Чудеса корана научные

  1. Кто такие исламские ученые
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Математика
  6. Медицина
  7. Химия
  8. Исламская наука

Ислам подарил миру целую плеяду замечательных выдающихся ученых, как в сфере богословия, так и в светских науках. Особенно расцвет светской науки пришелся на период Исламского ренессанса, с восьмого по тринадцатый век, когда исламское государство Арабский халифат являлось одним из самых крупных государств в мире и стало основой для формирования огромного общемусульманского пространства, которое даже после того, как Арабский халифат прекратил свое существование, продолжало свое развитие.

Исламские ученые проявили себя во многих областях светских наук, как философия и математика, химия и медицина, астрономия и география и подарили миру такие научные достижения, которые не просто сказали новое слово в науке, но дали человечеству много ценных научных открытий, развивая знания, оставленные римлянами и египтянами, греками и многими поколениями других цивилизаций, живших до них, совершив немало настоящих прорывов в разных областях наук.

Мусульманские ученые в эпоху Исламского Ренессанса встречали со стороны правителей поддержку своей научной деятельности. Арабский халифат развивался с опорой на практическое значение достижений науки в самых разных областях медицины и математики, а также других научных сферах. Не только ученые Ислама, но и деятели искусств, писатели проявили себя в общекультурном пространстве как выдающиеся мастера в своей области. Стараниями мусульманских художников, писателей, путешественников и исследователей, ученых и изобретателей была создана уникальная культура, влияние которой распространилось на каждый земной континент. Арабский язык стал универсальным языком науки, на котором общались между собой деятели науки и искусства из самых разных уголков исламского мира.

Астрономия

Мусульманские ученые активно изучали астрономию, их открытия стали значительным вкладом в науку. В городах Халифата открывались обсерватории уже в период Средневековья и размещались во всех крупных мусульманских центрах, а возле Тебриза ученым ат-Туси была основана самая крупная на тот момент времени обсерватория в мире – Марагинская обсерватория.

О предположении того, что наша планета вращается вокруг Солнца, впервые заявили исламские ученые ибн аш-Шатир, Насир ад-Дин ат-Туси и Шараф ад-Дин ат-Туси, и именно они усовершенствовали астролябию – инструмент, с помощью которого определялось месторасположение звезд и расстояние между ними. Величина земной окружности была рассчитана мусульманскими учеными братьями Муса еще на рубеже девятого и десятого веков.

Доказательства вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца представил исламский ученый из Хорезма аль-Бируни, автор «правила Бируни» — метода, который широко применялся в науке.

Мусульманскому ученому аль-Фергани принадлежит открытие такого явления, как пятна на Солнце, его научные исследования в течение семи веков в Европе использовались как учебное пособие. Мусульманским ученым Улугбеком был составлен каталог звездного неба «Гурганский зидж» еще в начале пятнадцатого века. Он же является автором «Новых Гурагановых астрономических таблиц», которые являются таким же по важности пособием по астрономии, как «Альмагест» Клавдия Птолемея или астрономические таблицы Альфонса X.

Биология

Впечатляют достижения исламских ученых и в области биологии. Около полутора тысячи видов лекарственных растений было описано в научном труде ученого ибн аль-Байтара, который в области биологии на тот период являлся одним из основных научных источников.

География

Огромные вклад внесли ученые Ислама также в развитие мировой географии – географ Средневековья аль-Фергани дал описание в своем научном труде «Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах» семи земных климатов. Он описывает Планету Земля и подробно останавливается на описании Каспийского, Азовского и Черного морей.

В области географии проявил себя и мусульманский путешественник и ученый Мухаммад ибн Баттута, который совершил путешествие от Китая до Тимбукту и от Момбасы до Булгара, и всего преодолел в сумме расстояние боле ста двадцати тысяч километров – не каждый современный путешественник на такое решится.

Известным путешественником и первооткрывателем, который составил новую карту мира является исследователь Пири-реис, которому причисляют открытие Антарктиды, Северной и Южной Америки, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Математика

В области математики особенно проявил себя мусульманский математик Мухаммед аль-Хорезми, которому принадлежит авторство десятичной системы счёта, а также исследования в области дробей и тригонометрических функций. Мухаммед аль-Хорезми также является автором книги по алгебре «Китаб аль-Джабр валь-Мукабал», из части названия которого и произошло само слово «алгебра», а имя исламского ученого стало нарицательным и вошло в основу термина «алгоритм».

Способы засекречивания информации человечество совершенствует уже более трёх тысяч лет, и первым известным пособием по криптоанализу стал научный труд 1000-летней давности «Трактат о дешифровке криптографических сообщений» мусульманского ученого из Басры Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди.

Медицина

В области медицины мусульманские ученые достигли огромного научного прорыва: госпитали и больницы впервые были построены в Арабском халифате, и там же появились первые мединституты.

Именно ученые Ислама были первыми в области исследования глазных болезней. Первым из врачей, который описал ответный рефлекс зрачка, стал Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, и он же описал такие заболевания, как лихорадка и ветряная оспа.

Еще один мусульманский ученый, которого знают на Западе под именем Авиценны, ибн Сина открыл впервые целый ряд заразных заболеваний. Ему же принадлежит первенство в открытии анестезии, он также сделал ряд важных наблюдений в остальных областях медицины. Ибн Сина является автором научного труда «Канон врачебной науки», который как учебник использовался в мединститутах Европы.

Первый хирург, который внедрил швы с применением овечьих кишок или кетгута в постоянную практику, тоже был мусульманином – доктор Абуль-Касим аль-Захрави из Андалузии изобрел такие применяемые в медицине и сегодня инструменты как шприцы и скальпели, хирургические иглы и щипцы.

Первая хирургическая операция по онкологии также была сделана исламским ученым Али ибн Аббасом, который является автором медицинской энциклопедии «Китабуль-Маликий» — научного медицинского труда, который и сегодня не теряет своей актуальности.

Химия

Основатель химии Джабир ибн Хаян, известный в Европе под именем Гебер, живший в 8 веке, первым описал различные химические операции: перегонку, кристализацию, возгонку, растворение и прочее, а также ряд химических препаратов: щелочь, нашатырь, квасцы, купорос и множество других. В своих работах ученый изложил способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты и свинцовых белил. Он в первые дал научное объяснение окисления, что дало мощный толчек в развитии литейного дела.

Ар-Рази в труде «Книга тайн» ученый поделил химическую практику на три раздела, он в первые в мире осуществил кальцинацию металлов и именно ему принадлежит заслуга классификации всех известных тогда веществ.

Исламская наука

Исламские труды мусульманских ученых

Бесспорным авторитетом во всем мире пользуются исламские ученые богословы, среди которых не только основатели мазхабов, но и ведущие хадисоведы, жившие и занимавшиеся научной деятельностью на всем протяжении истории Ислама.

Одним из самых ярких представителей исламской религиозной науки является Имам Абу Ханифа, который был одним из праведных и достойных исламских богословов. Имам Абу Ханифа является основателем одной из основных школ мусульманского права, которая была названа его именем – ханафитского мазхаба.

Основателем еще одной правовой школы Ислама является Имам Аш-Шафии, именем которого назван шафиитский мазхаб. Имам Мухаммад аш-Шафии был известным исламским богословом, выдающимся представителем религиозной науки в области хадисоведения, который внес огромный вклад в формирование мусульманского права, сделал многое для религиозно-правовой методологии Ислама. Он является автором книги ар-Рисаля, которая была написана в конце его жизни – этот факт дает право называть Имама аш-Шафии отцом юриспруденции Ислама.

Еще одним выдающимся исламским ученым богословом является Имам Малик. Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи – один из выдающихся ученых богословов Ислама, который является основателем маликитской правовой школы. Имам Малик был выдающимся факихом и мухаддисом, его авторству принадлежат такие основополагающие мусульманские научные религиозные работы, посвященные мировоззренческим мировым проблемам, как «Китаб аль-Муватта», «Тафсиру Гариб аль-Коран», «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр» и другие. Имам Малик посвятил свою научную деятельность в области хадисоведения классификации хадисов и установления надежности передатчиков хадисов. Его научная работа «Китаб аль-Муватта» — результат предпринятой им попытки систематизации хадисов Пророка Мухаммада ﷺ.

Среди самых авторитетных исламских ученых хадисоведов называют имя Имама ан-Насаи. Полное имя имама — Абу Абдуррахмун Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи. Он вошел в историю религиозной исламской науки как один из выдающихся знатоков хадисов Посланника Всевышнего ﷺ. Авторству этого человека принадлежит шесть самых известных сборников хадисов, которые до сих пор считаются одними из самых авторитетных в Исламе. Это такие научные работы, как «Ас-Сунан аль-Кубра», «Сунан ан-Насаи», а также книга «Ад-Дуафа уаль-матрукун», в который вошли имена тех передатчиков хадисов, которые считают слабыми и недостоверными.

Одним из исламских великих ученых, посвятивших свою деятельность изучению шариатских наук, является Имам Ат-Тирмизи, который вошел в историю исламской науки как автор целого ряда научных трудов в разных направлениях исламской религиозной науки. Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи был исламским правоведом и ученым-богословом. Он является автором терминов «гариб» и «хасан», что означают слабые и недостоверные и хорошие хадисы. Имам ат-Тирмизи является автором сборника хадисов «Сунан ат-Тирмизи», который в исламской науке считают одним из самых авторитетных собраний хадисов – в нем содержится около четырёх тысяч хадисов, систематизированных по главам и разделенных на категории «сахих» или «достоверные», «хасан» или «хорошие» и «даиф» или «слабые».

Имама Абу-Дауда называют ученым хадисоведом, который достиг уровня иджтихада в Исламе. Его научный труд «Сунан» включен в шесть самых достоверных сборников хадисов, которые признаны таковыми учеными исламоведами. После сборников хадисов Муслима и Бухари «Сунан» имама Абу Дауда занимает третье место по важности для всей исламской религиозной науки.

Имам Муслим или Асакир-ад-дин Абу-ль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури являлся правоведом, хадисоведом и богословом, ученым Ислама, учеником имама аль-Бухари, который стал автором одного из наиболее авторитетных в религии Ислама большого сборника хадисов под названием «Сахих Муслим». Всего имам Муслим написал около двадцати научных богословских трудов, посвященных хадисоведению, изучению передатчиков хадисов и их классификации.

Учителем имама Муслима был известный и уважаемый в Исламе имам аль-Бухари, который является автором «Аль-Джами ас-Сахих»– высоко авторитетного канонического сборника хадисов. Полное им выдающегося исламского ученого богослова — Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари.

В ряду великих ученых Ислама в области хадисоведении и других отраслей религиозной науки обязательно важно упомянуть и Имама Ахмада ибн Ханбала, который является основателем ханбалитской религиозной правовой школы, а ханбалитский мазхаб является одним из четырех основных правовых религиозных школ Ислама.

В противовес другим существующим религиям Ислам, начиная с самого раннего своего развития и по нынешние годы, поощряет мусульман стремиться к знаниям, постигать их и заниматься науками, возводя ученых Ислама в любой области знаний в ранг элиты.

В Исламе религия и наука имеют изначально один источник – Всевышний Аллах дает миру знания о всех областях жизни, наставляя на путь истинный в изучении окружающего мира. Наука и религия в Исламе идут вместе, не опровергая друг друга, и с каждым научным открытием истинность исламской веры только подтверждается. Священная Книга Коран содержит в себе сведения, подтверждающие все те научные знания, которые человечество сумело получить за всю историю своего существования и они явились частью чудес Корана, Божественной Книги, руководству для людей разумеющих.

Когда Аллах создал человека и назначил его своим на земле наместником, человеку было велено, чтобы он поклонялся одному Аллаху. Человек был наделен разумом, получил способность отличать зло от добра, ложь от истины, бесполезное от полезного. Аллах направлял к людям на всем протяжении человеческой истории своих посланников и пророков, которым было предписано поделиться с людьми божественной мудростью и знанием, чтобы избавить людей от блуждания во тьме невежества. Божественное Откровение должно было направить людей по истинному пути, и когда какой-либо невежда говорит, что ислам и наука несовместимы, то ему можно ответить, что ислам и знания являются неразделимой частью друг друга, и на это указывает множество фактов: и аяты Священного Корана, и история развития исламской цивилизации от которой произошло множество наук.

Аллах повелел человеку обустраивать свою жизнь на земле, приобретать знания и всегда помнить о той милости, которую оказал ему Творец, ниспослав те блага, которыми пользуется человек на протяжении своей жизни. В самых первых исламских аятах, которые были ниспосланы Аллахом через своего Посланника Пророка Мухаммада ﷺ, говорится: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. … Читай, ведь твой Господь – щедрейший. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (сура Аль-Алак (Сгусток крови)).

Божественное откровение в Исламе побуждает человека к изучению наук. Люди, откликнувшись на призыв Всевышнего, принялись за изучение Корана, стремясь приобрести знания. Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ вменил в обязанность каждого мусульманина и мусульманки приобретать знания. Это было еще эпоху становления ислама и в последующую «Эпоху праведных халифов», и вся дальнейшая цивилизация и культура Ислама строилась на этом благодатном фундаменте.

Развитие научных знаний при Омейядах и Аббасидах

Большой прорыв в исламской науке и культуре был сделан во время правления династии Омейядов, а также во времена династии Аббасидов, эти два периода охватывали промежуток времени с восьмого по четырнадцатый век. История человечества не знала более серьезного прорыва в культурной, научной, интеллектуальной областях, как тот, что был сделан исламской цивилизацией в те века.

Эпоха Возрождения начала развиваться, опираясь на тот фундамент, что был создан в этот период. Многие народы получили тогда мощный импульс для своего всестороннего активного развития. И в наши дни ученые многих стран и народов черпают свою мудрость и знания из того неиссякаемого источника, что представляет собой наследие мусульман в самых разных областях науки, в том числе и шариатских или коранических науках. Это и труды выдающихся мусульманских муфассиров или комментаторов Корана, мухаддисов или хадисоведов, факихов или правоведов. Среди них есть выдающиеся имена, те люди, которых называют родоначальниками прикладных наук и точных дисциплин, и которые внесли огромный вклад в развитие науки не только в мусульманских странах, а в человеческом сообществе. На их примере видно, что все их достижения в любой из научных или культурных областей объясняются их искренней и преданной верой во Всевышнего, в Судный день, их чистой любовью к своему Господу, к Исламу, а также их неукоснительным следованием Сунне и Корану, ведь именно Коран и Сунна побуждают верующих мусульман не просто проявлять интерес к научным достижениям и культуре других народов, но и проявлять к ним терпимость, питать уважение к их научным достижениям, стремиться к получению знаний и перениманию полезного опыта.

Коран и Сунна всегда предписывали верующим мусульманам учиться, приобретать знания, стремиться к этому, а обучение различным наукам всегда считалось в Исламе обязанностью каждого мусульманина. Для мусульманина всегда было страстью приобретать и читать книги, и обладать книгой в мусульманском обществе всегда было показателем образованности и высокого общественного положения. Послы от исламского халифата разъезжались по всему миру, снаряженные большими денежными суммами в золотых и серебряных монетах, и стремились закупить самые ценные экземпляры литературных и научных сочинений. Особенно высок был интерес мусульман к таким дисциплинам, как математика и астрономия, математическая география и геодезия.

Мусульмане в те века относились к книгам как музейным экспонатам, книги переводились и тщательно изучались. Самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми профессиями в халифате были такие, как переводчики, переплетчики и переписчики. Мусульманство каждый перевод иностранных книг ценило на вес золота, а наиболее крупных городах даже существовали специальные ведомства по переводам. В Халифате строились и открывались библиотеки.

Когда к власти пришла династия Омейядов, одним из первых указов новой власти был указ построить бумажную фабрику. В развитие культуры и науки вкладывал огромные средства сам лично омейядский принц Халид ибн Язид, его считают первым меценатом Ислама эпохи Средневековья. Он славился тем, что делал щедрые заказы на переводы трудов по научным исследованиям.

Если сравнивать Азию с Европой того времени, то в европейском обществе писать и читать могли в те времена лишь немногие из числа духовенства. В то же самое время на Востоке при каждой мечети, которых в ту пору уже было множество, обязательно действовала школа или медресе, где изучался Коран, а также преподавались самые разные науки Ислама.

Возможно вам будет интересно прочитать и увидеть видео об истории развития медресе в исламском мире.

При больших мечетях функционировали целые академии и университеты, и в таких учебных заведениях между собой состязались самые талантливые: они соревновались в искусстве вести диспуты с коллегами, излагать свои знания. Многие ученые, окончившие университеты и академии, приступали со временем к своим собственным научным изысканиям, делали свои публикации. «Каталог знаний» книгоиздателя Ибн-Надима в десяти томах был издан уже в 1000 году. В издании были собраны все произведения, которые на тот год уже были доступны читателю на арабском языке.

Ислам подарил миру систему арабских цифр: она пришла в мир тогда, когда мусульмане начали распространять по миру Ислам, а территория халифата стала расширяться. Более простая система счисления устранила ненужные сложности, позволила осуществить переход к письменному счету, а когда с подачи мусульманских ученых был введен ноль как символ пустого места, возможности математики расширились многократно.

Новый метод проник в страны Ближнего Востока уже в середине седьмого века, а через столетие был осуществлен перевод индийского учебника по арифметике, и тогда новый метод счисления получил еще более широкое распространение. Одним из выдающихся исследователей того времени был Мухаммад аль-Хорезми, который и обработал этот научный перевод, а затем занялся тем, что не только развил десятичную систему счисления, но и к основным четырем арифметическим действиям написал введение. Он написал введение также к исчислению дробей, им был дополнен сборник задач под названием «Исчисление и противопоставление» или «аль-джабру валь-мукъабаля». Этот труд попал в Европу только через несколько столетий. Первое слово из названия этого сборника исказили при переводе, и человечество получило всем известное сегодня слово «алгебра». Также он своим именем дал название общеизвестному сегодня термину «алгоритм» — это также искаженное звучание его имени: под словом «алгоритм» в то время понималось искусство исчисления с помощью десятичной системы. Вместе с новым методом счета в Европу с Ближнего Востока пришли и новые цифры. Но не так-то быстро прижилась новая система в Европе: европейцы привыкали к арабским цифрам еще семь веков, и ученики по алгебре выглядели, примерно, как словари: на одной стороне листа печатали арабские цифры, а на другой – привычные римские. В России дело обстояло еще хуже: в семнадцатом веке в России все еще цифры обозначались с помощью букв. Российская наука получила более-менее активное развитие только в результате европеизации, а европейская наука свои знания и умения переняла как раз у мусульманского мира.

Человечество обязано мусульманским ученым не только появлением алгебры, но и приведением ее в систему, а также тем, что алгебра получила в дальнейшем развитие в научных трудах и в быту. На основе научных достижений в области алгебры стали возможным научные исследования и открытия в области астрономии и физики.

Джабир ибн Хайян по праву является отцом и основателем химии. (с арабского «ал кимия» — черный или чернозем) Посмотрите видео о развитии химии в исламской цивилизации.

Астрономия и физика

Из мира Ислама немало выходцев, которых можно назвать учеными универсальной эрудиции. К таким ученым относится аль-Кинди, математик, астроном и физик, живший в девятом веке. Помимо перечисленных наук, он также занимался медициной, философией и был естествоиспытателем. Свои познания он обобщил и изложил в двухстах томах. На основе его научных изысканий, а также на основе его переводов трудов ученого Птолемея, позже аль-Баттани выявил некоторые ошибки, многие из концепций египетского ученого опроверг, углубил познания о том, какое место занимает Земля во Вселенной. Среди его значительных открытий – определение пути движения Солнца, расчет отклонения от оси земной орбиты.

Переводы его научных исследований пришли в Европу только спустя шесть веков, и он стал очень известным под искаженным именем Альбаттаней, стал настоящим научным светилом для ученых эпохи Возрождения. Исследования знаменитых ученых Средневековья основывались на научных исследованиях другого мусульманского ученого Хасан ибн аль-Хайсам. Он получил в Европе известность как Альхазен, и именно на его работах учились такие известные ученые, как Ньютон, Бэкон, Леонардо да Винчи, Коперник и Галилей. Научные открытия касательно излучения телами собственного света и того, что свет тоже имеет свою скорость, принадлежат именно ему.

Немало научных открытий в области географии также принадлежит мусульманским ученым: именно Ислам подарил миру лучших географов в истории. К путешествиям призывала исламская религия. Еще в восьмом веке известнейший исламский имам аш-Шафии призвал: «Покидайте родные края в поисках высочайших ступеней и путешествуйте!» и назвал пять полезных вещей, которые есть в путешествии: путешествие избавляет от беспокойства, в путешествии приобретаешь имущество, приобретаешь знания, этику и славных друзей.

Уже в девятом веке был издан первый трактат по географии аль-Хорезми, который назывался «Книга картины земли» — это первый на арабском языке труд по географии. На дальнейшее развитие географической науки он повлиял очень весомым образом. Атлас, состоящий из семьдесят одной карты, был составлен в начале двенадцатого века мусульманским географом аль-Идриси. Он же написал первый в мире учебник географии. Именно мусульманские ученые создали глобус позже, в тринадцатом веке. Наиболее известным мусульманским географом был Ибн Баттута, который путешествовал почти через весь земной шар – проехал всю Малую Азию, Персию и Месопотамию, Индию и Цейлон, Китай и Бенгалию, Северную Африку и Египет, Испанию и Восточную и Западную Африку. И только в глубь Европы он отказался ехать, поскольку считал ее «страной мрака».

Путешествие Васко да Гамы учебники истории называют временем, когда был открыт Мыс Доброй Надежды. Но правда в том, что хозяевами тех самым берегов задолго до того года были мусульмане: они знали о существовании тех земель минимум за четыре столетия до этого путешествия. В этих морях уже не первый год плавали корабли мусульман: как с торговыми целями, так и с целью распространения мусульманской веры.

Ислам и наука врачевания или медицина были настолько тесно взаимосвязаны на всем протяжении мусульманской истории, что уже до наступления девятого века мусульманские ученые-медики добивались в медицинской науке значительных результатов. Искусство врачевания достигло во времена мусульманского Средневековья настоящего расцвета, и на достижения мусульманских медиков равнялся весь мир в последующие полторы тысячи лет.

Самая большая медицинская энциклопедия была написана мусульманским ученым ар-Рази, который в Европе стал известен под именем Разес. Взяв за основу сведения, почерпнутые из Священной Книги Аллаха Корана, а также из Сунны, учитывая результаты наблюдений в ходе своей врачебной практики, которая продолжалась несколько десятилетий в крупнейшей больнице, он описал течение эпидемических заболеваний, ими были разработаны эффективные методики лечения оспы, а также таких болезней, как корь, желчекаменная болезнь, ревматизм и цистит. Его авторству принадлежит также справочник под названием «Книга для тех, у кого нет врача поблизости». В то же самое время в Европе и в России еще не было даже такого профессионального сословия, как врачи, как это было в Исламе, и врачеванием занимались в большинстве случаев цирюльники. В медицинской академии в Париже установлена статуя в память Ар-Рази, величайшего ученого медика с мировым именем. Неслучайно рядом с ним установлен памятник еще одному ученому-мусульманину, который вписал свое имя в историю мировой медицины золотыми буками. Это Абу Али Хусейн ибн Сина, которого знает Европа и весь мир как Авиценну. Этот автор «Канона врачебной науки», по которому пять столетий, плоть до девятнадцатого века, учились все студенты всех медицинских учебных заведений мира, не нуждается в представлении не только как ученый Ислама, но и как ученый с мировым авторитетом.

Распространение Ислама и призыв мусульман к Истине, обращенный к народам мира, позволили первым мусульманским ученым достичь в науке и культуре величайших высот, став во многом основоположниками современной науки, что может стать лучшей иллюстрацией того, как связаны между собой религия ислама и наука. Исламский халифат долгие годы и даже сотни лет являлся настоящим центром духовной жизни и цивилизации, Ислам распространял свое влияние не только на Азию, но и на Европу, и на Африку. Основанные на Священной Книге Коран и Сунне научные знания мусульман уже тогда были на таком уровне, который мы считаем сегодня мировым.

1. Происхождение жизни из воды

«Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (Сура «Ан-Нур», аят 45).

Сегодня любой школьник знает, что вода – источник жизни и живые организмы впервые возникли в водной среде. Организм состоит из клеток, а основа клетки – вода. К примеру, вода составляет 80 процентов цитоплазмы. Но об этом науке стало известно лишь с изобретением микроскопа.

2. Уникальность отпечатков пальцев

«Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей? Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев». (Сура «Аль-Кийама», аяты 3 – 4).

Рисунок на поверхности кожи кончиков пальцев человека уникален и никогда не повторяется. Даже у близнецов с одинаковой структурой ДНК отпечатки пальцев отличаются. Информация, зашифрованная на кончиках пальцев, позволяет идентифицировать человека. Эту важную особенность строения пальца ученые выяснили лишь в конце XIX века.

3. Происхождение нефти

В 87-й суре Корана «Аль-Аля» («Высочайший») говорится: «Который взрастил пастбища, а потом превратил их в темный сор» (аяты 4 – 5). В толковании Нугмани: «…сделал желтой прошлогодней высохшей травой».

Нефть образуется в результате разложения останков растений и животных под воздействием микроорганизмов и химических веществ. В Коране упомянуты три условия возникновения нефти: это растительность («пастбища»), превращение этой растительности в прошлогоднюю траву («сор»), а также обретение этой массы в вещество темного цвета («темный сор»). Это и есть три этапа образования нефти.

4. Моря, которые не смешиваются

«Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. Между ними существует преграда, которую они не могут преступить». (Сура «Ар-Рахман», аяты 19 – 20).

В 1962 году океанологи открыли удивительное явление – в проливе Баб-Эль-Мандеб, месте соединения Аденского залива и Красного моря, они увидели четкую границу между водами Красного моря и Индийского океана. Эти два водоема встречаются и текут рядом, однако никогда не смешиваются. Позже такое же явление было обнаружено на Средиземном море, воды которого не смешиваются с водами Атлантического океана.

Воды этих морей соприкасаются, но не смешиваются и сохраняют свои свойства, и так продолжается в течение многих тысячелетий.

Причину этого природного феномена ученые смогли узнать лишь в последней четверти XX века. Воды соседних морей не смешиваются из-за воздействия на них физической силы, вызванной разной плотностью воды. Эту силу ученые назвали «поверхностным натяжением».

5. Движение гор и континентов

«И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение, словно облака. Таково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве». (Сура «Ан-Намль», аят 88).

В начале XX века немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу, что изначально на поверхности планеты был один большой материк – «Пангея». 180 млн лет назад она разделилась на две части – Гондвану и Лавразию. Затем в разные периоды эти два древних материка раскололись еще на несколько частей. Из Гондваны образовались нынешние материки Африка, Австралия, Антарктида и Индия. Лавразия превратилась в Европу, Северную Америку и Азию.

Исследования показали, что движение этих материков все еще продолжается. Земная мантия, которая расположена под земной корой, образует несколько плит, и они двигаются со скоростью 1 – 5 см в год. В заключении ученых об этом явлении для обозначения движения гор использован термин continental drift, то есть «континентальное плавание». В Коране говорится, что горы «придут в движение, словно облака». Таким образом, ученые описали это явление теми же словами, как это было сделано в Коране 14 веков назад.

Старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин Российского исламского института Рустам Иззетов напоминает еще один аят, связанный с геологическими особенностями Земли. «В Книге Аллаха говорится: «Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем”. (Сура «Аль-Анбийа», аят 31). В этом аяте речь идет о землетрясениях».

6. Черная дыра

«Обещанное вам непременно сбудется. Когда погаснут звезды, когда расколется небо». (Сура «Аль-Мурсалят», аяты 7, 8, 9).

В Коране также сообщается о месте умерших звезд. «Откуда ты мог знать, что такое ночной путник? Это – звезда, пронизывающая небеса своим светом». (Сура «Ат-Тарик», аяты 2 – 3).

В XX веке ученые обнаружили в космосе так называемые черные дыры (black hole) – места с невероятно большой гравитационной силой. Они выяснили, что черная дыра образуется после того, как угасает звезда и на ее месте начинается обратный процесс – появляется большая сила, «всасывающая» в себя все вокруг, в том числе и фотоны – частички света. Поэтому черную дыру невозможно разглядеть даже в самые мощные телескопы.

Естественно, арабы в VII веке никак не могли знать о существовании черных дыр в космосе.

7. Низведение железа из космоса

«Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию». (Сура «Аль-Хадид», аят 25).

Железо составляет 5 процентов земной коры. При этом считается, что данный химический элемент имеет неземное происхождение. Мало того, ученые выяснили, что все железо на земле было синтезировано в недрах космоса, вне пределов Солнечной системы. Температуры Солнца недостаточно, чтобы образовалось железо, это могло произойти только в сверхновой звезде, имеющей температуру сотни миллионов градусов.

В 25-м аяте суры «Аль-Хадид» («Железо») говорится, что железо «ниспослано», значит, оно отдано человеку для пользования. Ученые считают, что значительная часть железа в земной коре попала в нее в результате падения на поверхность планеты большого количества комет.

8. Всякая вещь в мире имеет свою пару

«Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают». («Сура «Йа Син», аят 36).

В 1930 году один из основателей квантовой механики английский физик Поль Дирак высказал теорию о существовании античастиц. Позже эта теория была доказана в результате экспериментов и получила название «Аннигиляция и рождение пар». Ученые пришли к заключению, что для каждой элементарной частицы существует его пара – античастица.

В Коране говорится, что Всевышний все на земле сотворил парами: животных и растений («что растит земля»), людей и все остальное «то, чего они не знают»). Этот факт был доказан учеными только в XX веке.

Удивительно, что свои пары в природе имеют даже растения. Разделение полов существует, например, у таких растений, как облепиха, тополь, спаржа, фисташковое дерево. Эти растения имеют «мужские» и «женские» особи, и для размножения им нужно наличие особей обоих полов.

О создании вещей парами сообщается также и в суре «Гром». «Он – Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Сура «Гром», аять 3).

9. Особенности материнского молока

«Матери кормят своих детей два полных года; это – для тех, кто хочет завершить кормление ради пользы ребенка». (Сура «Бакара», аят 233).

Сегодня наукой доказано, что в составе грудного молока содержатся все микроэлементы и вещества, необходимые для роста и развития ребенка в первые годы его жизни. Даже в век научных открытий и высоких технологий человечеству не удалось разработать искусственные молочные смеси, полностью повторяющие состав материнского молока и столь идеально соответствующие потребностям ребенка. Исследования показали, что в течение первых недель кормления новорожденный с материнским молоком получает вещества, формирующие его иммунитет к болезням.

В XX веке педиатры выяснили, что для здоровья и полноценного интеллектуального развития ребенка оптимальным сроком грудного вскармливания считаются два года.

10. Создание человека из глины

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (Сура «Сад», аяты 71 – 72).

В то же время известно, что эти же неорганические химические элементы в большом количестве содержатся и в почве.

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной…» (Сура «Ар-Рахман», аят 14).

«Лучшие керамические изделия изготовлены из глины. Если бы не было ила, песка и глины, не родилась бы и электроника. Это хороший катализатор. Глина имеет бесчисленное количество свойств», – пояснил преподаватель Российского исламского института Рустем Иззетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *