Это суббота

Если значение субботы для Израиля было важной частью в поклонении Всевышнему, то почему наш Господь Христос, по мнению иудеев, так часто ‘’нарушал’’ эту заповедь? Какое значение имеет заповедь о субботе для нас, христиан?

На самом деле, правильное соблюдение субботы имеет очень большое значение для человечества. И если мы не научимся соблюдать её так, как соблюдал её наш Учитель Христос, у нас не будет шансов на дальнейшую жизнь.

Чтобы нам более комфортно воспринималась данная тема, давайте для начала обратим внимание на заповедь, данную самим Всевышним:

‘’Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу. Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет ВЕЧНЫЙ; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился’’ (Исх. 31:13,15-17).

Можно ли сказать, что евреи должны были заниматься исключительно ‘’ничегонеделанием’’?..

До прихода Христа на землю, самым большим проповедником о субботе можно считать Соломона, написавшего книгу Екклесиаст. Читая её, мы можем заметить, как часто он употреблял слово ‘’суета’’. И какова суть этой многими любимой книги? В последней главе сказано:

‘’ Суета сует, сказал Екклесиаст, все — суета! Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека’’ (Еккл. 12:13).

Именно это и является ЦЕЛЬЮ субботы, духовное созидание личности. Не работая в седьмой день, евреи должны были исследовать Закон своего Бога, иметь созидающее общение и учиться любить своих ближних.

Однако до прихода Христа на землю, истинное значение субботы явно не было понятным для иудеев. По этому, на основании якобы ‘’нарушения’’ этого священного дня иудеи преследовали Господина субботы.

Наиболее интересным местом из Евангелий на данную тему, следует считать текст из Матф.12:1-8. . Из ответа Иисуса, можно выделить два ключевых примера:

1) ‘’Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?’’ (Матф.12:3,4).

Это являлось пророческим действием, указывающим на то, что потомок Давида, Христос , должен стать ‘’священником по чину Мелхиседека’’, т.е. бОльшим Священником левитом – смотри: Евр.7:13-17. И это так же касалось Его сосвященников, апостолов – Евр.2:11-13.

2) ‘’Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?’’ (Матф.12:5).

.Это указывало на то, что труд в седьмой субботний день во Имя Всевышнего Яхве, так же считался неотъемлемой частью поклонения. Поэтому, Господин субботы сказал: ‘’Отец Мой доныне делает, и Я делаю’’ (см. Иоан.5:16,17. Лук.13:14-16.).

Какой урок мы можем извлечь из того, как поступал в субботний день Господь?

Далее мы обсудим значение Субботы, которую исполняет Сам Всевышний Бог; и данная тема касается каждого живущего на земле.

«По образу и подобию Бога». Что это означает

Почему первые люди согрешили? Многие скажут: они ведь были совершенными, по образу и подобию Бога… Большинство из тех, кто читает слова: ’’И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его’’ (Быт.1:27), не обращают внимания на одну важную деталь. Контекст гласит:

‘’да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле’’ .

Например, как понимал это выражение Давид? Он писал:

‘’что человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями’’ (Пс.8:5-9).

Поэтому, выражение ‘’по образу и подобию Бога’’ в данных местах Писания подразумевает ВЛАДЫЧЕСТВО над землёй – сравнить: Псал.81:1,2,6,7. Иоан.10:34,35.

Так почему первые люди согрешили? Разгадку мы найдём в Быт.1:25-27,31; 2:3.

На самом деле, человек был создан в день ШЕСТОЙ, вместе с животными. И для того, чтобы в совершенстве отражать духовные качества небесного Бога, важен был седьмой день духовного созидания, величайшей Субботы в истории; именно этот седьмой день и благословил Всевышний (Быт. 2:3).

Вот как об этом писал апостол Павел:

‘’Ибо негде сказано о седьмом так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность’’ (Евр.4:4-6,11).

Почему те евреи не смогли войти в тот образный ‘’покой’’, т.е. обетованную землю?

Причину этого изъяснил Моисей:

‘’И созвал Моисей всех Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; НО до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать’’ (Втор.29:2-4).

И только Халев и Иисус Навин из благословенных колен Иуды и Ефрема, смогли войти в обетованную землю – ‘’покой’’, потому, что (Чис.14:24.).

Позднее бОльший Моисей, Иисус Христос, подтвердил эту мысль словами:

Некоторые продолжают утверждать, что Небесный Бог , сотворил их в духовном смысле совершенными. Тогда как понимать выражение нашего Господа:

‘’признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду’’. ‘’Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые’’ (Матф.12:33; 7:18.)?

В 1Тим.2:14 косвенно показывается, что Адам согрешил осмысленно, обвинив в своём преступлении Самого Бога (Быт.3:12). Поэтому, мудрейший Соломон писал:

‘’Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные. Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!’’ (Еккл.3:18,19).

И когда Пётр исповедал Христа Сыном Бога:

‘’ Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах’’ (Матф.16:17).

Эти места Писания указывают на то, что человек созданный в шестой день, не может приблизиться к Всевышнему самостоятельно.

  • ‘’Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. …Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные’’ (1Кор.15:45,47,48).
  • ‘’Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога’’ (1Иоан.3:9)

Напротив, Адам, был для всех нас отцом по плоти, и Писание показывает, что плоть не дает жизни вечной (Иоан.6:63.). Для того, чтобы у нас была возможность войти в вечную жизнь, нужен дар свыше. То, насколько мы пользуемся этим духовным даром, зависит одобрение Небесного Отца и Господа Христа по отношению к нам.

Итак: каким образом, каждый из нас должен исполнить заповедь о субботе?

Во второй главе своей книги ‘’Екклесиаст’’, Соломон описывает свои заботы. Но какие бы он великие дела не произвёл – всё впустую, в этом нет смысла. ‘’Суета сует, все — суета!’’ (Еккл.12:8,13.)… Создавая вселенную и человека в течении шести ‘’дней’’, можно сказать, что Всевышний и Сам занимался ‘’суетой’’. Эти шесть дней творения не дали ‘’покоя’’ и вечной жизни; и только благословенный седьмой день (Быт.2:3.), учит нас быть в духовном смысле слова по образу и подобию Небесного Отца.

Говоря: ‘’БУДЬТЕ совершенны, как совершен Отец ваш Небесный’’ (Матф.5:48), наш великий Предводитель субботы, указывал нам на то, чтобы мы УЧИЛИСЬ БЫТЬ совершенными. Это и есть соблюдение самой важной Субботы в истории вселенной.

‘’Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли … ’’ (Ис.58:13,14).

Аминь.

С. Иаковлев (Бохан)

суббота – Shabbath > sobirat-banja – собирать баню (слав.)(ред. s/sh, замена n/th), срав. bath – баня (англ.) Отсюда удвоение b.

«Суббота — лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему «покой, отдых». В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от «Шаббата». Lauantai (фин.), Lördag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота — День Сатурна.»

У италиков и славян суббота всегда была «банным днём». Tabula Bantina – оскская табличка, где Bantina (оск.) > banja – tina — банный день (слав.)

Tabula Abellano Транскрипция итальянских исследователей:

pst.feнhнs.ps. fнsnam.am fret.eнseн.tereн.nep.abel lans.nep.nvlans. pнdum

Частичный перевод Tabula Abellano:

Перевод с английского на русский: «Позади стен, которые располагаются вокруг святилища, в этой области никому из жителей Абелла ни жителей Нола, (не позволено строить) что-нибудь». Комментарий: Строительная тематика – излюбленная тема этрускологов. Мною была проведена попытка перевести три списка осков с помощью славянских языков или вульгарной латыни. Вульгарная латынь позволяет переводить латинизированные оскские тексты. Текст из Помпей и Tabula Bantina я изучал долго, делал различные варианты переводов, но все безрезультатно. Наконец, совсем недавно, я получил перевод, который меня совершенно потряс. Текст из Помпей и Tabula Bantina практически являются не юридическим документом, а описанием постройки бани и обрядом омовения. Помпейский текст я озаглавил как «Постройка бани в г. Помпеи» а Tabula Bantina как «Банный день», что, кстати, видно из заголовка таблицы невооруженным глазом, если конечно читать его на народной латыни Ban-tina (банный день). Как известно, tina по этруски означает «день», впрочем, как и по славянски. При раскопках в г. Помпеи были обнаружены фрески эротического содержания, которые американские исследователи трактуют как настенную живопись публичных домов. Таких публичных домов в Помпее было множество. Но случай сам по себе ничего не дает. Требуется сопоставление фактов в существующей проблеме. Вот тогда и появился вопрос: почему увеселительные заведения, а не бани, например? Ведь город Помпея расположен у горы Везувий. И окрестности Везувия в древности, возможно, были богаты термальными источниками. Ведь это естественные бани, которые не требуют специального отопления ! Перечень банных комнат, которые существовали в римских банях подтвердили мои догадки. frigidarius — холодная баня –фригидарий (лат.)/ fligi-tari — влажная тара — влажный или холодный зал (слав.) tepidarius — теплая баня –тепидарий (лат.)/ tepi-tar — теплая тара caldarius — горячая баня- кальдарий (лат.)/ gar-tari — горячая тара (горячий зал). В Помпеях существовал мясной рынок, который назывался малеллум. Смотрим перевод: macellum — мацеллум (мясной рынок)/ mace-run – мясной рынок (слав.). И все эти слова без усилий переводятся на славянский язык (народная латынь). Таким образом, помпейские бани – это прообраз современных vip-саун. Надпись из Помпеи

Оригинал:

Образец перевода этрускологами оскской надписи из г. Помпеи I век до н.э: Оскский текст: Транскрипция: v·aadirans·v·eutiu vam·paam vereiiaί·púmpaiianai·tr·istaa men tud·de ded·eίsak·eίtiu vad v·viίnikiis·mr·kvaίsstur·púmpaiians. trίίbum·e kak·kúm ben nieίs tangi nud·úpsan nam· de ded·ίsίdum·prúfatted

Перевод этрускологов:

«Вибий Адриан, сын Вибия, деньги, что он дал обществу молодежи города Помпеи, эти деньги В. Виникий, сын Мары, квестор помпейский, приказал потратить на строительство этого дома и утвердил это»

Перевод с помощью славянских языков:

Постройка бани в г. Помпеи

«Великий Адриан, великий явити вам баню, ввереную помпейцам. Триста человек тут дело делали. Её заключил, её дивную воду великий Виникий Мара квестор помпейский. Требу, её как Куму (Лукумону) пчелы приносят, деньги надо. Написано нами дело деланное всюду одобрено»

v aadirans – великий Адриан veutiu vam – великий явил вам paam – баня púmpaiianai, púmpaiians – помпейцы vereiiaί – ввереный tristaa – триста men tud – человек тут de ded – дело делали eί sak – её заключил eί tiu vad – ее дивную воду v viίnikiis – великий Виникий mr –Мара kvaίsstur – квестор trίίbum – треба (дань) e kak – её как kúm – Кум (Лукумон) — правитель ben nieίs –пчелы приносят tangi nud –деньги надо úpsan nam – описанный нами ίsίdum – всюду prúfatted – правится (одобрено)

Еще аналогия: Транскрипция:

MARAS • STAIIS • BANTTIE • LUСKIS • DEKITIS • MARAE СIK TVRRAI • DVNUM • DED

Перевод автора:

«Марсу ставил Банный день. Лучинки делал, окатил маранные щёки, в рог дунул деду»

Субботы многие люди дожидаются с нетерпением. Ведь в большинстве организаций этот день является выходным, либо укороченным. С субботы официально начинаются выходные, и радуясь приближению законного выходного, любознательные люди задаются вопросом, почему он назван именно так. Тем более, что в некоторых европейских странах этот день носит совершенно другое название. Итак, почему же суббота названа именно этим словом?

Если разобраться в деталях, ответить на него будет вовсе не сложно. Это вполне закономерное название, пришедшее из древнееврейского языка вместе с христианской религией.

Языки и происхождение слова суббота

Шаббат – время отдыха

В большинстве своем дни недели в русском языке названы производными от числительных. Понедельник и вторник – это производные от числительных первый и второй, среда – это середина рабочей недели, четверг – четвертый день, а пятница – пятый. Среди пяти основных рабочих дней все вполне понятно и закономерно, а вот суббота выбивается из этой логической цепочки. Для того, чтобы понять суть этого отклонения, имеет смысл обратиться к Ветхому завету, где говорится, что шесть дней Бог был занят сотворением земли и всего сущего, а на седьмой день он отдыхал.

Этот седьмой день носил название «шаббат”, что переводится дословно как «отдых”. Считается, что этот день был благословлен именно как выходной, на него полагается ходить в гости или принимать гостей, общаться с близкими. Но ведь выходит, что он седьмой по счету, а суббота в рамках современной недели – шестая, седьмым днем является воскресенье.

Название дней недели

Так сложилось исторически, что иудейским днем отдыха является суббота, в которую не положено заниматься трудом. В рамках этой культуры работать в субботу можно только в случае риска для жизни при отказе. В славянской же культуре днем абсолютного отдыха исторически считается воскресенье. Разница главным образом заключается в том, что у иудеев неделя начинается не с понедельника, а с воскресенья, которое является рабочим днем. Ведя счет с рабочего воскресенья «ришон”, они признают выходными пятницу и субботу. Поэтому суббота у них это седьмой день недели. Аналогичным образом дни считают в рамках европейской и американской сложившихся традиций, но здесь выходными остается воскресенье, открывающее неделю, и предшествующая ему суббота.

Иудейская неделя

Таким образом, название первого дня выходных перешло в язык, а его полноценная функция – нет, в силу российской традиции считать дни с понедельника. Кроме того, концепция православной и католической церквей устанавливает именно воскресенье днем отдыха, это одно из типичных отличий христианства от иудейской религии. Воскресенье в прошлом носило иное название, которое полностью отражало функцию этого дня, это название фигурировало еще в дохристианскую эпоху. Его называли «неделя”, то есть, день, в который ничего не делают. А «понедельник” можно считать производным даже не от слова «первый”. Это «первый день после недели”, то есть, после воскресенья. Сама же неделя в современном понимании этого слова называлась седьмицей.

Интересный факт: имеет смысл рассмотреть названия дней недели в славянских языках и сравнить их, чтобы сделать закономерные выводы. Для этого выше приведена таблица. Суббота повсеместно имеет схожее название, в то время как воскресенье – разнится.

Европейские языки и суббота как день Сатурна

Сатурн

В России принято говорить «суббота”, в Англии – «сэтэдэй”, в Словении – «собота”, в Грузии – «шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским «сатурналиям” и «дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.

Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.

Став неумолимым и хмурым богом, который и возглавил день, который считался неудачным для деловых начинаний. Считалось, что бездействие и отдых, а также духовые практики – единственное, что не будет проклято в этот день недели, и люди отдыхали. В дальнейшем эту традицию переняли племена, которые образовали новую европейскую государственность после того, как римской цивилизации пришел конец. Она укоренилась настолько, что дошла до наших дней.

Таким образом, слово суббота как обозначение дня недели пришло в Россию вместе с христианством из древнееврейского языка, где слово «шаббат” означало «не работать”. Это религиозный день отдыха, название которого прижилось в русском языке, а истинное значение – нет, поскольку днем отдыха уже считалось воскресенье. Сегодня многие люди отдыхают и в субботу, и в воскресенье, у других же в субботу – укороченный день. В любом случае, подобная структура недели прижилась, являясь оптимальным соотношением периодов труда и отдыха, название же дней имеют при этом вторичное значение. В Европе этот день все еще именуется в честь древнеримского бога Сатурна, как было принято тысячелетия назад, во времена Римской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *