Что нельзя делать евреям?

Что можно и чего нельзя делать в субботнее утро в Израиле

Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.

Никакого творчества!

Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.

Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.

Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.

1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата

В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.

Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.

2. Что нужно знать туристам о работе отелей

В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.

Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.

3. Как не умереть с голоду в Шаббат

В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.

Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.

4. Что еще недоступно туристам в Шаббат

Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.

Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.

В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.

От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол

Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.

Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.

Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.

В переводе с иврита — Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת) означает – «покоится, прекратить деятельность, отдыхать от работы, воздерживаться». Шаббат – это праздник, встреча Субботы – это вековая традиция, уходящая корнями в древнюю историю еврейского народа. В древние времена, наказанием за нарушение Субботы была смертная казнь.

Откуда же идет традиция празднования Субботы?

Книга Бытия описывает процесс сотворения мира в виде одной рабочей недели и одного выходного дня (cубботы). В тексте говорится, что на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека.

А далее сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 1:1—2:3).

В субботу Бог завершил сотворение мира и отдыхал, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создается или изменяется.

Суть субботы, являющейся последним днем на неделе в Израиле, в том, чтобы люди помнили о Боге. Чтобы с одной стороны, человек заботился о своем материальном мире, а с другой не забывал о своей духовности и святости этой жизни. Суббота – день, когда человек отходит от окружающей его суеты, забот и проблем и погружается в общение с Богом, умиротворяясь и наполняясь силой, терпением и мудростью для следующей «трудовой» недели.

Именно поэтому, что выделить Субботу, в шаббат запрещена привычная трудовая деятельность, которая непосредственно связанно с нашими буднями. Согласно Талмуду, существует 39 видов работ, запрещенных в Субботу, таких как замешивание теста и выпекание хлеба, приготовление еды, шитье, охота, строительство, разжигание огня и т.д.

Шабат начинается в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце, а заканчивается субботним вечером. В субботу вечером проводится церемония под названием Авдала (отделение субботы от наступающих будней). Церемония Авдалы есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Все прощаются со священной Субботой и возвращаются к будничным заботам.

Именно поэтому неделя в Израиле начинается с воскресенья. На иврите, воскресенье так и называется – Йом ришон, что в переводе означат – первый день.

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/»шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Запрет стирки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Выжимание одежды в субботу

статья р. Моше Пантелята

Работа «даш» («молотьба») в субботу

статья р. Моше Пантелята

Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу

статья р. Моше Пантелята

Установка кастрюли на огонь до наступления субботы

статья р. Моше Пантелята

Пища, сваренная в субботу

статья р. Моше Пантелята

Водяные нагреватели в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет варки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Перенос грузов в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет земледельческих работ в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани

статья р. Моше Пантелята

Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож

статья р. Моше Пантелята

Запрет писать и стирать в субботу в субботу

статья р. Моше Пантелята

«Сотер» и «Боне» в субботу

статья р. Моше Пантелята

Как греть сухую еду в шабат?

ответ р. Бенциона Зильбера

Суббота в лагере.

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

Суббота — не день отдыха!

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Общие принципы законов Субботы

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суть Cубботы, Её райский вкус

Рав М. Пантелят

Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.

статья Ефима Свирского

Субботний кидуш

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Субботние свечи

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2

Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1

Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление

Суббота. Источник субботних запретов. Вступление

Суббота. Суть субботних запретов. Вступление

Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)

Исход субботы. Законы авдалы

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста

Три субботние трапезы

Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой

Суббота. Законы Кидуша (продолжение)

Суббота. Законы Кидуша

Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Суббота. Смысл зажигания свечей

Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд

Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы

Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей

Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой

Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.

Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу

Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе

Законы Субботы. Канун субботы

Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе

Законы субботы. Вступление. Часть 2

Законы субботы. Вступление. Часть 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *