Будущее технократической цивилизации

Развитие личностного потенциала (в том числе и индивидуального ресурса профессионального развития ), как и развитие личности в целом (в том числе профессионала ) не может рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста. Возникновение новой реальности влечет за собой и новые условия формирования и развития личности.

Человек создает «вторую природу», искусственную, техническую и технологическую реальность (техносферу). В горизонте внешнего мира (по Ю. Хабермасу – одного из трех «основных миров», наряду с социальным и внутренним миром) техническая, информационно насыщенная, реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека.

Б. И. Кудрин (1993) выдвинул идею философско-технических оснований третьей картины мира и новой науки о закономерностях развития техники – технетики. Техника, являющаяся творением человеческого разума, по мере ее усложнения и распространения, наделяется определенной «самостоятельность» и способностью к «саморазвитию», изменяя жизнь человека, но вместе с тем все более настойчиво предъявляющая свои требования к нему. Приверженцы технетики (В. И. Гнатюк, 2005 и др.) отмечают, что техническая реальность уже в значительной степени обеспечивает не потребности человека, а свои собственные; при этом та ее часть, которая «работает на себя», нарастает и интеллектуализируется гораздо более высокими темпами, чем та, которая «работает на человека». Специалисты по проблемам глобализации приходят к выводу, что хотим мы или нет, но «мы живем в этой новой реальности, которая поддается познанию хуже, чем привычный и поэтому комфортный «старый мир”, – в который, как обычно, уже нет и никогда не будет возврата» .

На рубеже 90-х годов XX века резко усиливающееся влияние информации на жизнь человека привело к необходимости выделения еще одной стороны «второй природы» – информационной. То, что сейчас XXI век называют «информационным», отражает реальные тенденции, проявляющиеся в планетарном масштабе. Информационная среда, как часть новой реальности, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития как социума в целом, так и каждого отдельного человека. В этом смысле информационная среда становится ресурсом формирования и развития личности.

Под информационной средой, в общем случае, понимается совокупность информационных условий существования человека – наличие информационных ресурсов, характеризующихся их распространенностью, доступностью, качеством, развитостью информационной инфраструктуры.

Информация важна для человека при как выполнении им профессиональной деятельности, так и в его жизнедеятельности в целом. С точки зрения информационного подхода, деятельность специалиста и жизнедеятельность любого человека вообще имеет сходные черты и черпает ресурсы из сходных источников. В широком аспекте, информационная среда оказывает влияние на генезис человечества в целом.

Профессиональная деятельность в современных условиях осуществляется на основе имеющейся у специалиста информации об объекте деятельности, способах деятельности, возможных их последствиях и т.д., того, что называют внутренней, концептуальной моделью деятельности (КМД), формируемой в голове специалиста в процессе профессионального обучения и уточняющейся в дальнейшей. КМД предстает как психическое образование, включающее в себя образную и понятийную составляющие, находящиеся во взаимном соответствии . Для обеспечения деятельности специалист получает необходимую ему информацию, организованную в виде некоторой информационной модели (по терминологии инженерных психологов).

Если поступающая (в процессе деятельности) информация недостаточна, или «зашумлена» помехами, либо ее интенсивность превышает «пропускную способность» человека, либо она плохо организована (известный в инженерной психологии феномен – «разбегания стрелок» приборов в кабине пилота), не согласуется с образной и понятийной составляющей КМ, то деятельность имеет негативные последствия. Проявляться они могут в срыве деятельности, аварийности, возникновении негативных состояний человека, профессиональных деформациях личности и др.

Лавинообразное производство информации вызвало новые проблемы. Работа людей квалифицированного умственного труда связана с поиском, обработкой, использованием информации. При удвоении ее объема каждые 7-10 лет все труднее находить нужные сведения, – даже с использованием ресурсов глобальной информационной сети. В результате сугубо научную статью, опубликованную в научном журнале определенной направленности, читают в среднем 1,3 человека, не считая тех, кто работал над ней. В то же время пятая часть НИР дублирует друг друга. Считается, что работу стоимостью до 50 тыс. долларов рентабельней провести заново, чем искать необходимую информацию.

Не только в профессиональном труде, но и в жизни вообще человек повседневно связан с информацией: получает ее, перерабатывает, использует при принятии жизненных решений. На основе информации у человека формируется картина мира, определяющая отношение человека как субъекта жизни к действительности. Можно предположить, что в персональной картине мира, как и в КМД , есть два «раздела»: образный и понятийный.

Во многом картина мира формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. При этом упор делается на образную составляющую (следуя крылатому выражению А. Кончаловского, «картинка сильнее слова») – тогда информационные технологии минуют фильтр сознания и воздействуют непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в картине мира слабо коррелируют друг с другом, что является признаком плохо организованного сознания и следствием манипулятивного способа представления информации.

Информация всегда сопровождала технологические процессы, направленные на преобразование окружающей среды. Под технологией традиционно понимается совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств сырья или полуфабриката. Возникший в последние годы термин «информационные технологии» наталкивает на аналогии, согласно которым в качестве объекта воздействия в ряде случаев выступает сознание человека. Приметой нашего времени стало изменение направленности информационных технологий на более прибыльный бизнес – преобразование человеческого сознания (как индивидуального, так и коллективного).

Фактором первичного формирования личности, ее мировоззрения, жизненных установок, сознания является семья, школа, ближайшее окружение. Но изменением сознания человека занимается (в том числе целенаправленно!) более широкий круг заинтересованных в этом субъектов. Стратегия современного маркетинга (в отличие от классического, по Ф. Котлеру) направлена не на приспособление товара к потребителям, а на приспособление потребителей к уже изменившемуся товару, формирование новых потребностей.

Средства массовой информации (СМИ), подбирая сообщаемые факты и включая в определенном наборе в «повестку дня» то, что и как, по их мнению, нужно освещать, могут оказывать сильнейшее воздействие на аудиторию. Телережиссеры с гордостью заявляют о том, что они не просто передают ежевечерние новости, они их делают.

Следует признать, что человечество создало слишком сложный, – для восприятия отдельным человеком, его индивидуальным интеллектом, – мир. В этом мире, не осознавая его базовые закономерности, «обычный» человек не в состоянии предвидеть последствия своих усилий и направление своего развития. В результате, как отмечает М. Г. Делягин, индивидуальное сознание, инстинктивно защищаясь от всего слишком нового и сложного и сберегая силы для решения повседневных проблем, старается не замечать качественных усложнений и повышения многообразия своей среды обитания, либо отгородиться от него, погружаясь в некоторый виртуальный мир.

В результате получило широкое распространение явление ухода человека от реальности. И для этого есть веские основания. С. Лем (2005) пишет о том, что в современном мире люди оказались в ситуации информационного давления, массовой фальсификации информации. СМИ стали реальной силой: это уже не «четвертая», а «первая» власть. Изобилие информации, в которой человеку трудно самостоятельно разобраться, заставляет его безоговорочно «отдаться» в объятия различных комментаторов и ведущих. С другой стороны, те, кто искал возможность вытеснить свои внутренние проблемы или восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это. Можно сказать, что телезрители «сами обманываться рады». По мнению С. Московичи (1996), уже сформировался особый тип человека – «человек публики». Он, в отличие от «человека толпы», не участвует в уличных акциях, он тихо и мирно сидит в своей комнате перед экраном телевизора, поглощая жвачку – винегрет из телесериалов, «аншлагов» и «фабрик звезд» и «танцев со звездами».

Для того, чтобы «удержаться на плаву» в информационном потоке, человеку необходимо распознавание качества информации, полное непринятие несущественной, рекламной, второразрядной, попросту лишней информации.

Не новость, что система образования помогает контролировать восприятие реальности людьми и влияет на формирование системы ценностей. Начавшиеся глобальные по своим последствиям изменения в образовании (переход от знаниевой парадигмы – к компетентностной) ведут к изменению восприятия мира не только отдельной личностью, но и обществом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на отдельных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления.

Представшая взору картина не радует. Можно уповать на идеи экзистенциалистов об ответственности личности за то, кто она и чем она станет. Действительно, перед каждым человеком стоит задача наполнить свою жизнь смыслом – при всей абсурдности мира. Но изменение культуры (в широком ее понимании) общества в реальности начала XXI века, приводит к изменению ценностей, смысла, понятия жизненного успеха и средств его достижения .

Конструктивным подходом к целенаправленному построению обновленной реальности могло бы стать возвращение (в переосмысленном формате) к идее ноосферы (рукотворной сферы разума, науки), предложенной П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (1927 г.) и развитой В. И. Вернадским.

Литература

3. Делягин, М. Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М. П. Делягин. – М. : Вече, 2008. – 528 с.

4. Дружилов, С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности / С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 6. – С. 56-60.

Вначале я дам определение технократического мышления, а затем не очень привлекательный, хотя в высшей степени художественный и противоречивый образ этого вида мышления. Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и полководцу и представителю искусства, и гуманитарию и, конечно же, деятелю образования. Технократическое мышление — это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление — это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Для того, чтобы эта абстрактная характеристика технократического мышления стала зримой, напомню мысли князя Андрея о полководцах:

«Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых высших, лучших человеческих качеств — любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения (эти все качества нужны педагогу. — В. 3.). Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави Бог, коли он человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они — власть» (Толстой Л. Война и мир. Т. 3, М. 1947, С. 48).

Не напоминает ли эта оценка одного из нынешних «полководцев»? Многие спорили или прощали великому писателю эту характеристику личности и ума полководца, но меня сейчас интересует не то, что есть, а чего лишен полководческий ум или гений. А его ум при всех достоинствах, раскрытых Б. М. Тепловым в статье «Ум полководца» (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985), сильно смахивает на технократический.

А теперь Ставрогин — персонаж романа Ф. Достоевского «Бесы»:

«Ставрогин — воплощение исключительной умственной мозговой силы. В нем интеллект поглощает все прочие духовные проявления, парализуя и обеспложивая всю его душевную жизнь. Мысль, доведенная до степени чудовищной силы, пожирающая все, что могло бы рядом с ней распуститься в духовном организме, какой-то феноменальный Рассудок — Ваал, в жертву которому принесена вся богатая область чувства, фантазии, лирических эмоций — такова формула ставрогинской личности… Перед нами гений абстракта, исполин логических отвлечений, весь захваченный перспективами обширных, но бесплодных теорий» (Л. Гроссман. Достоевский. Изд. 2-е. М. Молодая гвардия. 1965, С. 450).

Можно выразить это проще. При всей своей гениальности Ставрогин лишен ощущения реальности, жизни, которые характеризуют естественные способы мышления всякого жизненно ощущающего человека.

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым в свою очередь лежат определенные социальные интересы. Связь «программирования» поведения и деятельности личности с ее бездуховностью превосходно показал Ф. Искандер в небольшом эссе, посвященном пушкинскому «Моцарту и Сальери»:

«Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна. Почему всегда? Потому что преступная корысть убивала душу человека для самоосуществления, а не для какой-либо другой цели. Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души» (Искандер Ф. Моцарт и Сальери. Знамя. 1987, N 1, С. 130).

Как это не парадоксально, но здесь Сальери выступил как яркий представитель технократического мышления (ср. «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»). Еще одну грань технократического мышления отметил замечательный психолог Б. М. Теплов, назвавший свой анализ маленькой трагедии А. С. Пушкина «Проблема узкой направленности (Сальери)». Различие между Моцартом и Сальери Теплов видит в том, что

«…сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной». И далее, «Сальери становится рабом «злой страсти», зависти, потому что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, — человек с пустой душой. Наличие одного лишь интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух» (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985, С. 308—309).

Л. Гроссман, Ф. Искандер, Б. Теплов пишут о предельных ситуациях, порожденных гением Достоевского и гением Пушкина. Но, к несчастью, жизнь, как заметил В. Набоков, подло подражает художественному вымыслу. Сейчас такой тип мышления стал реальной силой, сыграл не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Я вовсе не идентифицирую технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление — это скорее прообраз искусственного интеллекта и «искусственной интеллигенции», хотя К. Шеннон — создатель теории информации, Н. Винер — создатель кибернетики, Д. фон Нейман — один из создателей вычислительной техники не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX века, участвовавшим в создании атомной бомбы.

Поставлю вопрос о технократическом мышлении еще более резко и категорично. Оно руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Поэтому оно характеризуется еще одной чисто психологической чертой. Оно нетерпеливо и торопливо: оно не оправдывает цели средствами, а стремится к их достижению любыми средствами. Г. Г. Шлет в начале 1917 г. писал:

«Но науке торопиться некуда, — по крайней мере, той науке, которая не состоит в услужении и на посылках у современного престидижитатора-техники, вершащей сейчас судьбы науки и человеческой мысли». (Г. Г. Шлет. Философские этюды. М. Прогресс. 1994, С. 227).

Истоками технократического мышления являются всяческие сказки, сказания, мифы, фантастика. Оно их переживает, ими питается и в них выражается. И чем дальше, тем более зловеще. Оно не знает, что такое рефлексия; умственная жизнь для него — нечто чуждое; оно с трудом отличает ее от тяжелого физического труда. Оно отдыхает, когда от него не требуют умственного напряжения; умственная лень — его природа и его добродетель.

Данная выше уничтожающая характеристика технократического мышления представляет собой научное хулиганство, которое я все же рискую вынести на суд читателей. Дело в том, что она представляет собой парафраз характеристики, которую Г. Г. Шлет дал мышлению и мудрости Востока, локализуя на Востоке и корни Христианства. В контексте обсуждения различий в мышлении Востока и Европы (Иерусалима и Афин) Г. Г. Шлет далее пишет:

«Чистый европеизм пробудился в тот момент, когда первый луч рефлексии озарил человеку его собственные переживания. Европа — это умственное напряжение, но не труд, а «досуг», восторг и праздник жизни; самое дорогое для нее — творчество мысли; и никакая сила — ни меч, ни моральная проповедь не могли уничтожить в европейце его страсти мыслить. Европа пережила сказок и мифов, мудрости и откровений не меньше, чем Восток, но она не только их переживала, она их передумывала. Как глубоко она переживала и как глубоко передумывала пережитое, об этом свидетельствует ее создание — трагедия, высшая форма художественной рефлексии. Вообще, это ее создание — основные направления рефлексии: строгое искусство и строгое чистое знание. «Строгое искусство» — нередко синоним «античного искусства», т. е. европейского. К «строгой науке» мы как будто пришли позже, когда Европа «ориентировалась», когда ее историю вело христианство. Но нужно ли напоминать мартиролог философии, когда она стала обнаруживать волю быть наукой, и мартиролог науки, когда она становилась строгой наукой? (Как это похоже на «ориентирование» России, когда ее историю вел большевизм, жертвой которого пал и Г. Г. Шлет. — В. 3.). Философия как чистое знание есть порождение античной языческой Европы, т. е. Европы в нашем узком и более точном смысле» (Там же, С. 228—229).

Я не буду дискутировать с Г. Г. Шпетом по поводу различий в мышлении Востока и Европы. Этот предмет имеет свою историю. Была и христианизация эллинской мысли и эллинизация христианства, были и утверждения о синтезе Востока и Запада, хотя поиски такого синтеза продолжаются (А. В. Ахутин. Афины и Иерусалим. // Диалог культур. М. ГМИИ им. А. С. Пушкина. 1994). На эмоциональном уровне я оптимист и согласен с Г. Г. Шпетом и с комплиментом (или авансом) О. Мандельштама: «Над нами варварское небо, но мы эллины».

Иное дело, как европейское мышление ослабило рефлексию. Увлеклось или дало себя увлечь мышлению технократическому. Это сюжет для научного детектива.

Без запальчивости все же не обошлось. Сарказм Г. Г. Шпета заразителен! Вернусь к академическому тону. Упреки в адрес технократического мышления (старые и новые) не следует смешивать с давней советской критикой интеллектуализма в обучении. На самом деле его всегда недоставало, да и едва ли может быть когда-нибудь достаточно, хотя может быть и чрезмерно. Такая парадоксальность типична для любой образовательной проблемы.

Критика интеллектуализма была завуалированной, а часто прямой формой выражения претензий к недостаточной идеологичности и избыточной интеллигентности образования. Для усвоения идеологем ума не надо. Отсюда и раздавшийся в 60-х годах крик души нашего замечательного философа Э. В. Ильенкова:

«Школа должна учить мыслить!». Сегодня его можно было бы уточнить и дополнить: «Школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле».

Проще всего сказать, что технократам так же, как и идеологам, противопоказано формировать, проектировать мышление подрастающих поколений. Не нами сформулирована оппозиция технократии и ноократии. Но где эта вымечтанная Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским ноосфера — культурная и разумная среда, растящая и питающая личность? Нет этого питательного бульона, в который можно было бы поместить наших питомцев. Геологической силой стала не ноократия, а технократия, которая слишком медленно утрачивает свой кредит. Но даже, если он станет убывать быстрее, инерции технократического мышления хватит надолго.

Что же делать в такой ситуации? Есть ли из нее выход? И если он есть, то есть ли воля к его поискам? Бессмысленно призывать вернуться к незамутненному эллинизму. Его нужно помнить. Вообще, бесплодны или безнравственны любые призывы и лозунги, кроме единственного — подумать. Да и технократическое мышление принесло человечеству не одни кошмары. Оно, видимо, все же соприродно человеческому мышлению, как дьявол, к несчастью, соприроден человеку. Вернусь к Моцарту и Сальери, но на сей раз в оценке О. Мандельштама, который не столь сурово оценил последнего:

И далее поэт замечает, что суровый и строгий ремесленник Сальери протягивает руку мастеру вещей и материальных ценностей, строителю и производителю вещественного мира. О. Мандельштам отдает должное личности Сальери и как бы сглаживает противоречия между ним и Моцартом.

Н. Я. Мандельштам описала заочную дискуссию между А. Ахматовой и О. Мандельштамом по поводу «маленькой трагедии» и отношения А. Пушкина к ее героям. Она была посредником в этой дискуссии (Н. Мандельштам. Моцарт и Сальери. Знамя. 1993, N 9). Согласно А. Ахматовой, Моцарт и Сальери представляют два пути сочинительства — спонтанность, вдохновенность и труд. С точки зрения О. Мандельштама, в каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери. Спонтанность дара и труд — это две стороны созидательного процесса, которые он обозначал словами «Моцарт» и «Сальери», и, — по словам Н. Я. Мандельштам, — знал в себе черты обоих.

Слово «знал» является ключевым. Как у Г. Г. Шпета: мало пережить, нужно передумать. Мало передумать. Должна еще быть «страсть мыслить». А у «страстного мышления» или у «мыслящей страсти» должен быть еще и субъект, точнее, мыслящее, сознательное Я. Не эмпирическое, а именно когитальное Я, подчеркивал М. К. Мамардашвили. «Эмпирическое Я» может быть рефлекторным, а «когитальное Я» — рефлексивно. Разница между ними такая же как между рефлексом и рефлексией. В русском языке она превосходно выражена: рефлекс и рефлекс-и-Я. Всего ничего — союз и заглавная буква, но буква Я. Можно предположить, что субъектом идеологизированного, равно как и субъектом технократизированного мышления является эмпирическое Я (ср. «в партию сгрудились малые»), тогда как субъектом аксиологического, ценностного, скажем проще — человеческого и человечного мышления, — является когитальное Я. Последнее, как и эмпирическое, тоже порой может мыслить предметами, значениями, понятиями, эмоциями, накалом воспаленных чувств, но кроме того оно мыслит смыслами или мыслями о смысле. Оно способно к эмоциональному, смысловому, ценностному предвосхищению своих усилий и своих результатов.

Мысль до тех пор не может быть признана мыслью, пока она не будет содержать в себе, помимо себя самой, еще и мысли о вневременном смысле человеческого бытия:

Примечательно, что именно А. Блок произнес эти слова. М. Шагал, который хотел было показать ему свои юношеские стихи, «отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы».

Я должен мыслить свое мышление, а не мое мышление — меня. Если у интеллекта есть хозяин, он выберет, какая из разновидностей мышления ему нужна.

Прошу простить меня за длинноты в попытке объяснить, что такое мыслить о смысле. Так же как с волей, так и в случае с интеллектом далеко не безразлично, в какой форме он представлен в образовании. Как не безразлично, в какой форме они представлены в душе педагога и ученика. Мы видели, что эмпирическое Я, не обделенное знаниями, умениями, навыками, даже талантом, может иметь пустую душу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *