Содержание
Дальнейшая история
Чимеевская Казанская икона Божьей Матери претерпела много бед и испытаний. Уже в 1770 году сгорел храм, в котором она находилась. Людям казалось, что образ утрачен навсегда, но, к их удивлению, святыня нашлась на пепелище. У Чимеевской иконы лишь немного обгорел лик – и сегодня видно небольшое потемнение на щеке Богородицы.
В ХХ веке икона не раз подвергалась опасностям. В 1937 году в Чимеево был разорен храм – все образы вынесли, сбросили колокола. Однако сдвинуть с места чудотворную икону не смогли. А по преданиям, уничтожавшие святыню люди, вскоре погибли. На то время о чудотворном образе, который помогает людям, уже знали многие. Поэтому закрытие церкви не остановило прихожан, даже паломники продолжали приходить к местным иконам. Молитвы проходили под дверями храма.
Позже власть решила переоборудовать храм с находящейся там иконой под зернохранилище. Начиная с 1947 года церковь была возвращена прихожанам. Когда здесь снова начали проводить службы, оказалось, что Чимеевский образ Богородицы был цел и невредим. С тех пор он оставался здесь, за прошедшие годы Божья Матерь помогла многим прихожанам, поэтому слава о ней распространилась на всю страну.
С 2002 года икона находится в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре. В 2004 году властью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Чимеевская икона Божией Матери внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви. Ежегодно 21 июля и 4 ноября отмечается престольный праздник, посвященный чудотворному образу.
Символы образа
Чимеевская икона – каноническая вариация образа Казанской Богоматери. Она относится к огрудному варианту Одигитрии, древнему иконописному образу, первый вариант которого был написан еще святым Лукой.
Богородица изображена слегка склоненной к младенцу Христу. Сам Господь написан в полный рост, правой рукой он осеняет верующих благословляющим жестом. На Чимеевской иконе у Девы Марии крупные выразительные глаза, несмотря на то что со временем доски потемнели, глаза остались такими же яркими.
Чимеевская Казанская икона относится к массивным, ее размер – 108 на 89 см. Сейчас образ закрыт резным сложным окладом. Изначально это была посеребренная риза, но паломники в благодарность помогавшей им Богоматери завесили его крестиками. Даров было так много, что они просто не помещались на образе. Именно из этого металла и был изготовлен новый оклад.
Святыня не покидает Свято-Казанский мужской монастырь, даже в соседние епархии возят ее точную копию. Иконописцы практически не повторяли этот образ, сегодня он считается крайне редким. Поэтому к иконе, расположенной в храме монастыря, не прекращается паломничество из разных уголков мира.
О чем молиться
Образ Чимеевской Казанской Богоматери относится к чудотворным. А это значит, что искренняя молитва перед иконой способна помогать людям в самых тяжелых жизненных ситуациях. Летописи храма хранят десятки записей об исцелениях прихожан, которые припадали к мироточащему лику. Но избавление от болезней – не единственное, за чем приходят паломники. Она помогает тем, кому нужна поддержка в трудных обстоятельствах. Монахи часто говорят, что образ способен придавать силы, исцелять души, избавлять от озлобленности и недоверия. После молитвы уходят страхи и сомнения, а человек наполняется умиротворением.
Чимеевская Богоматерь способна помочь тем, кто переживает семейные трудности, она избавляет от соблазнов и укрепляет любовь. За время паломничества находилось много свидетельств, подтверждающих, что образ помогает при проблемах с деторождением.
Пожалуй, самым известным на юге Западной Сибири, судя по количеству упоминаний и рассказов, является Чимеевский святой источник, или по-другому его еще называют святым источником и купальней Свято-Казанского Чимеевского мужского епархиального монастыря, который расположен в Белозерском районе Курганской области. Может потому, что доподлинно известна древняя и поистине чудесная история его возникновения. А может и из-за постоянно происходящих там многочисленных исцелений, которые скрупулезно собирают служители местной епархии…
Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь
(Фото с сайта zapoved.net)
Случилось чудо триста лет назад. Однажды дети, которые играли на берегу реки Нияп, увидели вертикально (!) плывущую по течению доску, которая остановилась над водоворотом. Ребята разглядели изображение на ней — женщину с большими выразительными глазами и младенца. Случилась милость Господа — обретение святого чудотворного лика, который в последствии стали называть чимеевской иконой Свято-Казанской Божьей Матери.
И как это часто бывает, на месте обретения чудотворной иконы (имеется в виду в окрестностях села) в этот же момент пробился святой источник. Много он пострадал в период советской власти. Засыпали, завалили его всяким хламом и мусором, устроили на его месте помойку. Но в 1979 году местные жители все-таки очистили его, обустроили. А в 1996 году во время праздника иконы «Живоносный источник» по благословению Епископа Курганского и Шадринского Владыки Михаила святой источник был официально освящен.
Сейчас чимеевский образ Пресвятой Матери хранится в Казанско-Богородицком храме на территории Свято-Казанского Чимеевского мужского епархиального монастыря в селе. Неподалеку, километрах в полтора севернее от него в сказочной красоты сосновом бору бьет из-под холма знаменитый святой источник. Еще более чудесно появление здесь чистейшего подземного ключа тем, что окрестность вокруг болотистая, и вода до этого была не важного качества. И вдруг целительный родник!
Чимеевский святой источник
(Фото с сайта russights.ru)
Исцеления на Чимеевском святом источнике всегда связывают с поклонением и почитанием чудотворной чимеевской иконы Божьей Матери. Никто не приезжает сюда просто облиться, да воды набрать. Сначала стараются попасть в село в храм к Пресвятой, попросить помощи и заступничества, поклониться и приложиться к святому образу. А потом продолжение молитвы с верой и надеждой на самом святом источнике. По свидетельствам от каких только страшных и даже неизлечимых современной медициной заболеваний и немощей не исцелялись здесь люди! Это и туберкулез, и опухоли, и заикания, и различные бытовые травмы, и болезни сердца, и рак — в общем все существующие тяжелые недуги современного человечества. Говорят, даже зрение возвращается. Приезжают сюда и просто облиться, воды с собой набрать, да Матери Божией поклониться. По рассказам верующих после окунания в чимеевском святом источнике чувствуется жар по всему телу, уходит усталость, появляется радость и легкость на душе, хочется петь. Посещать это место можно в любое время года. И зимой в лютый мороз вода не застывает, даже тогда ее ледяную можно пить и обливаться — не было еще случая, чтобы у кого-то заболело горло или началась простуда.
Для исцеления на чимеевском святом источнике мало просто облиться и попить воды. Существуют уже веками наработанные «правила», без которых вряд ли произойдет оздоровление. Первое — это глубокая вера. Главное помнить, что помощь здесь получат все, кто пришел с открытым сердцем и искренними чувствами. Многие рекомендуют перед посещением источника исповедаться, причаститься и попросить благословения на посещение святого родника в храме, где находится икона чимеевской Божией Матери. Второе, что нужно сделать, это непрестанно молиться на самом источнике во время окунания, омовения или употребления святой воды. Кроме того, к чимеевскому колодцу от дороги ведут ровно сорок ступенек. Нужно наступая на каждую, произносить про себя «Господи, помилуй!». Третье «правило», это, конечно, подобающее поведение на территории святыни. Памятка перед входом гласит, что на святом месте не должно быть суеты, криков, брани, нельзя разбрасывать мусор, проводить увеселительные мероприятия, как некоторые, например, которые умудряются устраивать здесь пикники.
Недавно это святое место также защитило и правительство Курганской области. Теперь Святой источник Свято-Чимеевского мужского монастыря официально объявлен памятником природы в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Это значит, что на его территории нельзя вести строительные (кроме обустройства самого источника) и сельскохозяйственные работы, рубить лес, пасти коров, разжигать костры, ставить палатки, мусорить и совершать другие действия, угрожающие уничтожением первозданной природы. Но законопослушным паломникам здесь всегда рады. Набирать и пить воду из родника, окунаться и обливаться никто не запрещал. Даже грибы и ягоды на территории можно собирать. По словам местных жителей закон этот появился как нельзя кстати. Целебные свойства воды и чудотворная икона стали привлекать в село огромное количество народа, которых просто необходимо было хоть как-то организовать.
Чимеевский святой источник
(Фото с сайта zapoved.net)
Чимеевский святой источник оборудован очень комфортно. При въезде есть кафе, где можно не только перекусить, но и приобрести полотенце, тапочки, сорочку для окунания, тару для набора воды и товары из церковной лавки и любые другие необходимые паломникам в дороге вещи. На самом источнике есть место для обливания и отдельно купель. В купели — комната для переодевания. Здесь в период холодов работает тепловая пушка. Над сами родником — беседка, на столбе — икона Пресвятой Богородицы. Рядом — часовня. Это поистине благодатное исцеляющее место.
Адрес: Россия, Курганская область, село Чимеево
Проезд: доехать до святого места можно по трассе Екатеринбург-Курган, либо из Тюмени или Кургана по трассе Курган-Тюмень до поворота на село Чимеево. На трассе есть указатель. От Кургана расстояние составит где-то 110 км, от Тюмени — 150 км, от Екатеринбурга — 343 км. Кроме того, до села Чимеево ходит автобус, который выезжает из Кургана до села Ягодное два раза в день.
История монастыря
Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево, в Казанско-Богородицкий мужской монастырь.
Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году, это год смерти Патриарха Никона. Именно в это время на берегу реки Нияп (приток Тобола) поселился раб божий по фамилии Чимеев. Он был каторжником, за что отбывал наказание точно неизвестно, но когда кончился срок приговора, он принял решение остаться в Зауралье. Вскоре после этого к нему стали присоединяться другие люди и со временем образовалось поселение, которому власти присвоили статус слободы.
В один светлый и солнечный день, дети игравшие не далеко от реки, увидели как по ней медленно, стоя вертикально и против течения плывет большая икона Пресвятой Богородицы и Богомладенца Христа. Икона остановилась напротив того места где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо. С благоговением и молитвами Святую икону приплывшую в эту весь достали из реки, и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены.
Одновременно с пришествием иконы Пресвятой Богородицы случилось еще одно чудесное явление. Вода в чимеевской округе всегда была не важного качества, так как вокруг много болот. И вдруг не далеко от Чимеево в сосновом бору заметили появление родника, который забил из под холма. Водица этого родничка вкуса и чистоты необыкновенной. Было так же замечено, что вода помогает и от разных немощей, а если облиться ей, снимает усталость, обдает жаром и вселяет в сердце радость. Поэтому появление источника связали с пришествием в эту местность иконы Царицы Небесной.
От святого образа продолжали происходить разные чудотворения, и в знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близ лежащих сел и деревень пожаловали для святой иконы ризу украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, а также на его средства приобреталась различная церковная утварь.
В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке.
26-го января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7-го мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа, отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21-го мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Чимеево. Чин освящения, а так же первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства, соседних приходов. 26-го июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен, отец Василий Соколов он прослужил в этом храме практически 37 лет.
В годы воинствующего атеизма и безбожной власти его семья зимой была выгнана из дома на улицу. Его приютили сердобольные жители села Чимеево. В 1930 году отца Василия арестовали, предлагали отречься от Христа, взамен обещая безбедную жизнь. Но отец Василий мужественно отказался от предложений чекистов и остался верен Богу, за что и испил чашу страданий за Христа. Дата и место смерти отца Василия не известны. Вместо отца Василия, в храм приехал служить отец Александр Бердинский.
В 1937 году в год, когда была объявлена пятилетка, по окончательному уничтожению религии храм закрыли. Отец Александр был растрелен. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Когда дело дошло до Чудотворного образа, то несколько человек не могли сдвинуть икону с места. Председатель местного сельсовета Гурьян Гладков, хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение, из носа и рта и через три дня он умер.
В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим. 10 апреля указом Епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В день Вознесения Господня и день перенесения Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая, в храме после долгого перерыва совершается первая Божественная Литургия. 6 ноября 1953 года отца Петра перевели для служения в село Боровское в храм Святителя Николая, а в Чимеево был назначен настоятелем отец Василий Кокорин, прослуживший в Чимеевском храме несколько лет.
В сентябре 1961 года настоятелем храма был вновь назначен отец Петр, который вплоть до своей кончины последовавшей в 1977 году был настоятелем этого храма. Отца Петра по праву можно назвать исповедником веры, так как он, будучи в священном сане, провел в лагерях и тюрьмах за исповедание веры долгие годы, в лагере ему был перебит один из позвонков, что послужило причиной его полнейшей парализации, наступившей незадолго до его кончины. Трудами отца Петра было много сделано по благоукрашению храма и его территории. После его смерти в храме служили другие священники. Отец Евгений Храмов, при нем икону Божьей Матери перенесли ближе к алтарю. В 1979 году трудами двух молодых людей Анатолия и Леонида жителей села Чимеево, был очищен Святой источник, засыпанный и превращенный в помойку безбожными властями.
В 1993 году, в год пятидесятилетия образования Курганской области, из состава Екатеринбургской епархии была выведена Курганская епархия, получив не зависимость и самостоятельность в управлении. Первым архиереем Курганской епархии был назначен Епископ Михаил (Расковалов). В Чимеево был тогда настоятелем протоиерей Андрей Алешин. В это время ожила и расцвела с новой силой чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». От нее потекла щедрой рекой благодать исцелений и помощи страждущим людям. Слава о чудотворениях Чимеевской иконы Божьей Матери стала широко распространяться. Из разных уголков России и из зарубежья стали приезжать страждущие люди, тепля в душе надежду на помощь Царицы Небесной.
Летом 1998 года отец Андрей Алешин переехал на новое место служения. В это время среди прихожан дьявол возбудил смуту. Владыка Михаил благословил иеромонаха Арсения (Поснова), благочинного монастырей и Архиерейских подворий разобраться во всем и умирить недовольных, что было исполнено батюшкой с разумом и тактом. Матерь Божья простерла над отцом Арсением свой покров, и батюшка остался в Чимеево.
В сентябре 1999 года Владыка Михаил благословил отца Арсения на настоятельство. В 2000 году милостью Божьей, отец Арсений удостоен Патриаршей награды и возведен в сан игумена. В этом же году о Чимеевском храме и Чудотворной иконе снимается фильм Геннадием Дмитриевичем Заволокиным, руководителем Всероссийского Центра «Играй Гармонь». С назначением в Чимеево отца Арсения, начал благоукрашаться храм и его территория. Появились новые здания и строения. Для нужд храма стали приобретаться новые дома и земельные участки. Крепло подсобное хозяйство. Возникла необходимость в увеличении штата храма. Под покров Чудотворного образа Царицы Небесной стали собираться люди, желавшие себя в дальнейшем посвятить служению Церкви в монашеском чине. Поэтому со временем возникла необходимость образования в Чимеево мужского монастыря.
В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, был преобразован в Казанско — Богородицкий мужской монастырь.
В 2003 году по просьбе Преосвященнейшего Георгия Епископа Нижегородского и Арзамасского образ Чимеевской Божьей Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском — Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». В девяностых годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы. В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации Святых. В том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божьей Матери. В этом же году на территории обители был заложен фундамент келейного корпуса.
В 2005 году в год шестидесятилетия победы Советского народа над фашистской Германией, состоялся воздушный крестный ход с Чимеевской Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы над пределами Курганской области. Были посещены четыре населенных пункта области. На востоке город Петухово, на западе город Щучье, на севере районный центр Шатрово, на юге Звериноголовское. За время проведения крестного хода и пребывания чудотворного образа в этих районных центрах, к чудотворному образу смогли приложиться более тридцати тысяч человек. В этом же году началось строительство келейного двухэтажного корпуса с домовым храмом в честь Преподобного Серафима Саровского. Незадолго до престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери были освящены и установлены новые позолоченные купола на Казанский храм.
В 2007 году 15 июля в день положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, на чудотворный образ была положена и освящена новая риза, которая изготовлялась Тюменскими ювелирами более пяти лет. 17 сентября в день памяти собора Воронежских Святых были торжественно освящены и установлены купола на келейном корпусе.
21 июля 2008 года в день явления Казанской иконы Божьей Матери в монастыре совершил свою последнюю Божественную Литургию Епископ Михаил. В настоящее время в состав братии монастыря входят: один игумен настоятель обители, четыре иеромонаха, два иеродиакона, один мантийный монах, один инок, два послушника. В клир монастыря входят два иерея.
Православный Церковный календарь
По преданию, примерно триста лет назад на маленькой, но стремительной реке Нияп около сибирского села Чимеева была явлена чудотворная икона Божией Матери.
Большую черную «доску», вертикально плывущую против течения, увидели ребята, играющие на берегу. Вдруг «доска» встала как вкопанная, попав в водоворот, и дети увидели лик Женщины. Испугавшись, они побежали за священником и другими взрослыми, которые с благоговением достали из воды икону и торжественно перенесли ее в сельский храм. Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами. Множество паломников приходили на поклонение святому образу.
Через некоторое время сильный пожар уничтожил деревянный храм, в котором пребывала икона. Но образ Пресвятой Богородицы оказался целым и невредимым! Ребенок, случайно забредший на пепелище, споткнулся обо что-то твердое. Разгребая пепел, он увидел сияющий лик Богоматери. Только доска потемнела да опалился верхний угол.
Спустя несколько лет в селе был построен новый храм, в котором и находилась святая икона. Но со временем церковь обветшала, и на ее месте был возведен Казанско-Богородицкий храм, освященный в честь неотлучно пребывающей здесь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На месте обретения образа Пресвятой Богородицы – берегу реки Нияп – уже в ХХ веке была установлена часовня, к которой тянется нескончаемый поток паломников.
22 марта 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II список Казанской иконы Божией Матери, именуемый Чимеевским, включен в календарный месяцеслов Русской Православной Церкви.
Хотя Чимеевская икона Божьей Матери считается местночтимым образом, ее известность распространилась далеко за пределы Сибири и даже России – об этом свидетельствуют многочисленные паломничества не только из нашей страны, но и из-за рубежа. История обретения чудотворной Чимеевской иконы тоже связана с чудом.
История иконы
Это чудо случилось в первой половине 18 века. Жители села Чимеева увидели какую-то большую темную доску, которую несли бурные воды реки Нияп. Когда доска попала в водоворот, она накренилась, и присутствующие были буквально обожжены взглядом невероятно выразительных глаз Богородицы.
Икону поместили в Чимеевскую церковь, по которой она и получила свое название. Каких только бедствий не выпало на долю этой поразительной иконы, и каких только чудес она не явила! В 1770 году церковь сгорела, однако Чимеевская икона Божьей Матери обнаружилась на пепелище невредимой, лишь со слегка обгоревшим ликом (след от него заметен и сегодня).
В советское время икона явила еще одно чудо. Когда в 1937 году Чимеевскую церковь полностью разорили, сбросив колокола и вынеся все иконы, Чимеевскую икону Божьей Матери не смогли сдвинуть с места, поэтому она так и осталась в заколоченном храме. Известие об этом чуде широко распространилось по округе. Паломники приходили издалека, чтобы вместе с прихожанами помолиться перед дверями церкви.
Лишь десять лет спустя храм был возвращен верующим, и обнаружилось, что чудотворная икона цела и невредима.
Она помогла стольким людям, что слава о ней прошла по всей стране, и поток паломников не иссякает до сих пор
В 2002 году Чимеевскую икону Божьей Матери передали в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, откуда в другие епархии вывозят ее точную копию. Сама же икона считается слишком редкой и ценной, так как в иконописи этот образ практически не повторялся. В этом заключается ее огромное значение и для верующих, и для русской иконографии.
Значение Чимеевской иконы
Чимеевская икона является каноническим вариантом образа Казанской Божьей Матери, поэтому иногда можно встретить ее двойное наименование: икона Божией Матери Казанская Чимеевская. По иконописному типу ее относят к Одигитрии (Путеводительнице) – одному из древнейших образов Богоматери. По преданию, первым такой образ написал сам святой Лука.
Богородица изображена со склонившейся к Младенцу Иисусу головой, Он же стоит в полный рост, делая правой рукой благословляющий жест. Самое главное отличие Чимеевской иконы – это совершенно потрясающие глаза Богоматери, необычайно большие и словно пронизывающие насквозь. Хотя сама икона потемнела от времени, глаза Богоматери сохранили яркость.
Икона написана на массивной доске размером 108х89 см. В настоящее время взамен прежнего посеребренного оклада для нее изготовили оклад из крестиков, колец и цепочек, которыми паломники завесили чудотворную икону так, что лика почти не было видно, – явное свидетельство того, что молитва Чимеевской иконе Божьей Матери помогает в решении жизненно важных проблем.