Епархия харьков

1.История

Православие появляется на территории современной Слобожанщины задолго до основания города Харькова. Еще в XI—XII столетиях оно проникает сюда вместе со славянской колонизацией. Влияние шло со стороны соседних княжеств — Переяславского и Черниговского, Суздальского и Рязанского, Тмутараканского. Однако опустошительные татарские набеги опустошили эту землю и до XVI—XVII веков эта земля оставалась незаселенным Диким полем.

Начавшиеся утеснения украинского населения поляками вызвало целую волну переселений с Правобережной и Западной Украины на пустующие земли Слобожанщины, где не было поляков и религиозных гонений на православие.

Массовой народной колонизации предшествовала монастырская колонизация пустующих земель. В Диком поле возникают такие монастыри как Святогорский, Краснокутский, Куряжский, Дивногорский… Рядом с монастырями возникали поселения. Монастыри влекли переселенцев к себе не только желанием жить рядом со святой обителью, но и крепкими монастырскими стенами, за которыми можно было спрятаться от татарских набегов.

Слобожанщина в XVII веке заселялась переселенцами с Правобережной Украины. На новое место они часто везли не только церковные сосуды, богослужебные книги и прочую церковную утварь, но и свои церковные традиции. Эти традиции значительно отличались от северорусских, московских обычаев. Сюда входили, например, выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, организация братств, школ и богаделен. Первые священники, часто также приезжали вместе с переселенцами.

Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным, кроме украинцев — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам.

Духовная жизнь была в то время одной из важнейших страниц в жизни переселенца, потому приходские храмы возникали на новом месте одними из первых. Так, первых храм Харькова — Успенский, был построен за год — с 1657 по 1658 гг. А уже в 1659 году насчитывалось 3 церкви — Успенская, Благовещенская и Троицкая. К 1663 году появилось еще 2 церкви — Рождественская и церковь в честь Архангела Михаила. Храмы строились силами переселенцев.

Большинство этих храмов возникало не на территории самой Харьковской крепости, а по слободам. Харьковская крепость была небольшой по размерам и уже не могла вмещать всего населения, которое хотело поселиться здесь. Поэтому рядом с самой крепостью возникают небольшие поселения — слободы. Поскольку они находились недалеко от крепости, их население во время татарского набега могло спрятаться в самой крепости. А крепостные стены не мешали населению слобод заниматься сельским хозяйством и ремеслами.

Первые церкви строились из дерева и первоначально были очень бедными. Бедность Успенской церкви вызвала в московском воеводе Офросимове, который привык к пышности храмов, огромное возмущение, которое он описал в своем донесении царю:

«…А образов местных и деисусов нет — черкасы молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам, а книг и заводу никаких нет, и за тебя, великий государь, молить Бога не по чем; только лгут Богу и десятой части хвалы Богу не воздают. Нет Евангелия напрестольнаго, ни служебника, ни требника, ни триоди постной, ни трифолоя, ни апостола, ни минеи, ни октоиха, ни шестоднева, ни псалтири следованной, ни евангелия толковаго. И о том вели свой милостивый указ учинить, чтоб было по чем за тебя, великий государь, молить Бога. А я, видячи их маловерие, что поклоняются бумажным листам и стенкам, для того к тебе и писал. И о том, как ты, великий государь, укажешь»

— Багалій Д.І. Історія Слобідської України. — Харків: Основа, 1990 р. — С.180-181

Первыми харьковскими священниками были — священник Еремеище, священник Василище и диакон Иосипище (как они себя именовали в челобитной московскому царю).

Бедность первых храмов вынуждала клир часто обращаться к царю с просьбой материально помочь новым храмам и бедствующему клиру.

Но с ростом города поднималось и благосостояние церквей. В 1685—1687 гг. в городе строится первый каменный храм, который сохранился до нашего времени — Свято-Покровский.

До 1667 года Харьковская церковная жизнь находилась в прямом ведении Московского патриархата; с 1667 по 1799 год территория входила в состав Белгородской епархии.

1.1.В составе Белгородской епархии

В это время церковной жизнью в Харькове и Харьковском полку управлял Соборный протопоп, или духовный управитель — настоятель Успенского Собора. В ведении Харьковского протопопа находился кроме Харьковского еще и Валковский уезд и часть Волчанского. Его правление называлось Протопопией или духовным двором. Все архиерейские распоряжения, которые касались церквей харьковского полка, шли именно к нему. К Протопопу обращалась и местная власть относительно церковных вопросов. В других полковых городах Слобожанщины были свои протопопы. В 1744 году в Харькове создается Духовное Правление, в которое кроме протопопа входили еще два члена — проповедник и один ученый священник. Эта реорганизация была связана с тем, что один протопоп не справлялся со всеми местными делами и часто даже мельчайшие дела отправлялись в Белгородскую Духовную Консисторию, усложняя ее деятельность. В 1758 году на 94 церкви, которые входили в ведание Харьковского Духовного Правления приходилось 3 протоиерея, 114 священников, 5 диаконов, 62 дьячка, и 23 пономаря. Весь округ Духовного управления делился на 5 отделений — Харьковское ведомство (управляемое протопопом), Валковское, Нововодолажское, Ольшанское и Золочевское наместничества, которые руководились наместниками из старших священников. Духовное управление было соединительным звеном между Белгородской Духовной Консисторией и отдельными приходскими священниками. Оно же рассматривало и некоторые мелкие дела своего округа.

Список Харьковских протопопов:

*Еремей

*Иван

*Захария Филимонович.

*Панкратий Филимонович.

*Петр Андреев.

*Яков Ревковский 1707—1716.

*Яков Петрович Сенютович 1719—1722 гг.

*Григорий Александров 1722—1764 гг.

*Стефан Флоринский 1764—1769 гг.

*Михаил Иванович Шванский 1769—1790 гг.

*Иоанн Андреевич Гилевский 1790—1795 гг.

*Андрей Семенович Прокопович с 1795 г.

В 1726 году был основан Харьковский Коллегиум. В свое время там преподавал известный украинский философ — Г. С. Сковорода. 26 февраля 1764 года был провозглашен Манифест о секуляризации церковных владений, по которому монастырские земли были переданы в собственность государству. В 1786—1788 гг. секуляризация была проведена в южных губерниях России и Украине. В это время было расформировано множество монастырей.

1.2.Получение самостоятельности и дальнейшая история епархии

16 (27) октября 1799 года указом императора Павла I была образована Слободско-Украинская епархия, выделенная из Белгородской епархии.

Первым её епископом стал Христофор (Сулима) с титулом «Слободско-Украинский и Харьковский»; с 13 февраля 1836 года по 5 июня 1945 года титул был «Харьковский и Ахтырский»; а с 5 июня 1945 года — «Харьковский и Богодуховский».

В 1866 году в епархии было учреждено Сумское викариатство.

В XVII—XVIII веках главным храмом города был Свято-Успенский собор. После основания самостоятельной епархии кафедральным собором стал Покровский, а Успенский преобразован в «градский собор». В 1846 году, по синодальному указу, архиерейская кафедра была перенесена из Покровского в Успенский собор. «Градским собором» стала именоваться Благовещенская церковь, а с 1863 — Воскресенская. В 1865 году Синод обнаружил полную ненадобность титула «Градский собор» и право именоваться собором осталось лишь у Свято-Успенского храма.

В 1800 году на территории Свято-Покровского монастыря была открыта Духовная Консистория. В 1841 году началось внедрение нового устава Духовных Консисторий, который унифицировал церковное управление на уровне епархии. Епархия разделялась на церковные округа — протопопии, которые соответствовали уездам и управлялись протопопами и духовными правлениями — соответствующими коллегиальными органами. Протопопии разделялись на благочинные округа, а те — на приходы. Со временем институт протопопии ослабел, а в 1840 году он был ликвидирован.

В 1840/41 учебном году в Харькове была организована Духовная Семинария на базе бывшего Коллегиума.

Ко времени основания епархии в Харькове насчитывалось 10 церквей: Покровская, Успенская, Николаевская, Благовещенская, Дмитриевская, Рождественская, Воскресенская, Михайловская, Вознесенская и Мироносицкая, которая была кладбищенской.

Если в 1799 году в епархии было 673 церкви, то через 100 лет их насчитывалось более 1000. В начале XX века на Харьковщине было около 800 церковно-приходских школ и около 20 монастырей. Всего на Харьковщине на 1904 год насчитывалось 950 церквей, 10 монастырей, 1360 священников и диаконов. В самом городе насчитывались 42 церкви. В 1912 году в Епархии было 952 церкви, 75 часовен; 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 1 женская община; духовная семинария, 3 духовных училища, епархиальное женское училище, 816 церковных школ; 777 библиотек при церквях; 7 больниц и 27 богаделен.

16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу жителей Харькова о введении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были происходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). Он стал главным городским духовным праздником.

В 1821—1841 гг. велось строительство колокольни Успенского собора(89,5 м), которая превосходила по высоте колокольню Ивана Великого в Москве.

Во второй половине XIX века в Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий, в частности философско-богословский журнал «Вера и разум», журналы «Духовный вестник», «Духовный дневник», «Благовест», газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», другие издания.

1.3.Харьковская епархия в XX веке

С 14 мая 1914 года по апрель 1917 года (снова избран в августе того же года) Харьковскую кафедру занимал Антоний (Храповицкий), впоследствии первый предстоятель Русской Православной Церкви заграницей.

В 1920-е в церковной жизни харьковщины доминировало «обновленческое» движение Российской Церкви. Партийно-государственный органы прилагали усилия к полной ликвидации Патриаршей Церкви («тихоновщины»); газета «Известия» от 18 апреля 1923 года сообщала: «<…> На этих днях среди харьковского духовенства закончена ликвидация последних остатков тихоновщины. В результате арестовано 16 священников, во главе с епископом Павлом, и 2 черносотенца — Стеценко и Губиев. Черносотенные попы будут высланы из пределов Украины.»

В октябре — декабре 1923 года в Харькове состоялся обновленческий собор, который провозгласил образование Украинской Православной Автокефальной Церкви (УПАЦ) и избрал Синод (отсюда и второе название — «синодалы»), возглавляемый митрополитом Пименом (Пеговым). В начале 1930-х годов возник острый конфликт между УАПЦ и обновленческим синодом в Москве; 20 декабря 1934 года московский обновленческий синод принял решение ликвидировать УАПЦ и перевести ее приходы в своё непосредственное подчинение.

С 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове заседало Всеукраинское предсоборное совещание («обновленческое») в составе 78 делегатов: епархиальных и викарных епископов и по одному клирику и мирянину от каждой епархии. Центральный обновленческий Синод был представлен митрополитом Серафимом (Руженцовым); председательствовал митрополит Пимен (Пегов). Главными вопросами повестки Совещания были: автокефалия Украинской Церкви и украинизация богослужения. Совещание осудило «самосвятов-липковцев» как еретиков ираскольников. По докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода, что и произошло 15 декабря 1924 года.

В тот же период активно действовали представители монархической истинно-православной церкви, общины «подгорновцев» (по имени священника Василия Подгорного — сначала в ведении епископа Варлаама (Лазаренко), а с марта 1928 — епископа Алексия (Буя)). В конце 1920-х Харьков также был одним из очагов иосифлянства, во главе которого здесь стоял епископ Павел (Кратиров).

К 1941 году оставался лишь один открытый приход — Казанский храм в Харькове на Лысой горе. В этот период в Харькове занимал архиерейскую кафедру священномученик архиепископ Александр. Он и служил в единственном православном храме города.

После оккупации в октябре 1941 года города германскими войсками церковная жизнь начала возрождаться под руководством митрополита Феофила Булдовского, летом 1942 года примкнувшего к УАПЦ (поликарповцам); в его юрисдикции находилось около 400 приходов.

В 1946 году Свято-Благовещенский собор становится кафедральным собором Харьковской епархии.

В 1947 году из Покровского монастыря Харькова были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи святителя Афанасия (Петеллария), Лубенского чудотворца — в Благовещенский собор города.

Резкое сокращение числа приходов наблюдалось с конца 1950-х: храмы превращались в клубы, кинотеатры, склады и другие хозучреждения. Количество приходов на 1 января 1979 года, сократилась до 65, из них в Харькове осталось 11.

К году тысячелетия Крещения Руси в Харькове было закончена реставрация Успенского собора; начался процесс возвращения епархии храмов и монастырей.

1.4.Архиерейский собор УПЦ 1992 года

Судьбоносное значение для истории УПЦ МП имел состоявшийся 27—28 мая 1992 года в Харькове, в архиерейской резиденции на территории Покровского монастыря, Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе был избран новый предстоятель УПЦ в составе Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Собор был созван Митрополитом Харьковским и Богодухивским Никодимом (Руснаком), который и председательствовал на нём.

Архиереи, участвовавшие в Соборе, выразили недоверие впоследствии анафематствованному митрополиту Филарету (Денисенко), который не явился на Собор и освободили его от Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ.

1.5.Епархия в 1990-е годы

18 сентября 1993 года в городе Харькове открывается двухгодичное Духовное Училище, которое было утверждено Священным Синодом УПЦ 19 октября 1993 года. А уже 12 сентября 1996 года Харьковское Духовное Училище получило статус Семинарии. Срок учебы был увеличен на два года. Ректором Семинарии стал Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Первый выпуск в Семинарии состоялся 21 мая 1997 года, когда первых 26 человек получили дипломы об окончании этого учебного заведения.

В 1994 году опять начала выходить газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», которая стала официальным органом Харьковской Епархии, а в 2000 году был возобновлен выход философско-религиозного журнала «Вера и разум».

22 июня 1993 года на заседании Священного Синода УПЦ всех новомучеников Слободского края, которые пострадали в годы большевистского гонения на церковь, причислили к местночтимым святым. Среди них — священномученик архиепископ Харьковский Александр (Петровский), временно управляющий Харьковской Епархией в тяжелые 30-ые годы архиепископ Онуфрий (Гагалюк), митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Иннокентий (Летяев), архиепископ Иннокентий (Тихонов), священнослужители, и другие православные подвижники.

Активно идет возвращение и строительство новых храмов.

2.Современное состояние

Правящий епископ с 13 сентября 1989 года — Никодим (Руснак), митрополит Харьковский и Богодуховский.

Викарии: Архиепископ Изюмский Онуфрий (Легкий) с 22 апреля 2000 года.

Епархиальные отделы: религиозного образования, катехизации и миссионерства; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; по делам молодежи; паломнический отдел.

В Харьковской епархии насчитывается 304 прихода (входят в состав 20 благочинных округов), действуют 1 мужской (Свято-Покровский монастырь города Харькова) и 2 женских монастыря (Свято-Борисоглебский монастырь с. Водяное Змиевского района Харьковской области и Свято-Архистратиго-Михайловский монастырь г. Лозовая Харьковской области).

Кафедральный собор епархии — Свято-Благовещенский собор в Харькове.

В Епархии действует Духовная Семинария (срок обучения 4 года). Ректор — Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). При Семинарии существуют регентские и педагогические курсы (для преподавателей воскресных школ), иконописная школа (срок обучения 3,5 года).

С 2004 г. действует Церковно-исторический музей Харьковской епархии.

Периодические издания:

Газета «Харьковские Епархиальные Ведомости». Выходит ежемесячно на русском и украинском языках. Основана в 1867 г. После 1917 г. издание приостановлено, восстановлено в 1994 году.

Газета «Православная Харьковщина». Выходит ежемесячно. Основана в 2002 году.

Журнал «Вера и Разум». Выходит 2 раза в год. Основан в 1884 г. После 1917 г. издание журнала было прекращено. Возобновлено в 2000 году.

2.1.Герб епархии

24 марта 2011 г. митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом был утвержден герб Харьковской епархии. В разработке принимали участие: декан исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Посохов С. И., профессор Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Куделко С. М., протодиакон Макс… Продолжение «

Покровский собор

Интересным местом Харькова является Покровский мужской монастырь. На его территории находится самое старое здание города – Покровский собор. Он расположен на берегу реки Аопани, внутри бывшей Харьковской крепости.

Собор был построен в 1689 году в стиле Слобожанской архитектурной школы. Изначально он использовался как усыпальница и домовая церковь семьи полковника Г. Е. Донец-Захаржевского, а с 1729 года – в качестве соборного храма Покровского мужского монастыря.

Древнейшее сооружение города и единственное сохранившееся от застройки Харьковской крепости, В архитектуре собора сочетаются черты русского и украинского барокко XVII в. Памятник кирпичный, побелен по тонкой затирке, двухъярусный, на подклети, с церквами в каждом ярусе. В его объемно-пространственном решении отражены традиции украинской трехчастной, трехверхой, многоза- ломной церкви. К центральному восьмигранному башенному объему храма примыкают пятистенные притвор и алтарная часть.

Нижняя зимняя церковь перекрыта сомкнутыми сводами с распалубками, верхняя – летняя – восьмигранными верхами с двумя заломами. Средний объем верхнего храма значительно выше и шире боковых. Верхняя церковь в плане почти целиком повторяет нижнюю, только по периметру центрального и западного объемов устроено гульбище, опирающееся на аркаду нижнего яруса. Отвечающие поперечной оси памятника небольшие ризалиты первого яруса играют роль контрфорсов. Стены основного объема и глав завершены карнизом с зубчатым поребриком, углы подчеркнуты висячими полуколоннами на кронштейнах. Наличники, колонки, сандрики декорируют оконные проемы. Интерьер отличается стройностью.

Собор сильно пострадал во время Второй мировой войны. Реставрирован в 1960– 1965 гг. (архитекторы В. Б. Петичинский и В. И. Корнеева): укреплены основные конструкции, восстановлены главы и утраченные архитектурные детали, разобраны поздние притвор между церковью и колокольней и переход к архиерейскому дому. Экстерьеру сооружения возвращен перво начальный вид.

Колокольня возведена одновременно с собором. Кирпичная, побелена по затирке, восьмиугольная в плане, четырехъ ярусная с подвалом. Имеет вид оборонной башни, входила в систему укреплений Харьковской крепости. Подвал, первый и третий ярусы перекрыты сомкнутыми сводами, второй ярус имеет плоское перекрытие. Верхний звонный ярус с арочными проемами в гранях завершен кирпичным, шатровым, в котором восемь слуховых окон размещены в два яруса. Шатер колокольни увенчан луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Колокольня снаружи поярусно расчленена карнизами. Фасады нижнего яруса отвечают архитектуре первого яруса собора. Здесь и венчающий карниз с зубчатым поребриком, над которым протянут пояс ширинок и арки, обрамленные архивольтами, соединенными у пят горизонтальной тягой. Внутри арок – прямоугольные перспективные ниши, скомпонованные по вертикали по три в каждой арке.

В советское время Успенский собор был закрыт. Из него были изъяты все ценности. В 1929 году купола были разобраны, год спустя с колокольни были сняты колокола, а вместо креста была установлена антенна областного радио. В 1986 году в соборе был открыт малый зал филармонии, где устраивались концерты органной и камерной музыки. Специально для этого из Чехословакии был привезен орган с 3574 трубами. Уникальная акустика Успенского собора обеспечила неповторимое звучание этого музыкального инструмента.

В середине 1980-х на церкви были вновь установлены купола. В настоящее время в колокольне возрожден храм Святой Параскевы Пятницы, а в самом соборе по-прежнему располагается Дом органной и камерной музыки. За время своего существования здесь было создано много интересных органных, вокально-органных программ, посвященных великим композиторам разных эпох.

В 2006 году стараниями прихожан и настоятеля Успенского собора отца Валерия (Рудася) на колокольне собора вновь усыновлен крест.

ул. Университетская 8

Успенский собор

Построен в 1771 – 1777 гг на месте старого, возведенного в 1688 г. и сгоревшего в 1733 г. Прообразом собора послужила церковь Климента, построенная в Москве на ул. Пятницкой в 1762–1770 гг.

Памятник в стиле барокко, кирпичный оштукатуренный, прямоугольный в плане, четырех-столпный, трехнефный, пятиглавый, соединен переходом с колокольней, размещенной с западной стороны. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком барабане, увенчанном шлемовидной главой с декоративным фонариком с золоченой главкой в виде луковицы с перехватом. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, углы – полусферическими куполами, над которыми возвышаются малые декоративные главы, повторяющие архитектуру центральной главы в измененных пропорциях.

Фасады раскрепованы, членены пилястрами. Благодаря двухъярусному расположению окон, обрамленных наличниками и украшенных сандриками, здание выглядит не столько культовым сооружением, сколько типичным для барокко дворцом.

Территория памятника ограждена металлической решеткой, установленной на высоком кирпичном цоколе со столбиками, украшенными капителями коринфского ордера.

Здесь будут проводить концерты органной музыки. Сняты все поздние наслоения, воссозданы утраченные завершения и декор. Экстерьеру сооружения возвращен первоначальный вид. В интерьере восстановлены отделка стен из искусственного мрамора, орнаментальная роспись сводов.

Памятник приспособлен под зал органной музыки.

Колокольня успенского собора Построена по проекту профессора Харьковского университета Е. А. Васильева в 1821 – 1848 гг как монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812–1814 гг. Проект был рассмотрен и одобрен акад. архитектуры В. П. Стасовым и утвержден в 1820 г. Заложена в 1821 г. Строительство вел автор проекта, после его смерти с 1837 г.– профессор Харьковского университета архит. А. А. Тон.

Колокольня в стиле классицизма, возведена из кирпича, декоративные детали и карнизы из бетона, покрыта цементной штукатуркой с искристым декоративным терразитовым верхним слоем, выполненным на основе крошки доломита белого цвета. Пятиярусная, высотой 88,9 м. Основанием служит каменный фундамент шириной 6,5 м, Первый ярус решен в виде прямоугольного в плане двухэтажного объема с пилястрами тосканского ордера с трех сторон. Второй ярус квадратный в плане, с четырехколонными портиками, размещенными по осям. Верхние три яруса – круглые. Третий – с двухколонными портиками, четвертый – расчленен полуколоннами, поддерживающими антаблемент. Ордер колонн композитный. На пятом ярусе в 1862 г. установлены четыре циферблата часов с боем. Завершает колокольню крытая под чешую луковичной формы позолоченная глава с высокой главкой. Колокольня переходом соединена с собором.

Памятник отреставрирован в 1972–1975 гг.

Свято-Антониевская церковь

В 1831 году, по проекту архитектора Е. А. Васильева, напротив дома губернатора был построен комплекс университетских зданий. Здесь располагались актовый зал, библиотека, обсерватория и домовая Свято-Антониевская церковь.

В 1853 году в Антониевской церкви был организован хор из студентов, который считался лучшим в городе, поэтому университетская церковь пользовалась огромной популярностью.

В советское время здание церкви занимал кинотеатр, а сейчас здесь располагается Харьковский украинский культурный центр «Юность».

ул. Университетская, 25

Свято-Пантелеимоновская церковь

Пески – так в Харькове называли местность, которая располагалась ниже старого Ботанического сада и зоопарка. Пески возникли на рубеже XVIII–XIX веков, когда за клочковым хутором, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилосьнесколько семей. В 1870-е годы район Песков быстро разрастался и остро встал вопрос о строительстве приходской церкви для проживающих здесь людей. В 1885 году, по проекту архитектора Ф. И. Данилова здесь была построена церковь в русско-византийском стиле. Освятили ее во имя святого Пантелеймона Целителя.

В 1897 – 1898 годах храм реконструировался. Архитектор М. И. Ловцов богато украсил фасад церкви декоративными деталями. Также храм расширили, перестроили колокольню. В 1930-е годы церковь закрыли. В течение 60 лет храм пребывал в запущенном состоянии. Возрождение церкви состоялось в 1990-е годы.

На территории храма имеется источник Пантелеймона Целителя с чистой родниковой водой, за которой приезжают люди со всех концов города.

ул. Клочковская, 94

Трехсвятительская церковь

Трехсвятительский храм назван в память о высоко почитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.

Возможно, на выбор названия для храма повлиял тот факт, что инициатор создания этой церкви, купец Г. О. Гольберг, имел братьев Ивана и Василия. В память о Гольберге, который пожертвовал значительные средства на возведение храма, харьковчане присвоили Трехсвятительской церкви еще и второе название – Гольберговская.

Трехсвятительская церковь была построена в начале XX века в стилистике русской храмовой архитектуры XVI–XVII веков. Закладка храма состоялась 2 сентября 1906 года под руководством епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского. Полностью строительство храма завершилось в 1916 году.

Для исполнения росписей храма пригласили талантливого петербургского живописца Алексея Яковлевича Соколова. По чертежам В. Н. Покровского в Италии был изготовлен оригинальный иконостас храма. Осо- пую художественную ценность Грехсвятительской церкви придают ее уникальные интерьеры.

Трехсвятительская церковь является не только одной из лучших в Харькове, но по праву признана архитектурным памятником Украины.

ул. 1-й Конной Армии, 101

Благовещенский собор

Одним из первых храмов в Залопанской части Харькова была Благовещенская церковь. Поначалу она была деревянной, и только в 1793 году на ее месте освятили каменную церковь. Приход Благовещенской церкви долгое время был небольшим. Только в 1840-е годы, после застройки окрестных улиц домовладениями купцов и чиновников, стало ощутимо, что церковь мала, а после перевода оптовой торговли в Суздальские ряды необходимость строительства нового храма стала очевидной.

Новый храм строился с 1888 по 1901 год. Новый Благовещенский храм был спроектирован архитектором М. И. Ловцовым в русско-византийском стиле, с примыкающей к нему высокой ярусной колокольней (высота 80 метров), силуэт которой напоминает готические соборы.

Внутренняя отделка Благовещенского храма ничем не уступала его фасадам: иконостас из белого каррарского мрамора с позолотой и византийским орнаментом, 29 икон, написанных на цинковых досках художниками А. И. Данилевским и М. Д. Михайловым. Стены расписаны в стиле Софийского собора в Константинополе.

Храм рассчитан на четыре тысячи человек, сегодня он является городским кафедральным собором. В соборе хранятся мощи святителя и чудотворца константинопольского Афанасия, преподобного архиепископа Белгородского Мелетия и священномученика Александра.

пл. Карла Маркса, 1

Казанская церковь

В предместье Лысая гора с середины XVIII века проживали содержатели скотобоен и ремесленники, занимавшиеся выделкой кож. Жители Лысой Горы относились к приходу Благовещенской церкви Харькова и давно мечтали о собственном храме.

В 1894 году потомственный дворянин К. Уткин пожертвовал свой земельный надел для возведения на нем храма. В том же году по проекту епархиального архитектора В. X. Немкина было начато строительство церкви. Деньги на ее возведение собирали по всему городу. 11емалую часть средств пожертвовала семья Уткиных.

Церковь была закончена и освящена в 1912 году к 300-летию освобождения Москвы от поля ков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. После завершения строительства пятиглавая краснокирпичная церковь в русско-византийском стиле, посвященная Казанской иконе Божией Матери, стала доминирующим зданием в северо-западной части города.

Казанская церковь – одна из немногих в Харьковской епархии, в которой в советское время не прекращались богослужения.

ул. Ленинградская, 78

Иоанно-Богословская церковь

Пригородная слобода Ивановка известна с середины XVIII века. Жители ее долгое время посещали ветхую деревянную церковь и, не имея достаточных средств на строительство новой, не решались на это предприятие. Во второй половине XIX века Харьков наводнили массы разнорабочих, начался рост промышленности и строительства. Большинство приезжих селились на квартирах в пригороде, где цены на жилье были меньше. В 1879 году число жителей в Ивановке возросло более чем вдвое. В этот же год здесь началось строительство каменной Иоанно-Богословской церкви с тремя престолами по проекту епархиального архитектора Ф. И. Данилова. Так как средств постоянно не хватало, церковь была закончена только в 1895 году. В советские времена она использовалась как складское помещение. Ныне храм возрождается.

ул. Котлова, 105

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Серафимская церковь)

Казанская церковь иконы Божией Матери была построена в 1912 году. Освящена она была 16 июля 1912 года к 300-летию освобождения г. Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского в 1612 году. Построен храм из красного кирпича, который производится на местных кирпичных заводах.

Ул. Ленинградская, 78

Церковь Константина и Елены

Впервые о деревянной церкви Константина и Елены упоминается в церковной ведомости за 1830 год. В 1851 году на деньги, пожертвованные помещиком Утковым, был построен каменный Свято-Константино-Еленинский храм. В 1922 году храм закрыли. Вновь он открылся только в 1945 году. В настоящее время храм полностью отреставрирован и действует.

ул. Котлова, 203а

Церковь Николая Чудотворца

Деревянная Свято-Николаевская церковь с колокольней была построена в 1747 году. Деньги на ее строительство пожертвовал полковник Андрей Петрович Щербинин. Эта церковь не сохранилась.

Существующий храм начали строить в 1890 году. Строительство длилось десять лет, ив 1900 году церковь была освещена. Сейчас храм полностью отреставрирован. Церковь действует, и при ней работает церковно-приходская школа.

ул. Ванды Василевской, II

Церковь Петра и Павла

Каменная церковь на Журавлевке была заложена в 1871 году и завершена в 1875 году. Она создана в русско-византийском стиле по проекту архитекторов Ф. И. Данилова и В. Н. Небольсина.

Храм был однокупольный, с тремя престолами. Главный престол освящен в честь апостолов Петра и Павла, правый престол – во имя Василия Блаженного, левый – в честь с мятого Иоанна Предтечи. При церкви работала женская церковно-приходская школа. За весь период своего существования храм не прекращал работу.

К 130-летнему юбилею, который отмечался в 1996 году, церковь Петра и Павла была отреставрирована. В том же году при церкви была открыта церковно-воскресная школа Василия Великого, где преподаются основы вероучения и искусство церковного песнопения.

ул. Шевченко, 121

Костел Успения Пресвятой Девы Марии

История харьковской католической общины началась во второй половине XVIII века. В то время в городе проживало около 100 иностранцев, большинство из которых были христианами-католиками. В начале XIX века в связи с открытием университета количество католиков резко возросло. Духовными пастырями харьковских католиков были священники из других приходов, приезжающие на короткое время. Богослужения проходили в здании Первой мужской гимназии и в стенах Харьковского университета.

В 1829 году харьковские католики избрали собственный приходский совет и начали сбор средств для строительства храма. Год спустя община купила участок земли на улице Малой Сумской, и в 1832 году в перестроенном особняке был освящен первый в Слободской Украине католический храм Богородицы Царицы Святого Розария.

К 80-м годам XIX века католическое население Харькова увеличилось до 4500 человек. Поэтому было принято решение о строительстве более вместительного храма. Новый костел возвели в 1887–1891 годах по проекту архитектора Б. Г. Михайловского и освятили во имя Успения Богородицы. Костел был построен в готических формах: стрельчатые порталы и окна, высокая колокольня, завершенная шпилем. При церкви были открыты богадельня для нуждающихся, приют для детей-сирот, приходская школа, издавался ежемесячник «Харьковский приход». С 1915 года в храме проводили службы и армяне-католики, бежавшие из Армении из-за притеснений со стороны турок.

После окончательного установления в городе советской власти начались преследования верующих. В 1938 году священники Леонард Гашинский и Карапет Еганян а также двенадцать прихожан храма были расстреляны органами НКВД, а костел был закрыт. В годы немецкой оккупации Харькова храм возобновил свою деятельность, но в 1949 году был вновь закрыт и передан государству. Много лет в здании костела размещалось областное управление киновидеопроката.

В начале 1990-х годов в храме стали проводиться воскресные собрания католиков, а 13 декабря 1991 года костел был окончательно возвращен верующим. Когда в 2002 года в Восточной Украине была создана Харьковско-Запорожская епархия католической церкви, храм Успения Богородицы получил статус кафедрального собора.

Одним из безусловных украшений храма являются витражи, выполненные в традициях средневековой готики. При храме работают библиотека христианских знаний имени святых Кирилла и Мефодия, воскресная школа для детей и взрослых.

ул. Гоголя, 4

Хоральная синагога

Еврейская община Харькова зародилась еще во времена основания Харьковской крепости. К концу XIX века ее численность превысила 5 тысяч человек. В это время в городе действовало две синагоги п более десятка молитвенных домов. Одна из синагог располагалась на улице Немецкой (современная Пушкинская), » доме, купленном еврейской общиной в 1867 году. К началу XX века здание пришло в негодность и было снесено. На его месте в 1913 году по проекту петербургского архитектора Я. Г. Гевирца было построено новое здание хоральной синагоги. Оно содержало в себе черты восточной архитектуры и элементы романского стиля. Высота здания, увенчанного куполом, крытым чилийской медью, составляет 30 метров. Основное пространство внутри здания занимает молельный зал. Несмотря на большие размеры, синагога удачно вписывается в ландшафтный план улицы, не нарушая его архитектурного единства.

После установления в Харькове советской власти из синагоги были изъяты все ценности, а в 1923 году она была закрыта. На протяжении почти 70 лет в ней попеременно располагались рабочий клуб, детский кинотеатр и дом спортивного общества «Спартак». За эти годы внутренней планировке и интерьерам здания был нанесен значительный ущерб.

В 1990 году здание синагоги было возвращено еврейской общине. На протяжении 13 лет в нем велись реставрационные работы, которыми руководил архитектор В. Е. Новгородов. В настоящее время синагога включена в список культурных памятников Украины.

ул. Пушкинская, 12

ХАРЬКОВ. СВЯТЫНИ СЛОБОЖАНЩИНЫ. 26 сентября.

25 сентября. Пятница. 22:45 — Сбор группы. 23:00 — Посадка в автобус. Отправление с площади Свободы. Автобус будет двигаться в северном направление, через правый берег.

26 сентября. Суббота. 6:00. Свято-Покровский мужской монастырь. Божественная литургия. 9:00. — Встреча с православным гидом.

Экскурсия по Харькову (+30 грн.):
Покровский собор — самое старое из зданий города. Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ Харьковской крепости, вблизи её северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви (известной ещё с 1659 года). В том же 1689 году храм освящён митрополитом Авраамием. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М. М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Успенский собор — один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Построен в 1685—1687 годах. С XVII века неоднократно перестраивался. В 1924 году был закрыт, в 1929 году частично разобран. В 1950—1980-х годах подвергся комплексной реставрации. С 1986 года — Дом органной и камерной музыки Харьковской областной филармонии. С 1990 года — действующий храм Украинской православной церкви (Московского патриархата). Соборная колокольня (89,5 м) — десятое по высоте каменное здание Харькова и вторая по высоте колокольня Украины.

Благовещенский собор — грандиозный архитектурный ансамбль в ново-византийском стиле с 75-метровой колокольней. Собор построен в 1901 г. на месте старого Благовещенского храма, история которого начинается с 1655 г. Иконостас работы московского мастера В. Орлова был сделан из белого наррского мрамора, росписи выполнены местными художниками. Святыня: мощи святителя Афанасия в сидячем положении.

Храм иконы Божией Матери «Отрада». Святой источник. Есть открытая купель для окунания. Вообще икона Божией Матери «Отрада, или Утешение» находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения.

А так же: Площадь Свободы. Парк Горького. Сад им. Т.Г. Шевченко. Достопримечательности города.

14:00. Переезд в с.Водяное.

Борисо-Глебский женский монастырь.
Монастырь был утвержден Священным Синодом Украинской Православной Церкви 15 апреля 1997 года. За два года до этого, находящийся в полном запустении и убожестве храм Св. страстотерпцев Бориса и Глеба стал возрождаться для будущей Обители. 20 июля 1997 года, в воскресный день, во время Божественной литургии, чудесным образом обновилась старейшая икона Спаса Нерукотворного. Переезд в Озеряны.

Храм в честь иконы Божией Матери «Озерянская». Святыни: Чудотворный образ Божией Матери «Озерянская», святой источник. Имеется закрытая купальня для окунания.

Прибытие в Запорожье 26 сентября. Суббота. 21:00.

Сегодня мы собрали 5 красивых православных храмов и соборов Харькова, которые стоит посетить.

1
Благовещенский кафедральный собор
(Собор Благовещения Пресвятой Богородицы)
Этот храм, яркий представитель неовизантийского стиля архитектуры, с 80-метровой колокольней, был построен между 1889 и 1901 годами по проекту местного архитектора Михаила Ловцова. Способен вместить 4 тысячи человек. Является Кафедральным собором Харьковской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). В Благовещенском соборе похоронены Константинопольский патриарх Афанасий III и несколько святых епископов.
Где: Благовещенская площадь, 1
2
Успенский собор
(Собор Успения Пресвятой Богородицы)
Собор стоит на Университетской горке на берегу реки Лопань и виден из любой точки центра города. Колокольня, выполненная в неоклассическом стиле, была построена в 1820-1830-х годах, а высота всего здания достигает 90 метров. До ХХІ века ообор был самым высоким зданием в городе. После реставрации 1980 года в нем открыт Дом органной и камерной музыки. На месте алтаря установлен орган, изготовленный в Чехословакии.
Где: улица Университетская, 11
3
Покровский собор
(Собор Покрова Пресвятой Богородицы)
Старше всех из ныне существующих харьковских церквей — Покровский собор, построенный в 1689 году на месте деревянной церкви, известной с 1659 года.
Успенский собор существует с 1657 года, однако он был полностью разрушен и заново отстроен в 1783 году.
Где: улица Университетская, 10/8
4
Храм Трех Святителей
Свое имя Трёхсвятительский храм получил в честь трех отцов православной церкви, канонизированных как Вселенские учителя, издревле почитаемых на Слободской Украине: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Название храма в честь Трех святителей было выбрано не случайно, так как один из инициаторов возведения храма, Григорий Осипович Гольберг, имел двоих братьев – Ивана и Василия. Впоследствии харьковчане дали храму второе название народное – Гольберговский храм, в честь братьев вложивших много средств и своих сил на возведение этой святыни.
Где: ул. Первой конной армии, 101
5
Храм Святых Жен-Мироносиц
Этот храм самый молодой в Харькове. Пожалуй благодаря этому он ипопал в сегодняшний Топ. Храм Святых Жен-Мироносиц создан в традиционном украинском стиле. Уже год работает нижняя церковь, к открытию всего комплекса благоустроен весь сквер, соединяющий улицы Сумскую и Чернышевскую. Через время начнется роспись храма. Уже сейчас внутри работает лифт, которым смогут пользоваться пожилые люди, инвалиды и хористы: подъемник будет доставлять прихожан с нижнего храма в главный молельный зал, а хор – на балконы.
Адрес: Харьков, ул. Чернышевская, 17 (за Зеркальной струей)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *