Елеазаровский монастырь

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.
Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь — возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители — самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.
В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва — Третий Рим».
Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.
Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.
В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».
В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.
В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.
С 1884 года при монастыре действовала богадельня.
До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).
Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.
По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.
В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.
Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.
Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.
К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.
25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.
9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил . настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).
23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.

Передача иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь может произойти вопреки мнению специалистов и привести к утрате уникального памятника. Об этом сообщается в одной из публикаций в свежем номере газеты «Псковская губерния».

В статье приводится выдержка из сообщения, размещенного на Официальном сайте Псковской области, что 24 ноября в регионе находились представители Министерства культуры РФ и руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, которые посетили ряд объектов культуры. Во время посещения комиссией Псковского музея-заповедника его директор Юрий Киселев рассказал о ходе мероприятий по передаче иконы «Спас Елеазаровский» на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. В сообщении утверждалось, что «решение о передаче иконы было принято по инициативе губернатора Андрея Турчака во время визита в Псковскую область министра культуры РФ Александра Авдеева, который состоялся 25 июля». При этом не указывалось, кем именно и когда именно было принято таковое решение.

По информации «Псковской губернии», такого решения в письменной форме вообще не существует, и принято оно может быть только на федеральном уровне – икона «Спас Вседержитель» является движимым памятником федерального значения. Несмотря на все эти обстоятельства, Юрий Киселев сообщил представителям федеральных ведомств, что специалисты музея уже подготовили план мероприятий по организации передачи самой ранней иконы в собрании музея-заповедника (середина XIV века) на хранение в монастырь. Также Киселев отметил, что «для ее сохранности проводится ряд подготовительных мероприятий» и что специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря провели мониторинг помещения Спасо-Елеазаровского монастыря, в котором будет храниться икона, и подготовили экспертное заключение о мерах, которые необходимо предпринять для передачи иконы. Кроме подготовки помещения монастыря для хранения «Спаса Вседержителя» будет сделана специальная капсула. Было объявлено также, что в декабре в Псков прибудет группа экспертов, которые определят меры для максимальной сохранности «Спаса». Юрий Киселев подтвердил, что передача иконы «Спас Вседержитель» на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь должна состояться в июле 2010 года.

«Псковская губерния» смогла получить полный текст «Заключения о возможности перемещения иконы «Спас Елеазаровский» из экспозиции Псковского музея-заповедника в собор Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря». Оно было подготовлено специалистами ГосНИИР и ВХНРЦ имени Грабаря. Редакция газеты была «чрезвычайно удивлена разительным несовпадением развернутого и аргументированного мнения авторитетных специалистов с тем, как подготовленный ими документ был позиционирован перед представителями федеральных и региональных властей». Прежде всего, как выяснилось, сама экспертиза была проведена не по инициативе Министерства культуры, что ранее предполагала редакция, а по просьбе Псковского музея-заповедника, «то есть по инициативе псковских региональных властей». В заключении сообщается о важности проведения комплексного изучения иконы , на основе которого должна быть выработана общая стратегия консервационных мероприятий, а также оценен объем и уровень сложности реставрационных работ. Также комиссия констатировала в заключении, что до предполагаемых сроков передачи иконы в монастырь (июль 2010 года) ее полноценную научную реставрацию, необходимую перед выведением памятника из музейного хранения, будет провести невозможно. Комиссия констатировала невозможность точного планирования срока завершения исследований и реставрации.

«Таким образом, заключение специалистов говорит о невозможности передачи иконы в монастырское пользование, как минимум в поставленные неизвестно кем и неизвестно для какой цели «пожарные» сроки. Подчеркиваем, что речь идет не об удовлетворении чьих-то политических или коммерческих амбиций. Речь идет о возможной безвозвратной утрате уникального российского памятника истории и культуры, а для Псковской области – самого уникального в собрании икон», — делает вывод редакция «Губернии» и добавляет: «Мы просим также считать данную публикацию запросом на получение информации в адрес губернатора Псковской области А. А. Турчака и надеемся получить официальный ответ администрации Псковской области».

В статье также приводится мнение заведующей отделом реставрации Псковского музея-заповедника, художника-реставратора Наталии Ткачевой, которая хорошо знакома с иконой «Спас Вседержитель» и прокомментировала сложившуюся ситуацию. Она отмечает, что «никто не спрашивал специалистов о том, нужно ли и возможно ли вообще передавать ветхий и хрупкий памятник XIV века из государственного музея в действующую церковь. Перед экспертами была поставлена фактически только одна задача: определить условия перемещения, так как икону уже предполагается передать в монастырь. Вопрос о самой передаче, получается, решили без участия специалистов, и не только решили, но уже и дату назначили». Вряд ли кто-то, если бы реставраторам был задан вопрос «можно ли?» ответил бы на него положительно. Наталья Ткачева убеждена: «Ответить положительно — это значит способствовать скорейшему разрушению ветхой и хрупкой иконы, искалеченной, но чудом выжившей после нескольких столетий пыток».

Сейчас прихожане не могут посещать храмы Свято-Елисаветинского монастыря из-за карантина.Фото: Святослав ЗОРКИЙ

К Свято-Елисаветинскому монастырю приковано много внимания. Напомним, ранее монастырь сообщал, что коронавирус подтвердился почти у половины из 130 сестер. Болезнь не обошла стороной и некоторых священнослужителей.

К несчастью, умерла 83-летняя монахиня Свято-Елисаветинского монастыря, у которой подтвердился коронавирус. Монастырь закрыли на карантин до 15 мая.

— Среди монашествующих сестер 30 человек болеет, из них 10 находятся на стационаре. У многих значительное улучшение, практически все чувствуют себя удовлетворительно, — рассказали «Комсомолке» в пресс-службе монастыря. — В тяжелом состоянии никого нет.

— Духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок делал тест на коронавирус?

— Да, до сегодняшнего дня (мы разговаривали 12 мая. — Ред.) результат теста на COVID-19 у него был отрицательный.

Из-за карантина сейчас верующие не могут посещать храмы монастыря.

— Очень надеемся, что 15 мая будут приняты какие-то послабления. И если санстанция нам не полностью снимет карантин, то хотя бы будут предприняты разумные, взвешенные решения по ограничению, — говорят в монастыре. — Мы хотим, чтобы нам открыли хотя бы храм в честь иконы Божией Матери «Державная», который находится не на территории, где проживают монашествующие. Много прихожан обращаются к нам с просьбой открыть храм, чтобы они могли поприсутствовать на богослужении.

Кроме того, закрыты и церковные лавки, как для прихожан, так и для тех, у кого диагностировали коронавирус.

Как говорят в монастыре, сейчас закрыты все их мастерские.

— Работу потеряли около полутора тысяч человек. Они работали по трудовым контрактам. И с момента введения карантина все были отправлены в вынужденные отпуска, потому что у монастыря не было возможности выплачивать зарплату. Сейчас они вынуждены искать какой-то заработок. Мы пытаемся привлечь какие-то инвестиции, чтобы поддержать наших сотрудников. На сегодняшний день работают только два подворья — мужское и женское, где находятся бывшие осужденные, лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, жертвы домашнего насилия и другие.

«Я заразилась от человека, с которым общалась 20 минут и который был в маске»: могилевчанка попала в больницу с двухсторонней пневмонией

«Батюшка каждый год болел пневмонией, а к аппарату ИВЛ его не подключали»: 91-летний отец Василий с Полесья перенес коронавирус и выздоровел

Сайт Псковского областного архива:

В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.

Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.

Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.
Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин.
Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.
До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно — чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.
Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я — за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь — в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье — 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем — 17.

Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.

При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая — Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья — Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая — крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.
11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.
В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.
К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.

В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.

В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.

5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где «служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу», президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.

31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку «она служит рассадником напоминаний населению религии», а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *