Духовный цветник

Чего добивается диавол? Что стимулирует любой военный конфликт, и как можно воевать? Как не стать заложником собственных чувств? Нужна ли нам гуманитарная помощь? Кто такой Мелхиседек? — Продолжаем читать Книгу Бытия с протоиереем Олегом Стеняевым.

Мелхиседек благословлет Авраама

Как общеизвестно, диавол… человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). И, взявшись за любого человека, он ищет, как всецело погубить его, опрокинув в преисподнюю ада.

После того как Лот отделился от Аврама и зажил своей самостоятельной жизнью в окрестностях Содома, диавол стал умышлять, как бы совсем погубить его. Так как он (диавол) никогда не прощает человеку того духовного роста, какой он (человек) мог переживать (даже фрагментарно), например, во дни юности.

Подобным образом, некоторые из нас в детстве и юности исповедовались и причащались. Потом кто-то продолжил вести подобный образ жизни, а кто-то отошел от него. И диавол, который ненавидит возможный духовный рост каждого из нас, начинает мстить тем, которые (возможно, на самый короткий момент) вырвались из-под его власти.

И в тот самый момент, когда Лот покинул Аврама, он оказался в очень и очень затруднительном и опасном положении.

Пленение Лота — следствие того, что он предпочел богатства нахождению с Авраамом

В 14-й главе Книги Бытия с 1-го по 11-й стих рассказывается о битве в долине царей, когда четыре царя разбили пять царей. Подробное описание битвы в долине царей неслучайно, но подготавливает нас к восприятию могущества Создателя и указывает на добродетель как на источник подлинной победы (Златоуст). В аллегорическом прочтении пять царей символизируют пять телесных чувств, с которыми ведут сражение четыре царя — соблазны плоти и мира (Амвросий). Пленение Лота является закономерным итогом того, что он сам предпочел мнимые богатства и земные удобства нахождению с праведным Авраамом (Златоуст).

«Пять царей суть пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя суть телесные и мирские обольщения, потому что человеческая плоть состоит из четырех стихий. По справедливости, они называются царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое великое царство».

Уточнение: …а в тринадцатом году возмутились. В четырнадцатом году… (Быт. 14, 4, 5), как и все в Писании, должно нас чему-то научить, на что-то обратить внимание. Как известно, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Скорее всего, речь идет здесь о том, что именно к этому возрасту — 13–14 лет — «телесные и мирские обольщения» начинают проявляться в жизни подростка («возмутились»), когда его естественные чувства поражаются стихиями мирских обольщений. И что-то одно после этого воцаряется в человеке, грех или стремление к праведности, и обнаруживается, кто в нем потерпел поражение, а кто проиграл… …Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

С другой стороны, любой военный конфликт стимулируется и прямо направляется человеческим вожделением, которое человек не преодолел со дней своей молодости и подпал под его пагубное влияние. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (Иов. 20, 11); «от юности моея мнози борют мя страсти». Иногда все это, не изжитое с годами, приобретает совершенно откровенные и разнузданные формы. Так, например, один из президентов США в самый разгар сексуального скандала, связанного с ним, более чем решительно начал развязывать военные действия на Ближнем Востоке. В том числе и с использованием тяжелых бомбардировщиков, которые обрушивали тонны бомб на головы ни в чем не повинных людей.

Каждый агрессор, клеветник и убийца, таким образом, и уподобляется диаволу, который и был человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). Но все это начинается с внутренних греховных побуждений, которые вспыхивают в сердцах отдельно взятых людей, — они и стимулируют их на подобные проявления взаимной неприязни и агрессивности.

Обычные люди живут насущными потребностями обычной человеческой жизни: интересами семьи, воспитанием детей и стремлением к домашнему благополучию. Все это вытесняет из их жизни стремление к власти и дикому обогащению. Такие люди, за редкими исключениями, никуда не баллотируются (а зачем?), не прорываются, переступая чрез многих и многих в своем стремлении к власти, а просто живут интересами, радостями и печалями семейного очага. Но мир политики часто и их втягивает в водовороты собственных вожделений и амбиций, разнузданных страстей отдельно взятых политиканов (чьих-то несостоявшихся мужей, отцов и жен). Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки (Иуд. 1, 12,13). Увлекающие в эти водовороты собственной неполноценности и комплексов все и вся…

Особенно неоправданной и уродливой оказывается враждебность и гневливость, возникающая на почве религиозного несогласия с другим человеком, нарушающая принцип братолюбия. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14, 15). Особенно последнее уточнение: «вразумляйте, как брата» — часто сталкивается с неприятием… Когда недавно пришедшие из мира в Церковь начинают нас учить, кого можно считать за брата, а кого нет.

Святые отцы настаивали именно на братских чувствах по отношению к заблудившимся и оступившимся людям, сравнивая брезгливо относящихся к еретикам с самим диаволом.

Как правило, такое чувство обнаруживается в среде неофитов или у людей со слишком сложным прошлым. Например, бывшие наркозависимые или идеологически травмированные до прихода в Церковь: бывшие комсомольцы, диссиденты и коммунисты. На преодоление последствий подобных травм могут уйти годы и годы…

Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана (Быт. 14, 11–14).

Рано или поздно с теми членами наших семей, которые перестали жить приходской жизнью, случается беда. И тогда мы должны поспешить к ним на помощь, оставив в стороне возможные с нашей стороны упреки и тяжелые для них выговоры и напоминания.

«Вот то, о чем я говорил вчера, — наставляет Иоанн Златоуст, — ныне сбылось на деле: Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато — и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло раздор и какое благо — согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников».

Теперь Авраму приходится употреблять максимум усилий и принимать на себя несвойственные для пророческой миссии воинские попечения. А действительно, как вести себя, если кто-либо из нас оказывается в подобном состоянии? Дилемма: Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 15); и еще: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту… (Ис. 1, 17). — Выбор между миром и войною, добром и неизбежным на войне насилием не мог не создавать сложностей для пророка Аврама…

Аллегорически, о чем мы говорили ранее, четыре царя, победившие пятерых царей, — это «суть телесные и мирские обольщения», одолевшие «пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух».

Необходимо контролировать мир собственных чувств, чтобы не стать их заложником

Как общеизвестно, чувственный аппарат (человеческое сердце), наиболее пострадал в грехопадении наших прародителей. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека… (Мф. 15, 19,20). И совершенно необходимо контролировать мир собственных чувств, чтобы не стать их заложником. То есть погрузить ум в сердце и рассматривать любое его движение. Иначе «четыре царя» одолеют «пятерых царей»… Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим. 5, 21).

Следовательно, ратоборец-подвижник Аврам должен восстановить равновесие чувств в собственном сердце для победы над четырьмя стихиями собственной плотяности. Ибо если преступлением одного (т. е. Адама — О. С.) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим. 5, 17). — Иначе говоря, любая подлинная победа одерживается человеком прежде всего над самим собою силою побеждающего в нас Богочеловека — Христа Иисуса. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12, 4).

Но! На страницах Священного Писания мы обнаруживаем и библейские законы ведения войны. В наше безумное время, когда люди ездят на войну как на сафари, очень важно знать все эти законы.

Здесь немного непонятна подробность, высказанная Моисеем об Авраме, что он (Аврам) вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать человек. Особенно непонятно это уточнение: «рожденных в доме его» …

Само слово «дом» (ивр. беит) на библейском иврите очень многозначное и многогранное, и с ним связано немало понятий; как и слово «хе́дэр» (комната в доме), хотя доминирующее значение этих слов связано с вопросом о нахождении в собственном жилье. В Библии слово «дом» чаще означает «дом учения», следовательно, «хедер» — классная комната (школьный класс). Таким образом, рожденных в доме его, триста восемнадцать человек, надо разуметь как «вышедшие из его школы Единобожия». Иначе нам пришлось бы признать, что при шатре Аврама действовал походный роддом, где и родились эти 318 человек. Имеется в виду, что они родились духовно.

Сравним: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15). В древнееврейской экзегезе присутствует вопрос: а имел ли право Аврам отрывать своих учеников от богоугодного занятия и отправлять их на войну?

Но! Как говорится: «родство обязывает». И Аврам не мог уклониться от обязанностей дяди по отношению к непутевому племяннику. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

И далее мы читаем:

Уточнение: «разделившись, напал на них ночью» создает прецедент и может быть отнесено к библейским законам ведения войны, позволяющим использовать военную хитрость. «Разделившись, напал», то есть создал впечатление нападения с разных сторон; «напал на них ночью», то есть прячась во тьме (камуфляж, маскировка).

И далее:

И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт.14, 16–23).

Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский) Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

Здесь мы видим Аврама между царем Содома и царем Мелхиседеком, который был священник Бога Всевышнего. И в наше время такое противостояние между тем, что будет царствовать над нами: грех или святость, — это актуальный вопрос и для кого-то сложная дилемма, перед которой может оказаться не только отдельно взятый человек, но и целая страна…

Человек должен решительно расставаться с собственным греховным прошлым

Надо сказать, что Содомляне в этой битве царей, человеческих чувств и греховных позывов оказались никудышными воинами. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы (Быт. 14, 10). Подобное уточнение, что они не смогли миновать смоляных ям… упали в них, может подчеркивать опасность подобного порока, опрокидывающего человека в адскую смолу еще до попадания в ад. Следовательно, уточнение: «а остальные убежали в горы» — призыв к подобным им людям возвыситься над этим пороком и решительно совершить бегство, исход из собственного Содома и собственной Гоморры. Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей (т. е. окрестности Содома и Гоморры — О. С.); спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19, 17); и еще: Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). — То есть любой человек должен более чем решительно расставаться с собственным греховным прошлым!

И только дьяволы и бесы и подобные им всячески пытаются напоминать нам о печальном греховном прошлом каждого из нас, пытаясь опрокинуть нашу совесть в тиски уныния и отчаяния. Но мы призываемся к тому, чтобы не оглядываться назад и нигде не останавливаться в окрестности сей, покидая тот или иной гибнущий Содом…

Здесь Аврам отказывается принять какую-либо награду за спасение от царя Содома. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама. Уточнение: «даже нитки и ремня от обуви не возьму» показывает, как важно дистанцироваться от любых зависимостей.

К сожалению, некоторые буквально подсели на гуманитарную помощь, оказавшись в зависимости и в долгу от приславших нам ее. Но, как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Тем более что и вся эта гуманитарка, на которую хотели подсадить Россию, была с самого начала безнадежно просрочена.

Особенную опасность представляют для нас гуманитарные «просроченные» псевдо-экклезиологические схемы и псевдо-миссионерские программы, которые всякие разъездные «старьевщики» и духовные гастарбайтеры попытались всучить нам с ловкостью уличных мошенников. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). И Аврам, который отказывается принять «даже нитки и ремня от обуви» из чужих рук, — это пример человека, оберегающего не только целомудрие тела, но и целомудрие веры и души. Отказавшись от этого принципа, многие саморастлились и духовно и физически…

Но нельзя воспринимать такое поведение Аврама как проявление отторжения, брезгливости по отношению к этим лицам. Далее мы обнаружим и его заботу об этих падших людях, когда, стоя пред лицом Божиим, он (Аврам) будет ходатайствовать за них…

Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли):

«Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил, — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни».

И далее:

Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24).

Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное).

Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего?

Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия

Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

Не вдаваясь в изучение этой палитры мнений и представлений, со всею очевидностью хочется сказать, что данные толкования не взаимоисключающие, но скорее взаимодополняющие. Подобные многоплановые образы (личности-символы) часто встречаются на страницах Писания.

«В священнике Мелхиседеке было предызображено таинство жертвоприношения Господня, о чем свидетельствует Божественное Писание в следующих словах: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил Аврама. А о том, что Мелхиседек был прообразом Христа, свидетельствует в Псалмах Дух Святой, говорящий от лица Отца к Сыну: прежде Денницы Я родил Тебя… Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4). Этот чин происходит от этого жертвоприношения, поскольку Мелхиседек был священником Бога Всевышнего и принес хлеб и вино и благословил Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священник Всевышнего Бога, как не Господь наш Иисус Христос, Который принес жертву Богу Отцу и принес то же, что принес и Мелхиседек — хлеб и вино, то есть Свои тело и кровь».

То есть при таком прочтении данного образа мы лучше начинаем понимать значение Божественной Евхаристии в нашей собственной жизни. Евхаристия — как залог и источник окончательной победы над силою греха, властью дьявола и страхом смерти!

Евхаристия — не как приз за хорошее поведение, но как самое радикальное средство в борьбе с грехом, восстанавливающее (прилагающее) нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих!

И точно также, как Евхаристия является средоточием жизни всей Церкви, она же должна являться и средоточием жизни верующей семьи, как церкви домашней (Ср.: Рим. 16, 4)…

24 августа 2020 г.
Публикация книги о духовных качествах.

Дорогие друзья! Мы рады поделиться замечательной новостью – вышла в свет книга: «Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях». Она издана в хорошем петербургском издательстве «Алетейя». В книге отражена наша многолетняя работа над темой духовного совершенствования и духовных качеств человеческого сознания.

«Энциклопедию духовных качеств…» можно также назвать разъясняющим пособием к композиции «Цветок духовных качеств». В нее вошли наиболее важные, синтетичные идеи (цитаты), содержащие определение, характеристику и особенности каждого качества.

Аннотация:

«Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях» выходит в юбилейный год: в 2020 году мы отмечаем 100-летие Учения Живой Этики – философской системы, утверждающей нравственность и духовное совершенствование основами эволюции человечества.

В книге рассмотрены более 160 духовных качеств человека, которые объединены в родственные группы. Каждому качеству посвящена тематическая подборка цитат из Учения Живой Этики, трудов и писем семьи Рерихов, Записей Б.Н. Абрамова.

Глубокие, ёмкие высказывания помогут читателю расширить представление о важнейших качествах своего сознания и векторах его развития, аргументированно обосновать необходимость духовного совершенствования.

Энциклопедия духовных качеств предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами самосовершенствования, духовного воспитания и развития своего творческого потенциала.

Составитель: Н.В. Башкова – кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии «Преображение человека в философии русского космизма» (2007), альбома «Н.К. Рерих» в серии «Великие художники» (2010), сборника «1800 мудрых мыслей и афоризмов. Из Записей Б.Н. Абрамова» (2019); составитель «Цветка духовных качеств» и редактор сайта «Этика во мне» (etikavomne.ru).

Скачать в архиве фрагмент книги.

Книга уже поступила в продажу в книжные магазины Москвы и Санкт-Петербурга, а также в интернет-магазины:

© Издательство «ДАРЪ», 2010

© ООО ТД «Белый город», 2020

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой отредактированное и адаптированное для современного читателя переиздание «Цветника духовного», выпущенного в 1903 году Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем.

«Цветник духовный» – сборник высказываний различных людей о вере и христианской жизни. Преимущественно это высказывания святых отцов и учителей Церкви, таких, как свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, прп. Иоанн Лествичник, прп. Ефрем Сирин, прп. Нил Синайский, прп. Антоний Великий, прп. Марк Подвижник, блж. Августин, свт. Димитрий Ростовский, свт. Тихон Задонский, свт. Kлимент Александрийский, свт. Филарет, митрополит Московский, свт. Иннокентий, аpхиепископ Херсонский и Таврический, свт. Игнатий (Брянчанинов), а также таких видных церковных деятелей XIX в., как Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, Петр (Екатериновский), епископ Томский, Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский, и многих других подвижников веры и благочестия. Помимо этого в сборник включены мысли светских и ученых людей Античности (Цицерон, Хилон и др.), Нового времени (Ж.Ж. Руссо, Б. Паскаль и др.), а также деятелей различных периодов истории России (Н.М. Kарамзин, граф М.М. Сперанский, граф Д.Н. Блудов и др.).

Выписки даются по главам, соответствующим различным темам. Kак говорилось в предисловии к изданию 1903 года, некоторые высказывания даются без указания авторства по причине того, что авторы не были указаны в книгах и журналах, откуда они извлекались, в первую очередь – из журналов

«Воскресное чтение», «Христианское чтение», книги «Письма о духовной жизни». Высказывания из последней обозначаются в сборнике так же, как они обозначены в «Письмах» – «Духовный маргарит». Без авторства, но с указанием источника даются выписки из книги «Древний патерик».

Из «Цветника» были удалены фразы, потерявшие свою актуальность в настоящее время, также была изменена последовательность высказываний внутри каждой из глав. Так, в начале каждой главы идут высказывания святых отцов, затем ученых, известных деятелей, церковных писателей России и Запада и в конце главы – высказывания и поучения неизвестных авторов.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

О Боге Самом в Себе и по отношению к творениям – преимущественно к человеку

Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. (Рим. 1, 20)

Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божья, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог.

Свт. Григорий Богослов

Если будешь, согласно Писанию, хранить в уме, что по всей земле суды Божьи (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания!

Прп. Марк Подвижник

Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

Прп. Иоанн Лествичник

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.

Авва Евпретий

Слова о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.

Свт. Григорий Богослов

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего.

Свт. Иоанн Златоуст

Не столько вдавайся в глубокие наследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.

Свт. Григорий Богослов

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но человек добро-делающий познает их.

Авва Евагрий

От чего скучают иные? От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, св. отцы все время посвящали на это; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву.

Свт. Феофан Затворник

Чем кто более познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его.

Свт. Тихон Задонский

С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом и отечество – ссылка и плен.

Свт. Тихон Задонский

С Богом быть и в аде рай; без Бога быть и в небе мучение.

Свт. Тихон Задонский

Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он.

Авва Сисой

Бог все наполняет и вне всего существует.

Прп. Иоанн Дамаскин

Во всяком месте находится Бог, но ни в каком одном не заключается.

Свт. Kирилл Иерусалимский

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.

Прп. Иоанн Дамаскин

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верой и молитвой. Близок Господь ко всем призывающим Его истинно (Пс. 144, 18).

Свт. Филарет, митрополит Московский

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.

Свт. Иоанн Златоуст

Если человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (см. Прем. 2, 15), то тем более Богу.

Свт. Иоанн Златоуст

Для того чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Ищи Бога мыслью на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Ищи Того везде, Kоторый везде есть, оставив все, Его Единого ищи и – непременно найдешь.

Свт. Тихон Задонский

От всевидящего ока Божьего не укроются не только явные или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (см. Откр. 2, 23; Евр. 4, 13).

Свт. Филарет, митрополит Московский

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь.

Авва Исаия

Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душой и телом, то ни в каком деле не погрешишь.

Авва Евагрий

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, сколько более ты должен страшиться Бога, Kоторый совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего?

Авва Исаия

Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может.

Тертуллиан

Сила Божья не нуждается в силе человеческой. Свт. Филарет, митрополит Московский

И самомалейшая птичка не забыта Отцом Небесным.

Свт. Тихон Задонский

По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти, а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение.

Блж. Феодорит

О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!

Свт. Тихон Задонский

Бог ниспосылает нам Свои щедрые дары с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их.

Свт. Григорий Богослов

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: Kого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею (Исх. 33, 19).

Свт. Иоанн Златоуст

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Благодарность Богу за полученные от Него дары – сосуд, в который благодать Божья полагает новые.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Ничто так не угодно Богу, как благодарность. Свт. Иоанн Златоуст

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий, обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следовательно, тем более оно способно к принятию благодати.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Kто, уповая на милость Божью, не перестает грешить, тому нужно опасаться, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его.

Свт. Тихон Задонский

Kто нерадит о благости Божьей, тот правду Божью на себе узнает.

Свт. Тихон Задонский

Одним оком взирай на милосердие Божье, а другим – на правду Его.

Свт. Тихон Задонский

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божьего; чтобы согрешившему не отчаяться, – надежда Его милосердия.

Свт. Василий Великий

Праведен ли ты, бойся гнева Божьего, чтобы не упасть; грешен ли ты, берись за милосердие Божье, чтобы встать.

Свт. Григорий Двоеслов

Не будем жаловаться на Праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божьих.

Свт. Василий Великий

Не думай, что там уже и нет правды Божьей, где не усматривает ее твое нетонкое око.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Полная разгадка разнообразия участей наших будет в Царствии Божием. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме.

Свт. Феофан Затворник

Хотя и скрыты от нас причины Божьих распоряжений, однако все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть радостно.

Свт. Василий Великий

Бог без всякого сомнения распоряжается нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами.

Свт. Василий Великий

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас.

Свт. Иоанн Златоуст

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.

Прп. Симеон Новый Богослов

В приключениях жизни слышится голос Провидения, зовущий человека на путь Господень.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.

Авва Дорофей

Kогда ты говоришь: «Бог человеколюбив, а потому не накажет», то, по-твоему, выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет.

Свт. Иоанн Златоуст

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здоровью душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.

Свт. Филарет, митрополит Московский

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия!

Свт. Филарет, митрополит Московский

Господь скорбями избавляет от больших скорбей.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог созидает души наши.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Kак семена имеют нужду в дожде, так мы – в слезах. Kак землю нужно пахать и копать, так и для души нужны искушения и скорби, чтобы она не вырастила сорняков, – чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового.

Свт. Иоанн Златоуст

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай.

Прп. Марк Подвижник

Kакое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!»

Авва Сисой

Kогда найдет искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.

Прп. Марк Подвижник

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.

Прп. Антоний Великий

Горшечник знает, сколько нужно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, трескаются, а, будучи недодержаны, негодны к употреблению. Тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).

Свт. Иоанн Златоуст

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастье, чтобы они не изнемогли, ни в счастье, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устраивает их спасение!

Свт. Иоанн Златоуст

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он щедро не наделяет ими.

Свт. Василий Великий

Пришло благополучие, благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастья, благодари Бога, и несчастья прекратятся.

Свт. Иоанн Златоуст

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех обстоятельствах моей жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество.

Свт. Филарет, митрополит Московский

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский

Господь не отвергает ни одного молитвенного вздоха, ни одной капли слезной. Господь силен без меры, благ без числа. Особенно великое чудо любви Божьей, которое не познаем совершенно и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в Мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (см. Ин. 15,

13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божье так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божьих, то в этом одном заключалось бы все богословие.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Kаждое творение выражает собой мысль Божью. А мысль Божья совершенна, полна, следовательно, и каждое из творений, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Kогда говорится: «Дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои», – то именно потому, что всякое творение в своем роде совершенно, что каждое из них находится в тесной связи с прочими творениями и создано для определенной необходимой цели.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука.

Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Нужно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны.

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский

Чтобы видеть пути Промысла Божьего, нужно самому быть близким к Промыслу.

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский

Kак тело, разлучаясь с душой, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом.

Блж. Августин

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения.

Блж. Августин

Господь подает и щедро наделяет Своими дарами тех, кто принимает их со смиренным благодарением, а от неблагодарного отнимется и то, что, ему кажется, он имеет.

Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский

Что это значит, что никакая земная вещь: ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания – не удовлетворяет нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворения на земле, среди этой суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! K Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянное наслаждение и успокоение.

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский

Kто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего на свете лишился.

Иеромонах Адриан Югский

Kак нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.

Прот. П. Соколов

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.

Прот. И. Толмачев

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.

Прот. И. Толмачев

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий.

Прот. И. Толмачев

Бог в Своей мудрости посылает несчастье для нашего же счастья.

Прот. И. Толмачев

Kак редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий!

Прот. И. Толмачев

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: безумных умными, а умных мудрыми; гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; злых добрыми, а добрых лучшими; слабых сильными, а сильных непобедимыми.

Прот. И. Толмачев

Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее.

Фома Kемпийский

Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестной силой и тяжестью, стремились вниз и их случайным столкновением был произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир, – то почему не допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя бы один стих?

Цицерон

Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не хочет составить оно одного храма, или дома, или города, – что было бы гораздо проще и легче.

Цицерон

Мать не более заботится о ребенке на своей груди, сколько заботится о нас наш Владыка и Царь.

Наполеон I

О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Kто создал рай.

О. Николь

Один философ спросил прп. Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?» Прп. Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой – на землю.

Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый может читать, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.

При видимых, осязаемых, так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе, возможно ли не поразиться безумию (см. Пс. 13, 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина?

Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде чем кто-нибудь может сказать, что мир без Бога, он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы он мог со всей основательностью сказать: «Нигде я не открыл следов Бога». Чтобы можно было с решительностью сказать, что не существует никакого Бога, нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.

Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (см. Mф. 2, 1–11), то тем более покланяйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.

Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона – царя, украшенного мудростью, то каким неизвинительным было бы ее равнодушие! Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага и премудрости!

Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Mф. 5, 8), – сказал Богочеловек.

Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить в свете Его Откровения, чтобы по мечтам своего воображения не составить о Верховном Существе понятий, недостойных Его величия и святости, и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: ты подумал беззаконие, будто Я подобен тебе буду (см. Пс. 49, 21).

Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не сняв прежде обувь, то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?

Kто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божьем.

Того, что есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, самим Богом просвещенные люди, но даже Ангелы и Архангелы – существа, самые приближенные к Богу.

Kаким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?

Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод, так самое сильное доказательство бытия Божьего есть стремление всех добрых сердец к Богу.

Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды.

Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.

Телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог.

Посмотрите на растение, именуемое подсолнухом: что влечет его к солнцу, так что оно всегда наклоняется на ту сторону, где солнце? – В солнце жизнь растения. Посмотрите на пылающий огонь, отчего он все стремится вверх? Оттого, что его стихия выше земли. Kогда же огонь не стремится вверх, это знак, что он угасает. Так и у христианина: тот огонь любви Божественной, о котором говорит Иисус Христос (см. Лк. 12, 49), который всегда должен гореть в нем и устремлять его выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огонь угас, там нет христианской жизни.

Бог – вот первое и последнее благо нашей души!

Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного, как человек без Бога.

Ты – уголь, человек! Бог – пламень твой и свет.

Истинная и совершенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает.

С Господом везде рай; без Него всюду ад и безотрадное крушение духа.

Ищи Того везде, Kоторый везде есть.

Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубине нашей души.

Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убегите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке – везде вы будете пред очами Бога. Kуда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138, 7).

О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.

От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.

Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.

Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.

Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих и ничто не укрывается от них: ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни было ощущение.

Если хочешь все дела твои хорошо делать, то представляй себе, что Бог на тебя смотрит.

Kак легко человеку назвать по имени предметы существующие, так Богу легко было привести в бытие несуществующее.

Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, чего Он не хочет.

Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.

У Бога и вода опаляет, и огонь орошает.

Бог и врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.

Где способа спасения нет, там Бог способ находит.

Где нам невозможно, там Богу все возможно.

Промысел Божий являет свои силы там, где человек иногда видит одни немощи.

Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая.

Отчаявшись в человеческой помощи, обратись к Богу и получишь ее так и там, где и как не ожидал и не воображал.

У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?

Человек всегда забывал Бога; но Бог никогда не забывал человека.

Бог познал нас прежде, чем ты Его, Он возлюбил нас прежде, чем мы Его.

Любовь Бога к человеку несравненно выше любви человека к Богу.

Бог заботится о нас более, нежели сколько мы сами заботимся о себе.

Бог для нас печется и о том, что принадлежит нам.

Kаковы мы для Бога, таков и Бог для нас.

Хвали Бога и получишь сам похвалу от Него.

Kогда человек ограничивает свое служение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благодеяния.

Kто забывает Бога, того и Бог забудет Своею милостью.

Бог так долго терпел и терпит тебя, и, несмотря на то, ты все не исправляешься!

Kто живет с беспечной надеждой на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собой.

Великий в Своей благости равно велик и в Своем правосудии.

И у Долготерпеливого есть мера терпению.

Необходимо иметь страх Божий, но такой, который бы не подавлял надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божьего.

Не усиливайся проникать в тайны судеб Божьих. Не дерзали на это и святые.

Kак малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы не способны с надлежащей верностью наследовать пути премудрого Промысла.

Иногда то, что кажется нашим взорам достойным похвал, мерзостно бывает пред Господом Богом.

Не будем удивляться счастью нечестивого и бедствиям праведного.

Господь ведет все к лучшему и ведет самым лучшим образом.

Не желай, чтобы случилось то, чего ты хочешь, но – что угодно Богу. Ты должен желать того, чего хочет Бог.

Не почитай пустым и самого малого обстоятельства в твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет чему-нибудь научить тебя или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служит к твоему благу.

Вспомни, что без Бога ничего не делается, и спокойствие водворится в душе твоей.

Истинно преданный в волю Божью не заботится излишне о будущем, как бы мрачен ни казался горизонт его жизни. «Все от Бога, – мыслит он в себе, – все мудро, все для пользы нашей. Что будет, то и будет; а будет то, что Бог даст. Что хочет Бог мой, того и я хочу».

Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает.

Если Всеблагой послал тебе скорбь, следовательно, и в самой скорби есть для тебя благо.

Бог наказывает нас в малости, дабы помиловать милостью великой.

Часто видим, что довольство влечет за собой самодовольство.

Бог наказывает тело за грехи души, чтобы вразумить душу.

Большая часть людей таковы, что их надобно возбуждать извне, чтобы они могли войти внутрь себя.

Для воспламенения огня Божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).

Бог знает нужды каждого человека, меру сил и силу немощей каждого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *