Детям о честности

Нравственное воспитание дошкольников не может обойти вниманием воспитание в детях правдивости и честности. Малыш, которому с детства закладывались эти основополагающие качества, во взрослом возрасте умеет отвечать за свои поступки, открыто выражать и продвигать свою точку зрения, быть честным не только перед другими людьми, но и перед самим собой. Такое поведение поможет человеку стать успешным и самодостаточным.

Воспитанием малыша всегда занимаются две стороны: родители и дошкольное учреждение. Только их совместные, слаженные, действия помогут маленькому человеку встать на правильный путь.

Воспитание в семье:

Ребёнок рождается искренним и непорочным, а испортить его характер можно только неправильным воспитанием или неподобающим примером (как известно, дети копируют поведение родителей). Поэтому в первую очередь в воспитании малыша родители должны руководствоваться девизом: «Не навреди!».

Чтобы малыш не начал обманывать, родители не должны наказывать его в тех случаях, когда он сказал правду. Например, ребёнок совершил проступок, но честно в этом признался. В этом случае родители должны похвалить его за честность, но объяснить, что он совершил плохой поступок и рассказать, почему так делать не надо. Если же в данной ситуации малыша наказать, то есть большая вероятность в следующий раз услышать ложь.

Родители не должны забывать, что подают ребёнку пример. Можно долго рассказывать о том, как нехорошо обманывать окружающих, но, если родители сами не всегда честны, особого толку от разговоров и даже наказаний не будет. Напротив, малыш потеряет точку опоры (родители, самые главные в его жизни люди, говорят одно, а делают другое – чему теперь верить?), и будет прятаться за ложью.

Важно также научиться отличать ложь от фантазий ребёнка. Фантазируя, ребёнок не старается обмануть – он действительно стремится пережить события, которые ему в данный момент недоступны. Умение фантазировать – важный навык, который будет способствовать развитию ребёнка в будущем, поэтому важно не мешать ему фантазировать, а, наоборот, побуждать его к этому. Часто фантазии ребёнка выражаются в преувеличении собственных способностей. В этом случае нельзя говорить обидные фразы вроде: «Ты всё выдумал», «Врёшь» и подобные. Но тактично показать, что всем понятно, когда малыш говорит реальные вещи, а когда преувеличивает – необходимо.

Воспитание в детском саду (ДОУ):

В дошкольном учреждении ребёнок проводит значительную часть своей жизни, поэтому работа воспитателей в процессе воспитания моральных качеств личности, в том числе правдивости и честности, также чрезвычайно важна.

Воспитание происходит посредством различной деятельности детей: игровой деятельности, взаимодействия их между собой и с воспитателем. Воспитатель старается донести до детей следующие правила морали, осознание и принятие которых будет регулировать поступки детей в будущем, в том числе и во взрослой жизни. Вот некоторые из них:

  • порученную работу следует выполнять хорошо;
  • в общественных местах (например, в детском саду) все вещи – общие;
  • необходимо выполнять обещания;
  • важно признавать свои ошибки;
  • нельзя брать без спросу чужие вещи и др.

Принятие данных правил происходит легче при наличии эмоционального переживания и положительного опыта. Поэтому часто основой воспитательного процесса здесь становится моделирование различных ситуаций, в которых ребёнок должен предлагать их решения. И ситуации, и предложенные решения обсуждаются с педагогом, который должен дать каждому действию оценку – положительную или отрицательную.

Общей целью воспитателей и родителей будет вырабатывание у малыша резко негативного отношения ко лжи, полное её непринятие как от других членов общества, так и от себя.

Социальный педагог Детина Е.В.

В сборник вошли стихи и рассказы классических и современных писателей для детей о честности, важнейшем нравственном качестве христианина. Честность — это правдивость и правдолюбие, искренность и прямодушие, это добросовестность в делах и порядочность в отношениях, это стремление к справедливости и верность своему слову. Поэтому важно воспитывать эту добродетель у детей с малолетства, учить маленького человека слушать свою совесть и поступать так, как она велит.
Составитель: Александр Владимирович Велько.
Содержание:
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЧЕСТНОСТИ
ПО ПРАВДЕ (С. Лаврентьева)
ЧТО ЛЕГЧЕ? (В. Осеева)
КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ
(Е. Пермяк)
КТО РАЗБИЛ БОЛЬШУЮ ВАЗУ? (А. Кушнер)
ВАРЕНИКИ С ВИШНЯМИ (Т. Волгина)
НЕ НАДО ВРАТЬ
(М. Зощенко, из цикла рассказов Лёля и Минька )
КИТАЕЦ (И. Белоусов)
БРАТ И СЕСТРА (М. Евстигнеев)
ТОЖЕ ПОМОЩНИК (А. Фёдоров-Давыдов)
КАЖДОМУ СВОЁ (А. Фёдоров-Давыдов)
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН (А. Хвольсон)
МЕДВЕЖЬЯ ШКУРА (А. Фёдоров-Давыдов)
ГДЕ-ТО, КОГДА-ТО БЫЛО… (Н. Соловьёв-Несмелое)
ПОДАРОК (М. Евстигнеев)
ПРЕДАТЕЛЬНИЦА (Л. Чарская)
РАСКАЯНИЕ (М. Евстигнеев)
БАРОМЕТР ПОКАЗЫВАЛ ЯСНО
(Г. Мамлин,А. Соколовский)
КАК Я ВСЕХ ОБМАНУТЬ ХОТЕЛ (В. Голявкин)
КОШКА МАСЛО СЪЕЛА (Ю. Таланов)
ДЕТСКИЕ ПРОСТУПКИ (М. Евстигнеев)
УГАДАЙКА (Н. Носов)
ЧЕСТНОЕ СЛОВО (Л. Пантелеев)

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.
Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.
Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький.
— О чём ты, мальчик, плачешь? — спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
— Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает.
Замахал мальчик руками:
— Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез.
Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
— На, бери свой топор, — говорит.
А мальчик ему и отвечает:
— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.
Увидал мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор, дедушка, — говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл.
С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *