Древняя медицина

История монастырского врачевания

Ибрагимова Д.Х., Ким А.Л.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Э.Р. Фахрудинова

Цель: изучить историю возникновения монастырской медицины на Руси.
Определить роль монастырей в сохранении и развитии медицины.

Монастырская медицина на Руси сформировалась в X-XI веке наряду с принятием христианства. Монахи, утверждали, что болезнь — это Божие наказание за грехи и непослушание предписанным законам.

Лечебница в Переславле, построенная в 1091 г. митрополитом киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра в 1051 г. в пригороде Киева монахами Феодосием и Антонием, оставили яркий след в развитии древнерусской медицины. Название лавры происходит от слова «печеры» — пещеры, которые являлись кельями монахов, где и совершался акт лечения. В ней были созданы летописи Никона, Сельвестра, и Нестора.
Уже в XVIII веке появляется сборник рассказов об этом именитом монастыре и жизни монахов, который носит название «Киево-Печерский патерик», впервые изданный в 1661 г.

В монастыре были помещения как для больных с самыми разнообразными недугами, так и изоляторы, где производился специальный уход. Также монахи исцеляли безнадежно больных, что заставляло их уверовать во всевышние силы и Бога.

Самыми известными врачевателями были святой Агапий, который исцелил Владимира Мономаха, преподобный Алимпий, который боролся с таким инфекционным заболеванием, как проказа (лепра). А также, прибывший из Греции, Антоний, который помогал больным исцеляющим «зельем».

Для лечения монахи использовали настои трав, аналоги современных лечебных банок — горшки, вправляли вывихи, делали кровопускание. Лечение проходило бесплатно. Начиная с XII века, лекари обязывались соблюдать врачебную этику: уважение, гуманность, альтруизм, внимательность, добросердечность и терпение по отношению к больному; которой и в настоящее время уделяется большое внимание в учебных заведениях и на практике.

Лечцы передавали свои знания в школах, создавали свои и переводили рукописи с других языков, пополняя монастырские библиотеки, формировались трактаты и сборники, таким образом, происходило обучение, знания сохранялись и пополнялись долгое время.

Вывод. Благодаря монастырской медицине был сделан огромный шаг в развитии врачевания на Руси: возникли новые методы практической медицины и их усовершенствование, закладывались основы врачебной этики, и, как результат, улучшение состояния общественного здоровья.

ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения РФ

Реферат на тему:

«Медицина в Московском государстве в XV–XVII веках»

Воронеж 2012

Введение

1. Медицина в Московском государстве XV–XVII вв.

1.1 Становление Московского государства

1.2 Основные черты медицины и аптекарский приказ

1.3 Развитие аптекарского дела

1.4 Больничное и санитарное дело

1.5 Врачебная терапия

1.6 Медицинское образование

Заключение

Используемая литература

Введение

После изгнания Золотой Орды и Объединения Русских земель вокруг Москвы во время княжения Ивана III великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу шестнадцатого века территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было более 200 городов. Численность населения достигала семь миллионов человек.

В середине шестнадцатого столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 году был создан первый Земский собор – новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел. На протяжении пары веков в России состоялось более 50 Земских соборов.

Тем не менее, в шестнадцатых – семнадцатых веках практически для всего населения великого Московского Княжества основным и единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в традициях, а с другой – сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии. Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывались переведенная в восемнадцатом веке с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в шестом веке посетил Индию, остров Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с лежащими к западу от них странами.

Эпидемии чумы, опустошавшие Европу во второй половине XIV столетия и получившие у современников название Черной Смерти, не обошли стороной и Московское государство. Они отличались от всех следующих, равно как от предыдущих чумных эпидемий необычайными размерами и особенной злокачественностью. Недаром она запечатлелась в памяти народов и повсюду занесена в летописи, тогда как о многочисленных других повальных болезнях не осталось почти никаких воспоминаний. В 1401 г., а по Никоновской летописи в 1402 г., описывается мор в Смоленске, но без обозначения симптомов. После 9-летнего перерыва чума снова посетила Россию в 1417 г., захватив, главным образом, северный области и отличаясь страшной смертностью. По картинному выражению летописца, смерть косила людей, как серп косит колосья. С этого времени чума, с короткими перерывами, стала часто посещать Россию.

Первоначально, относительно каких-либо упоминаний о мероприятиях против болезней, лечебных или предохранительных, в летописях нет. О врачах, и деятельности их во время эпидемий, в летописях не упоминается ни слова, хотя в 11 столетии были уже врачи в России. Но задача их заключалась в те времена и позже — до 17 столетия — почти только в лечении князей, во время же эпидемий роль их, по-видимому, сводилась к нулю. Народ смотрел на повальные болезни как на нечто фатальное, неизбежное, посланное на него разгневанным Богом, и поэтому, по-видимому, считал излишним, или даже неправильным, обращаться в таких случаях, к помощи людей. С 10 по 2-й половины XIV в. ни одна из повальных болезней не представляет в летописных описаниях каких-либо типичных черт, на основании которых можно бы было высказать сколько-нибудь определенно о ее характере. В те времена не только не принимались никакие меры к пресечению эпидемических болезней или к ограждению здоровых от опасности заболевания, но напротив, существовали только самые благоприятные условия для того, чтобы повальные болезни глубоко укоренялись и возможно широко распространялись. Возможность спасения от болезни народ видел лишь в обращении к Богу, служении молебнов, постройке церквей. В XIV столетии появляются первые данные о профилактических мерах: врачи рекомендовали «очищать” воздух через постоянное жжение костров на площадях и даже в жилищах, или как можно скорее покидать зараженную местность. На Руси в XIV в. на пути предполагаемого движения заразы стали выставлять костры. Так, в 1352 г., в Новгороде в связи с эпидемией чумы горожане просили владыку «костры нарядить в Орехова”. Сопровождались ли эти меры также запретом приезжать в город из пораженных болезнью мест, т.е. были ли эти костры заставами — неизвестно. Возможно, эта мера была предшествующей распространенным позднее засекам и заставам. Лишь много позже, в 1552 г. встречается в летописи первый пример описания устройства заставы в России, о котором было сказано выше.

московский медицина аптекарский больничный

1.1 Становление Московского государства

Татарское иго нанесло жестокий удар как всем культурным начинаниям на Руси, так, в частности, и русской медицине. Светская медицина совершенно заглохла, исчезли врачи и в монастырях. А тяжелые условия жизни, невозможность выйти из них и отсутствие надежд добиться собственными усилиями каких-либо реальных улучшений не давали возможности развиться здоровому и бодрому взгляду на жизнь, который составляет необходимую предпосылку для развития широкого интереса к изучению природы. Все, наоборот, создавало атмосферу покорности и принижения, при которых мысль или замирает, или замыкается в область религии, в кругу размышлений о будущей жизни.

Но вместе с тем началось образование из феодального хаоса чего- то цельного, собирание феодальной монархии вокруг Москвы. В силу своего выгодного географического положения через Москву направлялось все товарное движение того времени. Находясь на перекрестке путей с Запада к самому крупному городу феодальной России, Владимиру на Клязьме, и, с другой, стороны, путей из Новгорода к богатой хлебом Рязани, Москва могла собирать с купцов больше таможенных сборов, чем все другие земли. Поэтому московский князь стал понемногу богатеть и, получая большие доходы, был менее драчливым, чем другие удельные князья. Этим объясняется, почему на Московской земле охотно селилось население, уставшее от беспрерывных войн. Но будучи самым богатым, московский князь не был самым сильным. Отсюда — покровительство, которое оказывал татарский хан московскому князю, наиболее слабому и в глазах хана наиболее безобидному. Московский князь сделался чем-то вроде главного приказчика хана, и ему поручено было собирать татарскую дань со всех других князей. У него всегда были деньги, которыми он ссужал более бедных князей, и вследствие этого, путем покупок или залога, то или иное княжество то и дело переходило в московские руки. Так, понемногу московский князь сделался главою всех русских князей.

Мало-помалу, в Москве, рядом с населением феодальным образовалось молодое городское население, состоящее из ремесленников и торговцев. Вокруг княжеского двора, кроме служилых людей, стали собираться также и «черные» люди, или посадские. Эти посадские люди были главным образом ремесленниками, которые раньше обслуживали своими ремеслами только свою деревню, а теперь и все окрестное население. Самые лучшие кузнецы, портные, сапожники собирались вокруг двора, потому что здесь были самые выгодные заказчики. К их услугам чаще всего обращались те массы мелких феодалов, которые не в силах были по бедности заводить многочисленную, изобилующую обученными людьми дворню. Наконец, и купцы, продавцы предметов роскоши, охотнее всего ехали в Москву, так как здесь больше всего было возможности сбыть свой товар. И по мере того как Москва становилась большим городом, ее торговцам все больше и больше хотелось забрать в свои руки все барыши, какие можно было забрать на Русской земле.

Особенно завидовала московская буржуазия богатой новгородской буржуазии. Отсюда постоянные столкновения Москвы и Новгорода из-за богатого мехами и серебром Заволочья. После целого ряда войн Москва справилась с Новгородом, и московская буржуазия стала полной хозяйкой в деле торговли на всем пространстве тогдашней Руси. Но росту торгового капитала мешало феодальное дробление страны. В этом отношении московское купечество нашло себе верного союзника среди мелкодворянской массы, с завистью смотревшей на большие имения бояр-феодалов. Отвечая пожеланиям дворян и купечества, Московский великий князь подчиняет себе все удельные княжества, объединяя их вокруг Москвы. Наконец, в 1564 г. произошел государственный переворот, после которого целые боярские семьи были истреблены, а их земли конфискованы и отданы в «опричину», как называлась та новая форма правления, состоявшая в том, что теперь управлял страной лично царь, а не вместе с Боярской думой.

С возвышением торгового класса в Москве возникают вновь сношения России с другими странами. Начинают прибывать в Москву иностранцы, и из Италии вместе с архитекторами и мастерами вызываются в Москву и врачи. Однако участь двух врачей того времени, Леона Жидовина и Антона Немчина, была весьма печальна. Прибыв в Россию, в царствование Ивана III, они оба поплатились жизнью за неудачное лечение. Леон обещал великому князю Иоанну Иоанновичу, страдавшему ломотой в костях, вылечить его, соглашаясь в противном случае добровольно подвергнуться смертной казни. Но так как князь умер, то Леон по приказанию царя был казнен через шесть недель после смерти Иоанна Иоанновича. Антон же, который «умори на посмех» татарского царевича Каракача, был выдан головой его сыну, который приказал отвести Антона на Москву-реку и зарезать под мостом «аки овцу».

При царе Василии Ивановиче уже имеются определенные сведения, что лечившие его врачи были серьезными представителями западной медицинской науки. Одновременно у бояр были и свои лекари-самоучки из крепостных. От XVI в. дошли известия о попытках Московского правительства получить из-за границы, в числе других мастеров, и лиц медицинского персонала. Так, в числе 123 иностранцев, набранных в 1534 г. на русскую службу посланным с этой целью за границу Гансом Слетте, было завербовано 4 доктора, 4 аптекаря, 2 оператора, 8 цирюльников и 8 подлекарей. По проискам Новгорода, все они были задержаны Ганзейскими властями в Любеке и в Россию не попали.

1.2 Характерные черты медицины и аптекарский приказ

Рациональная медицина появилась при Московском дворе в половине XVI в. Иван Грозный ценил медицину, хотя не был чужд и суеверий. Первым врачом при нем был Арнольд Лензей из Италии. Он пользовался доверием царя, не боявшегося принимать от него лекарства, хотя и через руки доверенного боярина, князя Афанасия Вяземского. Другим врачом при Иване Грозном был Елисей Бомелий, родом из Бельгии, который, однако, вовсе не занимался лечением, а только подлаживался к Грозному. Этот доктор, «лютый волхв и еретик», питал в царе страх и подозрения, чернил бояр и народ, предсказывал бунт и мятежи, поддерживая тем неистовство царя и даже выступая иногда в роли отравителя неугодных Ивану лиц. Но кончил свою жизнь Бомелий трагично: он был сожжен за сношения со Стефаном Баторием.

По смерти Лензея царь обратился к английской королеве Елизавете с просьбой о присылке врачей. Она прислала ему Роберта Якоби, прибывшего в Москву в сопровождении цирюльников и аптекарей. В числе последних прибыл в Москву в 1581 г. и аптекарь Джеймс Френчем, который привез разные лекарственные вещества, куда входили не только продукты растительного царства, но и разные амулеты, цветные камни, перстни, трости, обладающие свойством предохранять от порчи и язвы и т. д. Все медицинское управление с этих пор, вся техническая сторона лечения сосредоточилась в придворной Аптекарской палате. Что же касается самого Якоби, то, хотя Грозный уважал его, но он больше занимался не лечением, а выполнением разных дипломатических поручений.

При царе Борисе Годунове появляются врачи и других национальностей. Царь Борис, имевший основание относиться подозрительно к своим русским боярам, очень любил окружать себя иностранными врачами. Веря знаниям иностранных докторов и уважая их, Годунов нередко выписывал их из-за границы. Но благодаря вытеснению из России английского влияния англичане начинают теперь количественно уступать немцам и голландцам. Вообще, при Борисе в России было уже много иностранных врачей, и они селились в Немецкой слободе в Москве. В 1602 г. вторично прибыл в Россию с запасом лекарственных веществ Джеймс Френчем, и это повело к основанию первой аптеки в Москве. Вместе с этим Годунов учредил Аптекарский приказ, преобразовав его из учрежденной Иваном Грозным Аптекарской палаты.

В этом приказе должно было быть сосредоточено все, что необходимо не только для лечения, но и для противоядия в случае отравления. А так как Годунов верил тайным наукам и боялся их, то в функции Аптекарского приказа входило также отвращение всяких чар и злой порчи. Заведование Аптекарским приказом принадлежало особому дьяку, а высший надзор — знатнейшему боярину.

Однако, как и прежде, иностранные врачи, а также и аптека существовали только для нужд царской семьи. Даже бояре получали пособие от врачей не иначе как с соизволения царя. Но случалось, что царь приказывал доктору дать лекарство для захворавшего боярина, а тот бил челом и просил «пожаловать царской милостью и не велеть ему лечиться у заморского дохтура». Не только простой народ, но и более образованные классы не понимали значения медицины и старых своих ведунов и знахарей предпочитали иностранным врачам. Они даже боялись их как обладателей какой-то темной силы, недоступной их собственному пониманию, но злой и беспощадной в своих действиях.

В то время врачей делили на два разряда: на таких, которые узнавали болезни по пульсу, — эти считались более научно-образованными врачами, и на таких, которые узнавали болезни по моче, — это были врачи более низкого разряда. Когда, при Годунове, приехал из Англии врач Виллис, его спрашивали: «Как ты болезни познаешь, по жилам (пульсу) или по воде (моче)?».

Военных врачей тогда не существовало, но при Борисе Годунове, ввиду появления кровавого поноса среди солдат, находившихся в лагере под Кромами, туда были посланы медики и лекарства.

К 1537 г. относится первый случай медицинского освидетельствования. Когда позвали ко двору брата умершего великого князя и он отозвался болезнью, то к нему послали врача Феофила, который донес, что «оная болезнь совсем не важная».

Эпидемии в это время не переставали навещать Россию. В 1409-1417 гг. появился мор в Пскове, Твери, Новгороде и Киеве, продолжавшийся до 1430 г. и возобновившийся в 1465 г. Больных было так много, что на 10-20 больных приходился один здоровый. Но мер против нее никаких не принимали, и ограничились тем, что построили церковь во имя св. Варлаама. Лишь в следующем столетии при появлении чумы в Пскове был установлен в 1592 г. в Ржеве первый в России карантин. В 1462 г. у Каспийского моря появилась, под именем черной немощи, или крымской болезни, проказа, которую стали лечить ваннами из теплого кобыльего молока. В самом конце XV в. появляется в Смоленске сифилис, занесенный из Польши. Ко времени Ивана Грозного относится распространение цинги в России. Больниц почти не было в Московском государстве. Хотя указывается, что в 1550 г. Иваном Грозным были заведены больницы, но скорее это были не больницы, а богадельни, на которые, согласно постановлению церковного собора 1545 г., суммы должны были отпускаться митрополитами из монастырской казны. Первым в настоящем смысле слова больничным учреждением в России нужно считать приемный покой для раненых, устроенный в 1612 г. монахами Троице-Сергиева монастыря.

В общем, с возникновением торгового купечества и возвышением Москвы делаются первые попытки организации медицинского дела. Русские цари, отражая интересы торгового капитала, завязывают сношения с Западной Европой и выписывают из-за границы, сначала из Англии, а затем из Германии, врачей и лекарства. Но эта насажденная сверху медицина оставалась чужда широким народным массам, и ее деятельность ограничивалась лишь придворными кругами.

А меж тем никто так не страдал в ту пору от санитарных неурядиц, как именно широкие крестьянские массы. Голод и мор распространились по всей Руси, особенно поражая находившихся в тяжелых условиях жизни русских крестьян.

В ряду этих и других государственных забот, появляется стремление сделать аптеку и врачевание доступными не одним только высокопоставленным особам. Возобновлением в 1620 г. деятельности Аптекарского приказа впервые ставится вопрос о создании русской медицины, медицины не только для бояр и вообще для богатых, а медицины для бедных, для широких слоев народа. Но династия Романовых, явившаяся плодом измены верхов революционных войск своим низам, вскоре не замедлила сама изменить тем, кто ее выдвигал. Она стала добросовестно служить торговому капиталу, она как бы срослась с ним. Поэтому и Аптекарский приказ, который вначале должен был обслуживать санитарные нужды всего народа, ограничился, так же как во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова, удовлетворением нужд царя и его двора.

Весьма возможно, что на расцвет при дворе врачебного и лекарственного дела оказало свое влияние плохое физическое здоровье русских царей XVII в. В то время условия жизни русских были весьма негигиеничны. Москва чрезвычайно грязна, постройки до крайности скучены. Благодаря суровому климату русские одевались чрезмерно тепло, подчас в несколько шуб, а в комнатах, сильно натапливаемых и не проветриваемых, дух, по рассказам иностранцев, был ужасный, и требования к чистоте — самыми минимальными. Высшие классы ели очень много и злоупотребляли спиртными напитками. На царских обедах сидели по 6-10 часов, съедая подряд несметное количество блюд. По немощеной Москве разгуливать пешком было почти невозможно, и вообще знатные лица вели образ жизни малоподвижный, что считалось признаком достоинства. Отсутствие движений при тяжелой и излишней пище и частом опьянении должно было вредно действовать даже на крепкий организм и вести к болезням и преждевременной старости. В силу этого представители Московского государства, русские цари не отличались крепким здоровьем и потому часто нуждались во врачебной помощи. Ненормальность психической организации Грозного совершенно очевидна. Преждевременно погибший сын его, Дмитрий, страдал падучей, а другой сын, Федор, был хил телом и слаб духом. Царь Борис был, по-видимому, крепкий человек, но страдал подагрой. Что касается первых представителей династии Романовых, то они были подвержены наследственной подагре, «ножками скорбели». Царь Алексей страдал тучностью, и врачи держали его часто на строгой диете. Федор Алексеевич уже вступил на престол больным, почти не мог держаться на ногах и, прохворав шесть лет, умер. В силу всех этих причин и появляется Аптекарский приказ, высшее медицинское учреждение, имевшее своим назначением централизовать и придать единство врачебному делу в Московском государстве.

В функции Аптекарского приказа входила организация дела закупки и разведения лекарственных трав, наблюдение за качеством лекарств, чтобы «никакого внешнего, ни внутреннего зла, ни смерти не навесть и не осквернуть», а также способствование появлению лекарственных книг, или врачебников. Заведование приказами находилось в руках судей, дьяков и подьячих. Судьей был кто-либо из членов Боярской думы, как например, Артемон Сергеевич Матвеев (1625-1682).

Иностранцы не принимали участия в Аптекарском приказе. Но Аптекарский приказ не объединил всего врачебного дела в России. Наряду с государственной медициной существовали медицина народная и медицина церковная и военная. Знахари и монахи не находились ни в какой зависимости от Аптекарского приказа. Точно так же и полковые врачи назначались воеводами без всякого участия Аптекарского приказа. С другой стороны, в круг ведения Аптекарского приказа входили и «водочные изделия». В распоряжении приказа имелся большой запас их, и они оттуда выписывались в другие учреждения.

Аптекарский приказ заведовал всеми делами врачей, жалованьем, выдачей грамот, удовлетворением просьб и прочее. Ему принадлежало также право экспертизы раненых воинов и служилых людей, и, кроме того, он являлся книгохранилищем литературы. Большое влияние на его деятельность имели стоявшие во главе его бояре. Источником доходов аптекарской казны были суммы, отчислявшиеся приказом Большой денежной казны, и суммы, выручавшиеся от продажи лекарственных веществ и водочных изделий.

Рядом с высшим медицинским персоналом, иностранными врачами, существовал на Руси и разнообразный низший: аптекари, алхимисты, лекари или хирурги и лекарские ученики, а также разные цирюльники, барберы, костоправы и т. п. Сначала и они приезжали из-за границы, но постепенно появляются и русские лекаря. Лекарский ученик получал жалованье в размере 2-3 рубля и кормовых по 6-10 денег в день. Жизнь учеников была нелегкая, они нередко сбегали, и их под конвоем возвращали назад. Неважным было положение и русских лекарей, получавших в среднем от 110 до 139 рублей в год. Поэтому русские лекари неоднократно жаловались царю, что они обижены против своих заграничных товарищей, и просили о прибавках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *