Что такое зачало?

  • Зачала ежедневных Евангельских и Апостольских чтений
  • Из Настольной книги священнослужителя
  • О ежедневном чтении Священного Писания по зачалам
  • О порядке церковных чтений Евангелия П. М. Мироносицкий
  • Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий прот. Илья Шапиро
  • Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии прот. Владимир Хулап
  • О годовом порядке церковных чтений Евангелия

***

Зача́ло (греч. περικοπή — обрубание, уменьшение, нечто отделенное со всех сторон, перико́па) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом).

Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деяния. 1:1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.

Зачало — церковное название отделов, на которые разделены церковно-богослужебные книги «Евангелие» и «Апостол» для чтения при богослужениях. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, число которых в них неодинаково: в Евангелии от Матфея — 116. от Марка — 71, от Луки — 114 и от Иоанна — 67, в Апостоле же (включающем в себе кн. Деяний св. апостолов и все послания) — один общий их счет, числом 335. Деление Евангелий и Апостола на зачала, не совпадая с делением их на главы и будучи сравнительно с последним, более дробным, расположено так, что каждое из зачал составляет нечто цельное и законченное. Все четыре Евангелия, Деяния и послания должны быть прочитаны в храме на литургиях и отчасти на утренях вообще в течение церковного года, начинающегося с праздника Пасхи. Но так как она празднуется в разное время, то порядок чтения нередко нарушается, причем в один церковный год, более продолжительный, положенных для прочтения в течение его рядовых зачал оказывается недостаточно, а в другой, более краткий, является их излишек. Все возможные отступления от назначенного церк. уставом порядка чтения при богослужениях рядовых зачал предусматриваются и указываются в Типиконе, Служебнике, Минее и Триоди. Весь круг чтения рядовых зачал Евангелий и Апостола именуется в церк. уставе «столпом». Независимо от чтения рядовых зачал, для некоторых дней церковного года положены зачала особые, как из Евангелия, так и из Апостола, соответствующие по содержанию воспоминаемым в эти дни событиям и т. п. В прежнее время существовали особые издания богослужебных Еванг. и Апост. с изложением их в последовательном порядке рядовых зачал, наз. «Апракос» (греч. άπρακος — недельный), но Апостол в таких изданиях появлялись реже Еванг. (из подобных изданий следует особенно назвать известное Остромирово Евангелие 1056—7 г., Апостол ХIII новг. Софийской библ. и два Апост. Императорской публичной библ. и др.).

См. прот. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг по отношению их к церк. уставу» и «Пособие к изучению церк. устава».

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 676. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13)
Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. № 5 (1993). Л. 12 об.— 13) , единица деления новозаветного текста, читаемого за церковным богослужением. Главная цель такого деления — вычленение небольших, но законченных в смысловом отношении отрывков, к-рые могут быть понятны вне зависимости от их контекста (это важно, поскольку предшествующие и последующие стихи читаются обычно накануне или на следующий день). Деление на З. не совпадает с делением на главы, к-рое принято в небогослужебных изданиях НЗ (в т. ч. в синодальном переводе).

Термин περικοπή использовался греч. и рим. языческими авторами по отношению к разного рода риторическим или лит. сочинениям. Применительно к библейским книгам он стал употребляться со II в. (Iust. Martyr. Dial. 65. 3; 110. 1). Деление на З. имеет аналогии с делением ВЗ на в иудейской традиции (но поскольку все известные памятники иудейской лекционарной системы поздние по происхождению (см., напр.: Вавилонский Талмуд. Мегилла 29b; подробнее см.: Perrot Ch. The Reading of the Bible in the Ancient Synagogue // Mikra / Ed. M. J. Mulder. Assen; Minneapolis, 1990. P. 137-159), не исключено, что это влияние было обратным). Фиксация текста З. окончательно происходит только в IV в. в связи с постепенным отказом от практики lectio continua (или Scriptura currens), т. е. последовательного чтения достаточно продолжительных отрывков Свящ. Писания, часто до того момента, пока чтеца не остановит предстоятель.

В этот же период для удобства изучения и частного чтения текст НЗ был поделен на главы (κεφάλαια) (напр., в Ватиканском кодексе (IV в.) в Евангелии от Матфея выделяется 170 глав, от Марка — 62, от Луки — 152, от Иоанна — 50 глав; в Александрийском кодексе (V в.) в Евангелии от Матфея — 68 глав, от Марка — 48, от Луки — 83, от Иоанна — 18 глав; деление кн. Деяний св. апостолов и Посланий было менее стабильным; в основных унциалах можно встретить 2 параллельные системы деления). Евсевий Кесарийский на основании гармонии евангельской (см. ст. Гармонизация евангельская) Аммония Александрийского разработал свою систему быстрого нахождения параллельных мест в Евангелиях, поделив их на разделы, к-рые потом были распределены по 10 канонам (т. н. таблицы канонов Евсевия, или «аммониевы главы»). Однако для церковного чтения эти деления были неудобны. По этой причине в крупных литургических центрах возникают свои системы деления НЗ на З. (подробнее см. ст. Лекционарная система). Свидетельства такого деления представлены в древних Лекционариях. В ряде унциальных рукописей встречаются пометы αρχ (ἀρχή — начало) и τελ (τέλος — окончание), указывающие границы З. (см.: Мецгер Б. М. Текстология НЗ: Пер. с англ. М., 1996).

В совр. правосл. изданиях Евангелие от Матфея делится на 116 З., от Марка — на 71, от Луки — на 114, от Иоанна — на 67 З., а Деяния св. апостолов и Послания имеют общее деление на 335 З. Порядок следования З. друг за другом в служебных Апостоле и Евангелии может отличаться от «четьих» текстов, т. к. он соответствует году церковному (см. статьи Апракос, Лекционарий). При чтении в храме каждому З. предшествует вводная фраза, уточняющая его контекст («Во время оно…»), а также показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен («Братие…»). Последовательность чтения по З. определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу таблиц-указателей; совокупность таблиц-указателей, богослужебной разметки новозаветного текста, выписанных инципитов З. и проч. называется лекционарным аппаратом. Круг чтения евангельских З. на воскресной утрене называется столпом (см.: Типикон. Гл. 54).

А. А. Ткаченко

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

наст. прош. повелит.
Я зачина́ю зачина́л
зачина́ла
Ты зачина́ешь зачина́л
зачина́ла
зачина́й
Он
Она
Оно
зачина́ет зачина́л
зачина́ла
зачина́ло
Мы зачина́ем зачина́ли
Вы зачина́ете зачина́ли зачина́йте
Они зачина́ют зачина́ли
Пр. действ. наст. зачина́ющий
Пр. действ. прош. зачина́вший
Деепр. наст. зачина́я
Деепр. прош. зачина́в, зачина́вши
Пр. страд. наст. зачина́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… зачина́ть

за-чи-на́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — зачать.

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. давать начало жизни кому-либо; зарождать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. прост. начинать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: зачатие, зачин, зачинатель, зачинательница
  • глаголы: зачать

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    АнаграммыПравить

    • заначить

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *