Дошкольная математика

Здесь вы можете найти массу полезных материалов на тему «Математика для детей для детей 4, 5, 6, 7 лет», которые можно распечатать на принтере и заниматься с детьми, как в домашних условиях, так и в дошкольных и школьных учреждениях. Учиться математике в игровой форме — очень интересное занятие даже для тех детей, которые не проявляют особой любви к учебе.Также такие задания отлично подходят маленьким непоседам, которые не могут усидеть на одном месте и 5 минут. Каждое игровое задание рассчитано на ребенка младшего возраста — оно составлено таким образом, чтобы ребенок не утомился, и в то же время получил полезную порцию знаний и навыков. Главное — не решать все задания сразу, только по одному!

Математика для детей 4, 5, 6, 7 лет — выбираем раздел для обучения

Математика для детей представлена здесь в нескольких разделах, каждый из которых развивает определенные навыки в обучении ребенка. Например, счет до 10 и 20 — предназначен для детей, которые учатся считать предметы, но еще плохо знают цифры и не умеют решать математические выражения. В разделе с заданиями по математике представлены уже более сложные задания, в которых могут встретиться и примеры, и задачи, и различные задания по прибавления, отниманию, делению количества предметов на равные части и т.д. В заданиях с геометрическими фигурами дети ознакомятся с формами и названиями геометрических фигур, выполнят простейшие задания для закрепления выученного материала. Также отдельно вынесены задания с математическими знаками (больше, меньше, знак равенства).

Учимся считать до 10 — Веселые задания в картинках

В этом разделе мы учимся считать до 10 с помощью веселых заданий с картинками для детей дошкольного возраста. Учиться считать в игровой форме — очень интересное занятие даже для тех детей, которые не проявляют особой любви к учебе.

Учимся считать до 20 — Игровые задания в картинках

Здесь мы учимся считать до 20, выполняя интересные игровые задания в картинках. Представленные ниже задания подходят для детей, которые уже освоили счет до 10 и начинают изучать счет в пределах 20.

Веселые задания по математике в картинках для детей

Здесь представлены интересные и красочные задания по математике в картинках для детей, которые готовятся к школе или учатся в 1 классе. Задания могут быть очень полезны педагогам в детских садах и начальной школе для более эффективного обучения детей математическим выражениям.

Геометрические фигуры для детей — Интересные задания

Здесь вы можете скачать и распечатать геометрические фигуры для детей в виде интересных заданий в картинках, выполнение которых доставит ребенку не только пользу, но и массу удовольствия.

Цифры для детей — Скачай, распечатай и разрежь!

Здесь представлены цифры для детей в различном оформлении — цифры в виде цветов, объемные, золотые, с различными текстурами, ледяные, цифры-пазлы, а также простые цифры в черном и красном вариантах.

Математические знаки и символы — Задания в картинках

Изучаем математические знаки и символы с помощью интересных заданий в картинках. Выполняя задания ребенок научится различать знаки больше и меньше, а также плюс, минус и знак равенства.

Другие интересные разделы с математикой

Развивающие игры «Математика для малышей»

Игры разработаны детским порталом Чудо-Юдо специально для самых маленьких детей (от 2-х лет), которые только начинают учиться считать до 10. Такие игры способствуют более быстрому запоминанию цифр, а также позволяют ребенку понять сложную для его возраста технологию счета.

Математические игры для детей от 4 до 6 лет

Игры созданы с целью подготовки дошкольника к первым математическим познаниям и умению считать. Здесь вас ждут интересные красочные игры, в которых ребенку нужно будет найти и посчитать указанное количество предметов или живых существ. Детям этого возраста очень нравится считать, особенно в игровой форме.

Математически примеры онлайн

Прекрасная возможность для младших школьников поупражняться в своих знаниях математики. Ведь в этих заданиях нужно уметь быстро решать примеры, ведь на прохождение каждого задания выделяется определенное время. Когда время заканчивается, то вам засчитываются очки только за те примеры, на которые ребенок успел дать ответ.

Все обучающие материалы, представленные в разделе «Математика для детей 4, 5, 6, 7 лет» очень полезны дошкольникам для подготовки к школе, а также младшим школьникам для тренировки и проверки своих знаний.

Дата: 4 марта 2014 Алина Рубрика: Для дошкольников

Логические задачи по математике для дошкольников – это не простые задачи. Потому что главное здесь не найти правильный ответ (их может быть несколько или не быть вовсе), а научиться мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться своим жизненным опытом и наблюдательностью. А также логические задачи – это отличный способ развить то, что называют смекалкой. Поэтому они такие интересные и совсем не скучные. А если отнестись к ним серьёзно, но легко и с юмором, то можно найти по-настоящему креативные решения. Попробуем?

Задачки на смекалку

1. У меня есть 3 домашних питомца, а всего у них 10 лап. Как такое может быть?
(Один из питомцев пернатый – у него 2 лапки, а двое других четвероногие. Но возможны и другие варианты – например, питомцами бывают и экзотические насекомые, у них 6 лапок, а есть и вовсе безлапые питомцы.)

2. Во дворе растут 3 дерева – берёза, клён и рябина. Грач сел не на берёзу, синица не захотела садиться на дерево без вкусных ягод. Куда сел воробей?
(Воробей сел на берёзу, грач на клён, а синица на рябину)

3. В пенале у Аси лежат 4 простых карандаша и 2 цветных. Какое минимальное количество предметов нужно взять, чтобы в руке точно оказался простой карандаш? (3 предмета)

4. Алёша пилил дрова. Сколько ему нужно сделать распилов, чтобы разделить бревно на 2 части? А на 3 части? А если бы он не дрова пилил, а делил бублик, сколько нужно сделать «распилов», чтобы отрезать от бублика кусочек?

5. Лена, Аня и Женя помогали бабушке в саду. Бабушка захотела сделать детям подарки. «Куплю-ка я куклы обеим девочкам», – подумала бабушка. Неужели она ошиблась и неправильно сосчитала детей?
(Бабушка не ошиблась, девочек было действительно двое: Лена и Аня, а мальчику Жене бабушка купила гоночную машинку)

6. Сыщик в панике: он обнаружил возле дома странные следы. Сначала от дома вели следы взрослого, маленького ребёнка и птицы (видимо, вороны). Ровно через 10 шагов следы птицы обрываются. Ещё через 10 шагов обрываются следы ребёнка. Это похищение! Прав ли сыщик?
(Скорее всего, сыщик не прав. Птица просто взлетела, а ребёнка взял на руки взрослый. Впрочем, вариант, когда ребёнок попятился домой по своим собственным следам, тоже не лишён некоторой логики.)

Задачка на «засыпку”

8. Черепаха пришла в гости к своей подруге, которая живёт на 14 этаже. Лифт оказался сломан – придётся подниматься пешком. Черепаха начала свой путь после полудня. Полчетвёртого уже – черепаха на четвёртом этаже. Полпятого уже – черепаха на пятом этаже. Полвосьмого уже – черепаха на восьмом этаже. Когда же она доберётся до 14 этажа?
(Полвторого ночи)

Задачи на логику для самых маленьких

Игра «Что лишнее?», как говорится, классика жанра. Но мир вокруг многовариантен, и не всегда ответы на жизненные вопросы однозначны. Предложим ребятам задачи с несколькими решениями. Если ребёнок найдёт сам все из них – замечательно. Если увидит только одно – не страшно, главное, чтобы он мог объяснить свой выбор, а другой вариант решения можно найти вместе.

1. Найди лишнее:

Коза, лось, кабан (коза, потому что это домашнее животное, или лось, потому что слово начинается на букву «Л», или кабан, потому что у него нет рогов)
Тыква, персик, перец (тыква, так как слово начинается на «Т», персик – он растёт в саду, а не в огороде, как остальные, или перец – у него форма совсем не шарообразная, а у тыквы и персика всё же более круглая.
Ложка, скалка, совочек (совочек, потому что это не кухонная утварь, скалка – ложка и совочек похожи по форме и по значению, а скалка отличается, или ложка – отличается первой буквой).

2. Не верь своим глазам!

Нарисуем 3 домика и пронумеруем их. На каждом домике висит табличка, мы знаем точно: то, что написано на ней – неправда!
Табличка на домике №1: «Тут живёт Пятачок»
Табличка на домике №2: «Кролик в третьем домике»
Табличка на домике №3: «Винни-Пуха здесь нет!»
В каком домике живёт каждый из героев?
(1 – Кролик, 2 – Пятачок, 3 – Винни-Пух)

3. На листе бумаги напишем вразнобой цифры от 1 до 20. Задача ребёнка соединить их подряд таким образом, чтобы линии не пересекались между собой.

Автор задач: Юлия Белка

  • Алина

На сегодняшний день большинство образовательных учреждений России находятся в поиске новых идей, инновационных технологий, которые способствуют повышению профессионализма учителей школы. Благодаря нововведениям в образовательные программы, в частности, программы начального курса обучения, замечается повышение уровня учебных способностей и активности работы самих обучающихся.

Многие педагоги при обучении математике употребляют элементы занимательности на уроках, способствующие лучшему освоению образовательной программы, тем самым закладывая основы гармоничного совершенствования индивидуальных способностей у учащихся.Используя элементы занимательной математики, педагог способствует лучшему пониманию программного материала, подбирая упражнения, соответствующие способностям учащихся, их возрастным особенностям. При таком подходе учитель может использовать большое количество форм и методов работы над материалом, которые обучающиеся усвоили ранее, учитывая их интересы и возможности .

Рассмотреть возможности использования учителями начальной школы занимательного материала на уроках математики и раскрыть значение его использования в учебном процессе.

Под занимательностью, принято понимать то необычное, удивительное, неожиданное, комичное, что вызывает интерес у обучающихся, способствует развитию их мыслительной деятельности и созданию благоприятной атмосферы для проведения обучения. Занимательные задания скоординированы на содержание учебной программы, настраивают учеников на усвоение и закрепление программного материала. Ценность уроков математики в начальной школе, во время которых учитель использует элементы занимательности, заключается в разнообразии деятельности младших школьников и их заинтересованности в учении . Уроки с элементами занимательности дают некоторую свободу, создание необходимой среды для обучения, положительно влияющие на исход решения задач, где дети могут проявить свои творческие способности.

При работе над текстовой задачей на уроке математики можно предложить детям разнообразные виды творческих заданий. Шевчук И. В. выделяет такие виды творческой работы над задачами в начальной школе, как: составление взаимно обратных задач; решение задач разными способами; составление задач по данным вопросам; составление задач по данному решению; составление задач по числовому выражению; составление задач по сокращенной записи текста задачи; составление схемы разбора к задачам; составление задач по схемам аналитического или синтетического способа рассуждений; составление задач по графическим схемам .

Используя вышеперечисленную работу, педагог может существенно повлиять на развитие творческой находчивости и мыслительной деятельности обучающихся. Используя данный подход, у школьников формируется способность к абстрагированию и конкретизации изучаемого материала, навыка переключения с одного варианта решения на другой.

Для того, чтобы создать или подобрать занимательные задания для урока математики, Шуба М. Ю. предлагает использовать следующие приемы занимательности:

Приёмы занимательности, связанные с подачей задания (само задание воспроизводится в занимательной форме). Например:

1) математический герой (во время урока появляется такой герой) просит помощи в решении задания или предлагает само задание ученикам: «Незнайка вырезал 11 красных квадратов, а синих на 3 больше. Помогите Незнайке сосчитать, сколько всего квадратов он вырезал?»;

2) задания, в которых нужно отгадать математический знак: «Я задумала 3 числа. Сложив их, у меня получилось 20. Какие числа я задумала?»;

3) задание с продолжением (новое задание выходит путем приписывания к предыдущему нескольких знаков или слов): «Найди сумму чисел 8 и 10. Из полученного результата вычти 6. К полученной разности прибавь число 3. Запиши полученный результат»;

4) задание на установление соответствия (даны два ряда математических объектов, где для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий ему объект из другого ряда): «Соедини линией числовое выражение и правильный ответ к нему».

Приёмы занимательности, связанные со структурой задания (содержание задания содержит элементы занимательности). Например:

1)обращение(по указанным компонентам и результату отыскать действия): «В примере 4 I 7 II 5 III 9=12 расставьте скобки и знаки действий так, чтобы соблюдался порядок действий, показанный римскими цифрами»;

2) противоречие (задание содержит в себе противоречивые свойства, которые учащимся необходимо устранить): «Запиши правильную дробь, у которой числитель больше знаменателя на 1»;

3) измени чертёж(в таком задании, необходимо видоизменить чертеж к какому-либо упражнению): «Что необходимо изменить в данном прямоугольнике, чтобы он стал квадратом? Зарисуйте ответ»;

Приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения (при решении задания появляются занимательные моменты). Например:

1)использование игровых моментов: «Задумай число. Умножь его на 5. Полученное произведение умножь на 2. То, что получится, раздели на 10. Ответ: в результате получилось задуманное число»;

2) тестовые вопросы: «Представьте число 36 в виде суммы: двух равных слагаемых; двух неравных слагаемых; трёх равных слагаемых; трёх неравных слагаемых»;

3) восстановление (по части математического объекта необходимо восстановить его полностью): «Восстановите четырехугольник, часть которого изображена на доске».

Использование таких приемов занимательной математики в учебной деятельности может значительно повлиять на развитие мышления, повышения уровня способностей ученика. Именно творческий подход на уроках математики помогает учащимся начальных классов выявить в обучении множество закономерностей, подвигнуть школьников на помощь одноклассникам в выборе нестандартного решения, достижения успешного результата, вырабатывать способность анализа приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся положительно влияет на умение подбирать правильные ответы на поставленные перед ними вопросы, способствует применению школьниками их индивидуального и неординарного приема решения к поставленной перед ними задачи.

Для организации мыслительного функционирования в начальных классах учитель использует такие несложные задания как: упражнения, задачи на продолжение ряда и на нахождение пропущенных, недостающих знаков (фигур). При решении таких заданий школьники приобретают навыки в рассуждении, доказательстве или опровержении верности решения .

При рассмотрении различной методической литературы по использованию элементов занимательной математики, были выявлены следующие виды занимательных заданий: 1) занимательные вопросы, задачи, упражнения; 2) практические работы занимательного характера; 3) дидактические игры. Занимательными вопросами, задачами и упражнениями можно считать такие задания, которые требуют креативного подхода в поиске ответа, имеющие занимательные элементы в самом содержании или наглядности к нему. Под практической работой занимательного характера подразумевается использование учащимся творческого подхода в решении поставленных перед ним задачи или упражнения, осуществление которых производится необычным прибором или вовсе без него. Дидактическая игра подразумевает под собой само неординарное решение задачи, проблемы. Таким образом, игра исполняет ту же роль, что и занимательная задача .

В своих исследованиях Жунисбекова Ж.А., Керимбекова М.А., где авторами рассматривалось влияния элементов занимательной математики на процесс обучения младших школьников, отмечают повышение уровня теоретической и практической подготовки учащихся. Также исследователи подтверждают повышение развития познавательной и мыслительной деятельности учащихся, когда учителями начальных классов используются занимательные задания и игровые ситуации на уроках математики. Но применение подобранного занимательного материала будет иметь эффект при определенных условиях, а именно:

1) уровень знаний, умений, навыков учащихся должен соответствовать программному содержанию, а учителю, в свою очередь, необходимо подобрать темп обучения, с учетом этих особенностей;

2) допустимость метода дидактической игры в содержании данной образовательной программы;

3) способность учителя совмещать программный и занимательный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся .

Таким образом, использование учителем на уроках элементов занимательной математики показывает высокую результативность их осуществления. Применение элементов занимательности в образовательной программе может положительно повлиять на расширение границ учебного процесса. Благодаря этому, будет происходить непрерывное личностное развитие учащихся начальных классов, повышение результативности обучения и воспитания младших школьников, влияние на всестороннее развитие ребенка и повышение уровня знаний, умений и навыков. Применение элементов занимательности на уроках математики в начальных классах также может существенно изменить познавательную активность младших школьников и повлиять на повышение уровня их мыслительной деятельности. Все вышеперечисленное говорит о необходимости поиска и подбора педагогами занимательных заданий, и активного их внедрения в урочную деятельность.

Библиографический список:

1. Жунисбекова Ж. А., Керимбеков М. А. Активизация познавательных способностей учащихся начальных классов с помощью элементов занимательной математики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9-3. – С.132-136.

2. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49-52.

3. Мамбетов А. А. Применение элементов занимательной математики на уроках в начальных классах // Наука и образование. – 2014. – С.2462-2465.

4. Шевчук И. В. Организация творческой работы на уроках математики в начальных классах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №2. – С.324-326.

5. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М. : Просвещение, 1994. – 222 с.

Знаете ли вы, что устный счет повышает скорость мышления и улучшает память детей? Никто не будет спорить, что эти приятные бонусы облегчат жизнь нашим детям. Так что давайте учиться устному счету играя!

Когда начинать

Начинать считать вслух разные предметы окружающего мира можно с самого раннего возраста. Самое оптимальное время — месяцев с восьми-девяти. Считайте предметы одежды, собираясь на прогулку: «вот одна варежка…. вот две варежки”. Пропевайте счет шариков на погремушке, предупреждая: «Вот мы посчитаааем, одииин, двааа, триии”. Наберитесь терпения: до начала активной речи ребенок может не демонстрировать вам, что он понимает счет. Мой сын в годик в ответ на предложение «давай посчитаем, сколько тут собачек” тыкал в книжку пальчиком довольно беспорядочно, выкрикивая «ся-си-си-ми-ми!”. Но довольно быстро выбирал по просьбе картинки, на которой было изображено один и много предметов, где было две, а где — три одинаковых картинки и т.п. Не останавливайтесь, продолжайте развивать навык устного счета!

Как считать?

Присмотритесь к малышу. С легкостью ли он переносит сидение за столом больше двух минут? Может быть, целесообразно считать вслух прыжки через «пропасть” (лист бумаги на полу), или сколько раз мячик стукнется об стену, или попадания кубиком в корзину для белья? Подойдите к процессу творчески и делайте все для того, чтобы счет для ребенка был увлекательным и захватывающим занятием.

Счет наглядный

Самый первый этап освоения счета — счет того, что мы видим и на что показываем. С точки зрения мышления маленького ребенка это довольно сложная логическая операция. Ведь видит он, к примеру, пирамидку или погремушку, да еще и не одну, да еще и разные, а слышит или называет совершенно другие слова — какие-то «один” и «два”… Не ленитесь проводить занятия по наглядному счету как можно чаще. После четырех лет пробуйте решать простые задачи, используя предметы-заместители. К примеру, задачу «В детском саду нянечка положила на блюдо три яблока, а Петя взял одно. Сколько яблок осталось на блюде?” — решайте с помощью цветных карандашей, деталей конструктора, палочек для канапе, пуговиц… Скажите: «Давай это будут как будто яблоки”. Таким образом к наглядному мышлению вы постепенно подключаете абстрактное.

Счет абстрактный

Счет в уме, без подкрепления предметами или картинками и даже предметами-заместителями — для дошкольника высший пилотаж. Однако овладев навыком абстрактного счета, умением решать в уме примеры и задачи, дошкольник без труда справится с курсом математики в начальной школе, а это основа основ. Начинайте с простейших примеров и задач в пределах пяти. Как следует отработайте и сложение, и вычитание в уме. Подбирайте как можно более разнообразные и неповторимые условия задач, берите их из жизни. Даже при условии, что дошкольник уверенно складывает и вычитает числа в примерах, построение образа условий задачи требует от него много умственных сил, запутывает, сбивает с мысли о счете. Важно научить малыша видеть внутренним взором «кино” про задачу — представляя объекты в уме, их легче сосчитать. Этот навык очень поможет обучаться и в подготовительной группе детского сада, и в школе.

До скольки считать?

Темпы развития математического мышления детей очень разные. И зависят они не только от интенсивности занятий, но и от природных способностей, а также от формы выбранных упражнений. Некоторые дети в пять лет решают примеры в уме в пределах двадцати, а некоторым и в первом классе сложно прибавить два к трем и понять, что прибавить три к двум — это то же самое. Прежде чем перейти к следующей ступени счета, убедитесь в том, что, помимо счета вслух, ваш дошкольник уверенно владеет счетом «про себя”. Попросите посчитать предметы молча, а потом сказать, сколько их.

    • В два года, как правило, большинство малышей хорошо считают до трех или пяти и различают понятия «много — мало”, «больше-меньше” (разница должна быть значительной: к примеру, две вишенки и десять).
    • В три года осваивайте порядковый счет до десяти, а в четыре начинайте решать примеры и задачи в пределах первого десятка.
    • Ближе к пяти годам начинайте осваивать числа второго десятка. На их запоминание уйдет достаточно времени, так как малыши часто путают слова «двенадцать” и «двадцать”, «пятнадцать” и «пятьдесят” и т.д.
    • В пять-шесть лет практикуйте решение примеров до 10 в уме, а также начинайте считать парами: два-четыре-шесть, один-три-пять и т.п. Пробуйте решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати. Закрепляйте решение задач до 10, при необходимости используйте предметы-заменители для наглядности (карандаши, кубики, конфеты подойдут).

Подчеркну, что рекомендации эти относятся к «среднестатистическому” ребенку и, конечно же, требуют поправок на особенности развития именно вашего дошкольника. Главное — старайтесь учиться ежедневно и делайте занятия математикой как можно более непохожими друг на друга.

Наталья Жеребилова,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *