Домбровский хранитель древности

О книге

Юрий Домбровский (1909–1978) – один из самых сильных русских прозаиков ХХ века, человек трагической судьбы, переживший несколько арестов и ссылок, но не сломавшийся.

Начатый в ссылке в Алма-Ате роман «Хранитель древностей» считается почти автобиографическим. Зыбин, интеллектуал-одиночка, сотрудник музея, уверен, что предметы старины – не мертвые ценности, а живая и теплая часть истории. Он пытается не замечать происходящего вокруг – глухих арестов, нагнетаемой истерии. Но постепенно начинает понимать, что 1937 год равен вселенской катастрофе и надо внутренне противостоять этому «разрушению».

Роман напечатан на исходе оттепели, был тут же переведен на Западе и вызвал там большой шум. Отечественная критика его просто «не заметила». Надвигались другие времена…

Читайте онлайн полную версию книги «Хранитель древностей» автора Юрия Домбровского на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Хранитель древностей» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Дата написания: 1967

Год издания: 2012

Описанные в книге события случились в городе Алма-Ате в неспокойные 1930 годы.

Главный персонаж Зыбин Григорий Николаевич работает хранителем древностей в музее краеведчества. Живет Григорий незаметно и тихо, у него есть хороший друг Дед, который работает музейным плотником. Есть девушка Клара, ей тайно нравится Григорий.

В музее появляется ученый Корнилов из Москвы, который по образованности и жизненному укладу близок Григорию. Все идет хорошо, тихо и мирно.

Тут появляется археолог Родионов, в войну он был партизаном, и указывает произвести раскопки в городе именно там, где он покажет. Зыбин понимает, что спорить с невежеством и агрессией бесполезно и чревато нехорошими последствиями. У него часто случаются ссоры с идейной и неграмотной Зоей Михайловной. Она постоянно пытается исправить работу Зыбина.

Григорий Николаевич сотрудничает с газетой и иногда пишет статьи. Написанный им рассказ о культурных редкостях, которые хранятся в городской библиотеке, но не удостаиваются внимания сотрудников этой библиотеки, приводит к сильному конфликту. Он заканчивается для Зыбина громкими разборками отношений с научным секретарем библиотеки Дюповой. Выяснения доходят до директора музея, он просит Зыбина быть более вежливым и не партизанить. Дед также просит его успокоиться. Но Зыбин не останавливается. Его возмущает раздутая невежественными журналистами суета вокруг исполинского удава, которого видел бригадир Потапов в колхозе «Горный гигант».

После этой новости, в колхоз и на раскопки съезжаются «юристы». При встрече, они «дружелюбно» рассказывают Зыбину, что Потапов разведчик, подосланный немцами в колхоз для диверсий, а змея лишь прикрытие. Зыбин вместо того, чтобы сдать Потапова властям, помогает ему в поисках змеи. Оказывается, что это самый обычный большой полоз. Убитую змею, доказательство невиновности честного Потапова, искатели привозят в краеведческий музей. Так заканчиваются события, произошедшие с музейным хранителем.

Роман учит следовать своим идеал и быть стойким и мужественным человеком в трудных ситуациях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Домбровский — Хранитель древностей. Картинка к рассказу

  • Краткое содержание Дойл Горбун

    Было уже поздно, все собирались ложиться спать. Звонок возвестил о приходе гостя. Это был Шерлок Холмс. Он попросил приютить его на одну ночь.

  • Краткое содержание Зощенко Любовь

    После поздно окончившейся вечеринки Вася Чесноков умолял свою возлюбленную Машеньку не торопиться идти сразу же домой, а дождаться первого трамвая. На улице был мороз, а Чесноков вспотел и боялся простудиться.

  • Краткое содержание Будем знакомы Остера

    Удав, обезьянка, слоненок и попугай дружат друг с другом. Чтобы сделать свой день более интересным и разнообразным, друзья каждый свой день проводили вместе, придумывали разные игры, пели песенки

  • Краткое содержание Антоновские яблоки по главам Бунин

    Воспоминания рассказчика в первой главе связаны с созерцанием явлений окружающего мира в период желанных теплых дней ранней осени. Изменения, связанные с вступлением осени в свои права, проявлялись постепенно

  • Краткое содержание Записки покойника Булгаков

    Действия в книге начинаются в Москве в середине 20-х годов. Главным героем произведения является Максудов. Рассказ в книге ведется от первого лица. В предисловии автор написал, что книга принадлежит Максудову

Дмитрий Быков назвал Юрий Домбровского «идеальным писателем и идеальным человеком». И действительно, идеальный писатель написал идеальный роман. За прошедший год я прочитал советской литературы больше, чем съел котлет, и вот эту книгу могу смело посоветовать. В чем же ее уникальность?

1) Роман Домбровского не вписывается в традиционные жанры советской литературы: это не производственный роман, не лагерная проза, не городская проза, не деревенская проза, не окопная проза, не молодежная проза и тд. Нельзя назвать этот роман и философским — в нем нет системы идей, нельзя назвать его и метафизическим — в нем нет ничего, выходящего за пределы нашего реального мира. Я бы назвал его онтологическим. И пожалуй, других таких романов я не знаю.

2) Жанровая неопределенность порождает и другую особенность романа — отсутствие сюжета. Формально это воспоминания сотрудника музея Алма-Аты, сосланного в Казахстан историка. Но пересказать эти воспоминания трудно. Главная конфликтная линия романа находится не в плоскости отношений людей, общества и государства. Главный конфликт — это столкновение мира людей, мира вещей и мира природы. Именно поэтому я и назвал роман онтологическим. В романе Домбровского вещи — это хранители прошлого (которое через них можно ощутить не только осязательно, но и обонятельно, и на вкус). Природа — хранитель настоящего (времени и подлинности). Мир людей — это мир, живущий будущим — надеждами, мечтами, страхами, верой и тд. В итоге мир вещей и природы — это реальности, а мир людей — это иллюзия. Именно столкновение реального и иллюзорного и является подлинным стержнем романа, определяя его особенность.

3) В романе нет любви, хотя казалось бы какой роман без оной? Но эта особенность определенно вытекает из двух предыдущих. Женщины для Домбровского — главный носитель иллюзий. Характерно, что в конце романа мужчины бодрствуют ночью, обостренно воспринимая реальный мир,а женщины мирно спят, погружаясь в свои иллюзии. Конфликт мужского и женского, таким образом, также вписывается в онтологический конфликт иллюзорного и реального.

Поразительно, как дважды репрессированный писатель смог создать роман, совершенно не вписывающийся в советскую литературу, но при этом и не антисоветский. В насквозь пропитанной идеологией культуре он смог стать носителем чистой, не ангажированной, художественной мысли. Лично в меня это вселяет надежду: даже в самые темные времена свет никуда не исчезает, и рукописи все-таки не горят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *