для того, чтобы убедиться, что жена не беременна, развод считается состоявшимся. При этом имущественные права мужчины вдвое превышают права женщины, и даже в суде показания мужчины приравниваются к показанию двух женщин. В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким.

Брак рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой.

1.3 ДЕТОРОЖДЕНИЕ

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Этот событие вызывает:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей;

г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.

Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в «позднее очеловечивание», т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь. Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление» плода, был и остается предметом серьезных споров. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).

2. ХРИСТИАНСТВО

2.1 БРАК И СЕМЬЯ

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье — глава жены на тех же основаниях, что и Христос — глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому — «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

В христианстве довольно много противоречий: брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути — брак и безбрачие — максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Христианство характеризуется также особой — не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия.

брак ислам христианство буддизм

2.2 КОЛИЧЕСТВО БРАКОВ

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости. Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой. Свобода выбора и решения — это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (правило 27 Халкидонского Собора), так же как и уступившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или «Пятошестого»).

2.3 СМЕШАННЫЕ БРАКИ

Официальным условием церковного брака является союз веры — то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, «Пятошестой», правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями. «Смешанные» браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Правило, принятое некоторыми православными епархиями, — требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии.

2.4 РАЗВОД

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму. Но правильно ли заявить, что «Православная Церковь допускает развод»? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

1) Брак — это таинство, заключающееся в священническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), — вечную связь.

2) Как таинство, брак — не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь допускает, что благодать могла быть «не воспринята», и позволяет расторжение брака и второй брак. Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве — по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Православная церковь расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ принято разрешать развод по следующим причинам кроме прелюбодеяния: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.

2.5 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.

Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения рождаемости. Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь строго запрещает аборты.

Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому распространению средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские церкви (за исключением мормонов) рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость.

В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью запрещает все способы контрацепции. Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности» предоставляемые социальным и технологическим прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи. Деторождение и воспитание детей — величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть «образом и подобием Божиим». Православная Церковь за всю свою историю никогда не связывала себя определенными высказываниями по данному вопросу. Но это вовсе не значит, что проблема контроля над зачатием и деторождением абсолютно безразлична для православных и не имеет отношения к их жизни. Мы уже видели, что христианское отношение к браку подразумевает: — деторождение естественно и свято, является неизбежной частью христианского брака; — дать новую жизнь — привилегия человека, дарованная ему Богом, привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить «образ и подобие Божие», предоставленные ему при творении

3. БУДДИЗМ

3.1 БРАК И СЕМЬЯ

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

3.2 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Представители индуизма и буддизма считают аборт приемлемым в некоторых случаях. Израиль также не является страной, полностью запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода. Буддизм. Среди теологов буддизма существуют разногласия по вопросу, является ли нерожденный ребенок человеческой личностью, а аборт — убийством. Кроме того, в буддизме нет четкой позиции в вопросе о том, должен ли аборт регулироваться законом или каждая беременная женщина может решать эту проблему сама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие /С.А. Арутюнов. — М.: 1999.

2. Пучиев П.И. Современная география религий / П.И. Пучиев. — М.: 2005.

3. Яблоков И.Н. Основы религиоведения: учебник / И.Н. Яблоков. — М.: Высшая школа, 2008. — 568 с.

4. Марченков В.Г. Начала православия / В.Г. Марченков. — М.: Петит, 2001. — 206 с.

5. Косидовский З. Библейские сказания / З. Косидовский. — М.: Политиздат, 1999. — 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *