Эпоха палеолита

Условия жизни первобытных людей.

Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община.

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

Достижения людей в период позднего палеолита.

Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1’Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную ‘• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |’6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также ‘около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Стоянки палеолита на территории России.

Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12— 13 лет и девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.

В различных легендах и мифах, наскальных рисунках и сведениях о поразительных технических достижениях древних людей имеются свидетельства, позволяющие выдвинуть предположение, что наши предки обладали уникальными знаниями, утраченными в последующее тысячелетие.

Выдвигаются различные теории относительно того, кто явился учителем и даже создателем древних цивилизаций. До настоящего времени среди религиозно настроенных людей бытует мнение, что творцом человечества является Бог, который даровал людям знания и научил их всем известным ремеслам.

Существует также версия, согласно которой развитие землян происходило благодаря помощи космических пришельцев. Заметим, что следы палеовизита прослеживаются в библейских текстах о пришествии на Землю необычных существ, в легендах инков и ацтеков и во многих других религиозных источниках.

Одним из основоположников «теории древних астронавтов», согласно которой создателями живущих на Земле людей являются инопланетяне, а боги, присутствующие в мифологических сказаниях, не кто иные, как внеземные астронавты, посещавшие планету еще в доисторические времена и поразившие воображение древних людей своей передовой технологией, воспринятой как проявление некоего чуда, считает швейцарец Эрих фон Деникен.

Согласно его теории, все мировые религии являются творением представителей инопланетных цивилизаций. Моисей, Магомет, Будда, Христос — все они были посланцами Вселенной, призванными пробудить духовное развитие землян. Если это действительно так, их незаурядные способности, сведения о которых встречаются во всех религиозных писаниях, становятся легко объяснимыми, поскольку внеземные цивилизации намного опередили в своем развитии земную.

Фон Деникен утверждает, что посланцы Вселенной прилетали на нашу планету не один раз. Первый их визит сопровождался созданием «по образу и подобию своему» человека разумного. Это было сделано путем внесения некоторых изменений в гены выделившихся из обезьяньего стада гоминидов.

История Адама и Евы в интерпретации Деникена выглядит так: прилетевшие астронавты («элохим», или боги в библейских сказаниях о сотворении мира) сначала занялись искусственным выращиванием мужской особи. После этого, позаимствовав у первого земного мужчины клеточную структуру, приступили к созданию его второй половины — земной женщины.

В Библии об этом говорится как о сотворении Евы из ребра Адама. Стремясь полностью изолировать первых землян от окружающего их дикого мира, «элохим» держали их в своеобразной резервации, о которой Адам и Ева вспоминали как о прекрасном рае.

Несмотря на то что появившиеся на свет таким необычным способом люди уже умели говорить и размышлять, пришельцы остались недовольны результатами своей деятельности. Второй их визит на Землю сопровождался массовым уничтожением несовершенных людей, отсюда и легенда о Всемирном потопе. Оставшиеся в живых существа подверглись еще одной искусственной мутации.

По мнению исследователя, именно с этого времени можно говорить о заметном прогрессе земной культуры: появилась письменность, зародились точные науки, медицина, искусство и представления о морали. Развитие человечества также сопровождалось совершенствованием технических приспособлений. Суеверное поклонение землян своим создателям и мудрым наставникам способствовало складыванию религиозных учений. Представители внеземных цивилизаций стали почитаться как боги.

Помимо этого, Деникен уверенно заявляет о том, что все развитие человечества идет по плану, генетически заложенному в людях астронавтами –»элохим». Например, изобретатели и разработчики новых идей в действительности являются только глашатаями информации, полученной от пришельцев. И даже в том, что догадка о представителях инопланетных цивилизаций одновременно осенила многих людей, приверженец «теории древних астронавтов» усматривает волю космических «богов», запрограммированную в сознании.

ПАЛЕОЛИТ — древ­ний ка­мен­ный век, пер­вая эпо­ха ка­мен­но­го ве­ка и ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом.

От па­лео… и греческого λίθος — ка­мень. Хро­но­ло­гические рам­ки палеолита по ре­зуль­та­там в основном ра­дио­изо­топ­ных ме­то­дов да­ти­ро­ва­ния: около 2,6 млн. — около 12-10 тыс. лет на­зад.

Тер­мин вве­дён Дж. Леб­бо­ком в 1865 году. Па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии Западной Ев­ро­пы из­вест­ны с 1820-х годов. В ши­ро­ком при­зна­нии существования эпо­хи, ко­гда лю­ди из­го­тав­ли­ва­ли ка­мен­ные ору­дия и бы­ли со­вре­мен­ни­ка­ми ря­да вы­мер­ших жи­вот­ных, важ­ней­шую роль сыг­ра­ла дея­тель­ность Ж. Бу­ше де Пер­та, Э. Лар­те и др.
р­те соз­дал пер­вую пе­рио­ди­за­цию палеолита (1861 год), вы­де­лив эпо­хи: пе­щер­но­го мед­ве­дя; ма­мон­та и шер­сти­сто­го но­со­ро­га; се­вер­но­го оле­ня; зуб­ра и би­зо­на. Французский ис­сле­до­ва­тель Ф. Гар­ри­гу до­ба­вил к ним древ­ней­ший пе­ри­од — древ­не­го сло­на, но­со­ро­га Мер­ка и гип­по­по­та­ма.

Ос­но­ву ар­хео­ло­гической пе­рио­ди­за­ции палеолита за­ло­жил уче­ник Лар­те — Г. де Мор­ти­лье, пред­ло­жив­ший клас­си­фи­ци­ро­вать ка­мен­ные ору­дия по тех­ни­ке из­го­тов­ле­ния и фор­ме, вы­де­лив по на­бо­ру наи­бо­лее ха­рак­тер­ных форм на­хо­док (1869 год, позд­нее сис­те­ма до­ра­ба­ты­валсь) ниж­ний палеолит, с эпо­ха­ми Шелль, Ашель, Му­стье, Со­лют­ре, и верх­ний палеолит, со­от­вет­ст­вую­щий эпо­хе Мад­лен. К 1906 году А. Брёйль вы­делил ме­ж­ду Му­стье и Со­лют­ре эпо­ху Оринь­як, ко­то­рую под­раз­де­лил на ран­нюю (Ша­тель­пер­рон), сред­нюю и позд­нюю (Гра­ветт) ста­дии.
Пей­ро­ни в 1933 году объ­е­ди­нил Ша­тель­пер­рон и Гра­ветт в еди­ную куль­ту­ру — Пе­ри­гор­, а Оринь­як рас­смат­ри­вал как иную куль­ту­ру, су­ще­ст­во­вав­шую в это же вре­мя, что бы­ло важ­но ме­то­до­ло­ги­че­ски, как от­ход от «ли­ней­но­го» эво­лю­цио­низ­ма в по­ни­ма­нии куль­тур палеолита, хо­тя ны­не Ша­тель­пер­рон рас­смат­ри­ва­ет­ся как са­мо­сто­ятельная ин­ду­ст­рия, пред­ше­ст­вую­щая Оринь­я­ку и Пе­ри­гор­дь­е­ну. В 1950-1970-е годы в ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний Ли­ки и др. бы­ла от­кры­та древ­ней­шая эпо­ха — ол­ду­вай­ская (ол­до­ван, смотрите в статье Ол­ду­вай­ская куль­ту­ра).

Современная пе­рио­ди­за­ция и вы­де­ле­ние ло­каль­ных групп в рам­ках палеолита ос­но­вы­ва­ют­ся на.
sp;мор­фо­ло­ги­че­ски вы­ра­жен­ных ору­дий. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей де­лят палеолит Ев­ра­зии на ран­ний (ниж­ний; с под­раз­де­ле­ни­ем на ол­до­ван и Ашель, по но­вей­шим раз­ра­бот­кам да­ти­ро­ван­ный около 1,6 млн. — 250 тыс. лет на­зад), сред­ний (др. название — эпо­ха Му­стье, от около 250 до 40 — 29/27 тыс. лет на­зад), позд­ний па­лео­лит (с бо­лее дроб­ным чле­не­ни­ем на пе­рио­ды и куль­ту­ры).

Не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты при­дер­жи­ва­ют­ся 2-член­ной схе­мы, объ­е­ди­няя ран­ний и сред­ний палеолит в один пе­ри­од — ран­не­го (ниж­не­го) палеолита. Для Аф­ри­ки ча­ще ис­поль­зу­ют др.
­рио­ди­за­ции, в ко­то­рых палеолит со­от­вет­ст­ву­ют ран­ний и час­тич­но сред­ний пе­рио­ды ка­мен­но­го ве­ка. Для Аме­ри­ки вы­де­ля­ют па­лео­ин­дей­ский пе­ри­од, на­ча­ло ко­то­ро­го ста­ди­аль­но со­от­но­сит­ся с не­ран­ней ча­стью верх­не­го палеолита (смотрите в статье Ин­дей­цы). В Ав­ст­ра­лии древ­ней­шие па­мят­ни­ки ка­мен­но­го ве­ка по вре­ме­ни со­пос­та­ви­мы с кон­цом сред­не­го и верх­ним П. Ев­ра­зии.

По гео­ло­гической пе­рио­ди­за­ции на­ход­ки палеолита при­уро­че­ны к эо­п­лей­сто­це­ну и плей­сто­це­ну, ко­гда кли­мат, рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный мир, осо­бен­но в бо­лее се­вер­ных ши­ро­тах, за­мет­но от­ли­ча­лись от со­вре­мен­ных . Палеолит — вре­мя су­ще­ст­вова­ния древ­ней­ших ви­дов Homo (смотрите в статье Ан­тро­по­ге­нез).

Ос­нов­ные осо­бен­но­сти куль­ту­ры. Спо­со­бы до­бы­чи пи­щи в палеолите бы­ли ог­ра­ни­че­ны со­би­ра­тель­ст­вом и охо­той, фор­мы и удель­ный вес ко­то­рых су­ще­ст­вен­но раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от при­род­ных ус­ло­вий и на­рас­таю­щих воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ских со­об­ществ. В позд­нем палеолите бы­ла одо­маш­не­на со­ба­ка.

Важ­ней­шим ма­те­риа­лом для из­го­тов­ле­ния ору­дий был ка­мень. Про­гресс в об­ра­бот­ке ка­мен­но­го сы­рья ха­рак­те­ри­зу­ет ус­лож­не­ние тех­но­ло­гии рас­ка­лы­ва­ния: от про­стой об­бив­ки до ис­поль­зо­ва­ния ста­ди­аль­ной ути­ли­за­ции спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ных нук­ле­усов, что­бы по­лу­чить мак­си­маль­но стан­дар­ти­зи­рованной за­го­тов­ки нуж­ных раз­ме­ров и очер­та­ний. Раз­ви­тие тех­ни­ки вто­рич­ной об­ра­бот­ки про­яв­ля­лось в уве­ли­че­нии раз­но­об­ра­зия её приё­мов (мак­си­маль­ное в Му­стье, ран­ней и сред­ней по­ре верх­не­го палеолита) в за­ви­си­мо­сти от ти­па об­ра­ба­ты­вае­мой за­го­тов­ки: ре­ту­ши­ро­ва­ние, под­тёс­ка, утонь­ше­ние за­го­тов­ки, тех­ни­ки крае­во­го и рез­цо­во­го ско­ла и др.
верх­не­го палеолита за­фик­си­ро­ва­на по­ли­ров­ка кам­ня. Оп­ре­де­лён­ная стан­дар­ти­за­ция вто­рич­ной об­ра­бот­ки в позд­нюю по­ру верх­не­го палеолита свя­за­на с воз­рос­шей стан­дар­ти­за­ци­ей са­мих за­го­то­вок.

До­воль­но ши­ро­ко при­ме­ня­лись кость, рог, в ря­де куль­тур — бив­ни ма­мон­тов. Объ­ек­тив­ную кар­ти­ну ис­поль­зо­ва­ния де­ре­ва и др. ор­га­нических ма­те­риа­лов труд­но пред­ста­вить из-за их пло­хой со­хра­няе­мо­сти в сло­ях боль­шин­ст­ва ар­хео­ло­гических па­мят­ни­ков. По­лу­ча­ют раз­ви­тие слож­ные ви­ды ору­жия: к Му­стье от­но­сят­ся древ­ней­шие сви­де­тель­ст­ва о бо­ла; в позд­нем палеолите бы­ли изо­бре­те­ны копь­е­ме­тал­ка, лук.
позд­не­го палеолита за­фик­си­ро­ва­но ис­поль­зо­ва­ние рас­тительных во­ло­кон, пле­те­ние, вя­за­ние, тка­че­ст­во. В позд­нем палеолите в не­ко­то­рых рай­онах Даль­не­го Вос­то­ка по­яви­лась ке­ра­ми­ка. Пред­ме­ты из обож­жён­ной гли­ны, в т. ч. про­из­ве­де­ния искусства, бы­ли об­на­ру­же­ны на сто­ян­ках Восточного Гра­вет­та на тер­ри­то­рии Мо­ра­вии.

Важ­ней­шие по­след­ст­вия в боль­шин­ст­ве об­лас­тей че­ло­ве­че­ской жиз­ни име­ло ос­вое­ние ог­ня. Воз­мож­но­сти рас­се­ле­ния че­ло­ве­ка на различных тер­ри­то­ри­ях по­вы­си­ло строи­тель­ст­во ис­кус­ст­вен­ных жи­лищ, появление сши­той оде­ж­ды; их ти­пы, сло­жив­шие­ся в палеолит, со­хра­ня­ют­ся в тра­диционной куль­ту­ре ря­да на­ро­дов.

С Му­стье из­вест­ны дос­то­вер­но за­фик­си­ро­ван­ные по­гре­бе­ния лю­дей (Спи, Ла-Ша­пель-о-Сен, Ле-Му­стье, Ла-Фер­ра­си, Ре­гур­ду, Ки­ик-Ко­ба, Мез­май, Те­шик-Таш, Ша­ни­дар, Ке­ба­ра, Схул, Каф­зех и др.), что яв­ля­ет­ся не­со­мнен­ным сви­де­тель­ст­вом слож­ных пред­став­ле­ний о за­гроб­ной жиз­ни (смотрите так­же По­гре­бе­ние).
позд­не­го палеолита из­вест­ны и по­гре­бе­ния с бо­га­тым ин­вен­та­рём (например, Сун­гирь, Кос­тён­ки 15). Ряд па­мят­ни­ков Му­стье (Дра­хен­лох) и верх­не­го палеолита (например, Мон­тес­пан) обос­но­ван­но рас­смат­ри­ва­ют как сле­ды слож­ных куль­тов. С об­ря­до­вой прак­ти­кой свя­зы­ва­ют изо­бра­же­ния в пе­ще­рах и ряд др. па­мят­ни­ков пер­во­быт­но­го ис­кус­ст­ва.

Древ­ней­шие ук­ра­ше­ния и зна­ки от­но­сят­ся к Аше­лю, в т. ч.: рит­мич­ная гра­ви­ров­ка на фраг­мен­те кос­ти из Биль­цин­гс­ле­бе­на (Гер­ма­ния); бу­си­ны из фраг­мен­тов ока­ме­не­лых гу­бок (Бид­ден­хем, Анг­лия) и др. С конца Аше­ля из­вест­ны еди­нич­ные ан­тро­по­морф­ные изо­бра­же­ния из кам­ня .
Му­стье из­вест­ны музыкальные ин­ст­ру­мен­ты, например кос­тя­ные флей­ты в Мо­ло­до­ве. Дру­гая ран­няя флей­та бы­ла най­де­на при рас­коп­ках пе­ще­ры Хо­ле-Фельс (Гер­ма­ния, ран­ний верх­ний палеолит, около 35 тыс. лет на­зад). Раз­ви­тое изо­бра­зи­тель­ное искусство фик­си­ру­ет­ся с Оринь­я­ка, в верх­нем палеолите оно пред­став­ле­но на­скаль­ной жи­во­пи­сью, ба­рель­е­фа­ми (Лос­сель, Рок-де-Сер, Кап-Блан, Англь-сюр-л’Ан­глен, Ла- Ма­гда­лен во Фран­ции), мел­кой пла­сти­кой (в т. ч. «Ве­не­ры па­лео­ли­та»), гра­ви­ров­ка­ми на кам­не и кос­ти, в т. ч. изо­бра­же­ния лю­дей, жи­вот­ных, рас­те­ний, ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы (например, Кос­тён­ки I, Ав­дее­во, Ме­зин, Ели­сее­ви­чи в Восточной Ев­ро­пе; Ла-Фер­ра­си, Лез-Эзи, Ис­тю­риц, на тер­ри­то­рии Фран­ции). Реа­ли­стич­ные изо­бра­же­ния, пред­став­лен­ные в жи­во­пи­си пе­щер на тер­ри­то­рии Южной Фран­ции и Северной Ис­па­нии (Шо­ве, Аль­та­ми­ра, Ком­ба­рель, Лас­ко, Ньо, Трёх Брать­ев пе­ще­ра, Пеш-Мерль, Фон-де-Гом и др.), Южного Ура­ла (Ка­по­ва пе­ще­ра, Иг­нать­ев­ская пе­ще­ра), счи­та­ют­ся од­ной из вер­шин ми­ро­во­го искусства.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Основные особенности культуры

Спо­со­бы до­бы­чи пи­щи в П. бы­ли ог­ра­ни­че­ны со­би­ра­тель­ст­вом и охо­той, фор­мы и удель­ный вес ко­то­рых су­ще­ст­вен­но раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от при­род­ных ус­ло­вий и на­рас­таю­щих воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ских со­об­ществ. В позд­нем П. бы­ла одо­маш­не­на со­ба­ка.

Охота на глиптодона . Глиптодоны были истреблены в течение двух тысячелетий после прибытия людей в Южную Америку.

Палеолитический или Палеолитический или палеолитический ( / ˌ р eɪ л -, ˌ р æ л я oʊ л ɪ & thetas ; ɪ к / ), также называемый Старому каменному веком , является период в человеческой предыстории отличается оригинальной разработкой каменных орудий который охватывает c. 99% временного периода технологической предыстории человека . Он восходит к самому раннему известному использованию каменных орудий гомининами c. 3,3 миллиона лет назад, до конца плейстоцена c. 11650 кал BP .

Эпоха палеолита в Европе предшествовала эпохе мезолита , хотя дата перехода географически варьируется на несколько тысяч лет. В эпоху палеолита гоминины группировались в небольшие сообщества, такие как банды, и существовали за счет сбора растений, рыбной ловли, охоты или сбора диких животных. Палеолита характеризуется использованием knapped каменных орудий , хотя в то время людей , также используются деревянные и костяные орудия. Другие органические товары были адаптированы для использования в качестве инструментов, включая кожу и растительные волокна ; однако из-за быстрого разложения они не сохранились в значительной степени.

Около 50 000 лет назад произошло заметное увеличение разнообразия артефактов . В Африке костяные артефакты и первые произведения искусства появляются в археологических записях. Также отмечаются первые свидетельства рыбной ловли человека — артефакты в таких местах, как пещера Бломбос в Южной Африке . Археологи классифицируют артефакты последних 50 000 лет на множество различных категорий, таких как наконечники снарядов , инструменты для гравировки, лезвия ножей, а также инструменты для сверления и коления.

Человечество постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких как Homo habilis , использовавших простые каменные орудия, в анатомически современных людей, а также в людей с современным поведением к периоду верхнего палеолита . В конце эпохи палеолита, особенно в эпоху среднего или верхнего палеолита, люди начали создавать самые ранние произведения искусства и участвовать в религиозных или духовных действиях, таких как погребения и ритуалы . Условия в эпоху палеолита прошли через ряд ледниковых и межледниковых периодов, в которых климат периодически колебался между теплыми и прохладными температурами. Археологические и генетические данные предполагают, что исходные популяции людей эпохи палеолита выживали в районах с редкой лесной растительностью и рассредоточивались по районам с высокой первичной продуктивностью , избегая при этом густого лесного покрова.

c.  50 000 — ок.  40 000 лет назад, первые люди ступили на землю Австралии. c.  45 000 лет назад люди жили на 61 ° северной широты в Европе. c.  30 000 лет назад, Япония была достигнута, и ок.  В Сибири , за Полярным кругом, обитало 27000 человек , живущих до нашей эры . В конце эпохи верхнего палеолита группа людей пересекла Берингию и быстро распространилась по Северной и Южной Америке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *