Чин оглашения

ТЕМА 13
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ГРЕХОВНОЙ И ДЕМОНИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Приходя к Богу и совершая покаяние, человек получает прощение и спасение через жертву Иисуса Христа. Принимая верой прощение и пребывая в общении с Богом, христианин получает освобождение. Кровь Иисуса Христа очищает человека от всех его прежних грехов: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24, 25). Исповедуя Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, являясь в Нем новым творением, мы выходим из-под проклятия и влияния на нас грехов наших предков.
В вопросе проклятия, особенно родового, сегодня существует много противоречивых мнений и, к сожалению, искажений. Мы должны занимать здоровую библейскую позицию, с одной стороны, не отвергая возможности существования такой проблемы у христиан, с другой – не выискивая ее там, где ее нет, действуя на всякий случай. Следует отметить, что существует разница между одержимостью и демоническим влиянием на человека (несвободой). При одержимости нечистый дух живет в человеке и контролирует его поведение, при влиянии – воздействует извне через мысли и чувства.
Основанием для полной победы в своей жизни является понимание того, что каждый христианин должен защищать себя духовно через прошение о крови Христа, когда сталкивается с делами диавола (оккультизмом, проклятиями, различными духовными бесовскими действиями, искушениями и т.д.): «Они победили его кровью Агнца» (Откр. 12:11). Мы должны держаться этого верой, призывать и исповедовать силу крови Иисуса Христа, стоять на обетовании Божьего Слова: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13).
Но бывают случаи, когда люди остаются или становятся несвободными, потому что живут в грехе либо по неведению. Причиной также может быть проклятие, неверие в прощение и очищение через кровь Иисуса Христа. По сути дела такие люди не являются полноценными христианами и нуждаются в освобождении.

Проклятие может ложиться за следующие грехи:
1. Идолослужение: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (здесь и далее тексты из Втор. 27:14–26).
2. Непочитание родителей: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!».
3. Захват чужого наследства: «Проклят нарушающий межи ближнего своего!».
4. Насмешка, издевательства и уничижение больных и увечных: «Проклят, кто слепого сбивает с пути!».
5. Суд с лицеприятием: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!».
6. Половая связь с близкими родственниками (инцест): «Проклят, кто ляжет с сестрою своею!», скотоложство: «Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!». К этой категории грехов также относятся блуд, прелюбодеяние и половые извращения, гомосексуализм и лесбиянство.
7. Убийство: «Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!», «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!».
8. Грехи оккультизма: колдовство, волшебство, спиритизм, заговаривание, гипноз, белая и черная магия, посвящение диаволу колдовскими обрядами или клятвы ему, клятвы с применением крови, гадание и обращение к гадалкам или медиумам с целью получения ответов и предсказания будущего и др.
9. Восточные религии и восточные единоборства (связанные с медитацией, использованием внутренней и космической энергии, а также с обращением к различным богам).
10. Все виды лечения, которые основаны на биоэнергетике, экстрасенсорике, гомеопатии, натуро¬патии и т.п., а также виды лечения, основанные на противостоянии двух сил в природе и человеке, и т.п. Это не относится к использованию лекарственных растений и традиционному медицинскому массажу.
11. Лечебные и иные методики, основанные на гипнозе, кодировании, внушении и влиянии на подсознание человека.

Также человек, совершивший грех, и весь его род может быть проклят другими людьми, и тогда действие данного проклятия распространяется на всех членов данного рода, не имеющих защиты крови Иисуса Христа в своей жизни. Даже христианин, совершив тот или иной грех, сам может подпасть под действие подобного проклятия, «заслужив» его. Такой вывод можно сделать из следующего текста: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслу¬женное проклятие не сбудется» (Пр. 26:2).

Пути освобождения:
1. Искреннее библейское покаяние. Это также включает очищение от всех оккультных вещей (колдовские книги, амулеты и дру¬гие вещи, находящиеся под проклятием).
2. Отречение собственными устами от демонических духов, стоящих за грехами, в том числе от родового проклятия и посвящения диаволу.
Текст отречения должен произноситься вслух и имеет приблизительно следующее содержание: «Именем Иисуса Христа я разрываю всякую связь с грехами моих предков (если известно, то называются конкретные грехи) и их последствиями и влиянием на мою жизнь. Я прощаю всех тех, на кого имею обиду и кто причинил мне зло. Я раскаиваюсь в совершенных грехах и отрекаюсь от их власти и влияния на мою жизнь. Я верою принимаю, что, исповедав свои грехи перед Богом, я получаю прощение и очищение через кровь Иисуса Христа. Во имя Иисуса Христа дух (называется конкретный дух, под влиянием которого находится человек, например, дух родового проклятия, дух алкоголизма, дух блуда и т.д.), я сегодня добровольно, усилием моей воли, отказываюсь от тебя. Я отрекаюсь от твоего влияния на мой характер, на мои чувства, на мой разум, на мои дух, душу и тело. Во имя Иисуса Христа я заявляю, что с этого мгновения никакой нечистый дух не имеет надо мной власти. Я полностью посвящен только моему Господу Иисусу Христу».
Отречение не должно произноситься механически, простым повторением слов, как заклинания.
3. При необходимости дополнительно совершается молитва служителей. На основании исповедания и молитвы отречения одержимого (несвободного) человека служитель изгоняет нечистых духов именем Иисуса Христа согласно Писанию, которое дает на это власть, право и силу: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17), следуя повелению: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте…» (Мф. 10:8).

При проведении молитвы нельзя вступать в диалог с бесами и выполнять их просьбы и требования, потому что в таком случае христианин автоматически признает право диавола командовать или требовать и подпадает под его власть: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» (Рим. 6:16). Исключением является приказание бесам именем Иисуса Христа назвать свое имя и причину одержимости, что есть проявление Божьей власти в отношении диавола и его слуг.

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки

Силами Давид называет здесь чины ангелов, которых Творец есть Бог. Или Богом сил называется несколько пространнее вместо: сильный, или подателе силы. Итак, Давид сими словами молит Бога о посещении всех народов чрез вочеловечение Сына Его; ибо предузнал о сей тайне посредством пророческого дара Святого Духа.

Другой: Чрез Христово вочеловечение посещены все народы. Посещал Бог и в древности земнородных, но посещение сие относилось только к Израилю. А божественная и небесная проповедь протекла по всей поднебесной; так как в одном месте о святых Апостолах написано: по всей земле разнесся голос их. Златоуст: Христос желает, чтобы Отец Его Господь сил и Бог израильский явился и увидел победу, при которой корысти и добычи, приносимые Им от уверовавших в Него язычников, то есть, от спасения язычников и чтобы таким образом посетил сих язычников подаянием Св. Духа и отвратился от Иудеев. Ибо сие то означает прибавление: не ущедри всех делающих беззаконие, так как не никоторые только из них беззаконны, но все, хотя и думают, что они сохраняют закон.

Да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Не будь, говорит, Господи, сострадателен ко всем делающим беззаконие, нераскаянным и неисправляющимся, каковы Саул, Анна, Каифa и демоны, но накажи их, дабы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов, опасаясь, чтоб не подвергнуться тому же: ибо художник, то есть, благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (Притч. 22,3).

Крещение — это первое таинство, которое воспринимает верующий во Христа и желающий стать христианином человек, оно является таинственной дверью, которой он входит в Церковь и её мистическую жизнь.

Таинство Крещения было установлено Самим Иисусом Христом, когда Он при Своём Вознесении на небо, заповедал совершать его своим ученикам.

Духовная суть таинства Крещение заключается в возобновлении связи человека с Богом, в возможности снова быть в теснейшем общении с Ним, которая была утрачена из-за нарушении в раю Адамом и Евой первой божественно заповеди. В Крещении происходит разрушение союза человека с дьяволом, который проявляется в том удобстве, с котором воля человека склоняется ко злу. В Крещении каждый из нас освобождается от этой власти и может достигнуть христианского совершенства, заключающегося в таинственном единении человека с Богом.

В древней Церкви Крещение совершалось, как правило, несколько раз в год накануне больших Церковных торжеств – Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы. Следы этого до сих пор видны в особенностях богослужений этих праздников. Однако, в принципе, крестить могли в любой день и в любое время. Со временем традиция массового и торжественного крещения во многом была утрачена, и сегодня это таинство совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку.

Само чинопоследование таинства состоит из нескольких этапов, между которыми в древности имелись некоторые промежутки времени, подчас весьма долгие. Сейчас же для удобства все части таинства совершатся сразу. Давайте кратко рассмотрим их.

Весь обряд Крещения можно разделить на четыре основные части: обряды и молитвы, предшествующие Крещению, чин оглашения, чин Крещение и таинство Миропомазание.

Обряды и молитвы, предшествующие Крещению

Первая часть обряда начинается с наречения имени. Священник осеняет новокрещаемого крестным знамением и читает молитву, в которой просит, чтобы Крест Христов запечатлелся в сердце и уме этого юного христианина, дабы сторониться ему от мирской суеты, служения злу и стремиться жить по заповедям Божиим. Именно с наречения имени человек становится христианином, хотя он еще и не крещен. Таким образом, в обряде наречения имени человек не просто нарекается определенным личным именем, но и именем Христа – отныне он христианин.

Кстати, выбор имени младенцу совершают его родители, и в связи с этим порой испытывают некоторые затруднения. В Церкви принято давать имена в честь святых угодников Божиих с тем, чтобы иметь этих угодников небесными покровителями и молитвенниками за крещаемого человека.

Следующим обрядом чинопоследования становятся молитвы, возносимые за мать ребенка. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время родов и

послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм.

Дело в том, что христиане всегда регулярно участвовали в богослужении и часто причащались святых Таин Христовых; роженица могла не быть в храма от полутора месяцев и более. Это очень большой срок, по истечении которого ее нужно было как бы «заново» вводить в храм, для чего и читались специальные молитвы.

Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сотворил ее достойной причащаться Тела и Крови Христовой, а потом о рожденном от нее младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, и на всякое благое дело благословил его. Раньше эти молитвы читались на сороковой день по примеру Божьей Матери, Которая на 40-ой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить пред Господом; сейчас же они чаще всего читаются либо непосредственно до, либо сразу после Крещения, это уж в каком храме как заведено.

Чин оглашения

В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители), или, как мы сейчас говорим, — крестные. Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности и искренности намерений человека. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных. И с этого времени человека наставляли в вере – оглашали.

Сейчас существует специальная молитва «во еже сотворити оглашенного». С нее начинаются священнодействия чина оглашения. И первое священнодействие — это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, которая защищает, дает прибежище, дает покровительство.

В молитве священник просит Господа наполнить оглашаемого крепкой верой, надеждой и любовью, чтоб познал он Бога всем сердцем своим. Просит также и о том, чтобы Господь помогал человеку соблюдать заповеди Божии и вести духовную жизнь, вписал его «в книгу жизни», и соединил его Святой Церкви. Просит также, чтобы Господь всегда слышал молитвы этого человека, благословлял дела его и всегда был милостив к нему.

Затем священник произносит целый ряд особых молитв, обращенных не к Господу, а к сатане. Это молитвы-запрещения. В этих молитвах священник именем Божиим повелевает сатане отступить от крещаемого, не творить ему вреда и впредь не возвращаться к нему. Эти молитвы заканчиваются просьбой ниспослать ему Ангела-Хранителя.

После этого совершается чин отречения от сатаны. Происходит это следующим образом: человек вместе с крестными (или крестные с младенцем на руках) поворачиваются лицом на запад – символ тьмы и темных сил, и священник трижды громко спрашивает его: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, и всякого служения ему и всякой гордыни его»? На что оглашаемый (или его крестные, если оглашаемый младенец) трижды отвечает: «Отрекаюсь».

«Отречься от сатаны» – это значит отказаться от греховного образа жизни; Таким образом объявляется духовная война между добром и злом, которая будет проходить в сердце этого христианина.

Но как же можно вести в одиночку такую серьезную войну? Нужно примкнуть к Богу, встать под Его защиту, «сочетаться Христу». Для этого священник поворачивает оглашаемого к востоку, и трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли Христу»? — и после ответов оглашаемого спрашивает: «И веруешь ли Ему»? «Верую Ему, как Царю и Богу» — отвечает оглашаемый, и далее провозглашается «Символ веры».

В конце чина оглашения священник молится о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять Крещение, что отринул его ветхость, обновил его к вечной жизни и наполнил его силой Святого Духа.

На этом оканчивается чин оглашения.

Крещение

Сам чин крещения начинается с освящения воды. В молитвах и действиях при освящении воды священник просит Господа освятить воду и ниспослать на нее силу избавления от власти зла, сделать ее источником жизни, исцеления и нетления; наполнить ее духовной силой, сотворить ее способной очищать от греха, просвещать разум и сердце, обновлять дух и отгонять всякий навет видимых и невидимых врагов. А, самое главное, священник испрашивает у Господа освятить воду таким образом, чтобы крещаемый в ней как бы заново родился.

После молитв об освящении воды священник молится и о крещаемом. В своих молитвах он просит Бога сделать крещаемого сыном света и наследником вечных благ, помочь сохранить ему чистоту духовной жизни, а также избавить его от скорбей. При этом Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.

Далее следует помазание оливковым маслом или, как его ещё называют, елеем.

Среди прочего необходимо обратить внимание на одно очень важное молитвенное прошение, которое на русский язык можно перевести так: «Чтобы быть ему сросшимся со смертью Христовой и приобщиться Христову Воскресению». Отсюда понятно, что речь идет как бы о «смерти» крещаемого. Почему же в чине Крещения говорится о том, чтобы крещаемому «приобщиться смерти»? Оказывается, здесь мы имеем указание на величайший и подлинный смысл Крещения, которое есть таинство сораспятия Христу, соумирания с Ним, таинство смерти для прежней греховной жизни и воскресения в жизнь новую, вечную. Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.

В древности об этом напоминал еще один обряд, который в греческой Церкви сохраняется до сих пор, и который совершался непосредственно перед самым Крещением: все тело крещаемого умащалось елеем, что означало не что иное, как символическое приготовление к погребению. Дело в том, что на востоке перед погребением тело умершего натиралось благовониями. В наше время сохраняются в несколько видоизмененном

состоянии следы этого древнего обряда – в освященную воду непосредственно перед Крещением вливается елей. На практике чаще всего священник кисточкой троекратно помазует воду елеем. Впрочем, крещаемый также помазуется освященным елеем непосредственно перед Крещением.

После Крещения на новокрещенного одевается нательный крест во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу, о несении своего жизненного креста, а также как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви и исповедания христианской веры.

Одевают новокрещенного и в белую одежду, которая символизирует чистоту души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе с тем чистоту жизни, к которой обязуется человек после Крещения.

Итак, Крещение совершилось. Но чинопоследование еще не окончилось. Следующий этап – Миропомазание.

Миропомазание

Миро – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма. Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом возложение рук епископом на новокрещенных было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется и освящается епископом, а в современной практике правом освящать мира обладает только предстоятель поместной Церкви.

Перед Миропомазанием священник произносит молитву, в которой благодарит Господа за духовное возрождение новокрещенного и просит укрепить его в православной вере и духовной жизни, а также сотворить наследником Царства Небесного. После чего помазывает человека миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго».

Таким образом, можно увидеть, что через таинство Миропомазания человеку подаются особые духовные силы- дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.

А что же такое «духовная жизнь», для которой так много всего совершается? Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение», т.е. теснейшее единение человека с Богом. Таинство Миропомазания

открывает нам эту возможность. Собственно, в этом и заключается основной смысл, значение и цель Миропомазания.

Наконец, после Миропомазания новокрещенному дается зажженная свеча, которая символизирует свет веры Христовой и трижды совершается обхождение вокруг купели с пением молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». То есть, крестившиеся «во Христа» во Христа и облеклись духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека. А само обхождение вокруг купели символизирует тот жизненный путь, который отныне начинается для новокрещенного – путь жизни со Христом и во Христе. Также круг символизирует вечность, и таким образом человек «обручается» вечности.

Затем совершается чтение фрагмента послания апостола Павла, в котором он разъясняет смысл Крещения:

В нем говорится о том, что с момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно «для Бога». И освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным.

Следом за чтением отрывка из послания апостола Павла читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как Христос, после своего Воскресения, встретился с одиннадцатью Своими учениками и благословил их идти ко всем народам чтобы крестить их, уча соблюдать все Его заповеди.

Нам осталось рассмотреть с вами завершение чина Крещения, которое тоже весьма важно и поучительно.

После ряда молитв, в которых содержится ходатайство о крестных родителях и прошения о том, чтоб Господь сохранил непоколебимой веру Своего нового подвижника, священник постригает нового христианина.

Обычай этот своими корнями уходит в глубокую, еще дохристианскую древность — в Греции и Древнем Риме постригали рабов. Таким образом пострижение символично говорит о том, что этот человек – раб Божий. Возможно, что для современного человека такое именование кажется смутительным или даже унизительным. Однако, если вдуматься, именование раб Божий означает «со-работник» Богу- того, чья воля, мысли и дела совпадают с замыслом Бога о человеке и мире. А кроме того, рабство Богу означает, что человек не может отныне принадлежать никому и ничему иному: как пишет апостол Павел, » я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39).

Итак, мы кратко рассмотрели чинопоследование таинства Крещения. После ознакомления с содержанием тех молитв и песнопений, которые звучат в храме во время Крещения, а также их смысла, нам должно быть понятно, что Крещение человека – это

только лишь начало его духовного пути. Через Крещение человек вступает в Церковь, становится Ее членом. Через эти обряды, священнодействия, через эти Таинства человеку преподается особая сила. Церковь как бы «облекает» Своего нового «война» в духовное оружие. Отныне он должен будет вести духовную брань и со своими немощами, и с несовершенством внешнего мира, и вместе с тем раскрывать и воспитывать в себе добродетели, служа добру и правде. Он принял на себя имя Христово и главная задача его — уподобиться Христу!

Креститься нужно не для того, чтобы жить в согласии с Богом в Его Церкви. Не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *