Быша значение

«Символ веры»

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (произнесем, открыто признавая)», — так возглашает диакон перед пением Символа веры на Божественной Литургии. Хор продолжает: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Символ веры — одно из немногих песнопений литургии, которое исполняется всеми людьми в храме вместе. Священник, «якоже и людие» (цитата из Служебника), то есть, вместе с народом, произносит слова, дающие нам право участвовать в дальнейшем и самом главном событии Литургии (с греч.: «общее дело») — преложении Святых Даров в Тело и Кровь Христовы. Исповедуя, то есть, объявляя во всеуслышание, главные истины Православия, мы становимся настоящими последователями Христовыми, кому Бог в Таинстве Евхаристии являет Самого Себя.

«Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя…», — так начинается наш Символ веры, принятый святыми отцами в IV веке, — краткое, но точное учение, принять которое необходимо каждому христианину. «Верую» читается при крещении как одна из важнейших частей Таинства. Слово «Единаго» обозначает, что другого Бога нет и быть не может. «Вседержителя» — значит, Держащего все в своей власти.

Фраза — «Творца небу и земли, видимым же всем и не видимым» — свидетельствует о том, что Творец неба и земли сотворил весь видимый мир и невидимый. Видимый — окружающий нас в видимом пространстве, и не видимый — духовный, ангельский, «вышний».

Во втором члене Символа утверждается вера «во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго (Единственного), Иже (Который) от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна (Бог Сын — не сотворен Богом Отцом, а рожден от Него, то есть, имеет единую с Ним сущность), единосущна Отцу, Имже вся быша». Слова «Имже вся быша» переводятся — «Которым все было (сотворено)», — и подчеркивают непосредственное участие Сына Божия в творении мира.

«Нас ради, человек (ради нас, людей), и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.» На первый взгляд может показаться, что слова «воплотившагося» и «вочеловечшася» обозначают одно и то же. В действительности же слово «вочеловечшася» утверждает, — стал «совершенным Человеком», то есть, во всем подобным нам, кроме греха. Дело в том, что некоторые еретики считали, что Господь принял только плоть человеческую, а не плоть и душу. Они доказывали, якобы Бог-Отец пребывал в плоти Иисуса Христа как в храме. Но этим грубо искажается главнейшее учение о спасении людей, — Бог стал совершенным Человеком (с телом человека и душой человека), чтобы исправить в Себе искаженную грехом всю человеческую природу.

«Распятого же за ны (за нас, за грехи наши) при Понтийстем Пилате (указание на историчность события), и страдавша, и погребена». Некоторые еретики считали, что Бог не подвержен страданиям, и мучения на Кресте были «призрачными», «кажущимися». На самом же деле Господь страдал как человек, испил всю чашу страданий до дна, испытав даже муки богооставленности, — «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15, 34).

Некоторые считают, что страдания и смерть на кресте не были чем-то особенным во времена Понтия Пилата, ведь тысячи людей были распяты таким же образом. Рассуждая так, мы не учитываем мучения души, которые часто превосходят страдания плоти. Сын Божий, «Имже вся быша» терпел издевательства и смерть от рук людей, которых сотворил!

Но «невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27)». В этом состоит истинное величие Творца.

В Символе веры, который поется на Божественной Литургии, отражены самые важные понятия христианского мировоззрения — во что верит православный христианин. Более полутора тысяч лет Никео-Цареградский (принятый в Никее и дополненный в Цареграде или Константинополе) Символ веры живет в Православии без изменений, как незыблемый фундамент вероучения. Поэтому он ежедневно произносится в утренних молитвах и является неотъемлемой частью богослужения.

…Учение о Господе Иисусе Христе в Символе веры заканчивается словами о Воскресении и будущем Втором Пришествии. «И воскресшаго в третий день по писанием (согласно пророчествам). И восшедшаго на небеса, и седяща одесную (по правую руку) Отца». Не случайно в Символе веры используются антропоморфизмы, понятия, присущие каждому человеку: «восшедшего», «седящего». Этим подчеркивается важнейшая мысль о том, что Богочеловек поднялся на небо не только Духом, но и Плотью, — преображенной человеческой плотью, получившей удивительные свойства: проходить сквозь закрытые двери, исчезать и появляться, мгновенно переноситься в пространстве (напр. Лк. 24, 31 или Ин. 20, 19) и т.д.

В строке, — «и паки (вновь) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», — важно правильно понимать употребление слов «со славою». Это значит «в славе», в сопровождении небесных воинств, явно и очевидно для всего человечества. Так полностью разбивается любая ересь о самозваных «христах», которые объявляли себя таковыми на протяжении всей истории, да и в нынешнее время.

Учение о Святом Духе, так же как и догмат о Боге Отце, выражено в одном лаконичном, но содержательном выражении: «И в Духа святаго, Господа Животворящаго (Подающего жизнь всему), Иже (Который) от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». Упоминание об Отце и Сыне в этом члене Символа веры призвано утвердить мысль о том, что Дух Святый — не творение Божие, как считали некоторые еретики, а Сам Бог. Слова «споклоняема» и «сславима» воздают равное поклонение и славу всем трем Лицам Единого Бога. Фразу «глаголавшаго пророки» можно перевести: «Говорившего через пророков».

Произнося Символ веры, не следует понимать следующий член, — «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», — как призыв к объединению всех христианских церквей. В Символе веры по определению не может быть призывов, так как он отражает реальность явлений, а не их вероятность. Слово «едину» отражает сразу несколько понятий. Во-первых, Церковь является единством верующих. Во-вторых, у нее один (единый) Глава — Господь Иисус Христос (в отличие от католического учения, провозглашающего главенство Папы). В-третьих, существует единство земной и небесной Церкви, дающее нам право молиться святым. И наконец, подразумевается, что истинная Церковь одна, — та, которую основал Сам Господь.

Заключительные три члена Символа кратки, но не менее важны. Строка «исповедую едино крещение во оставление грехов» утверждает, что крещение «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» человек принимает один раз (чтобы угасить споры в Церкви по поводу повторных крещений). Через Крещение человек входит в лоно Церкви и приобщается других Таинств.

Фраза «чаю (ожидаю) воскресения мертвых» отражает веру в то, что души умерших в конце мира соединятся с телами, которые станут духовными и бессмертными. Последний же член Символа веры, — «и жизни будущаго века. Аминь», — выводит веру христианина за пределы существования времени, где будущее сливается с вечностью. Примечательно, что к этой фразе также относиться слово «чаю». В нем выражено не только понятие терпеливого ожидания, но и желания, которое связано с радостью.

Пение Символа веры на Божественной Литургии призвано возбудить в сердцах верующих живое движение любви к Богу и ближнему. (Недаром ему предшествуют слова: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».) Ведь следующая часть Литургии является центральным звеном всего происходящего в суточном круге Богослужения. Она называется — Евхаристический канон.

Назад к списку

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Символ веры делится на двенадцать членов, или частей, и каждый из них необходимо изучать порознь.

В первом члене Символа веры говорится о Боге, как о Первой Ипостаси Святой Троицы – о Боге Отце и о Боге как о Творце мира.

1-й член Символа веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Верую во единого Бога. Это исповедание единого Бога есть начало всех начал, основа всех основ христианства. Христианство вошло в мир, в котором царило многобожие. Ибо дохристианский человек Богом называл и обожествлял природу, т.е. многообразие действующих в ней сил. «Мир полон богов», — сказал греческий философ Фалес, и это, в переводе на теперешний язык, означало, что в мире действует множество сил и «законов».

Христианство своею проповедью, своим исповеданием единого Бога восставало против обожествления мира. Единый Бог — это значит, что все силы, вся жизнь, все «законы», все то, что живет в мире, и сам мир — от Бога, но не Бог.

Язычество, многобожие чувствовало божественный источник мира, но не знало Бога. Его «Боги» были всего лишь отображением самого мира. Отсюда в многобожии — соперничество «богов», отсюда идолопоклоннический, магический характер язычества. Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни.

И сразу же Символ веры называет этого единого Бога — Отцом.

Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: Отче наш (Отец наш).

«Верую во единого Бога Отца…». Ибо если слово Бог означает абсолютную высоту Божества, Его абсолютное превосходство над миром, опыт Бога, как Высшего, Недостижимого, другого, то именование Бога Отцом утверждает не только связь Бога с миром, но и такую связь, сущность которой в любви, близости и заботе.

Если христианство отвергает многобожие и провозглашает Бога как абсолютное бытие, то с такой же силой отвергает и то восприятие Бога, которое называется деизмом. Это понимание Бога как «причины», или, по знаменитой аналогии Вольтера, как Часовщика, создавшего сложный механизм, приведшего его в движение, но в самом движении уже не участвующего.

Именно такое — отвлеченное, чисто философское – понимание Бога и отвергается в именовании Его Отцом.

Отец дарует жизнь, но продолжает любить свое создание, заботиться о нем, участвовать. Про Бога сказано в Евангелии, что «Он любовь есть». И потому в этом именовании Бога Отцом — уже заложена, уже выражена и наша ответная к Нему любовь, наше доверие, наше любовное, сыновнее Ему послушание.

Назвав Бога Отцом, Символ веры исповедует Его и как Вседержителя. «Верую в Бога, Отца Вседержителя». Словом этим выражаем свою веру в то, что Бог, которого называем мы Отцом, содержит в Своем промысле — всю жизнь, или лучше сказать, — что все в мире Его, все от Него, все живет Им.

В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в Своей силе и власти.

Ни на что не положило христианство столько усилий, как на борьбу с так называемым дуализмом, с верой многих христианских религий в существование двух начал: светлого и темного, хорошего и злого. Дуализм возник из опыта страдания, зла, уродства, царствующих в мире. Поскольку же страдание, зло, в понимании дуалистов, — от материи, то от нее нужно бежать в чистую духовность. «Материя» — от зла, она есть зло… далее мы еще будем говорить о том, как понимает христианство зло, разлитое в мире, созданном благим и светлым Богом. Сейчас подчеркнем только, что понимание это исключает какой бы то ни было дуализм.

Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение, а не сущность мира.

И, наконец, исповедует Символ веры Бога Отцом, Вседержителем и «Творцом неба и земли, видимого же всего и невидимого». Мир сотворен, источник его в Боге. Он не сам из себя, не случайное сцепление клеточек, не абсурд. Он осмыслен, у него есть начало и есть цель, и все в нем отнесено к высшей Божественной мудрости: небо и земля, видимое и невидимое.

Бог является Творцом не только видимого, материального мира. Он также сотворил мир духовный, не видимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира. Все Ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Денницей, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они стараются совратить людей в грех и погубить. Но Бог ограничил их власть и воздействие на людей.

Сотворение животных и человека

«И увидел, что это хорошо…». Этим исповеданием отвергается всякое упрощенное понимание мира, всякое сведение его к чистой «объективности». Созданный Богом, мир отражает Божественную мудрость, Божественную красоту, Божественную истину.

Все от Бога, все пронизано высшим смыслом — и в этом, — и радость, но и трагизм мира и жизни в нем.

На православном портале «Азбука веры» можно дополнительно послушать в аудио-варианте беседы на Символ веры протоиерея Александра Глебова

СИМВОЛ ВЕРЫ – ИЗЛОЖЕНИЕ ВСЕХ ИСТИН ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Эту листовку можно прочитать и скачать (ссылка на скачивание двусторонней листовки в формате PDF – НИЖЕ)
simvol-very.pdf (cкачиваний: 24)
Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составлен­ное и утвержденное на 1-м (323 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином и не может спастись.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, с 2-го по 7-й член говорится о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Текст молитвы «Символ веры» по-церковнославянски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.

Русский перевод Символа веры:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3.Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими);
6. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (справа) Отца;
7. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца;
8. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и про­славляемого равно со Отцем и Сыном, говорившего через пророков.
9. (Верую) и во Единую Святую, Соборную Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни, будущего века. Истинно так.
Верую – верю, я убежден; единородный – единственный Сын Своего Отца; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности т. е. вечно; единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцем; Им же вся быша, – и Им, т. е. Сыном Божиим, все сотворено; воплотив­шегося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – принявшего душу человеческую и сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшего – ожившего; по писанием – согласно со священным писанием, пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день.
Восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца; паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца – после суда настанет безконечное царство Его. Животворящего – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равен Богу Отцу и Богу Сыну. Глаголавшего пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю. И жизни будущего века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово «невидимым» указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Госпо­дом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Пома­занником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пророков.
Иисус назван Сыном Божиим потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.
Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что только Он один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

Сказано «прежде всех век», чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.
Слова «Света от Света» некоторым образом изъясняют непостижимое рож­дение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.
Слова «Бога истинна от Бога истинна» взяты из Священного Писания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).
Слова «рожденна, несотворенна» прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения еретика Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.
Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий есть одного и того же Божествен­ного Существа с Богом Отцом.
Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною Премудростию Своею и вечным Словом Своим.
«Нас ради человек и нашего ради спасения» – Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.
«Сшедшаго с небес» – как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сын Божий вез­десущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.
Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рож­дении пребыла Девой. Слово «вочеловечшася» прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, – Он принял и душу человеческую, чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души.
Иисус Христос был распят за нас – Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти. Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат – римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово «страдавша» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человечеством, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать.
Слово «погребенна» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. «И воскресшаго в третий день по Писанием» – пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова «по Писанию» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
«И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца» – эти слова заимствованы из Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1). Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. «И паки (опять) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» – Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).
Дух Святой называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, – истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную жизнь людям: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном – ибо Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал (т. е. говорил) через пророков – это основано на словах апостола Петра: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). Причастным Духа Святого можно сделаться через Таинства Церкви и усердную молитву: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).
Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» (Лк. 20, 38)), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священнонача­лием и святыми Таинствами. Церковь едина, т. е. одна только Святая и Апостольская (Еф. 4, 5). Церковь есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Иисуса Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. И как член, оторванный от тела, не имеет в себе жизни и погибает, так и люди, отпавшие от единой Святой Церкви, погибают для жизни вечной.
Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непороч­на» (Еф. 5, 25-27).
Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.
Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей (т. е. правильно верующей и прославляющей Пресвятую Троицу).
Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с при­зыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова: для праведников – вечное блаженство, для грешников – вечное мучение.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит учение, изло­женное в Символе веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

Толкование членов молитвы Символа веры Начнем по порядку. Для Крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в своих злых делах и желание жить по заповедям. Думаю, понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, без веры невозможно угодить Богу, ибо необходимо верить в то, что Он существует, и тем, кто служит Ему, воздает награду (Евр. 11: 6). Но тут необходимо помнить, что есть мера веры необходимая для крещения. Эта мера — Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим таинством. Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в данном виде он принят отцами Вселенских Соборов, I Никейского (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольского (381 г. по Р.Х.).
Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенной. Мы верим, что ими руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. И наиболее точным изложением христианского учения как раз и является «Символ веры», который тебе предстоит выучить.
Само слово «символ» переводится 29 различными способами, что показывает особы грани значения этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении, это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они опознавали друг друга сложив воедино символ. Так же наш Вечный Друг и Жених наших душ Христос, оставил нам эту веру, как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку, или хотя бы попортим ее так, что испортится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «отойдите от Меня. Я никогда не знал вас!» (Мф. 7:23)
По другому переводу «символ» переводиться как присяга. Мы христиане верим, что Иисус Христос – это наш Единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, Которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после крещения мы откажемся от присяги, мы будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими Божьему Суду.
Так же «символ» переводится как пароль. И по нему нас пропустят в возвращенный Рай. Его же мы должны спрашивать у любого, кто захочет прорваться нам в сердце, у которого наш ум должен стоят на посту как часовой, чтобы никто не ограбил его.
Итак, этот священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Понятно, что если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем его в церкви на церковно-славянском языке, который в России используется для богослужения. Поэтому и учат его на этом языке. Для облегчения понимания мы даем перевод на русский этого священного исповедания. Но можно учить и провозглашать его также на том языке, на котором говорит крещаемый, учитывая то, что татарский, осетинский и другие национальные языки используются для богослужения.
Символ Веры

По-церковнославянски По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И возшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единственную святую, вселенскую и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Провозглашаю вслух одно крещение для уничтожения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых Надеюсь на воскресение мертвых
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

Думаю, что должно дать краткое объяснение этого вероисповедания. Ведь часто случается так, что в одни и те же слова вкладывается самое разное содержание.
Итак, как уже ты видел, Символ веры состоит из 12 частей (членов) и мы будем их комментировать по пунктам.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Вера, здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его цветение. Человек умом и сердцем находит Творца, и затем уже доверяет Ему. Итак, уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и чрез это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу и таким образом жизнь его становится надежной.
Главный предмет веры христиан — это Бог. Под этим словом мы подразумеваем Бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (вне времени), всемогущ и все знает. Он – совершенная Правда и Любовь, не нуждающаяся ни в чем и Сам щедро дающий все. Бог ни есть ничего из существующего во вселенной. Он не материя, ни энергия, ни космос, ни высший разум, ни высшая часть души. Напротив, все что существует, получает от Него бытие, все живущее – жизнь, разумное – разум, сильное – силу.
Бог называется единым вовсе не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно сущий, а все другие боги (Зевс, Кришна, Перун) – это ложь, которая не имеет существования, но за которой скрываются злые падшие ангелы. Итак, кроме Бога Творца, в которого верят христиане, нет никого Другого.
Единый Бог называется Отцом, потому что Он Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становиться также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает крещение. Бог Отец не от кого не появлялся и потому называется еще Нерожденным и Безначальным.
Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит вселенную. Весь мир так же управляется Его всемогущей волей, всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям.
Бог Отец называется далее Творцом неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из небытия за шесть дней создал Вселенную. И целью этого творения было желание, чтобы свободные разумные существа вошли в Его вечное блаженство.
Видимый и невидимый миры, упоминаемые в Символе, — это материальная Вселенная, и духовный мир.
Материальная Вселенная была возглавлена человеком, созданным по образу Бога, и предназначенным стать Господним подобием.
К невидимому миру относятся ангелы и наши бессмертные души. Ангелами называются сотворенные разумные и могучие духи, не имеющие материального тела. Часть их из-за гордости отпала от Бога и стала бесами, породившими все зло во вселенной. Глава их, Сатана, соблазнил первых людей. После своего мятежа бесы навсегда определились в своей ненависти к Богу и им приготовлен мрак вечной тьмы.
Но все, что существует, как видимое, так и невидимое, создано из небытия свободной волей Отца.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробнее описывает Свою веру во Христа.
Итак, для нас Иисус Христос – это не Великий Посвященный, и не Учитель нравственности, не простой Пророк и не первый Революционер, а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы.
Он называется единым т.к. является единой Личностью, хотя сейчас и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Властелином творения. Царство Его — царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь, как наш Искупитель и Глава Церкви.
Имя «Иисус» Он получил после того, как стал человеком. Это имя означает «Сущий, Который пришел спасти» или просто «Спаситель». А слово «Христос» — не имя, а обозначение Его служения после воплощения. В переводе оно означает «Помазанник», потому Он как человек был помазан Своим Божеством и Святым Духом. А помазание это дано было Ему как Царю, Пророку и Священнику. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей, пророков и священников на возводили на служение через помазание освященным маслом, и они назывались помазанниками.

Иисус называется Единородным, т.к. только Он рожден из сущности Отца, в отличие от других детей Божьих (людей и ангелов). Они имеют иную сущность, чем Отец, и становятся детьми по усыновлению через Христа.
Дальше словами «от Отца рожденного прежде всех век» подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло и не быть, но Сын вечно рожден от Отца и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын связан вечно с Отцом, как солнце с лучом. Он сияние Его славы и образ Его личности, Он вечное Самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила.
Сын, как и Отец, истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть Два или Три Бога. Все Три Лица Троицы – Один Бог, так как Один Исток Божества – Отец. У Всех Трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила и Они все Друг в Друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец нерожден, Сын рожден, а Дух исходит.
Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа Символ веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. В отличие от всех других существ, Христос не творение, а порождение сущности Отца.
Имже вся быша. – т.е. — Христом Отец сотворил мир. Но не как орудие имел Отец Сына, а как Совершителя Своей воли, так что вся Вселенная своя для Господа Иисуса. Все Им и для Него создано, и все Его силой существует. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Как уже мы говорили, само имя Иисус значит Спаситель. И начиная с этого члена Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти.
Дело в том, что первые люди Адам и Ева отпали от Бога – Источника Жизни, совершив грех. В результате этого сама природа человека подверглась порче. – Мы перестали видеть Господне Лицо. Ум утратил контроль над волей и чувствами и подвергся распаду, так что ему трудно познать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило всю нашу природу, так что нам легче согрешить, чем делать добро. Это состояние называется первородным грехом, который порождает как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И не мог никто избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было, и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и, главное, восстановить общение с Богом. Так кто из людей или иных творений мог бы сделать это?
И вот, по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них – пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: «не может человек увидеть Лица Моего и остаться в живых». Как слабому творению устоять перед могуществом Истока всех Сил? Не сгорит ли он как мотылек в пламени? Но, с другой стороны, где человек найдет жизнь, если не соединиться с первой Жизнью?
Вторая преграда – грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь Праведный Творец не может оставить преступление без наказания. Но, с другой стороны, нет человека, который жил бы и не согрешил, а значит, все должны быть наказаны.
А третья преграда – смерть, разрушающая природу человека. О чем можно говорить, если все дела человека пожираются смертью? Как смертному существу можно общаться с Бессмертным, если смерть его не будет уничтожена?
И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати.
Вечный Сын сходит с небес, не перемещаясь в пространстве, ибо как Бог Он итак все наполняет. Но, как на небесах Его видят и Ему полностью покорны ангелы, так в Своем Рождении, Он становиться видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, Которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла и не нашлось лжи в устах Его.
И именно для этого и потребовалось Непорочное Зачатие. Дело в том, что в обычном зачатии человеку передается изначальная смерть, и таким образом появившиеся люди спасти других не могут, сами нуждаясь в спасении. Но когда человеческая природа создана была в утробе Девы силой Святого Духа, тогда она оказалась способной пребывать в Личности Бога Сына, так что с самого начала она была Его собственной природой. И, таким образом, чрез Боговоплощение была преодолена первая преграда – разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга соединились в Одной Божественной Личности, и теперь, через Христа мы получили доступ к Отцу.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное Его дело – это избавление нас от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие, с тем, чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Его кровь становиться выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело и таким образом Правда Бога вливается в наши сердца. «Наказание мира нашего было на Нем, и раной Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Христос как Человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, да и из всей природы человека.
Он исправляет древнее непослушание Адама, будучи послушен Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становиться новым Адамом, родоначальником искупленного человечества.
Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную жизнь. Вместо древа познания – Крест, который стал вместо орудия казни, знаком нашей победы и спасения. Руки, протянутые к преступному делу, исцелены пронзенными руками Иисуса Христа. Ноги, убегавшие от Бога, возвращены к Нему гвоздями, пробившими стопы Богочеловека. И так явилась Справедливость Бога, ибо победил врага сатану не просто Бог, но Человек. Та же природа, которая была взята в плен в раю, победила на Кресте.
Словами «при Понтийстем Пилате» Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (Быт. 49:10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнилась надежда народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставшего своими Ему через обращение к Распятому.
Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтоб нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может).
Он поистине умер и был погребен. Его душа отделилась от тела и сошла в ад. И ад был разрушен явлением Божественного Сияния. Поверившие во Христа праведники взошли в рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, дьявол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми – стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Апостол Петр говорил, что смерть мучилась родовыми схватками, когда приняла в себя Христа, ибо не могла удержать Его (Деян. 2:24). Причина этого та, что обычно смерть обычно разрушает личность человека, ибо он – это не просто бессмертная душа, а союз души и тела. Но Христос обладал не человеческой, а Вездесущей Божественной Личностью. И поэтому, хотя Душа Его и отделилась от Тела, но через Божество связь между ними оставалась. Вследствие этого Душа Христа не осталась в аду, а Тело Его осталось нетленным в гробу. Так Господь Иисус взорвал ее изнутри, не дав смерти уничтожить свою Личность.
И в третий день, в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Он силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его Душа вновь и навсегда соединилось с Его же Телом, так что оно стало нетленным и навсегда неподвластным гибели. Воскресший Иисус стал Первенцем из мертвых, Начатком, то есть первым снопом нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми, и Бессмертный Бог «заражает» Своим бессмертием человечество.
Об этом предсказывали и древние пророки, чьи слова дошли до нас в священном Писании, говоря, что смерть будет поглощена жизнью и вместо тление человечество облечется в нетление.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Он прошел сквозь космос и ангельские миры, и теперь та же природа, что и наша пребывает в Нетварном Океане Божества, выше всех пламенных духов. Такова слава обоженного человечества. В вознесшемся Христе отныне пребывает жизнь наша и мы ожидаем Его возвращения, в котором откроется наша жизнь.
Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и как Человек участвуя в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми, и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Второе Пришествие Господа Иисуса будет не таким как Первое. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. Сперва над миром загорится Крест – знак Его победы над смертью и грехом. Перед лицом Иисуса пойдет пламень, который сожжет вселенную. Небеса совьются как свиток и земля растает в огне. И явятся новые небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца и все ангелы Его с ним. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.
Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели.
И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Дальше Символ веры учит нас верить и в Третью Личность Бога – в Святого Духа. Он Истинный Бог, Личность, а не просто сила, как думают некоторые. Святым Он называется как освящающая Сила, делающая святых свободными от мира и пронизанными мощью Бога. Ведь само слово «святой» означает «выделенный, запредельный», а также «нравственно чистый».
Он Господин творения, Давший и в начале жизнь всему живому, и сейчас сохраняющий ее и Приводящий все к совершенству. И, главное, Святой Дух дает нам вечную жизнь. Потому Он и называется Животворящим.
Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он и Творец, и всегда пребывает в Сыне, и открывает нам Христа, и приводит нас к Отцу через Сына. Дух Святой усваивает нам спасение, которое совершил Господь Иисус. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы.
Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Он называется Утешителем, ибо утешает нас в скорбях и защищает нас от всякой беды.
Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков. Он Автор и Библии, и Священного Предания Церкви.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Церковь (в смысле общества христиан), в которую мы должны верить, — это таинственный Организм, Тело Христа, Дом Божий, новый народ Отца, искупленный Кровью Господа. Главой Церкви является Господь Иисус Христос. А входят в Нее и живые люди, и умершие в вере, и ангелы. Только тем, кто является членами Церкви обещано спасение.
На земле Церковь — это собрание христиан, объединенных православной верой, богослужебным общением, подчинением иерархии и следованию закону Бога. Все еретики (те, кто искажает Откровение Божие) и раскольники (отпадшие от Церкви по причинам не связанным с верой, а, например, из-за обряда или национализма) находятся вне Ее и не имеют спасения, пока не покаются.
Церковь называется единой (т.е. единственной), так как Она одна и нет других. Одно Тело Христово, как Один Ее Глава, и Один Дух Святой. Ведь Бог Один и путь к Нему один. И хотя есть разные местные церкви (Русская, Греческая, Иерусалимская и другие), но они не отдельные общества, а только части Единой Церкви.
Она святая, так как освящает, делает подобными Богу, всякого христианина, какую бы жизнь не вел он прежде. Источником святости Церкви является Святой Дух, живущий в Ней с дня Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). А потому не надо думать, будто благодать зависит от священника. Пока он в Церкви, Бог Сам через него освящает тебя. А те, кто упорно делают зло, отсекаются от Церкви или явно, через отлучение (как, например, Л.Н. Толстой и все ушедшие в ислам), или невидимым судом Бога.
Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий. Но всех без различия сила Бога спасает в Ней от всех грехов, учит всем добродетелям, содержит всю полноту Истины.
Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа. Кроме того, Церковь и доныне исполняет апостольский долг проповеди Евангелия всем народам земли, и когда это дело закончится, настанет конец мира.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Главный источник сил для членов Церкви – это таинства, первое из которых крещение. Таинство – это особые, установленные Самим Богом священнодействия, в которых под внешним обрядом подается верующему преображающая нас благодать Святого Духа.
Начинается благодатная жизнь христианина через новое рождение от воды и Святого Духа — крещение для прощения всех грехов. Совершается оно через троекратное погружение теля верующего в воду с призванием имени Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек омывается от первородного и от всех личных грехов, возрождается к новой жизни, исходящей от Самого Бога и входит в Православную Церковь.
Совершается Крещение только раз в жизни, так как и родиться мы можем только один раз. Чтобы принять крещение необходимы вера и покаяние. Но наша Церковь крестит и младенцем по вере их родителей и восприемников (крестных), которые обещают воспитать в Православии новокрещенного.
Затем человеку дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел. Это второе Таинство – Миропомазание, совершающееся сразу после Крещения.
Вершиной всех Таинств является Причастие, когда под видом хлеба и вина православный принимает Тело и Кровь Воскресшего Иисуса Христа для уничтожения греха и жизни вечной. Служба, на которой совершается это Таинство, называется Литургией (общим делом) и Евхаристией (благодарением).
Если человек согрешит после Крещения, то преступление прощаются ему чрез священника на Таинстве Покаяния (или Исповеди).
В случае телесной болезни христианин прибегает к Таинству Елеосвящения (или Соборования) для исцеления души и тела, или для дарования безболезненной кончины.
Брак освящается в Таинстве Венчания, когда муж становится образом Христа, жена – образом Церкви. И им дается сила к вечной любви и христианскому воспитанию детей.
И, наконец, в Таинстве Священства христианину через возложение рук епископа дается благодать на служение Церкви. Если рукополагается дьякон – то он получает право помогать священнику в богослужении. Священник может совершать все Таинства, кроме рукоположения, а епископ совершает и рукополагает, а также управляет местной церковью, следя за чистотой веры и нравственности ее членов.
11. Чаю воскресения мертвых.
Мы с надеждой ожидаем воскресения наших тел. Мы знаем, что душа у всех людей бессмертна. После смерти праведники идут в рай, где находятся в некотором (хотя и не полном) блаженстве и молятся за еще живых христиан. Поэтому мы и прибегаем к молитвенной помощи святых, как наших заступников перед Богом. И практика показывает, как часто мы получает от них помощь.
Грешники же и некрещеные идут в ад, где пребывают в страшном ожидании наказания. В это время крещенные могут еще получить облегчение по молитвам Церкви.
Но полное воздаяние совершиться в день Суда. Тогда силой Всемогущества Бога по дару Воскресшего Спасителя все умершие оживут. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены, без уродств и болезней. Все воскреснут в возрасте Христа. Тела людей будут точно отражать состояние души. Праведники будут сиять как солнце, а грешники будут мрачны как ночь. И наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Грешники, как уже говорилось выше, будут прокляты Богом и брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его ангелами. Там их ожидает неугасимый пламень, кромешная тьма и не умирающий червь. И мучения их не прекратятся никогда.
А праведники получат вечную жизнь. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной, станут друзьями ангелов, получат небесные сокровища. Они будут жить в Новом Иерусалиме и станут богами по благодати, так что Святая Троица поселится в них. И блаженство их будет продолжаться всю бесконечную вечность все возрастая и усиливаясь через общение с Бесконечным Отцом.
Таково краткое толкование Символа веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *