Условия жизни первобытных людей.
Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лондона.
От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
Периоды оледенения стали суровым испытанием для первобытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
Родовая община.
Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археологической периодизации находились на этапе мезолита.
Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.
Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверждается этнографическими исследованиями. В коллективах большинства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в научной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаимопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отношения позволили людям выжить в экстремальных условиях ледниковых периодов.
Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) — коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.
Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).
С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирования вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих народов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.
Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появлялись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими друг другу классами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.
Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.
Достижения людей в период позднего палеолита.
Поздний палеолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала использовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.
Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалывали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).
Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволяющая метать копье с большой скоростью. Это было первое механическое приспособление в истории человечества.
Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменными иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что первобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.
Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.
Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подростков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, оставляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициацию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли вступать в брак.
В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.
Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг друга археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя имеются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свидетельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.
Первобытная религия и искусство.
Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу
По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели никого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1’Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную ‘• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |’6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.
Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как своеобразную школу охотничьего мастерства.
Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — небольших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также ‘около Байкала. Историки предполагают, что это прародительницы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материнства, плодородия.
Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.
Стоянки палеолита на территории России.
Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.
Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет.
Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.
К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежали головами друг к другу мальчик 12— 13 лет и девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.
В различных легендах и мифах, наскальных рисунках и сведениях о поразительных технических достижениях древних людей имеются свидетельства, позволяющие выдвинуть предположение, что наши предки обладали уникальными знаниями, утраченными в последующее тысячелетие.
Выдвигаются различные теории относительно того, кто явился учителем и даже создателем древних цивилизаций. До настоящего времени среди религиозно настроенных людей бытует мнение, что творцом человечества является Бог, который даровал людям знания и научил их всем известным ремеслам.
Существует также версия, согласно которой развитие землян происходило благодаря помощи космических пришельцев. Заметим, что следы палеовизита прослеживаются в библейских текстах о пришествии на Землю необычных существ, в легендах инков и ацтеков и во многих других религиозных источниках.
Одним из основоположников «теории древних астронавтов», согласно которой создателями живущих на Земле людей являются инопланетяне, а боги, присутствующие в мифологических сказаниях, не кто иные, как внеземные астронавты, посещавшие планету еще в доисторические времена и поразившие воображение древних людей своей передовой технологией, воспринятой как проявление некоего чуда, считает швейцарец Эрих фон Деникен.
Согласно его теории, все мировые религии являются творением представителей инопланетных цивилизаций. Моисей, Магомет, Будда, Христос — все они были посланцами Вселенной, призванными пробудить духовное развитие землян. Если это действительно так, их незаурядные способности, сведения о которых встречаются во всех религиозных писаниях, становятся легко объяснимыми, поскольку внеземные цивилизации намного опередили в своем развитии земную.
Фон Деникен утверждает, что посланцы Вселенной прилетали на нашу планету не один раз. Первый их визит сопровождался созданием «по образу и подобию своему» человека разумного. Это было сделано путем внесения некоторых изменений в гены выделившихся из обезьяньего стада гоминидов.
История Адама и Евы в интерпретации Деникена выглядит так: прилетевшие астронавты («элохим», или боги в библейских сказаниях о сотворении мира) сначала занялись искусственным выращиванием мужской особи. После этого, позаимствовав у первого земного мужчины клеточную структуру, приступили к созданию его второй половины — земной женщины.
В Библии об этом говорится как о сотворении Евы из ребра Адама. Стремясь полностью изолировать первых землян от окружающего их дикого мира, «элохим» держали их в своеобразной резервации, о которой Адам и Ева вспоминали как о прекрасном рае.
Несмотря на то что появившиеся на свет таким необычным способом люди уже умели говорить и размышлять, пришельцы остались недовольны результатами своей деятельности. Второй их визит на Землю сопровождался массовым уничтожением несовершенных людей, отсюда и легенда о Всемирном потопе. Оставшиеся в живых существа подверглись еще одной искусственной мутации.
По мнению исследователя, именно с этого времени можно говорить о заметном прогрессе земной культуры: появилась письменность, зародились точные науки, медицина, искусство и представления о морали. Развитие человечества также сопровождалось совершенствованием технических приспособлений. Суеверное поклонение землян своим создателям и мудрым наставникам способствовало складыванию религиозных учений. Представители внеземных цивилизаций стали почитаться как боги.
Помимо этого, Деникен уверенно заявляет о том, что все развитие человечества идет по плану, генетически заложенному в людях астронавтами –»элохим». Например, изобретатели и разработчики новых идей в действительности являются только глашатаями информации, полученной от пришельцев. И даже в том, что догадка о представителях инопланетных цивилизаций одновременно осенила многих людей, приверженец «теории древних астронавтов» усматривает волю космических «богов», запрограммированную в сознании.
ПАЛЕОЛИТ — древний каменный век, первая эпоха каменного века и истории человечества в целом.
От палео… и греческого λίθος — камень. Хронологические рамки палеолита по результатам в основном радиоизотопных методов датирования: около 2,6 млн. — около 12-10 тыс. лет назад.
Термин введён Дж. Леббоком в 1865 году. Памятники на территории Западной Европы известны с 1820-х годов. В широком признании существования эпохи, когда люди изготавливали каменные орудия и были современниками ряда вымерших животных, важнейшую роль сыграла деятельность Ж. Буше де Перта, Э. Ларте и др.
рте создал первую периодизацию палеолита (1861 год), выделив эпохи: пещерного медведя; мамонта и шерстистого носорога; северного оленя; зубра и бизона. Французский исследователь Ф. Гарригу добавил к ним древнейший период — древнего слона, носорога Мерка и гиппопотама.
Основу археологической периодизации палеолита заложил ученик Ларте — Г. де Мортилье, предложивший классифицировать каменные орудия по технике изготовления и форме, выделив по набору наиболее характерных форм находок (1869 год, позднее система дорабатывалсь) нижний палеолит, с эпохами Шелль, Ашель, Мустье, Солютре, и верхний палеолит, соответствующий эпохе Мадлен. К 1906 году А. Брёйль выделил между Мустье и Солютре эпоху Ориньяк, которую подразделил на раннюю (Шательперрон), среднюю и позднюю (Граветт) стадии.
Пейрони в 1933 году объединил Шательперрон и Граветт в единую культуру — Перигор, а Ориньяк рассматривал как иную культуру, существовавшую в это же время, что было важно методологически, как отход от «линейного» эволюционизма в понимании культур палеолита, хотя ныне Шательперрон рассматривается как самостоятельная индустрия, предшествующая Ориньяку и Перигордьену. В 1950-1970-е годы в результате исследований Лики и др. была открыта древнейшая эпоха — олдувайская (олдован, смотрите в статье Олдувайская культура).
Современная периодизация и выделение локальных групп в рамках палеолита основываются на.
sp;морфологически выраженных орудий. Большинство исследователей делят палеолит Евразии на ранний (нижний; с подразделением на олдован и Ашель, по новейшим разработкам датированный около 1,6 млн. — 250 тыс. лет назад), средний (др. название — эпоха Мустье, от около 250 до 40 — 29/27 тыс. лет назад), поздний палеолит (с более дробным членением на периоды и культуры).
Некоторые специалисты придерживаются 2-членной схемы, объединяя ранний и средний палеолит в один период — раннего (нижнего) палеолита. Для Африки чаще используют др.
риодизации, в которых палеолит соответствуют ранний и частично средний периоды каменного века. Для Америки выделяют палеоиндейский период, начало которого стадиально соотносится с неранней частью верхнего палеолита (смотрите в статье Индейцы). В Австралии древнейшие памятники каменного века по времени сопоставимы с концом среднего и верхним П. Евразии.
По геологической периодизации находки палеолита приурочены к эоплейстоцену и плейстоцену, когда климат, растительный и животный мир, особенно в более северных широтах, заметно отличались от современных . Палеолит — время существования древнейших видов Homo (смотрите в статье Антропогенез).
Основные особенности культуры. Способы добычи пищи в палеолите были ограничены собирательством и охотой, формы и удельный вес которых существенно различались в зависимости от природных условий и нарастающих возможностей человеческих сообществ. В позднем палеолите была одомашнена собака.
Важнейшим материалом для изготовления орудий был камень. Прогресс в обработке каменного сырья характеризует усложнение технологии раскалывания: от простой оббивки до использования стадиальной утилизации специально подготовленных нуклеусов, чтобы получить максимально стандартизированной заготовки нужных размеров и очертаний. Развитие техники вторичной обработки проявлялось в увеличении разнообразия её приёмов (максимальное в Мустье, ранней и средней поре верхнего палеолита) в зависимости от типа обрабатываемой заготовки: ретуширование, подтёска, утоньшение заготовки, техники краевого и резцового скола и др.
верхнего палеолита зафиксирована полировка камня. Определённая стандартизация вторичной обработки в позднюю пору верхнего палеолита связана с возросшей стандартизацией самих заготовок.
Довольно широко применялись кость, рог, в ряде культур — бивни мамонтов. Объективную картину использования дерева и др. органических материалов трудно представить из-за их плохой сохраняемости в слоях большинства археологических памятников. Получают развитие сложные виды оружия: к Мустье относятся древнейшие свидетельства о бола; в позднем палеолите были изобретены копьеметалка, лук.
позднего палеолита зафиксировано использование растительных волокон, плетение, вязание, ткачество. В позднем палеолите в некоторых районах Дальнего Востока появилась керамика. Предметы из обожжённой глины, в т. ч. произведения искусства, были обнаружены на стоянках Восточного Граветта на территории Моравии.
Важнейшие последствия в большинстве областей человеческой жизни имело освоение огня. Возможности расселения человека на различных территориях повысило строительство искусственных жилищ, появление сшитой одежды; их типы, сложившиеся в палеолит, сохраняются в традиционной культуре ряда народов.
С Мустье известны достоверно зафиксированные погребения людей (Спи, Ла-Шапель-о-Сен, Ле-Мустье, Ла-Ферраси, Регурду, Киик-Коба, Мезмай, Тешик-Таш, Шанидар, Кебара, Схул, Кафзех и др.), что является несомненным свидетельством сложных представлений о загробной жизни (смотрите также Погребение).
позднего палеолита известны и погребения с богатым инвентарём (например, Сунгирь, Костёнки 15). Ряд памятников Мустье (Драхенлох) и верхнего палеолита (например, Монтеспан) обоснованно рассматривают как следы сложных культов. С обрядовой практикой связывают изображения в пещерах и ряд др. памятников первобытного искусства.
Древнейшие украшения и знаки относятся к Ашелю, в т. ч.: ритмичная гравировка на фрагменте кости из Бильцингслебена (Германия); бусины из фрагментов окаменелых губок (Бидденхем, Англия) и др. С конца Ашеля известны единичные антропоморфные изображения из камня .
Мустье известны музыкальные инструменты, например костяные флейты в Молодове. Другая ранняя флейта была найдена при раскопках пещеры Холе-Фельс (Германия, ранний верхний палеолит, около 35 тыс. лет назад). Развитое изобразительное искусство фиксируется с Ориньяка, в верхнем палеолите оно представлено наскальной живописью, барельефами (Лоссель, Рок-де-Сер, Кап-Блан, Англь-сюр-л’Англен, Ла- Магдален во Франции), мелкой пластикой (в т. ч. «Венеры палеолита»), гравировками на камне и кости, в т. ч. изображения людей, животных, растений, орнаментальные мотивы (например, Костёнки I, Авдеево, Мезин, Елисеевичи в Восточной Европе; Ла-Ферраси, Лез-Эзи, Истюриц, на территории Франции). Реалистичные изображения, представленные в живописи пещер на территории Южной Франции и Северной Испании (Шове, Альтамира, Комбарель, Ласко, Ньо, Трёх Братьев пещера, Пеш-Мерль, Фон-де-Гом и др.), Южного Урала (Капова пещера, Игнатьевская пещера), считаются одной из вершин мирового искусства.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Основные особенности культуры
Способы добычи пищи в П. были ограничены собирательством и охотой, формы и удельный вес которых существенно различались в зависимости от природных условий и нарастающих возможностей человеческих сообществ. В позднем П. была одомашнена собака.
Охота на глиптодона . Глиптодоны были истреблены в течение двух тысячелетий после прибытия людей в Южную Америку.
Палеолитический или Палеолитический или палеолитический ( / ˌ р eɪ л -, ˌ р æ л я oʊ л ɪ & thetas ; ɪ к / ), также называемый Старому каменному веком , является период в человеческой предыстории отличается оригинальной разработкой каменных орудий который охватывает c. 99% временного периода технологической предыстории человека . Он восходит к самому раннему известному использованию каменных орудий гомининами c. 3,3 миллиона лет назад, до конца плейстоцена c. 11650 кал BP .
Эпоха палеолита в Европе предшествовала эпохе мезолита , хотя дата перехода географически варьируется на несколько тысяч лет. В эпоху палеолита гоминины группировались в небольшие сообщества, такие как банды, и существовали за счет сбора растений, рыбной ловли, охоты или сбора диких животных. Палеолита характеризуется использованием knapped каменных орудий , хотя в то время людей , также используются деревянные и костяные орудия. Другие органические товары были адаптированы для использования в качестве инструментов, включая кожу и растительные волокна ; однако из-за быстрого разложения они не сохранились в значительной степени.
Около 50 000 лет назад произошло заметное увеличение разнообразия артефактов . В Африке костяные артефакты и первые произведения искусства появляются в археологических записях. Также отмечаются первые свидетельства рыбной ловли человека — артефакты в таких местах, как пещера Бломбос в Южной Африке . Археологи классифицируют артефакты последних 50 000 лет на множество различных категорий, таких как наконечники снарядов , инструменты для гравировки, лезвия ножей, а также инструменты для сверления и коления.
Человечество постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких как Homo habilis , использовавших простые каменные орудия, в анатомически современных людей, а также в людей с современным поведением к периоду верхнего палеолита . В конце эпохи палеолита, особенно в эпоху среднего или верхнего палеолита, люди начали создавать самые ранние произведения искусства и участвовать в религиозных или духовных действиях, таких как погребения и ритуалы . Условия в эпоху палеолита прошли через ряд ледниковых и межледниковых периодов, в которых климат периодически колебался между теплыми и прохладными температурами. Археологические и генетические данные предполагают, что исходные популяции людей эпохи палеолита выживали в районах с редкой лесной растительностью и рассредоточивались по районам с высокой первичной продуктивностью , избегая при этом густого лесного покрова.
c. 50 000 — ок. 40 000 лет назад, первые люди ступили на землю Австралии. c. 45 000 лет назад люди жили на 61 ° северной широты в Европе. c. 30 000 лет назад, Япония была достигнута, и ок. В Сибири , за Полярным кругом, обитало 27000 человек , живущих до нашей эры . В конце эпохи верхнего палеолита группа людей пересекла Берингию и быстро распространилась по Северной и Южной Америке.