Джума намаз

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю… Как совершать пятничный намаз?
Пятничный намаз — это двухракаатный кол­лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример­но 14,5 лет) и проживающих в данном населен­ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи­тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на­маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска­ется совершение пятничного намаза в другой мече­ти.
При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат — тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля….)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)… она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами «АЛЛАХу Акбар!»)…
ДЖАНАЗА-НАМАЗ (Заупокойная молитва) Одной из обязанностей мусульман по отно­шению к умершему мусульманину является со­вершение над усопшим джаназа-намаза, пред­варительно омыв его и завернув в саван. В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.
Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: «Я намерева­юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то — имя усопшего) сына (дочери такого-то — имя отца усопшего), во имя Аллаха». Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать «…за душу этого усоп­шего». Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать «…за того (затех), за кого сделал нийят (со­вершает намаз) имам».
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят иАллаху акбар» для вступления в на­маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи­тают суру «Фатиха».
  4. После чтения суры «Фатиха» опять подни­мают руки, как и в начале, и произносят «Аллагьу ан бар «.

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры «Фатиха», читают салават: «Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад». (Можно чи­тать и более длинные варианты салавата, лучше всего «кама салайта»).

  1. Опять поднимают руки и произносят «Ал­лаху акбар «.
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

«Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу» (если усопшая женщина — «Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа «, если намаз совершают за многих — «Ал­лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон­чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом22. Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят «Аиаху акбар».
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

«Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу». До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо­литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят «Салам», сначала по­ворачивая голову вправо, затем — влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.
после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности…)
после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)… во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух :)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают «камат» (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу… если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный — ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!
ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (Салатуль-жумг1а) Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают … после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху… а имам начинает читать любую Суру из Корана… Во втором ракате после поясного поклона — рукъу иногда читается дуа Къунут ( МАГЬДИНА).
В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе­ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева­ются) после пятничного намаза совершают и обыч­ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи­тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со­вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно…

Пятница (аль-джум‘а) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно (фард) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных».
«Если один из вас собирается на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение (гусль)».
«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующейпятницы и еще за 3 дня».
«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), тоэто лучше».

Пятничный намаз (аль-джум‘а) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:

«Между каждым азаном и икаматом есть намаз»,после чего добавил: «Для тех, кто хочет».

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих».

Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

  1. Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
  2. Свободный от рабства;
  3. Не находящийся в пути;
  4. Здоровый;
  5. Не слепой;
  6. Имеющий здоровые ноги.

Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):

  1. Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);
  2. Чтение перед намазом проповеди (хутба);
  3. Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;
  4. Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
  5. У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а) от религиозного руководства мусульман данной местности;
  6. Пятничный намаз (аль-джум‘а) намаз должен проводиться в населенном пункте.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А)

После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).

После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).

После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Всевышнего Аллаха».

Как правильно совершать пятничный намаз?

Как правильно совершать пятничный намаз?

Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.

Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)

Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:

«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)

Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

Следовательно, в этот день желательным является совершение полного омовения. Также пятницу лучше всего провести в поминании Всевышнего, читать Коран, давать садака, возносить Всевышнему дуа. (Подробнее — 8 дел, которые нужно совершить мусульманину в эту пятницу)

Правила совершения пятничной молитвы

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.

Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.

1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.

Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.

Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».

Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».

3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.

Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.

Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза , пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)

В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.

Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту , чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *