Четки для молитвы

Можно ли мирянину молиться по четкам?

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Сколько бусин в православных четках?

Количество бусинок в православных четках может быть самым разным: от 10 зерен до 500 и даже до тысячи. Характерным признаком православных четок будет их кратность «декадам» (т.е. четки будут поделены на десятки) Вообще, важно запомнить принцип — количество бусин в православных четках напрямую связано с тем или иным событием в двухтысячелетней христианской истории.

По сложившейся традиции наиболее распространенными оказались следующие четки с фиксированным количеством зерен:

Четки на 10 зерен или «перстные четки». (смотреть примеры). Так называют православные четки в которых будет всего десять зерен. Материал, из которых изготовлены такие четки, может быть различным – узелковые четки (сутажные или из шерсти) природный камень, кожаная узкая лента (или вощеный шнур) а также различные породы дерева. Как правило, диаметр каждого зерна у таких четок небольшой – от 6 до 11 мм. Перстные четки представляют из себя замкнутый круг с крестом (редко висячим) помещают их на указательном пальце. Число «10» символизирует «Скрижали Свидетельства» (Декалог — это заповеди данные Господом на Синайской горе Моисею)

Считаем уместным еще раз напомнить о них:

  1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.»

Православные четки на 20 зерен.(смотреть примеры) Удобны для совершения краткого молитвенного правила. Сами четки разделены посредине на два десятка (разделителем служит либо бусина, либо небольшой крестик) Могут быть как в форме замкнутого круга, так и с крестом, иногда такие четки украшают небольшой кисточкой. Материал изготовления так же различен: камень, шерсть, кожа, дерево. Число «20» в христианской традиции не носит какого-либо определенного, сакрального смысла. История возникновения данного количества зерен до конца не выяснена.

Православные четки на 30 зерен (смотреть примеры). Они же «четки на тридцать». Содержат в себе зерен на «три декады».
Число «тридцать» символично связывают с Евангельскими словами: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3-23)
Представляют собой замкнутую окружность с двумя бусинами-разделителями (могут быть заменены крестиками) Православные четки всегда венчает Крест (обязательно) как символ искупления человека и победы над смертью.
Такие четки нередко украшают кистью с дополнительными элементами в виде бусин. Материал изготовления так же традиционен: сутаж, шерсть, камень, дерево, кожа.

Православные четки на 33 зерна (бусины)
В память о земных годах Иисуса Христа, включая годы (3,5 г.) Его общественного служения до момента Его славного Вознесения. На Балканских четках так же будет 33 узла (т.н. «малая брояница») Устроение «четок на тридцать три» будет следующим: в продолжение круга из 30 зерен будут три дополнительные бусины (как правило, такого же диаметра) замыкать такие четки будет либо крест (подвеска), либо декоративная кисточка.

Православные четки на 40 зерен. (смотреть примеры). Такие четки получили свое распространение в память о сорокадневном посте проведенном Спасителем в пустыне. (Мк. 1-13,. Лк. 4-2,. Мф. 4-1) Могут быть изготовлены из дерева, камня, сутажа, шерсти (из кожи практически не встречаются) Могут быть как в форме замкнутого круга (напр. православные можжевеловые четки) так и с крестом и кистью.

Православные четки на 50 зерен. (смотреть примеры)
Четки на пятьдесят зерен делаются на молитвенную память в честь сошествия Св. Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы один из главных праздников христиан и торжественно отмечается на 50 день после Пасхи, в России праздник носит название «Троицы»)
Так же эти четки символически посвящают пятидесятому покаянному псалму «Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…» (Библия, книга Псалтирь)
Изредка встречаются четки на 70 зерен – в память о призвании Христом на служение семидесяти апостолов.

Православные четки на 100 зерен. (смотреть примеры)
Один из самых распространенных вариантов православных четок. Основные используемые материалы: дерево, сутаж, шерсть (зачастую – камень) У монашествующих такие четки («монашеская сотница») служат для ежедневного выполнения молитвенного правила. Что бы совершать молитву по таким четкам мирянам — по возможности, следует брать благословление у священства. Четки «на сто зерен» являют собой замкнутую форму круга, каждые десять зерен следует бусина разделитель (крестик) Венчает такие четки традиционно – православный крест (на сутажных, деревянных — напр. можжевеловых, и шерстяных возможно украшение кистью.

Старообрядческие четки на 109 бобочков (ступеней) Изготавливаются из кожи, либо из плотной материи. Подробнее, о том какой бывает лестовка читайте в статье размещенной в левом углу верхнего рубрикатора.
Перечисляемые внизу православные четки имеют меньшее распространение, но тем не менее, отметим и их.

«Богородичные четки» — число зерен там будет составлять 150 ед. соответственно рассчитаны такие четки на 150 молитв. По таким четкам читают Богородичное правило («Богородице Дево радуйся…») Почитаемый Церковью св. Серафим Саровский рассказывал о необходимости такой молитвы во время прохождения «Дивеевской канавки» по которой обошла святую обитель сама Богородица.

Православные четки на 300 зерен называют еще «Афонской трехсотницей». Распространены в монастырях Греции и Афона. В России такими четками пользуются монашествующие. В России изготавливаются из сутажа или шерсти.

Православные четки на 500 и 1000 зерен. Такие четки необходимы монахам для выполнения своего ежедневного молитвенного правила. Встречаются редко. Материал изготовления: шерсть или сутаж.
Итак наиболее часто встречающиеся православные четки будут с следующим количеством зерен: 10, 20,30, 33, 40, 50 и 100.

Благодарим за внимание. Всего самого доброго и храни Вас Бог.
Ваши «Православные четки. ру»

P.S. Данный материал можно копировать и распространять, и если честно, мы будем этому только рады. Единственно небольшая просьба — ставить ссылку на первоисточник. Спасибо.

Читать другие статьи о православных четках:

Значение православных четок.

Как молится по православным четкам?

Уместны ли православные четки в автомобиле?

Обладают ли православные четки какой либо силой?

Православные четки и знаки зодиака.

Православные четки по цвету. Есть ли различие?

Порвались четки, в чем причина, что делать, и что это значит?

Как правильно перебирать православные четки

Далеко не каждый воцерковленный человек знает, что существуют христианские четки, как пользоваться ими правильно и для чего они нужны. У большого количества людей четки ассоциируются с чем-то восточным, однако они появились в христианстве еще в начале IV века, эту заслугу приписывают святому Антонию.

Чётки помогают сосредоточиться на молитве, непрестанно упражнять свой ум и волю, концентрироваться и не растрачивать внимание на греховном. Жизнь христианина — это непрестанный труд по спасению своей души. Святые апостолы говорили «Непрестанно молитесь», и это записано в Священном Писании в Послании к Фессалоникийцам.

Самая известная из молитв — Иисусова молитва, которую произносят все церковные служители, монахи, а так же миряне: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (-ную)».

  • Виды православных четок
  • Сколько бусин должно быть в православных четках
  • Как пользоваться православными чётками
  • Суеверия, связанные с чётками
  • Как научиться плести православные четки по схеме
  • Какие бывают четки
  • Из чего делают церковные четки

Четки в православии разделяют на три вида:

  1. Лествица — с др.-рус означает «лестница», что подразумевает путь от земли до Небесного престола. Относятся к старообрядческой традиции. Представляют собой полосу из кожи с нашитыми на нее жгутами. Часто ее можно увидеть изображенной на иконах в руках у Серафима Саровского.
  2. Лестовка — несколько видоизмененный вариант лествицы. Она имеет круглую форму. В былые времена в каждый валик помещали скатанные бумажки с Исусовой молитвой, как называли ее старообрядцы. После раскола лестовка окончательно была вытеснена вервицей.
  3. Вервица — представляет собой закольцованную веревку или шнур с завязанными на ней узелками или нанизанными крупными бусинами, находящимися в равной удаленности друг от друга. Посередине обязательно должен быть расположен Крест — орудие искупления человечества, символ победы над смертью.

Сколько бусин должно быть в православных четках

Традиционно в православии количество «зерен» кратно десяти. Чаще всего это 10, 20, 50. Монашеские содержат до 1000.

Иногда можно встретить четки с 33 бусинами, по каждой за год жизни Иисуса Христа на земле.

Четки православные в Интернет-магазине православных икон Svyatsy.

Как пользоваться православными чётками

Прежде всего мирянам нужно получить благословение своего духовника, так как ношение четок — монашеский удел. Ведь не каждым человеком руководит истинное смирение и покаяние, а не гордыня. Кроме того, нужно знать, как носить четки и как молиться с их помощью.

Необходимо прятать их от посторонних глаз, ни в коем случае не крутить, не играть ими и не использовать как аксессуар.

Следует помнить, что четки —предмет благоговения, и относиться к нему нужно соответственно. Для мирян хорошим выбором будут незаметные перстные четки на десять бусинок.

Основная задача четок — соблюдение ритма, ведь само слово «четки» означает «считать». Молящийся перебирает пальцами бусины, и на каждую из них читает Иисусову молитву, а дойдя до самой крупной — Пресвятой Богородице или Символ веры.

При необходимости, таким способом можно обращаться к Святым или Ангелу Хранителю, произносить любые молитвы. Если молящийся находится в уединении, то через каждую декаду совершается поклон, земной или поясной.

Суеверия, связанные с чётками

Вешать четки в автомобиле, обматывать и носить как браслет, постоянно крутить и выставлять напоказ, носить на шее — всё это не благочестивое отношение к священному предмету, а чётки именно к ним и относятся.

Чётки, перед тем как начать ими пользоваться, в обязательном порядке освящаются в храме, к ним, как и к любому освящённому предмету, нужно относиться благоговейно.

Как научиться плести православные четки по схеме

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы изготовить четки самостоятельно, своими руками, предварительно испросив благословения у батюшки.

Для начала стоит попрактиковаться на самой простой узелковой схеме, а затем можно перейти к более изящным и сложным. Главная задача завязать необходимое количество узелков. В конце каждого десятка должна находиться крупная бусина.

Схема плетения православных четок начинается слева направо, отступив от края шнура или веревки некоторое расстояние. То есть первым будет крайний левый узел, с него начинается отсчет.

Когда нужное количество узлов завязано, смыкаем круг одним крупным узлом или большой бусиной, в результате оба конца шнуры должны быть направлены вниз. На них завязываются еще три узла в конце которых подвешивается крест, обязательно освященный, купленный в церковной лавке.

Какие бывают четки

В каждой из основных мировых религий ест свои разновидности четок, исполняющие не только молитвенную, но и медитативную, ритуальную функции.

Католический розарий похожий на ожерелье с крестом надевают на руку вокруг запястья, наподобие браслета, или за пояс.

У мусульман четки зовутся субха или «плеть для дьявола», обычно имеют 99 бусин, где каждая ассоциируются с именами Аллаха. Так же распространены четки на 11 бусин — по числу непрерывных ступеней в молитве.

Буддийские четки мала, «гирлянда» на санскрите, имеют 108 зерен. В буддизме назначение четок зависит от материала, из которого они сделаны. Это может быть хрусталь, медь и даже кости человека или животного. Некоторые используются для чтения мантр и погружения в транс, другие же для защиты от злых существ.

Из чего делают церковные четки

Чаще всего для этих целей издревле использовалось дерево и кожа, однако для простых, аскетичных четок в ход шли даже простая веревка и любые сушеные ягодки или деревянные бусины.

Материалы для изготовления четок разнятся от самых простых до дорогих и изысканных, — действительно, есть из чего выбрать.

Особенно ценны четки из полудрагоценных камней, жемчуга, слоновой кости и шелковых шнуров. В настоящее время встречаются даже пластмассовые четки.

Не зря в монашестве четки называют «духовным мечом», ведь с их помощью значительно легче почувствовать связь с Богом, не отвлекаясь на житейские думы и искушения. Монотонное перебирание бусин помогает сконцентрировать свое внутренне внимание на молитве, а значит очиститься и духовно оздоровиться, укрепить душу, в вместе с ней и дух.

Как молиться по четкам?

В церковных лавках продаются четки. Их приятно держать в руках, но я не знаю, как по ним молиться.

Четки удобно носить в кармане. Они всегда напоминают нам, что надо молиться. Конечно, этот предмент не имеет никакого магического действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Прежде чем начать молиться по четкам, лучше всего взять благословения у священника.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом.

Смысл многократного повторения молитвы — вдуматься в ее смысл, соприкоснуться через молитву с самим Господом. Повторяя, мы легче отвлекаемся от посторонних мыслей, суетных и, может, даже вредных для души. Чтобы дурные мысли не пустили в нашем разуме корни. Молитва — тот борец с сорняками, после которого легче вырастить в сердце что-то доброе и полезно.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Что такое старообрядческая лестовка и чем она отличается от новообрядческих четок? Духовное значение лестовки

Фото старообрядческих лестовок

Лестовка (от древнерусского слова «лествица», то есть «лестница») — разновидность чёток для молитвы у старообрядцев. В отличие от новообрядческих чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Лестовка — это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой кожаной лестовки. Это незаменимая помощница в молитвенном правиле. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов.

Изсуй, Господи, оружие Твое и заври сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз, — древняя иноческая молитва на ношение лестовки.

Символы лестовки и её духовное значение

Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки — лестницы духовной — поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет собой замкнутый круг — символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков.

Лестовка наставника безпоповской поморской общины. Современная работа

Начало этой молитвенной лестницы, то есть протянутый от лапостков пустой промежуток, с которого и начинается наш молитвенный труд, называется «землею», как первый предварительный шаг во всяком духовном делании. И весь лествичный круг глубоко символичен, он напоминает о высшем мире, куда потихоньку возводит, с каждой пройденной ступенькой, своих благочестивых собеседников. Так, 12 первых малых ступеней говорят нам о двенадцати Христовых апостолах. Последующий отсчет — 38 малых ступеней, символически обозначает пребывание Младенца Христа во чреве Пресвятой Богородицы. 2 большие ступени и заключенные между ними 38 малых составляют вместе 40 — традиционное для церковной символики число. Следующие затем малые 33 ступени обозначают годы земной жизни Спасителя, а последние 17 — ветхозаветных пророков, говоривших о Христе. Пустое место перед лапостками символизирует здесь небо.

Строго сохраняется заповеданное еще в четвертом веке святителем Василием Великим общее число ступеней — сто малых, разделенные тремя большими. Шесть отдельных больших ступеней, расположенных у верхнего края лапостков, вместе с тремя большими ступенями лестовки символизируют девять ангельских чинов. Они напоминают об ангелах-хранителях, которые постоянно поддерживают людей на долгом и многотрудном подъеме по духовной лестнице и предупреждают от падения.

Замкнутый круг ступеней — напоминание о непрестанной молитве. Четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка символизируют четырех евангелистов, обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри, между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков или бусин (передвижек) по числу семи церковных таинств.

Виды лестовок: мужские и женские, праздничные и повседневные

Внешняя сторона лапостков может иметь красивую отделку. Для мужской лестовки типичны темные цвета с вышитыми начальными буквами имен евангелистов, а для женщин — более яркий, нежный цвет и узорная бисерная вышивка.

Мужская лестовка Женская лестовка

Издавна русские мастерицы изготавливают лестовки, полностью плетенные из цветного бисера. Для венчания изготавливают пару расшитых бисером белых лестовок.

Пара бисерных венчальных лестовок

Как молиться по лестовке

Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от земли к небу. Пальцы при этом нужно складывать так же, как и для ограждения себя крестным знамением. При совершении великих поклонов в землю аккуратно сложенную лестовку кладут на подручнике, между сложенными вместе, как «домиком», двумя полусогнутыми ладонями.

Лубок Павла Варунина

Основное назначение лестовки — быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила. Молитва Исусова, совершаемая на каждую ступень лестовки, являет собою внутреннюю невидимую мысленную лестницу, направляющую нас к разумному просветлению и самосовершенствованию. Вот что написано в книге поучений священноинока Дорофея (старообрядческий «Цветник», XVII века):

Многие из святых отцов говорили, что молитва Исусова — источник всех благ и сокровищница добродетелей. Быстро удостаивает человека благодати Святого Духа и спасает. Словно палица сокрушает молитва Исусова лукавых демонов, разрушает и рассеивает тучу душевных страстей. Проясняет ум, душу и сердце человека светом веселья, утешения и радости. Равным ангелом становится человек из-за совершенной любви к Богу и из-за истинной и чистой молитвы Исусовой.

Начало духовной лестницы, возводящей на небо, основано на отказе от мира и от всего земного во всех помышлениях, делах и желаниях. А конец ее — утвержден во Святая Святых. Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно, что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели.

Вопрос о непрестанном молении: «Что необходимо делать, чтобы ум постоянно был обращен к Богу?»

Ответ: Если не обретет человек этих трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Исусовой молитвы, — не может ум всецело обратиться к Богу. Ибо любовь укрощает гнев. Воздержание иссушает похоть. А молитва Исусова отрешает от всех помышлений. Следует отгонять от себя всякое рвение, дела и заботы, всякую суету, смущения и самомнение. И пребывать в Боге непрестанно. И Он всему тебя научит и откроет Святым Духом и небесное, и земное.

Много есть благочестивых дел, но они частные. А молитва сердцем, умом и языком — источник всех благ и, словно ароматными благовониями, напитывается ею душа человеческая. Молитва, как дыхание благодати, очищает дух, просвещает ум и наделяет человека усердием. Молитва, соединенная с трезвением ума, — охрана души. И гасит забвение, словно вода — пламя. Возлюбив ее, из грешных и недостойных станем мы святыми и благодатными. Из неразумных и забывчивых — умными и смышлеными. Из неправедных и жестоких — праведными и милосердными. И не только. Но станем и созерцателями Божественных тайн, богословами и провидцами из-за призывания имени Господа Исуса Христа, Сына Божьего.

Но без наставника молитвы этой Исусовой, говорят святые отцы, погибает, страдая, тот, кто слышал и понимает, что она велика, но не знает, как совершать ее правильно и в соответствии с ее величием. И по неразумию полагая, что достиг совершенства, начинает предаваться мечтаниям, имея однако же врагов внутри себя, не очистив свою душу и ум от страстей трезввением, вниманием сердцу, хранением ума и ограждением чувств. И такого повергают бесы. Ибо, начиная это доброе и прекрасное дело, во-первых, следует уменьшить страсти. Во-вторых, не совершать того, что не угодно Богу. В-третьих, не делать брату своему того, что не любишь и не желаешь себе. В-четвертых, оберегать свой ум, воздерживаясь от нечистых помыслов и соблазнов. В-пятых, сохранять сердце свое от сладострастия и нечистого распаления. Пост и молитва Исусова — узда, очищение и утверждение для трезвения и хранения сердца. А трезвение для молитвы — похвала, святость и основание. Трезвением называется чистота ума, сердца и души, их ясность и прозрачность. И, как лицо свое видит человек в зеркале, так в трезвенной и бодрой молитве видит человек умом всю свою жизнь: хорошо или дурно живет? Как солнце в небе сияет ярче других звезд, так, воистину, моление непрестанное, молитва Исусова и другие духовные подвиги достойнее всех земных вещей, дел и умствований. Много на земле так называемых премудростей, но все они на земле и останутся. Одна воистину премудрость есть — как душу свою спасти, поскольку она возносит душу на небо, в Царство Небесное и ставит перед Богом.

Каждому человеку, трудящемуся ради своего спасения, лукавый дьявол напоминает и постоянно приводит на ум мысли о красивых местах, обильной пище и о том, что можно спастись без подвигов, желая повергнуть его в смятение и муку и оставить без подвигов. Прельщает, борет и опаляет любую душу житейскими наслаждениями, суетными тленными делами, ленью и различными удовольствиями от юности до старости и до гроба. Ты же, оподвижник и воин Христов, понимай обман лукавых бесов. Невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим — в землю. Так и человек не может заботиться и о душе, и о теле своем. Когда же обретаем надежду и углубляемся в молитву, и отбрасываем заботы, тогда приходит и к нам усердие святых, и память смертная пребывает в уме, и Пришествие Христово, и радость Царствия Небесного. Ибо Богу угодна молитва, лишенная представлений о земном. Чем прилежней человек к молитве. Тем больше желает ее душа. Ибо молитва не что иное, как отстранение от видимого мира к невидимому.

Говорили святые отцы, что молитва — это как окно в небо: чем больше и усерднее молится человек, тем больше прозревает духом для созерцания скрытых от нынешнего века небесных тайн и откровений, которые открываются не по внешней ученой премудрости, а за прилежание к духовному труду. Семь вшитых передвижек на нашей видимой помощнице — проводнице к невидимому миру, молитвенной лестовке, предназначены так же и к напоминанию об общепринятом христианском правиле, обязывающем нас на каждый день вычитывать до семи сотен Исусовых молитв по лестовкам. Для тех, кто имеет иноческий чин, это правило увеличивается как минимум до десяти сотен, из которых семь на поклоны в пояс и три — для великих земных поклонов.

Из жития священномученика протопопа Аввакума известно, что он неизменно носил полное иноческое правило, являя собою пример высоких подвигов благочестия не только для мирян, но и для многих иноков.

…Хощеши ли слушати, как у меня бывало? Егда вечерню с павечернею отпою, паки начинаю начало правилу поклонному… и проговоря «Верую» и огнь погасим; да и я и жена, и иныя охотники ну же пред Христом кланятца в потемках тех: я 300 поклон, 600 молитв Исусовых да сто Богородице, а жена 200 поклон, да 400 молитв, понеже робятка у нее пищат» (Из «Послания Борису и прочим рабам Бога Вышняго. (Письмо датируется предположительно 1681-м годом)

В XX веке за оскудением подлинного духовного подвижничества появилось очень много различных «чудесных» историй и сказаний, которые могут быть очень увлекательными, но не иметь при этом никаких убедительных доводов к доказательству своей достоверности. Использование древлеправославных символов людьми иного вероисповедания не является здесь показателем истинного единения с традициями, присущими староверам. Как, например, встречающиеся иногда на современных, художественного вида полуиконах, полукартинах портреты новообрядческих святых со старообрядческой лестовкой в деснице. Даже сам стиль иконного письма, выполненный по образцу фряжско-католической школы, уже никак не согласуется с общепринятыми церковными канонами, к которым относятся и правила в отношении лестовок для сугубой молитвы.

Отличие лестовки от четок

Следует отметить, что лестовка сама по себе имеет достаточно сложную и трудоемкую конструкцию, поэтому на сегодняшний день большинство людей, исповедующих себя христианами (т.е. речь идет о «новообрядцах»), вместо лестовок давно уже используют молитвенные «четки», типичные для церковной жизни в западноевропейских католических странах. По установившейся практике такие четки либо плетутся особым способом из жесткой нити — на шесть плетений завязывают очень аккуратные ровные и твердые узлы, либо состоят из больших круглых бусин. Рассчитаны они в основном на сто молитв по десяткам, разграниченных отдельными большими узлами или бусинами, которые предназначены только для фиксации и не имеют никакого символического толкования. Единственным показательным символом для совершения молитвенного круга является здесь четвероконечный крест. Это никак не согласуется с древнерусской, старообрядческой традицией, по которой ради сугубого благоговения запрещается изображение креста и на самих лапостках у лестовки, чтобы при совершении поклонов не опрокидывать крест и не допускать возможности соприкосновения его с землею.

Необходимые «инструменты» для изготовления лестовки

Для служения ритуальных обрядов применяют своеобразные четки и представители других конфессий: мусульмане, буддисты, кришнаиты. Последние в своих упражнениях нередко могут доходить до бессознательного экстаза, повторяя по нескольку часов в заданной «гуру» мантре одно и то же слово — имя языческого бога или же своего земного учителя. Конечная цель такого занятия — «нирвана», высшее, «надземное», как они сами считают, состояние человеческого духа, когда человек становится «выше понятий о добре и зле» и от того якобы испытывает спокойствие и блаженство. В отличие от новобрядческих, четки у них уже совершенно лишены всяких символов и представляют собою однородный, ничем не замечательный замкнутый круг, собранный из деревянных или пластмассовых бусин.

Как делают лестовки

Бесспорно, что благообразная старообрядческая лестовка-красавица уже одним своим внешним видом нигде не сможет найти достойных для себя конкурентов. Изготавливаются лестовки в основном из кожи, желательно натуральной. Мастерицы просят у своего отца духовного благословение на свою работу. На весь рукодельный процесс изготовления кожаной лестовки, состоящий из нескольких различных операций, уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Пару кожаных полосок, шириною 1-1,5 см, сплетают друг с другом поочередно, фиксируя петли на плотную бумажную основу.

Так сплетаются кожаные полоски для лестовки

Для лапостков употребляют жесткий картон, который обклеивают сверху кожей или цветной тканью. На внешнюю обшивку для прочности лучше всего использовать кожаный материал. По возможности лапостки богато украшают — бисером, паетками, золотою нитью.

Лапосток из бумаги

В истории Христианской Церкви, составленной Ф. Е. Мельниковым, описан случай восторженной похвалы самого Австрийского императора по поводу расшитой золотом старообрядческой лестовки, преподнесенной ему монахинями-мастерицами женского Белокриницкого монастыря на добрую память о своей благочестивой обители.

…Царь пожал руку Белокриницкому святителю (речь идет о встрече в Радауцах в 1874-ом году австрийского императора Франца-Иосифа 1-го с Белокриницким митрополитом Афанасием) и низко поклонился ему в ответ на его приветствие. Инокини женского монастыря Белокриницкого пели императору многолетие и молитву Святому Духу «Царю Небесный», и поднесли ему две шитые золотом лестовки. Царь тепло их благодарил, а лестовки надел на руку и так с ними сел в карету, показывая их народу…

При соответствующем обращении одна и та же лестовка может послужить на долгие годы, стать самым верным, надежным и любимым другом, утешающим во всякой скорби и вдохновляющим к духовным подвигам.

О молитве Исусовой по лестовке

Молитва Исусова, с которой неразрывно связана наша лестовка, несет в себе еще и глубокий богословский смысл. Есть мнение, что в малых словах этой величайшей по духовной своей силе молитвы заключается все евангельское учение.

Как полагать крестное знамение при совершении молитвы Исусовой?

Возлагая руку па чело (лоб), говорят: «Господи», полагая на живот — «Исусе Христе», на правое плечо — «Сыне Божий», на левое плечо — «помилуй мя грешнаго». Такое указание содержится в книге «Старчество». («Церковь», 1913, № 19)

Говорили старые люди, знающие благочестивые изустные предания, бережно передающиеся от поколения к поколению, что в полночные часы молитва наша восходит, как «золотая». На рассвете — «серебряная», а днем, когда не так утруждаем себя, уже как бы «бронзовая» пред Богом получается. Говорили, что не до́лжно христианину на рассвете спать, потому что предстоят тогда ангелы-хранители Престолу Божию и дают отчет о наших злых и добрых делах, которые совершили мы за прошедшие день и ночь. Довлеет на день христианину попечения — как бы день от утра до вечера без греха прожить, и того по совести будет довольно.

Книга поучений священноинока Дорофея: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и, предваряя всякое дело, прилагай старания. Вооружайся, словно исполинский воин, словно твердо держащий в руке копье. И осеняй ею мысль свою непрестанно. Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения. Во время молитвы и во время всех молений следует пребывать вне любых желаний, прихотей, помыслов и забот. И откладывать все земные умствования и измышления, но сосредоточить свой ум и помышления на молитве и богомыслии, чтоб не прогневать Бога, трудясь впустую, вместо того, чтобы умилостивить Его.

…Часто удивляюсь я: как быстро прежние святые отцы обретали благодать и спасались! И как много было спасшихся! А ничто так сильно не любили отцы наши, как молитву. И крайнее огорчение доставляли дьяволу и бесам его нелицемерной любовью, беззлобным смирением, смиренномудрием, богомыслием, непрестанными подвигами, твердым долготерпением и остальными заповедями Господними и добродетелями. Ибо этим и совершенства достигали, сподобились благодати, и чудотворения, и спаслись. Так поступая, и мы достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во́ веки веком. Аминь.

Афонские чётки «Слёзы Богородицы»

Как-то с Афона мне привезли необычный подарок — монашеские четки под названием «Слёзы Богородицы». Чётками в Православной Церкви называется шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки. Чётки — монашеское изобретение.

Монахи часто молятся, читая древнюю молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Слова этой молитвы они повторяют в течение дня определённое количество раз — кто-то 50, кто-то 100, кто-то ещё больше. Чтобы сконцентрироваться на молитве и не считать, монахи и придумали чётки. Во время молитвы они переходят от одного узелка к другому и в итоге достигают конца чёток, обозначенного узелком большего размера.

На Афоне, особом монашеском государстве, многие монахи делают чётки и для себя, и для других людей. Некоторые из насельников Афона, делая чётки, зарабатывают деньги на свои скромные жизненные нужды. И это является единственным источником их пропитания. При всей кажущейся лёгкости плести чётки — занятие трудоёмкое и непростое. Узелки на чётках должны быть одинакового размера и находиться на равном расстоянии друг от друга. И не все афонские монахи способны плести такие вот красивые и аккуратные чётки. Из-за одного такого монаха, как повествует афонское предание, и появились чётки «Слёзы Богородицы».

Давным-давно в афонском скиту Святой Анны жил один монах. Он долгое время пытался научиться плести чётки. Но всё тщетно. Ничего у него не получалось. Чётки выходили кривые, с неравными и неаккуратными узлами.

Как-то этот монах шёл куда-то и размышлял о том, что он человек ни к чему неспособный. Особенно — к плетению чёток. Подумал он об этом, сел прямо на дорогу и заплакал. Неожиданно перед монахом появилась Божия Матерь, Которая всеми православными почитается как хранительница Святой Афонской горы.

Богородица встала рядом с монахом и спросила его: «Почему ты так расстроен? Что у тебя случилось?» Монах ответил: «Я не могу научиться плести чётки». Тогда Богоматерь ответила ему: «Возьми Мои слёзы, которые Я проливаю за всех людей. Возьми их, пролей на землю, а из растений, которые потом вырастут, ты сможешь делать чётки, просто нанизывая зёрна на нитку…» После этих слов Богородица заплакала, собрала Свои слёзы в ладонь и отдала их монаху.

Тот взял слёзы и аккуратно вылил их на землю. Тут же в этом месте появилось растение, на котором образовались твёрдые зерна, по виду напоминающие слёзы человека. Монах оборвал эти зёрна, аккуратно сделал в них отверстия и затем насадил зёрна на нитку. В итоге у него получились настоящие чётки.

С тех пор традиция делать чётки «Слёзы Богородицы» распространилась по всему Афону. Но вот растение, которое приносит зёрна для этих чёток, по-прежнему растёт только рядом со скитом Святой Анны, где когда-то в древности вылил на землю слёзы Божией Матери афонский монах.

Первые четки были созданы как важные элементы богослужений. Перебирая гладкие бусины верующий мог не отвлекаться на подсчет произнесенных молитв. Четки до сих пор используются в разных религиях.

Если вы покупаете четки, потому что решили приобщиться к религиозной жизни, уделите внимание количеству бусин. Если у вас будут четки не вашей конфессии, количество зерен не будет совпадать с количеством произнесенных молитв.

А вот миряне начали носить их совсем недавно. Оказалось, что перебирание бус позволяет успокоиться во время стресса, избавиться от агрессии и быстро расслабиться в дни, когда на отдых почти нет времени.

Научиться крутить четки очень легко. Главное — выбрать перед этим правильные бусы. Они не должны быть слишком тяжелыми и отвлекать вас своим весом.

Перебираем четки

На первых порах важно привыкнуть к четкам, к их весу и фактуре. Для этого бусы перебирают, а не крутят.

Если вы чувствуете, что начинаете нервничать, возьмите четки в руку и начните перебирать их, бусина за бусиной двигаясь по кругу. Когда дойдете до конца (до центрального элемента четок), переверните бусы и перебирайте их в противоположную сторону.

Четки крутят сначала одной рукой, а потом — другой. При этом лучше немного чаще перебирать четки той рукой, которая не является у вас ведущей: если вы правша — левой, если левша — правой. Мелкая моторика пальцев левой руки стимулирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, чувства и эмоции, помогает успокоиться. Соответственно, перебирание четок правой рукой поможет пробудить рациональное мышление.

Этот же способ используют при чтении молитв, но бусины перебирают не в свободном темпе, а по одной бусине после каждой молитвы. В четках для религиозных людей обычно есть «перемычки» — небольшие бусины другого размера, которые отделяют каждый десяток бусин. Обычно, на такой бусине произносится другая молитва, но это не обязательно.

Приложение. Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками

Название «чётки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта — нитку бус или ремень с узлами — для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются — лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант — «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев , хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для отсчета числа Иисусовых молитв. Поэтому другое ее название — чётки, то есть приспособление для отсчета. Введены чётки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам — Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае — очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку — лестницу на небо. Ее части — ступени — так и называются: «земля», «небо»; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.

Лестовка представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дермантиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых «бобочками». Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолить в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.

Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных староообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа . С историей старообрядчества в Семеновском крае (Нижегородская область) связаны два старинных ремесла, каждое из которых имеет свою историю. Исключительно старообрядческим промыслом может считаться сейчас забытый лестовочный промысел. Он, несомненно, появился вместе с появлением раскола в 1667 году, а может быть, и ранее.

Выделкой лестовок, или монашеских четок, в старообрядческих общинах в г. Семеново занималось небольшое количество семей, всего 10-15, не более, труд оставался чисто кустарным. Основным материалом для изготовления лестовок служила кожа местной выработки «юфтя», а на валики шла обыкновенная бумага. Украшением служили различные вышивки, начиная от разноцветной пряжи, бисера и кончая золотом. Интересно, что назначение лестовок самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у бракующихся в руках обязательно должны быть чётки, при этом использовались самые красивые и дорогие. Многие раскольники подавали лестовки вместе с разной милостыней — деньгами, хлебом, вещами и т. п. Старцы скитов с ними обычно не расставались ни на минуту, лестовки им служили и орудием наказания «белиц» вместо плеток. (Кто читал замечательную повесть «Богомолье» И. Шмелева, может вспомнить, какой трепет вызывала у мальчика кожаная лестовка в руках суровой бабушки…) Существовали также траурные чётки. Весь кустарный лестовочный промысел в г. Семенове поддерживал купец-благотворитель Николай Александрович Бугров. Он скупал их в большом количестве и раздавал всем последователям «его веры», т.е. беглопоповцам. Часть лестовок расходилась на месте по купцам-благотворителям, часть продавалась в Нижнем Новгороде, в Городце и на Нижегородской ярмарке. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семеновском государственном историко-художественном музее .

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, — Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых — «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго». Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. Еф. 6, 17), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом — молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение — чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели — это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски — бич от вервий (Ин. 2, 15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» — всевозможную нечистоту — «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, — это храм Божий (см. 1 Кор. 3, 16-17).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (Мф. 13, 3-9). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток — их узлов, которые между собой соединены, — с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть — распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6, 17). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью — так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. Мф. 21-22). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно — к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству — чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, — также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае — с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4,18). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки — это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. Серафим Саровский, Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное — надо стать умом в сердце пред Господом, — пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), — и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже — не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, — и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, — что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой — вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более — сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага — не пойдешь, и не нырнув в воду — не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец — крайне редко — до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго….» Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только — не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. Григорий Синаит.

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и — лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец Силуан Афонский (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон — преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более — пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще — отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом — 6 тысяч и наконец — 12 тысяч, не больше и не меньше. Это — совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, — пишет св. Григорий Синаит. — Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies), а не безмолвником (hesychastes)» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, — пишет преподобный Нил Сорский († 1508), — не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, — пишет епископ Феофан. — Существо умной молитвы — в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, — не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, — имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело — когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело — произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17)» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *