Что такое разговеться?

24 апреля у мусульман начинается месяц Рамадан, обязательный пост. В этом году из-за эпидемии коронавируса мечети закрыты, все предписания придётся соблюдать дома. О том, как верущие в Подмосковье проведут этот важнейший в исламском календаре месяц, рассказал «Радио 1» председатель Духовного управления мусульман Московской области, муфтий Рушан Аббясов.

«В России мусульмане соблюдают пост чаще, чем пятикратную молитву или какие-то другие предписания: Всевышний даёт отдельную награду, это то, что происходит в душе каждого человека, он делает это искренне, ради удовольствия Всевышнего. В наших сегодняшних условиях Рамадан будет уникальным, а ведь этот месяц – время коллективного общения, коллективного разговения, когда собираются общины, когда люди приходят в мечети, чтобы вместе разделить сладость первого глотка воды или финика после захода солнца. К сожалению, сегодня у нас это не произойдёт, потому что наши мечети закрыты из-за эпидемии. Мы не сможем наблюдать, кто соблюдает пост, а кто нет, потому что сегодня люди будут всё это делать дома. Мы уже обратились к нашим верующим с призывом, чтобы их дома стали мечетями, чтобы они все обряды, связанные с разговением, соблюдали, читали молитвы внутри своей семьи», – поделился с «Радио 1» муфтий.

Пост мусульмане должны соблюдать в дневное время, с рассвета до захода солнца. Верующим запрещено употреблять в пищу что-либо из еды и питья, запрещена супружеская близость. Как только солнце сядет, всё это дозволяется.

«В течение тридцати дней мусульмане соблюдают пост. Почему именно в Рамадан? Потому что в этот месяц началась передача Корана на землю, то есть первое откровение пророк Мухаммед получил именно в Рамадан. Всевышний говорит: «Кто застал этот месяц в здравии, пусть соблюдает пост»», – пояснил Рушан Аббясов.

Он добавил, что если человек болен, ему нужно принимать лекарства и придерживаться режима питания, то пост можно «перенести»: «В этом случае надо слушаться наших врачей. Если они говорят, что нужно с какой-то периодичностью соблюдать приём лекарств, и он попадает на дневное время суток, то лучше воздержаться от поста. Всевышний говорит, что если человек болен или находится в изнурительном пути, то может пропустить определённое количество дней, а потом до следующего месяца Рамадан, то есть в течение года, надо будет восполнить эти дни. Всевышний сам дал такое облегчение, и мы, конечно, не должны пренебрегать этими обычаями, наоборот – должны воспользоваться этой милостью».

Муфтий отметил, что молитвы и проповеди для верующих читают во время прямой трансляции.

«С 18 марта мы перешли на изоляцию. Наши пятничные молитвы, которые для мужчин являются обязательными, для женщин – по желанию, мы уже перенесли в онлайн-режим. В мечетях остались имамы и служители. Мы задействовали все возможные новые технологии: социальные сети, YouTube, наши сайты. Помимо этого, мы начали организовывать прямые эфиры в своих соцсетях для того, чтобы ответить на вопросы верующих, оказать духовную, а где-то даже психологическую поддержку. В условиях самоизоляции этом необходимо. В месяц Рамадан мы продолжим эту работу. Так, завтра, 24 апреля, мы будем читать проповедь в прямом эфире на всех ресурсах. Кроме того, специально в Рамадан мы подготовили познавательные уроки, будем читать Коран, проведём лекции, предусмотрено общение с верующими. Мы в прямом эфире не будем показывать разговение, это неправильно, мы сделали другое: организовали акцию «Поделиться трапезой-разговением», то есть поделиться своим ифтаром. Наши общины будут раздавать продуктовые наборы всем нуждающимся, причём не только мусульманам, но и людям других религий. Оказывать поддержу важно, особенно в Рамадан, так как пророк Мухаммед был щедрым человеком, а щедрость проявляется в этот месяц. Мы собираем милостыню: на эти средства покупаем продукты питания и привозим тем, кто в них нуждается, например люди старшего поколения, которым сегодня нельзя выходить даже в магазин. Мы будем им помогать», – сказал Рушан Аббясов.

Рамадан – девятый месяц мусульманского календаря. Исламский календарь является лунным, он короче солнечного, поэтому с каждым днём священный для верующих месяц наступает раньше на 10 или 11 дней. В 2020 году пост продлится до 23 мая, 24 мая мусульмане будут праздновать Ураза-байрам.

Муфтий Подмосковья рассказал о работе мусульманских общин в условиях самоизоляции

Духовное управление мусульман Московской области начинает цикл прямых эфиров с имамами мусульманских общин Подмосковья

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

будущ. прош. повелит.
Я разгове́юсь разгове́лся
разгове́лась
Ты разгове́ешься разгове́лся
разгове́лась
разгове́йся
Он
Она
Оно
разгове́ется разгове́лся
разгове́лась
разгове́лось
Мы разгове́емся разгове́лись разгове́емся
разгове́емтесь
Вы разгове́етесь разгове́лись разгове́йтесь
Они разгове́ются разгове́лись
Пр. действ. прош. разгове́вшийся
Деепр. прош. разгове́вшись

раз-го-ве́ть-ся

Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол несовершенного вида — разговля́ться.

Производное: говеть ➔ раз + говеть + ся (префиксально-постфиксальный).

Приставка: раз-; корень: -гов-; суффикс: -е; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. церк. у православных: по прошествии поста поесть впервые скоромной пищи ◆ Маленькая девочка, положив головёнку к матери на колени, прикрывшись полушубком, долго глядела на красные яйца, разложенные вокруг миски с творожной пасхой, представляя себе, которым яичком она разговеется, а которым с братишкой «биться станет» и других, «мно-о-го» яиц себе набьёт, — да и вздремнула. В. П. Желиховская, «В Христову ночь», 1896 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., прост., фам., шутл. разрешить себе что-либо (какое-либо лакомство), полакомиться чем-либо после длительного перерыва или лишения ◆ Под утро разошлись, разговелись и забродили пьяные по селу и вокруг колонии. А. С. Макаренко, «Педагогическая поэма», Часть 3, 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. ?
  2. ?

АнтонимыПравить

  1. ?
  2. ?

ГиперонимыПравить

  1. поесть
  2. полакомиться

ГипонимыПравить

  1. ?
  2. ?

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • глаголы: разговеть, говеться

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    у православных: по прошествии поста поесть впервые скоромной пищи

    разрешить себе что-либо (какое-либо лакомство), полакомиться чем-либо после длительного перерыва или лишения

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Разгове́ние – вкушение скоромной пищи по окончании поста.

      Праздничный стол – это возможность торжественно отметить событие и поделиться радостью с близкими людьми.

      «Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду, – говорится в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста. – Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все воспользуйтесь богатством благости!»

      ***

      Однако и разговляться следует разумно и воздержанно.

      Святитель Феофан Затворник пишет: «Пока пост, мы степенничаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешение на все, – и притом в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха». Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.

      «Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстью чревоугодия», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

      «Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, – теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда, – наставляет святитель Феофан Затворник. – И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое.

      Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига… Господь собрал нас в храмы, учил, и разумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, – и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши как должно, выводят на брань, побросают оружие и предадутся в руки врагов? – Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, – и это только что сказавши: «Не буду грешить», – и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен?!» «Поговев, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, – продолжает святитель Феофан, – христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас Святым Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падением и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их от засорения вновь невниманием, рассеяностью и небрежением».

      Таким образом, если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии дней воздержания проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии поста он продолжается и приносит нам пользу. Часто бывает, что, когда пост идет уже к концу, нам жалко с ним расставаться. А ведь и не надо расставаться, надо всегда стараться жить в таком духовном напряжении.

      «Если хочешь, христианин, чтобы тебе был пост полезен, – говорит святитель Тихон Задонский, – то постись и телесно, постись и душевно, и постись всегда».

      ***

      См. ГОВЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *