Ектения оглашенных

Сугубая молитва о здравии, что это такое?
Молебен — это вид божественного служения, в котором просят Бога, Богородицу или святого угодника послать милость или благодарят за полученные дары. Что это такое сугубая молитва о здравии и когда заказывают ее Вы узнаете из этой статьи.
Молитва сугубая ектения
Ектения в переводе с греческого языка означает «прилежное моление». Целая сугубая молитва соединяет несколько прошений и их четыре вида большая, малая, сугубая и просительная. Большая ектения содержит двенадцать прошений.
Сугубая ектения не является молебном, но может входить в текст. Молитвы бывают просительные, благодарственные и хвалебные и в них просят не земные блага, а духовные терпение, смирение, покаяние. В просительных молебнах просят прощения за грехопадение, выраженное в делах и мыслях, о помощи в проблемах и нуждах. Благодарственные молитвы содержат благодарность за здоровье или благополучие и самая короткая «Слава Богу». Хвалебный молебен самый высший вид.
Молебны бывают соборные и частного характера. Первые проводятся в праздничные дни, на Новый год, перед учебным годом, при действиях непреодолимой силы ураганы, пожары, бури, эпидемии. Вторые проводятся по просьбам конкретных лиц, например, на благословение и освящение дома, о послании духовного и физического здоровья. Существуют конкретные дни для совершения таких молебнов. Перед началом любого дела необходимо говорить «Господи, благослови», в процессе «Господи, помоги».
Сугубые прошения бывают различные:
о болящих;
о путешествующих;
перед началом дела;
о находящихся лицах в местах лишения свободы;
о наставлении на правильный путь;
о духовном и физическом здоровье;
о помощи в заключении брака;
о даровании ребенка;
о помощи в обучении;
о решении жилищных проблем;
о поддержке в воинской службе;
о защите от злых сил;
о прощении греха детоубийства;
о поиске работы;
об излечении от алкоголизма, наркомании, игромании и курения.
Можно заказать сугубую молитву в монастыре на шесть месяцев и год.
Для чтения молитвенных текстов важно очиститься в духовном плане:
осознать и осмыслить заповеди, которые служат духовными правилами;
освятить дом или квартиру;
молиться об умерших родственниках и близких людях, заказать поминовение всем усопшим;
переосмыслить жизнь, поступки, мысли, слова и покаяться, исповедаться и причаститься.
Правила подачи записок
Для того чтобы заказать сугубую молитву необходимо прийти в церковь и помолиться о своих родных и близких людях. Записки подают в лавку при храме до богослужения или на следующую службу.
Пишут имена живых и умерших людей в родительном падеже, для живых с чувством хороших пожеланий от чистого сердца. Первыми указываются имена священных служителей, затем прихожан полностью. В записках «Об упокоении» умершего на протяжении 40 дней пишется «новопреставленный», «убиенный», «воин». Не подают записки о самоубийцах. Если возникают вопросы, то можно посоветоваться со священным служителем.
Что такое сугубая молитва за болящего
Сугубую молитву от серьезных болезней можно заказать как для себя, так и для матери, отца, детей, мужа, жены, родственников и друзей. Любое молитвенное слово это мощное энергетическое прошение, имеет позитивную силу и дарит веру и надежду в излечение. Единственное условие человек должен быть крещенным.
Позитивные слова передаются больному человеку и помогают положительно настроиться на выздоровление. Такая молитва обладает исключительной силой, потому что совершается в стенах храма и формирует коллективный посыл высшим силам.

Ектения об оглашенных. Фото: nne.ru

Движение некоего «литургического обновления», или «евхаристического возрождения», охватившего православных в период активного участия в экуменическом движении почти всех поместных Православных Церквей, стало менять традиционное аскетическо-подвижническое сознание православных. Подавляющее большинство поместных Православных Церквей подпало под сильное влияние обмiрщения и фактического вымирания церковной жизни. И именно в контексте этого направления нового вектора церковной жизни вполне закономерными являются попытки реформирования и богослужения.

Новым веянием стало сокращение или опущение ектении «об оглашенных» и двух ектений литургии верных. В дни пасхальной седмицы это сокращение обосновывалось тем, что при пении вместо «Трисвятого» «Елицы во Христа крестистеся» не полагается ектения «об оглашенных» в связи с историческим воспоминанием о крещении в эти дни всех оглашенных. Но данная вроде бы убедительная аргументация растворяется вообще, если учесть такой вполне объективный факт наших дней как присутствие на Божественной литургии лиц, на которых возложены свещеннические епитимии, а также расхаживание иностранных и иноверных туристов. Если уж следовать традиции Древней Церкви, то нужно это делать последовательно, логически и до конца. В таком случае в обязательном порядке из храма должны быть удалены в первую очередь иноверцы, неправославные, а также кающиеся.

Ектения «об оглашенных» является напоминанием не только об исчезнувшем институте оглашенных, который в Римской и Восточно-Римской империи в основном исчез в V–VI вв. по причине распространения крещения младенцев, но и напоминанием и о других степенях наказания, епитимиях, существовавших в Церкви. Однако Восточные Церкви, а также Русская Церковь фактически удерживали в последовании Божественной литургии ектению «об оглашенных» и в средние века, и сохранили её вплоть до нашего времени. И для этого, видимо, существовали какие-то вполне объективные основания, несмотря на то, что Церковь не догматизировала чин последования Божественной литургии. Епископ Виссарион в своей известной книге «Толкование на Божественную литургию» приводит три объяснения для совершения этой ектении за богослужением:

  1. Долг любви к трудящимся на миссионерской просветительской ниве;
  2. Проявление любви к новорождённым, но ещё не принявшим крещения;
  3. Проявление заботы о тех крещённых людях, которые не знают православной веры.

Известный отечественный литургист Иван Дмитриевский на вопрос о причине сохранения в чинопоследовании Божественной литургии ектении «об оглашенных» писал: «Если не бывает оглашенных и под епитимиею находящихся в одном храме или в одном месте, то, может быть, они есть в других храмах и местах; а потому долг христианской любви обязывает нас молиться о них и вообще делать всё, что предоставила святая древность».

Активное развитие миссионерской деятельности, например, Элладской Церкви как внутри Греции, так и в основном за её пределами (Африке и др. странах) в 90-е годы прошлого столетия привело к тому, что было решено отказаться от привычного сокращения ектении «об оглашенных» и эту ектению рекомендовано совершать в приходских храмах. А Священный Синод Элладской Церкви, прислушиваясь к голосу народа, восстановил произнесение ектении «об оглашенных» вслух взамен недавно принятого обычая совершать чтение ектении и трёх молитв тайно. В Служебнике Элладской Церкви за 2004 год отмечается, что традиция после Евангелия читать тайно «сугубую ектению», ектению «об оглашенных» и две ектении «верных» тайно является неверной.

Нужно сказать, что настроенность некоторых на реформы в богослужебной жизни Русской Церкви вызвана не столько пользой для Церкви, сколько некоей нездоровой одержимостью проводить реформы ради реформ. Идеологи богослужебной реформы очень часто апеллируют к практике Элладской Церкви, но при этом выдёргивают некие формы, не учитывая содержания. Здесь мы хотели бы заметить, что, например, идеи сокращения Божественной литургии в XIX веке в Греции внедрялись в церковную жизнь исключительно под влиянием западного рационализма. И это было время серьёзного расцерковления греческого народа и упадка церковной жизни.

Возникает вопрос: насколько целесообразно при заявлениях о необходимости развития миссионерства, особенно в молодёжной среде, убирать из последования Божественной литургии ектению «об оглашенных»? Очевидно, что такой необходимости не существует. Скорее всего, можно было бы возродить практику Древней Церкви, которая по определённым причинам в IX столетии была упразднена, — произнесение проповеди после прочтения Евангелия. Необходимо было бы возродить и чтение кратких синаксариев святых дня и праздника для более осмысленного отношения к богослужению. Особенно это касается монастырских служб, поскольку иночество призвано быть носителем церковного сознания, его хранителем и защитником, являть пример церковности и в мысли и в образе жизни.

Церковь Христова призвана к тому, чтобы преображать и ум и разум человека. И это совершается как аскетическим подвигом, который всегда направлен на очищение ума, так и подвигом чтения Святых Отцов Церкви, в том числе и во время богослужения. Именно эти два наиважнейших элемента совершения спасения человека были присущи христианскому обществу преимущественно в первых веках, благодаря которым удавалось избегать богопротивной теплохладности и церковная жизнь носила христоцентричный характер.

Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого д-ра богословия епископа Виссариона. СПб., 1895, с.172–174.

Циркуляр Архиепископа Афинского кир Христодулоса от 16 октября 1998 г. под названием «Λειτουργική Ανανέωσις».

См. Ιερατικόν. Ἀθῆναι. Ἔκδ. τὴς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλαδος. 2004, σελ.119–120.

Произнесение проповеди после Евангелия в основном имел характер катехизический. Проповедь разъясняла текст читаемого Евангелия и предлагала оглашенным, еретикам поучение на вероучительные и нравственно-назидательные темы. С постепенным исчезновением оглашенных в зрелом возрасте соответственно опала и необходимость проповеди. И она переносилась на литургию верных и произносилась в самом конце.

См. Епископ Виссарион. Указ. соч., с. 165.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *