Доклад про ангелов

Духовная Академия «Благодать»

Российской Церкви христиан веры евангельской

РЕФЕРАТ Тема:»Библейское учение об ангелах»

Выполнил студент заочного отделения магистратуры

Цой Вадим

2009-2010г.

На протяжении многих лет в современном мире некоторые люди насмехались над мыслью о существовании ангелов. Они верили в то, что понятие об ангелах было выдумано в темные времена бедными, невежественными людьми, которые были склонны фантазировать, а образованные люди современного мира, просвещенного времени не верили в эти выдумки. В результате, они утверждали, что вера в существование таких сверхъестественных существ — это суеверие, которое нужно отбросить.

В продолжение этих лет большинство людей даже не задумывались о существовании ангелов. Многие совершенно забыли о существовании этих существ. Другие не хотели утруждать себя мыслями о том, что (на первый взгляд) не имело никакого практического применения в их повседневной жизни.

Сегодня же, напротив, мир переживает чрезмерное увлечение ангелами.

90-е годы свидетельствуют о «взрыве» книг, статей, значков, картин, телевизионных программ и фильмов об ангелах.

Существует, по меньшей мере, два негативных последствия этого нового увлечения:

Во-первых, многое из того, что производится в этом направлении, ведет к заблуждению и отличается неточностью.

Во-вторых, для некоторых людей чрезмерное увлечение ангелами приобрело почти всепоглощающий смысл.

Библия — это самый точный и авторитетный источник о предмете ангелов, так как ее первоначальный Автор — Бог, Создатель и Владыка ангелов. Библия содержит важные откровения об этих духовных существах. Тот факт, что Св. Писание содержит эти откровения, свидетельствует о желании Бога, чтобы люди знали о существовании ангелов и обладали точными знаниями о них.

К тому же Библейские откровения ясно показывают, что ангелы — это не высшие существа во вселенной. Они всего лишь существа, подвластные Богу как Личности и Владыке, и которым никогда не нужно поклоняться.

Они служат Богу и даже людям. Но, несмотря на то, что Библия содержит эти откровения, основное внимание она все же уделяет Богу, а не ангелам.

Таким образом, она избегает этого нового чрезмерного увлечения ангелами и указывает на то, что такое увлечение неправильно и ошибочно.

Из того, что Библия избегает всех этих крайностей, мы можем сделать вывод, что она дает сбалансированное представление об ангелах.

Люди должны обладать точными знаниями, находящимися в Св. Писании, об этих духовных существах, но не должны слишком увлекаться ими. Так как Бог — от начала Автор Библии, то в дальнейшем мы можем заключить, что это сбалансированное представление — правильное.

Мы надеемся, что данное изложение этих откровений будет соответствовать Библейской точке зрения.

Существование, количество и природа ангелов

Ангелы по своей природе — это духовные существа. Они не имеют физических тел, не имеют пола, не умирают; они невидимы, они созданы. Они — личности и могущественные существа.

Существование ангелов

Библия ясно говорит, что существование ангелов — это реальность. По меньшей мере, три факта указывают на это.

Во-первых, 34 из 66 книг Библии, то есть более половины, называют ангелов простым термином «ангел» (во множественном или единственном числе) а также, говоря об ангелах, Библия подразумевает, что они существуют. Интересно отметить, что 17 из этих книг находятся в Ветхом Завете и 17 в Новом. Таким образом, свидетельство в равной степени разделено между Ветхим и Новым Заветами.

В свете этого, факт существования ангелов не может быть легко отброшен в сторону.

В-третьих, Иисус Христос часто говорил об ангелах таким образом, что становится очевидной Его вера в их существование. Например, Он говорил об отношении ангелов к детям (Мат.18:10); Он сказал, что мог бы иметь 12 легионов ангелов в Своем распоряжении, чтобы защитить Себя от врагов (Мат.26:53); и Он сказал, что ангелы будут сопровождать Его для того, чтобы служить Ему во время Второго Пришествия (Мат.13:39-41; 16:27; 24:31; 25:31).

Отрицая существование ангелов, мы подвергаем серьезному сомнению характер и правдивость Иисуса Христа. Если Он допускал неточности в Своих высказываниях об ангелах, то, как мы можем быть уверены, что Он не допускал неточностей относительно других аспектов Своего учения?

Для тех, кто верит, что Иисус — вечный Сын Божий, воплощенный в Человека, Его высказывания о существовании ангелов представляются убедительными.

Количество ангелов

Сколько всего есть ангелов? Библия не дает нам общего числа. Сколько бы вы не листали страницы Библии, вы никогда не найдете такой фразы: «Существует 2 369 758 219 ангелов». Несмотря на то, что Св. Писание не дает нам точной цифры, все же оно указывает, что существует огромное множество ангельских существ.

Нужно отметить, что великое множество, виденное Даниилом и Иоанном, состояло из святых ангелов, служащих Богу. Оно не включало падших ангелов, которые следуют за сатаной и служат ему. Таким образом, Библия подтверждает существование огромного множества ангелов.

Природа ангелов

Они духовные существа

Что же это за существа, ангелы? Библия содержит важные откровения о природе ангелов. Прежде всего, ангелы по своей природе духовные существа. В Послании к Евреям отмечено, что они — «служебные духи» (Евр.1:14). Из того, что ангелы — это духовные существа, мы можем сделать несколько выводов.

Ангелы по своей природе не имеют физического тела

Иисус ясно сказал, что дух не имеет плоти и костей. Он подразумевал, что к духу нельзя прикоснуться и его нельзя увидеть (Лук.24:39).

Следовательно, так как ангелы — духовные существа, то по своей природе они не имеют физических тел или плоти и костей.

Апостол Павел говорил о духовном свойстве злых ангелов, которые воюют против христиан, и поэтому они не могут быть «кровью и плотью» (Еф.6:12). Хотя по природе своей ангелы не имеют физических тел, но имели место случаи, когда ангелы временно находились в физических телах, которые можно было увидеть и прикоснуться к ним, когда это было необходимо. Библия не указывает, как или откуда они достали эти тела, и не говорит, что они сделали с этими телами потом. Она просто содержит информацию о том, что такие случаи имели место.

Одним из этих «мужей» был Господь (ст.1,13,17,20,26,33). Пока Он говорил с Авраамом, двое других «мужей» направились в Содом (ст.16,22).

Библейский текст показывает, что «мужи», направившиеся в сторону Содома, были «ангелами» (19:1,15). Несмотря на это, Лот принял их за людей. Он предложил им омыть ноги. Когда они заявили, что будут ночевать на улице, то Лот очень просил их остаться у него дома. Зная о половых извращениях, которыми был известен Содом, Лот понимал, что, разрешив им ночевать на улице, он допустил бы трагическую ошибку. Вошедши в дом Лота, двое «мужей» (ангелы) снова ели пищу (ст.2-3).

Жители Содома со всей очевидностью думали, что два человека, посетившие их город, были мужчинами. Позднее, той же ночью, мужчины всех возрастов со всего города пришли и окружили дом Лота, требуя, чтобы он передал этих двух «людей» им для того, чтобы обесчестить их. Когда Лот просил жителей Содома не причинять вреда его гостям, то они стали угрожать ему тоже (ст.4-9). В ответ на эти угрозы гости Лота простерли свои «руки» и ввели его в дом, закрыв за ним двери.

Изнутри дома, отделенные от жителей Содома дверью, ангелы сверхъестественным образом наложили на них слепоту (ст.10-11), не касаясь их физически. Очевидно, что посетители Лота не были обычными людьми.

В Послании к Евреям (13:2) написано: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказывали гостеприимство ангелам». Конечно же, здесь имеется в виду тот случай, когда Авраам и Лот оказали гостеприимство двум ангелам в физических телах.

Ангелы по своей природе не имеют тела

Этот вывод базируется на двух умозаключениях:

Во-первых, пол — это очень реальная часть нашего физического тела; и половые отношения представляются общением физических тел — двое становятся одной плотью (Мат.19:4-6; 1Кор.6:13-20; 7:1-5). В свете того, что ангелы по своей природе не имеют физического тела, должно быть очевидным, что они по своей природе также не имеют пола.

Во-вторых, Иисус учил, что когда люди воскреснут из мертвых, то будут как ангелы в небесах, где они уже не будут ни женится, ни выходить замуж (Мр.12:25). В своем учении о браке (Мат.19) Иисус показал, что Бог создал людей «мужчину и женщину» (с различием пола как части их природы) и сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ст.4-6).

Слово, переводимое как «прилепиться» в Мат.19:5, означает половое единство.

В Своих проповедях Иисус указывал на две вещи:

Прежде всего, Бог создал брак, потому что Он создал людей с различием пола. Иными словами, брак существует из-за существования половых различий. Так как брак существует из-за половых различий, то это означает, что если бы ангелы имели пол по своей природе, то у них существовал бы брак. Тот факт, что ангелы в небесах никогда не женятся, означает то, что по своей природе они не имеют пола.

Кроме того, Иисус Христос в Своем учении указал, что Бог создал пол для употребления его в браке. Кажется понятным то, что если для ангелов в небесах не существует брака, то для них не существует и причины иметь пол.

Ангелы не умирают

Два факта указывают на то, что ангелы не умирают:

Во-первых, как замечено ранее, ангелы по своей природе не имеют физического тела. Люди умирают, потому что они имеют физические тела, находящиеся под проклятием греха (Быт.2:17; 3:19; 5:3-5; Рим.5:12; 6:23; 1Кор.15:56). Так как ангелы не имеют физического тела, то они не испытывают физической смерти. Даже падшие ангелы, несмотря на их грешное восстание против Бога, не умирают.

Во-вторых, Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам и что они не будут умирать (Лук.20:36). Посредством этого Он показал, что ангелы не могут умереть. Из этого можно заключить, что ангела убить невозможно. Позднее мы увидим, что святые и падшие ангелы ведут между собой войну (Отк.12:7). В этой войне ни один ангел не может убить другого, хотя эта война приносит им определенные результаты.

Ангелы по своей природе невидимы

По своей природе ангелы невидимы для людей, пока те находятся в своем естественном смертном состоянии. Два факта подсказывают такое заключение:

Во-первых, как отмечено ранее, говоря об ангелах, Иисус подразумевал, что по своей природе дух не может быть увиден или осязаем (Лук.24:39), а раз ангелы — это духи, то по своей природе они невидимы для людей.

Во-вторых, Ап. Павел показал, что в противоположность земному и видимому, термины «престолы властители, власти и силы» — это термины для ангелов.

Небесное невидимо (Кол.1:16). В соответствии со Св. Писанием, существует два исключения тому, что ангелы невидимы смертным людям.

Первое: в тех случаях, когда ангелы имели физические тела, они могли быть видимы смертными людьми. Пример этому мы находим в Быт.18-19, где говорится о двух ангелах, явившихся Аврааму и Лоту в физических телах.

Второе: они проявляются тогда, когда Господь дает людям особое видение ангелов.

Хороший пример этого можно найти в 4Цар.6:15-17. Сирия вела войну против Израиля. Царь Сирии вместе со своими военными советниками в тайне составлял стратегические планы. Видно, что они намеренно размещали свои военные силы в засадах вдоль маршрутов, по которым должен был ехать царь Израиля. Их целью было захватить его. Однако, каждый раз, когда они ставили ловушки, израильский царь избирал иной маршрут и, таким образом расстраивал планы сирийцев (ст.8-10). Царь начал подозревать, что кто-то из его советников предатель. Он захотел знать, кто именно открывал царю Израиля их планы. Но один из советников настаивал, что ни один из них не был предателем, а царь Израиля узнавал планы сирийцев от израильского пророка Илии. На самом деле Бог слышал их секретные совещания, открывал эти планы Илие, а тот затем сообщал их израильскому царю (ст.11-12).

Царь Сирии послал отряд разведчиков, чтобы узнать, где живет Илия.

Узнав, что пророк живет в городе Доаим, он послал большое войско из солдат, лошадей и колесниц для того, чтобы захватить Илию. Город был окружен ночью (ст.13-14). На следующее утро слуга Илии встал рано, вышел на городскую стену и посмотрел за нее. Он не был готов к тому, что увидел там. Присутствие военных сил Сирии вокруг Доаима устрашило его. Он побежал к Илие и выпалил: «Господин мой, что нам делать?» (ст.15).

Илия ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (ст.16). Илия помолился и попросил Господа открыть слуге глаза, чтобы тот увидел то, что он не мог увидеть естественным образом своими смертными глазами. Господь открыл глаза слуге и тот увидел, что гора вокруг Илии полна огненных лошадей и колесниц (ст.17). Они находились там для их защиты.

На протяжении многих лет исследователи Библии учили, что слуга видел ангелов в виде огненных лошадей и колесниц. Как видим, ангелы могут принять любую форму и очертание, необходимое для выполнения служения.

Ангелы уже присутствовали и защищали Илию до того, как их увидел его слуга, но слуга не видел их до тех пор, пока Бог не дал ему особенное видение.

Внешний вид ангелов

Несмотря на тот факт, что ангелы по своей природе не имеют пола, но когда в Библейские времена они появлялись в естественном человеческом образе (в осязаемом физическом теле, как записано в Быт.18-19, или же видением, как записано в Дан.8:15; 9:21), то всегда принимали вид мужчин.

Библия не объясняет этого, она просто содержит запись о происшедшем.

Примеры

Греческое слово, которое переводится как «мужчина», имеет мужской род и относится к мужчине, особенно как к «противоположности женщины»

Марк описывает одного из ангелов как «юношу» (Марк 16:5). Греческое слово, которое переводится как «юноша», указывает на то, что этот ангел явился в образе мужчины возраста от 24 до 40 лет. Кроме того, местоимение используемое в Мр.16:6, которое переводится как «он» и относится к ангелу в пятом стихе, также имеет мужской род.

Два ангела, виденные во время вознесения Иисуса, появились в образе мужчин (Деян.1:10).

В Лук.24:4 также используется слово, переводимое как «мужчины» и, как отмечено выше, имеющее мужской род, и относящееся к мужчине, как противоположности женщине. Местоимение, используемое в Деян.1:11, переводимое как «который» и относящееся к ангелу в ст.10, также имеет мужской род.

Зах.5:9 на первый взгляд противоречит концепции о том, что в Библейские времена ангелы, появляясь в человеческом облике, всегда принимали облик мужчин. В этом тексте записано видение пророка о двух женщинах, имевших крылья, как у аиста, и державших в руках чашу, содержащую нечестие в землю Сеннаар (Вавилон). Есть некоторые причины для того, чтобы подвергнуть сомнению принадлежность этих крылатых существ к ангелам.

Первая причина: в каждом сообщении Библии об ангелах, появляющихся в естественном человеческом облике, не упоминается о крыльях как части их облика. (Если бы два ангела, посетившие Лота, имели крылья, то приняли бы их жители Содома за людей?)

Вторая причина: места Библии, которые ясно говорят о крылатых ангелах, никогда не сравнивают их крылья с крыльями аиста.

Третья причина: Библия говорит также и о другой женщине, которой были даны «два крыла большого орла» (Отк.12:14). В этом случае крылатая женщина — это не ангел, являющийся в человеческом облике.

Если сравнить описание женщины из Отк.12:1-2,4-5 с образами Ветхого Завета (Быт.37:9-10; Ис.54:5-6; Иез.16:7-14), то становится очевидным, что она представляет собой народ израильский, посредством которого в этот мир пришел Мессия. То, что крылатая женщина — не ангел, указывает на то, что присутствие крылатых женщин в Библии не означает, что это ангелы в человеческом облике.

Они были сотворены

Вторая истина о природе ангелов — это то, что они творение. Они были сотворены Богом. Они обязаны своим существованием Ему. Они не представляют собой независимо существующих существ. Об этом Библия говорит несколькими способами.

Например, всем Божиим ангелам и остальной вселенной повелевается славить Господа (Пс.148:2-4). Стих 5 объясняет, почему они должны славить Его: «Да хвалят Имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились». Более того, апостол Павел объявил, что ангелы были созданы (Кол.1:16).

Относительно сотворения ангелов нужно отметить два основных вопроса: природа и время их сотворения.

Природа их сотворения

Как было отмечено ранее, ангелы не могут воспроизводиться, так как они по своей природе не имеют половых различий. Ни один ангел не начал свое существование посредством воспроизведения. Люди же, наоборот, воспроизводятся, так как по своей природе обладают половыми различиями.

Из того, что ангелы не воспроизводятся, мы должны заключить, что каждый ангел был лично и непосредственно сотворен Богом.

Так как, в противоположность этому люди воспроизводят себе подобных, то Библия называет их «сыны человеческие» (Еккл.1:13; 2:3, 8; Дан.5:21). Раз ангелы были лично и непосредственно созданы Богом и не воспроизводят себе подобных, то о них можно сказать следующее: ангелы не имеют предков, потомков и семей. У них нет отца, матери, сыновей, дочерей, братьев, дядей, тетей или двоюродных родственников.

Хотя художественное представление об ангелах как о маленьких детях, наверное, довольно мило, но этому не существует Библейского подтверждения. Но так как люди воспроизводятся, то у них есть предки, потомки, кровные родственники и семьи.

Более того, так как каждый ангел был непосредственно и лично создан Богом, то они, в противоположность распространенному мнению, не представляют собой отошедшие души умерших людей.

Время их создания

Библия не дает нам ясного конкретного утверждения относительно времени создания ангелов. Однако учение трех мест Св. Писания, взятых вместе, указывает на время их создания.

Первое место — Иов.38:6-7. Важно заметить, что здесь говорит именно Бог (стих 1). Он объявил, что сотворение земли происходило «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (ст.7). Таким образом, Бог открыл нам, что утренние звезды (сыны Божии) присутствовали, чтобы созерцать сотворение Земли, и они были так восхищены Его великой работой, что пели и восклицали Ему хвалу.

Данное предложение показывает, что утренние звезды (сыны Божии) существовали до сотворения земли. Кто были эти утренние звезды (сыны Божии)? Пытаясь распознать их, мы должны отметить следующее:

1) тот факт, что они пели и восклицали хвалу Богу, указывает на то, что эти утренние звезды (сыны Божии) — личности, а не безликие объекты.

2) книга Иова — это книга Ветхого Завета. Основной отличительной чертой древнееврейской поэзии был параллелизм — две поэтические линии, выражающие одну и ту же мысль разными словами. Две поэтические линии: «при общем ликовании утренних звезд», и «когда все сыны Божии восклицали от радости», записанные в Иов.38:7, — примеры еврейского параллелизма; поэтому они выражают одну и ту же мысль и не говорят о двух видах существ;

В свете увиденного можно заключить, что в Иов.38:6-7 Бог открывает нам, что ангелы уже существовали и присутствовали при сотворении Богом земли.

В свете этого, чтение Быт.1:1-5 подталкивает к выводу о том, что эти стихи относятся к первому из шести дней творения. Исходя из этих мест, можно сделать три твердых заключения о времени сотворения ангелов:

1) они были сотворены до сотворения земли (Иов.38:6-7);

2) они были сотворены в течение шести дней творения, не раньше и не позже этих дней (Исх.20:11);

3) Бог сотворил небеса и землю в первый из шести дней творения (Быт.1:1). Таким образом, ангелы были сотворены Богом в первый из шести дней творения, но перед тем, как была сотворена земля, в тот же день.

Интересно отметить порядок слов в формулировке Быт.1:1. Сначала Моисей говорит о небесах, а потом о земле. Из этого следует, что в первый день Бог в первую очередь сотворил небеса. Затем, в этот же день, Он сотворил ангелов, которые населяют небеса. Далее, в тот же день, Он сотворил землю в ее первобытном незаселенном состоянии.

Они личности

Библия говорит о том, что во вселенной живут три различных вида индивидуальных существ: Божественные, ангельские и человеческие. Хотя существа каждого из этих видов обладают некоторыми особенностями, которые отличают их один от другого, все они обладают тремя особенностями личности: разумом, чувствами и волей.

Ангелы и свойства личности

Библия имеет доказательство того, что ангелы обладают свойствами личности.

Разум

Когда в Капернаумской синагоге Иисус встретил человека, одержимого бесом, то этот бес, обращаясь к Господу, использовал разумную речь; он обладал знанием, проницательностью и понимал устные приказы (Лук.4:33-35). Из всего этого мы можем установить, что бесы — это падшие злые ангелы.

Хотя ангелы и обладают разумом высокого уровня, они все же не знают всего. Они не знают дня и часа второго пришествия Христа (Мат.24:36).

Они постигают многоразличную премудрость Божию, наблюдая за тем, как Он созидает Церковь (Еф.3:10). Божий труд по спасению грешных людей составляет для них тайну (1Пет.1:9-12).

Чувства

Ангелы наделены эмоциями и испытывают их. Когда они наблюдали за тем, как Бог сотворил землю, они испытывали великую радость (Иов.38:4-7). Сатана как ангел испытает большую ярость, когда во время Великой Скорби он и его падшие ангелы будут сброшены на землю с их небесных сфер (Отк.12:7-12).

Воля

Ап. Павел говорит о людях, которых сатана заключил в «свою волю» (2Тим.2:26). Таким образом, он показал, что сатана, который сам ангел, также имеет волю. В давние времена некоторые ангелы решили восстать против Бога и посредством этого превратились в злых ангелов. Остальные ангелы решили остаться верными Богу и посредством этого остались святыми. Тот факт, что ангелы приняли такое решение, свидетельствует о том, что они имеют волю. Они не служат Богу по принуждению.

В свете этого мы можем заключить, что все ангелы обладают свойствами личности и представляют собой личности.

Они могущественные существа

Библия имеет примеры проявления их большой силы. Например, ангелы имели силу наложить слепоту на людей Содома, не прикасаясь к ним физически (Быт.1:10-11). Ангел закрыл пасти львов для того, чтобы они не могли причинить вреда Даниилу (Дан.6:22). Захария, отец Иоанна Крестителя, за свое неверие был на некоторое время наказан немотою ангелом Гавриилом (Лук.1:19-22). Само присутствие ангела вызвало большое землетрясение (Мат.18:2). Ангел освободил апостолов из заключения, сделав так, чтобы цепи упали с их рук, и двери темницы открылись без использования ключей или физической силы (Деян.5:17-19; 12:1-11). За то, что царь Ирод Агриппа I принял от некоторых своих подчиненных присвоение ему божественной сущности, ангел поразил его неизлечимой болезнью (Дея.13:20-23).

Во время грядущей Великой Скорби ангелы будут подвергать мир наказанию (Отк.8:18). Во время второго пришествия Христа ангелы заберут всех живых неспасенных людей с земли и бросят их в ужасное место суда (Мат.13:37-42; 47-50). Тогда же остаток спасенных иудеев, живущих на земле, будет собран ангелами со всего мира на своей родине (Мат.24:29-31; Ис.27:12-13).

Библия открывает нам, что сила ангелов превосходит силу людей. Апостол Петр говорит о том, что ангелы «превосходят их крепостью и силой» (2Пет.2:11). Павел повелевал христианам: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» и «облекитесь во всеоружие Божие», для того чтобы противостоять атакам злых ангелов (Еф.6:10-18). Таким образом, он подразумевал, что сами по себе смертные христиане не могут даже сравниться с силою злых ангелов. Единственный способ эффективной борьбы с этой превосходящей ангельской силой — это использование постановлений, которые Господь приготовил для верующих.

Таким образом, становится ясно, что существует коренное различие между силой ангелов и силой людей. Ангельскую силу можно классифицировать как сверхъестественную. В противоположность этому, человеческая сила всего лишь естественная. Важно отметить то, что хотя ангельская сила и сверхъестественная, она имеет ограничения. Ангелы не всемогущи.

Библия указывает на то, что один Бог всемогущ, и поэтому ангелы не могут даже сравниться с могуществом триединой Личности. Реальность этого была показана несколькими способами. Бог имеет силу заключить группу ангелов во тьму и удерживать их там до последнего Суда (2Пет.2:4; Суд.6). Он имеет также силу ограничить сатану в его действиях против Иова (Иов.1:8-12; 2:1-6). Христос имел власть изгонять бесов — «падших ангелов», а также заставлять их отправляться, куда Он им приказывал (Мат.9:32-33; Лук.8:26-36).

В конце всей истории существования земли Бог сокрушит последнее восстание сатаны и сбросит сатану в огненное озеро, где он будет постоянно мучим на протяжении вечности (Отк.2:7-10 ср. Мат.25:41). Это самый важный момент, так как известно, что в своем первоначальном святом состоянии сатана был самым могущественным ангелом, сотворенным Богом (Иез.28:11-15). Из того, что даже самый могущественный ангел не может сравниться с силою Бога, становится понятно, что ни один ангел не обладает могуществом, равным Божьему.

Даниэль Труссони

Ангелология

Посвящается Анджеле

Ангелология — одна из древнейших ветвей богословия. Включает в себя как теорию — классификацию ангельских иерархий, так и практику — выявление пророчеств и других непосредственных вмешательств ангелов в историю человечества.

Пещера Глотка Дьявола, Родопы, Болгария.

Зима, 1943 год

Ангелологи осматривали тело. Никаких следов разложения. Кожа гладкая, словно пергамент. Глаза цвета аквамарина — безжизненны, взгляд устремлен вверх. Высокий лоб и атлетические плечи в ореоле золотых волос. Даже одежда из странной белой материи с металлическим отблеском была чистой, как будто существо умерло в палате парижской больницы, а не в пещере глубоко под землей.

Никого не удивляла прекрасная сохранность тела. Перламутровые ногти, плоский живот без пупка, полупрозрачная кожа — все как положено, даже крылья на месте. И все же оно слишком прекрасно, так не похоже на то, что они изучали на репродукциях эпохи раннего Возрождения, разостланных перед студентами, словно дорожные карты, в душных библиотеках. Всю жизнь они ждали этого. Хотя в глубине души каждый опасался, что их глазам предстанут отвратительные останки — кости, покрытые иссохшими мышцами, подобно мумиям из археологических раскопок. А вместо этого — тонкая узкая рука, орлиный нос, розовые губы, сжатые в застывшем поцелуе. Ангелологи склонились над телом, как будто ждали, что существо моргнет и очнется.

ПЕРВАЯ СФЕРА

Страстно хотите, чтоб разум
К свету вас вывел, но будет
Мраком погублен, кто взглянет
В бездны его, и утратит
Высшее счастье навеки.
Боэций. Утешение философией.Перевод В. И. Уколовой и М. Н. Цейтлина

Женский монастырь Сент-Роуз,

Хадсон-Ривер-Вэлли, Милтон, штат Нью-Йорк.

23 декабря 1999 года, 04.45

Эванджелина проснулась еще до восхода солнца. На пятом этаже было тихо и темно. Неслышно, чтобы не разбудить сестер — те молились всю ночь напролет, — она собрала в охапку ботинки, чулки и юбку и пошла босиком к умывальной. Быстро оделась, не глядя в зеркало, в общем, и не проснувшись толком. В узком окне виднелось монастырское подворье в предрассветном тумане. Обширный заснеженный двор простирался до самого Гудзона, до рощицы голых деревьев на берегу. Женский монастырь Сент-Роуз возвышался прямо над рекой, и при свете дня казалось, что есть два монастыря — один на суше, а другой в воде. Легкая волна создавала обманчивое впечатление, что отражение и реальность переходят друг в друга. Летом иллюзию разрушали баржи, а зимой — льдины. Широкая черная лента словно отпечатывалась на чистом белом снегу. Вскоре ее позолотит утренний свет.

Эванджелина плеснула холодной водой в лицо. Что-то ей приснилось, но вспомнить не получалось: лишь тревожное предчувствие, ощущение одиночества и крушения надежд. Она сбросила тяжелую фланелевую сорочку и задрожала от холода. Оценивающе оглядела себя — худые руки, стройные ноги, плоский живот, растрепанные каштановые волосы, золотой кулон на груди. В зеркале отражалась сонная юная девушка в белых хлопковых шортиках и нижней рубашке — такое белье выдавали обитательницам монастыря Сент-Роуз два раза в год.

Эванджелина поспешила одеться. В ее гардеробе имелись: пять одинаковых черных юбок до колена, семь черных водолазок для зимы, семь хлопковых блузок с короткими рукавами и глухим воротом для лета, один черный шерстяной свитер, пятнадцать пар нижнего белья и множество черных нейлоновых чулок, то есть самое необходимое. Она надела водолазку и повязала вокруг головы ленту, крепко прижав ее ко лбу перед тем, как накинуть черное покрывало. Затем натянула чулки и шерстяную юбку, застегнула пуговицы, молнию, оправила складки — быстрыми привычными движениями. И сразу же превратилась в сестру Эванджелину францисканской Непрестанной Адорации, с неизменными четками в руке. Она положила ночную сорочку в корзину для грязного белья в дальнем конце умывальной и приготовилась встретить новый день.

Сестра Эванджелина соблюдала ежедневную молитву с пяти до шести утра с тех пор, как достигла совершеннолетия и приняла постриг. Она жила в монастыре Сент-Роуз с двенадцати лет и знала его так же хорошо, как женщина знает нрав своего возлюбленного. Спускаясь с этажа на этаж, она проводила кончиками пальцев по деревянным перилам; ноги, обутые в ботинки, легко сбегали по ступенькам. Монастырь в этот час обычно бывал пуст, в углах таились синие тени, царила гробовая тишина. Но после восхода солнца жизнь в Сент-Роузе закипала, как в улье: работа и молитвы, и все вокруг наполнялось благодатью. О тишине можно было забыть — сестры до отказа заполняли лестницы, общие комнаты, библиотеку, кафетерий и множество спален размером с кабинку туалета.

Эванджелина пробежала три последних лестничных марша. Она могла добраться до часовни с закрытыми глазами.

На первом этаже сестра вошла во внушительный центральный коридор. На стенах висели портреты давно умерших аббатис и выдающихся сестер, изображения монастыря в разные годы. Сотни женщин смотрели из рам, напоминая каждой сестре, идущей на молитву, о том, что она часть древнего благородного матриархата, где все женщины — и живые, и мертвые — выполняли одну общую миссию.

Сестра Эванджелина понимала, что рискует опоздать, но все же остановилась посреди коридора. Здесь в позолоченной раме висело изображение Розы из Витербо — святой, по имени которой назван монастырь. Маленькие руки молитвенно сложены, над головой сияет едва заметный нимб. Святая Роза прожила недолго. В три года с ней стали говорить ангелы, убеждая девочку передать их сообщения всем, кто слышит, и Роза подчинилась. Юной девушкой она проповедовала язычникам совершенство Бога и Его ангелов. Ее осудили на смерть как ведьму. Горожане привязали ее к столбу и зажгли костер. К ужасу толпы, Роза не горела. Она стояла в клубах пламени три часа и разговаривала с ангелами, а огонь облизывал ее тело. Нашлись те, кто поверил, что ангелы окружили девушку и закрыли ее прозрачной защитной броней. В конце концов она умерла в огне, но чудесное вмешательство оставило ее тело невредимым. Нетленное юное тело святой Розы пронесли по улицам Витербо через несколько лет после ее смерти, и на нем не было заметно ни малейшего следа перенесенного испытания.

Думая об этом, сестра Эванджелина направилась в конец коридора, где большая деревянная дверь с вырезанными на ней сценами Благовещения отделяла монастырь от церкви. По одну сторону порога осталась скромность монастыря, по другую возвышалась величественная церковь. Сестра Эванджелина услышала звук собственных шагов — ковровое покрытие уступило место бледному розоватому мрамору, испещренному зелеными прожилками. Всего один шаг через порог — но разница огромна. Воздух отяжелел от ладана, свет, проникающий сквозь витражные окна, приобрел синий оттенок. Белые оштукатуренные стены сменились огромными каменными плитами. Потолок стал гораздо выше. Глаза привыкли к золотому изобилию неорококо. Оставив за спиной монастырские стены, Эванджелина отрешилась от материальных обязательств общины и вошла в сферу небесную — сферу Бога, Богоматери и ангелов.

В первые годы пребывания в Сент-Роузе Эванджелине казалось чрезмерным количество изображений ангелов в церкви Девы Марии Ангельской. Девочкой она считала их слишком вездесущими и вычурными. Существа заполняли каждую щель, оставляя лишь небольшое пространство. Серафимы окружали центральный купол, мраморные архангелы придерживали углы алтаря. Колонны инкрустированы золотыми нимбами, трубами, арфами и крылышками. С обеих сторон кафедры гипнотическим взглядом смотрели вырезанные херувимы. Эванджелина понимала, что все это изобилие — жертва Богу, символ преданности, но втайне предпочитала простоту монастыря. Пока девочка училась, она критически относилась к сестрам-основательницам, спрашивая себя, почему они не использовали такое богатство в лучших целях. Но ее мнение изменилось после того, как она приняла монашество, будто сама церемония смены одежды заставила ее смягчиться и начать думать, как остальные. Спустя пять лет в постриге девочка, которой она была, почти исчезла.

Окунув указательный палец в чашу со святой водой, сестра Эванджелина осенила себя крестным знамением — лоб, сердце, левое плечо, правое плечо — и пошла через узкую романскую базилику, мимо четырнадцати кальварий, скамеек из красного дуба с прямыми спинками и мраморных колонн по широкому центральному проходу через неф к ризнице, где в шкафчиках в ожидании мессы были заперты чаши, колокольчики и ризы. Она подошла к двери в дальнем конце ризницы. В этот час в церкви царила полутьма. Глубоко вздохнув, Эванджелина закрыла глаза, словно подготавливая их к яркому свету. Затем, с колотящимся сердцем, положила руку на холодную медную выпуклость и нажала.

Перед ее взором открылась часовня Поклонения. Стены переливались золотом. Эванджелина как будто очутилась внутри эмалированного яйца Фаберже. Это была личная часовня сестер-францисканок от Непрестанной Адорации, с высоким центральным куполом и огромными панелями из небьющегося стекла. Главным шедевром часовни Поклонения был ряд витражей прямо над алтарем. На них изображались три ангельские сферы: первая — сфера серафимов, херувимов и престолов; вторая — сфера доминионов, добродетелей и сил; третья — сфера начал, архангелов и ангелов. Вместе все три сферы образовывали небесный хор, голос небес. Каждое утро сестра Эванджелина смотрела на ангелов, парящих на сверкающих стеклянных просторах, и пыталась представить себе их истинное великолепие, чистый сияющий обжигающий свет, который исходит от них.

Сестры Бернис и Бонифация, которые обязаны были поклоняться с четырех до пяти, стояли на коленях перед алтарем. Они синхронно перебирали резные деревянные бусинки четок — всего бусинок было семьдесят, — словно желая произнести самое последнее слово последней молитвы с таким же воодушевлением, как и первое. В любое время дня и ночи в часовне перед белым мраморным алтарем стояли рядом на коленях две сестры, объединенные общей целью. Их губы произносили одинаковые молитвы. Объект поклонения сестер был заключен в золотую дарохранительницу, висящую высоко над алтарем. Это была белая облатка — Тело Христово, — окруженная золотистым сиянием.

Сестры-францисканки молились каждую минуту каждого часа каждого дня с тех пор, как мать Франческа, аббатиса-основательница монастыря, начала поклонение в девятнадцатом веке. Спустя почти двести лет молитва продолжалась. Это была самая длинная, самая постоянная цепочка самой бесконечной молитвы в мире. Время шло, а сестры каждый день продолжали приходить из монастыря в часовню Поклонения. Час за часом они сменяли друг друга и в смирении становились на колени перед Богом. Под мягкие щелчки четок они молились при утреннем свете; они молились при свечах. Они молились за мир, благодать и конец человеческих страданий. Они молились за Африку и Азию, Европу и Америку. Они молились за мертвых и живых. Они молились за падший, падший мир.

Благословив друг друга, сестры Бернис и Бонифация покинули часовню. Их черные одеяния — длинные, тяжелые, более традиционного покроя, чем у Эванджелины, подметали мраморный пол.

Сестра Эванджелина опустилась на поролоновую подушечку для коленопреклонения, еще хранящую тепло сестры Бернис. Десять секунд спустя к ней присоединилась сестра Филомена, ее ежедневная напарница. Вместе они продолжили молитву, начатую предыдущими поколениями, молитву, которую сестры их ордена подхватывали друг за другом, словно цепь бесконечной надежды. Золотые часы с маятником, небольшие, но сложные (под защитным стеклянным куполом отщелкивали время винтики и колесики), пробили пять раз. Облегчение снизошло на Эванджелину — на небесах и на земле все происходило четко по плану. Она склонила голову и начала молиться. Было ровно пять часов.

Уже несколько лет Эванджелина работала в библиотеке Сент-Роуза, помогала сестре Филомене. Честно говоря, это далеко не лучшее занятие, совсем не такое значительное, как, например, работа в миссионерской организации — обращение к вере новых людей, — и оно не приносило такого удовлетворения, как благотворительность. Будто подчеркивая скромность должности, кабинет Эванджелины был расположен в самой ветхой части монастыря, с северо-восточной стороны здания. По всему первому этажу гуляли сквозняки, трубы постоянно прорывало, а оконные рамы не меняли со времен Гражданской войны. Из-за сырости и плесени у многих всю зиму не проходил насморк. Эванджелину донимали постоянные простуды, вызывающие одышку.

Единственным утешением был вид из окна — взору девушки открывался Гудзон. Летом стекло запотевало, и внешний мир делался похожим на дождевой лес; зимой — замерзало, и Эванджелине казалось, что из-за угла вот-вот появится стая неуклюжих пингвинов. Она процарапывала тонкий слой изморози кончиком ножа для разрезания бумаги и с интересом наблюдала, как по берегу проезжают товарняки, а по реке плывут баржи. Сидя за столом, она могла видеть широкую каменную стену, опоясывающую монастырь. Стена представляла собой внушительное сооружение четырех футов высотой и двух футов шириной и с девятнадцатого века служила несокрушимым препятствием между миром духовным и светским.

После молитвы, завтрака и утренней мессы Эванджелина усаживалась за шаткий стол у окна. Она называла свой стол письменным, хотя в нем не было выдвижных ящиков, и он не походил на лаковый секретер красного дерева в кабинете сестры Филомены. Но он был широким и очень опрятным, со всеми необходимыми принадлежностями. Каждый день девушка поправляла ежедневник, раскладывала карандаши, аккуратно прятала волосы под покрывало и принималась за работу.

Возможно, потому, что большинство писем, приходящих в монастырь Сент-Роуз, касалось собрания изображений ангелов, а главный каталог хранился в библиотеке, вся корреспонденция женского монастыря поступала к Эванджелине. Каждое утро девушка забирала почту из миссионерского офиса на первом этаже, складывала в черную матерчатую сумку и возвращалась к своему столу. В ее обязанности входило регистрировать письма сначала по дате поступления, затем в алфавитном порядке фамилий и отвечать на них на бланке с логотипом Сент-Роуза. Эту рутинную работу она выполняла на электрической пишущей машинке в кабинете сестры Филомены — гораздо более теплом помещении, выходящем прямо в библиотеку.

Работа оказалась спокойной, понятной и постоянной — качества, которые удовлетворяли Эванджелину. В свои двадцать три года она полагала, что ее внешность и характер оформились окончательно. Задумчивая девушка с большими зелеными глазами, темными волосами и белой кожей, после пострига она одевалась в простую темную одежду и должна была носить такую до конца жизни. Из украшений у нее был только кулон в виде крошечной лиры, принадлежавший ее матери. Старинная лира была отчеканена из чистого золота, но Эванджелина ценила красивую вещицу исключительно как память о матери. Ее бабушка, Габриэлла Леви-Франш Валко, отдала Эванджелине цепочку во время похорон. Подведя внучку к чаше со святой водой, Габриэлла окропила кулон и застегнула цепочку у нее на шее. На шее бабушки Эванджелина увидела такую же лиру.

— Обещай, что будешь носить ее всегда, днем и ночью, как это делала Анджела, — сказала Габриэлла.

Бабушка произносила имя матери Эванджелины ритмично, проглатывая первый слог и подчеркивая второй — Ан-дже-ла. Эванджелине нравилось бабушкино произношение, и она еще в детстве в совершенстве научилась ему подражать. Как и родители, Габриэлла осталась для Эванджелины лишь ярким воспоминанием. Но кулон был настоящим, реальным и крепко связывал ее с матерью и бабушкой.

Эванджелина вздохнула и разложила перед собой почту. Пора приниматься за работу. Выбрав одно письмо, она вскрыла конверт серебряным ножом для бумаги, развернула листок и начала читать. Она сразу же поняла, что это — необычное письмо. Оно не начиналось, как большинство писем, приходящих в монастырь, с похвал сестрам за двести лет бесконечного поклонения, или за постоянные проявления милосердия, или за их преданную приверженность миру во всем мире. В нем не было благотворительных пожертвований или упоминания монастыря в завещании. Письмо начиналось с просьбы:


«Уважаемая представительница монастыря Сент-Роуз!

Проводя расследование для частного клиента, я обнаружил, что миссис Эбигейл Олдрич Рокфеллер, глава семьи Рокфеллер и покровительница искусств, могла состоять в переписке с аббатисой монастыря Сент-Роуз, матерью Инносентой, в 1943–1944 годах, за четыре года до смерти миссис Рокфеллер. Недавно я наткнулся на несколько писем от матери Инносенты, которые указывают на тесное общение женщин. Поскольку ни в одной академической работе о семье Рокфеллер я не нашел упоминаний об их знакомстве, мне хотелось бы узнать, хранятся ли в архиве бумаги матери Инносенты. Если это так, я бы хотел попросить, чтобы мне предоставили возможность посетить монастырь Сент-Роуз и ознакомиться с ними. Со своей стороны уверяю, что не отниму у вас много времени. Мой клиент желает покрыть все расходы. Заранее благодарю за помощь в этом вопросе.

Ваш

В. А. Верлен».

Эванджелина дважды прочла письмо и, вместо того чтобы зарегистрировать его, как обычно, отправилась в кабинет сестры Филомены, взяла из стопки на ее столе лист бумаги, вложила его в пишущую машинку и решительно напечатала:


«Уважаемый мистер Верлен!

Хотя монастырь Сент-Роуз питает огромное уважение к историческим исследованиям, по существующим правилам мы не можем разрешить доступ к архивам или собранию изображений ангелов в целях частного исследования или публикации. Пожалуйста, примите наши самые искренние извинения.

Благословляю Вас,

Эванджелина Анджелина Каччаторе,СФНА».

Эванджелина поставила свою подпись, печать монашеского ордена, свернула лист и вложила в конверт. Написав на конверте адрес в Нью-Йорке, она поставила еще раз печать и положила письмо в стопку исходящей почты, лежащую на краю полированного стола в ожидании, когда Эванджелина отвезет ее в почтовое отделение в Нью-Пальтце.

Ответ можно было расценить как излишне суровый, но сестра Филомена специально проинструктировала Эванджелину отказывать исследователям-любителям в доступе к архивам, тем более что число желающих за последние годы резко увеличилось из-за повального увлечения астрологией, медитацией, учением об ангелах-хранителях и прочим. Всего полгода назад Эванджелина отказала такой группе туристов. Ей было неприятно предвзятое отношение к посетителям, но сестры гордились своими ангелами, и им не нравился интерес к ним шарлатанов с хрустальными шарами и картами Таро.

Бернард Вербер

В последнее время в России, наряду с Пауло Коэльё и Денном Брауном, с бешеной энергией раскручивается фигура уже популярного на Западе француза Бернарда Вербера. На сайте Вербера читаем: работал 7 лет в журнале «Нувель обсерватер» — писал статьи на научные и околонаучные темы. Когда журналистика ему надоела, пошел на высшие курсы сценаристов. Его дебютная работа на писательском поприще сделала его популярным сначала во Франции, а затем и во всем мире. Обнаружив в себе задатки пророка, создал ассоциацию анализа вероятных сценариев развития человечества. Ассоциация собрала большой банк данных и создала «Клуб визионеров», который раз в два месяца проводит конференцию в одном из крупнейших парижских книжных магазинов. Исходя из этой информации этот автор бестселлеров (так и хочется сказать «бесцелеров») не просто писатель фантаст и автор «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», но ещё и…

Но обо всё по порядку. Предлагаю вашему вниманию его книгу «Империя ангелов», с первых страниц которой то и дело в глаза бросаются «энциклопедические знания» автора в области истории религий и тайные знания, которыми он так и норовит поделиться.

Кто-то возразит моей критике словами — «но это же фантастика!». Что ж, вы правы, но даже если автор и фантаст, разве он не вкладывает в уста своих героев свои слова и свои мысли? Разве не является его труд отражением внутреннего мира его самого? И разве автор не несет ответственность за то, что пишет? Мели Емеля, твоя неделя?

Обойдемся препарированием только первых 45 страниц этой книги, тем более что этого будет вполне достаточно, чтобы понять мотив для критики. Не оспаривая талант писателя, важно установить степень его компетенции в тех вопросах, на которые он пытается ответить.

В начале романа главный герой удивительным образом погибает, в его квартиру врезается Боинг 747, после чего его душа начинает путешествие на небо…

Стр. 15

«Нашей целью было отодвинуть существующую после смерти «терра инкогнита». И мы её достигли. Мы приподняли занавес над последней великой тайной, тайной смысла. Все религии (Вербер изучил все религии!!! А.Д.) говорят о ней, все мифологии описывают её более или менее точными метафорами. Мы стали первыми, кто заговорил о ней, как об открытии нормального «континента”.»

Начало прямо таки в духе современной поп — оккультной литературы – «мы открыли тайное знание, о котором все только догадывались.

Стр.19

Душа героя долетает до 4 неба.

4 небо

«Оранжевая территория, это наверняка то место, которое в христианской религии называется чистилищем (!. А.Д.)»

С легкой руки господина Вербера множество христианских конфессий загребаются под одну гребенку, и ничего, что учение о чистилище существует только у Католической Церкви.

Стр. 20

5 небо

(Мир познания)

«Желтая территория, где открываются великие секреты.»

Какие именно, автор не написал, но, видимо, и вправду великие.

Стр. 21

6 небо.

(Страшный суд)

«Самая высокая гора светится ярче всех. Я направляюсь к ней. Тропинка ведет к плато Страшного суда. Посередине тропинки выстроились мертвые. Очередь движется медленно. Каждая душа ждет, чтобы предыдущего вызвали к двери (? А.Д.), и занимает очередь перед линией»

Исходя из описания не понятно, откуда среди гор, тропинок и плато взялась дверь?

«Мы становимся в очередь.

За нами приходит некий светящийся персонаж. Я узнаю его с первого взгляда. Это хранитель ключей от Рая. Древние египтяне называли его Анубисом, индуисты называли его богом мертвых Яма, греки Хароном, перевозчиком через Стикс, римляне Меркурием, а христиане святым Петром».

АНУБИС — в древнеегипетской мифологии бог — покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала.

ЯМА — в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти, правитель царства мертвых. Представлялся в виде старика с веревочной петлей в руке.

ХАРОН — в греческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида.

МЕРКУРИЙ — в римской мифологии изначально бог торговли, покровитель путешественников. Позднее был отождествлен с Гермесом и стал чаще изображаться в крылатых сандалиях, дорожной шляпе и с жезлом в руке. Усложнились и его функции: он стал считаться проводником в царстве мертвых, вестником и прислужником богов, покровителем искусств и ремесел, тайного знания, магии и астрологии.

Вот только не понятно, при чем тут апостол Петр? Хранитель ключей от Царства Небесного, человек, но не божество. И второй вопрос – для чего автор занимается этими перечислениям? Если он говорит от лица героя, то неужели герой в эту секунда начал прокручивать в голове, на кого похож апостол Петр, если он его сразу узнал? Очевидно – это мнение самого автора книги, но в таком случае такие параллели тем более не корректны.

Читаем дальше:

Стр.21

» Следуй за мной… (говорит апостол Петр. А.Д.)

Это высокий бородатый мужчина с немного надменным выражением лица.

(Святой апостол с надменным выражением лица? А.Д.)

«Он улыбается и наклоняет голову. Здорово: когда я говорю, он слышит. Он ведёт нас прямо на Страшный суд. Мы предстаём перед тремя судьями, которые начинают нас молча рассматривать. Я слышу, как святой Петр изрекает:

Фамилия: Пенсон

Имя: Мишель

Национальность: француз

Цвет волос в последней жизни: брюнет»

И вот тут автор бестселлера окончательно раскололся, у него поистине всё смешалось – люди и кони. Тут тебе и реинкарнация, в которую он, видимо, верит больше, чем в Анубиса, тут тебе и христианство со Страшным судом.

Стр.22

В этих строках автор относит христианство уже не к религии, а к мифологии. Но возмущает не столько это, а то, что автор присваивает ангелам судебные функции, в то время как в переводе с греческого языка ангел – вестник. В той же Библии ни у ангелов, ни архангелов нет судебных полномочий. В Библии четко прописано о том, Кто будет судить людей – и это ни архангелы, ни ангелы и уж тем более не «великие посвященные».

Тем более не корректно отождествлять трех архангелов – существ небесных сфер, с божествами из царства мертвых, и не с нравственной точки зрения, а с точки зрения наличия или отсутствия логики.

Стр.22

«Твоя душа взвешена, — объявляет мне самый высокий, Гавриил»

«Их нужно судить всех троих вместе, — добавляет самый толстый, Рафаил»

Столь замечательные описания анатомии духовных сущностей не может не вызывать улыбку. Если ещё учесть, что в первоисточники такие описания не существуют в принципе.

«Архангелы обвиняют нас в том, что в наших танатонавигаторских исследованиях мы слишком рано раскрыли тайны запредельного, знать которые могут лишь Великие Посвященные.»

Было бы поспешностью называть автора теософом лишь только за то, что он верит в каких то великих посвященных, но эти идеи несомненно восприняты им из оккультных теософских учений.

Далее без комментариев:

Стр. 23-24

«Три архангела смотрят на неё высокомерно»

«Ад? К сожалению, его не существует. Есть только Рай и… Земля. Те, кто провалился на суде, приговаривается к возвращению на Землю и реинкарнации.

— Другими словами, можно сказать, что Ад – это Земля, — весело замечает архангел Рафаил.

Архангел Гавриил напоминает:

Реинкарнация – это как выпускные экзамены в лицее. Если не сдал, нужно пересдавать. Что касается вас, что вы как раз провалились. Так что возврат на исходные позиции, и новая сессия.»

«Интриги… да-а, а карма-то была хорошей.»

«Существо с уровнем сознания 6. Это позволит тебе, если хочешь, навсегда освободиться от тюрьмы твоей плоти.

Таким образом, мне предоставляется выбор. Можно вернуться на Землю и стать Великим Посвященным, чтобы помогать людям развиваться, живя среди них. В этом случае у меня останется лишь смутное воспоминание о посещении Рая. А можно стать ангелом.

— А что такое ангел?

— Световое существо, имеющее на своем попечении три человеческих души. Задачей ангела является помочь хотя бы одной из них выйти из цикла реинкарнаций. Как Эмиль Золя помог тебе»

«Смысл жизни: «целью всего является развитие».

В начале было…

Ноль: пустота.

Пустота развилась и стала материей. И это дало… (!!!)

Единица: минерал.

Этот минерал развился и стал живым. И это дало…

Двойка: растение.

Растение развилось и стало двигаться. И это дало…

Тройка: животное.

Животное развилось и стало сознательным. И это дало…

Четверка: человека.

Человек развивался, чтобы его сознание позволило ему обрести мудрость. И это дало…

Пятерка: духовный человек.

Духовный человек развился и стал полностью освобожденным от всего материального. И это дало…

Шестерка: Ангел

«Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том 4″

Помимо того, что роман буквально разорван на клочки вставками цитат из «опроса общественного мнения на улице» – этим полёт фантазии читателя периодически прерывается, от чего и создаётся такое впечатление, так ещё и какие-то псевдонаучные и псевдоисторические вставки из энциклопедии, принадлежащей перу Вербера.

Например:

Стр.35

«Я всегда представлял себе ангелов с ореолом вокруг головы и крылышками за спиной.

— Этот образ соответствует древним представлениям. Ореол произошел от металлических пластин, которыми римляне защищали статуи христианских святых от птичьего помёта (! А.д.)

Статуи христианских святых изображали с ореолом, который ещё с древности носил мистический смысл. У ираноязычных народов в глубокой древности сложился ритуал благодарения Бога за ниспосланную милость. В жизненном процессе этого ритуала образовался такой феномен, как сверхъестественный ореол из огня и света — «хварна”, термин, переводимый как «слава”, этот ореол связывался только с иерархически высокой личностью – царем. Этимология индоевропейского корня reg, который лежит в основании многих имен царей, говорит о нем в значении «свет”. Индоиранский синоним «золото = солнце = огонь” закрепляется и в античной культуре Греции. И не только в Греции, но и в культурах земель, с нею связанных. Нимбы известны здесь с эпохи эллинизма. Чем и объясняется появление нимба в христианском искусстве с IV века в изображениях Христа, с V-го – в изображениях апостолов, а потом и святых. Эта металлическая пластина, о которой пишет автор, помещалась на статуе вертикально, поэтому никак не могла защищать их от птичьего помёта. В более поздние века в католической традиции появилась другое изображение нимба — в виде кольца, но и такой вид нимба не мог служить защитой от птичьих бомбардировок. Изображение ореолов-нимбов существует и в буддизме, ореол в буддизме произошел от металлических пластинок, которыми римские войны…

Отсюда следует логичный вывод: автор либо пересказывает очередную легенду, либо насмехается над чужими святынями.

Стр.39

«Мир развивается в соответствии с символикой индийских цифр»

…и китайских иероглифов…

Стр.41

«Рецепт души: вначале человеческая душа определяется тремя факторами – наследственность, карма, свободный выбор…

25% наследственность;

25% карма;

50% свободный выбор»

«Карма: вначале пути душа на четверть определяется элементами, оставшимися от предыдущей жизни, неосознанными желаниями, ошибками, ранами и т.д., которые все чаще тревожат её подсознание.

Свободный выбор: в начале пути душа выбирает наполовину свободно то, что она делает, без какого-либо влияние извне.»

Ученые и философы, религиозные учения, прячут истину под покровом многотомных книг, Бернард Вербер открывает все тайны мира на первых 45 страницах.

А вот по-настоящему маркетинговый ход — в конце книги автор даёт понять, что он не прочь заработать ещё

«Мы… мы идем в мир богов?» Иначе говоря — To be continue…

Ниже приведены выдержки из его книги «Энциклопедия относительного и абсолютного знания»

«Священники даже позаимствовали у женщин длинные платья.»

Видимо для Вербера отнюдь не очевидно, что священники позаимствовали длинные одежды из культуры и традиций Ближнего Востока, в пределах которого и возникло христианство.

«Все есть в едином (Авраам).»

«Все есть любовь (Иисус Христос).»

Две эти цитаты автор приписывает Аврааму и Христу, но в Библии таких цитат нет.

◀ Предыдущий

Православное учение об ангелах и демонах

13:07

Беседа преподавателя Догматического богословия Леонова А.М.

Расшифровка видео

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Тема сегодняшней беседы — православное учение об ангелах и демонах. К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, признавая их лишь за метафорические и литературные образы, олицетворяющие начало добра и зла, между тем как Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, так и история Церкви, в особенности выраженная в Житиях святых, свидетельствует об обратном. Иные, хотя и верят в реальность невидимого мира, считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знания этого мира для нас не важны, поскольку не влияют на уровень благочестия верующих. Конечно же, это не так, и дело здесь вот в чём. Хочет человек или не хочет — он давно уже сделался целью в борьбе между духами зла и добра. Поприще этой борьбы, бранное поле есть его сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие — нравственное или безнравственное, никогда не остается без последствий и всегда склоняет человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе, и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь. Соответственно, именно знание, а не незнание ангельской и демонической жизни, знание условий и средств ко спасению, приемов и козней врага, помогает человеку правильно ориентироваться в этой невидимой брани, чётко следовать пути восхождения по лествице духовных совершенств. С другой стороны, изучение горнего мира открывает христианину ту реальность, к которой он призван, и для которой он не чужой, в которую однажды ему предстоит перейти. А знание демонического мира показывает, к чему ведёт беззаконие, грех.

Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей творения ангелов, однако из предания Церкви известно — невидимый ангельский мир создан прежде устроения видимого. Ангелы суть бесплотные личные духи, наделенные разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве, а поскольку они ещё и бессмертны, то не нуждаются в браках и размножении. Кроме того, будучи бестелесными, ангелы лишены и некоторых прочих потребностей, свойственных людям — не нуждаются в вещественной пище и питие, в одеждах, в материальных жилищах, отличаются иным характером взаимоотношений, а иногда и предметами радости. Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, они всё же зависят от условий пространства и не могут единовременно находиться в двух разных местах. Однако, присутствуя в той или иной пространственной области, ангелы не заполняют ее словно форму, подобно человеческим телам, а пребывают там мысленно или духовно. Отношение ангелов ко времени тоже особое, в силу этого они способны к стремительному молниеносному перемещению. Стало быть, и духовное небо, ангельский мир не определяется привычной для нас пространственно-временной системой координат. Ангельское небо — понятие не географическое, а метафизическое, и указывает, прежде всего, не на геометрическую, а на духовно-нравственную возвышенность горнего мира над миром людей. Это не стратосфера и не тропосфера, это иная реальность, мир инобытия. Согласно предвечному замыслу Божию ангелы делятся на девять иерархических степеней или чинов. Предание знает девять таких степеней:

— Серафимы

— Херувимы

— Престолы

— Силы

— Господства

— Власти

— Начала

— Архангелы

— Ангелы.

Причём именование нижнего чина — ангел, что в переводе с греческого обозначает «вестник», приложимо и к представителям всех прочих вышестоящих чинов. Обыкновенно как освящение и просвещение ангелов, так и Божественное руководство осуществляется через высшие степени к низшим. Деятельность ангелов обнаруживается в прославлении Бога и служении Ему, и распространяется как на их собственный мир, так и на людей. Служение ангелов делятся по направлениям, или зонам ответственности, выражаемое, в частности, в управлении стихиями, окормлении царств, городов и церковных общин. Однажды утвердившись в добре, при содействии Божественной благодати, ангелы святы и никогда не грешат. Отметим, что изначально все без исключения духи пребывали в добре, не имея ни малейшей склонности ко злу. Все были охвачены Божественной заботой и любовью. А поскольку всесовершенной неэгоистической Божественной любви не свойственно требовать взаимности через принуждение, постольку и возможность принять или отвергнуть эту любовь, ответить на неё взаимностью или не ответить, должна была реализоваться не безусловно, а как результат свободного и осознанного выбора каждого ангела.

Между тем один из ближайших вседержителю духов, названный по светозарности Денница, не только отрешился от Бога любви, но и задумал сделаться новым альтернативным, самодержавным царем. Для этого клеветой и лукавством он увлек за собой множество прочих — то ли особенно ему дружественных, то ли подвластных ему небожителей. Так они сделались духами злобы, за что и были низвергнуты с горных небесных вершин. Исходя из слов Спасителя, что дьявол человекоубийца от начала не устоял в истине, понимаем, что первоначально он был в этой истине наставлен и имел все необходимые средства и силы для того, чтобы преодолеть горделивый соблазн. Таким образом, грехопадение сатаны явилось не результатом Божественной недоработки или ошибки, а результатом его свободного злонаправленного выбора. Так образовалось темное царство со своей иерархией, во главе которого стал сатана. Отныне демоны утвердились во зле и неспособны к раскаянию. Поскольку мир небожителей для демонов закрыт, со временем создания человека их лютость и ненависть с особенной силой обрушивается на людей. Обладая высочайшим умом и могуществом, свойственным им по природе как ангелам, демоны способны охватить человека целиком — как его тело, так и его чувственную, мысленную и волевую сферы души.

Скажем, однажды в начале подвижнической жизни преподобный Антоний был так безжалостно избит злыми духами, что едва не умер. Впоследствии уверял, что боли, испытанные им во время избиения, были такими мучительными, какими никогда не бывают боли от ран, наносимых людьми. Воздействие же демонов на душу бывает куда более сильным и разрушительным. Как демонам удается встраивать в сознание человека греховные мысли и образы, возбуждать в нём дурные аффекты и желания, толкая на грех, нам неизвестно. Однако известно, что далеко не всегда даже и опытный подвижник способен отличить бесовские внушения от движения собственной воли и ума. Не менее опасны воспламеняемые демонами в человеке мечтательные наслаждения, порою превосходящие удовольствие, которое грешник испытывает при действительном совершении греха. Поэтому демоны способны подвигнуть человека не только на отдельное греховное деяние, но и на страстное, повседневное, регулярное нарушение духовных Божественных норм. Порою демоны предстают перед людьми и видимым образом — например, в форме животных или человека, в ужасных леденящих фантастических ликах, иногда в облике ангела. Так, устрашением человек может быть доведен до отчаяния, утраты надежды на Господа и богоотступничество, а явлением в образе ангела обращен в добровольного и послушного исполнителя воли врага.

К примеру, однажды обманутый видением ангела с конями и огненной колесницей преподобный Симеон Столпник едва не шагнул в неё, чтобы быть вознесенным на небо, подобно Илие, и только особое вмешательство Божие, предваренное смиренной благодарственной молитвой святого, удержало его от этого действия. Примером же логически завершенного демонического обмана может служить Полихроний, который по указанию явившегося ему злого духа исповедовал еретическое учение о единственности воли в Богочеловеке Иисусе Христе. Несчастный так был очарован видением, что даже и будучи уличенным епископами в неправоте, отказался от покаяния и был осужден.

Для того чтобы не обольститься явлением ангела, важно учитывать следующее. Видение небожителя может быть созерцаемо двояко — телесными очами созерцается чувственное видение, а видение духовное подразумевает созерцание духовными очами веры, умом и сердцем, очищенными Божьей благодатью. Чувственное видение бездуховного дает человеку лишь внешнее, поверхностное представление о явившемся и не дает более полного глубокого объяснения, кто он такой. Поэтому чувственными видениями легко обмануться. Как правило, они преподаются людям неопытным и зараженным тщеславием — волхвам, колдунам, прорицателям, изводителям духов. Духовное же видение свойственно людям духовным, святым, наделенным Божественным даром отличать небожителей от обольстителей.

Итак, главным образом демоны вредят людям беззаконным и беспечным по отношению ко спасению. Со времени искупления и образования Церкви человек наделен всеми необходимыми благодатными спасительными средствами для того, чтобы парировать любое нападение врага. Дьявол могуч, но Бог всемогущ. Освобождение от власти изобретателя греха достигается человеком жизнью по Христу, со Христом, во Христе. Дорогие братья и сестры, я благодарю вас за внимание, храни вас Господь.

См. также раздел ДОГМАТЫ и форум: Леонов Алексей Михайлович отвечает на вопросы на портале «Азбука веры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *