Для примирения

Все о религии и вере — «молитва от ссор с любимым человеком» с подробным описанием и фотографиями.

Содержание

Помирится с любимым при помощи молитвы

Из-за глупых ссор вы потеряли доверие любимого человека? Теперь не знаете, что делать, чтобы он простил вас? Хотите помириться с любимы м человеком? Есть способы, которые помогут сделать это с минимальными затратами. Какие обряды/ритуалы необходимо выполнять для того, чтобы помириться со второй половинкой?

В православной культуре предусмотрен множество способов, работающих на то, чтобы спасти от ссор, вернуть былые отношения, подарить счастье и гармонию. Если для вас действительно имеет значение любимый, любимым нельзя «помыкать», пытаться управлять, навязывать ему свою волю и желания. Такое поведение сильно «ранит» мужской характер. И здесь два выхода: или он будет искать попытки уйти от вашего «навязчивого общества», или начнет медленно превращаться в тряпку. Чтобы после ссор восстановить отношения, вряд ли «отделаешься» одной только молитвой. А вот если после искренней веры в возможность примириться вы еще приложите все усилия для того, чтобы вернуть гармонию, шансов гораздо больше. Если вы решили читать молитвы, молитва к Господу – самая первая и самая сильная. Она просит о примирении, примирения, примирение наступает.

Молитва на возвращение любимого к Господу. Текст

ВАЖНО! Читать ее необходимо в том случае, если с момента вашего расставания прошло не больше 6 месяцев. Если же вы больше полугода ничего не знаете о любимом человеке, если он «упаковал чемоданы» без намека на возможное возвращение, то смысла читать молитвы практически нет. Все чувства «остались за бортом», остыли. Чтобы возобновить их, придется использовать более сильную и мощную магию.

Молитва к Господу читается минимум 3 раза. Обстановка должна быть соответствующей: тишина, ваши мысли о примирении, примирения, примирение. Можно взять фотографию, на которой вы изображены счастливыми, представить, что это счастье можно легко вернуть.

Часто люди используют не только молитвы к Господу, но и к его помощникам – святым, ангелам-хранителям. Чтобы защитить и избавить себя от ссор, девушки часто просят покровительства у Февронии. Иногда возносят свои мольбы к святому Петру.

Молитва к святым угодникам, чтобы вернуть любимого

У вас произошла слишком серьезная ссора? Если нужны эффективные молитвы, молитва к святым угодникам Петру и Февронии поможет вам. Текст молитвы звучит следующим образом:

Не так важны конкретные слова молитвы, молитва должна звучать от всего сердца, наполнять его счастьем и гармонией. Только так она будет эффективной в вопросе примирения с мужчиной вашей мечты.

Молитва на примирение Господу. Текст

Еще одна эффективная молитва, которая адресуется Господу. Ее слова достаточно просты и понятны каждой девушке, которая мечтает вернуть любимого человека, но пока что не знает, как загладить свою вину в ссоре.

Как и другие молитвы, молитва эта отличается высокой эффективностью. На деле она помогает даже девушкам другой религии и другого вероисповедания.

Почему важно мириться после всех конфликтов?

Чтобы срабатывали молитвы, молитва всегда должна идти от чистого сердца. Вы должны страстно хотеть помириться с любимым человеком, ведь сам Христос завещал нам прощать грехи других людей, быть терпимыми к ним. Да, иногда вам может показаться, что в вашем конфликте виноват только мужчина. Но на самом деле в любой ссоре всегда виноваты 2 человека. Возможно, вы неправильно повели себя. Возможно, не смогли найти слова, чтобы помочь и утешить. Вам важно обратить внимание на молитву о примирении, которая «действует» одинаково для 2-х сторон конфликта, помогает вам понять себя и свое сердце.

Молитва о примирении к Господу

Если вы искали проверенные молитвы, молитва эта поможет вернуть радость и счастье в отношения. И все будет очень легко, просто и непринужденно. Ссоры — это всегда пустая трата энергии.

Молитва на благополучие и верность Матроне Московской. . Будьте с любимым ласковее и читайте молитвы в его отсутствие. Смиритесь: жена должна принять мужа таким, какой он есть.

Молитва на примирение с любимым мужем, враждующих, родственников и родных

Спасибо Вам за молитвы. Они очень помогают! Да храни вас Господь!

Всегда и везде, в любой точке земного шара, люди спорят друг с другом. По данным статистики, каждую минуту в мире происходит более 1000 ссор и скандалов. Будь это споры с малознакомыми людьми, или ссоры с любимой женщиной, с любимым мужчиной, просто соседями или мужем с женой – это все равно обиды, которые, как правило запоминаются надолго.

После ряда попыток помириться с тем, с кем поссорился, начинают опускаться руки, и в голове закрадываются нехорошие мысли о последующем расставании с человеком.

«Исуса Христе, помоги мне мир в семью принести, помоги мне ради всего святого с мужем примириться, пусть он со мной согласиться. Дай нам жить в согласии и любви, пусть все лишнее из нашей жизни уйдет, пусть он любит меня сильно и не ругается напрасно, аминь, аминь, аминь».

Так звучит молитва на примирение с мужем. Эта молитва не сложная, ее можно прочитать сразу после ссоры. Трижды прочтите ее, и на следующий день воцарится понимание и наступит гармония в семейных отношениях.

Если супругам судьбой предначертано не быть вместе, то молитва не потревожит порядок вещей. Этим она и отличается от заговоров и магии. Вернуть мужа поможет молитва к Святым Петру и Февронии, которые в облике своем представляют супругов, любящих друг друга. Это сильная молитва на примирении с мужем.

«О, великие чудотворцы и угодники Божии, святые князь Петр и княгиня Феврония! К вам прибегаю, вам с упованием крепким молюсь. Вознесите обо мне, грешной, молитвы ко Господу Богу. Испросите у благости Его: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну! Помогите мне с моим любимым, рабом Божьим (имя), вместе быть. Аминь»

Читать текст прошения можно как вслух, так и про себя, мысленно, в церкви или дома.

В жизненном потоке, не замечая того, можно обидеть любимого человека, ответив ему грубо или каким-либо недобрым словом, при этом, не попросив у него прощения. Но когда схватиться, то уже поздно. Если же эти отношения важны и хочется сберечь, вернуть, возобновить их, то на помощь придет обращение к Силам Небесным.

Что бы молебень сработала необходимо:

  • в храме купить 3 свечи
  • купить иконы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа.
  • помолиться 3 раза, прочитав молитву «Отче наш». После нее, произнести молитву о примирении с любимым человеком.

Произносится она так:

«Господи Иисусе Христе, сыне Божий. Снизойди до нас просящих, да отпусти все деяния греховные. Смилуйся и победи вражду между рабами твоими(имена враждующих). Очисти души их от скверны и силы диавольской, защити от людей дурных и глаз завистливых. Да будет воля Твоя и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь»

Каждое слово, которое мы произносим, оставляет след. Каждая мысль влияет на наше окружение. Иногда это влияние не ощутимо, а иногда ощущается в полной мере. Человеческие мысли – это сильная энергия, способная изменить мир. Ведь не зря в народе говорят, что мысли – материальны и их могут услышать высшие силы.

Больше полезных статей, интересных видеороликов и тестов вы всегда сможете найти на нашем сайте.

Человек, который молится Богу не только просит его о чем-нибудь, он учится и пытается понять себя и свои желания. Если кто-то подумает о примирении, его мысли будут искренними, то молитва о примирении враждующих обязательно будет услышана.

Видео на следующей странице:

Вам также может понравиться

Народные приметы на октябрь 2017 года

Денежные проблемы? Это самая сильная молитва на удачу и притяжение денег!

Великолепная Песня о самом трогательном моменте! Гимн ВСЕХ ВЛЮБЛЁННЫХ!

Популярное

4 проверенных способа как загадать желание в новогоднюю ночь, чтобы оно осуществилось

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ЦЕРКВИ! ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

Что нужно сделать в самый короткий день в году

А вы пройдете волшебное гадание снежной королевы? Результат поражает!

Полное или частичное копирование материалов возможно только при наличии активной гиперссылки на сайт ЖИТЬ ЛЕГКО

Молитвы на примирение с любимым и сохранность отношений от любых невзгод

Очень часто бывает, что мы, не замечая своих недостатков, умудряемся найти их в другом человеке. Ссоримся, придираемся и из-за этого теряем любимого, а потом понимаем горечь потери и мечемся в поисках примирения. Живём – спешим, оборачиваемся – жалеем! Жалеем за теми, с кем расстались, жалеем за теми, для кого не нашли слов для восстановления отношений. Порой маленький шаг навстречу может полностью изменить грядущее.

Когда наступает пора ссор, а такой период возможен в любых, даже самых безоблачных, отношениях, то лучше обратить свой взо р в сторону, призванную врачевать нашу душу. Господь Всемогущий относится к чадам своим с пониманием и терпением, обратив свои молитвы к нему с просьбами о примирении, мы, конечно же, получим успокоение своим эмоциям и вернём любимого человека.

Тем более без Божьей помощи не обойтись, если отношениям грозят бури колдовского влияния со стороны. Часто так бывает, что злопыхатели и завистники, а также соперники, прибегают к силам магического колдовства для разрушения чужих чувств. Защититься от такого влияния, не став при этом жертвой грехопадения колдовства, можно, применив сильные обряды и ритуалы, связанные с молитвой Всевышнему, Пресвятой Деве Марии и Святыми Угодниками.

Богородица – покровительница и заступница всем влюблённым

Пресвятая Матерь Божья всегда была заступницей и покровительницей семьи и любящих сердец. Ей принято доверять свои горести и молитвы о том, чтобы примириться с тем, кого вольно или невольно обидели. Против ссор и размолвок с любимым помогут молитвы, обращённые к Богородице.

Конечно, помириться со своей половинкой сложнее, чем поссориться. Теперь придётся приложить усердие для того, чтобы возобновить отношения. Но если вы сделаете всё, как предполагает православная традиция, то молитвы достигнут своей цели, и вы воссоединитесь с тем, за кем сердце болит и тоскует.

Молитвы на преодоление ссоры Пресвятой Богородице принято возносить перед иконой «Умягчение злых сердец», или ещё её называют кратко «Семистрельная». Купите в церковной лавке эту икону, она прекрасно лечит разгорячённые сердца и успокаивает эмоции, действует вразумляюще для тех, кто не видит выхода из порочного круга своих ссор.

Возносите молитву Пресвятой Богородице после троекратного прочтения Символа Веры. Если вы будете возносить молитву утром и на сон грядущий, то тот человек, с которым у вас есть желание замириться, обязательно смягчит свой гнев и захочет увидеться с вами.

Молитва на Умягчение злых сердец.

«О Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Когда будете возносить молитву на сон грядущий, зажигайте лампаду или свечу перед образом Богородицы. Она станет вашим огоньком надежды и тем светом, что озарит ваши молитвы Божьим благословением.

Сильный ритуал для усмирения гордыни и возврата любви

Если ваша размолвка стала настолько серьёзной, что сложно представить себе, с чего начать мириться, то начните ритуал на примирение, обращённый к милости Божией Матери. Он начинается с того, что в три храма подают имя любимого на упоминание о здравии и ставят свечи перед образами Богородицы.

Также, отстояв с лужбу в храме, перед святыми образами попросите от чистого сердца прощения за вольные и невольные обиды свои. Поймите – чтобы закончить ссору, нужно признать тот момент, что часть вины в размолвке лежит и на вашей душе. А гордыня – это тяжкий грех, сумейте её унять! Осознав собственную ответственность в раздоре, мы сделаем первый шаг к тому, чтобы наш родной человек нас простил.

Затем следует в церковной лавке купить иконы с ликами ваших именных Святых, соответственно и мужчины, и женщины, на кого будет читаться обряд избавления от ссор. Поставьте их в «красный угол» рядом с образами Богородицы и Иисуса Христа, проводите обряд на замирение перед этими иконами. Святые покровители ваши будут молить Всевышнего вместе с вами.

  • Важно! Именные иконы покупаются для тех имён, которые вам даны при крещении. Очень часто мирское имя расходится с крещёным, так как современные имена зачастую расходятся со святцами, а крестят исключительно по святцам.

Следующим шагом нужно начать каждодневный молебен, где вы троекратно читаете Символ Веры. После него читаются троекратно «просительные» к Богородице. Помните, что молиться нужно с верой в сердце, без искренней мольбы ваша просьба не будет услышана. Только усердными стараниями вы сможете показать своё желание к миру.

Молитвы просительные ко Пресвятой Богородице

«О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбя-щих Радосте”, услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали”, утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая”, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших”, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.»

Помните, что чтение Псалтыря всегда благоприятно сказывается на силе молитв. В Книге песен Давида есть псалмы для решения любой проблемы, от лечения хворей телесных до побед над врагом, а также есть псалмы, призванные помочь примирить с любимым человеком. Читайте на сон грядущий псалом 10, он содержит в себе панацею для умягчения жестокосердия супругов и влюблённых, которые постоянно ссорятся. Также в этом случае добавляют псалмы 11 и 35.

Благоприятные дни для молитв об избавлении от ссоры

Если ваша ссора столь силь на, что ежедневной молитвой не удаётся убрать размолвку, то выберите для ритуала благоприятный день из церковного календаря. В дни больших праздников, особенно посвящённых Богородице, проблема супругов и влюблённой пары может решиться, если открыть своё сердце Богу и молить о даровании мира двум сердцам.

  • Рождество Христово, Крещение и Пасха.
  • Все праздники, посвящённые Пресвятой Богородице: Благовещенье, Рождество Богородицы и Успение Богородицы.
  • Особо стоит выделить праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник очень благоприятный для женщин. В этот день по традиции все просьбы и желания исполняются. Особенно благоволит Богородица супружеским парам и влюблённым сердцам.

Не самыми благоприятными считаются дни: Воздвиженья Христа Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи. С этими днями связано много поверий в народной памяти. Чтобы не усугубить проблему, лучше не обращайтесь в этот день с ней в молитвах.

Ритуал освобождения от колдовского влияния на поссорившихся людей

Когда есть подозрение, что ссоры у влюблённых стали причиной чьего-то колдовского влияния, то тут нужно добавить обряд на освобождение от магических чар. Первыми читают слова молитв от колдовства, а потом уже молитву на замирение влюблённых сердец.

Молитва от лукавых духов

Молитва от колдовства

Обряд начинают с чтения молитв от колдовства пред ликом Иисуса Христа. Затем по одному разу читают псалмы 6, 8, 45. И только после усердной просьбы о снятии колдовского влияния, преступают к молитвам на избавление от ссоры.

Псалмы в защиту от колдовских духов:

  • Псалом 6 – с просьбой к Богу об освобождении от колдовства.
  • Псалом 8 – читают для тех, кто претерпел зло от демонических сил.
  • Псалом 45 – читается для молодых, кому завистник и лиходей мешает в создании семьи.

Этот ритуал обязательно сопровождается службой в храме, не забывайте в воскресный день почтить Господа своей молитвой. Нельзя, забыв дорогу в храм Божий, вымолить своё прошение. Чтобы получать от Сил Небесных снисхождение, нужно быть прилежным христианином. За ваше усердие Всевышний воздаст вам!

Очень сильные молитвы на взаимную любовь. Любовь – основополагающее чувство, дающее нам силы творить, жить, планировать будущее и радоваться настоящему. . Ритуал прошения о взаимных чувствах с любимым.

Молитвы о возвращении любимого человека и преодолении тягот в любви. . Делами влюблённых чаще всего ведает Богородица, к ней обычно обращены все мольбы о примирении, воссоединении любящих сердец.

А молитва Петру и Февронии о возвращении любимого способна заживить разрушенные отношения, вернуть любовь супругов, если невзгоды сгустились над ними.

Молитва при ссорах с любимым

Эту молитву читайте каждый раз, когда в доме что-то не заладится. Она поможет все острые углы сгладить и остудить скандалистов. Молитва при ссорах такая:

Исуса Христа, сыне Божий, и приснодево Марие, мати наша и заступница! На небесех еси проживающи, на нас еси доглядающи, помогайте нам в тяготах наших. Поставил нас еси в мужа и жену, венцом сочетая, человеколюбче, и заповеда нам в горести и в радости жить друг с другом, аки ангелы небесныя Твоя на небеси живут, Тебя славят, меж собой же николико не ругаются и не поносятся словами поносными. Благодатию Твоей утешаемся, предстательством приснодево Марие услаждаемся, ангелов Твоих пением умиляемся! Даждь нам мир и покой во веки веком, даждь нам жисть длинную и верность голубиную, чтоб любовь была промеж нами и николико обиды и студы, и николико раздора и скверны. Смилостивися над чадами наша и подай им мир и покой во веки веком и продли их Леты до старости глубокой и не взыщи с них за неразумие их. Усмири сердце их и направи по пути истинному, не ложному, яко Господь еси душ наших. И даждь дому нашему мир и покой во веки веком. И огради нас от татей ночных, дневных, утренних и предвечерних, и от злога человека, и от глаза дурнога, и от мыслей тяжелых. Не приведи, Господи, в дом наш попасти молоньи небесной, ни огню земному. Спаси и сохрани, огради от печалей и напастей. Господи Исуса Христа, сыне Божий, Боже святый, помилуй нас и не дай загинути в скудели окаянной, но выведи к свету светом Своим неизреченным. Буде с нами во веки веком. Аминь!

Еще лучше будет, если вы молитву при ссорах перепишете от руки и положите в потайное место, где у вас хранятся святая вода и церковные свечки. Святую воду надо обязательно каждый год набирать и в доме держать в большой бутылке. После уборки окропите ею все углы; если кто из домашних заболеет, положите ему на лоб платок, смоченный святой водой; если кто подерется или заскандалит, брызните ему в лицо, чтобы пыл его остудить.

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отъими вся разгласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Умягчение Злых Сердец»

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да неприидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святым благоверным князьям Борису и Глебу, в крещении Роману и Давиду

Тропарь, глас 2-й:
Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутся не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 3-й:
Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии: вы бо Божественнии врачеве есте.

Величание:
Величаем вас, страстотерпцы святии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва:
О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

2. БОЖИЙ МИР И БОЖЬЕ ПЕРЕМИРИЕ. РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Хотя раннее Средневековье (особенно с VIII по X в.) и принесло некоторые изменения концепции войны, которые следовало бы определить более четко, все же более плодотворным был период с 1000 г. до начала XII в. Различные течения современной историографии стремятся подчеркнуть сложность этого периода; одно из них выделяет целостную программу мира, возникшую на Западе: это не просто борьба с грабежами, парализовавшими повседневную жизнь, но, так сказать, метафизическая и космологическая борьба со всеми виновниками насилия и беспорядка на уровне тела, души и общества; другое течение выявило органическую связь между движениями за мир, появлением рыцарства и становлением идеи крестовых походов; третье акцентирует преобразование социальных отношений, напряженные отношения и конфликты не столько между Церковью и светскими сеньорами, сколько между магнатами и бедными, что отражает эволюцию понятий, идеалов и ценностей. По большому счету перестройка общества происходила, не без волнений и кризисов, именно в соответствии с представлением о мире и благодаря ему. Что можно взять из этих исследований, нередко частных, иногда весьма противоречивых, для того сюжета, который нас занимает?

Прежде всего – факты. Первый период – время Божьего мира (975-1025 гг.), или, если использовать понятия той эпохи – «договор о мире», «установление мира», «восстановление мира и справедливости», «мир, подлежащий восстановлению» (pactum pacis, constitutio pacis, restauratio pacis et justitial, pax reformanda). Во время собора в Пюи в 975 г. епископ Ги Анжуйский собрал на открытом воздухе на поле Сен-Жермен крестьян и рыцарей своей епархии, «чтобы услышать, каково их мнение о поддержании мира». Он сразу же прояснил всю важность вопроса, сказав: «Поскольку мы знаем, что без мира никто не узрит Господа, то предупреждаем людей, во имя Господа, чтобы они стали сынами мира». Главным результатом стала клятва: рыцари волей-неволей должны были поклясться, что будут уважать владения церкви и крестьян, по крайней мере, тех, что живут за пределами тех земель, которые эти рыцари держат в качестве аллодов, бенефициев или комменд. Епископ Ги столкнулся с сопротивлением, которое он преодолел благодаря вооруженной помощи своих родственников – графов Бриуда и Жеводана: это значит, что движение за мир было направлено не против магнатов вообще (магнаты были заинтересованы в том, чтобы имущество зависимых от них людей защищалось), а только против грабителей и возмутителей спокойствия. На последующих ассамблеях мира будут вместе трудиться представители трех категорий светского общества: князья, знать и народ (Рауль Глабер).

Собор в Шарру (июнь 989 г.), собравший епископов Аквитании под председательством Гомбо, архиепископа Бордо, провозгласил тройное проклятие: разорителям церквей; расхитителям «имущества крестьян или других бедняков, как то: овец, быков, ослов, коров, коз, козлов, свиней, если только это случилось не по собственной вине» владельцев; и, наконец, тем, кто совершает насилие над клириками, не носящими оружие. Таким образом, защита крестьян была весьма ограниченной: она касалась лишь захвата имущества, если он был несправедливым. Собор в Верден-сюр-ле-Ду (1016 г.) пошел дальше, обещая защиту самих крестьян во время войны.

За первым этапом, когда требовалась только клятва, последовал второй, когда появились лиги мира. Инициативу взял на себя Эмон, архиепископ Буржа, в 1038 г., когда обязал всякого верного христианина с 15-летнего возраста объявить себя врагом нарушителей мира и обещать в случае необходимости взяться за оружие против них.

Так появились границы движения за мир: оно стремилось покончить с каждодневным насилием, незаконными изъятиями и штрафами, с грабежами и набегами (depraedationes et invasiones). Поэтому земли, сами люди (клирики, купцы, паломники, крестьяне, знатные женщины и их свиты в отсутствие мужей, вдовы, монахини и др.) пользовались особым покровительством. Речь шла также об ограничении файды, или кровной мести (werra); но что касается «большой войны» (войны в прямом смысле слова), которая ведется публичной властью с помощью войска и военных походов, то на нее эти меры не распространялись.

Божье перемирие (treuga Dei) следует тем же настроениям, хотя и имеет свои особенности. Оно появилось на соборе в городе Тулуж (1027 г.); согласно «договору, или перемирию» (pactum sive treuga), который был провозглашен там и распространялся на епархию Эльн и графство Руссильон, всякое насилие должно быть приостановлено с девятого часа в субботу вечером до часа первой молитвы в понедельник утром: постановление того же порядка, что и постановление, запрещающее по воскресеньям судебные тяжбы, ручной труд и торги.

В 1041 г. епископ Прованса, несомненно, под влиянием аббата Клюни Одилона, от своего имени и от имени всех епископов Галлии отправил епископам Италии послание, в котором просил их принять и хранить «Божий мир и перемирие, кои нам ниспосланы с небес Божьим милосердием и коих мы твердо держимся, приняв их. Они состоят в том, чтобы с начала вечерни в четверг и до восхода солнца в понедельник утром среди всех христиан, друзей и врагов воцарялись твердый мир и перемирие».

Несколько лет спустя Божье перемирие было введено в Аквитании, в Бургундии, в Нормандии, в епархиях Вьенна и Безансона. Папство, сначала во времена Николая II, а затем Урбана II, оказало, в свою очередь, содействие в распространении движения за мир на все христианские страны. К прежним были добавлены новые периоды воздержания от войны: Рождественский пост, Рождество, Великий пост, Пасха, время между Вознесением и Пятидесятницей, включая оба праздника, три праздника Девы Марии и дни некоторых святых.

Движение за мир, в двух своих проявлениях, имело разнообразные последствия. Возникшее из-за несостоятельности публичной власти в некоторых странах Запада, оно побудило королей и князей взять инициативу на себя: Людовик VII в 1155 г. указом против «нарушителей мира» предусматривал «подавление разгула зловредности и обуздание насилия разбойников»; Фридрих Барбаросса в 1158 г. провозгласил мир во всей Италии; многочисленные «земские миры», коими отмечена история Священной Римской империи, порождены той же идеей. В результате война не была изжита, а лишь стала уделом небольшого числа власть имущих, обладавших, по словам Макса Вебера, монополией на насилие. Меры Людовика Святого и его преемников против частных войн были логическим следствием движения за мир.

Оно привело к созданию народных милиций, дало явный толчок борьбе народа с феодалами и содействовало освобождению городов. Действительно, милициям мира «был присущ антииерархический дух: не только потому, что сеньорам-грабителям они противопоставляли крестьян, но главным образом потому, что они заставляли людей защищаться самостоятельно, не ожидая помощи от законных властей <…>. Именно с карательных походов с развевающимися церковными хоругвями против замков сеньоров-грабителей в Мане в 1070 г. началось французское коммунальное движение».

Людовик VI, явно по совету монахов Сен-Дени, искусно использовал эту народную инициативу в интересах капетингскои монархии. Таков с самого начала был смысл его деятельности. «Поскольку старость и болезнь вынудили Филиппа (I) сойти с высот королевского достоинства и сила правосудия в отношении тиранов слишком ослабла, то Людовик, чтобы покончить с тиранией грабителей и мятежников, первым делом обратился за помощью к епископам всей Франции <…>. И прелаты тогда постановили, что священники со знаменами и всеми своими прихожанами будут участвовать с королем в осадах и сражениях». Одним из многих свидетельств движения за мир была, например, орифламма Сен-Дени, принесенная на поле битвы при Бувине, как знамя мира, знамя-покровитель коммун.

Предписаниями Божьего перемирия было запрещено в любое время года только насилие, не связанное собственно с войной. Что же касается справедливой войны, то большинство знатоков канонического права и теологов считали бесполезным накладывать на нее какие-либо временные ограничения. Св. Фома Аквинский допускал даже, что в случае необходимости (а справедливая война всегда необходима) можно воевать в дни самых торжественных праздников. Однако некоторые мыслители были более требовательными: мэтр Руфин «Свод декретов» (Summa Decretorum, ок. 1157 г.) предписывал уважать церковные праздники, соответственно, в эти дни наказание злодеев, даже и заслуженное, должно было приостанавливаться. С другой стороны, и общественное мнение, согласно разным свидетельствам, возможно, из суеверного страха считало ненормальным воевать в сакральные времена года.

Божий мир, напротив, в значительной мере содействовал оформлению понятия естественной неприкосновенности невоюющих и их имущества. Непосредственно с идеей Божьего мира связан перечень тех, кто во время войны имеет «охранную грамоту без требования»: людей Церкви, от прелатов до паломников, включая капелланов, послушников и отшельников, «пастухов и всяких работников», крестьян, купцов, женщин, стариков и детей. Вот что пишет Оноре Бове в «Древе сражений» (около 1386 г.): «Хотя выяснение обычаев, коих воины раньше придерживались, – дело сложное и не бесспорное, тем не менее я уверен, что согласно старому праву и старым обычаям для добрых воинов бесчестно пленять стариков, если те не воюют, а также женщин и невинных детей. Несомненно, что требовать за них выкуп очень дурно, ибо известно, что они не способны сражаться <…>. Те же, кто так поступает, должны называться грабителями». Предлагая английскому правительству в 1435 г. план всеобщей войны без всякой пощады к мирным жителям, сэр Джон Фастолф столкнулся с необходимостью найти оправдание и представил ее как неизбежный, естественный ответ на действия противника.

С движением за мир можно также связать анафему, объявленную Латеранским собором 1139 г. лучникам и арбалетчикам, которые пользуются своим ненавистным оружием в войнах между христианами. Этот запрет, на который в «Декрете» Грациана нет и намека, был в «Декреталиях» Григория IX. Конечно, как уже было сказано, он получил лишь временное и ограниченное применение. И если Пьерле Шантр (ок. 1200 г.) допускал использование лука и арбалета против неверных, язычников, катаров, а также в справедливых войнах, то Ричард Английский, Раймунд де Пеньяфорт и Жан де Дье придерживались запрета, введенного II Латеранским собором. Примечательно, однако, что ни усовершенствование метательной артиллерии, ни появление огнестрельной артиллерии не вызвали со стороны Церкви подобного осуждения. Возможно, что в конечном счете II Латеранский собор имел в виду не столько вид оружия, сколько тип воина. Это те профессиональные военные, о которых Пьер ле Шантр сказал, что их ремесло относится к неизбежно пагубным для души, поскольку они получают жалованье за убиение невинных.

Наконец, движение за мир благоприятствовало формированию и распространению рыцарского идеала. Церковь действительно стремилась использовать рыцарей и вовлечь их в борьбу с насилием, одновременно противодействуя их воинственности. Она несколько раз провозглашала создание «рыцарства мира», пользующегося, как и крестоносцы, привилегией иммунитета.

Одно из первых свидетельств отношения Церкви к тому, что станет позднее рыцарским призванием, содержится в «Житии» св. Геральда Орильякского, написанном около 930 г. св. Одоном, аббатом Клюни. Впервые, как замечает Жорж Дюби, здесь показано, что знатный, властный человек может достичь святости, стать «воином Христовым» (miles Christi), не отвергая оружия (но и не проливая крови). Военная служба как особая функция одного из сословий общества приобретала духовную ценность и становилась спасительной. Отныне появилось законное воинство. Ансельм Луккский около 1082 г. писал, что «военные могут быть людьми праведными». Немного позднее Бонизон Сутрийский посвятил отдельную главу своей «Книги о христианской жизни» (Liber de vita Christiana) обязанностям рыцарей: они должны даже с риском для жизни хранить верность своему сеньору, защищая его, воздерживаться от грабежей, преследовать еретиков и схизматиков, защищать бедных, вдов и сирот, не нарушать данной клятвы. Затем светские или ученые литературные сочинения (от героических песней до «Поликратикона» (Policraticon) Иоанна Солсберийского) стали популяризировать рыцарский идеал, в чем-то уточняя его, и в середине XII в. он получил свое классическое определение. В дальнейшем этот идеал будет развиваться в том же направлении, о чем свидетельствует перечень 31 греха или порока рыцарей, который в начале XIV в. составил Альварес Пелайо в книге «О плаче Церкви» (De planctu Ecclesie): 1) рыцари обычно живут грабежом, особенно в Галисии; 2) они часто воюют против своей отчизны и своих сеньоров, коим обязаны служить; 3) они участвуют в несправедливых войнах; 4) они сражаются на турнирах, особенно во Франции; 5) они в любое время готовы вызвать на поединок или принять вызов; 6) получая плату, они не служат или приходят на службу с меньшим количеством лошадей, чем нужно; 7) они считают себя рыцарями, еще не став ими; 8) будучи посвященными в рыцари и поучаствовав в войнах, они вступают в духовные ордены; 9) они сражаются не за Бога и общественное дело, а ради добычи и умножения своих богатств; 10) многие, особенно в Ломбардии, Тоскане и Патримонии св. Петра, посвящаются в рыцари родственниками или друзьями, а не императором, королями или князьями; 11) они часто дезертируют во время справедливых войн, бросая своих сеньоров на произвол судьбы и становясь виновными в оскорблении его величества; 12) они унижают себя, принимая административные должности; 13) они клятвопреступники, поскольку обычно не верны присяге, данной в том, чтобы презирать смерть ради спасения общественного дела; 14) они покидают государственную службу, не имея на то разрешения, а получив его и живя дома, желают и рыцарскими привилегиями пользоваться, и жалованье получать; 15) некоторые вновь становятся рыцарями после торжественного покаяния; 16) многие, убив священника, остаются рыцарями; 17) они пользуются рыцарским достоинством, забыв, что рыцарство было учреждено для того, чтобы карать несправедливых и мстить нечестивым; 18) они не соблюдают рыцарские обычаи и нормы; 19) они воюют безжалостно и жестоко, чтобы мстить, господствовать и вредить; 20) сражаясь, они имеют в виду не общественное, а личное благо; 21) они не подчиняются своим старшим в делах полезных и законных; 22) они берут сверх жалованья; 23) они убивают людей и воюют без законного разрешения старших; 24) они часто виновны в симонии; 25) некоторые становятся рыцарями после публичного покаяния; 26) в рыцарском сословии некоторые продвигаются к почетным должностям не постепенно, а сразу; 27) в справедливых войнах они участвуют нехотя, как трусы, а значит – без заслуги; 28) они покидают войско до победы или до окончания срока службы; 29) они часто убивают своих пленников; 30) рыцари часто занимаются грабежом, особенно в Испании; 31) они бахвалятся победами даже во время мира.

Если оставить в стороне такие качества, как повиновение и верность, предписанные рыцарским идеалом, то получится, что Церковь доверила рыцарям ту известную миссию, которая ранее вменялась в обязанность главным образом королям (правда, с каролингской эпохи миссия защиты бедных и слабых стала возлагаться и на аристократию); и подобно тому, как движение за мир в XI в. возникло из-за несостоятельности монархической власти, которую вынуждены были заместить по своей инициативе и под свою ответственность власти местные, так позднее бессилие или, видимо, безразличие королей к поддержанию порядка привели Церковь к тому, чтобы обратиться к социально-профессиональному слою, который теоретически должен был бы поставлять только исполнителей всех уровней. «Церковь вошла в прямой контакт с военной профессией без посредничества королей». В свете этого не кажется невозможным сближение коронации, или миропомазания, королей с церемонией посвящения в рыцари, внедрение христианской религии в которую становилось все более и более явным.

Влияние Церкви прежде всего проявилось в благословении оружия. Этот обычай известен с конца лангобардской эпохи в Италии. Разные папские постановления, начиная с середины X в., одобряли формулы освящения оружия (освящение знамени, меча, шпор, щита – consecrationes vexilli, ensis, gladii, calcarum, clipei). Одна молитва о воюющих (oratio super militantes) содержала следующие слова: «Услышь, Господи, наши молитвы и благослови своей царственной дланью этот меч, коим слуга Твой желает быть препоясанным, дабы защищать и охранять церкви, вдов, сирот и всех служителей Божьих от жестокости язычников и наводить страх на всех коварных».

Наряду с чисто светскими обрядами посвящения в рыцари, которые всегда были наиболее распространенными и сопровождались лишь общим благословением священника, или капеллана, существовали, начиная примерно с XI в., и торжественные церемонии, проводившиеся обычно в Троицын день высшими прелатами. Вильгельм Завоеватель велел архиепископу Кентерберийскому Ланфранку посвятить в рыцари одного из своих сыновей. Один понтификал Реймской епархии, составленный в начале XI в., описывает благословение меча, знамени, копья, щита, самого рыцаря и передачу ему меча епископом. К той же эпохе относится текст с описанием ритуала кельнской церкви – «порядок вооружения защитника Церкви или другого воина» (ordo ad armandum Ecclesiae defensorem vel alium militem).

Когда эволюция ритуала, детали которой предстоит уточнить, завершилась, Гийом Дюран около 1295 г. составил «Понтификал» (Pontifical), включенный в XIV в. в «Римский понтификал» (Pontifical romain), где перечислил разные стадии благословения нового рыцаря (benedictio novi militis). Сначала происходит благословение меча и другого оружия «для защиты церквей, вдов, сирот и всех служителей Божьих от жестокости язычников». Другое благословение напоминает, что Господь дозволил пользоваться мечом в человеческом мире, «дабы обуздывать злодеяния окаянных и защищать справедливость», пожелал учреждения воинского ордена ради защиты народа и потому велел св. Иоанну Крестителю, когда тот встретит рыцарей в пустыне, передать им, чтоб никого не притесняли и довольствовались своим жалованьем. Бога молили дать победу своему слуге, который «подставляет выю под ярмо рыцарства», как некогда он дал победу Давиду и Иуде Маккавею. Рыцарь никогда не должен ранить кого-либо несправедливо, но всегда защищать мечом «дела справедливые и правые». Его переход от «низкого состояния» (minor status) к «новой рыцарской чести» сопоставлялся со словами Писания: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который непрестанно обновляется». Затем прелат брал обнаженный меч с алтаря и, вложив свою руку в правую руку нового рыцаря, говорил: «Прими этот меч во имя Отца, Сына и Духа Святого и пользуйся им, защищая себя и Святую Божью церковь, веру христианскую и корону королевства Франции на погибель врагам креста Христова». Затем меч вкладывался в ножны, и будущий рыцарь препоясывался им, после чего он вытаскивал его и трижды энергично потрясал им. Прелат может тогда отметить его «рыцарский характер» и дать ему поцелуй мира со словами: «Будь рыцарем мирным, доблестным, верным и преданным Богу». Пощечина же сопровождается следующими словами: «Очнись от сна злокозненности и бодрствуй в вере Христовой ради славы, достойной хвалы». Затем новопосвященный получал благородные подарки – шпоры и, из рук прелата, свой штандарт.

Очевидной кажется также связь между идеями Божьего мира и крестовых походов: разве первый канон Клермонского собора, в конце которого Урбан II объявил о походе на Иерусалим, не касался вопроса о Божьем мире? В обоих случаях, как уже отмечалось, символика креста играла определяющую роль, и служение справедливого и кающегося рыцаря, воина Христова, состояло как в наказании неверных, так и в возмездии злодеям и еретикам.

Однако идея крестового похода заключала в себе еще одну, по крайней мере, столь же важную составляющую: поскольку это была война, постольку это было и паломничество. Вот почему обет принять крест можно сблизить не с клятвой мира, какую приносили в конце синодов или соборов, а с обетом паломничества, какой при разных обстоятельствах могли дать христиане. Во многих теоретических рассуждениях о крестовых походах, появлявшихся со второй половины XII в., сознательно или нет опускаются военные аспекты паломничества в Святую землю.

Указывали, что «к концу XI в. <…> западный христианский мир пришел к новой, еще мало известной, но важной концепции войны – войны священной. Хотя она сложилась на основе августиновского понятия справедливой войны, концепция священной войны шла гораздо дальше положений Августина. Священная война считалась не только не оскорбляющей Господа, но и безусловно угодной ему. Действия ее участников расценивались не просто как морально приемлемые, но, поскольку они сражались за благочестивое дело, как доблестный подвиг, заслуживающий особой милости Божьей, воплощенной в отпущении грехов, какое только может дать папа».

Действительно, полное отпущение грехов, изначально понимаемое как искупление, или смягчение наказания, заменившее посты и другие виды умерщвления плоти, впервые было обещано папой Урбаном II в 1095 г. («И путь этот будет стоить любого покаяния»). Нельзя, однако, сказать, что идея священной войны была совершенно неизвестна в предшествующие столетия: еще во времена набегов сарацинов папство обещало Божью милость воинам, которые прибудут защищать его. Новшество было скорее в том, что теперь священной войной объявлялись военные действия, которые носили явно наступательный характер. За этим скрывается уже иная реальность, не только делавшая крестовые походы правомерными, но и представлявшая их даже образцом справедливейшей войны (bellum justissimum). Дело в том, что, с одной стороны, христианский мир видел себя осажденной крепостью, и совершаемые им походы сравнивались с вылазками осажденных, а с другой – Святая земля рассматривалась прежде всего как царство Христа, и его столица, Иерусалим, должна быть не взята, а возвращена, вновь обретена верными Кресту. Эта война, следовательно, ведется не по одной лишь воле людей, вопрошающих свой разум, законна она или нет, а по прямому волеизъявлению Господа (отсюда клич: «Так хочет Бог»), непосредственно вдохновляющему души христиан.

Со второй половины XII в. к прежним добавилось и еще одно оправдание крестовых походов: поскольку сарацины захватили земли, некогда составлявшие часть Римской империи, то Церковь как наследница этой Империи имеет законные основания вернуть себе то, что было у нее силой отнято. Поэтому в XIII в. Гостензий дал справедливой войне, которую христиане вели против неверных, название «римская война» (bellum romanum). Более того, христиане имели право покарать народ Ислама, который они считали «нацией в высшей степени виновной» (summa culpabilis).

Наконец, войны против неверных вызвали и некоторые сомнения, скорей скрытые, чем явные, у знатоков канонического права и теологов. Так, Гугуччо (ок. 1140-1210 гг.) допускал, что у сарацинов есть некоторые права на занятые ими земли; если он сохранял за папством монополию на крестовые походы, то не только ради возвеличения наследников св. Петра, но и для того, чтобы не позволить любой светской власти объявлять войну, которая почиталась бы священной; кроме того, по его мнению, крестовый поход должен был ограничиваться землями Иерусалима и не затрагивать другие земли Римской империи, захваченные Исламом. Поэтому в следующем столетии Иннокентий IV, занимавший ту же позицию, проявил мало энтузиазма по поводу крестового похода Людовика IX в Египет. Гугуччо, в котором можно видеть самого большого знатока канонического права в Средние века, отрицал право христиан воевать с сарацинами только потому, что они – неверные, и даже ради их обращения. Но Иннокентий IV, как и Гостензий, с большей легкостью оправдывал борьбу с еретиками – дело веры, дело мира, дело Христа (negotium fidei, negotium pacis, negotium Christi), – которую стали называть «крестом по сю сторону моря» (crux cismarina) в противоположность понятию «креста по ту сторону моря» (crux transmarina), поскольку еретики сознательно отринули истинную веру и их прозелитизм представлял великую опасность для христианских душ.

Следующая глава >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *