Даниловская слобода

Около 1282 года на месте сегодняшней Воскресенской церкви по указу первого московского князя Даниила Александровича был основан монастырь в честь святого Даниила Столпника. В 1330 году обитель переехала на новое место: князь Иван Калита предпочёл перевести её непосредственно в Кремль, к церкви Спаса на Бору, чтобы создать «комнатный» монастырь рядом со своим дворцом (впоследствии Иван III переведёт новый монастырь в Крутицы – так появится существующий сегодня Новоспасский монастырь). Старое место Даниловского монастыря пришло в упадок и долгое время находилось в запустении. При царе Иване Грозном в 1560 году обитель была восстановлена, но севернее прежнего места, по другую сторону оврага – там и сегодня находится Даниловский монастырь.

На старом месте оставалось кладбище с небольшой деревянной церковью, которая в 1699 году на средства Фёдора Васильева была возведена в камне. Посвящение в честь Даниила Столпника исчезло, главный престол был наименован в честь Воскресения Словущего, при нём существовало три придела: Петропавловский, Никольский и Ильинский. Существующий храм сооружён в 1834–1837 году на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Ивана Назарьевича Рыбникова. Его большая ампирная усадьба на берегу Москвы-реки частично сохранилась до наших дней и была отреставрирована в начале 2010-х годов.

Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф.М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх придельных храмов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый – во имя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.

После революции Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря, но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего – Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами. Формально переданный верующим вместе с Даниловым монастырём в 1983 году, Воскресенский храм лишь в 1989 году вновь стал действующим. После продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе
На месте, где сегодня стоит храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, раньше размещался Данилов монастырь, один из самых древних храмов Москвы, время основания которого уходит в 1270-80-е годы. В 1330 году Данилов монастырь по указу Ивана Калиты перенесли в Кремль, а на старом месте осталось лишь забытое кладбище.
По преданию, на кладбище этом был похоронен первый князь Москвы — Даниил Александрович. Однажды ночью образ покойного явился Ивану Грозному, после чего тот приказал монастырь восстановить. В 1560 году Данилов монастырь отстроили заново, правда, не на старом месте, а в пятистах метрах от него. На бывшем месте монастыря, у древнего кладбища оставалась деревянная церквушка, на месте которой, позднее, в 1699 году, вырос кирпичный храм, ставший предшественником ныне существующего. В 1832 году церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе перестроили. Средства предоставил И.Н. Рыбников.
В основу архитектуры храма был положен известный в то время стиль «ампир». Композиция — осевая симметричная. Четверик завершен купольной ротондой. С восточной стороны к храму примыкает плоская прямоугольная апсида, с западной — трапезная.
Главный престол церкви — во имя Воскресения Словущего. Кроме этого при храме существуют также 4 придела: святых Павла и Петра, Илии, Иоанна Златоуста и святого Николая.
К западной части храма в Даниловской слободе также примыкает колокольня в 3 яруса. Окна в трапезной и в апсидах выполнены в виде прямоугольного проема, вырезанного в арочной нише. В этом же стиле сделан главный вход в колокольню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *