Духовные проблемы общества

ЭССЭ на тему:

«Проблема Бога и человека в современном обществе»

Один из важнейших тезисов неотомизма — тезис гармонии разума и веры, науки и религии. Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, а в настоящем и будущем. Он верит, что повсеместно переживаемый кризис культуры готовит новую творческую эпоху. В религии Бог предназначен для удовлетворения практических потребностей человека, а в философии концепция Бога предназначена для теоретизирования о неизвестном, как об известном. В этом случае она будет свободна от спекуляций и примет строгий и доказательный вид. Это уникальный по форме и содержанию труд, аналогов которому нет во всей мировой литературе. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что порождает возможности человека в других условиях по- другому использовать достигнутое. Реализация полноты жизни личности предполагает существование смерти. В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.

Чeлoвeк-твopeц, гapмoничнo вoплoщaющий в ceбe дyxoвныe и тeлecныe кaчecтвa, cтaл пpeдмeтoм пoклoнeния и oбoжecтвлeния. Пьерон, и я с ним полностью согласен. Рождение, учёба, работа, семья, дети, пенсия и смерть — высечено на скрижалях человеческих судеб. Отношение к смерти двойственно. Итак, две наиболее интересные проблемы: массовая культура и современная система потребления настолько связаны, что трудно сказать, что из чего вытекает.

Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам. А когда созрели объективные и субъективные, индивидуальные и общественные условия для познания этого мира, то это мир он начал познавать по аналогии с собой, а именно — через олицетворение. Он настаивает на незыблемости неравенства индивидуальностей. Oднaкo зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Учитывая это, Церковь стала активно возвышать авторитет томизма, а в 1879 г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хутиева, Ольга Александровна, 2009 год

1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. — 448 с.

2. Августин А. О бессмертии души.- М.: ACT, 2004 511 с.

3. Августин А. О граде Божьем. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 703 с.

4. Августин А. Об истинной религии. Теологический трактат Мн., 1999. -503 с.

5. Августин А. Творения М.: Паломник, 1997.- 814 с.

6. Аквинский Ф. Учение о душе — СПб.: Азбука-классика, 2004 477 с.

7. Аквинский Ф. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник. -1998.-212 с.

8. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидного поведения. М.: НИИ Психиатрии. 1999.-48 с.

9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. -2000.

10. Аристотель. О душе СПб.: Питер, 2002 — 220 с.

11. Аристотель. Этика к Никомаху. Сочинения: В 4 т.- Т.4- М., -1983.

12. Аристотель. Метафизика Киев: Эльга, 2002.- 832с.

13. Аристотель. Политика.- М.: ACT, 2002. 393с.

14. Арнольд В.И. Путешествие в хаос // Наука и жизнь 2000 — № 12.

15. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 2002.

16. Ашин Г.К. Мировое элитное образование М.: Анкил, 2008 — 358 с.

17. Бенидикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда М., 1992.

19. Бергер П.Л. Капиталистическая революция : 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе М.: Прогресс: Универс, 1994- 314 с.

20. Бергер П.Л. Личностно-ориентированная социология М.: Акад. Проект, 2004,- 605 с. ‘ •

21. Бергсон А. Два источника морали и религии Пер. с фр М.: Канон, 1994382 с.

22. Бергсон А. Творческая эволюция = L’evolusion creatrive — М.: Кучково поле, 2006.-380 с.

24. Бердяев Н.А.Истоки и смысл русского коммунизма.-М.: Наука, 1990-220 с. i

25. Бердяев Н.А. Философия свободы.- М.: ФОЛИО ACT, 2004.- 732 с.

26. Бердяев Н.А.Самопознание М.: Плюс-Минус, 2004.- 329 с.

27. Благова Т.И.Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Краевский М.: Высшая школа. 1995 — 350 с. •187 х

28. Боас Ф.Ум первобытного человека Волгоград: Изд-во Независимого на-уч.-исслед. Центра, 2006 — 200с.

29. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко СПб., 2000.

30. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть М., 2000.

31. Боффа Дж. История Советского союза. В 2 т.— Т. 2 -M., 1994. -321с.

32. Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

33. Бремя государства и экономическая политика: Доклад Экспертного института // Финансы. Ru — 2002 — №11.

34. Булгаков С.Н. Очерки учения Православной церкви. Paris: YMCA-press.-403 с.

35. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптирован-ности // Социс.- 2000.- №5.- С. 51.

36. Васильева Е. Молодежь и насилие // Социс — 1995 — №2- С. 153.

37. Вдовина И.С. Французский персонализм. М.: Высшая школа, 1990. -150с.

38. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Пер. с нем.- М.: ИНИОН, 1994 349с.

39. Виндельбанд В. Философия культуры: избранное / Пер. с нем. СПб.: В.Безобразов и К, 1908.- 392с.

40. Вольтер Ф. Философские повести М. : Азбука классика, 2006 — 316с.

41. Вольтер. Эстетика M., 1974.

42. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры СПб.: Изд-во СПбУ,-1996 — 148с.

43. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.- СПб.: Наука, 1993 477 с.

44. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2005.- 799 с.

45. Гердер И. Идеи в истории философии человечества М.: Наука, 1977.

46. Гердер И. Трактат о происхождении языка.- M.: URSS, 2007- 153с.

47. Гердер И.Г. Избранные сочинения. M.-JL: Госполитиздат — 1959 — 392 с.

48. Гесиод. Полн. собр. соч. М.: Лабиринт, 2001254с.

49. Гессен С.И. Избр. соч. М., 1999.

50. Гидденс Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.

51. Гизо Ф. История цивилизации в Европе.- М.: Территория будущего, 2007.- 329 с.

52. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 320 с.

53. Гирц К. Интерпретация культуры М. : Изд-во РГБ, 2007 — 559с.

54. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканыси — СПб.: «Каравелла». — 1994.-416 с.

55. Голубева Г.А. Этика. М.: Экзамен, 2007.

56. Гомер. Илиада. Одиссея М.: ACT, 2003 — 859 с.

57. Горский A.A. История России с древнейших времен до 1914 года-М.:АСТ: Астрель, 2008.- 286 с.

58. Горянин А. Мифы о России и дух нации M.: Pantographic-Ltd, 2002-249с.

59. Граждане России: кем они ощущают и в каком обществе хотели бы жить?: Аналитический доклад Фонда имени Ф.Эбера.- М., 2005.

60. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. — Л., 1990.

61. Гулыга A.B. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. -1988.-№ 12.-С. 23.

62. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Пер. с нем. яз.- М.: Прогресс, 1985.-451с.

63. Гумилев JI.H. От Руси к России М., 1992.

64. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь — М.: Терра-Кн. клуб, 2000798 с.

65. Гумилев JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории М.: Сва-рог и К, 2000.- 334 с.

66. Гуревич П. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая: Сборник— М., Политиздат, 1991.

67. Гусаковский A.B. Кинематографическая психопись: Эффекты меняемого изображения //VI Всероссийская конференция — М.: ИМА-пресс 2003.

68. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В 4 т. — Т.1.-М.: Прогресс, 1994.- 1619 с.

69. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В 4 т.— Т.4.-М.: Политиздат, 1981.

70. Данилевский Н.А О назначении человека М.: Республика. 1993- 383с.

71. Данилевский Н.А Судьба России- М.: Философское общество СССР, 1990.-240 с.

72. Данилевский H.A. Смысл истории М.: Мысль. 1990 — 175 с.

73. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 573 с.

74. Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV XIX вв.).- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 — 317 с.

76. Дегтярева М.В. Контркультура в структуре культуры России XX века: Дис. канд. культур-Краснодар, 2005 173 с.

77. Дей Д. Путеводитель по миру Толкиена М.: Эксмо, 2004 — 364 с.

78. Декарт Р. Сочинения.- СПб.: Наука, 2006 648 с.

79. Динамика развития политической обстановки в России: Послание Президента России Федеральному Собранию // Российская газета — 2001.— 27 июня.

80. Дюркгейм Э. Самоубийство СПб., 1912.

81. Жуковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики М.,1940 — С. 42.

82. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, образы, верования, суеверия и поэзия.-М., 1991.

83. Захаров В.В. Новейшая политическая история России М.: Высш. шк. упр., 2007.-91 с.

84. Зезина М.Р. (или Зязина М.В) и др. История русской культуры. М., 1990.

85. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

86. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм — Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.

87. Иконникова С.Н. История культурологических теорий— М.: Питер, 2005.-473 с.

88. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. СПб., 2002. — 182 с.

89. Иконникова С.Н. Молодежь и культура М.: Знание, 1989 — 167с.

90. Ильин И. Основы христианской культуры // Собр. соч. Т. 1.- М., 1993.

91. Ионин Л.Г. Социология культуры М.: Логос, 1996.

92. История культуры России. М., 1993.

93. История мировой художественной культуры— М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2006.-208С.

94. История философии.// Под ред. В.П. Кохановского- Ростов-на-Дону, 2001.

95. Камю А. Бунтующий человек Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.-414 с.

96. Камю А. Изнанка и лицо.- М.: ЭКСМО-пресс, 1998 862 с.

97. Камю А. Миф о Сизифе СПб.: Азбука-классика, 2005 — 251с.

98. Камю А. Размышления о гильотине // Иностранная литература.— 1989 — №1.-С. 230-234.

99. Канапацкий А.Я. Духовность как онтология компонента истинности человека // Педагогика 2004 — №8 — С. 33.

100. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: В 6т.- Т.6.- М.: Мысль, 1966.

101. Кант И. Критика чистого разума- М.: Наука, 1998 654 с.

102. Кант И. Лекции по этике М.: Республика, 2005 — 430 с.

103. Кант И. Метафизика нравов.^ М.: Литература, 2007 399с.

104. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов СПб.: Наука, 2005.- 528 с.

105. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука Таллинн: Ээсти раамат, 1982 — 198 с.

106. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980 — 709 с.

107. Кармин А.С, Культурология СПб., 2006.

108. Касперский К. Техника и философия хакерских атак- М.: Солон-Р, 1999,272 с.

109. Кассирер Э. Критический идеализм как философия культуры // Культурология. X век. Антология-М.: Юристъ, 1995 703 с.

110. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.— М., 2000.

111. Кириллов В.В. История России, 1800-2002 гг.- Ростов н/Д : Феникс, 2002.-511 с.

112. Ковалев С.И. История Рима. М., 2002.

113. Козырева П.М. Лабиринты развития демократии в России — М.: Изд-во ИС РАН, 2007.- 192 с.

114. Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2004.-319 с.

115. Кон И. Молодежь / Большая советская энциклопедия — Т. 16 478 с.

116. Кон И.С. Ребенок и общество М., 1988.

117. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Избр. филос. работы-М.: Наука, 1982.-368 с.

118. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.- М,: Изд-во ЛИК, 2008.- 352 с. •

119. Краткая философская энциклопедия М. : Прогресс, 1994- 574с.

120. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 2001.

121. Крёбер А.Л. Избранное: природа культуры.- М., 2004.

122. Криминалогия / Под ред. В.Н.Бурлакова, Н.М.Корпачева- СПб.- 2004427 с.

123. Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой М.: НОРМА, 2000.

124. Культурология / Под ред. Г.В. Драча Ростов-на-Дону: Феникс, 1998— 576 с.

125. Культурология. XX век. Словарь СПб., 1997.

126. Курманова Г.У. Работники коммерческого секса // Социс 2000 — № 6 — С. 51-59.

127. Лекторский В.А. Духовность, художественное творчество и нравственность // Вопросы философии 1996 — №3- С. 31.

128. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание М.: Прогресс, Î984- 280 с.

129. Леонтьев A.A. Деятельность, сознание, личность М.: Смысл, 2005-431с.

130. Леонтьев Б.К. Хакеры, взломщики и другие информационные убийцы — М.: Майор Осипенко, 2002 190 с.

131. Лиходей O.A. Девиантное поведение и социальный контроль: Дис. д-ра социол. Наук СПб., 2006 — 374 с,

132. Лосев А.Ф. Дерзание духа М.: Политиздат, 1988.- 364 с.

133. Лосев А.Ф. История античной эстетики Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980 — 766 с.

134. Лотман Ю.М. Культура и взрыв M., 1992.

135. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.

136. Малиновский Б. Избранное. Динамика культуры (микроформа).— М.: РОССПЭН, 2004.- 957 с.

137. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 1999.

138. Малько Ю.В., Оганян K.M. Социология молодежи- СПб.: Петрополис, 2008.-316 с.

139. Манхейм К. Диагноз нашего времени М.: ИНИОН, 1992 — 254 с.

140. Манхейм К. Человек и общество в век преобразования М.: ИНИОН, 1991.-219 с.

141. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта- М.: Прогресс, 1984.-184 с.

142. Маркс К. Манифест коммунистической партии.- М.: Политиздат, 1980 — 63 с.

143. Маркс К., Энгельс Ф Собр. Соч.- В 46 т.- Т 21- М.: Политиздат, 1959.

144. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.В 46 т.- Т.42 М.: Прогресс, 1987.- 764 с.

145. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения М.: Политиздат, 1986 — 457 с.

146. Мид М. Культура и мир детства. Избр произв.- М.: Наука, 1988 429 с.

147. Миндолина М.В. Контркультура: сущность и существование: Дис. . канд. филос. наук-Белгород, 2006.- 191 с.

148. Многоконцептуальная история России / Под ред. Б. В. Личмана.- Екатеринбург: СВ-96,2000.- 200 с.

149. Молодежь в России: социальное развитие / Под ред. Чупурнова В.И. -М., 2000.

150. Монетти Ш. Диалоги на дружеском пиру // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

151. Монтень М. Опыты. В 3 к. Кн.З М.: Голос, 2000.- 862 с.

152. Монтескье Ш.-Л. О духе законов.- М., 1955.

153. Мор Т. Утопия М.: Ладомир: Наука, 1998 — 463 с.

154. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко М.: Изд-во МГУ, 1994.- 175 с.

155. Нарский И.С. Современная буржуазная философия- Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1983.-651 с.

156. Нецветаев В.Г. Философия М.: Изд-во СГУ, 2004.

157. Ожигов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1999.

158. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

159. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс М.: ACT, 2001. ‘

160. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды М. : Инфра-М, Весь мир, 2000.

161. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо М.: Грант, 2000.

162. Островская Е.А. Глобализация культуры // Теория культуры- СПб., 2008.

163. Павленко Н.И. Петр Великий M., 1994.

164. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.

165. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 2008.

166. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1999.

167. Платон. Законы. Соч. В 3 т.-Т. 3.- Ч. 1.- СПб., 1972.- С. 103.

168. Платон. Избранное.- М.: ACT, 2004.- 492 с.

169. Платон. Сократ и его друзья. Протагор СПб.: Азбука, 2000 — 445 с.

170. Проблемы гуманизма и антигуманизма в современном зарубежном кино: Сб. науч. тр. / Отв. ред.: Е. Н. Карцева М.: Изд-во ВНИИКИ, 1985.

172. Радищев А.И. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: ACT, 2003 -236 с.

173. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема-Казань: Казан, гос. ун-т, 2004- 119 с.

174. Рашковский Е.Б. Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры.- М.: Прогресс-Традиция, 2008 375 с.

175. Рашковский Е.Б., Харос В.Г, Мировые цивилизации и современность// Восток-Запад-Россия: Сб. статей М., 2002.

177. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем.- М.: Республика, 1998-410 с.

178. Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997.

179. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты М.: Канон-Пресс-Ц, 1998.-414 с.

180. Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Ж-Ж. Руссо об общественном договоре: Трактаты. 2000.

181. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1989.

182. Садохин А.П Этнология М.: Гардарики, 2000.

183. Семенкин Н.С. Философия богоискательства М., 2002.

184. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Мир книги: Литература, 2006- 527 с.

185. Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, менталь-ность.-М.: Флинта: Наука, 2008 320 с.

186. Силичев В.Д. ( или Силичев Д.А) Культурология М.: «Приор-издат»,2004.

187. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: Феникс, 1994.

188. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века. В 2 т.-М., 2003.

189. Собрание пестрых глав о К.Н.Батюшкове // Сост. И.А. Климина Чере-повеч: Порт-Апрель, 2007 — 174 с.

191. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры.- М., 1994.

192. Соловьев В. Соч. В 2 т. Т. 1- СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.- 895 с.

193. Соловьев B.C. Смысл любви Киев: Лыбидь, 1991- 63 с.

194. Социология молодежи/ Науч. ред В.Т Лисовский. Л., 1995.

195. Султанова М.А. Философская культура Теодора Роззака М.: ИФ РАН,2005.-194 с.

196. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. -573 с.

197. Тейяр де Шарден П. Феномен человека или череда новых проблем. -М.: Наука 1987-239с.

198. Теория культуры / Под ред. С.И.Иконниковой, В.П. Большакова СПб.: Питер, 2008.

199. Титаренко А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа.- М.: Политиздат, 1984.-478 с.

200. Тихонова Н. Социальное самочувствие и ценности россиян // Известия — 1997.

201. Толкиен С. Последний свидетель = Final witness.- М.: Эксмо, 2006 380 с.

202. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. — JL: Изд-во ЛГУ,1988.-343 с.

203. Федотов Г.П. Новый град: Сборник статей Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952.-377с.

204. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности -М.: Наука, 1991.-132 с.

205. Федотова H.H. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек,- 2003 .-№6.

206. Фейербах JI. Сущность христианства: Основы философии будущего-Рига: Звайгзне, 1983.-214 с.

207. Философия Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.

208. Фихте И.Г. Назначение человека // Сочинения М.: Ладомир, 1995654 с.

209. Фихте И.Г. Сочинения. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995 — 654 с.

210. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 — 311 с.

211. Франк С.Л. Реальность и человек : метафизика человеческого бытия — М.: ACT: Хранитель, 2007.-383 с. ‘ •

212. Франки В.Человек в поисках смыла. М.: Прогресс, 1990.- 198 с.

213. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура М., 1992

214. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн. 1991.

215. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв.- М.: Просвещение,1989.-448с.

216. Фромм Э. Искусство любви СПб.: Азбука-классика, 2008.

217. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Мифология и история религии. Пер. с англ. М.: Назрань ACT, 1998. — 781 с.

218. Фуко М. Слова и вещи.- СПб., 1994.

219. Хайдеггер М. Бытие и время М.: Ad Marginem, 1997.

220. Хайдеггер М. Что такое метафизика?- М.: Академический Проект, 2007.

221. Хантингтон С.П. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности: М.: ACT: Транзиткнига, 2004.- 635 с.

222. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций М.: ACT, 2006 — 571 с.

223. Хантингтон С.П. Третья волна: Демократизация в конце XX века М.: РОССПЭН, 2003.-365 с.

224. Хиз Дж. Бунт на продажу: как контркультура создает новую культуру потребления М.: Добрая кн., 2007 — 456 с.

225. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. Т.1. -М., 1994.

226. Цицерон М.Т. Диалоги М^Лаука, 1994 — 222 с.

227. Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 526 с.

228. Чупров В.И. Молодое поколение 90-х: Угроза или надежда?// Российский обозреватель.- 1996.— №4.

229. Шапошников В.Н. Хулиганы и хулиганство в России М.: Моск. лицей, 2000.-271 с.

230. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем.- Вильнюс: Минтис, 1989— 366 с.

231. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

232. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. СПб.: Алетейя, 1996 — 495 с.

233. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения. В 2 т. Т.1.-М.: Мысль, 1987.- 637 с.

234. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения М.: Мысль, 1998.- 661 с.

235. Шендрик А.И. Социология культуры- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-495с.

236. Шестаков, В.П. Америка извне и изнутри: Очерки американской культуры и национального характера —М.: Духовное возрождение, 1996 — 175 с.

238. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.- 606 с.

239. Шпет Г.Г.Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

240. Шрейдер Ю.А. Этика. -М., i998.

241. Шубкин В.Н. Российская молодежь смотрит в будущее: Надежда или ожидание катастрофы? // Этика успеха 1996-№8.

243. Эренбург И.Г. Собрание сочинений. В 8 т.- Т.6.- М.: Художеств., лит., 1996.-620с.

244. Этика / Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Мн., 2002- 318с.

245. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки — М.: Наука, 1986.-260 с.

246. Юнацкевич П.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологи СПб.: СЗРМЛДЦ, 1999.-338 с.

247. Янушкевич А.С. В мире В.А; Жуковского. М.: Наука, 2006. — 523 с.

248. Adorno Т. Minima moralia: Reflections from damaged life London: NLB, 1974.

249. Adorno T.W. Negative dialektik Frankfurt a. M.: Suhrkam, 1966.

250. Adorno T.W. Prisms: Cultural criticism a. soc London: Spearman, 1967.

251. Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis-London, 1998.

252. Bell D The coming of postindustrial society N-Y., 1979.- 478. •

254. Beyer R. Religion and Globalization London, 1994.

255. Boaz F. Primitive art New York: Dover publ, 1955.

256. Freud S. The Problem of Anxiety New York, 1936.

257. Geertz CI. Interpretation of Culture Boston, 1970 — 325 p.

258. Jaeger W. Paideia. Die Formung der grichischen Menschen.Band- Berlin und Leipzig, 1936.

259. Malinovsky B. An Inquiry into Race Relations in Africa New Haven, 1958.

260. Malinovsky B. The Dynamics of Culture Change. An Inquiry into Race Relations- Yale University Press, 1958.

261. Malinovsky B.A. Scientific Theory of Culture and Other Essays. Chapel Hell University Press, 1944.

262. Mead M. National Character // Kroeber A.K.(ed.) Anthropology Today-Chicago, 1953.

265. Robert K. Merton Social and Structure Glencoe, 1957 — 380 p.

266. Robetrtson R. Globalisation theory and civilization analysis // Comparative Civilizations Review. Vol. 17. 1987.

268. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critics Social Theory in the Era of Mass Communication.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

М.С. Кудряшова

Кафедра истории и теории политики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Ломоносовский проспект, 27—4, Москва, Россия, 119991

В статье рассматривается проблема духовных ценностей в современном мире. Акценты делаются на тенденциях ценностных трансформаций и современных социально-политических контекстах проблемы сквозь призму общечеловеческих ценностей, прежде всего гуманизма и справедливости.

Ключевые слова: духовные ценности, политика, общество потребления, религия, духовно-нравственная сфера, справедливость, гуманизм.

Человечеством сделано много открытий и достижений в области научно-технического прогресса, но стало ли оно более справедливым и гуманным, сумели ли люди подняться над своими узкими национальными, конфессиональными, групповыми, личными интересами для разрешения конфликтов различного рода, исчезло ли насилие человека над человеком, человека над природой? Что происходит в сегодняшнем мире с самим человеком, его мировоззрением, его ценностными установками? Означает ли прогресс общества одновременно установление справедливости и развитие личности? Кем сознает себя человек в начале XXI в.? Что несет в своей глобализации для человека и общества информационное общество?

Идеи гуманизма и справедливости прошли сложный исторический путь, в каждую эпоху наполняясь все новым содержанием. Это развивающийся феномен культуры, сложное и многогранное социальное явление, в современных условиях границы этих понятий значительно расширились. Они понимаются как определенный образ жизнедеятельности человека, сочетающие нравственные и правовые начала, общечеловеческие ценности, искусство жить в мире непохожих людей и идей. Неотъемлемыми компонентами стали также такие политические ценности, как свобода и демократия, гражданское общество и правовое государство, межрелигиозный диалог и уважение к различным культурным и религиозным тра-

дициям. Во все времена идеи гуманизма, справедливости, общего блага, духовности были двигателями нравственного прогресса.

Сегодня эти проблемы вышли на авансцену идеологических и политических дискуссий современности, во многом именно вокруг них центрируется современная социальная значимость деятельности религиозных организаций и роль религии в различных сферах общественной жизни.

В данном ряду находится и «взаимодействие светской и духовной науки, интеллектуальных и богословских кругов направлено на поддержку идейного многообразия и плюрализма мнений, изучение и пропаганду традиционных ценностей и богатого духовного наследия» . Справедливость сегодня является ключевой точкой всех политических и социальных дискурсов: не случайно главная мечта россиян — мечта о справедливости (См. ).

В качестве глобального механизма социальной регуляции более справедливая политика, а также опора на духовно-нравственные и религиозные ценности способны изменять социальные отношения, создавая определенные условия жизни, более адекватные интересам человека и общества, вырабатывать механизмы согласования частных и общих интересов и разрешать противоречия и конфликты посредством согласия; а реализация интересов людей непосредственно связана с нравственно-гуманистическими и религиозными ценностями, которые определяют степень дозволенного в политических средствах и методах для достижения целей властвующей элиты: «без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать» .

В XXI в. сложившаяся на протяжении тысячелетий система ценностей и стереотипов уже не в состоянии в полной мере обеспечить существование и прогресс человеческой цивилизации, претерпевая серьезные изменения в условиях глобализации. Процесс секуляризации, являясь следствием объективных закономерностей развития общества, привел к утрате сознания высшего духовного начала, сконцентрированного в религиозной вере. В качестве доминирующих ценностных ориентаций стали утверждаться чисто утилитарные и прагматические ценности: внимание стало уделяться в основном физическому благополучию и накоплению материальных благ, ушло понимание более тонкого, более высокого смысла жизни, чем накопление материальных благ. На этом делается акцент в концептуальных рамках «общества потребления», нацеленного на удовлетворение самых причудливых материальных запросов, и одновременно, — на расширение потребления на основе формирования все новых и новых материальных потребностей. На основе всеобщую связь между потреблением и производством было предложено понятие «Мир Каталога», который рассчитан на человека, живущего по принципу совершения все новых и новых покупок.

Практически ничем не ограниченные процессы оборота информации, денег, товаров и услуг в качестве их наиболее выраженного проявления представляет «Глобальный каталог», ставший уже не только способом осуществления власти

транснациональных корпораций и связанных с ними реальных политических сил, но и опосредующий собой все социально-экономические, духовные и межличностные связи современного мира, составляя его основную «religio», в смысле соединения людей с высшим началом, которое сегодня выступает в форме кон-сюмеризма (См.: ) (1).

Современные технологические коммуникации, подобные социальным сетям, не признают ни границ, ни законов, ни авторитетов — ничего, что могло бы через правительства или религии защитить общество и отдельного человека от разрушительного влияния «Глобального каталога».

В действительности «Мир Каталога», якобы расширяющий свободу выбора до практически неограниченных пределов, на деле становится мощным средством принуждения к выбору . Речь идет о транснациональной экономической, политической и интеллектуальной элите, создающей свою собственную реальность, несовместимую с ценностями эпохи Просвещения с ее рационализмом, а, наоборот, разрушающая рациональность, опору на разум и общепринятые мораль и духовные ценности, и ведущей к асоциальному поведению, к распространению вульгарно-чувственной культуры, гедонистическому образу жизни, а, следовательно, к нравственному кризису личности и общества; люди становятся более управляемы, их выступления против подобных явлений выражаются в таких протестных формах, которые безопасны для этих элит. В конечном счете это может привести к своего рода «теократии потребления» во главе со «жрецами» .

В качестве доминирующих ценностных ориентаций утверждаются чисто утилитарные и прагматические ценности. Внимание стало уделяться в основном физическому благополучию и накоплению материальных благ. Сегодня акцент делается на лозунге: «никакой морали, кроме морали денег». Как справедливо замечает А.С. Панарин в своем труде «Стратегическая нестабильность в XXI веке», современный индивидуалист «либо слишком изнежен и неврастеничен, чтобы выдержать столкновение с реальностью, и предпочитает мигрировать в виртуально-наркотические миры «вечного детства», либо вооружаться философией супермена, которому «все позволено». Если эти супермены в самом деле начинают задавать тон в гражданском обществе, то последнее обретает неоязыческие, милитаристские и фашизоидные черты» .

СМИ навязывают унификацию мыслей, чувств и состояний, что особенно влияет на молодежь, т.е. происходит нивелировка личности, идет процесс направленной манипуляции с целью расширения и создания искусственных потребностей: человек должен стремиться к удовольствию и избегать неприятного. Но порабощенный потреблением человек не способен к самостоятельному мышлению, суждениям и поступкам. Гедонистически понятая жизнь оказывается во власти инстинктов и теряет подлинное содержание. Представление о жизни как о земном рае на основе денег и материальных благ, наполненной только приятными и радостными ощущениями, заведомо не соответствует действительности (вспомним Будду Гаутаму и его учение о страдании), и на деле человек часто теряет способность быть счастливым. Нормативно-ценностные и целеполагающие функции морали опасно ослаблены и не выступают в качестве мотиватора повседневной

деятельности людей: в лице современной морали общество уже не имеет интегрирующего начала, пронизывающего его структурную целостность и накладывающую на все свою оценку. Она представляет собой некий набор ценностей, не способных придать ей единый системополагающий смысл, определенность и устойчивость.

Подтверждением данного тезиса являются данные исследования ИС РАН. Согласно ему на недопустимость игнорирования моральных норм на пути достижения успеха указали более двух третей респондентов (70%), тогда как на возможность переступить через них указала менее чем треть (30%). Доля респондентов, допускающих нарушение моральных норм, чуть ниже в православной группе, однако в целом различия между группами здесь несущественны. При этом даже вера в Бога не исключает необязательность исполнения моральных норм (29% верующих готовы переступать ради успеха в жизни через моральные нормы и принципы, среди неверующих таковых 35%) .

Известно, что духовные ценности, как духовное ядро культуры общества, выступают как внутренний катализатор, способный многократно усилить действие тех или иных общественных сил, как вектор, указывающий направление происходящих изменений и позволяющий усмотреть проекты будущего в настоящем.

Аксиологические основания являются ключевыми при решении различного рода проблем общественного развития, в том числе глобальных проблем современности, не только потому, что позволяют осознавать мир во имя человека и его потребностей, но и в связи с тем, что открывают возможность изменить самого субъекта активности и творчества, предостерегая его от безответственных, разрушительных, деструктивных действий.

Существующая же духовная культура и новые современные ценности имеют в своей основе нравственный релятивизм и убеждение, что абсолютные нравственные ценности не более чем относительны, что нет ничего истинного, как и нет ничего ложного. Получается, что мы располагаем лишь ситуативной этикой с утверждением, что все этичное сегодня не обязательно будет этичным завтра. В условиях практически неограниченной духовной свободы, лишенной сознания ответственности перед кем-либо, преклонение перед материальными потребностями привело к острому моральному и духовному кризису, несмотря на достаточно высокий материальный уровень и относительное социальное благополучие. Патриарх Кирилл настаивает, что «люди стремятся «раскрепостить» себя вплоть до полной вседозволенности и начинают поклоняться чувственным наслаждениям, потребительству, эгоизму. А если на пути достижения этих целей возникают проблемы, то их можно решать, с позиций такого мировоззрения, практически любыми средствами и способами. И мы видим, как мир захлестнули преступность, большие и малые войны, как почти ничего не стоит в наш «просвещенный» век человеческая жизнь…» .

По поводу этого стали бить тревогу ученые-социологи уже с середины прошлого века, указывая, что все это говорит о духовном кризисе социума, где обесценены нравственные императивы и утрачен авторитет и влияние традиционных

социальных институтов — например, церкви и христианских ценностей, о кризисе нравственной инстанции, из которой исходили непреложные запреты, а также о деформации самого религиозного сознания (2).

Можно сказать, что отличительной чертой современных духовных ценностей в западном мире является возникновение принципиально новой формы религиозности, максимально приемлемой в сегодняшнем «обществе потребления» . Речь идет о так называемом «возрождении религии» в виде многочисленных нетрадиционных религий, отличающихся синкретизмом и универсализмом, пристальным вниманием к восточным мистическим культам и специфической духовной практике. Это касается прежде всего такого явления, как «Религии Нового Века» («Нью-Эйдж») — собирательное понятие всех конфессиональных новообразований.

Новая религиозность выступает и в других самых разнообразных формах: это может быть «возвращение к истокам», т.е. реальное включение в конфессиональную общность, к которой человек ранее принадлежал лишь формально (по рождению), принятие иного вероисповедания (из числа традиционных или новых) в результате самостоятельного духовного поиска либо создание собственной системы религиозных воззрений, в том числе так называемых «политических гражданских религий», служащих сакрализации современных государственных институтов и связанных с ними политических понятий Запада. Еще в 1960-е гг. американские социологи зафиксировали возникновение в США специфической секулярной гражданской квазирелигии со своими символами, ритуалами и традициями, которая была призвана обеспечить «божественную легитимность» политическим институтам страны и путем сакрализации таких понятий, как «свобода», «демократия» и «права человека», объединить все американское общество на интерконфессиональной основе. Подобная квазирелигиозная система допускает предельный плюрализм частных форм религиозной жизни. Свобода мировоззренческого выбора ведет к росту религиозного многообразия, которое может принимать формы, часто весьма далекие от стремления обрести подлинную религиозную веру. Наблюдается тенденция заменить существующие религиозные системы новой синтетической идеологией, которая должна сочетать в себе как религиозные, так и нерелигиозные компоненты, постоянное стремление к формированию некоей универсальной «суперрелигии», способной примирить противоречия существующих религиозных систем и установить всеобщую духовную гармонию.

Духовные искания, выходящие за традиционные конфессиональные рамки, существовали всегда, но в настоящее время последствия новой нетрадиционной религиозности оказались настолько пугающими, что вызвало тревогу среди многих ученых, общественных деятелей, простых граждан, которые стали говорить о необходимости вовлечения традиционной церкви в публичную жизнь и активного ее участия в обсуждении и решении нравственных проблем общества, ибо только традиционные религиозные институты, по их мнению, могут не только сыграть важную роль в сфере общественной морали и сохранения общечелове-

ческих духовно-нравственных ценностей, имеющих гуманистическое значение, но и выступить как ценностнообразующая мировоззренческая система.

Серьезный духовный кризис сопровождается кризисом идентичности. Если европейские государства укрепляли свою власть в качестве гаранта естественных прав индивида, опираясь на рациональные начала, мировоззренческий плюрализм, принцип терпимости, а светская культура утверждалась за счет ценностей гражданских, политических, правовых, оттеснив ценности религиозные, то в условиях современности социальная реальность в европейской цивилизации кардинально меняется, происходит глубокое переосмысление роли и места религии, религиозных ценностей (христианских) в общественно-государственном пространстве и в сфере политики. Принцип толерантности, на котором был основан в западных странах мировоззренческий плюрализм, раньше использовался против монопольного положения церкви с ее строгими нравственными требованиями. Эпоха Просвещения также выдвигала принцип терпимости, но он был основан на прочных моральных убеждениях и на общепринятых представлениях об общем благе, всегда предполагавшие оценочную позицию. В условиях глобализации крайнее разнообразие мировоззренческих систем привело к утверждению такого нравственного плюрализма, который исключает признанное всеми понимание греха, порока или справедливости. В этих условиях толерантность теряет свое традиционное понимание и оборачивается полной нейтральностью .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня государству противостоит не церковь, а «мир неограниченных индивидуальных свобод», с одной стороны, и этнический партикуляризм — с другой, подрывающие цивилизационную целостность европейского общества и размывающие те основы, на которых создавались его гражданские структуры. Таким образом, речь идет также о кризисе культурно-религиозной и культурно-исторической самобытности, духовных ценностей и национальных традиции.

Данный кризис ощущается как угрозы социальной стабильности российского общества. Показателем пример с отношением россиян к соотношению свободы личностного самовыражения и религиозных чувств. По данным ВЦИОМ, наши сограждане ставят чувства верующих превыше свободы слова. Большинство респондентов (68%) убеждены — всем гражданам необходимо руководствоваться в первую очередь принципами политкорректности и вежливости, а не правом на свободу слова. Обратного мнения придерживаются 27% опрошенных (39% среди 18—24-летних, 37% среди малообразованных, 37% среди неверующих). Две трети россиян (67%) также полагают, что создатели художественных произведений (книг, картин, кинолент) не должны своими творениями как-либо задевать чувства верующих. Данную точку зрения существенно чаще разделяют представители старшего поколения (77% старше 60 лет), последователи православия (70%) и других религий (71%), нежели молодежь (53% от 18 до 24 лет) и атеисты (57%). Напротив, 28% говорят о главенстве свободы самовыражения и считают любые ограничения для деятелей культуры и искусства недопустимыми .

Духовно-нравственные ценности при всех различиях исторических типов морали и религии предполагают некую общую модель, согласно которой человек

строит свое поведение, т.е. подчеркивается ценностная ориентация социальных мотивов человеческой деятельности. Но исторически эта модель должна обладать четкой национально-культурной идентичностью, содержанием которой выступает тип исторического, социокультурного, политического развития общества, национальные традиции и религиозная культура.

Наша страна вынуждена осваивать новые стороны социального бытия, изменения общего духовного климата, роль духовно-нравственной опоры в российском обществе пытается взять на себя религия, церковь, поскольку «нарушение баланса в формуле «культура—цивилизация» является причиной возникновения различных кризисов — социального, политического, экологического — точкой же синтеза в ней является религия. Пока общество сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспособна» .

Все это говорит о том, что идет переосмысление западных ценностей общества потребления, в процессе которого может возникнуть возможность найти пути выхода из нравственного кризиса, в котором оказалась и наша страна. Уже сегодня идут дискуссии о поисках новых рациональных путей перехода к традиционным фундаментальным общечеловеческим ценностям, как религиозным, так и светским, причем особую значимость приобретают такие ценности, как справедливость, свобода, демократия, доброта, порядочность, уважение к вере, формируются иные представления о смысле жизни человека, о перспективах развития нашего общества в условиях глобализации.

Современный кризис морали и духовно-нравственных ценностей выражает нечто большее, чем кризисы в экономике, финансовых структурах, в социально-политической и других сферах общества, он вызывает усиление таких тенденций, которые разрушительны для цивилизации и культуры вообще, поэтому ученые, политические деятели, общественные и гуманистические, экологические и др. организации призывают к выработке концептуального нового понимания общечеловеческих духовных ценностей, их переосмысления в условиях глобализации.

Вот почему стоит важная задача перед человечеством, политическими деятелями, учеными найти такие механизмы созидания будущего общества и человека, которые, опираясь на лучшее в прошлом, будут не разрушать, а обновлять, не сужать, а раздвигать сферу духовно-нравственной жизни, используя и опираясь на созданные веками архетипы сознания и поведения. Конечно, пока еще эти идеи остаются на уровне благих пожеланий, отнюдь, на наш взгляд, не лишенных смысла.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Стоит отметить, что подобные концепции начали возникать в западном обществознании с 70-х гг. прошлого столетия, описывая ценностную трансформацию социальности и человека. Параллельно происходила теоретическая рефлексия новых форм религиозности и религиозных практик.

(2) См. об этом подробнее в книге врача и социолога Рудольфа Аффеманна «Больное общество. Симптомы. Диагноз. Терапия», в которой он исследует эти явления в европейском обществе .

ЛИТЕРАТУРА

БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.

Митрополит Илларион Волоколамский «Вера — формирующая силы и основа цивили-зационной стабильности государства» 28.03.2015 // Русская православная церковь. Официальный сайт Отдела Внешних церковных связей. URL: https://mospat.ru/ru/2015/03/ 28/news117100.

О чем мечтают россияне: идеал или реальность / Ред. М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова. М.: Весь мир, 2013.

Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Экспо-Алгоритм, 2004.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. 28.07.2015 // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http: / / www.patriarchia. ru/db/text/4180727. html.

Субботин Е.В. Религиозное сознание: трансформации в обществе потребления // Религиоведение. 2005. № 3.

Толерантность / под. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.

Affemann R. Krank an der wesellschaft. Symptom, Diagnose, Therapie. Stuttgart, Deutsche Verl.-Anst., 1973.

SPIRITUAL VALUES IN THE CONTEXT OF MODERNITY

M.S. Kudryashova

The Department of History and Theory of Politics Moscow State University Lomonosovprospect, 27/4, Moscow, Russia, 119991

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bodrijjar Zh. Sistema veshhej. M.: Rudomino, 1999.

O chem mechtajut rossijane: ideal ili real’nost’. Ed. M.K. Gorshkov, R. Krumm, N.E. Tiho-nova. M.: Ves’ mir, 2013.

Panarin A.S. Strategicheskaja nestabil’nost’ v XXI veke. M.: Jekspo-Algoritm, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *