ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация
1А
Тема урока
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
Используемая образовательная технология
Технология подводящего диалога
Тип урока
Комбинированный
Цели учителя
1. Обучающая: организовать учебную деятельность учащихся
-
по ознакомлению с произведениями Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка», с краткой биографией автора;
-
по обучению правильному, выразительному чтению;
-
по развитию умения анализировать текст, составлять план.
2. Воспитательная деятельность: создать условия для развития у детей устойчивого положительного отношения к процессу познания нового, к соблюдению правил взаимодействия в процессе работы; воспитывать милосердие, сострадание, бережное отношение к живому:
3. Развивающая деятельность: способствовать развитию у учащихся умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора; оценивать результаты своих действий, определять соответствие результата деятельности поставленным целям, работать в парах; развивать речь учащихся.
Цели учебной деятельности (цели ученика)
Познакомиться с произведениями Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка», с краткой биографией автора.
Учиться правильно, выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста.
Средства контроля достижения целей учебной деятельности
Вопросы: С какими произведениями познакомились на уроке? Чему учат нас эти произведения? Что бы вы посоветовали мальчикам из первого рассказа? За что бы похвалили мальчика из второго рассказа? Кто автор этих произведений? Что о нём узнали? Задание: оцените свою работу на уроке.
Словарная работа
Шалун – проказник. Забава – развлечение. Разумная – обладающая разумом.
Находка – 1. Найденная вещь. 2. Перен. О том, что (кто) очень подходит для чего–нибудь, удачно найдено. Черепок – обломок разбитого керамического изделия.
Задачи урока
Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний, создать положительный настрой на учение.
Организовать актуализацию знаний учащихся: значение книги и чтения в нашей жизни.
Организовать формулирование темы и целей урока.
Организовать знакомство учащихся с новыми произведениями, с краткой биографией автора.
Организовать деятельность учащихся, направленную на выработку умения правильно, выразительно читать, анализировать текст, составлять план.
Организовать контроль результата практической деятельности учащихся.
Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Оборудование
презентация, карточки с заданиями для работы в парах, аудиозапись песни, учебник
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. — Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнёмся гостям и друг другу. — Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.
Я солнечный зайчик.
Мне надо немножко –
Лишь только бы солнышко было в окошке.
Ведь это чудесно, подумайте сами.
Когда у вас целое солнце в ладошке!
— Пошлите своего солнечного зайчика тому, кому хотите.
— Какое настроение создаёт это стихотворение? (радостное) Давайте с таким хорошим настроением начнём наш урок.
Учащиеся слушают учителя и настраиваются на работу на уроке.
положительный настрой на учение
2. Актуализация знаний
— Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (книга) — Ребята, почему тот, кто читает книги, становится умнее? – Кто из вас любит читать? Почему вы любите читать?
Дети отгадывают загадку, рассуждают.
личностное отношение к материалу урока
Умение рассуждать
3. Формулирование темы и целей урока.
— Ребята, как вы думаете, когда ваши прапрабабушки, прапрадедушки были детьми, они читали книги? — Какие книги они читали? Как их можно назвать одним словом, ведь это было очень давно, в старину? (старинные) – На страницах нашего учебника встречается рубрика «Из старинных книг». Найдите в начале учебника эту рубрику. Кто автор этих произведений? (К.Д. Ушинский) Что о нём помните?
— Найдите следующие странички «Из старинных книг». Кто автор этих произведений? (Д.И. Тихомиров) Как они называются? («Мальчики и лягушки», «Находка»)
Размышляют над вопросами.
Ориентируются в материале учебника.
К.Д. Ушинский – писатель и педагог. Он написал для детей учебники «Родное слово» и «Детский мир».
умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения
— Какая тема нашего урока? С какими произведениями сегодня будем знакомиться? — Как будем работать с этими произведениями? (будем читать, рассуждать, выяснять, чему они нас учат)
Формулируют тему урока:
«Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»».
Ставят цели урока: познакомимся с новыми произведениями, будем учиться их выразительно читать, подумаем, чему они учат, узнаем об авторе.
опыт постановки целей учебной деятельности
4. Проверка домашнего задания.
— Сначала давайте проверим домашнее задание: расскажите наизусть стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу». Ребята, слушайте внимательно и оцените выступления своих одноклассников, как они рассказывают: громко или тихо, с запинками – без запинок, выразительно – не очень, понравилось или не понравилось. (Заслушиваются 3-4 человека.)
Рассказывают стихотворение наизусть, оценивают выступления одноклассников по критериям.
умение слушать собеседника
умение оценивать других на основе критерия
5. Работа по теме урока.
1. Рассказ о Д.И. Тихомирове.
Тихомиров (Дмитрий Иванович) — известный педагог. Родился в Костромской губернии в семье священника. Образование получил в военно-учительской семинарии.
Вместе с женой Дмитрий Иванович издал «Букварь», в который входят произведения «Мальчики и лягушки» и «Находка».
Букварь Тихомирова был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан обучались грамоте и счету, учились понимать красоту и богатство родного языка, знакомились с главными праздниками.
2. Работа над 1-ым рассказом.
— Ребята, весной, когда всё в природе оживает, можно на пруду услышать, как во весь голос дружно квакают лягушки. Слышали? Что вам хотелось тогда сделать?
— Как думаете, о чём пойдёт речь в рассказе Д.И. Тихомирова «Мальчики и лягушки»?
— Давайте проверим наши предположения.
Учитель читает рассказ и задаёт вопросы по ходу чтения.
После 1-ого абзаца:
— Как думаете, что сделают дети?
После 3-его абзаца:
— Как думаете, что могла сказать лягушка?
— Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение?
Чтение учениками рассказа по «цепочке», анализ прочитанного. Словарная работа по ходу чтения.
— Ребята, почему мальчики стали бросать камнями в лягушек? (ради забавы, им было весело)
— Это хорошая забава? (плохая, злая)
— Какой приём использовал автор, чтобы показать всем, что это плохая забава? (лягушка заговорила)
— Что сказала лягушка мальчикам? Прочитайте.
С какой интонацией надо читать эти слова? (строго, требовательно) Читают 3 – 4 человека.
— Как вы думаете, мальчики делали бы так, если перед ними был бы, например, волк? Почему?
— Какими словами заканчивается рассказ? Как их надо читать? (после каждого короткого предложения нужно делать паузу)
Выразительное чтение последнего абзаца или всего рассказа.
Слушают рассказ о Д.И. Тихомирове.
Ответы детей: хотелось подойти поближе, разглядеть лягушек, послушать, как они квакают.
Дети высказывают предположения.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Шалун – проказник.
Забава – развлечение.
Разумная – обладающая разумом.
умение слушать собеседника
развитие интереса к материалу урока через обращение к личному опыту учащихся
умение слышать и слушать собеседника
личностное отношение к материалу урока
умение прогнозировать
умение рассуждать, строить речевые высказывания,
Физкультминутка.
— Делу время, а отдохнуть надо.
На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровье в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт-привет!
Выполняют упражнения.
положительный эмоциональный настрой
6. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра «Угадай!»
— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы назовите его детёныша
Лошадь — жеребёнок
Корова — телёнок
Кошка — котёнок
Свинья — поросёнок
Коза — козлёнок
Овца — ягнёнок
Собака – щенок
2. Работа над 2-ым рассказом.
— Щенок будет героем следующего рассказа. — Как называется рассказ? («Находка»)
— Что такое находка?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 51. Что на ней изображено?
— Предположите, о чём пойдёт речь в рассказе?
Первичное чтение учителем с вопросом по ходу чтения (или заранее подготовленными учениками)
После 3-его абзаца:
— Как думаете, как поступит автор?
После всего рассказа:
— Оправдались ли наши предположения?
Повторное чтение учениками по частям, составление плана. Словарная работа по ходу чтения.
После 1 и 2 абзацев:
— От чьего имени ведётся рассказ? (от имени автора)
— Что с ним однажды произошло?
— Каким был щенок? Прочитайте, как говорит о нём автор?
— Какие чувства у вас возникли? Вам жалко щенка?
— Как же щенок там оказался? Как вы оцениваете такой поступок?
— Как озаглавим эту часть?
После 3 абзаца:
— Как поступил мальчик? О чем говорит его поступок?
— Трудно было кормить щенка? Кто помог накормить малыша?
— Какое слово вам было непонятно?
— Как озаглавим эту часть?
После 4 абзаца:
— Чем закончился рассказ?
— Как озаглавим эту часть?
— Как вы думаете, какой стала собака? Благодаря кому?
— Какой же важный поступок совершил мальчик?
Это выбор каждого человека, как поступить в той или иной ситуации: пройти мимо, не брать на себя лишние заботы и проблемы или всё-таки не быть равнодушным и прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
— Как бы вы поступили на месте мальчика?
3. Работа с пословицами (в парах).
— Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте пословицы, объясните друг другу, как вы их понимаете, и выберите те, которые подходят к прочитанным нами произведениям: 1-ый ряд к рассказу «Мальчики и лягушки»; 2-ой ряд к рассказу «Находка».
Находка — 1. Найденная вещь. 2. Перен. О том, что (кто) очень подходит для чего-нибудь, удачно найдено (найден).
Дети рассматривают иллюстрацию и высказывают предположения.
Читают текст, отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.
Черепок – обломок разбитого керамического изделия.
План.
1. Находка
2. Забота
3. Благодарность
положительный эмоциональный настрой
умение слышать и слушать собеседника
личностное отношение к материалу урока
умение прогнозировать
умение рассуждать, строить речевые высказывания,
умение работать в парах
7. Подведение итогов.
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? — Кто автор этих произведений? Что о нём узнали?
— Чему учат нас эти рассказы? — Что бы вы посоветовали мальчикам из первого рассказа? — За что бы похвалили мальчика из второго рассказа?
— Как мы должны относиться ко всему живому? (с заботой и любовью)
И тогда животные действительно станут нашими друзьями.
Прослушивание песни «Не дразните собак…».
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Размышляют. Прослушивают песню.
личностное отношение к материалу урока
умение рассуждать
8. Рефлексия
— Ребята, оцените своё настроение и работу на уроке. Выберите одну из трёх картинок. (Слайд)
Оценивают свою работу на уроке.
умение проводить самооценку
Приложение.
Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт.
Добро помни, а зло забывай.
Собака человеку – неизменный друг.
Птиц, зверей оберегай, никогда не обижай.
Худо тому, кто добра не желает никому.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.