Епископ адальберт

(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Написание контрольной работы призвано проверить самостоятельное изучение студентом курса истории отечественного государства и права и рассчитана, прежде всего, на творческое применение полученных знаний, что имеет существенное значение для подготовки будущего специалиста к практической деятельности.

Задание по выполнению контрольной работы состоит из двух частей. Первая его часть включает задания теоретического характера, выполнение которых рассчитано на усвоение учебного материала, пройденного на лекционных и семинарских занятиях, а также на умение, опираясь на полученные теоретические знания, анализировать правовые акты соответствующего периода всеобщей истории. Вторая часть задания предусматривает решение задач и выполнение упражнений практического характера.

Для того, чтобы контрольная работа была допущена к защите, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Номер задания должен быть выбран по последней цифре номера зачетной книжки.

2. Контрольная работа должна иметь титульный лист с указанием следующих реквизитов: название вуза, факультета, кафедры, контрольная работа по истории отечественного государства и права, номера варианта, фамилии, имени, отчества студента, курса, номера зачетной книжки и группы, домашнего адреса, автора.

3. В начале работы рекомендуется обозначить номер задания и его составные части. Работа должна быть написана грамотным литературным языком, четко и аккуратно, страницы пронумерованы. Необходимо указать дату ее выполнения, оставить на каждой странице поля для замечаний рецензента. При использовании в тексте цитат, цифр, других фактических сведений необходимо внизу страницы делать ссылки на источник их получения. В конце работы к основному тексту прилагается список используемой литературы (с указанием автора, названия книги, места и года издания).

4. Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4 или в ученической тетради. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц школьной тетради. Работу следует представить на кафедру в четко определенный срок. В случае его несоблюдения работа не рецензируется и к защите не допускается. Указанные в рецензии замечания необходимо устранить. Если работа не допущена к защите, ее нужно переделать и представить на рецензию повторно.

4. При выполнении контрольной работы необходимо, прежде всего, прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия, затем ознакомиться с нормативным материалом, литературой, рекомендованной к семинарскому занятию. Помимо указанных ниже публикаций текстов законодательных актов, научные статьи, монографии подбираются студентами самостоятельно Лишь после этой предварительной подготовки можно приступить к написанию текста.

Первая часть задания должна быть более объемной в текстовом изложении, ибо при ее выполнении требуется показать, как умение анализировать конкретные нормативные акты, так и знание теоретического материала, например, о форме государства, о сущности государства, о соответствующей отрасли права, институте права т. д.

Решение задач или выполнение упражнений должно содержать в себе две части: резолютивную т.е. самое решение, и мотивировочную, состоящую из ссылок на конкретные статьи закона.

Вариант 1

1. Семейные отношения по законам Хаммурапи

Методические рекомендации:Во введении необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.

Целью освещения этого вопроса является подробный анализ семейного права Древней Вавилонии. На основании текста законов Хаммурапи следует проанализировать имущественные права главы семьи, отношения между ее членами, порядок заключения браков и разводов, наказания за семейные преступления, право наследования. Необходимо обратить внимание на положение в семье рабыни и ее детей от господина, на положении детей от брака раба и свободной женщины, объяснить, почему и в том и в другом случае дети становились по закону свободными.

При характеристике порядка наследования земли и имущества следует указать, кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения существовали в праве распоряжения имуществом (для кого и почему?). В заключение работы следует дать общую характеристику семейного права на Древнем Востоке.

2. Решите задачу: В «Саксонском зерцале» в разделе «Ленное право» есть ст. 39. Она гласит: земельнывй участок может принадлежать нескольким господам таким образом, чтобы один имел его от другого, однако так, чтобы этот участок находился в (действительности) владении одного. Как это понять?

Методические рекомендации:Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего изучить структуру земельной собственности при феодализме, о чем говорится в соответствующих разделах учебников. С этого и следует начингать ответ на вопрос. Тогда окажется возможным соотнести правадействительного влладельца и права всех тех его сюзеренов, от которых «держится земля и которые при известных обстоятельствах имеют на нее правао. Все это должно найти отражение в ответе.

Вариант 2

1. Нормы обычного права в законодательстве Хаммурапи.

Методические рекомендации:Во введении необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.

Далее необходимо разъяснить понятие «обычное право» (которое является одной из форм выражения правовых норм в период становления всей системы права). Нужно обратить внимание на происхождение обычного права и ответить на вопрос: о чем свидетельствует наличие такого рода правовых норм в законодательстве Хаммурапи?

Нормы обычного права следует выявить прежде всего в доказательствах («божий суд») и наказаниях по принципу талиона. Попытайтесь найти и другие нормы обычного права в судебнике. В заключение следует дать общую оценку правовых норм древней Вавилонии.

2. Решите задачу: В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф. Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические рекомендации:Казус составлен на основе правил германского феодального кодекса – Каролины. Непосредственному его решению должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Вариант 3

1. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.

Методические рекомендации:В начале работы следует показать значение судебных органов в государствах древневосточной деспотии, как части государственного аппарата. Затем нужно перейти к анализу судебника Хаммурапи. В нем следует выделить статьи, касающиеся системы судопроизводства, и на их основе выяснить, кому принадлежала верховная судебная власть, кто осуществлял судопроизводство, принимались ли судебные решения коллегиально или нет, какова была ответственность судей, какие дела решались общинными судами, допускались ли законодательством случаи самосуда, какое значение для установления вины имели система доказательств и клятва. В заключение необходимо сделать вывод о сословном характере законодательства Древней Вавилонии.

2. Решите задачу: После смерти жены барона Хольта фон Вернера ее родственники потребовали передачи им имущества покойной. В свою очередь барон заявил, что его супруга подарила ему все, чем она владела, в день рождения их ребенка. Родственники покойной обратились в суд.

Какое может быть решение суда в соответствии с нормами «саксонского зерцала»?

Методические рекомендации:Нужно изучить нормы «Саксонского зерцала», регулирующие имущественные отношения между супругами и применить к данному конкретному случаю.

Вариант 4

1. Формы земельной собственности по законам Хаммурапи

Методические рекомендации:Начиная работу над темой необходимо выяснить, что такое собственность и владение, определить соотношение этих понятий, указать, какое значение для общественного развития имеют отношения собственности. Затем следует найти в судебнике статьи, относящиеся к тем или другим формам собственности. Найдите примеры купли-продажи земли, установите, свидетельствуют ли эти факты о существовании частной собственности на землю. Особое внимание следует уделить царской собственности, которую царь отдавал в условное владение своим воинам и чиновникам. Нужно рассмотреть права наследования, случаи потери воинами имущества, возможности распоряжения этим имуществом. Следует сделать выводы о соотношении разных видов земельной собственности в Древнем Вавилоне и о роли общины в системе общественных отношений на Древнем Востоке.

2. Решите задачу: После смерти жены барона Марии ее родственники потребовали передачи им имущества покойной. В свою очередь барон заявил, что его супруга подарила ему все, чем она владела, в день рождения их первенца. Правомерно ли данное утверждение с точки зрения норм Саксонского зерцала?

Методические рекомендации:Для решения казуса следует обратить внимание на имущественные права супругов, в особенности необходимо различать составные части общего семейного имущества (женская доля, утренний дар, имущество для пожизненного содержания, продуктовая доля) и возможности их наследования после смерти жены или мужа.

Вариант 5

3. Арендные отношения по законам Хаммурапи.

Методические рекомендации: Статей, посвященных аренде, в судебнике Хаммурапи довольно много, что свидетельствует о широком распространении арендных отношений. При работе над темой следует прежде всего выяснить, кто сдает и кто берет землю в аренду, определить ее условия, формы ренты. Необходимо выяснить, существовала ли субаренда и какое место уделено ей в судебнике. Сравните условия аренды поля и сада, а также целины. В заключение необходимо сделать вывод, о чем свидетельствовало распространение арендных отношений и чьи интересы защищали законы.

2.Раб Адальберт, принадлежащий сацэ-барону Гильденбранту, похитил бочонок вина из подвала Пипина. Последний потребовал от Гильденбранта выдать вора. Однако саце-барон отказался это сделать. Правомерны ли его действия с точки зрения Салической правды?

Методические рекомендации: Для решения казуса необходимо определить ответственность за кражу в зависимости от обстоятельств совершения преступления, размера ущерба, статуса потерпевшего и обвиняемого, обратив особое внимание на ответственность рабов и права (ответственность) их господ.

Вариант 6

1.. Семейное право в Древней Индии по «Артхашастре»

Методические рекомендации:Работу над темой следует начать с общей характеристики варно-кастовой системы Древней Индии и «Артхашастры» как политико-правового памятника. В процессе выполнения контрольной работы студент должен выяснить характер семьи, положение женщины, порядок наследования имущества в Древней Индии второй половины I тысячелетия до н.э. Специально следует остановиться на отражении в семейном праве существования варн и каст, а также рабства. В заключение следует сопоставить семейное право в Древней Индии с семейным правом других стран древневосточной деспотии.

2. Вавилонянин А. нанялся обработать поле своего соседа Н. Через некоторое время он был уличен в систематических кражах принадлежащего Н. посевного зерна и корма для рабочего скота, что неблагоприятно сказалось на урожае. Во время одной из таких краж он был схвачен с поличным. Какое наказание понесет А. по законам Хаммурапи?

Методические рекомендации: Для решения казуса необходимо проанализировать статьи законов Хаммурапи, посвященные договору личного найма.

Вариант 7

1. Политические реформы Солона по Аристотелю и Плутарху

Методические рекомендации:Основными источниками по теме являются сочинения Аристотеля и Плутарха. Следует иметь в виду, что авторы жили много позже описываемой ими эпохи, поэтому нужно обосновать степень достоверности сообщаемых ими сведений. Далее необходимо остановиться на политическом устройстве Афин до реформ Солона и показать причины преобразования системы управления формирующимся афинским полисом. Особого внимания заслуживает вопрос о записи действующего права Драконтом. Анализируя политические реформы Солона, необходимо показать, что благодаря им происходило оформление основ афинской демократии. Раскройте содержание политических преобразований и их значение для развития рабовладельческого государства, покажите, как были учтены интересы различных слоев населения, а также отметьте, какие из законов Солона подрывали господство родовой знати. Важно также сравнить политическую организацию, созданную в результате реформ Солона, с политической организацией досолоновской Аттики и показать место реформ Солона в процессе формирования Афинского государства.

2. А. дал в долг Б. 5 мер зерна. Поскольку Б. не вернул их в срок, то А. самовольно взял зерно из амбара Б. Последний обратился в суд. Как должен быть решен этот спор по законам Хаммурапи?

Методические рекомендации: Для решения казуса следует обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи.

Святой Адальберт Пражский (лат. Adalbertus Pragensis), он же Войтех или Войцех (по-чешски Vojtěch, по-польски Wojciech) (955, Либице, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) – епископ Праги (982-989, 993 гг.), устроитель церковной жизни, миссионер, запечатлевший свое свидетельство язычникам мученической смертью. Особо почитаем в Чехии, Польше и Венгрии. Ему приписывается авторство старейших известных чешских и польских духовных песен: «Господи, помилуй ны!» и «Богородицы» (Bogurodzica).

По происхождению Войтех принадлежал к знатному чешскому княжескому роду Славниковичей. Его отец, князь Славник, был независимым властителем Зличанского княжества, богатым и, по утверждению хрониста Козьмы Пражского, успешным в жизни человеком. У Войтеха было шесть братьев, один из которых, Радим (он же Гауденций), также отличился на церковном поприще, став первым епископом на территории Польши. Семья Войтеха проживала в городе Либице над Цидлиною. Славниковичи были конкурентами богемской семье Пржемысловичей, и феодальная усобица между двумя княжескими домами обострилась как раз при жизни Войтеха.

В 970-973 гг. Войтех учился в Магдебурге. Его духовный наставник епископ Адальберт Магдебургский, преподав ему таинство Миропомазания, нарек его именем своего небесного покровителя. Получивший прекрасное образование в соборной школе Магдебурга и в школе монастыря Святого Морица у знаменитого Оттериха, Адальберт-Войтех вскоре стал известен во всей Европе.

В 981 г., после смерти обоих своих наставников, Адальберт вернулся в Прагу, в 982 г. против своей воли был избран пражским епископом и в 983 г. получил епископскую хиротонию. Став предстоятелем Церкви в Богемии, Преосвященный Войтех жил в добровольной бедности, отличался благотворительностью, ревностным исполнением пастырских обязанностей и высотой моральных требований, предъявляемых как к себе к самому, так и к знатным представителям своей паствы. Именно это обстоятельство вызывало сильное недовольство «сильных мира сего», вследствие чего в 989 г. епископ Войтех подал в отставку со своего поста и стал вести жизнь отшельника в бенедиктинском монастыре Святого Алексия в Риме.

Спустя четыре года, в 993 г., по требованию народа, но вопреки желанию князя Богемии Болеслава II, Адальберт вернулся в Прагу с благословения Папы Римского и вновь занял епископскую кафедру. Спустя год он основал в пражском предместье Бржевнов первый в Чехии мужской монастырь. Его личной заслугой стало учреждение в Чехии целой сети обителей, которые стали центрами христианского просвещения в этой стране. Епископ Адальберт также активно боролся с языческими верованиями, которые всё ещё были сильны в Богемии. Эта деятельность отнимала у него много сил, а осознание своей высокой ответственности за поведение чешского народа превратило епископское служение в крайне тяжелое бремя для него. Примерно через год, встретившись со Страхквасом – родным братом князя Болеслава, избравшим для себя духовную стезю и преуспевшим на церковном поприще, Адальберт предложил уступить ему свою кафедру. При этом он пояснял, что не чувствует себя способным отвратить народ от идолопоклонства, полигамии, кровосмесительных союзов. По его мнению, иерарху из правящего рода Пржемысловичей управление своевольной паствой давалось бы значительно проще. Страхквас отверг предложение Адальберта, на что тот пророчески заметил, что в будущем Страхквасу всё же придется принять архипастырский сан, но при значительно худших обстоятельствах.

В 995 г. феодальная усобица Славниковичей и Пржемысловичей приняла столь резкие формы, что по приказанию Болеслава II было совершено нападение на Либице, защитники которого не смогли противостоять штурму. Четверо братьев Адальберта-Войтеха были убиты дружинниками на службе у Болеслава из рода Вршовцев, и этот род был предан проклятию за содеянное. Однако же Зличанское княжество было присоединено к княжеству Богемскому со столицей в Праге. После свершившейся трагедии Адальберт уже не мог оставаться в Праге и вторично удалился в Рим, где сблизился с германским императором Оттоном III. В 996 г. архиепископ Майнца Виллигиз, бывший предстоятелем Церкви на германских землях, потребовал, чтобы Адальберт вернулся на свою чешскую кафедру. Папа Иоанн XV придерживался того же мнения, но разрешил Адальберту в случае непокорности чехов уехать на миссию в языческие земли, где имя Христово еще не проповедовалось. Так и случилось: в Праге Адальберта отказались принять, и он навсегда покинул свою родину. Его преемником, как он и предсказывал, должен был стать Страхквас. Однако последнему не удалось вступить на епископскую кафедру, так как непосредственно в ходе чина хиротонии его постигла внезапная смерть.

После краткой миссии в Венгрии Адальберт поселился в Польше, будучи любезно принят великим князем Болеславом I Храбрым, и весной 997 г. отправился со своим братом Гауденцием (Радимом) и другом Бенедиктом проповедовать христианство среди пруссов. 23 апреля 997 г. он принял мученическую смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда. Вскоре после гибели епископа его останки были выкуплены Болеславом Храбрым, причем вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика. Мощи тогда упокоились в соборе в Гнезно. Уже спустя два года Адальберт-Войтех был канонизирован Папой Сильвестром II. Этот акт был приурочен к основанию в Гнезно первого польского архиепископства. Самыми известными авторами, написавшими первые версии Жития святого Адальберта, стали Иоанн Капанариус (999 г.) и Бруно Кверфуртский (1001-1004 гг.).

По одной версии мощи святого Войтеха навсегда остались в соборе в Гнезно и на родину так и не вернулись, по другой – они были в 1039 году, в ходе военного похода в Польшу чешского князя Бржетислава I, торжественно перенесены в Прагу и уложены в ротонде Святого Вита в Пражском Граде. Позднее они были перенесены князем Спитигневом II в построенную на этом же месте базилику, освящённую во имя святых Вита, Вацлава и Войтеха. В конечном счете мощи были помещены в Кафедральном соборе Святого Вита в Пражском Граде.

В 1997 г. тысячелетие мученической кончины святого Адальберта было отмечено юбилейными торжествами в Чехии, Польше, России и других странах. К этой годовщине был приурочен визит святого Папы Иоанна Павла II в Чешскую республику. В Калининградской области на предположительном месте мученичества святого Адальберта неподалеку от села Береговое был воздвигнут 10-метровый крест.

Хронист и миссионер.

C 953 служил в качестве секретаря при дворе германского короля Оттона I; в 958 принял монашество в обители Св. Максимилиана в Трире. В 961 А. М. был возведен в сан епископа. В 959 княгиня Ольга обратилась с просьбой к Оттону I прислать на Русь епископов и священников. Эта миссия была поручена А. М., который в 961 отправился в Киев, но вскоре вернулся из-за изменения политической ситуации на Руси: на смену Ольге-христианке пришел ее сын-язычник Святослав Игоревич, не желавший распространения чуждой ему религии. В течение нескольких лет, с 966 по 988, уже будучи аббатом монастыря в Вайсенбурге, А. М. неустанно работал над историческим сочинением — продолжением хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватившей период с 907 по 967. В 968 А. М. получил кафедру архиеп. Магдебурга и позднее основал соборную школу, ставшую затем крупным интеллектуальным центром, из которого вышли Адальберт Пражский, Бруно Кверфуртский и Титмар Мерзебургский.

Автор статьи: А. К. Гладков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *