Древний херсонес

Главная / Фото в путешествиях / Крым / Севастополь /

Поход в Орловку Бухта Казачья (пляжи «Голубой бухты») 35 береговая батарея в Севастополе Мыс Фиолент Братское кладбище и Свято-Никольский храм Древний Херсонес Таврический

Дата фотосъемки: август 2009 года

Херсонес Таврический мы посетили, возвращаясь с пляжа. Здесь, в Севастополе, все очень близко. Оказалось, что этот древний город находится совсем рядом. По ссылке можно посмотреть, где располагается «Древний город Херсонес Таврический» на Яндекс.Картах.

Кстати сказать, древний Херсонес находится в Крыму, в Гагаринском районе Севастополя.

Здесь собраны около 40 различных фотографий древнего города Херсонеса Таврического в HD-качестве с разрешением 1200 на 800 пикселей и максимальным разрешением 3000 на 2000 пикселей.


Херсонес Таврический. Слева — памятник Святому апостолу Андрею, справа — Владимирский собор
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Херсонес Таврический был основан, как греческая колония, в 529/528 гг. до н. э. и просуществовал до середины 15 века.


Фотография базилики 1935 года в древнем городе Херсонесе Таврическом
(фото в HD качестве с разрешением 2960 на 1970 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Базилика — это средневековый храм на территории Херсонеса. В 14 веке храм разрушился из-за пожара и больше не восстанавливался.


На фоне колонн базилики в Херсонесе удалось сфотографировать древнегреческого воина
А древние греки прикольно одевались

Почти на всех фотографиях древнего Херсонеса, будь то колокол, руины или стены, можно увидеть Владимирский собор.


На переднем плане — руины древнего Херсонеса, вдалеке — Владимирский собор
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Ниже можно увидеть фото Владимирского собора в Севастополе до реконструкции.


Любительское фото Владимирского собора в Севастополе до реконструкции, август 1998 года

Практически весь древний Херсонес Таврический — это территория раскопок, которая и является большой музейной экспозицией под открытым небом.


Так выглядят улицы древнего Херсонеса
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)
Возле колокола в Херсонесе постоянно толпятся люди
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)
Древнегреческий воин в модных кроссовках фотографирует телефоном свою спутницу
На монетном дворе в Херсонесе сейчас очень спокойно
Это руины единственного на территории СНГ античного театра в Херсонесе

Мы, кстати, посетили один из спектаклей в этом античном театре. Всем очень понравилось.


На другой окраине видны развалины стен Херсонеса
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)
Вид на Херсонес Таврический и Владимирский собор с крепостной стены
(фото в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)


И вновь мы вернулись к колоколам и Владимирскому собору
(фото в HD качестве с разрешением 2900 на 1930 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Ниже представлены еще несколько фотографий этого древнего города, которые дополняют деталями основную фотогалерею Херсонеса.

Фото городской окраины древнего Херсонеса, выходящей к Черному морю. Там слева внизу находится дикий пляж
Эта базилика — визитная карточка Херсонеса Таврического
На территории базилики 1935 года стоят мраморные белые колонны
Здесь, похоже, раньше была стена храма
На фото видно, что кварталы древнего Херсонеса глубоко откопаны
Сводчатые арки в древнем городе — опасная зона
Сигнальный колокол — одна из главных достопримечательностей современного Херсонеса
Главная улица Херсонеса: ее длина около 900 метров, ширина — 6,5 метров
На обочине табличка указывает, что это главная улица древнего Херсонеса Главная улица в Херсонесе (IV в. до н.э.–XIV в. н.э.) протяженностью 900 метров, пересекает город с северо-востока на юго-запад. Украшена была статуями выдающихся граждан города, постамент одной из которых стоит на углу. Слева раскопаны кварталы города, справа — только улицы. Вдоль улиц шли водостоки для дождевой воды. Раскопки 1908 г.
Общий вид храма с аркосолиями, X-XIV в.в.
Табличка на храме с аркосолиями гласит: «Расположен в центре внутри квартальной площади. На стенах храма устроены могилы, над которыми сделаны разгрузочные арки — аркосолии. Пол храма был вымощен известняковыми плитами»
На этом месте раньше находилась крещальня из комплекса Уваровской базилики. Теперь здесь стоит вот что
Реконструкция разрушенной Уваровской базилики Уваровская базилика в прошлом была главным храмом города Херсонеса. Кстати, свое название она получила благодаря графу Уварову, который в 1853 году ее и раскопал.
Как многие понимают, эта левая металлическая беседка не может иметь с древним Херсонесом ничего общего
Основание большой прямоугольной башни крепостной стены Херсонеса
Рисунок оборонительных стен юго-восточного участка Херсонеса, IV век до н.э.–XV век На башне висит табличка, которая гласит:
Башня XV
Первоначально здесь была построена круглая башня, построенная в первых веках н.э. В IX–X в.в. на месте круглой сооружается башня прямоугольной формы. Одновременно напротив строится еще одна прямоугольная башня — XV.
Один из видов разрушенной крепостной стены Херсонеса
С окраины Херсонеса видны российские военные корабли в Карантинной бухте
Фото юго-восточной части города Херсонеса
Справа — разрушенные стены юго-восточной границы города
Руины разрушенных стен в этой части Херсонеса представляют собой настоящие горы обломков
Вид с юго-восточной линии обороны Херсонеса на Владимирский собор
Театрон с рядами каменных скамеек в Херсонесе
Рядом с монастырскими зданиями на территории Херсонеса, построенных в середине XIX века, выставлены обломки колонн
В этом здании располагаются музейные экспозиции средневековой истории Херсонеса
Еще одно фото Владимирского собора

Сайт заповедника «Херсонес Таврический»

www.chersonesos.org

Национальный заповедник «Херсонес Таврический» имеет хороший сайт с прекрасным описанием достопримечательностей на живом русском языке, что редко встретишь среди сайтов музеев-заповедников.

Для фотосъемки применялась следующая фототехника:

  • Nikon D70;
  • Nikon 18-35mm f/3.5-4.5D ED-IF AF Zoom-Nikkor.

← Мыс Фиолент в Севастополе, фотографии Братское кладбище и Свято-Никольский храм в Севастополе →

Ссылки на фотогалерии стран, городов, курортов и заповедников

На этом сайте собираются различные интересные и красивые фотографии природных заповедников, стран, курортов, городов и их достопримечательностей. Многие фотографии в представленных ниже галереях показаны в HD-качестве.

Павло-Очаковская коса Иваново Ижевск Лудорвай Белоруссия Гомель Сочи Волгодонск Ростов-на-Дону Шахты Новочеркасск Ростов Великий Московский Кремль Королёв Мытищи Одесса Ялта Крым Симферополь Балаклава Севастополь Калининградская область Куршская коса Советск, Тильзит (Tilsit) Светлогорск, Раушен (Rauschen) Калининград Лаго-Наки Ашхабад Фирюза

Херсонес Таврический, или просто Херсонес — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Сейчас Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. Территория Херсонеса и часть акватории Карантинной бухты являются археологическим заповедником, который в 2013 году внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией.

История. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной.

В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI в. до н. э.

Через сто с небольшим лет после основания территория Херсонеса уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной. Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вел активную внешнюю политику. В IV-III вв. до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III в. до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III в. до н. э.

Все годы существования государства херсонеситам приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трех кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошел на Керченский полуостров и захватил Пантикапей.

Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твердую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора.

Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.

В первых веках н. э. в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия (тер. совр. Болгарии), а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

Уже в I вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе.

Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V вв. город ведет изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.

В V веке Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII в. он был форпостом Византии в Крыму.

В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов иполовцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.

Провал в 1204 г. IV-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII в. хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 г. свой первый набег на Крым совершили монгольские орды хана Батыя; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая.

Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII в. главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (совр. Феодосия), Солдайю (совр. Судак), а вблизи Херсонеса возникает Чембало (совр. Балаклава).

В середине XIV в. контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд, разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошел до Кафы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII — XIV вв. херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы… Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 г. темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Черного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

В первой половине XV в. ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI в. польский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…».

К середине XV в. жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города.

Интересные факты. 1. В Херсонесе отбывали ссылку политические противники константинопольских властителей: папа римский Мартин, низложенный император Юстиниан II, его соперник Филиппик Вардан, братья Льва IV Хазарина, самозванный сын Романа IV.

2. Посещала Херсонес греческая королева Ольга, герцог Спартский Константин, принц греческий Георгий, российский император Александр III. Неоднократно посещал Херсонес последний российский император Николай II с семьей.

3. Город Херсон был назван в честь Херсонеса императрицей Екатериной II.

4. Херсонесский колокол снимался в эпизоде фильма «Приключения Буратино» (момент прибытия главных героев на Поле чудес страны Дураков)

Раскопки. Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса, при которых было открыто три храма. Производителем работ, предположительно, был капитан Севастопольского порта Мориц Борисович Берх.

Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов позапрошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.

За годы Советской власти Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые — археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.

Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, а также других.

Город Херсонес Таврический был основан в VI-V в.в. до н.э. греками-дорийцами, переселенцами из Гераклеи Понтийской — полиса, находившегося на Южном берегу Черного моря в Малой Азии, на территории нынешней Турции.

В основании Херсонеса принимали также участие выходцы с острова Делос.
Причиной выселения будущих основателей Херсонеса были политические распри между демократической и аристократической «партиями» гераклейского общества, в результате которых демократы были вынуждены удалиться в изгнание. Слово «Херсонес» в переводе с древнегреческого означает «полуостров». Этим словом назывались многие греческие города, соответствующим образом расположенные и, чтобы не путать, названия таких городов были двойными. Колония Гераклеи в Крыму называлась Херсонесом Таврическим, потому что Крымский полуостров греки издавна называли Таврикой. Традиционно датой основания Херсонеса считались 422-421 г.г. до н.э. Эта гипотеза была высказана еще в ХIХ веке, и до сих пор находит своих сторонников.
Однако, исследования последних лет приводят специалистов к выводу, что город был основан столетием раньше — в 528-527 г.г. до н.э. На такую мысль историков наводят периодические находки в наиболее ранних слоях Херсонеса архаической чернофигурной керамики , которая датируется временем никак не позже VI в.до н.э. В последнее время в этих слоях находят и остраконы — глиняные черепки с процарапанными на них архаическим дорийским шрифтом именами, служившие древним эллинам как бюллетени для голосования. Сторонники более ранней даты основания Херсонеса считают, что остраконы свидетельствуют о наличии ранее V в. до н.э. на территории города демократических институтов, а значит, постоянной общины поселенцев. Эта гипотеза подтверждается и данными письменных источников: из сообщений древних авторов следует, что в 528 году гераклеоты и делосцы, следуя прорицанию Дельфийского оракула, совместно основали Херсонес Таврический.
Однако, другие исследователи не разделяют эту точку зрения, отмечая, что основывать поселение чтобы торговать с таврами грекам не было смысла: тавры предпочитали грабить и убивать пришельцев, а постоянного присутствия скифов в районе Гераклейского полуострова в VI в.до н.э. не отмечено. Для выращивания хлеба, которое было главной целью выведения греческих колоний в Северное Причерноморье, окрестности Херсонеса также практически непригодны.
Находки же чернофигурной керамики скептики объясняют тем, что колонисты, основавшие город в конце V в. до н.э., видимо, привезли с собой с родины множество семейных реликвий, некоторым из которых могло быть и сто, и двести лет. Вопрос об остраконах пока остается дискуссионнным.
Как бы там ни было, город был основан не позднее 421 г. до н.э., и в первые 20-30 лет своего существования был небольшим поселением, в котором обитало не более 2-3 тыс. человек. Первые херсонеситы занимались транзитной торговлей между городами Греции, Скифией и подчиненной тогда кочевниками Ольвией, добывая себе все необходимое для жизни только обменом, ремеслом да рыбной ловлей. Им приходилось завозить и хлеб, и вино, и оливковое масло. Окрестные земли были населены чрезвычайно враждебными таврами, и горожане, возможно, не могли себе позволить даже вскопать огороды.
Наконец, в начале IV в. до н.э. они решились начать освоение хоры — сельскохозяйственной округи. О месте размежевания первых участков среди специалистов ведутся ожесточенные споры. В соответствии с более традиционной версией, херсонеситы сначала решили огородить территорию Маячного полуострова (мыс Херсонес) двойной стеной, проложить туда дорогу и распахать там свои первые участки. Приверженцы традиционной версии считают, что эти земли и есть — упоминаемый у Страбона «Старый Херсонес», то есть территория, где колонистам раздавались самые первые наделы. Поскольку греки постоянно боялись нападения тавров, которое грозило им и на суше, и на море, остается предположить, что колонисты предпочитали ездить на свои «огороды» вооруженными группами, ведь Маячный полуостров отстоит от стен Херсонеса на 50 стадий (более 10 км.). Однако, Страбон — очень точный в определении расстояний — писал, что «Старый Херсонес» находится в 100 стадиях от города. Поэтому, сторонники альтернативной точки зрения полагают, что «отец географии» имел в виду мыс Парфений (Феолент). Здесь находился храм Девы, а вокруг него во времена Страбона (I в.до н.э.) лежали руины многочисленных древнегреческих усадеб и укреплений, которые путешественник и принял за развалины «Старого Херсонеса». По мнению этих авторов, свои первые наделы херсонеситы распахивали вокруг городских стен. Они утверждают, что размежевание земель на Маячном полуострове происходило одновременно с остальной территорией Гераклейского полуострова, а укрепление из параллельных стен использовалось для охраны маяка, виноградного питомника и пункта сбора и перевалки урожая.

Херсонесское территориальное государство в IV-II в.в. до н.э. Образование и крушение земледельческой державы.

Пока не ясно, почему во второй четверти IV в. до н.э. у херсонеситов настолько прибавилось сил, что они решились на серьезную экспансию и захват всей территории Гераклейского полуострова. Возможно, в это время в город прибыла новая волна поселенцев. Но фактом является то, что к последней четверти IV в.до н.э. вся эта земля была греками размежевана и распахана. Тавров оттеснили с размежеванной территории, и с тех пор их поселения плотной цепочкой тянулись вдоль границы: от Балаклавской до Инкерманской бухт. На этом примечательном историческом событии стоит остановиться подробнее.
Всем, кто живет в Севастополе и, тем более, дачникам, хорошо известна каменистость земли гераклейской. Многие участки размером всего в 4 сотки бывает чрезвычайно трудно освободить от камней и обработать. Некоторые и вовсе не удается: их засыпают привозной землей или бросают.
Поэтому, удивительно, что греки, получившие в наделы, по разным подсчетам, от 8,8 до 26,5 га земли на семью, в течение десяти-двадцати лет превратили всю эту каменистую пустыню в цветущий сад. Более того, некоторые цифры просто поражают воображение. Колонисты не только убрали все лежащие в земле и на земле камни, но и сложили из них плантажные стены толщиной 1 м., на расстоянии 2-5 м. друг от друга; они не только очистили от камней землю на глубину 0,7-1,5 м, срубив, при необходимости, скальное основание, но и специально вырубали камень, чтобы построить плантажные стены там, где земля была без камней: на дне оврагов и балок. В результате, переместив миллионы камней, намного превышающих по объему пирамиду Хеопса, херсонеситы создали 400 замкнутых земельных участков площадью по 26,5 га каждый (за исключением прибрежных, размер которых колебался от 3 до 26,5 га).
Участки были окружены высокими каменными заборами и прямыми удобными дорогами, а внутри разделены заборами и плантажными стенами на наделы, где выращивался виноград (главным образом), злаки (в основном, ячмень и полба), и фруктовые деревья. Раньше считалось, что земельным участком в 26,5 га владела одна семья из числа потомков основателей города. Современные исследователи пришли к выводу, что у каждого стандартного участка было по 6 владельцев, и земли граждан были разбросаны по всей территории полиса так, что каждый владел двумя наделами по 4,4 га каждый: и лучшим, и худшим; и землей в опасном приграничье, и недалеко от города.
Объем выполненных колонистами работ поистине ошеломляет. На строительство значительно меньшей по объему пирамиды Хеопса понадобился ежедневный труд 25 тысяч человек в течение 30 лет. Гражданская же община Херсонеса, по самым смелым подсчетам, не превышала 1500 человек, а все население полиса, включая детей, женщин, стариков, иноземцев и городских рабов, составляло около 10000 человек.
Специалистов всегда волновал вопрос: а были ли в Херсонесе рабы, много ли, и были ли они заняты в материальном производстве? Богатые греческие семьи (а херсонеситы эпохи расцвета полиса были людьми небедными) традиционно имели домашних рабов, которые выполняли роль слуг, подмастерьев в мастерских и т.п. Кроме того, в полисах были общинные рабы, которые убирали улицы, были грузчиками и ассенизаторами. В их наличии в Херсонесе никто особо не сомневается. Но вот кто работал на наделах колонистов?

Ряд ученых считает, что херсонеситы, принадлежавшие к дорийскому племени, а, следовательно, родственные спартанцам, использовали на своих полях труд покоренных тавров — бывших жителей Гераклейского полуострова, выселенных на его окраины или оставленных жить на прежних местах в подневольном состоянии. Их превратили в принадлежавших общине полурабов, у спартанцев называвшихся илотами.
Это косвенно подтверждается тем фактом, что херсонеситы, как и спартанцы, жили, по современному говоря, на пороховой бочке. Сам город был обнесен мощнейшей оборонительной стеной; каждый клер, превращенный в своеобразную крепость, имел оборонительную башню, а по всей территории Гераклейского полуострова была расставлена сеть приграничных крепостей-замков.
Таким образом, херсонесское демократическое государство — а демократия распространялась только на граждан-мужчин, владельцев земельных наделов — держалась на кончике копья. Колонистам приходилось, видимо, защищаться и от порабощенного местного населения, и от враждебных горных тавров, и от скифских набегов, которые, начиная с III в. до н.э. становились все более частыми.
Херсонеситы занимались, конечно, и рыболовством, и ремеслами, и торговлей. Когда они размежевали земли Гераклейского полуострова и засадили их виноградниками, они занялись товарным производством вина и начали широко экспортировать его в Ольвию, Скифию, на Боспор, на Западное побережье Черного моря, и даже в Грецию. Но они не могли пока принять участие в самом выгодном бизнесе античной эпохи — экспорте собственного хлеба, который в наше время по выгодности и значению можно сравнить только с экспортом нефти: на гераклейской почве хлеб растет очень плохо, херсонеситам его не хватало даже для себя. Поэтому, город мог только предоставлять услуги по перевалке скифской пшеницы, перепродавать ольвийский хлеб и подсчитывать барыши в чужом кармане, с завистью поглядывая на сверкающий золотом и мрамором Пантикапей, столицу Боспора.
Подобно многим колонизаторам последующих эпох, древние греки ради зарабатывания денег легко и охотно хватались за оружие. Так же поступили и херсонеситы. Едва закончив размежевание прилегающих территорий и укрепив оборону Гераклейского полуострова, в середине IV в. до н.э. они начали экспансию на север, вдоль побережья спасительного для них Черного моря (ни скифы, ни тавры серьезным флотом не располагали). Они захватили основанную жителями Ольвии колонию Керкинитида (нынешняя Евпатория), дошли, видимо, с боями до мыса Тарханкут, и основали на месте нынешнего поселка Черноморский новый город — Калос Лимен (Прекрасная гавань) .
Земли Западного Крыма и в наши времена благоприятны для выращивания наиболее ценных сортов пшеницы, а в эпоху античности, когда климат здесь был влажнее и мягче, а степь Тарханкута была лесостепью, изобиловавшей родниками и речками, — тем более. Здесь грекам достались прекрасные плодородные почвы, и Херсонес превратился из маленького полиса в сильное и быстро богатевшее государство.
Вряд ли несколько десятков тысяч колонистов, включая жителей Керкинитиды, Калос-Лимена и других более мелких херсонесских поселений, в состоянии были сами обработать 30 тысяч гектаров новых земель. Нужна была дополнительная рабочая сила. Кого эллины заставили работать на своих новых наделах, доподлинно неизвестно; быть может, поработили местное население и покупали рабов в Скифском царстве, ведь население собственно Херсонеса значительно не увеличилось, да и ездить «на работу» за 100-200 км было невозможно. Хотя специалисты и отмечают, что следов массовой эксплуатации рабов на херсонесских наделах не обнаружено. Не сохранилось сведений и о каких-либо бунтах порабощенного населения. Вероятнее всего, большинство производителей материальных благ было в полисе все-таки свободным.
К III в.до н.э. город Херсонес, первоначально занимавший клочок земли вокруг нынешнего Портового и Северо-Восточного районов городища, значительно расширяет свою территорию. Его обносят новыми оборонительными стенами, и город располагается на площади, практически равной той, на которой он и существовал все последующие 1700 лет.
Херсонес был построен из местного известняка по регулярной «гипподамовой» системе, названной так в честь ее создателя — греческого архитектора Гипподама из Милета . Улицы города пересекались под прямым углом, деля его на прямоугольники равной величины. Через весь город шла Главная улица шириной 6,5 м и длиной 900 метров. В ее центре, в районе нынешнего Владимирского собора, находился акрополь — средоточие храмов и общественных зданий. Судя по находимым фрагментам, здания возводились из местного белого известняка, в соответствии с дорийским и ионийским ордерами (стилями) древнегреческой архитектуры . Они ярко раскрашивались минеральными красками, что придавало городу праздничный и нарядный вид.
Херсонес, в отличие от Ольвии или Боспорских городов, был, как сейчас говорят, «этнически чистым»: подавляющее большинство его жителей составляли греки. Горожане молились всем олимпийским богам, но главным божеством Херсонеса была таврская Дева — та самая, которой тавры веками приносили в жертву захваченных в плен греческих моряков. Видимо, еще первые поселенцы, стремясь победить наводивших на них ужас дикарей, решили взять себе в союзницы их богиню. А может быть, постарались добыть и ее идола, стоявшего в главном таврском храме. Деву греки отождествляли с богиней-охотницей Артемидой и изображали ее в виде юной девушки с ланью. Такой она предстает на многочисленных херсонесских монетах.
По числу найденных постаментов можно судить о том, что город был украшен множеством статуй богов, героев и почетных граждан города. В III в. до н.э. горожане строят большой театр, вмещавший по разным оценкам от 1500 до 3000 зрителей. Примерно столько же в Херсонесе было и граждан, ведь театр тогда посещали все, кому это позволялось, а на большинство представлений ни женщины, ни, тем более, рабы не допускались.
На главной площади выставлялись почетные декреты в честь выдающихся горожан и друзей города. Здесь же стояла мраморная стела, на который была высечена Присяга граждан Херсонеса. Ее принимали юноши, становясь эфебами и отправляясь на защиту отечества.
Однако, резкий скачок к процветанию, совершенный полисом в течение IV в. до н.э. привел к нарастанию серьезнейших противоречий внутри гражданской общины. Сам текст херсонесской присяги, созданной на рубеже IV и III в.в. до н.э., уникальнейшего, мирового значения памятника, говорит о том, что ко времени ее создания в городе появилась сильная внутрення оппозиция, пытавшаяся захватить политическую власть и уничтожить контроль над экспортом хлеба, который осуществляла гражданская община. Предатели дошли, видимо, до немыслимого: они призвали себе на помощь злейших врагов и конкурентов — скифов.
Как можно догадаться по тексту присяги, бунтовщики были побеждены и изгнаны, то ли совсем из государства, то ли отселились на его окраину, а сама присяга должна была стать юридической гарантией от повторения попыток посягнуть на демократию и права гражданской общины.

Возможно, что созданная в том же III в. до н.э. история города, написанная херсонесским историком Сириском (текст ее до нас не дошел), как раз и призвана была на славных примерах былых поколений восстановить пошатнувшиеся принципы гражданственности и демократии.
Преодоление внутренних противоречий было тем более важно для Херсонеса, что с середины III в.до н.э. городу пришлось вести ожесточенную и неравную борьбу со скифской экспансией.

Ранняя история Крымского полуострова представлена на картах, составленных ученым-энциклопедистом К.И. Габлицом по известиям греческих писателей «древних и средних времен». Важнейшим периодом для государственного становления Руси стала эпоха правления князя Владимира Святославича (около 960 г. – 15 июля 1015 г.). В 987 г. Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Древние летописи сохранили свидетельства о заключенном в 987 г. союзе между Византией и Русью для подавления мятежа Варды Фоки, условием которого было заключение брака князя Владимира с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Они не спешили выполнять свое обещание, и в разгар войны с Вардой Фокой князь Владимир в 988 г. овладел византийским Херсонесом (Корсунью), где принял крещение по византийскому обряду, а затем распространил христианство на всю Русь. После женитьбы Владимир вернул Византии Херсонес и ушел в Киев. В это же время на Таманской части Керченского полуострова было основано Тмутараканское княжество, и славяне стали расселяться по всему Крыму. Наиболее значительную часть населения они составляли в Старом Крыме, Судаке, Мангупе, Херсонесе.

В XII в. территория Крымского полуострова оказалась во владении половцев, откуда они совершали набеги на Русь и Византию. В 1223 г. монголо-татарская конница впервые совершила набег на Сугдею-Судак, а в 1242 г. вернувшиеся из похода на Польшу и Венгрию монголо-татары прочно укрепились в Крыму, который стал улусом – провинцией Золотой Орды и управлялся наместником великого хана.

К XIV столетию относятся сведения об официальном почитании князя Владимира как святого равноапостольного князя, с этого времени прологи и богослужебные книги стали включать память о Святом князе Владимире под 15/28 июля. Первые описания древнего Херсонеса и составление его планов начались практически сразу после присоединения Крыма к России в 1783 г. В Российском государственном архиве древних актов сохранилось несколько планов второй половины XVIII в. и литография, на которой представлены развалины Херсонеса. Интерес императрицы Екатерины II к личности и заслугам князя Владимира отразился в ее собственноручной работе над историческим трудом «Записки касательно российской истории», в котором императрица, тщательно изучив летописи, воспроизвела историю о выборе князем веры и принятии им христианства в Херсонесе. С именем князя Владимира было связано и учреждение Екатериной II в 1782 г. ордена в его честь.

В 1827 г. под руководством К. Крузе были проведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, среди которых нашлись остатки крестоподобной в плане базилики в центре главной площади города – здесь могло состояться крещение князя Владимира. В 1850 г. на этом месте по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия была основана Свято-Владимирская обитель, и уже 23 августа 1861 г. состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершенная в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *