Что читать православному христианину?

Священник Андрей Стивен Демик

Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.

И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.

Итак, нормальный христианин:

Ходит на службы так часто, как только возможно

Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.

Каждый день молится дома

В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.

Участвует в таинствах

Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.

Избегает безнравственности в мыслях, словах и поступках

Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.

Соблюдает посты согласно церковному календарю

Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.

Ходит к исповеди

Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.

Ищет духовных советов

И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.

Отдает десятую часть дохода Церкви

Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.

Подает милостыню и занимается благотворительностью

То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.

Постоянно повышает уровень своего образования

Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.

Разделяет веру с другими

Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.

Ходит в крестные ходы, совершает паломнические поездки

То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.

Спасибо за рекомендации книг! Обязательно просмотрю указанную вами тематику, возможно найду то, что мне понравится.

На счет остального. Думаю, тут есть несколько заблуждений.
1. В любом сообществе есть люди в целом положительные, и есть слабые — склонные к разврату, злым мыслям, агрессии, лжи и т.п. Священство в своей массе такие же люди как и все. Однако, не стоит смешивать священство и православие, ставить между ними знак равенства.

Допустим, вы сотрудник компании AAA — мирового лидера по производству лучших ноутбуков, работаете в службе поддержки. В свободное время вы пьете, курите, не отказываетесь от щепотки волшебной травки и переспали по пьяни с огромным количеством девушек. У вас лишний вес и одышка из-за плохого образа жизни. Но… это совершенно не значит, что ваше плохое поведение делает продукцию ААА плохой!! Никто не скажет: «Эй, посмотрите на этого парня, какой он алкоголик… А ведь работает в ААА! Никогда не куплю себе их ноутбук!» Так же и в православии — недостойное поведение отдельных личностей никак не может повлиять на сам продукт — само православие. Почему они себя так ведут — мы не знаем, не нам судить.

2. Вы лично знаете недостойных священников? А достойных? Как и в любом другом случае, можно рассуждать только о том, что знаешь лично. Доверять телевизору и желтой прессе разумный человек не станет. Там в любом случае будет только то, что А) заказано Б) пахнет скандалом и увеличит продажи, рейтинг В) ради скандала и придумать можно что-то…

3. Читать книги можно, и православные тоже. Но раз уж имеется подобная требовательность к авторам (кстати, художественной литературы! Кого в обычном случае интересует образ жизни автора детективов, если он пишет отличные книги?), значит, надо при выборе книг смотреть на автора. Не отметать всех подряд.

4. Исихазм и аскетика — это лишь часть культуры православия. НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ для обычных священников. Если вы обратите внимание на православные монастыри (в своем большинстве опять же, не будем мешать все в одну кучу), то там аскетика и сейчас реализуется. Опять же, надо смотреть на человека, на его психотип. Лично мне аскетика очень симпатична, это естественный образ жизни для меня. Психотип такой. А вот у моей подруги, все наоборот. Совершенно другой психотип. Аскетика для нее — просто невыносимая мука. В итоге, у меня, гардероб значительно меньше по объему, чем у подруги. У меня скромное жилье, я не покупаю килограммы продуктов, если мне это не надо прямо сейчас. Легко ограничиваю себя. У подруги — все ровно противоположно. Ломать психологию можно пытаться. Но ничего не выйдет, кроме нервного срыва и нарушения психической деятельности.

5. Не стоит смешивать православие и католичество, так же как упоминать инквизицию, приписывая ее православию. Они разошлись очень давно и серьезно. Это так же некорректно, как укорять Свидетелей Иеговы, что они жгли на кострах людей и пытали.

6. Не стоит читать все подряд. Я прочитала значительно больше книг, чем осмелилась рекомендовать.

7. Священник не отпускает грехи. Согласно православию, на исповеди невидимо присутствует сам Бог. И произнося фразы про отпущение грехов, священник всего лишь выступает как видимый представитель Бога. И молится вместе с вами, прося милости и прощения для вас. И самое интересное, если нет раскаяния, решимости изменить свою жизнь — не смотря на произнесенные фразы, прощения вы можете и не получить.

8. Мое мнение: чтобы понять православие, надо хотя бы в каком-то минимуме познакомиться с первоисточником — иудаизмом (надеюсь, меня не закидают камнями). Тогда ОЧЕНЬ МНОГОЕ становится понятным. Что откуда выросло и т.п. При этом, сам иудаизм и поныне — прекрасная философия, которую просто виртуозно перевирают СМИ. Взять хотя бы дурацкие тезисы и цитаты про ненависть к гоям и т.п. И ведь люди верят…

Ну и теперь заключение 🙂 Разумеется, вы совершенно точно не обязаны читать хоть что-то православное. Но вот такой вопрос… что бы вы стали делать, если бы убедились — другой мир действительно существует? И вы совершенно точно попадете отнюдь не туда, куда хотелось бы? Очень рекомендую медитации. :))) . Наилучшее средство прийти к традиционным религиям.

P.S. Меня саму православной нельзя назвать. Так что, я лицо не заинтересованное в пропаганде. Только в объективности и беспристрастности.

Очевидно, что в помощь к проведению правильной христианской жизни необходимо читать духовную литературу. Сложность сегодняшнего дня заключается в том, что такой литературы очень много, в её потоке можно «утонуть» или запутаться. Когда мы отдаём наших детей в школу, то у нас не встает вопрос в какой класс их отдавать – конечно, в первый. Для нас очевидно, что обучение в школе должно идти по принципу: «от простого к сложному», при этом простое (алфавит, таблица умножения и т.д.) не является чем-то несущественным, но на нем будет основываться затем более сложное. Тот же принцип действует и в высших учебных заведениях, а также в различных образовательных курсах. Его же вполне можно приложить и к духовному чтению, учитывая особенности последнего.

Основой чтения для православного христианина является Священное Писание (Библия), причем начинать читать и изучать его лучше не с Ветхого Завета (за исключением первых трёх глав книги Бытия), а с Евангелия. Церковью мы призваны Слово Божие читать ежедневно, читать и перечитывать его (особенно Новый Завет) в течение всей жизни. Бог, Творец неба и земли, обращается к нам через Библию, призывает нас не только читать, но прежде всего – жить по Его слову. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; – наставляет нас святитель Игнатий (Брянчанинов) – старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию».

Следующий, за Священным Писанием, важный элемент духовного чтения, – Жития Святых. Святые возлюбили Бога и Его заповеди, Его Церковь, молитву и Таинства, они воплотили в жизни то, о чём мы читаем в Священном Писании. Они пример для нас, пример деятельной христианской жизни, которая возможна в любом месте и в любое время. Они также друзья и молитвенники наши; читая об их жизни, мы можем всегда к ним молитвенно обратиться, через чтение о них можем обрести с ними живую молитвенную связь. Жития каких святых выбрать для чтения? Во-первых, житие своего святого покровителя, в честь которого каждый получил имя в Таинстве Крещения. Затем жития тех святых, которые особенно почитаются в храме, в который мы приходим молиться. Затем богатый выбор: святые апостолы, святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, мученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский и многие, многие другие. Очень полезно читать Жития Новомучеников и Исповедников Российских, которые жили в недалёком от нас XX веке. Каждый день Православная Церковь празднует память святых угодников Божьих, с их именами мы можем познакомиться в ежедневном церковном календаре. Не только познакомиться, но и почитать об их жизни, помолиться им. Полезно каждый день читать хотя бы небольшое, краткое житие какого-либо святого, поддерживая таким образом живую связь с той жизнью, которой ежедневно живет Церковь Христова.

Многие Святые Отцы оставили нам свои творения как помощь в понимании Библии, как руководство в различных вопросах духовной жизни. Святоотеческое чтение даёт верующему человеку не только правильное понимание Православия, но и помогает ощутить глубину, силу, красоту, вкус Православной веры. Не может ум человеческий понять Слово Божие без помощи тех святых мужей, которые под воздействием Духа Святого составили различные толкования к нему. «Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его через святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!». Святоотеческих творений огромное количество, какие же нам выбрать для знакомства с ними? Могу для начала предложить следующие книги: «Беседа о смысле христианской жизни» преп. Серафима Саровского, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника, «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского, «Слова» преподобного Паисия Святогорца, «Исповедь» блаженного Августина. Возможны, конечно, и другие варианты.

Следующий элемент духовного чтения – книги тех авторов XX века, которые хотя на сегодняшний день и не канонизированы Церковью, но являются признанными, почитаемыми, уважаемыми подвижниками благочестия, проповедниками, писателями, богословами. Признанными со стороны представителей Церкви их труды являются в том смысле, что они находятся в согласии со святоотеческой традицией Православия. На мой взгляд, к ним можно отнести книги: архиепископов Феофана Полтавского и Аверкия (Таушева), игумена Никона (Воробьева), схиигумена Иоанна (Валаамский старец), иеромонаха Серафима (Роуза), архимандрита Иоанна Крестьянкина, протоиерея Глеба Каледы, протоиереев Георгия Флоровского и Михаила Помазанского, священника Александра Ельчанинова, писателей С. И. Фуделя и Н. Е. Пестова. Конечно, данный список далеко не полный, а примерный, вступительный к большому и интересному миру церковной литературы подвижников благочестия XX столетия.

Следующий элемент, мимо которого нам не пройти – книги, проповеди, беседы, лекции современных авторов: православных священнослужителей, проповедников, богословов, преподавателей, писателей. Здесь нужно проявить некоторую осторожность, вспоминая, например, недавнюю горькую историю с уже бывшим священником Владимиром Головиным. Не все издания, не все сайты или видеоролики, которые называют себя православными, действительно несут людям неискаженное православное учение и традицию. Каков же критерий выбора? Во-первых, спрашивайте советов священнослужителей и катехизаторов на Вашем приходе. Далее – из книг, статей, лекций, выступлений современных авторов следует выбирать те, которые опираются на Священное Писание и святоотеческое наследие. Такие труды сегодня, конечно, есть, они нужны и полезны нам, полезны особенно на первых порах нашего знакомства с Преданием Церкви.

Примером к вышесказанному является также непростая ситуация с трудами заслуженного профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова. При всём уважении лично к Алексею Ильичу, к его многолетним и многочисленным трудам на благо Церкви, стоит отметить, что в известной книге «Посмертная жизнь души» некоторые взгляды Алексея Ильича (которые отражены и в его общественных лекциях) явно противоречат святоотеческому учению Церкви. Достойную и аргументированную критику этих взглядов можно найти, например, в книге священника Георгия Максимова «Вне Церкви нет спасения». После же исследования и официального заключения по этим вопросам Синодальной библейско-богословской комиссии, А. И. Осипову следует привести те положения своих выступлений, которые вызвали справедливые замечания, в соответствие с учением Церкви.

Можно сказать, что даже самые лучшие книги и лекции современных авторов, а также книги авторов XX века должны стать для нас «мостиком» к книгам святоотеческим. Они не могут заменить собой творения святых отцов, но могут помочь нам подготовиться к восприятию святоотеческого слова. Книги святых Отцов необходимы для нас, чтобы идти верным путем в христианской, в духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься… Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа… Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским… спасению и христианскому совершенству… Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное… Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни».

Ещё один необходимый элемент церковного чтения – официальные документы Русской Православной Церкви. Не нужно поддаваться искушению мыслить о них либо как о партийных документах советской эпохи, либо как о чем-то скучном, неинтересном, не имеющем отношения к жизни простых верующих. Совсем нет. Например, в документе «Основы социальной концепции РПЦ» многие миряне могут найти ответы на волнующие их вопросы о семейной жизни, биоэтике, эвтаназии, о других актуальных вопросах современности. Вопросы об отношении к новым паспортам (и вообще к новым документам), к ювенальной юстиции можно найти в документах Архиерейского Собора 2013 г. Немалое число православных мирян и сегодня сильно беспокоят вопросы о возможности канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Однако примерно 15 лет назад Архиерейский Собор принял доклад, который очень аргументировано отклоняет саму возможность постановки такого вопроса. Архиерейские Соборы созываются Патриархом и Священным Синодом РПЦ «не реже одного раза в четыре года», между Соборами проходят заседания Синода, а также встречи на комиссиях Межсоборного присутствия, на последних готовятся документы для будущего Собора. Таким образом, многие официальные церковные документы помогают простым верующим, прихожанам в решении актуальных, важных для них вопросов.

Какую книгу посоветовать как самую первую для знакомства с Православием? Если из Священного Писания – то, думаю, Евангелие от Марка. Если из остальной литературы, то сказать трудно, многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Можно посоветовать прочитать житие святителя Николая Чудотворца или преподобного Серафима Саровского или другого какого-либо святого (например, из Новомучеников). Если человек не решается пока читать Евангелие и жития святых, то можно посоветовать что-то из художественной христианской прозы, например: «отец Флавиан», «отец Арсений», «Несвятые святые», рассказы протоиерея Николая Агафонова. Для первого знакомства могут подойти также книги «Непознанный мир веры» (изд-во Сретенского монастыря), «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Книга о Церкви» священника Андрея Лоргуса, проповеди митрополита Антония Сурожского или архимандрита Иоанна Крестьянкина, брошюра «Знакомство с Православием» Валерия Духанина. Очень полезно приобрести молитвослов с краткими пояснениями (например, от составителя Елены Тростниковой). Если для человека особенно актуальны семейные вопросы, то его первой книгой может стать «Малая церковь» священника Павла Гумерова или «Наша Церковь и наши дети» С. С. Куломзиной.

Если говорить о последовательности чтения, то можно сказать, что книги авторов XX-го и XXI-го веков могут стать первым классом нашего знакомства с богатым и прекрасным миром Предания Православной Церкви. Но даже в первом классе они занимают не главное, а второстепенное место. Главное – Евангелие и другие книги Священного Писания, далее – жития святых (прежде чем изучать творения святых отцов полезно познакомиться с тем, как они жили, подышать атмосферой их святой жизни). Нижеследующий список представляет собой именно такой первый класс. Он примерный и в будущем со стороны автора может дополняться или изменяться. Возможно также составление иного порядка чтения – индивидуального. Если у Вас есть желание его составить – обращайтесь к священнослужителям Вашего храма. Возможно обращение и к автору настоящей статьи – через сайт pravcenter.de. То, что говорилось о книгах, относится также к аудио- и видеопособиям.

Чтение Библии и духовной литературы по основам веры

А. Священное Писание (Библия):

  1. Начинать чтение с Евангелия от Марка и 1 – 3 глав книги Бытия;
  2. Все четыре Евангелия;
  3. Деяния Апостолов. Соборные послания;
  4. Ветхий Завет:
    • Псалтирь;
    • Бытие. Исход;
    • Притчи Соломона. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова;
  5. Послания апостола Павла;
  6. Откровение св. ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).
  7. Остальные книги Ветхого Завета.

Б. Литература для первых шагов в Церкви.

Общая

  1. Молитвослов.
  2. Жития святых (по индивидуальному выбору).
  3. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» (возможны различные издания).
  4. Протоиерей Андрей Лоргус и другие авторы. «Книга о Церкви».
  5. Протоиерей Александр Торик «Отец Флавиан».
  6. Под редакцией протоиерея Владимира Воробьева «Отец Арсений».
  7. «Непознанный мир веры» (изд. Сретенского монастыря).
  8. «Всенощное бдение. Литургия». Изд. Совет РПЦ.
  9. Священник Валерий Духанин. «Знакомство с Православием».
  10. Литература по рекомендации священников и преподавателей (катехизаторов).

Пособия и брошюры: подготовка к исповеди, молитва

  1. Священник Валерий Духанин. «Путь исцеления души: Таинство Покаяния».
  2. Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Опыт построения исповеди».
  3. Святитель Игнатий Брянчанинов. «В помощь кающимся».
  4. Игумен Петр (Мещеринов). «Таинство Покаяния: подготовка и исповедь».
  5. Протоиерей Владимир Воробьев. «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство».
  6. Митрополит Иларион (Алфеев). «О молитве».
  7. Е. Тростникова. «Православные молитвы».
  8. Церковно-славянский словарь.

Дополнительная

Книги

  1. Беседы, проповеди святителя Иоанна Златоуста.
  2. «О цели жизни нашей христианской». Беседа преподобного Серафима Саровского.
  3. Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма».
  4. Книги преподобного Паисия Святогорца.
  5. Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
  6. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма к мирянам.
  7. Н. Е. Пестов. Современная практика православного благочестия в 2-х томах.
  8. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Апостол.
  9. Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна.
  10. Игумен Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние.
  11. Письма и проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина.
  12. Проповеди митрополита Антония (Сурожского).
  13. Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия.
  14. Иеромонах Серафим (Роуз). Святые Отцы Православия.
  15. Митрополит Иларион (Алфеев). Вы – свет мира. Что нужно знать о христианской жизни.
  16. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь.
  17. Священник Павел Гумеров. Малая церковь (о семейной жизни).

Статьи, послания, брошюры:

  1. «Послание к Диогнету» (написано примерно во II веке);
  2. А. И. Осипов. Основы духовной жизни (по творениям св. Игнатия Брянчанинова).
  3. Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть Любовь.
  4. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Духовность» и «душевность».
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Святоотеческое учение о борьбе со страстями.
  6. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас.
  7. Иеромонах Иов (Гумеров). Свящ. П. Гумеров. Дом христианина: традиции и святыни.
  8. Священник Валерий Духанин. Возлюби ближнего твоего. Тайны общения.
  9. Священник Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения.
  10. Протоиерей Вадим Леонов. Брань невидимая. Страсти и добродетели.

Аудио- и видеопособия

  1. Видеокурс «Закон Божий».
  2. Цикл фильмов «Вера святых» (Основы вероучения Православной Церкви).
  3. Циклы фильмов митрополита Илариона (Алфеева): «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Праздники».
  4. Передача «Мой путь к Богу» священника Георгия Максимова.
  5. Фильм художественный «Остров» режиссера Павла Лунгина.
  6. Фильм документальный о Туринской Плащанице студии «Днесь».
  7. Фильм документальный «Апостол любви» (о митр. Антонии Сурожском). 1 – 4 серии.
  8. Фильм художественный «Изменяющий время».
  9. Н. П. Саблина. Священный язык (введение в основы церковно-славянского языка) DVD.
  10. Религиозная энциклопедия CD MP 3.
  11. История Христианской Церкви CD MP 3.
  12. Преподобный Серафим Саровский: житие, беседы прот. Г. Митрофанова CD MP 3.
  13. Митрополит Антоний (Сурожский). Беседы. Часть 1. CD MP 3.
  14. Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова CD MP 3.
  15. Проповеди протоиерея Геннадия Фаста CD MP 3.
  16. Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века CD MP 3.
  17. Священник Павел Гумеров. Семейная школа CD MP 3.
  18. Литургия знаменным распевом. CD Audio.
  19. Избранные песнопения всенощного бдения знаменным распевом. CD Audio.
  20. Песни-притчи Светланы Копыловой «Дар Богу». CD Audio.
  21. Другие аудио- и видеодиски по рекомендации священников и преподавателей.

Православный информационный центр на немецком языке: orthodoxinfo.de

Примечания:

Свят. Игнатий (Брянчанинов). О чтении Евангелия.

Там же.

Подробности можно посмотреть на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского iriney.ru

На мой взгляд, к ним можно отнести книги (лекции, проповеди, выступления) следующих авторов: митрополита Илариона (Алфеева), епископа Пантелеимона (Шатова), протоиереев Владимира Воробьева, Максима Козлова, Геннадия Фаста, Вадима Леонова, Павла Великанова, Стефана Домусчи, священников Георгия Максимова, Валерия Духанина и Павла Гумерова, историка Алексея Беглова. Есть, конечно, и другие авторы.

Свят. Игнатий (Брянчанинов). О чтении святых Отцов.

Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор.

Недавно вышло новая книга «Закон Божий», написанная семьей священнослужителей: иеромонахом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями: священниками Павлом Гумеровым и Александром Гумеровым.

Настоящий рекомендуемый список литературы «родился» как приложение к огласительному курсу «Основы Православной веры», который автор проводил при храме во имя вмч. Пантелеимона (г. Кельн).

Здесь представлен один из вариантов последовательности в чтении Библии. Он особенно рекомендуется для тех, кто только начинает своё знакомство со священными книгами. Возможны и другие варианты.

Евангелие желательно читать ежедневно по одной главе. Если не получилось прочитать главу, то прочитать хотя бы несколько стихов. Евангелие (как и весь Новый Завет) читается и перечитывается в течение всей нашей жизни.

Чтение Ветхого Завета хорошо бы совмещать с параллельным чтением Евангелия. Понимать Ветхий Завет нужно в свете Нового Завета.

Диакон Андрей Мололкин, преподаватель основ Православной веры
при храме РПЦ во имя свв. Космы и Дамиана (Германия, г. Эссен).

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.

Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.

Поделиться статьей с друзьями:

В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:

Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.


Преподобный Феодор Студит:

«Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания…»

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения Нового и Ветхого завета.

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Рубрика «Библия и Новый Завет»

Толкование Библии

«Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви», — пишет святитель Феофан Затворник.

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные толкования Иоанна Златоуста (Г), которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.


Святитель Феофан Затворник:

«Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви…»

Многим христианам полюбились относительно простые толкования святителя Феофилакта Болгарского (О), а также «Беседы на Евангелие от Марка» (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.

Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: «Толкование Евангелия» (О) библеиста Бориса Гладкова, «Иисус Христос. Жизнь и учение» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Толковая Библия» (О) Александра Лопухина, «Беседы на Евангелие от Матфея» (О) протоиерея Олега Стеняева, «Святое Евангелие от Матфея с толкованием святых отцов» (О).

Рубрика «Толкование Библии»

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является «Закон Божий» (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как «Закон Божий» (О) архимандрита Иова (Гумерова), «Закон Божий» (О) священника Даниила Сысоева, «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Православный катехизис» (О) святителя Филарета (Дроздова).

Рубрика «Закон Божий»

Наставления о духовной жизни

Среди наставлений хотелось выделить бы «Опыт построения исповеди» (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.

Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере» (О) архимандрита Андрея (Конаноса), «Жизнь. Болезнь. Смерть» (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), «Письма духовным детям» (О) игумена Никона (Воробьева).

Рубрика «Духовный рост»

Творения святых отцов

Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) (Г) и письмами игумена Никона (Воробьева) (Г). Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.

Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред…».

Особое внимание заслуживают «Душеполезные поучения и послания» (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.

Рубрика «Святоотеческая литература»

Жития святых

Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.


Святитель Тихон Задонский:

«Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых…»

Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.

Рубрика «Жития святых»

Православная проза

Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.

«Лето Господне» (О) Ивана Шмелева — классика детской художественной православной литературы. Главный герой романа, маленький Ваня «…возрастает в условиях, где вера была основой существования, образом жизни…». Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Иван Шмелев является автором и других произведений — «Богомолье» (О), «Солнце мертвых» (О), «Няня из Москвы» (О).

Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (О), написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия «Флавиан» (О) протоиерея Александра Торика.

За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса, которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)).

Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — «Несвятые святые» (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря.

Рубрика «Художественная литература»

Рубрика «Детские книги»

Богословие

Самым подготовленным людям для глубокого постижения Православия подойдут следующие книги: «Бог: Православное учение» (Г) митрополита Илариона (Алфеева), «Литургия смерти и современная культура» (В), «Евхаристия. Таинство Царства» (В) протопресвитера Александра Шмемана, «Источник знания» (Г) преподобного Иоанна Дамаскина, «Нравственное богословие апостола Павла» (Г) протоиерея Владислава Свешникова, «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа» (В) протоиерея Вадима Леонова, «Добротолюбие» (Г).

Рубрика «Богословие»

Дневники и размышления

Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как «О мире и человеке» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Исповедь» (О) святителя Августина Блаженного, «Дневники» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Православие сегодня: Записки приходского священника» (О) протоиерея Иоанна Гончарова, «Православие и грядущие судьбы России» (О) архиепископа Никона (Рождественского).

Рубрика «Жизнеописания, воспоминания, письма»

Что такое гриф Издтательского совета

Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».


Преподобный Антоний Оптинский:

«Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных…»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Книги с грифом «По благословению…» считаются самыми качественными.

Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Книги с грифом «Рекомендовано…» считаются качественными, несущими пользу православному христианину. При прочих равных, рекомендованные книги лучше «допущенных».

Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

Книги с грифом «Допущено…» не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.

Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.

Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.

Николай Морозов

Православная литература для начинающих 3 Августа 2018

Для людей, пришедших к православной вере, подчас, самым сложным бывает разобраться в ее основах, догматике, богослужениях и других важных темах. Существенно помочь в этом может православная литература для новоначальных, которую всегда можно приобрести в интернет-магазине «Летопись».

Главная литература для новоначальных

Узнать о православии, конечно, можно и в храме, и на занятиях в воскресной школе, но для более глубокого изучения основ веры однозначно понадобится специальная православная литература. В таких книгах очень много самой разнообразной информации, которую не всегда можно получить при живом общении.
Отвечая на вопрос, какие есть православные книги для начинающих, необходимо выделить несколько соответствующих групп.
Во-первых, новоначальному (даже, если он еще слабо знаком с такой литературой) обязательно надо читать Священное Писание, в первую очередь Новый Завет. Это живое Слово Божие, учение Самого Господа Иисуса Христа, Его Благая весть ко всему миру, к каждому человеку. Без чтения Священного Писания невозможно двигаться дальше в своем духовном росте, в воцерковлении.
Во-вторых, дома можно и нужно читать толкования на Священное Писание, прежде всего святых отцов, но также и современные – известных священнослужителей. Читая свято-отеческие толкования, человек глубже знакомится с духовной православной традицией, со святоотеческим осмыслением Писания, а знакомясь с современных толкованиями – ему легче перенести библейские заповеди на свою жизнь.
Кроме толкований святых отцов на Писание, новоначальному стоит читать и другие их труды – об учении Православной Церкви, ее истории, о нравственности и духовном росте, письма и многое другое.
Помимо всех этих важных книг, пришедшему к вере стоит читать, в том числе и в домашних условиях, и различную дополнительную литературу о ее основах. Сегодня таких книг достаточно много (особенно с названием «Азы православия»), а потому найти интересующую информацию можно практически по любой теме. При этом большая часть таких изданий выпускается в небольшом формате. Благодаря этому, можно в простой и доступной форме узнать все самое важное по любой теме, касающейся православной веры.
Еще один вид книг, которые нужно читать новоначальным, да и остальным верующим, — это издания, содержащие молитвы – молитвословы, акафистники, брошюры с акафистами отдельным святым и т.д. Молитва – это не просто обращение человека к Богу и Его святым, это — диалог, в котором человек обращается в словах или мыслях к высшему миру, но и получает духовный ответ свыше — в даруемой благодати, помощи, исцелении и прочем.
Поэтому, если Вы думаете, какую православную литературу читать начинающему, то обратите внимание на те группы духовных книг, о которых сказано выше.

Для чего мне читать книги, если я хожу в храм?

Действительно, такой или подобные ему вопросы иногда можно услышать даже от тех, кто уже давно крещен и является христианином. Зачем же читать православную литературу, особенно новоначальным?
О том, зачем надо читать Священное Писание и святых отцов, было уже сказано выше, что же касается дополнительной литературы, в том числе современной, то здесь есть один важный момент. Конечно, хорошо духовно возрастать в добрых делах, постах и молитвах, но, как часто отмечают святые отцы, как учит сама Церковь, необходимо приобретать и знания о Боге.
В святоотеческих трудах неоднократно высказывается мысль о том, что нежелание узнавать о Боге, нежелание понять и разобраться в учении Церкви, проще говоря, религиозное и духовное невежество – это тоже грех. Он губителен даже для того, кто считает себя крепким христианином и уж тем более опасен для новоначального.
Именно поэтому, если Вы думаете, какие купить книги для новоначальных православных, то посмотрите на наш ассортимент такой литературы. Вреда она никогда не принесет, а вот польза от нее будет несомненной.

Каталог православной литературы

Поделиться статьей в социальных сетях:

Комментарии читателей Рейтинг читателей 0 / 5 5 5 1 На основе 1 оценок читателей 0% 0% 0% 0% 0% Вопросы и комментарии Прокомментировать Ваш вопрос или комментарий Замечательная статья! Комментарий* Представьтесь Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности. Для продолжения вы должны принять условия Пользовательского соглашения Я согласен на обработку персональных данных Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных Отправить отзыв Сортировать по: Дате Рейтингу Полезности Показать только отзывы с оценкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *