Домашняя химия

Исследовательская работа: Крахмал и его свойства

Опыты с крахмалом

Опыт 1. Крахмал и йод.

Цель: проверить присутствие крахмала при помощи йода.

Мне понадобилось: 2 стакана воды, йод и крахмал.

Налил воду в два стакана. В один из них насыпал крахмал. В каждую воду добавили 2-3капли йода. В том стакане, где была простая вода, она пожелтела. А в том стакане, где был раствор с крахмалом, он посинел.

Вывод: можно проверить присутствие крахмала одной каплей раствора йода.

Опыт 2. Крахмал в продуктах

Мне понадобилось: йод, пипетка, пищевые продукты.

Цель: выявить наличие крахмала в продуктах.

С помощью пипетки капнул йод на маленький кусочек хлеба, сыра, печенья, картофеля, лимона

Вывод: йод изменил свой цвет на хлебе, печенье, картофеле, значит, в этих продуктах присутствует крахмал. А вот на сыре и лимоне цвет йода не изменился, значит, крахмала нет.

Опыт 3. Твёрдая жидкость

Мне понадобилось: 1,5 части кукурузного крахмала;1 часть воды; пищевые красители.

Цель: узнать, что образуют вода и крахмал. Смешал крахмал и воду. Медленно опустил в полученную жидкость пальцы. Жидкость стекает. Со всей силы ударил по ней кулаком. Поверхность жидкости превратилась в упругую массу.

Вывод: вода с крахмалом ведет себя не так, как обычная жидкость. Если на нее воздействовать силой, т.е. бить, сжимать, давить — она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать.

Опыт 4. Крахмал и холод

Цель: узнать, что происходит с крахмалом в холодной воде.

Мне понадобилось: крахмал, стакан холодной воды.

В холодную воду крахмал опустили. Мутный раствор недолго стоял, на дно опустился осадок – крахмал.

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде и не набухает.

Опыт 5. Крахмальный клейстер

Цель: узнать, как кипяток влияет на крахмал.

Мне понадобилось: крахмал, стакан кипятка.

Решил я опыт свой повторить, крахмал кипятком в стакан заварить. В липкую массу он превратился, как клей. И кисель получился!

Вывод: крахмал, залитый кипятком, набухает и становится клейким. Это свойство крахмала используют как загуститель, в качестве бумажного клея.

Опыт 6. Молочные продукты и крахмал

Цель: узнать, есть ли в составе молочных продуктов крахмал.

Мне понадобилось: молочный продукт и крахмал.

Капнул несколько капель йода на творог. Реакции йода с крахмалом нет.

Вывод: в натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют крахмал или муку.

Опыт 7. Магическая надпись

Цель: посмотреть взаимодействие крахмала и йода.

Мне понадобилось: Ватман, вода, йод, крахмал, распылитель.

Ватман обработал смесью воды с крахмалом, кроме отдельных частей, где написано название «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАХМАЛ». Взял распылитель и побрызгал на него раствором – это смесь воды с йодом. В результате, название моей работы «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАХМАЛ» выглядит как белые буквы на фиолетовом фоне.

Вывод: при взаимодействии крахмала и йода происходит химическая реакция, которая образует сложные молекулы фиолетового цвета. Соответственно, участки листа, необработанные смесью воды с крахмалом, остаются белыми. (Приложение № 8)

Таким образом, опыты помогли мне узнать много нового и интересного. Свойства крахмала можно использовать в самых разных сферах жизни. В ходе экспериментов обнаружил продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашёл продукты, в которых его нет.

Это исследование еще раз убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Заключение

Эта работа помогла мне узнать много нового о свойствах крахмала, о его полезном и разнообразном применении. Я бы хотел поделиться своими наблюдениями и знаниями. Потому что, если дети будут владеть научно обоснованной информацией о применении крахмала в жизни и быту, то будут осмысленно относиться к процессу его применения и употребления. Я желаю продолжить свои наблюдения.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе. Познакомить одноклассников с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания. Предложить памятки по использованию крахмала в домашних условиях.

Список литературы

Приложение

Вопросы анкетирования

  1. Знаете ли вы, что такое крахмал?
  2. Знаете ли вы, для чего он нам необходим?
  3. «Как ты думаешь, полезен или вреден крахмал для организма человека?»

Положительные свойства крахмала

Результаты анкетирования

Приложение № 2. Рецепт приготовления крахмала в домашних условиях

Ингредиенты:

  • 5 средних картофелин
  • чашка с теплой водой

Пошаговый рецепт

Шаг 1

Для начала я начистил 5 средних картофелин, натёр их в крупную терку. Поставил чашку с водой в тёплое место.

Шаг 2

Залил тёплой водой натёртый картофель. Затем тщательно отжал и дал постоять 30 минут, затем еще раз отжал. Через дуршлаг отделил воду от картофеля.

Шаг 3

После того, как испарилась вся вода, на дне остался чистый картофельный крахмал!

Изготовление лизунаиз крахмала в домашних условиях

Нам понадобится: крахмал; вода; клей ПВА; красители; плотный пакетик небольшого размера.

Инструкция:

  1. Крахмал смешать с водой в плотном пакете (на одну часть крахмала добавить две части воды). Должна получиться густая кашица.
  2. Теперь необходимо добавить краситель. Если хотите яркий лизун, то красителя нужно больше. Но не переборщите, иначе во время игры краска будет марать ваши руки.
  3. Добавить немного клея в смесь (30 мл). Плотно закрыть пакет и тщательно размешать смесь, разминая руками, до однородности. В пакете может остаться немного жидкости. Её следует слить.
  4. Достать лизун из пакета и размять в руках. Лизун готов.
  5. Если он прилипает к рукам, то обсыпать его немного крахмалом и хорошенько размять, чтобы распределить продукт по всей поверхности. С блестками лизун будет еще круче.

Изготовление игрушкииз крахмала в домашних условиях

Нам понадобится: воздушный шарик (без картинки), крахмал, чайная ложка, воронка, перманентный несмываемый маркер, разные ленточки, разноцветная шерсть (для украшения).

Изготовление:

  1. Берём приготовленный воздушный шарик и вставляем в него воронку.
  2. Через воронку начинаем пропускать в шарик крахмал, помогая себе в этом чайной ложечкой.
  3. Когда шарик будет заполнен крахмалом, фиксируем его кончик (завязываем узелок, перевязываем ниткой).
  4. Рисуем маркером на шарике личико. Фантазируем! И где узелок – там к нему привязываем ленточки или красивые шерстяные ниточки. У нашего человечка будет эффектная причёска.
  5. Начинаем играть! Волшебному человечку можно придавать разнообразную форму, а крахмал будет приятно хрустеть, словно снежок под сапогами.

Перейти к содержанию
Исследовательской работы «Крахмал и его свойства»

Не все родители знают, что увлекательные опыты для детей, демонстрирующие эффектные физические явления и химические реакции, можно с легкостью провести дома: все необходимое для того, чтобы стать в глазах ребенка настоящим волшебником, найдется на любой кухне!

Наша подборка занимательных фокусов поможет вам в этом деле, но не забывайте: все научные опыты для детей должны быть подробно и понятно разъяснены, ведь их главная цель — помощь в познании окружающего мира.

7 увлекательных опытов для детей из серии «как сделать?»

  1. Как приручить Лизуна (воспоминаем культовый фильм «Охотники за привидениями»)
  2. Продукты и материалы:

  • картофельный клубень
  • сито
  • миска
  • тоник с хинином

Подготовка и проведение: Картофель измельчить и залить горячей водой на 10-15 минут, затем слить через сито для выпадения в осадок крахмала, оставить в миске только крахмал, сцедив воду (можно ее подкрасить для наглядности)

Через пару дней к высушенному крахмалу добавляем тоник и делаем «тесто»— субстанцию, способную сохранять консистенцию в ваших руках, но моментально растекающуюся, если перестать ее месить. Осветите ее ультрафиолетовой лампой!

Эффект: На первом этапе получена неньютоновская жидкость, способная твердеть и снова становиться жидкой

Из-за содержащегося в тонике хинина «тесто» начинает светиться — и это просто волшебно!

  • Как стать обладателем суперспособностей (наш герой — управляющий металлами Магнето)
  • Продукты и материалы:

    • тонер для лазерного принтера (50 мл)
    • много салфеток для уборки после опыта подсолнечное масло
    • магнит

    Подготовка и проведение: Засыпать тонер в емкость, добавить масло (2 ст. ложки), хорошо перемешать – вы сделали жидкость, способную реагировать на воздействие магнита

    Эффект: Прикладываем магнит к емкости — и наблюдаем, как жидкость «ползет» по стенке. Также можно поместить волшебную каплю тонера на доску, и позволить ребенку управлять ею, передвигая магнит под доской.

  • Как сделать корову из молока (сделать жидкое твердым без заморозки — это ли не чудо!)
  • Продукты и материалы:

    • уксус (ст. ложка)
    • молоко (1 стакан)
    • пищевой краситель

    Подготовка и проведение: В горячее, но не кипящее молоко добавить уксус и активно перемешивать, наблюдая за выделением белка казеина

    Получившиеся плотные белые сгустки отцедить, слегка просушить, размять и добавить краситель

    Эффект: Выложите массу в подготовленную формочку или позвольте ребенку вылепить «корову» самому — и через 1-2 дня у вас будет готовая очень прочная гипоаллергенная фигурка.

    Сегодня это лишь увлекательные эксперименты для детей — а до 30-х годов прошлого века именно так делали пуговицы, прочую фурнитуру и украшения!

  • Как выйти сухим из воды (изучаем понятие «гидрофобный»)
  • Продукты и материалы:

    • песок (в идеале — цветной аквариумный)
    • большая тарелка (противень)
    • банка с большим отверстием, аквариум
    • обувной спрей для защиты от воды

    Подготовка и проведение: На противень высыпать песок, обработать его гидрофобным спреем, повторить процедуру несколько раз (перемешиваем и снова распыляем, чтобы все песчинки были обработаны). После высыхания собрать песок в любую емкость — подготовка завершена!

    Эффект: Заполните водой просторную емкость и всыпайте туда же тонкой струйкой подготовленный «волшебный» песок: он опустится на дно, но не промокнет. Дети могут сами убедиться, достав песок со дна и увидев, как он рассыпается. Объясните, что песок не волшебный, а «гидрофобный»!

  • Как получить голограмму (вспоминаем «Звёздные войны»)
  • Продукты и материалы:

    • бумага
    • карандаш
    • скотч
    • коробка от CD
    • канцелярский нож
    • смартфон
      • Подготовка и проведение: На бумаге начертить трапецию со сторонами 1 см и 6 см, вырезать ее и по этой «выкройке», используя канцелярский нож, сделать 4 одинаковых заготовки из прозрачной части коробки; используя скотч, склеить из них усеченную пирамидку.

        Эффект: Запускаем на смартфоне видео типа Pyramid Hologram Screen Up, ставим на экран воронку (узкой частью вниз) — и наслаждаемся голографическим изображением.

        При желании можно найти видео с персонажами из легендарного сиквела и повторить выступление принцессы Леи!

      • Как засекретить информацию (вспоминаем фильмы о Джеймсе Бонде)
      • Продукты и материалы:

        • бумага
        • кисточка
        • ватный тампон
        • йод
        • рис

        Подготовка и проведение: Отварить рис, слить отвар, обмакнуть в него кисточку и на бумаге написать «тайное послание». Дать бумаге высохнуть: слова по-прежнему не видны, секрет не раскрыт.

        Эффект: Обмакиваем ватный тампон в йод и проводим им по сухой бумаге, хранящей тайну — и видим, как крахмальные буквы синеют. Это — результат химической реакции между йодом и крахмалом.

      • Как управлять змеями (просто прикольный фокус — куда интереснее «вулканов» и «шипучек»!)
      • Продукты и материалы:

        • уксус
        • пищевая сода
        • желейные конфеты «червячки»
        • 2 стакана

        Подготовка и проведение: В одном стакане сделать содовый раствор и погрузить в него разрезанных пополам вдоль «червячков» (чем они тоньше, тем зрелищнее опыт). Через 5 минут налить во второй стакан уксус и переместить в него червячков из первого стакана.

        Эффект: При попадании «червячков» в уксус на их поверхности сразу же появляются пузырьки — результат реакции между щелочью (сода) и кислотой (уксус). Чем больше червячков оказываются во втором стакане, тем более бурной становится реакция — наконец, они сами станут «вылезать» из стакана. Это действительно очень весело!

    Опыт третий: «плавающие» мыльные пузыри

    Это очень простой опыт с пищевой содой. Вам понадобится:

    • аквариум с широким дном;
    • пищевая сода (150—200 грамм);
    • уксусная кислота (6—9%-ный раствор);
    • мыльные пузыри (чтобы сделать их самостоятельно, смешайте воду, средство для мытья посуды и глицерин);

    По дну аквариума нужно равномерно рассыпать соду и залить ее уксусной кислотой. В результате получается углекислый газ. Он тяжелее воздуха и поэтому оседает у дна стеклянного короба. Чтобы определить, есть ли там СО₂, опустите зажженную спичку ко дну — в углекислом газе она моментально потухнет.

    NaH­CO₃ + CH₃­COOH → CH₃­COONa + H₂O + CO₂

    Теперь нужно дуть пузыри в емкость. Они будут медленно перемещаться по горизонтальной линии (невидимой глазу границе соприкосновения углекислого газа и воздуха, как бы плавая в аквариуме).

    Опыт четвертый: реакция соды и кислоты 2.0

    Для опыта понадобятся:

    • разные виды негигроскопичных пищевых продуктов (например, жевательный мармелад).
    • стакан с разведенной пищевой содой (одна столовая ложка);
    • стакан с раствором уксусной или любой другой доступной кислоты (яблочной, лимонной).

    Кусочки мармелада разрезать острым ножом на полоски длиной в 1—3 см и поместить для обработки в стакан с содовым раствором. Подождать 10 минут, а затем переместить кусочки в другой стакан (с кислотным раствором).

    Ленточки будут обрастать пузырьками образующегося углекислого газа и всплывать наверх. На поверхности пузырьки улетучатся, подъемная сила газа исчезнет, а ленточки мармелада утонут, опять обрастут пузырьками, и так до тех пор, пока реактивы в емкости не закончатся.

    Опыт пятый: свойства щелочи и лакмусовая бумага

    Большинство моющих средств содержит едкий натр, самую распространенную щелочь. Выявить ее наличие в растворе моющего вещества можно в этом элементарном эксперименте. В домашних условиях юный энтузиаст легко проведет его самостоятельно:

    • взять полоску лакмусовой бумаги;
    • растворить в воде немного жидкого мыла;
    • опустить лакмус в мыльную жидкость;
    • дождаться окрашивания индикатора в синий цвет, что и будет свидетельствовать о щелочной реакции раствора.

    Нажмите , чтобы узнать, какие еще опыты на определение кислотности среды пожно провести из подручных веществ.

    Опыт шестой: цветные взрывы-разводы в молоке

    Опыт основан на свойствах взаимодействия жиров и ПАВ. Молекулы жира имеют особенное, двойственное, строение: гидрофильный (взаимодействующий, диссоциирующий с водой) и гидрофобный (нерастворимый в воде «хвост» многоатомного соединения) конец молекулы.

    1. В широкую емкость небольшой глубины налить молоко («полотно», на котором будет виден цветовой взрыв). Молоко — это суспензия, взвесь жировых молекул в воде.
    2. Пипеткой добавить несколько капель водорастворимого жидкого красителя в емкость с молоком. Можно добавить в разные места емкости разные красители и сделать многоцветный взрыв.
    3. Затем необходимо смочить ватную палочку в жидком моющем средстве и прикоснуться к поверхности молока. Белое «полотно» молока превращается в движущуюся палитру с красками, которые двигаются в жидкости, как спирали, и закручиваются в причудливые изгибы.

    В основе данного явления лежит способность ПАВ фрагментировать (делить на участки) пленку из молекул жира на поверхности жидкости. Жировые молекулы, отталкиваясь своими гидрофобными «хвостами», мигрируют в молочной взвеси, а вместе с ними и частично нерастворенная краска.

    Увлекательная наука химия не преподается детям 7 лет в рамках школьной программы. Однако юным непоседам бывают очень интересны опыты. Они наглядно объясняют суть явлений или процессов и позволяют младшим школьникам взглянуть на привычные вещи по-новому.

    Упражнения в разделе «Химия для детей 7 лет» на обучающем сайте «Разумейкин» помогут маленьким ученикам освоить основы химии для детей. Выполняя эти задания, ребята сузнают новую увлекательную информацию о химических элементах.

    На развивающем сайте «Разумейкин» представлены как простые, так и более сложные задания. Подбирая упражнения для раздела «Химия для детей 8 лет», мы стремились сделать их не только увлекательными, но и действительно познавательными и полезными. Именно поэтому изучение материала на сайте «Разумейкин» проходит в форме обучающей игры.

    Комплекс упражнений в блоке «Химия для детей 7 лет» полностью соответствует развитию учащихся начальной школы — в каждом задании доступно рассказывается про химию детям.

    Все задания по химии для детей 8 лет имеют подробное объяснение. Найти его можно в обучающем видео перед упражнением. Объяснение предусмотрено и в том случае, если ответ, который был предложен ребенком, оказался неправильным или недостаточно полным.

    Чтобы процесс изучения химии был для детей 7 лет максимально увлекательным и не вызывал затруднений, специалисты развивающего сайта «Разумейкин» дополнили каждое упражнение картинками и озвученным текстом.

    Справляясь с заданиями, маленькие ученики получают виртуальные награды. Им присваиваются медали, кубки, вымпелы, грамоты. Они становятся стимулом для ребенка и позволяют повысить его заинтересованность в самостоятельных занятиях.

    Оценка выполненных упражнений осуществляется в зависимости от того, с какой попытки ребенок предоставил правильный ответ. Если понадобится, любое задание можно выполнить повторно. Это позволит ученикам улучшить собственный результат и стать обладателями более высокой награды.

    Приступая к самостоятельному обучению на сайте «Разумейкин», малыши могут пройти предварительное тестирование. По его результатам будет проще понять, какие именно темы стоит изучить более детально. Кроме того, предварительное тестирование даст возможность родителям определить задания, которые лучше выполнить в первую очередь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *