Деструктивная психология

17 сентября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.

Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах после длительного стресса (что это?) на работе.

Деструктивный — это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?

Деструктивное поведение – это…

Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.

Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может переступать через нормы (что это?) и законы.

Выражается как:

  1. упрямство;
  2. агрессия;
  3. грубость;
  4. страх;
  5. нетерпимость;
  6. драчливость;
  7. ненависть;
  8. паника.

Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма (это что?), нанесение вреда природе или имуществу.

Типы деструктивного поведения:

  1. Нарциссическое. Самооценка у таких людей сильно завышена. Поднятая планка собственного значения не позволяет адекватно строить отношения с другими. Отсутствует критическое мышление, что не позволяет адекватно давать отчёт своим действиям.
  2. Аддиктивное. Могут зависеть как от пагубных веществ – алкоголя, наркотиков, сигарет, так и от игровых автоматов или компьютерных приложений.
  3. Фанатическое. Увлекаются чем-то с очень большим пристрастием, которое переходит грань обычного хобби (что это?). Бпиже к аддиктивному поведению.
  4. Антисоциальное. Поведение направлено на то, чтобы ухудшить отношения между знакомыми; на нарушение моральных норм, правил в небольшой социальной группе и законов правительства.
  5. Суицидное. Деструктивный нрав, направленный на самого себя. Человек может наносить повреждение коже острыми предметами. Или пытаться покончить с жизнью.
  6. Аутическое. Характеризуется замкнутостью в себе, сложностью в построении доверительных отношений с людьми. А также агрессивностью и негативизмом ко всему окружающему миру.

Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола.

Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. естественный рефлекс человека;
  2. реакция на психический или физический дискомфорт;
  3. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  4. результат фрустрация (что это такое?) – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.

Деструктивный подросток

В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те, у кого:

  1. повышенная тревожность;
  2. зацикленность на негативных моментах;
  3. депрессивное расстройство;
  4. повышенное чувство вины за проблемы близких;
  5. соматическое или психическое заболевания.

Возможные причины:

  1. Конфликты с друзьями и одноклассниками. Могут быть связаны с тем, что ребёнок не успевает в развитии за другими, или учитель открыто его недолюбливает. Или подросток очень тихий и застенчивый, отличается своим мировоззрением (что это такое?). Из-за этого снижается самооценка и способность противостоять стрессам.
  2. Проблемы в семье. Не все родители могут поддерживать между собой теплые и искренние отношения. Поэтому часто прибегают к разводу, грубому общению между собой, длительным молчаниям.
  3. Несчастная любовь. В подростковом возрасте люди очень сильно влюбляются и ныряют в это новое чувство с головой. Поэтому, если разбивают сердце, то воспринимают это очень драматично. А после этого направляют агрессию на себя или других людей.
  4. Страх одиночества. Детям важно быть частью какой-то небольшой социальной группы. Поэтому, если не удалось быть признанным в определённом круге общения, это может вызвать деструктивное поведение.
  5. Подражание кумирам. Звёзды часто ведут себя грубо и свысока по отношению к другим. Дети видят, как они разбивают инструменты на сцене, выкидывают телевизор из окна отеля. Подростки не имеют сформированное критическое мышление, и хотят быть похожими на них.

В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.

А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.

Признаки деструктивного человека (деструктора)

Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?

Скрытые и явные угрозы

Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.

Триангуляция

Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.

Проверка границ

Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.

Жестокий сарказм

Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.

Газлайтинг

Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.

Проекция

Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Мне срочно нужен психолог! Прямо сейчас! Найди мне самого лучшего! Чтоб, как доктор Курпатов!» Такие или похожие фразы регулярно слышат от своих друзей и знакомых все люди с ярлычком «психолог»: от ни в чем не повинного работника отдела кадров до преподавателя психологии спорта.

Когда лично меня окончательно утомили подобные просьбы, я придумала стандартный ответ: «Психолог не может быть нужен срочно. Срочно нужен хирург или сортир». Это не совсем правда. Случаются кризисные ситуации, когда, например, человек находится на грани суицида или только что пережил сильнейший стресс. Вот тут психолог действительно нужен срочно. Бывают ситуации не кризисные, но также требующие незамедлительной помощи.

Но проблема-то в том, что найти хорошего психолога, а если говорить точно – психотерапевта, чрезвычайно сложно.

Я б в психологи пошел

В России нет института лицензирования практикующих психологов. Специалистов не проверяют на профпригодность. Мало того, по законам РФ психолог вообще не имеет права заниматься психотерапией – это привилегия психиатров. Все, что он делает, называется удивительно расплывчатым словом «консультирование».

А поскольку получать лицензию не надо, работать психологом может любой, у кого есть диплом этой специальности. А теперь вспомним, что психологов у нас в стране готовят на гуманитарных факультетах, где существует такая неприятность, как заочное отделение.

Хотели ли бы вы, чтобы вас оперировал хирург-заочник, у которого в учебном плане не было ни одного часа практики? А ведь психолог-заочник может причинить не меньше вреда. Только последствия не столь очевидны, и на такого умельца гораздо сложнее подать в суд.

Как докажешь вину дурного психолога в многолетней депрессии или попытке суицида? Это вам не отрезанная здоровая нога и не смерть от абсцесса, где сразу ясно, кто напортачил, и что ему за это будет.

В нашей стране психолог, берущийся работать с живыми людьми, фактически не несет никакой ответственности за результат. К суду его привлечь практически невозможно, он не рискует лишиться лицензии (потому что ее и так нет). В большинстве случаев нет и контроля со стороны коллег. Это только на цивилизованном западе развит Институт супервизорства: коллеги по цеху наблюдают со стороны за процессом психопомощи, отслеживают этичность и «правильность» происходящего.

Возьми мое сердце

Серьезная терапевтическая техника в руках человека, недостаточно подготовленного, подобна автомату в лапах гориллы. А часто и опаснее, потому что гориллу с автоматом боишься заранее, а психолог, наоборот, вызывает доверие.

Про многих практикующих психологов нельзя даже сказать, что они злостно не соблюдают этику консультирования. Потому как невозможно сознательно нарушить правила, о существовании которых не знаешь. Например, многие психологи даже не догадываются, что не имеют права давать советы клиенту и обязаны к нему относиться нейтрально, не осуждать и не одобрять.

Особую проблему представляет работа с «переносами». Перенос – это когда в процессе терапии клиент начинает испытывать к психологу сильные эмоции (например, ненависть), которые в обычной жизни были направлены на совершенно других людей.

Именно работая с «переносами», психолог добирается до большинства проблем подопечного. Но в результате довольно часто насмерть влюбляет его в себя: не потому что пришло «большое и светлое чувство», просто сработал «перенос». Недобросовестные психологи нередко пользуются этим, причем в России совершенно безнаказанно.

В Европе или Америке такой «специалист» лишился бы лицензии, а то и попал бы под суд, поскольку воспользовался беспомощным состоянием клиента. Только у нас может продолжать мирно существовать центр под руководством психолога (Николая Козлова), который в одной из своих книг упоминает о романе с девушкой, проходившей у него тренинги.

Просто я работаю волшебником

Помимо возможных проблем с недоученными психологами или, наоборот, с такими всезнающими, что лучше бы их вовсе не учили, существует проблема ожиданий потенциальных клиентов.

Дело в том, что образ психолога сильно мифологизирован. Многие даже вполне неглупые люди думают, что психолог – такой доктор, который даст таблетку или сделает процедуру, и на душе станет хорошо. Конечно, в голливудских фильмах так обычно и бывает, но в реальной жизни – очень редко.

Чаще же всего проблема, с которой приходят к психологу, формировалась годами, и за один-два сеанса невозможно не только ее решить, но даже понять, в чем она заключается. Нужна многолетняя работа, и часто запрос (цель, с которой клиент явился к психологу) изменяется в процессе терапии.

Есть такая терапевтическая притча. К психоаналитику приходит женщина и говорит: «Вы знаете, мне очень важно понять, что со мной. Мне не важно, сколько на это понадобится времени. Мы будем работать год, два, три, но по истечении всех этих лет Вы сможете сказать мне, что со мной на самом деле?» На что аналитик ей отвечает: «Если Вам это будет все еще нужно, значит, все эти годы мы работали зря».

Миф о всемогуществе психологов активно поддерживается СМИ. Чего стоила передача «Все решим с доктором Курпатовым» на «Домашнем» (и новый проект «Доктор Курпатов» на Первом канале)!

Передача длится полчаса, туда приходят люди с серьезнейшими проблемами. При просмотре создается впечатление, что они, действительно, получают огромное облегчение. После чего телезрители, приходя к реальным психологам, требуют решить свои реальные проблемы за тридцать минут. И очень удивляются, когда психолог, по их мнению, ведет себя неправильно. Не говорит о себе в третьем лице («Сейчас доктор Курпатов вам нарисует мышку»), не называет в разговоре себя «доктор», не говорит в два раза больше своих клиентов, не дает советов.

Психологи у нас непривычны народу. Они ассоциируются в первую очередь с психиатрами, и, вообще, «чего я к ним пойду? я что, псих что ли?». Казалось бы, подобные передачи должны развеивать стереотип и стимулировать людей обращаться к специалистам. Но в реальности это скорее антиреклама: уж очень велико количество разочаровавшихся несовпадением реальности и мифа. В результате многие люди, нуждающиеся в психологической помощи, не могут ее получить из-за катастрофически неверного понимания терапии.

Вредны и, так называемые, «психологические бестселлеры» (книги того же доктора Курпатова, которые он выдает, как из пулемета). С одной стороны, они поддерживают миф о психологах, как о всезнающих оракулах. А с другой, наносят прямой вред – подвигают людей заниматься самолечением или, наоборот, отказываться от профессиональной помощи, дают советы на все случаи жизни, следуя которым люди часто попадают в сомнительные ситуации.

Что нужно знать

Итак, то, что вы хотели знать о психологах, но боялись спросить.

  1. В консультировании и терапии существуют разные направления (психоанализ, гештальт, экзистенциальная – имя им легион). Какое из них подойдет именно вам, заранее сказать невозможно. Хороший психотерапевт обычно владеет несколькими методиками и сможет подобрать нужную.

  2. Не каждый психолог подходит клиенту. Это как в спорте: вроде и спортсмен способный, и тренер заслуженный – многих в чемпионы выводил, – а ничего у них не получается, не сработались. Если с одним конкретным психологом у вас не сложились отношения, надо не отказываться психологической помощи, а искать другого специалиста.

  3. Лучше, чтобы у психолога было нечто, способное заменить лицензию в наших диких условиях. Например: свидетельство солидного учреждения о постдипломном образовании (желательно по психоанализу или клинической психологии), рекомендации от людей, внушающих доверие (внимание: дорогая реклама и ошеломляющая цена за визит рекомендацией не являются!), наличие научных работ (известный в профессиональной среде специалист не станет рисковать своим добрым именем).

  4. Работа с психологом – это в первую очередь Ваша работа. И не всегда она будет приятна. Часто именно болезненные моменты являются показателем продуктивности терапии.

  5. Профессиональный психолог не дает советов, поэтому запрос (цель), с которой Вы придете, не должна быть сформулирована в стиле «доктор, подскажите, что делать?».

  6. И все-таки вы должны для себя сформулировать запрос (цель): что вас в себе беспокоит, с какими проблемам вы хотели бы справиться? Работать без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы вашей работы будут потрачены исключительно на его формулировку.

Джинна Литинская

Журнал «Будь здорова»_

Я как-то писал статью о необходимости избавления от негативного мышления, и сегодняшняя заметка как бы её продолжение. На мой взгляд, явной деструктивности мышления подвержено подавляющее большинство нормальных людей, и мне это очень не нравится.

Данный список оформился у меня в ходе наблюдений за собой и окружающими меня людьми, в реальной жизни или интернетах. Описываемые здесь явления чаще всего проявляются в самый продуктивный период жизни — 25-40 лет.

Если вы обнаружите у себя какие-то из перечисленных признаков — задумайтесь. Явление имеет свойство усиливаться со временем, захватывая всё большие зоны внимания. В конце концов, человек превращается в брюзжащего нытика. Не советую.

Неожиданное прозрение

Начну с себя. Этот пункт в какой-то мере присущ мне, но я борюсь с ним по мере возможностей. Суть в том, что человек начинает агрессивно отвергать тот путь, по которому еще недавно шел сам.

Если кто давно читает этот сайт, то знает, что несколько лет назад я был велофетишистом, а теперь, прозрев, выступаю за практичный взгляд на велосипедное хобби. Пожалуй, иногда меня слишком заносит, и я даю слишком негативные оценки фетишистскому подходу.

Как и везде, здесь не может быть черного или белого, поэтому последнее время я стараюсь поменьше делать выпадов в сторону моей бывшей позиции, хотя и признаю её в целом не очень правильной.

Если вы начали резко отрицать то, чему еще недавно были преданы — это плохой признак. Так делают «завязавшие» алкоголики, по понятной причине. Не может быть так, чтобы тогда не было ничего хорошего и оттуда нельзя вычленить полезный опыт.

Внутреннее чувство обиды

Если вы по настоящему умеете обижаться, или еще хуже — делаете это часто, то рискуете испортить свой характер, продолжая идти по этому пути. Самое страшное, что вы можете прожить с чувством глубокой обиды на окружающий мир всю жизнь.

Недооценивают друзья и близкие, мало платят на работе, государство не делает того, что должно делать. Что характерно, чаще всего у вас есть все поводы для обид. Мир устроен несправедливо.

Не попадайтесь в эту ловушку — мир вам ничего не должен. Никто ничего не принесет, не оценит, не поднимет зарплату. Можете обижаться до конца жизни, а можете подумать, как это изменить. Иначе останетесь никому не нужным нытиком и брюзгой.

Я слышал фразу «Каждый заслуживает то, что имеет. И чего не имеет — тоже». Это — чистая правда. Обижайтесь на окружающий несправедливый мир, продолжайте плыть, как известная субстанция, и окажетесь там, где заслуживаете.

Или же признайте, что только вы отвечаете за свой путь, начните менять жизнь прямо сейчас — и тоже окажетесь там, где заслуживаете. Выбор за вами.

Бесполезная «критика»

Этот пункт я особенно не переношу в людях, потому что он деструктивен не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Объясните мне, откуда пошла традиция выдавать свое субъективное мнение за критику? Почему людям так важно донести до остальных свое отношение, причем в абсолютном большинстве случаев негативное?

Если вы замечаете себя за таким занятием, то попробуйте проанализировать, зачем вам это надо. Скорее всего, вы придете к тому, что таким образом заполняется пустота, образовавшаяся от того, что вы по-настоящему ничем не заняты. Я говорю не про работу, а про душу.

Как только человек начинает что-то творить, у него сразу отпадает желание критиковать. Я уж не знаю, почему так происходит, но, как правило, это действует. Я редко видел людей, которые умудряются делать что-то хорошее, успевая нагадить на окружающих. Они есть, но чаще всего они — гении, им простительно. 🙂

Критикуя кого-то или что-то, попробуйте понять, какие именно цели вы преследуете этим. Я практически уверен, что любой критик понимает бесполезность его «критики». Всё будет продолжаться: караван будет идти, а собаки лаять.

Не поддавайтесь на зов внутренней вредности, не пытайтесь исправить несовершенный мир. Хуже будет только вам, потому что, ступив на этот путь, с него сложно сойти. Мой совет — найдите дело по душе и занимайтесь им. И да, еще — игнорируйте «критику». 🙂

Медленное окукливание

Весьма нехороший симптом, который настигает практически каждого, рано или поздно. Произрастает проблема из постепенного вытеснения случайных факторов из жизненного цикла, начинает ощущаться «земля под ногами», вкусы укореняются, пристрастия перестают меняться.

Человек расценивает это как некое свидетельство зрелости и наличия жизненного опыта. Он гордится своими вкусами, а ведь вкусы — это просто привычки, подведенные под логическое или эмоциональное обоснование. К сожалению, он просто замыкается в своей раковине.

Начиная с определенного возраста мозг начинает сопротивляться всем внешним идеям: фактически, ему уже не нужна новая информация — имеющейся хватает для поддержания жизненного ритма. Этот возраст сильно зависит от характера, к тому же явление имеет волнообразный характер.

Однако, чем дальше, тем хуже. Заканчивается всё тем, что называют «состоявшийся человек». По факту — биоробот, действующая по шаблону единица общества. Оглянитесь — сколько их вокруг, попробуйте предложить что-то, выходящее за рамки их программы и увидите, как они «зависнут».

На мой взгляд, нужно в любом возрасте оставаться любопытным, жадным до новых эмоций и готовым всё начать сначала. Вы всё равно не избежите окукливания в какой-то степени, но этому можно и нужно противостоять.

Черно-белые суждения

Имея некоторые политические (или другие) взгляды, выносится негативный вердикт тому человеку, который придерживается иного мнения. Не слишком давний пример: один читатель прислал мне сообщение, что отписывается от моего сайта по причине того, что я не испытываю энтузиазма к либералам, и вообще, по его мнению я — путиноид. 🙂

Представьте себе всю абсурдность — мои личные взгляды (которые я почти нигде не высказываю) заставили его отписаться от сайта, на 85% посвященного велосипедам. Ну что тут скажешь…

Это весьма нехороший путь, ставящий в зависимость от того, чья пропаганда смогла на данном этапе жизни взять верх в вашем сознании. Люди имеют свойство заблуждаться. Люди имеют свойство диаметрально менять свою точку зрения с течением времени.

Пример — Анатолий Вассерман (коего я сильно уважаю и люблю слушать), в начале 90-х был ярым либералом, либертерианцем и антисоветчиком, на данный момент является сталинистом. Какой курьез. 🙂

Тоже самое с любыми другими взглядами. Для начала просто попытайтесь разделять человека и его убеждения. Не обязательно ненавидеть тех, кто является «хомячком Навального», голосует за Путина или верует в господа нашего Говинду.

Почти всегда убеждения, вкусы, взгляды — это лишь то, что наносит на наш мозг потоком информации. По сути, эти вещи ничем не связаны с нами, скорее всего они слетят с первым же серьезным дуновением ветра жизни. Разве можно делать далеко идущие выводы о людях лишь потому что в их мозг нанесло другой мусор?

Раздражение по пустякам

Симптом, также проявляющийся с возрастом. Начинает раздражать всё, что не совпадает с внутренним шаблоном. Новая музыка и фильмы, молодежь, политика и многое другое раздражает не потому что, оно реально хуже, а потому что мозг это отфильтровывает.

Вторая причина раздражения — избыточный поток информации. Вы наверно замечаете, что волны медиа-вирусов постоянно сменяют друг друга, не успело ваше инфополе очиститься от какого-нибудь gangnam style, как в него уже проникло что-то новое, не менее раздражающее.

Я уже несколько лет не читаю новостей и не слежу за событиями. Соответственно, моё внимание цепляет лишь хвосты трендов, сходящих на нет. Отсюда искреннее удивление, почему всех бесит тот же gangnam style, хорошая же песенка. 🙂

В общем, раньше трава была зеленее, это факт, доказанный британским учеными, но это не повод для постоянной раздражительности. 🙂

_____________________________

Скорее всего, можно найти еще немало пунктов, несущих разрушительное влияние для психики, но на мой взгляд, перечисленное — это то, от чего особенно нужно держаться подальше. Что вы скажете, друзья, какие еще схемы поведения уводят человека от осознания своего пути в жизни?

Друзья, на моем сайте есть еще и очень много полезной информации про велосипеды и путешествия. Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. , пожалуйста.

Читать также:

  • 15 советов, как достичь цели
  • Зачем нам дауншифтинг
  • Майк Холл — за три месяца вокруг света на велосипеде

Чтобы не потерять этот сайт из виду: — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Процессы глобальной информатизации и компьютеризации инициировали появление новых феноменов общественной жизни, а также иной логики взаимодействия социальных акторов. Наиболее наглядным примером виртуальной платформы, воплощающей новые принципы организации, являются социальные медиа.

По мнению известного американского PR-специалиста С. Блэка, социальные медиа представляют собой совокупность он-лайн технологий и практик, позволяющих людям обмениваться своими мнениями, впечатлениями и перспективными взглядами . Другой подход к определению феномена демонстрируют авторы статьи «Основные характеристики новых социальных медиа» Л.П. Шестеркина и И.Д. Борченко: «социальные медиа — это интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет» . Понимание медиа как интернет-проектов в формате web 2.0, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, web-сайтах, на интернет-форумах, Wiki, видеохостингах, печатных, онлайновых и мобильных продуктах предлагает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебной литературы по рекламе и связям с общественностью, А.Н. Чумиков

Социальные медиа, по мнению многих ученых, это интерактивные виртуальные площадки с возможностью обратной связи и коммуникации между пользователями, а также инструментарием для создания и изменения контента любым (авторизованным или неавторизованным) посетителем. Такая открытость, доступность, мобильность социальных медиа объясняется доминирующей в Интернет-пространстве сетевой логикой взаимодействий. Горизонтальная структура сети обеспечивает простой и моментальный доступ к информационным архивам, виртуальным диалогам и различным опциям электронных ресурсов. На базе сетевых платформ формируются и реализуются совместные творческие, образовательные, развлекательные и другие проекты, организуются личные и коллективные обсуждения, создаются профессиональные сообщества и группы по интересам. Столь обширный функционал социальных медиа доступен любому пользователю благодаря интуитивно понятному интерфейсу, непрерывной активности, опосредованности, универсальности.

Однако наряду с положительными аспектами новых интернет-проектов существуют и серьезные угрозы. Общедоступность электронных материалов, анонимность авторов, отсутствие профессиональной модерации и цензуры представляют большую опасность для посетителей виртуальных платформ. Такие явления как кража данных, публикация недостоверной информации, психологическое воздействие на личность становятся все более популярны в сетевых сообществах.

Специалисты по информационной безопасности ежегодно фиксируют рост и качественные изменения виртуальных угроз. Адаптируясь к современному защитному обеспечению и психологическим барьерам пользователей, вирусы наносят более точный и мощный удар. Наряду с этим, появлению новых деструктивных воздействий и эволюции существующих способствуют технологические модификации и электронные новации.

В связи с обозначенными выше процессами, для обеспечения полноценной защиты личности необходимо непрерывное изучение и описание виртуальных опасностей в социальных медиа и предпосылок их возникновения.

В первую очередь следует отметить, что деструктивные воздействия в Интернет-пространстве обладают характерными чертами, обусловленными спецификой коммуникации в Сети. Одной из наиболее значимых особенностей является опосредованность, а именно взаимодействие при помощи технических устройств, минуя личный контакт с человеком. Эта особенность позволяет провести демаркацию между реальными и виртуальными угрозами личности. Если в реальной жизни мы воспринимаем информацию с помощью пяти органов чувств, то в Интернет-пространстве воздействия ограничиваются лишь визуальным и аудиальным каналом. Помимо этого, информация в непосредственной коммуникации не фиксируется на каком-либо носители, а значит заметить возможные противоречия в суждениях, манипулятивные приемы, скрытые угрозы становится гораздо сложнее.

Однако несмотря на обозначенные преимущества коммуникативного пространства в виртуальной реальности: возможность более вдумчиво оценить новую информацию, найти подтверждения данным в достоверных источниках, проследить логику беседы, сформировать целостный образ, проблема информационной безопасности становится все более актуальной в современных исследованиях.

Дело в том, что стремительный рост информационных массивов искажает когнитивные процессы пользователя, блокируя возможность адекватной оценки полученных данных. Более подробно о данном феномене писал А.Д. Еляков в статье «Дефицит и избыток информации в современном социуме» . Экспериментальные данные ученых из разных стран, указанные в публикации, являются убедительным доказательством негативного влияния избыточной информации на индивида. Расстройство нервной системы, головные боли, раздражительность, тревога, эмоциональное неблагополучие, ослабление концентрации — лишь несколько признаков такого явления как информационная перегрузка. Помимо этого, избыток информации является причиной дезориентации, рассеянности, заторможенности. Все эти факторы отрицательно влияют на пользователей и препятствуют глубокому, детальному анализу поступающей информации.

В условиях стресса и психологического истощения посетитель нередко становится жертвой информационно-психологического воздействия. Желая избавиться от нервного напряжения и бесполезной активности, он зачастую упускает очевидные факты обмана и провокации, а также не уделяет должного внимания качеству информации и ее источникам. Вследствие этого, такие явления, как манипуляция информацией, дезинформирование, мошенничество в виртуальном пространстве представляют угрозу не только для отдельного индивида, но и для всего общества.

Не менее серьезная опасность связана с использованием персональных данных в противоправных целях. Социальные медиа позволяют участникам публиковать личные сведения, результаты творческой активности, авторские материалы. Однако наряду с возможностью самовыражения и самопрезентации, поиска единомышленников, появляется риск хищения данных, кражи личных материалов, шантажа, психологического влияния.

Другой особенностью деструктивных воздействий в социальных медиа является их анонимность. В реальной коммуникативной ситуации человек может изучить и описать своего собеседника: его внешность, характер, социальный статус, деятельность и др. Это позволяет ему управлять межличностными процессами более успешно, привлекать к ответственности конкретных людей за противоправные, оскорбительные действия, распространение ложной информации.

В Интернет-пространстве же человек взаимодействует с виртуальной персоной, искусственно сконструированным образом, который может иметь прототип в реальной жизни или быть основан на фантазиях и вымысле. Однако даже реальный персонаж в социальных медиа представляет собой набор тщательно отобранных визуальных, текстовых элементов, презентующих личность желаемым образом. Этот факт мешает достоверной оценке коммуниканта и коммуникативной ситуации в целом. Наряду с невозможностью полного контроля виртуальных процессов и идентификации преступной деятельности мошенников актуализируется опасность деструктивного влияния представителей террористических группировок, религиозных сект, лиц с психическими нарушениями, шарлатанов и даже простых пользователей.

Пример тому, популярные в сетевых сообществах деструктивные акции: троллинг и кибербуллинг (нападение на пользователей с целью нанесения психологического вреда ), шантаж, клевета, вымогательство, преследование и др. Осознавая свою безнаказанность в виртуальной сети, мошенники придумывают более хитрые и жестокие способы давления на собеседника. И хотя в настоящее время вопрос правового контроля виртуальной коммуникации поднимается все чаще, пробелы в законодательстве и недостаток прецедентов препятствует решению проблемы стремительного распространения подобных угроз.

Обозначенные выше деструктивные феномены составляют лишь небольшую долю виртуальных рисков информационно-коммуникативного пространства социальных медиа. Их характерные особенности: опосредованность, анонимность воздействия в Интернет-пространстве, большой охват аудитории, а также открытый доступ к личным данным, отсутствие непротиворечивой правовой базы позволяют говорить об информационных угрозах в целом как о серьезной и значимой проблеме современного общества, радикально отличающейся от опасностей реальной жизни. В связи с этим необходимо более глубокое и детальное изучение деструктивных воздействий в виртуальном пространстве, способов их идентификации и противодействия.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Алина Шумилова»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *