Что такое милостыня

Беседу вела — Анаит Петросян, сотрудник отдела социального служения при ААЦ г. Москвы.

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

— В Святом Писании говориться, что Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

— Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

— В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

— Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

— Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

— Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

— Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

— Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Ошибочно совершать подаяние с мыслью и ожиданием, что Господь воздаст нам, или считать, что милостыня – это откуп от грехов. Все должно быть выражением нашей любви к Господу и ближнему. Милостыня не должна совершаться из избытка, человек должен почувствовать, что он отдает что-то дорогое, ценное и ему самому очень нужное, но он готов этим поделиться с нуждающимся братом.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.

Действенным способом для избавления от корыстных мыслей после подаяния милостыни будет умение хранить в уме, в сердце и душе слова из Евангелия от Луки: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лука 17:10).

В русских землях XIV—XVI вв. хорошо было известно так называемое «кормление». Кормленщик получал во владение доходы с города или волости, но пользовался своими правами временно и на определенных условиях. Такой вид условного феодального пожалования отмечается в наших источниках по крайней мере с XIV в.; с более же раннем времени можно судить только предположительно. Настоящая статья и ставит своей задачей показать, что условное феодальное держание уже существовало в XII в. под другими названиями — «милость», «придаток», «хлеб», а сами феодальные держатели носили название милостников.

В источниках XII в. слово «милостник» встречается хотя и не часто, но и не настолько редко, чтобы остаться в полном забвении. И если все-таки разряд людей, известных под этим названием, остался в стороне от научного изучения, то это объясняется прежде всего тем, что «милость» «Русской Правды» почему-то не сопоставлялась с милостниками летописи, хотя это слово употребляется в летописи в применении к совершенно определенной категории людей — к княжеским слугам.

Рассказывая о борьбе Всеволода Мстиславича со Святославом Ольговичем за новгородское княжение, летописец сообщает, что «милостьници Всеволожи» стреляли в Святослава, но князь остался жив. В указателе к новгородской летописи слово «милостьници» объясняется как любимцы, но такое объяснение в сущности ничего не поясняет1, так как термин «любимцы» не обозначает какую-либо общественную категорию. Настоящий смысл слова «милостник» объяснен в той же новгородской летописи с ясным указанием на то, что «милостьници» были княжескими слугами. Говоря об убиении Андрея Боголюбского, летописец прямо замечает, что его убили его «милостьници»2. Неизвестно, каким путем краткое сообщение о смерти могущественного владимирского князя дошло до Новгорода, вероятнее всего — в виде устного рассказа какого-либо новгородца, заехавшего в Суздальскую землю. На это, в частности, указывает географическая неточность известия. По летописному известию, князя убили во Владимире, но он спал («спящю ему») в Боголюбове. Между тем Владимир находится от Боголюбова в 15 км, Андрей же не только спал, но и был убит в Боголюбове. Тут новгородский летописец показывает явную неосведомленность в топографии Владимира и Суздаля. Однако основная деталь обстоятельств убийства Андрея запомнилась летописцу: князь был убит своими милостниками.

Действительно, в подробном рассказе об убиении Андрея Боголюбского, помещенном в Ипатьевской летописи, мы находим указание на то, к какой категории княжеских людей принадлежали заговорщики. Зачинщиком убийства был любимый «слуга» Андрея Боголюбского, а одним из заговорщиков — «Анбал Ясин ключник». Всех убийц, которых летописец далее называет паробками князя, насчитывалось до двадцати. Обстоятельства убийства не оставляют сомнения в том, что паробки принадлежали к дворцовым слугам. Незадолго до убийства они пировали в княжеской медуше. Ключник Анбал выкрал у князя его меч. Заговорщики принадлежали к княжеским слугам. Летописец указывает, что после убийства князя, они убили также «Прокопья, милостьника его», ограбили княжескую казну, положили награбленное «на милостьные кони», взяли «милостьное» княжеское оружие и стали собирать дружину, чтобы бороться с владимирской дружиной3. Таким образом, слова новгородской летописи о том, что убийство было совершено «милостьника ми» Андрея Боголюбского, вполне подтверждается Ипатьевской летописью.

Если даже считать «милостьника» Прокопия просто княжеским любимцем, то как надо понимать указание летописи на «милостьных» коней и на «милостьное» оружие. И.И. Срезневский со свойственной ему осторожностью переводит эти термины словами «жалованный», «любимый», ставя знак вопроса. Слово «любимый» здесь явно не подходит, а второй термин — «жалованный — гораздо ближе к истине. На этом особом значении прилагательного «милостьный» мы остановимся ниже. Здесь же отметим, что и третье известие летописи о милостниках, которое находим в Ипатьевской летописи, также совершенно четко связывает их с княжескими слугами. Рассказывая под 1180 г. о войнах Святослава Всеволодовича, летописец замечает, что он начал свой поход, «сдумав с княгинею своею и с Кочкаремь, милостьником своим», не сообщив о своем решении «мужем своим лепшим». В этом кратком известии находим уже прямое указание на то, что милостник Кочкарь не принадлежал к числу феодальной знати, к лучшим, или «лепшим», княжеским людям, т. е. к боярам4.

Все рассмотренные нами летописные известия одинаково говорят о милостниках как об особой категории княжеских людей. Эта категория занята непосредственно в княжеском дворцовом хозяйстве. К их числу принадлежат ключники и слуги. Этим, кажется, можно объяснить поправку Ипатьевской летописи к более раннему летописному тексту, сохранившемуся в Лаврентьевском списке. По Лаврентьевской летописи, Владимир Святославич был сыном Малуши, ключницы княгини Ольги; по Ипатьевской летописи, он родился от Малуши «милостьнице Оль жины»5. Здесь слово «милостьница» явно заменило собой почти однозначащий термин «ключница».

Итак, милостники — это не просто княжеские любимцы, а особый разряд княжеских слуг, занятых непосредственно в дворцовом хозяйстве, в первую очередь ключники и слуги, — разряд, соответствующий средневековым министериалам в Западной Европе6. По-видимому, милостники XII в. — те же княжеские слуги, какие нам известны по «Русской Правде» под именем огнищан. Возможно, что само слово «огнищанин» имело местное, ограниченное хождение. Ведь этот термин встречается только в Новгородской летописи и в «Русской Правде», которая сохранилась в списках новгородского происхождения. Напомним, что слово «милостник» употребляется в той же Новгородской летописи только в рассказах о Святославе Ольговиче и Андрее Боголюбском, т. е. о черниговском и владимирском князьях. Да и вообще слово «милостник» могло иметь короткий период хождения, так как, по-видимому, уже в XIII в. оно было заменено словом «дворянин».

Княжеские слуги, как и министериалы Западной Европы, нередко выходили из числа рабов, что не мешало им выдвигаться впоследствии в ряды знати, вступать в число феодалов и скапливать большие земельные богатства. Именно таких людей следует видеть в «милостниках» Андрея Боголюбского, во главе с Кучковичами и ключником Анбалом. Этот Анбал, по словам летописи, «ключь держашеть у всего дома княжа»; Андрей Боголюбский «надо всими волю ему дал бяшеть»7. Следовательно, Анбал фактически заведовал всем дворцовым хозяйством в Боголюбове. Из летописного свидетельства узнаем о происхождении этого княжеского слуги. Анбал пришел к князю в рубище, а впоследствии стал ходить в шелковых одеждах. «Помнишь ли … в которых порътех пришел бяшеть», — обращается к нему в летописи некий киевлянин, оказавшийся в Боголюбове8. Фигура Анбала живо напоминает нам ключника в «Русской Правде», который делается холопом, если он «привяжет ключь к собе». Характерно, что летопись ничего не сообщает о расправе с убийцами Андрея Боголюбского, и только позднейшие легенды уверяют, что главные инициаторы убийства — Кучковичи были жестоко наказаны. Эти дворцовые слуги подчас становились могущественными феодалами, что показывают позднейшие легенды о Москве как о вотчине боярина Кучки. Это подтверждается вторым названием Москвы — Кучково, еще известным в XII в.

Итак, милостники — княжеские слуги. Это позволяет по-новому отнестись к термину «милость», имеющемуся в «Русской Правде». Нет никакого сомнения в том, что слово «милостник» является производным от слова «милость». Кроме общего значения — милосердие, благорасположение, это слово имело и свой особый, узкий смысл, очень близкий по значению к средневековому термину «beneficium» — пожалование на условиях временного держания. В таком смысле слово «милость», возможно, и употребляется в Пространной редакции «Русской Правды»: «а в даче не холоп, ни по хлебе работят, ни по придатце, но оже не доходят года, то ворочати ему милость; отходит ли, то не виноват есть»9.

Наиболее интересный и обоснованный комментарий к этой статье дал Б.Д. Греков. Он говорит: «Не следует игнорировать и термина «милость», который, несомненно, может приблизить нас к правильному пониманию всей статьи. Милостью тут называется хлеб или деньги, вернее все то, что бедный человек в тяжелую для него минуту получил от зажиточного или богатого хозяина, и что он обязан ему отработать»10.

К этому правильному замечанию можно сделать и дополнение, так как слово «милость» встречается не только в «Русской Правде», но и в других памятниках, которые говорят не только о бедных людях. Так, «милость» в значении пожалования встречается у Даниила Заточника в той редакции его «Слова», которая обращена к новгородскому князю Ярославу Всеволодовичу: «всякому дворянину имети честь и милость у князя», «коболязи бо и коврели… и те имеют честь и милость у поганых салтанов»11.

Здесь слово «милость» соединено с «честью». «Честь и милость», на которые имеет право рассчитывать каждый дворянин, — это его почетное место при княжеском дворе и пожалование (beneficium, милость) определенными денежными или земельными получениями. Действительно, слова «милость» и «милостник» в смысле условного держания и его держателя известны в сербском языке XIV в. В Законнике Стефана Душана «милостью» называется участок земли, пожалование от царя: «Ако тько дасть милость цареву и рече: даль ми есть господинь царь, како есть дрьжаль мои другь пре с мене». Законник знает также милостников и милостную книгу12.

Напомним здесь же о милостных конях и милостном оружии, захваченных у Андрея Боголюбского. Это и могло входить в состав той «милости», которую получал княжеский слуга. Как видим, статья «Русской Правды» о запрещении порабощать за дачу и придаток может получить несколько иной, более расширенный смысл, чем ранее. В этом смысле очень интересно мнение Н.А. Максимейко, который, указывая, что «дача» позже, в Русском государстве обозначала земельный надел, сопоставляет этот термин с упомянутой статьей в «Русской Правде». Следовательно, речь может идти не только о бедных людях, зарабатывавших себе пропитание, но и о других разрядах населения. Об этом же говорит и слово «придаток», которое тоже обозначало какое-то пожалование. Таким только образом можно понимать известие Новгородской летописи об изгнании из Пскова сторонников Ярослава Всеволодовича, бравших от него «придаток»: «поидите по князи своемь, нам есте не братья»13. Изгнанные псковичи, конечно, не принадлежали к беднякам, отрабатывавшим милость, полученную от князя. Перед нами скорее всего люди, вступившие в зависимость от князя, получившие от него «придаток» в виде оружия и коней; иными словами, люди, вооруженные и экипированные князем, его сторонники, ставшие опасными для псковичей, поссорившихся с Ярославом.

Нашему толкованию статьи «Русской Правды» как будто противоречит то обстоятельство, что в ней говорится о «хлебе», за который некоторые порабощали людей, получивших его в ссуду. Но слово «хлеб» имело и другой смысл, очень близкий к понятию «милость» как пожалование, в смысле временного держания, бенефиция. «Братья, вам челом бью, вам живот дати и хлеба накормити», — обращается владимирский князь Юрий Всеволодович к победившим его князьям. Здесь речь идет, конечно, не о хлебе, а о пожаловании Юрия. Победители дают ему Радилов городец в княжеский удел. С такой же фразой обращается к старшему брату и Ярослав Всеволодович: «а сам, брате, накорми мя хлебом»14.

Слово «хлеб» в ясном значении временного пожалования, кормления употребляется в переговорах Новгорода с тверскими князьями. В начале XIV в. новгородцы жаловались тверскому великому князю Михаилу Ярославичу на Федора Михайловича: «Князь великыи Андреи на вьсь Новгород дали Федору Михаиловицю город стольный Пльсков, и он ед хлеб. А како пошла рать, и он отъехал, город повьргя». Новгородцы требовали от князя дать Федору Михайловичу кормление у себя, а не за счет Новгорода: «тобе, княже, не кормити его новгородьским, хлебом, корми его у собе»15. Здесь «новгородский хлеб» выступает как новгородский удел. Федор Михайлович держал в кормлении Псков, брал с него доходы («ед хлеб») и не выполнил своих обязанностей — бежал из города, когда началась война. Поэтому нет никаких оснований настаивать на том, что в «Русской Правде» говорится обязательно о хлебе как ссуде, которую получали бедные люди. Наоборот, хлеб, дача, придаток могут быть поняты как виды феодального условного держания, объединяемого общим названием «милости». Не лишним будет здесь же отметить, что слово «год» также не обязательно обозначает годовой промежуток времени, а может быть просто обозначением срока. Слова «оже не доходят года, то ворочати ему милость» обозначают обязанность держателя вернуть полученное держание («милость», бенефиций) обратно, если держатель (милостник) уходит от своего господина раньше определенного срока. Он не обязан возвращать придаток, дачу, милость, если выполнил свое обязательство.

Предложенное понимание статьи «Русской Правды» о «милости» существенно меняет взгляд на происхождение статей о холопстве. Эти статьи обычно представляют как своего рода заботу о том, чтобы феодалы не могли порабощать свободных людей. Источники холопства в «Русской Правде» сведены к к трем случаям: 1) добровольная самопродажа свободного человека в холопство; 2) женитьба на рабе без договора; 3) принятие на себя без договора обязанностей тиуна или ключника. Но ключники и тиуны — уже не рядовые холопы, это верхушка среди княжеских слуг, державшая в своих руках княжеское хозяйство, распоряжавшаяся холопами и смердами. Вот к ним-то и относится статья «Русской Правды», ограничивающая возможность обращения их в холопство. Даже ключник, обычно холоп, не делается холопом, если заключил договор: «съ рядомь ли, то како ся будеть рядил, на том же стоить»16. Здесь мы видим ту же заботу о княжеских и боярских слугах, как и в статье о наследстве боярском и дружинном. Наследство смерда идет князю, «аже в боярех, любо в дружине, то за князя задниця не идеть»; наследство боярина или дружинника достается их дочерям17.

Таким образом, статья о «милости» вовсе не опекает бедных людей, которых голод и нужда заставили взять ссуду у богатого человека. Эта статья ставит своей задачей охранять от порабощения мелких феодалов, занявших холопские места при боярском и княжеском дворе, но стремившихся сохранить свою свободу. Подобная статья типична именно для «Русской Правды» как кодекса феодального права.

Милостники XII в. — это предшественники позднейших дворян. Они составляли один из разрядов княжеских слуг. Наши источники характеризуют их в тот момент, когда дворцовая служба уже принимала новый характер обеспечения. Место «придатка» — милостных коней и милостного оружия все более и более занимает новая форма держания — земельное пожалование, позднейшая московская «дача».

Таким образом, историю поместной системы и служилого землевладения надо начинать искать гораздо раньше, чем в XIV—XV вв. Поместная система была только частью феодальной системы. Она начала складываться на Руси уже в XII—XIII вв., когда появляются милостники.

Работа опубликована в сборнике «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия» (М., 1952, стр. 100—104). Новейшее издание Законника Стефана Душана, на который ссылается М.Н. Тихомиров (стр. 337), — «Законик царя Стефана Душана 1349—1354» (Београд, 1960).

Примечания

1. «Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов». М.—Л., 1950, стр. 632.

2. Там же, стр. 34.

3. «Летопись по Ипатскому списку». СПб., 1871, стр. 397—402 .

4. Там же, стр. 416 .

5. Там же, стр. 45 .

6. С.В. Юшков. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949, стр. 250—254.

7. «Летопись по Ипатскому списку», стр. 401 .

8. «Летопись по Ипатскому списку», стр. 401 .

9. «Правда Русская», т. I. Тексты. М.—Л., 1940, стр. 116.

10. Б.Д. Греков. Киевская Русь. М., 1949, стр. 204.

11. Н.Н. Зарубин. Слово Даниила Заточника. Л., 1932, стр. 68, 70—71.

См. раздел МИЛОСЕРДИЕ

  • Книга о благотворении и милостынях свщм. Киприан Карфагенский
  • Гомилия «О милостыне» свт. Иоанн Златоуст
  • Даяние содержит в себе божественный «кислород» преп. Паисий Святогорец
  • Как творить милостыню
  • Неправильные нищие, или запотевшая милостыня А. Ткаченко
  • Что такое милостыня и христианская милость? А.Г. Долженко
  • Милостыня игумен Борис (Долженко)
  • Учение древней Церкви о собственности и милостыне проф. В.И. Экземплярский
  • О милостыне свящ. Сергий Николаев
  • Подача милостыни – нравственная обязанность истинного христианина А.Г. Долженко

***

Ми́лостыня – 1) акт милосердия в форме подаяния нуждающемуся; 2) добрые поступки, направленные на помощь ближнему, как результат христианской любви (к Богу и ближним); 3) предмет подаяния (деньги, вещи и пр.).

Евангелие учит нас заботиться о нищих (Мф.19:21, 26:9; Мк.10:21, 14:5; Лк.14:13, 16:20, 19:8; Ин.13:29; Деян.4:34).

Для христианина благотворительность – это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу, пребывающему за пределами этого чувственного и рационально постигаемого мира. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель предназначает Богу, а не собственной персоне.

Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина – это благодарственная жертва Ему за жизнь и те блага, которые он имеет.

Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель опять же предназначает Богу. Ни о какой социальной иерархии здесь нет и речи: дающий милостыню и принимающий её равны перед Богом как два грешных человека, и каждый по-своему служит Ему.

Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и аскезой.

Подобно телу, душа и дух человека требуют сообразной себе пищи и попечения о них, а потому, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная. Помочь человеку душевно или духовно является делом не менее важным, чем милостыня вещественная.

  • Душевная милостыня выражается обычно в сочувствии, по словам Апостола: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15).
  • Под духовной милостыней понимается духовное утешение ближнего, молитва за страждущих, чтение или дарение им душеполезных книг. Старец Адриан говорил: «дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая».

***

прп. Паисий Святогорец:
«О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит.
Человеку, для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог.
Многостяжатель в конечном итоге на все свои сбережения покупает вечную муку. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего… находят под могильной плитой ключ от вечности».

свт. Иоанн Златоуст:
«Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

свт. Григорий Двоеслов:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на Небе».

свт. Димитрий Ростовский:
«Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

преп. Максим Исповедник:
«Творящий милостыню… не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждою; хотя добродетельного, за благое расположение воли его, предпочитает порочному».

свт. Григорий Нисский:
«Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного».

преп. Серафим Саровский:
«Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».

преп. Варсонофий Оптинский:
«Иная скажет: «Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню». Нет, и такая может исполнить заповедь о милости, и она может подать если не материальную, так духовную милостыню. Спросите: как же это? А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духовная милостыня».

преп. Кирилл Белозерский говорил князю Андрею Можайскому:
«…поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит».

***

См. ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДЕНЬГИ

Примеры употребления слова милостыня в литературе.

Надо сказать, что Боб уже получал небольшой барыш от продажи и, имея в своем распоряжении несколько пенсов, никогда не отказывал в милостыне маленьким нищим.

А Бианка, державшаяся более здоровых взглядов в социальных вопросах, считала, что благотворительность порочна и в правильно организованном обществе никто не должен нуждаться в милостыне.

Так, например, случалось, что бхикшу вместо чаши для милостыни употребляли череп или, подражая джайнам, появлялись на улицах совершенно обнаженными.

Когда бхикшу стали появляться на улицах с протянутыми чашами, им перестали подавать милостыню, всячески поносили и гнали с порогов.

Тут Эди, который начал входить в роль, соответствовавшую этой сцене, издал необычайный рев, представлявший собой усиление и удлинение его обычных жалобных завываний при вымаливании милостыни, и Дюстерзивель бросился на колени.

Андреа Бернальдес, историк, современный этим событиям и очень пристрастный к новому учреждению, в качестве раз-даятеля милостыни при главном инквизиторе, сообщает в своей неизданной истории католических королей, что с 1482 по 1489 год включительно в Севилье было сожжено более семисот человек и более пяти тысяч подверглось разным епитимийным наказаниям.

В районе Махаббат их собратья еще клянчили милостыню у пьяниц, запозднившихся в публичных домах гуляк и удачливых игроков, но на храмовой площади никто не шевелился.

И, развивая сравнение дальше, Джон Бидлэйк описывал небритого священника, бормочущего обедню, сопливого служку в грязном стихаре, паству из зобастых крестьянок и их отпрысков, кретина, просящего милостыню на паперти, оловянные венцы на статуях святых, сор на полу, затхлый запах, оставленный многими поколениями верующих.

Ах, мисс Веси, если б эта бедная женщина не закрыла глаза моей покойной матушке, Альфред Ивлин не выпрашивал бы милостыню у вашего отца!

По утрам нам привозила овощи зеленщица, жалкая старуха, которой ты подала бы щедрую милостыню, если б эта несчастная протянула руку за подаянием, но так как она не хотела побираться, а развозила по домам зелень, ты считала для себя делом чести торговаться с нею за каждый кочешок капусты и урезать на несколько грошей ее убогий барыш.

Вот как просим милостыню мы, знающие, как надо это делать, — гордо заявил он ламе, в удивлении глянувшему на содержимое чашки.

Ко мне бросился некто с клейкими усиками и сморщенным безносым лицом и принялся выпрашивать милостыню, пока Гормон не оттолкнул его, а через минуту еще одно существо, такое же странное, как и первое, — его кожа была покрыта люминесцирующими язвами, а конечности усеяны глазами, — приникло к моим коленям и стало именем Воли умолять меня о милостыни.

Но те, которые милостивы и милосердны, благодетельствуют нищим и убогим — эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня от смерти избавляет и тая отпущает всякий грех.

Велик день, на Седьмую субботу, на Петров день, к Успению богородицы, на Покров, на Николин день, на Рождество Христово и на Благовещенье, сытят этот мед и пьют его, сходясь по три дня в братский дом, воск отдают на свечи в церковь, а деньги, вырученные за мед, обращают на церковное строение, на слуг церковных, на госпиталь, на милостыню убогим.

Народ говорил, что скоморохи давно отошли к Опочке, и семья брела дальше по их следам, по деревням, побираясь милостыней под крестьянскими окнами.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *