Ессеи

ЕССЕИ — одна из трех сект иудейства во времена Иисуса Христа. По согласному свидетельству Плиния и Иосифа Флавия, они жили во времена Христа частью особыми колониями по берегам Мертвого моря в пустыне Енгеди (см. Енгеди), частью в городах Палестины в количестве около 4000. Существование ессеев вне Палестины не доказано и нельзя видеть намека на эту секту ни в послании к Римлянам (14, 15 гл.), ни в послании к Колоссянам. Ессеи представляли из себя замкнутую общину, которую можно сравнить скорее с монашеским орденом, чем с религиозной сектой. Поступление в общину было очень затруднительно. Желающий поступить должен был пройти две степени испытания. Сначала он должен был жить в продолжение года вне общины, но по ее правилам, причем ему давался топор (символ работы), передники, употреблявшийся ессеями при омовениях, и белое платье. По истечении года он допускался к омовениям, но не участвовал в трапезах, и только после двухлетнего испытания он становился полноправным членом общества. Перед поступлением он должен был дать страшную клятву (последнюю в его жизни, так как ессеи клятв не допускали) чтить Бога, быть справедливым, никому намеренно не вредить, повиноваться старшим и хранить тайны общины. Ессеи брали на воспитание детей, чтобы сделать из них впоследствии членов общины. Иосиф Флавий упоминает о четырех разрядах, на которые делились Eссеи, но слова его не совсем ясны. Вероятно, под четырьмя разрядами он разумеет детей, первый и второй разряд поступающих и полноправных членов общины. Частной собственности y ессеев не существовало. Поступающий все свое имущество отдавал общине. Заработная плата шла в общую кассу. Даже одежда была у них общая. Ни купли, ни продажи между ними не было. Имущий делился с нуждающимся. Занимались ессеи по преимуществу земледелием, пчеловодством, скотоводством и ремеслами; но никаких орудий войны они не делали. Рабство отрицали безусловно. Роскошь была запрещена. Старейшины общины пользовались громадным авторитетом: никто не имел права начать никакого дела, кроме дел милосердия, без их приказания. Вставали ессеи до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском, затем, по словам Иосифа Флавия, «при восходе солнца читали древние молитвы, прося, чтобы оно взошло». Нельзя отсюда делать вывод, что y ессеев был культ солнца: свет солнца был для них символом божественного света. После молитвы они приступали к работе, по окончании которой купались в холодной воде (символ очищения) и садились, надев чистую одежду, за трапезу, которая имела характер священнодействия. Вторичная работа и вечерняя трапеза заключали день. Кровавые жертвы они отвергали, но субботу хранили очень строго и посылали подарки в храм. Религиозные взгляды ессеев не совсем ясны. Несомненно, что в основе их лежал Ветхий Завет. Они строго соблюдали весь закон Моисеев и в частности субботу. В этом отношении были сходны с фарисеями. Иосиф Флавий сообщает, что ессеи верили в господствующий над всем фатум, но нет никакого основания думать, что это верование чем-нибудь отличалось от верования фарисеев в предопределение. Тот же историк сообщает, что ессеи не занимались ни логикой, ни метафизикой, а только нравственной философией. Своеобразно учение ессеев о душе. Души людей первоначально были совершенны и обитали в тончайшем эфире, но вследствие своего падения они заключены в тленное тело, как в оковы. Через смерть душа освобождается от этих оков и радостно несется к небу. Учение об ангелах было у них очень развито и поступающий обязывался скрывать имена ангелов. Происхождение ессеев загадочно. Тогда как одни ученые (Эвальд, Гаустрат, Клеменс, Ричль, Рейс, Люциус и др.) считают ессеев чисто иудейским явлением другие (Гфререр, Баур, Целлер, Гольцманн и др.) допускают кроме того постороннее более или менее сильное влияние. Но и среди приверженцев той и другой теории происходят еще большие разногласия в решении вопросов, как понимать отношение ессеев к иудейству и откуда шло постороннее влияние. Есть ли ессеи лишь крайнее фарисейство (Шюрер), или народ священников (Ричль), или иудейская община, отделившаяся во времена Маккавеев от иерусалимского культа (Бестман, Луциус), или иудейские апокалиптики, приготовляющие себя к восприятию откровений аскетическими подвигами (Гильгенфельд) — это все спорные вопросы. Что касается вопроса о внешнем влиянии, то можно скорее говорить о персидском влиянии (Неандер), чем о буддийском (Гильгенфельд). Но вернее мнение Целлера, что ессейство стоит в связи с пифагорейством. Можно принять, таким образом, что ессеи есть синтез двух влияний, иудейского и пифагорейского, причем на долю первого падает образ жизни ессеев, на долю второго — их антропологические воззрения.

Сведения по истории ессеев очень скудны. Первым, названным по имени, ессеев был Иуда, живший при Антигоне за 110 лет до P. X. (Иос. Фл., Древности XIII, 9). Во времена Христа секта ессеев была довольно многочисленна, но всякие догадки о какой-нибудь связи между ессеями и Христом не имеют за себя никаких фактических данных. Об отношении их к христианству также ничего неизвестно. Предположение Вестмана, что они приняли христианство, весьма вероятно, но, по-видимому, удержанные ессеями и в христианстве особенности послужили зерном того, что Епифаний рассказывает об оссенерах и самсаях (см. Оссенеры и Самсаи). Влияние ессеев сказывается и в Климентинах.

* Сергей Викторович Троицкий,
преподаватель С.-Петербургского
Александро-Невского духовного училища.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 498. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

У моих читателей часто возникает вопрос, есть ли секты, которые трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Обычные творения сумрачного разума с коллективным сексом, избиениями или голодовками читателям приелись, им хочется чего-нибудь странного.
Со своей стороны я, еще раз вспоминая красоту построения сектантских идей в книгах congregatio, тоже хочу написать о чем-нибудь странном. Потому как даже секс-секты приедаются, а вот необычное не приедается никогда.

Благодаря ol_natashaa я узнала о существовании ииссиидиологии, прости Господи. Вот об ииссиидиологии мы сегодня и поговорим.

Ииссии́диология (от ИИССИИ́ДИ) – ииссиидиологическое название психоэнергетических центров энергоинформационной структуры человека, отвечающих за процессы чувствования, мышления, самоосознавания и влияющих на всю его жизнедеятельность) – паранаучное знание о вселенной и человеке, на современном этапе своего развития играющее роль протонауки. Представляет собой набор убеждений и теорий, претендующих в перспективе на научное обоснование.

Ииссииди — это своего рода энергоинформационные «центры», которые составляют основу структуры Самосознания человека. Схожим понятием является термин «чакры» из древнеиндийской философии. Но на самом деле, Ииссииди-Центры – это не какие-то локально определённые места в теле человека, а разные типы вибрационных полей, которые мы излучаем в разных психоэмоциональных состояниях, поясняет нам Лиирргммииллисс

Язык ииссиидиологии был выбран неспроста:

Ииссиидиологическая Информация относится к более высокомерностным, чем наши, Уровням Мироздания, но «дешифровать» её приходится с помощью только тех понятий, что существуют здесь, в нашей Реальности.
Например, в значении слова «сфероидальность» отражена не просто принадлежность к некой сфере, а «творческая динамика Форм, одновременно самораспространяющаяся в многомерных бесконечных направлениях». И лишь очень отдаленно то, что скрыто за таким описанием, можно сравнить с каким-то подобием сферы, — отсюда кавычки.
Как, например, на ваш взгляд, может называться особая структура Самосознания, представляющая собой «электормагнитные дисполярности» и «гравитационные дискретности» одновременно? Представление об этом образовании есть только в ииссиидиологии: речь об ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-системе — сокращённо ОДС.
Это ещё одна особенность изложения ииссиидиологической Информации – сокращения в виде аббревиатуры (УФС – Универсальный Фокус Самосознания, ФПВ – Фокус Пристального Внимания, ФТА – Фокус Творческой Активности и т.д.).

Никак не мог запомнить раньше в плане терминов — «временная эфирная наполняющая» и «переменная эфирная составляющая» — всё время путал. А, оказывается, так просто запомнить — сокращённо будет «вэн» и «пэс»)) И не перепутаешь)

Ииссиидиология объясняет буквально все. Масса Луны меньше массы Земли в данных типах миров, не потому что она меньше, а за счёт более высоко-интнллектуальной ментальной активности её Коллективного Разума, а сответственно и более высокой чувственной наполняющей. рассказывает нам новости ииссиидиолог Стуургурс Стууллирргсс.

На самом деле ииссиидиология достаточно проста.
Я так поняла, что ЛЛУУ-ВВУ это одна из Прото-Форм ГООЛГАМАА-А, человеческая и состоит из множества Формо-Типов (стерео-Форм), а ещё существуют не человеческие Прото-Формы, человекоподобные. А ВВУ-Формы это уже дувуйллерттно образующиеся качественные наслоения. И всё дувуйллерртно переходит друг в друга.

А «здравствуйте!» — это «айфаар».

Придумал эту высоконаучную концепцию некто Орис.
Орис — это он и есть, как более высокая своя же чакрамная личность. То есть он же и Цвелёв, он же и Орис, он же и Грейливин, он же и Алджеллис, он же и Луа Андис (извините, если неправильно) и т.д. Имя — в зависимости от уровня жизненного творчества.

Орис велик, общается с космическими энергиями и космическими сущностями, но он пока может не все.
Орис раньше говорил, что он, например, не может настроиться на частоту животного и помочь ему вылечить его, потому что у той же кошки активны нижние уровни аргллаамуни, ещё он там рассказывал про то, что в камне тоже очень тяжело ощущать себя.
Так что котиков Орис лечить не умеет, в отличие от камней.

Еще Орис просил ему не подражать, а то плохо будет. Может ли мужчина использовать при трансмутации сексуальных энергий анахатный образ мужчины? Вот Орис сказал, что его образ лучше мужчинам не использовать, только не пойму почему

Орис, по его признанию, видит много того, что недоступно человеческому глазу. Например,параллельно живущих с нами так называемых астральных существ, и тех же УУВВУ-Форм умерших на кладбище, поскольку в его конфигуции активировали эти гены и соотвествующие уровни Подсознания и Сверхсознаия, которые их «питают» и активируют по сути.

Отсюда можно сделать логичный вывод что Орис — зомби.

Кроме того, Орис пишет стихи, которые потом обязательны к распеванию. Приведенную ниже песню необходимо распевать на мотив песни «Белая гвардия, черный барон»:
Против обид, против распрей и войн

В Сердце есть самый надёжный заслон,
– Сердце очистив от пут и цепей,
Сделаешь мир ты намного добрей!

Любовь прекрасная
Легко и ясно
Всегда погасит спор любой!
С Ней – всё решимо,
Всё справедливо
Мир обретает и покой!
С Ней – всё решимо,
Всё справедливо
Мир обретает и покой!

Также мы обратили внимание, что после прослушивания песен, биологический возраст меняется! У данной пациентки биологический возраст снизился на 9 лет!

Чаще всего стихи Ориса поет сводный ансамбль ииссиидиологической песни и пляски «Айфаар»:

Откуда Орис берет свою информацию, сказать сложно. Сначала у меня было подозрение, что ему ее диктуют особые учителя:
Если говорить о Творцах-регуляторах, то нужно знать, что они отражают только ллууввумическую схему синтеза. Они связаны с нашими более амплиативными формами, в частности, димидиомиттенсными, транслюценсными, поэтому имеют информацию о том, как человек должен развиваться по ллууввумическому типу. Фактически у них есть опыт всего ФАТТМА-НАА-А-Артикула и даже ПРААЛЛУ-ЛАА-А-Сорса, относящегося не только ко всему человечеству, но и к другим человекоподобным существам, структурирующим своими СФУУРММ-Формами Фокусные Динамики разных Звёздных Сущностей.

Но потом я пришла к выводу, что даже самые продвинутые учителя такое не надиктуют:

Состоит эта наша «будущая» цивилизация из трёх основных Рас, синтезированных частично из «бывших» высокоразвитых Форм землян (НУУЛЛ-ВВУ) и очень похожих на них аллгссов (УУЛЛ-ВВУ), а также частично из представителей некоторых внеземных цивилизаций, так же, как и мы с вами, относящихся к Формо-Типам наших (общих с ними!) ЛЛУУ-ВВУ-Форм.
Всю чувственно-интеллектуальную энергоинформационную основу для этих наших «будущих» ГООРР-ВВУ-Форм образуют следующие синтетические Расы (перечисляю по мере повышения качественности Самосознания):
а) клунгры — плотноплазменные биоэнергетические НУУЛЛ-ВВУ-Формы — синтезированы из мисцентови горрффтов (аийфуллугры + нгунмы, ффиллисцы +боллфы, ииссорфы + скрадомуляты);
б) пфитты — полувиртуальные СВУУЛЛ-ЛУУД-ВВУ-Формы — синтезированы из строолгов и тлоондов (паарруурсы + ловиргийдцы, аилггиллуфцы + придмлы, аамморфы + регоспорруты);
в) прэккры — виртуальные СТООЛЛ-УОЛД-ВВУ-Формы — синтезированы из трруукссов и иоолддов (труусцы + дзэйдзтцы, оллдрины + кррингры, оолирфы +герокомваты).

После общения с Орисом Маши, Васи и Пети становятся Лиирргммииллисс, Оордийллиррус, Склоулгллийя, Овуллддс, Грааллгллаасс, Смаайгллаамсс, Тригордий, Дауиррхлсс, Ассонуллсммиирс, Лаайммалайтус, Аллксзааусста, Склаилффууллс, Ксеиллиргмийя, Айгиллгирллийя, Трайюллсгрууммс, Иллиглларасс и прочими Ассмаулклиммлис.

И начинают двигать ииссиидиологию.

(с)

Занимаются же ииссиидиологи достижением личного физического бессмертия, счастья вокруг всем даром и чтобы никто не ушел обиженным.
Говорят, некоторым это удается.

ЕССЕ́И, еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. — конец 1 в. н. э.; см. Храм. Второй Иерусалимский храм), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского.

Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`.

Ессеи имеют много общего с фарисеями: как те, так и другие верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мертвых). Однако в то время как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены. Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма (см. Мёртвого моря свитки) законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.

Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около четырех тысяч ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах. Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен для продолжения рода. В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми кохенам в Левит книге. Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим; все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок; перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти и т. п. Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне I.

В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев. Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. В любом случае, сам факт существования дохристианских общин монашеского типа проливает дополнительный свет на историю возникновения христианства.

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты, гемеро-баптисты и община Кумрана; о степени близости кумранской общины к ессеям мнения исследователей расходятся.

Ессе́и (происхождение слова спорно, возможно от евр. «благочестивые» или «молчаливые», либо от сир. «благочестивые», либо от арам. «исцелять») – одна из религиозных общин в Ветхозаветной Церкви.

История

Община ессеев получила начало около первой четверти II в. до Р. X., существовала около времени земной жизни Господа Иисуса Христа. Главные свидетельства о ней находятся у Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Плиния Старшего. Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм. Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря, где, в Кумране, были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне.

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты; рвение ессеев сравнивают с фарисеями. Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом, каббализмом и разнообразными тайными обществами.

Вероучение и устройство

Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов. Моисея Боговидца они почитали непосредственно после Бога, поэтому особо строго блюли субботу и наказывали смертью хулу на Моисея. Строго соблюдали предписания ритуальной чистоты, тяготели к предельно отягощённому толкованию Моисеева Закона. Верили в физическое воскресение мертвых. Учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Верили в предопределение.

Согласно Иосифу Флавию одни вступали в брак, другие были безбрачны, но принимали и воспитывали чужих детей. Среди вступавших в брак, как только жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Ессеи презирали украшения, не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до её полного износа, но во время трапезы поверх своей одежды, надевали особого покроя белое платье. Отвергали войну и рабство. Ессеи вставали до восхода солнца, приветствовали восход молитвой и не говорили ни о чём житейском. Занимались преимущественно земледелием, все потребное изготовляли сами. По окончании работ купались в холодной воде затем садились за трапезу, причём оба действия имели смысл религизных.

Чтобы присоединиться к ессеям, нужно было пройти 3-летнее испытание, после которой принести клятву верности. В общине было строгое подчинение начальству. Община разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем они разделялись так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Имелись свои судьи. Доходами распоряжались избранные попечители и священники. Они помогали бедным, включая тех которые не принадлежали к их общине.

Святые о ессеях

Свт. Епифаний Кипрский :

1. За этой ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссеев. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны набатеев, из Итуреи, из страны Моавитской и Ариэлитидской. Род оссеев, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним впоследствии, во времена царя Траяна, по пришествии Спасителя, присоединился так называемый Элксай (Ἠλξαΐ), который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее (Ἰεξαῖον), брате первого. Это был человек непостоянного нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейского образа мыслей, жил он не по Закону, вводил одно вместо другого, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею — небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце. 2. Представляя же и на сие некоего свидетеля, обманщик не стыдится сказать, что какой-то священник Финеес (Φινεές) из рода Левия, Аарона и древнего Финееса в Сузах во время вавилонского плена, поклонившись Артемиде, избежал гибельной смерти при царе Дарие: так все у него ложно и пусто. Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси оссеев, остатки которой и доныне есть в той же земле набатеев и в Перее, смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями (Σαμψαίων). Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «эл» — «сила» и «ксай» — «сокровенный». Но все эти горделивые усилия обличены и сильно постыжены людьми, способными уразуметь и в точности исследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Мартус (Μαρθοῦς) и Мартане (Μαρθάνα), двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись как божествам, потому что происходили они от семени упомянутого выше Элксая. Мартус умерла недавно, а Мартана жива и доныне. Их слюни и другие телесные нечистоты заблуждавшиеся еретики разносили по той стране для врачевания болезней. Действия от них не было, но заблуждающийся всегда упорен и готов отдаться в обман, потому что порок есть слепота и заблуждение есть недостаток благоразумия. Но долго ли тратить мне время, рассказывая об этом чародее все то, что лгал он против истины? 3. Во-первых, учил отрицаться от веры, говоря, что в скверных идольских жертвах можно участвовать лицемерно; потом к обману слушателей утверждал, что можно от собственной своей веры отрекаться устами — и не иметь греха. Посему болезнь еретиков была неисцелена и не оставалось возможности их исправить. Ибо если уста, исповедующие истину, предуготованы на ложь, кто поверит им, что сердце их не исполнено обмана, когда Божие слово, поучая Духом Святым, ясно говорит: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10)? Кроме того, он исповедует, правда, Христа по имени, говоря: Христос — великий Царь; но по причине хитрого и сбивчивого словосочинения в книге его пустословий мало понял я, о Господе ли нашем Иисусе Христе говорит он? Ибо не определяет этого, но просто называет Христом, как будто, сколько поняли мы, означает или ожидает некоего другого. Он запрещает молиться на восток, говоря, что должно не восток иметь в виду, но из всякой страны обращать лице к Иерусалиму, и кто молится с востока, тому иметь в виду Иерусалим, обращаясь на запад, а кто с запада, к нему же должно обращаться на восток: а с юга и полдня — на север, и с севера — на полдень, чтобы везде лице было прямо против Иерусалима. И смотри, какое сумасбродство у обманщика! Проклятию предает жертвы и жертвоприношения, как чуждые Богу, и вовсе никогда не приносившиеся Богу отцами и по Закону, и говорит, что должно молиться там в Иерусалиме, где были жертвенник и жертвы, отрицая между тем и ядение мяса иудеями, и иное, и жертвенник, и огонь как чуждый Богу. А что угодна Богу вода, огонь же чужд, сие выражает он следующими словами: не идите, чада, на вид огня, потому что вы в заблуждении; такой вид есть заблуждение; ибо видишь, говорит он, что огонь весьма близко, а он далеко от тебя; не идите на вид его, а идите лучше на глас воды. И мифологии его многочисленны. 4. Потом изображает Христа, что Он есть некая сила, и означает меру Его: длину двадцати четырех схин, то есть девяноста шести миль, ширину шести схин — двадцати четырех миль; а подобно сему придаст чудесную толщину, мифословя о ногах и о прочем. Говорит, что есть и Дух Святой, и что Он женского пола, подобен Христу, в виде кумира, стоит на облаке между двух гор. О прочем умолчу, чтобы слух читателей не приучить к мифословию. Некими же словами и пустыми звуками обманывает, напоследок в книге говоря: никто не доискивайся толкования, но произноси только это в молитве; сами же речения перенес из еврейского языка; почему понимаем отчасти, что ничего не значат его мечты. Ибо приказывает говорить: абар анид моиб нохилэ даасим анэ даасим нохилэ моиб анид абар селам (ἀβὰρ ἀνὶδ μωῒβ νωχιλὲ δαασὶμ ἀνὴ δαασὶμ νωχιλὲ μωῒβ ἀνὶδ ἀβὰρ σελάμ). Слова эти в переводе объясняются так: да мимо идет унижение, последовавшее от отцов моих, по причине осуждения их, попрания их и труда их, попранием в осуждении ради отцов моих, от мимошедшего унижения в апостольстве совершенства. На нем же исполняется все сие, потому что истощаются сила его и заблуждение. Если же кто из любви к утонченным исследованиям пожелает слышать перевод каждого слова одного за другим; то не замедлим сделать и это, и, удовлетворяя во всем тех, кому угодно с мелочною требовательностью слышать самые речения еретика, рядом с каждым из сих речений выставим и перевод. Он таков: «абар» — «да мимоидет», «анид» — «унижение», «моиб» — «которое от отцов моих»; «нохилэ» — «осуждения их»; «даасим» — «и попрания их»; «ани» — «и труда их»; «даасим» — «попранием», «нохилэ» — «в осуждении»; «моиб» — «ради отцов моих»; «анид» — «от унижения»; «абар» — «мимошедшего»; «селам» — «в апостольстве совершенства». 5. Такова упомянутая выше ересь оссеев: она держится иудейского образа жизни в том, что субботствует, обрезывается и делает все, требуемое Законом, а отвергает только, подобно назареям, книги. Но в этом расколе есть разности с другими из сих шести ересей. В опровержение ее достаточно будет сказать, что она чужда Богу, потому что Господь ясно говорит: «священники в храме нарушают субботу» (Мф. 12:5). Какое же это осквернение субботы? То, что в субботу никто не делает никаких дел, а священники, совершающие в храме жертвы, нарушали субботу, оскверняя непрестанным приношением в жертву животных. Миную и эту ересь, потому что этот Элксай сходится еще с эбионитами, бывшими по Христе, и с назареями, появившимися еще позднее. Им пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблуждением, именно: эбиониты, потом назареи, оссеи, прежде него и с ним вместе бывшие, и назареи, выше мною представленные. Вот одна из семи ересей в Иерусалиме, которые продолжались там до пришествия Христова и по Христовом в плоти пришествии до взятия Иерусалима, совершенного царем Титом, братом Домициана и сыном царя Веспасиана. По взятии же Иерусалима недолгое время оставались как эта ересь, так и другие славившиеся тогда ереси, разумею ереси саддукеев, книжников, фарисеев, гемеробаптистов, назареев, оссеев и иродиан, пока наконец каждая из них, со временем и обстоятельствами рассеявшись, не прекратилась.

Прп. Иосиф Волоцкий :

А чудные ессеи, разве не жили они, по свидетельству пророка Иеремии, именно иноческой жизнью? Иосиф евреин пишет, что они презирали брак и отвращались, как от зла, от наслаждений, живя в целомудрии и воздержании, приходящих же к ним и желающих подражать их житию принимали не просто так, но сначала требовали от них страшных клятв среди народа в храме. Приходящие прежде всего клялись жить благочестиво и служить всей чистой душой и телом Богу, затем – быть справедливыми с людьми и до самой смерти отвращаться от сладостной и приятной жизни. Кроме того, клялись не забывать ни одного предания, во всем придерживаться этих боголепных начинаний. Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена Закона Моисеева?

Свт. Игнатий (Брянчанинов) :

Об ессеях сведения Иосифа Флавия и терапевтах Филона – не удовлетворительны; оба сии писателя, будучи иудеями, не передали нам ничего о том, с каким чувством они встретили веру христианскую. То видно, что секта ессеев в Палестине и фиропевтов в окрестностях Александрии сохранили обычай иудейства и не принимали христианства. Вот почему говорят о первых преподобный Нил Синайский, монашеский писатель IV века: «Любомудрствовать покушались многие эллины, и из иудеев немало… От иудеев избравшие это жительство суть сыны Иоаннадава. . . всегда обитают в кущах, воздерживаются от вина и от всякого влекущего к сластолюбию, пищу имеют простую, удовлетворяют тела с умеренностью, очень прилежат образованию нравов и пребывают наиболее в созерцании. Отсюда и называются ессеи: ибо с названием обозначается род их жительства, но какая польза им от подвигов и от пребывания в трудах, когда они убили Подвигоположника. Погибает мзда трудов их: ибо они отвергли раздателя мзды и Источника истинной возни. И так они по грешили в цели любомудрия: любомудрие есть благоустроение нравов, соединенное с истинным познанием Бога, в чем погрешили эллины и иудеи, отвергшие премудрость, пришедшую с небес и покусившиеся любомудрствовать вне Христа», — таково мнение преподобного Нила Синайского, ученика св. Иоанна Златоуста. Их подвиг был более наружним, лучшие наблюдатели древностей находят, что они вдались более прочих иудеев в мелочную утонченность обрядов, от чего отцеживают комаров, забыли позаботиться о верблюдах. По этой причине секта их близка по духу к фарисейской. Но осужден ли Евангелием их пост, их милостыня, их молитва, чуждые смирению, вместе с фарисейскими? Полезно ли смотреть для христианина и христианских монахов на ессеев и в них видеть, что телесный подвиг, без любви и сердца сокрушенного, есть кинжал, звенящий тщеславием и медь, звенящая от пустоты своей.

Литература

Использованные материалы

  • Барсов, Н., «Ессеи», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Санкт-Петербург, 1890-1907:
  • «Ессеи», Электронная еврейская энциклопедия:

особенно Иудейская война, кн. 2, гл. 8, 2-13, см.

«Против оссеев, в иудействе шестой, а по общему порядку девятнадцатой ереси», Панарион, см.

Просветитель, слово 11, глава 1, см.

В рукописи архиеп. Григория: «постнической и иноческой».

Иудейская война, II, 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *