Евреи антропология

«Там, где стоят баалей тшува, законченные праведники не способны стоять.» (Брахот 34)

Десятидневный период между Рош а-Шана (Новолетием) и Йом-Кипур (Судным Днем) носит на иврите название «Асэрэт йемей тшува”, что переводится обычно как «Десять дней раскаяния”. Слово тшува, означающее в данном контексте «раскаяние”, употребляется в еврейской среде наиболее часто именно в этот период. Считается, что приговор, вынесенный Всевышним в Рош а-Шана, к Судному Дню может быть смягчен, если в течение этих десяти дней человек искренне раскается в грехах, совершенных в прошедшем году.

«Покаяние в грехах и молитва особо действенны на протяжении десяти дней от Рош а-Шана до Йом-Киппур и принимаются тотчас же.”

Маймонид (РАМБАМ), «Хилхот тшува” 2:6

Четыре этапа раскаяния (называемого на иврите «тшува») впервые были сформулированы Рамбамом; они включают в себя последовательное исправление греха на уровне сознания, чувства и действия, а также твердое решение не совершать этот грех вновь, даже когда ситуация, казалось бы, сама подталкивает к нему.

«Какое раскаяние является полным? Это когда подвернулось ему то, чем уже грешил, и может он совершить (грех снова) – но отдалился и не совершил из-за раскаяния, а не из-за страха или бессилия.”

Рамбам, «Мишне Тора”

Но, кроме «раскаяния”, у термина тшува есть еще несколько важных значений. Понятие тшува сложнее, чем просто раскаяние в грехах. Одно из них – «ответ”, или «возвращение”; поэтому «хозрей би-тшува” («вернувшимися к ответу”), или «баалей тшува”, называют людей, вернувшихся к соблюдению заповедей иудаизма, ко Всевышнему. В последние годы в светской израильской среде в противовес этому термину вошел в употребление его антоним, употребляемый с оттенком сарказма: «вернувшийся к вопросу” – так называют выходцев из религиозной среды, отказавшихся от соблюдения традиции.

В иудаизме различаются «тшува, совершенная из страха” и «тшува из любви” – вторая, как и обращение в иудаизм (гиюр), совершенное из любви к Богу и народу Израиля, считается гораздо более совершенной. Под тшувой подразумеватся не только исправление совершенных конкретных грехов, но и исправление личных недостатков человека, его постоянное нравственное совершенствование.

Понятие тшувы как процесса возвращения и приближения человека к Богу занимает важное место в философии хасидизма.

«…Источник всей высшей Божественной жизни, которая притягивается к живой душе — все это посредством тшувы, и поэтому сказали, что тшува предшествовала миру… и также сказали, что тшува приводит излечение миру.”

р. Дов-Бер из Любавичей

Создатель философии религиозного сионизма р. Авраам Ицхак Кук видит в тшуве отдельную заповедь и рассматривает ее не только и не столько как исправление совершенных грехов, но как возобновление прерванного диалога человека с Богом, причем не только на индивидуальном уровне, но и на уровне всего народа.

Вошло раскаянье

и стало у порога,

стучится в дверь мою.

Спешу я распахнуть пред ним

ворота сердца.

Спаси нас, молим, о, Господь!

Рав Авраам Ицхак Кук

Словосочетание «баалей тшува” («вернувшиеся”, «раскаявшиеся”) может означать не только людей, воспитанных в еврейской религиозной традиции, отошедших от нее и впоследствии вновь вернувшихся. Так называют и еврея, выросшего в ассимилированной или вообще инокультурной среде, который начал вести жизнь практикующего иудея в уже сознательном возрасте.

Зачастую описание таких «возвращений” звучат как приключенческая повесть. Чего стоят, например, обнародования своего еврейства потомками «марранос”, насильственно обращенных в католицизм в Испании и Португалии 500 лет назад, или евреев из китайского города Кайфынь, внешне уже практически неотличимых от от своих соседей. Сайт организации «Шавей Исраэль”, занятой поисками криптоиудеев и их потомков по всему миру, пестрит такими историями. На фотографиях – группы потомков испанских марранос, спустя полтысячелетия обнародовавшие свое еврейство и функционирующие как полноценные общины в странах Латинской Америки, репатриировавшийся в Израиль внук последнего кайфынского раввина или польский мальчик, лишь в 15 лет узнавший о своих еврейских корнях и с опозданием на два года отпраздновавший свою бар-мицву.

АНТРОПОЛО́ГИЯ (в западноевропейской терминологии — физическая антропология, в отличие от социальной и культурной антропологии, объединяемых термином этнология), наука о происхождении и биологической эволюции человека, о вариациях физического строения человека и образовании человеческих рас.

Антропологические представления

Вопрос о расовом происхождении и расовой принадлежности евреев породил много споров и ошибочных представлений. Это и неудивительно, принимая во внимание историю евреев и характер их отношений с христианским миром, а также широко распространенные ложные представления о расе. Вообще учение о расах, сложившееся к середине 19 в., существенно изменялось и уточнялось; был период, когда евреи считались отдельной расой, однако уже в начале 20 в. было доказано, что это не соответствует действительности (см. Этнология. Евреи в этнологии).

Современные антропологические представления о физическом типе евреев базируются в основном на изучении следующих данных: скелетных останков древнего еврейского населения в Эрец-Исраэль и (в немногих случаях) в других местах; останков представителей окружавшего нееврейского населения тех же времен; антропологических и генетических характеристик ныне существующих групп евреев, разбросанных по всему миру. Кроме того, ценные данные могут быть почерпнуты из литературных источников и археологических раскопок. Библия содержит множество сведений о важных антропологических процессах в среде евреев и окружавшего их нееврейского населения, однако на эти сведения долгое время не обращали должного внимания.

Теории происхождения евреев

Первоначальный вопрос, без которого нельзя решить проблему расового происхождения евреев, — это установление их прародины и состава населения той части древнего мира, откуда они пришли. И археологические данные, и Библия (Быт. 11:28) одинаково указывают на Ур Халдейский (Ур Касдим) в Месопотамии как на место происхождения евреев. На ту же прародину указывает и хромосомный анализ, проведенный израильскими учеными в 1998–2000 гг. Более того, только на хромосомном уровне можно установить биологическое единство еврейского населения мира, тогда как даже генный анализ показывает высокую степень расхождений между различными популяциями еврейства: ашкеназами, сефардами, восточными евреями.

Библейская традиция в основном представляется достоверной также в свете археологических открытий, которые показали, что в начале среднего бронзового века, около четырех тысяч лет назад, на родине Авраама в Месопотамии старые царства рушились под ударами вторгавшихся завоевателей; даже в сравнительно хорошо защищенном и процветавшем ранее Харане оседлая культура пришла в упадок и явно увеличилась роль кочевников. Есть серьезные основания предполагать, что семитские народы из этих царств двигались на запад в сторону Ханаана. Исследования литературных памятников этого региона также подтверждают, что родиной предков еврейского народа была Месопотамия. В частности, космогонические взгляды книги Бытия так поразительно сходны с аналогичными взглядами месопотамского эпоса, например, сказанием о Гильгамеше, что трудно допустить иное объяснение, кроме общности традиции. Если Авраам и хотя бы часть его сородичей происходили из Месопотамии, то представляется наиболее вероятным, что они составляли часть коренного населения этой области, ушедшую на запад, спасаясь от новых завоевателей (сами завоеватели вряд ли отказались бы от плодов своих побед и стали бы скитаться в поисках новых мест для жилья). Если к тому же эти древние евреи, как свидетельствует Библия, считали арамеев Месопотамии своими ближайшими родичами, можно предположить, что антропологическое исследование коренного населения этого региона может дать ключ к выяснению характерных физических признаков первых евреев.

Это население до и в течение рассматриваемого периода принадлежало в основном к долихокефальному средиземноморскому типу, который был широко распространен в странах древнего Ближнего Востока и на Средиземноморском побережье, начиная с неолита, и преобладал также в более поздние времена. Следует, конечно, помнить, что нельзя рассматривать человеческие расы как однородное целое. Некоторая гетерогенность присуща всем расам и может быть частично объяснена процессом генетических изменений, происходящим внутри любой группы, а также, до известной степени, притоком генов от одной группы к другой.

У евреев сложился особый образ жизни, основанный на монотеизме, который придал им чувство группового единства и обособленности в окружавшем их языческом мире, но этого было недостаточно для установления полной эндогамии, то есть заключения браков только внутри группы. Даже в более позднее время, когда еврейское самосознание стало более выраженным и организованным, мы находим в самой Библии свидетельства о существовании смешанных браков (Быт. 16:1, 27:46, 28:1, 36:2). Моисей дважды брал в жены женщин из чужого народа: в первый раз Циппору, дочь мидийца, а затем женщину из племени кушитов (Исх. 2:21, 18:2; Чис. 12:1); в Библии можно найти еще множество таких примеров. Было бы ошибкой предполагать, что такие явления имели место только среди видных членов общины.

Другим путем генетического обмена между евреями и их соседями был обычай захвата женщин в качестве военной добычи. Несомненно, что потомки пленниц и рабынь, которые являлись частью семьи, в большинстве случаев, если не всегда, становились членами еврейского народа. Таким образом, на смешение евреев с ханаанеями, египтянами и разными другими племенами и народами, с которыми они находились в постоянном общении после ухода из Месопотамии, со всей ясностью указывают как предания, так и источники того времени. Менее ясно, какое влияние в том же направлении мог оказать переход разных групп язычников в иудаизм.

Останки древнейших представителей homo sapiens в Ханаане, обнаруженные в результате раскопок, могут быть отнесены к эпохе мезолита (десять тысяч лет тому назад). Их определяют как ранний (или возникающий) средиземноморский тип. В течение бронзового века вплоть до эпохи Авраама (примерно четыре тысячи лет тому назад) население Ханаана оставалось практически неизменным. Однако начиная со среднего бронзового века картина несколько меняется. Известны три серии черепов местного населения этого времени, из которых две относятся, по всей вероятности, к ханаанеям и обнаружены в Гезере и Мегиддо, а третья серия (695 черепов) происходит из Лахиша и датируется около 700 г. до н. э.; к этому времени евреи прочно обосновались в Эрец-Исраэль в качестве господствующего народа, а Лахиш находился в их власти, по меньшей мере, уже пятьсот лет. Доступные материалы показывают значительное сходство всех трех серий и позволяют заключить, что население этих мест представляло собой варианты одного и того же основного типа. Во всех трех сериях обнаруживается заметное, часто разительное увеличение ширины черепа, ведущее к брахикефалии.

Весьма сходные изменения отмечены в Анатолии, Сирии и Месопотамии, где имеются бесспорные археологические доказательства происходившего в то время проникновения в эту область новых народов-завоевателей, например, хеттов (несемитского народа), а также ряда других народностей и племен, о расовом составе которых почти ничего не известно. Антропологическое сходство обнаруживается также между черепами из Лахиша и черепами из Ирана и Египта. Итак, можно сделать вывод, что в период своего формирования израильтяне представляли собой население в основном средиземноморского типа, сходное с туземным населением не только Ханаана, но и большей части древнего Ближнего Востока. Среди этого населения встречались, хотя, по-видимому, в меньшей степени, новые элементы из числа вторгавшихся завоевателей.

Развитие характерных антропологических признаков

О периоде с 700 г. до н. э. и до римских времен нет достаточных данных. Именно в этот период ассирийцы проводили политику массового переселения разных народов с целью умиротворения покоренных земель и осуществления контроля над ними. Эти события отражены как в ассирийских надписях, так и в Библии, причем между этими источниками существует удивительное согласие. Нельзя исключить того, что хотя бы некоторая часть нееврейского населения из других стран, поселенного ассирийскими царями в Эрец-Исраэль, ассимилировалась среди евреев и приняла иудаизм (ср. II Ц. 17:24–41). О более поздней биологической истории евреев — под властью Птолемеев, Селевкидов, а затем и римлян — нет сколько-нибудь надежных источников. Для культурной обстановки того времени было характерно растущее влияние внешнего мира, особенно эллинистического. Помимо культурной ассимиляции, увеличилась подвижность населения в границах новых империй. Евреи, будь то жители разных городов империи или путешествовавшие торговцы, стали гораздо шире общаться с другими народами — шире, чем когда бы то ни было раньше. Трудно установить точно, в какой степени это облегчало возможность смешения, однако было бы неразумно вовсе отрицать биологическое воздействие этих условий. Как на один из примеров, можно указать на то, что династия Ирода происходила из идумеев, обращенных в иудаизм.

Помимо насильственных угонов евреев ассирийцами, вавилонянами и римлянами, в течение длительного времени евреи добровольно переселялись в разные центры, разбросанные по эллинистическому, а позднее — по римскому миру. К 70 г. н. э. общая численность евреев достигла 4,5 млн, из которых всего один миллион оставался в Эрец-Исраэль. В какой степени увеличение числа евреев за границей могло быть обусловлено обращением в иудаизм, широко распространенным в то время, нельзя определить с точностью. Уже в 321 г. еврейские колонии существовали в Рейнской области — задолго до того, как там утвердились многие из германских племен. Так же широко евреи распространялись в мусульманском мире, от Андалуса (Испания) и до Ирана. Еврейские колонии появились и в других местах.

Долго бытовало мнение — и часто оно кажется неискоренимым, даже при наличии доказательств обратного, — что современные евреи принадлежат к одной расе, то есть образуют легко распознаваемое гомогенное целое. Из того, что было сказано выше, ясно, что евреи в процессе своего формирования как народа уже вобрали в себя значительное число разных расовых типов от народов, с которыми они соприкасались. Это происходило как благодаря смешанным бракам, так и благодаря принятию иудаизма более или менее значительными группами неевреев. Исследование расовых свойств современных групп евреев обнаруживает размах колебаний в основных показателях, далеко выходящий за пределы, которых можно ожидать для относительно однородной расовой группы. Например, головной показатель (процентное отношение наибольшей ширины к наибольшей длине головы) колеблется в среднем от 72 у евреев Мзаба в Сахаре до примерно 85 на Кавказе, что почти равняется общему диапазону для всего человечества. Кроме того головной показатель, на данные которого постоянно опирались в своем расовом учении теоретики национал-социализма, оказался совсем не устойчивым фактором. Наблюдения американских антропологов над иммигрантскими семьями в США показали, что переход от долихокефалии к брахикефалии и наоборот может совершиться на протяжении двух поколений (см. Этнология. Этнология о евреях).

Значительные различия существуют между разными группами евреев также в пигментации глаз и волос. Например, голубой цвет глаз встречается более чем у 20% восточноевропейских евреев, но менее чем у 2% иракских евреев. Среди европейских евреев встречается значительно больше блондинов, чем среди евреев из мусульманских стран. Аналогичные различия наблюдаются и в отношении строения волос.

Часто говорят о так называемом еврейском носе. Выпуклый профиль носа с загнутым вниз кончиком нередко встречается у евреев, однако он достаточно характерен для всего региона, откуда они происходят, не говоря уж о том, что он наблюдается и у европейцев-неевреев. Кроме того, опубликованные данные показывают, что евреи сильно отличаются друг от друга и в этом отношении, и что прямой и вогнутый носовые профили часто встречаются среди некоторых групп евреев. Группы крови у разных групп евреев колеблются, приближаясь к средней величине, характерной для окружающего населения, среди которого данная группа евреев обитает с давних пор. Некоторые евреи внешне определенно отличаются от окружающего населения, но многие другие с трудом поддаются распознаванию. Об этом нередко забывают, и стереотип, характерный для части, распространяется на всех, — достаточно обычное явление (см. Антисемитизм).

Современный, антропологически неоднородный еврейский народ возник из населения, которое первоначально должно было обладать однородными антропологическими признаками. Эта антропологическая неоднородность может быть объяснена действием трех факторов: смешанными браками, способностью организма по-разному приспосабливаться к внешней среде и, наконец, селективным давлением новой окружающей среды, которое могло подавлять некоторые свойства и способствовать сохранению других свойств. В целом смешанные браки, даже и немногочисленные, но продолжающиеся непрерывно на протяжении длительного времени, представляются самым значительным фактором в изменении еврейского антропологического типа. С возникновением Государства Израиль и возвращением евреев из всех частей света на свою историческую родину израильтяне оказались на пороге нового смешения — смешения разных еврейских общин и их постепенного слияния.

Участие евреев в развитии антропологии

Страны Запада

Говоря об участии евреев в развитии антропологии, следует отметить, прежде всего, что классики науки о человеке, заложившие основы методологии и разработавшие научный аппарат, объединяли в своих интересах физическую антропологию с культурной и социальной. Ф. Боас, знаток языков и культуры североамериканских индейцев, прославился также антропологическими исследованиями коренного и пришлого населения Америки. Особенно интересны сделанные им наблюдения над изменчивостью расовых признаков. При сравнении детей евреев иммигрантов из Восточной Европы и детей выходцев из Южной Италии оказалось, что головной показатель первых значительно понизился (переход к долихокефалии), а вторых немного повысился. Полученные результаты Боас использовал для опровержения расистских теорий. Две значительные работы: «Ум первобытного человека» (1911) и «Антропология и современная жизнь» (1928) он посвятил утверждению принципиального единства человечества, человеческой психики и интеллекта. Он показал, что расовые признаки меняются под влиянием географической среды, упражнений, диеты, расового смешения. Во второй работе он впервые обосновал идею культурного релятивизма, связав тем самым антропологию с этикой.

Ученики Боаса Р. Лоуи (1883–1957) и П. Радин (1883–1959) продолжили заложенные им традиции. В книге Лоуи «Первобытное общество» (1921) прослеживаются разные стороны семейных отношений, формы брака, положение женщины, племенной быт. П. Радин начал с изучения физической антропологии, а позже перешел к исторической этнологии. Он провел серию полевых исследований среди индейцев виннебаго и пришел к выводу, что «примитивная культура» как единое целое не существует, она делится, как и современная, на целый ряд разнообразных, но равноценных культур. Эту идею поддержал и развил М. Херсковиц, начавший свою деятельность как специалист по физической антропологии и расоведению. Он исследовал также социальный аспект расовой проблемы. В целом в американской науке интерес к физической антропологии заметно уступает интересу к социальной и культурной.

Выдающимся представителем сначала британской, а затем американской физической и культурной антропологии был Ф. Э. Монтегю (Исраэль Эренберг; 1905–99). Он работал в Британском музее естественной истории, в университете Нью-Йорка; в ЮНЕСКО он участвовал в подготовке документов о расах и расизме (1951–1952) и был членом комитета по генетике и физической антропологии. Учитывая современное смешение рас, он предлагал вообще не оперировать этим понятием, сыгравшим столь пагубную роль в современной истории. Его наиболее известные труды: «Самый опасный миф человечества» (1942, 1964), «Наследие человечества» (1959, 1964), «Направление человеческой эволюции» (1955, 1959).

Филлип Тобиас (1925–2012), южноафриканский палеоантрополог, основатель и глава Африканского института изучения человека (1961–1968), прославился участием в обнаружении и описании австралопитека Homo habilis. Его израильский коллега М. Штекелис впервые выделил ярмукскую культуру раннекерамического неолита. Он также был инициатором создания Музея первобытной культуры в Хайфе и членом совета Международного союза исследователей первобытной культуры. Профессором Хайфского университета был Х. Розенфельд (родился в 1921 г.), изучавший бедуинов и проводивший сравнение городского и сельского арабского населения Израиля.

Советский Союз

Значителен вклад евреев в развитие разных отраслей антропологической науки в СССР. В. Гинзбург (1904–1968) занимался изучением антропологических особенностей таджиков и евреев Средней Азии, основные труды: «Горные таджики» (1937), «Древние и современные антропологические типы Средней Азии» (1951). М. Левин (1904–1963), заместитель директора Института этнографии и антропологии АН СССР (1944–1963), — автор крупных работ по антропологии Сибири, Средней Азии и Японии. Важнейшие его монографии: «Основы физической антропологии» (1955) и «Этническое происхождение народов Северо-Восточной Азии» (английский, 1963). В соавторстве с Я. Рогинским (1895–1987) он написал обобщающий труд «Антропология» (1977). Рогинский разрабатывал общие проблемы происхождения и развития Homo sapiens, придерживался идеи моноцентризма — единого источника происхождения всех рас. В отличие от него Г. Дебец, наряду с западными антропологами, считал, что современные расы начали складываться у древних гоминид в нескольких центрах Африки, Европы и Азии (полицентризм). Г. Дебец и В. Бунак изучали эволюцию человеческих типов (грацилизацию, увеличение длины тела, изменения головного показателя) на материале народов СССР. Вместе с другими советскими антропологами М. Урпсоном, И. Гохманом, Генриеттой Хить они значительно расширили аппарат антропологических исследований.

Антропология социальная — см. Этнология.

Число семь активно участвует в нашей жизни с начала мироздания до сегодняшнего дня. Книга «Бэрешит» повествует о семи днях Сотворения Мира.

  • В первый день был сотворён свет и тьма.
  • Во второй день небесный свод, отделяющий «верхние воды» от «нижних вод».
  • На третий день суша поднялась над водами, и земля по велению свыше произвела травяную зелень и деревья.
  • В четвёртый день Творец установил солнце, луну и звёзды и велел им служить светилами и ориентирами для отсчёта времени.
  • В пятый день появились птицы и рыба.
  • В шестой день — животные и человек. А седьмой день стал днём покоя.
  • Седьмой день – Шабат, это та цель, к которой стремится мир после шести дней творения и шести рабочих дней.

Как атрибут святости и совершенства мироздания, это число включает 7 сфирот (סְפִירוֹת, ед. число סְפִירָה – сфира):
Хэсэд – Милость;
Тифэрет – Красота; Великолепие;
Гэвура – Строгость или Сила;
Нэцах – Победа или Вечность;
hод – Величие, Сияние, Признание;
Йесод – Основа, Фундамент и
Малхут – Царство, Королевство.

Эти сфирот названы Деревом Жизни, так как с ними проявляются духовные качества Творца в материальном мире.

Буквальное значение слова сфира – счёт (учёт), но это также сфера, летоисчисление и эра.

Однокоренные слова этого слова: сифра (цифра), сэфер (книга), софер (писатель), сипур (рассказ), сапир (сапфир), сапар (парикмахер), сфар (граница), миспар (число) и т.д. Кроме указанных семи сфирот на вершине Дерева находятся:
Кэтэр – Корона (она же Даат – Знание),
Бина – Разум,
Хохма – Мудрость.

Соответственно семи высшим уровням мира, есть семь нижних: шеоль, авадон, гейhином, беэр шахат, тит hийон, цийа, цалмавет. Человек попадает после смерти в один из семи уровней ада – один ниже другого, откуда нет возврата (Батей мидрашот 27). И там он расплачивается за все действия, которые совершал при жизни.

Царь Давид оплакивал Авшалома, любимого сына, поднявшего восстание в Израиле и пытавшегося убить своего отца. Говорил он: «Авшалом, сын мой! Сын мой!», повторял эти слова. Объясняют мудрецы Торы, что семь раз он произнёс слова «сын мой», чтобы поднять из семи уровней ада, от страшного наказания, которому была подвергнута его душа за преступление против Израиля и против родного отца.И последний раз, чтобы уравнять с теми, кто умер своей смертью (Бавли, «Сота» 10-б).

Число семь постоянно присутствует в Торе, в еврейской традиции и во всемирной истории. Это семь законов Ноаха, что даны были для всех поколений людей на земле, это семь благословений, полученных Авраhамом, это также семь плодов Эрец Исраэль, имеющих святость.

Вот часть из наиболее существенных проявлений числа 7 в нашей жизни.

  • Фараон, царь Египта, видел во сне семь жирных и семь тощих коров, семь полных колосьев и семь ущербных.
    Каждое наказание в Египте продолжалось 7 дней.
    Яаков работал на Лавана за то, что получил в жёны Рахель, дважды по семь лет.
    У Итро было семь имён и семь дочерей.
    Моше умер седьмого Адара.
    Семь народов воевали с Израилем, сопротивляясь освобождению Обетованной Земли.

  • И семь раз евреи под командованием Йеhошуа обходили город Иерихон, пока не пали его стены.

  • Праздники Песах и Суккот продолжаются семь дней.

  • В Симхат Тора евреи совершают «шева акафот», семь раз обходят с лулавом и свитками Торы вокруг бимы.
    Семеро приходят в гости к евреям, сидящим в сукке: Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон, Йосеф и Давид.
    Менора в Храме, подобно дереву, имела семь ветвей и семь светильников.
    Шесть лет работают евреи в Эрец Исраэль на земле, а седьмой год – «шмита», отдыхает земля.

  • И евреи отдыхают от сельскохозяйственных работ, а своё свободное время посвящают изучению Торы.

  • В седьмой год евреи прощают друг другу долги, «шмитат ксафим», а еврейские рабы возвращаются на свободу после семи лет рабства.
    Семь недель от второго дня Песаха до 6 Сивана – «Сфират hа-омер».
    Семь благословений, «шева бэрахот», читают для жениха и невесты под хупой, и праздник их продолжается семь дней.
    В еврейской традиции есть обязанность для скорбящих семь дней сидеть «шиву», в доме траура.
    Семь мужчин поднимаются в шабат к чтению недельного раздела Торы.
    Семь оборотов ремня следует сделать на руке, возлагая тэфилин.

В Торе мы встречаем число 7 в квадрате равное сорока девяти и десятикратное число 7 – семьдесят.

Семья Яакова в составе семидесяти человек пришла в Египет и стала многомиллионным еврейским народом. Семь недель, семь раз по семь, евреи шли по пустыне и на пятидесятый день получили Тору, этот день стал праздником Шавуот. Израиль был избран из семидесяти народов.

В пустыне Моше-рабену собрал Совет мудрецов из 70 старейшин, и впоследствии в Израиле стал заседать Великий Санhэдрин, Высший Суд из семидесяти судей.
Средняя продолжительность жизни на земле 70 лет, как сказано: «Дни лет наших – семьдесят лет, а если укрепимся – восемьдесят лет…».

Среди событий прошлого есть одно скорбное, но необходимое событие, повлиявшее на историю человечества. Это перевод Торы на греческий язык по заказу царя Египта Птолемея II Филадельфа семьюдесятью еврейскими мудрецами – «Септуаги́нта».

Раскрывая сакральный смысл числа семь – шева, можно увидеть её прямую связь с швуа – клятвой. Сказано в Торе, что Авраhам передал Авимелеху в Нэгеве у колодца семь баранов, они заключили договор о мире и принесли жертву, и поэтому то место, где они поклялись, названо Бэер-Шава – колодец клятвы (Бэрешит 21:29-31).

Клятва-швуа (שְבוּעָה) посредством числа семь-шив’а (שִבְעָה – мужск.род) или семь-шева (שֶבָע – женск.род) подтверждает ответственность человека за его поступки.
И Творец повторяет для Ицхака клятву, данную Авраhаму хранить и умножать их потомство и наследие.

Поэтому Ицхак, сын Авраhама, в нескольких километрах от этого места уверенно заключил договор с царём плиштим (Палестины), и они поклялись «ваишав’у» друг другу (וַיִּשָּׁבְעוּ אִישׁ לְאָחִיו) о мире. Ицхак выкопал там семь колодцев и основал поселение Беэр-Шева (Бэрешит 26:31).

Семь откровений даст Машиах народу Израиля:

1.Престол славы Всевышнего;

2.Выход на поверхность земли Кораха и всех, кто был с ним;

3.Ган Эден; 4.Дерево Жизни; 5.Гейhином;

6.И всех праведников мира;

7.Умерших, вернувшихся к жизни.

(Сэфер Элияhу, глава «Машиах»).

Вот семь, которых ждёт Небесный Суд:

1.Кто не возлагает тэфилин на голову и не повязывает на руку, на одежде которого нет цицит, нет мезузы у входа в его дом, нет обуви на его ногах;

2.У кого нет жены;

3.У кого нет детей;

4.У кого есть дети, но он не учит их Торе;

5.Кто не спешит исполнять заповеди;

6.Кто не ходит в бет-кнессет;

7.Кто ест без нэтилат йадаим (не омывает руки перед едой).

(Бавли, «Псахим» 113-б).

Люди давно обратили внимание на удивительное число семь, и оно стало значимым для всех народов мира. Пифагор и его последователи считали, что семёрка приносит удачу и является инструментом откровения свыше.

А мудрый еврейский царь задолго до рождения Пифагора сказал об этом так: «Ибо праведник семь раз упадёт и встанет, а злодеи провалятся в беду» (Мишлей 24:16).

С этим числом так же связаны семь цветов радуги, семь нот музыкальной гаммы и седьмой по счёту музыкальный интервал — септима. Вероятно, за всеми этими семёрками скрывается нечто очень важное и глубокое, призывающее нас открыть его тайну (Джордж А. Миллер). Тот, кто найдёт ключ к этой тайне, войдёт в чертоги Творца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *