Что такое плащаница?

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничные традиции

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy

У праздника Успения Богородицы есть свои традиции. По-особому готовятся к торжеству в Иерусалиме. За три дня до самого праздника по улочкам города проходит крестный ход. Он символизирует перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя для погребения из Иерусалима в Гефсиманию, к подножию Елеонской горы. Верующие вспоминают, как Святой Дух собрал апостолов из разных уголков света, чтобы ученики Христовы смогли проститься с Девой Марией.

Процессия отправляется от Малой Гефсимании. Так называется греческое подворье Успенского монастыря. Оно находится напротив храма Гроба Господня. Сам монастырь расположен за стенами Старого Иерусалима, в Гефсимании, у гробницы Богородицы. А подворье считается городским. Главная его святыня — плащаница Пресвятой Богородицы. Это резное деревянное изображение лежащей на смертном одре Пресвятой Девы. Её образ украшен драгоценной серебряной ризой.

Рано утром, ещё затемно, игумен Успенского монастыря выносит из храма на шёлковых лентах плащаницу. Вслед за ним шествует православное духовенство из самых разных стран, монахи и множество мирян. Инокини из греческих, русских, румынских монастырей выстраиваются в два ряда и возглавляют процессию. Она медленно движется по Крестному пути Спасителя к Елеонской горе. Горят свечи, звучит радостное песнопение-тропарь праздника:

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». Паломники стремятся приложиться к плащанице, многие держат в руках цветы. По традиции в букеты добавляют листья душистого базилика.

Уже на рассвете процессия входит в храм Успения Богородицы в Гефсимании. Под колокольный звон икону помещают в резную нишу у гробницы Пресвятой Богородицы. В этот момент словно обретают реальность слова праздничного гимна-стихиры:

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».

Пятого сентября, в день отдания праздника Успения, плащаница крестным ходом переносится обратно, в Малую Гефсиманию.

В России служба Погребения плащаницы Богородицы и крестный ход со святыней совершаются на следующий день после Успения. Процессия с плащаницей, как правило, обходит храм. Когда крестный ход возвращается к храму, священники поднимают плащаницу и верующие почтительно проходят под ней. Они просят заступничества и прощения у Матери Божией и получают благословение Царицы Небесной.

В Серафимо-Дивеевской обители, которую называют Четвёртым уделом Царицы Небесной, крестный ход идёт по Канавке Пресвятой Богородицы. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре процессия следует почти через всю обитель — от пещерного Успенского храма до Михайловского собора. Путь плащаницы украшают цветами. Порой на дороге будто расстилают изысканный ковёр из цветов и свежескошенной травы.

Есть традиция и многодневных крестных ходов в преддверии Успения. Так в Удмуртии двадцать шестого и двадцать седьмого августа паломники преодолевают путь от Ижевска до Свято-Успенского женского монастыря в селе Перевозное.

«Плащаница» — древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня», по-гречески — синдон, отсюда и русское «саван».

В церковно-богослужебном обиходе этим словом стали именовать изображение, которое используется в Православной церкви во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы, его несут крестным ходом и выставляют в храме для поклонения. В Древней Руси этим словом могли именовать также изображение на доске, которое в страстные дни ставили для поклонения в храм, но изображение на ткани были распространены гораздо шире.
Плащаницы были одним из главных видов церковного шитья. Обычно это полотна с вышитым изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа», символизирующем погребальную пелену, в которую было завернуто тело Спасителя после Распятия.
Иконография композиций, украшающих плащаницы, сложилась на основе евангельских текстов. Здесь изображается лежащий Спаситель, Богородица, поддерживающая Его главу, оплакивающие Христа жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия, Иоанна, а также Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримафейский, припадающие к ногам Господа. Нередко здесь изображались ангелы с рипидами или орудиями страстей, солнце и луна, апостолы, пророки, святители. Кайма плащаниц нередко украшается вышитой надписью – молитвами и песнопениями Страстной седмицы.
Церковное шитье всегда выделялось из ряда женского рукоделия. Вышивание церковных тканей именовали «иконным» шитьем». Обычно рисунок делал иконописец —знаменщик. Он «знаменовал» образец на бумаге, а с бумаги переводил на ткань. Иногда рисовал прямо на ткани. Нанесенный на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем уже вышивали шелками, золотом, серебром, жемчугом. Ткани для церковного шитья использовали самые разные — иногда простое полотно, а чаще дорогие и роскошные — бархат, шелк, камку, парчу, часто использовались привозные ткани с узорами – итальянские, персидские, турецкие.
Традиции церковного шитья пришли к нам вместе с христианством из Византии. Но уже в Древней Руси искусство лицевого шитья достигло высокого уровня. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были светлицы — особые комнаты, отведенные для женского рукоделия. Славились шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые горожанки. Вышивание было трудоемким делом, требующим кропотливой работы, поэтому его доверяли женщинам. Многие произведения лицевого шитья достигают большого размера — более 2 и даже 4 м в длину, и над одним произведением работали несколько мастериц.
В книге «Домострой» Сильвестра Медведева (XVI в.) читаем: «которая женщина или девка рукодельна, и той дела указати: рубашку делати, или убрус брати, или постав ткати, или золотное или шелковое, пяличное дело».
Согласно преданию, Сама Богородица была искусной мастерицей, так в момент Благовещения Дева Мария ткала храмовую завесу, что отражено в иконографии Благовещения, где Святая Дева изображается с пурпурной нитью в руках.
Древнерусские мастерицы настолько преуспели в искусстве церковного шитья, что их произведения были не только предметами культа, но и вызвали неподдельное эстетическое восхищение у современников. Например, знаменитый путешественник Павел Алеппский, посетивший Россию в XVII веке, так описывает крестный ход в Троице-Сергиевом монастыре: «Когда мы вышли с великим выходом, множество священников шли с тремя плащаницами: одна из них с изображением «Снятия Господа со креста», с узорами и письменами кругом,— все из крупного жемчуга, которого так много, что кажется будто это рассыпанный горох; вторая плащаница — вышитая, от превосходного цвета одежд и лиц кажется, будто это нарисовано красками; такая же и третья».
Сегодня традиции церковного шитья возрождаются, однако в век высоких технологий плащаницы изготавливают при помощи машинной вышивки, а ручным искусством «иконного шитья» владеют, увы, немногие.

Ирина Языкова

Версия для печати

Тэги: Страстная седмица Иконы Великий пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *