Феодоровский собор

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком – казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.

Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.

В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.

Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам – на Рождество, Крещение и Пасху – раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

Советское время

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.

  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.

Современное время

  • В 1985–1995 годах была произведена реставрация собора.
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви
  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году – в верхней.
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков – по количеству своих детей.

Редакция сайта Пушкин.ру

Краткое описание

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых петербуржцы привыкли называть просто Феодоровским собором или кратко – Феособор. Это действующий храм Русской Православной Церкви, находящийся в центре Санкт-Петербурга и приковывающий внимание своей не вполне типичной для северной столицы церковной архитектурой.

Строительство собора

В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.

Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.

Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.

В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:

  • Государственные учреждения
  • Образовательные заведения
  • Губернские и городские управы
  • Банки
  • Железнодорожное ведомство
  • Воинские части
  • Общественные организации

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году, а нижнего – в 1920 году

Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.

В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии

Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.

Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.

Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.

Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.

Советские годы

В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.

В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор.

Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками

Можете представить что на этом месте был молочный завод? ДаНет

В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.

В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.

Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.

Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

Новая жизнь

Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:

  • Воскресная школа для детей
  • Религиозно-просветительские курсы
  • Школа библейской филологии
  • Богословско-философский семинар
  • Группы взаимопомощи для зависимых
  • Общество трезвости
  • Школа пения
  • Социально-информационный прием
  • Экскурсионная служба
  • Швейная мастерская

Кроме этого в Феодоровском соборе:

  • Осуществляется полноценная работа по воцерковлению детей и взрослых
  • Уделяется серьезное внимание подготовке желающих принять Таинство Крещения
  • Ведется благотворительная деятельность, молодежное и семейное служение
  • Устраиваются регулярные встречи для совместного изучения Библии
  • Проходят приходские собрания «Женщины в свете Писания»
  • Читаются лекции по богословию, истории, искусству
  • Проводятся концерты духовной, а также классической музыки

Архитектурный облик

Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.

Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.

В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.

К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.

Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами

Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.

Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:

  1. Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину — центральный алтарь
  2. Царственным страстотерпцам — южный придел
  3. Святым Новомученикам и Исповедникам Российским — северный придел

В верхнем храме установлен привычный иконостас, выполненный так же, как его несохранившийся предшественник. Он вырезан из липы и украшен позолотой.

Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.

Расписание богослужений

По будням:

  • 7:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По субботам:

  • 10:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – всенощное бдение в нижнем храме

По воскресеньям и в дни великих церковных праздников:

  • 7:00 – ранняя литургия в нижнем храме
  • 10:00 – поздняя литургия в верхнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читаются акафисты

Официальный сайт

Телефон

8 812-910-43-50

Где находится

Адрес

Миргородская улица, 1-В, литера А

Метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского

Как добраться

  • Со станции метро Площадь Восстания выйти на Московский вокзал. Пересечь площадь Восстания и идти по улице Гончарная. Дойдя до Полтавской улицы, повернуть направо и следовать до ее пересечения с Миргородской. Там и находится собор. Путь пешком займет около 10 мин.
  • Прибыв на станцию метро Площадь Александра Невского, повернуть направо – при выходе через Александра Невского-I или налево – при выходе через Александра Невского-II. Идти по Невскому проспекту до Харьковской улицы и свернуть налево. По ней – до пересечения с Миргородской и направо. Пешком – приблизительно 15 мин.

Интересные факты

  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.

Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.

Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.

Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

Автор статьи Анастасия Живу в Великом Новгороде. С удовольствием провожу время в Санкт-Петербурге. Люблю писать об истории и культуре этих двух городов. Написано статей 4

1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки. Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей. Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.

Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века. Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала. Август 1911 года в истории храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.

Три года длилось строительство собора – в итоге все получилось, как было задумано: внешний вид храма соответствовал ростовскому стилю времен царствования основоположника династии Михаила Романова.

Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью. Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс. прихожан.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных событий он был арестован и расстрелян. 2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.

Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…

К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.

С инициативой построить Федоровский собор в Царском селе выступили князь Алексей Ширинский-Шихматов и полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Ломан, члены православного Палестинского общества. (Палестинское общество занималось изучением истории и археологии, филологии и этнографии стран Ближнего Востока).

Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.

В 1908 году Николай II дал разрешение на строительство и в августе 1909 года рядом с казармами и Александровским дворцом, недалеко от Ковшового пруда храм был заложен. В церемонии участвовал сам император, а члены императорской семьи посадили на храмовой площади 7 дубков, четыре из которых стоят здесь и сейчас.

Было принято решение построить храм в стиле церковной архитектуры XVII века. Проект сооружения выполнил архитектор Александр Померанцев, автор здания ГУМа в Москве. Однако, его замысел показался комиссии слишком громоздким и дорогим, а формы, представляющие «нарышкинское барокко», не отвечающими архитектурным идеям начала XX века. Работа опытного архитектора была отклонена. Окончательный проект подготовил молодой и полный свежих идей архитектор Владимир Покровский, взявший за основу храма архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля в первоначальном его виде.

150 тысяч рублей на строительство были выделены лично Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Также деньги поступили от сахарных, табачных и горчичных «королей», которые надеялись получить награду или стать «поставщиком двора его величества». Поскольку денег на возведение храма было достаточно, работы продвигались ударными темпами и через четыре года, в 1913 году строительство завершилось, храм получил имя «Федоровского государева собора».

Федоровский собор стал не только полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя, но и приходом императорской семьи, члены которой могли войти в храм через специальный вход в юго-восточном углу здания. Николай II чаще посещал не придворную церковь при Екатерининском дворце, а именно Федоровский собор, где он молился вместе с солдатами.

Вместе с тем, простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.

Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный — во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой — во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.

Роспись Федоровского собора выполнена по эскизам, созданным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Униформа солдат-служителей храма, похожая на стрелецкие кафтаны, сшита также по эскизам Виктора Васнецова.

После Октябрьской революции Федоровский собор не был разрушен, в отличие от многих других храмов. Но после его закрытия в 1933 году иконы передали в Русский музей, правда, при этом было выяснено, что многие из них, считавшиеся древними, оказались подделкой.

До войны в храме находилась киностудия Ленфильма. В нижнем храме размещался архив кинофотодокументов, а в верхнем притворе был устроен кинозал.

Во время войны Федоровский собор не был полностью разрушен, но лишился куполов. Оккупанты разобрали входную лестницу из розового мрамора, спилили несколько дубков, посаженных членами царской семьи и сломали царские ворота. В это же время сгорели все архивные материалы.

В послевоенное время в храме размещалось овощехранилище сельхозинститута. В 1962 году власти пытались взорвать храм, но попытка оказалась неудачной: были уничтожены только пристройки к основной части здания.

В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви и уже в следующем году в нем начались богослужения. К настоящему времени завершена реставрация сооружения. Возле дубов, посаженных императорской семьей в 1993 году установлен памятный бюст императора Николая II.

Царский образ

Сохранилась старая немая кинопленка о визите царской семьи в Федоровский собор в Царском Селе. Колыхание белых шляп дам, идущих крестным ходом, благословение священника. Государь на кинопленке — и сквозь столетие характер виден — именно таков, как отмечали близко его знавшие, без аффектов и пустых выспренностей — прост, здрав, умен в движениях. Императрица, княжны, наследник, еще ребенок, с вечной бескозыркой, старательно стучащий молоточком по первым кирпичам будущей святыни. 2 минуты 12 секунд пленки на YouTube прокручиваешь раз пять — чтобы снова колыхалось время вместе с белыми шляпами и зонтами, чтобы они крестились и благословлялись. Впечатление можно продлить фотографиями царской семьи на освящении еще одного Федоровского собора — в Санкт-Петербурге. И снова встретиться с чувством тайной, неиспытанной гордости за аристократическое русское царское величие.

Из 100 лет своей жизни храм 80 лет не был храмом. Его вид перед возвращением Церкви был страшен

Наши чувства по поводу последнего государя обычно мечутся между соблазном строгого (хорошо, если не хамского) суда над его управленческим даром и щемящим чувством вины и жалости к нему и к России, которую мы потеряли вместе с ним.

Социологи говорят, что в XXI веке сильнее и выигрышнее будут общества, которые не стали сплошь массовыми, сохранили остатки сословности и царские и королевские дворы как символ национальной чести. И это снова и снова ставит немой вопрос о возможности если не восстановления монархии, то хотя бы ее символического капитала.

У царской семьи Романовых была «своя» святая икона — Феодоровская. Именно этим образом инокиня Марфа в начале XVII века благословила сына Михаила — первого выбранного из рода Романовых царя — на царство.

Немецкие принцессы, становясь невестами русских великих князей и принимая православие, с XVIII века обычно брали себе отчество «Федоровны» — в честь этого образа.

И поэтому к 300-летию Дома Романовых в начале XX века важно было построить в столице Федоровский собор — как духовный памятник трехвековому царствованию. Официально — храм Феодоровской иконы Божией Матери. В обиходном языке Ленинграда 20-х годов — Романовская церковь.

20 минут ходьбы от вокзала, и столбенеешь от ощущения, что ты в Москве, перед тобою настоящая кремлевская стена. Петербургские церкви — это либо замечательная классика, либо привычное барокко, а тут, как контрапункт, что-то допетровское, белокаменное… Если когда-нибудь будут снимать ремейк «Иронии судьбы», то Лукашина на 3-ю улицу Строителей надо провезти как раз мимо Федоровской церкви для пущей уверенности, что он в Москве. Впрочем, выйдя из такси и присмотревшись, понимаешь, что храм не к одной Москве отсылает, но и к Ярославлю, Суздалю, Ростову Великому.

Храм как памятник в неорусском стиле должен был явить все богатство церковных архитектурных форм, что Россия накопила за столетия. В том числе и в доромановские времена. Главными в проекте Степана Кричинского стали стилевые мотивы московских, ярославских, ростовских церквей. Интерьер нижнего храма — св. Александра Невского — распорядились обустроить в стиле древних новгородских церквей.

Первые 100 рублей на строительство Федоровского собора перечислил находящийся на одре предсмертной болезни святой Иоанн Кронштадтский. Первые 25 тысяч — государь-император. Деньги продолжили собирать всем миром, и храм был построен.

Его задумали в 1909 году, а освятили в январе 1914 года, собрав на праздник потомков тех, кто голосовал когда-то за избрание на царство Михаила Федоровича. Пять первых колоколов носили царские и великокняжеские имена — «Михаил-Николай», «Александра», «Мария», «Михаил» и «Ольга».

Здание передать Союзмолоко

Сегодня архитектурные замыслы 1914 года — сочетание древних мотивов с модерном — кто-то бы, наверное, рискнул назвать игрой с историей и культурными формами. Но, прежде чем произошла эта игра с историей, история сыграла в злую игру с людьми и храмом.

Не успели в освященном соборе позолотить купола, как началась Первая мировая война. Позолота куполов, как и обустройство нижнего храма, были отложены. Осталась лишь запись в журнале строительного комитета: оформить интерьер…

А потом грянула революция. Осенью 1917-го строительный комитет заявил о прекращении своей деятельности «вследствие текущих тяжких событий».

Каким-то чудом эта церковь оставалась действующей — до 1932 года. Храм — мудростью или хитростью — упорно отстаивало Александро-Невское братство (состав — от простых рабочих до университетских профессоров).

В протоколах допроса последнего настоятеля собора, архимандрита Льва Егорова, записан его ответ на вопрос «Ваши политические убеждения?»: «Стараюсь не мешать строительству социализма». С дополнением о «несочувствии» атеистической работе советской власти.

В 1937 году отец Лев был расстрелян. Были расстреляны трое из посещавших собор и служивших в нем епископов и архиепископов. А в 1932 году — постановлением Володарского райсовета — закрыт сам собор. «Церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко» — так была решена его судьба.

Участь церковных зданий в те времена была горестна — их либо взрывали и сносили полностью, либо переоборудовали под что-то совершенно чуждое Церкви — овощехранилище, склад, бассейн, гараж, завод, в лучшем случае — клуб или музей. Федоровский собор постиг один из худших случаев — здесь построили промышленное предприятие со всеми вытекающими — иногда в буквальном смысле слова — последствиями. Когда в 60-е годы затеяли расширение молокозавода, обезглавленный собор покрыла четырехскатная оцинкованная крыша. Пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее кирпичными пристройками. Из 100 лет своей жизни храм 80 лет не был храмом.

Политический проект и современные Рублевы

В 90-е годы были предприняты первые труды по возвращению поруганного храма Церкви. Они были долгими, включавшими тяжбы и разбирательства со всевозможными мутными ООО. Новая страница в истории храма по-настоящему открылась в XXI веке, когда «Единая Россия» приняла программу «Историческая память» по восстановлению храмов, усадеб и памятников культуры. Федоровский собор шел в ней под номером один. И даже когда финансовый кризис сократил список задуманного, собор не пострадал. Слишком нерядовым был этот храм, поэтому попечительский совет по его воссозданию возглавил тогдашний председатель Госдумы Борис Грызлов, в него вошли Валентина Матвиенко, бывший глава Заксобрания Петербурга Вадим Тюльпанов, тогдашний глава РЖД Владимир Якунин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, представитель Дома Романовых князь Дмитрий Романович Романов.

Спустя почти 100 лет пришло время воплотиться запланированному в 1914 году. Внешний вид храма воссоздали по фотографиям, вдобавок позолотив купола. Внутреннее убранство верхнего храма (иконостас, паникадило в виде царской короны Михаила Федоровича) — по ним же. А обустройством нижнего храма, с которым не успели в 1914-м, — в стиле старых новгородских церквей до времени Александра Невского — занялся выдающийся иконописец нашего времени архимандрит Зинон (Теодор), которого иногда называют «современным Рублевым».

Заполучить отца Зинона, расписывающего монастырь на Афоне, было не так просто, но сказалась его дружба с молодым настоятелем собора, отцом Александром Сорокиным. Попечительский совет предоставил абсолютную свободу о. Александру , а тот — ее же — отцу Зинону.

Уже в начале XX века археологи и историки церковного искусства предполагали, что новгородские церкви домонгольской Руси были похожи на храмы Византии. В них, например, не было привычных нам иконостасов, лишь невысокая алтарная преграда. И архимандрит Зинон предложил свое решение в камне и красках.

По сути, в восстановленном Федоровском соборе сегодня явлено то, на дефицит чего иногда указывают Церкви, — хорошее образование и вкус настоятеля и огромная культура и выдающийся талант знаменитого иконописца, чей проект неожиданно совпал с тем, что желали создатели храма 100 лет назад. И теперь нижний храм Романовской церкви — это современный художественный шедевр. Кстати, когда в Петербурге проходила ночь музеев, отец Александр присоединился к ней — храм, как и городские музеи, был открыт до 11 вечера. » К нам пришли люди, которые бы никогда не пришли на службу, — рассказывает он. — Мы для них провели экскурсии».

В бывшем Доме причта храм организовал Просветительский центр. Здесь работают воскресные школы для детей, собираются анонимные и неанонимные алкоголики ( до 20-30 человек), заядлые трезвенники… Постоянно читаются лекции по богословию и истории искусства. Иногда в нижнем храме идут концерты — например, поется «Всенощная» Рахманинова в исполнении лучшего нецерковного хора Санкт-Петербурга — Смольного собора. Недуховные песнопения — это в основном классика — все слушают в Просветительском центре. В нижнем храме, как исключение, исполняется музыка барокко XVIII века. Основание — эта музыка связана с Романовыми — начиная с Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Ее писали русские музыканты иностранного происхождения, итальянцы при дворе русских государей. Ансамбль, ее исполняющий, и называется «Солисты Екатерины Великой». А руководитель ансамбля — прихожанин храма. «Культуре место в церкви, — любит повторять отец Александр. — Я считаю, что церковные врата должны быть распахнуты всему культурному и духовному в широком смысле этого слова, а не только тому, что записано в требнике или служебник. Хотя для этого нужны высокий вкус, чутье, образование, чтобы не допустить никакой вульгарщины».

И память о Романовых в храме сегодня нужно наполнять именно культурой, открывающей в людях лучшие стороны и зовущей к диалогу, уверен настоятель Федоровского храма.

Память

Столетие отречения императора Николая II от престола будет отмечено патриаршим богослужением. Патриаршая литургия будет совершена сегодня. В день отречения 100 лет назад была явлена Державная икона Богородицы, верующие восприняли это как знак заступничества Божией Матери о русской земле. Сейчас Державная икона хранится в Казанской церкви в Коломенском, где была обретена, и является одной из главных святынь современной России. В этом храме Патриарх Кирилл и совершит сегодня богослужение.

Интервью

Государь и вандалы

В храме, посвященном 300-летию Дома Романовых, какими выглядят эти 300 лет?

Протоиерей Александр (Сорокин): Наш храм построен как «величественный памятник благополучного 300-летнего царствования Дома Романовых». Оно было славным, успешным, замечательным. Иногда трудным и ошибочным, но, в общем, это, конечно, был богатый положительными результатами период истории России. Но закончился он большой трагедией и для последней царской семьи, и для всей России. Кровавое и трагичное завершение правления Дома Романовых, с одной стороны, нелогично (страна мощно набирала обороты развития), а с другой — в нем была своя страшная логика. Причины революции в виде накопленных несправедливостей надо было изживать. И тогда, и сейчас.

Последний государь прославлен как святой. При этом критическая оценка его правления стала чуть ли не общим местом.

Протоиерей Александр (Сорокин): Святой не является совершенным суперменом и полубогом. Канонизируют не за совершенную жизнь, а за искреннюю верность Евангелию и желание воплотить его идеалы в жизнь. Николаю II это желание было свойственно. Как и его семье. Я во многом согласен с теми, кто критически оценивает его управление государством. Его действия, наверное, иногда были неудачными. Но власть выпала ему как жребий, таков был его удел. В его канонизации прежде всего выразилась оценка той трагедии, что произошла не только с ним, но и с Россией. Его казнь была актом запредельного вандализма, ставшего пафосом большевистской эпохи разрушения. А канонизация царя стала актом осуждения пафоса вандализма. Это действие по знаку своему обратное тому, что двигало вандалами.

Монархическая идея жива сегодня?

Протоиерей Александр (Сорокин): Мне кажется, это пройденная история. Романовых надо помнить, уважительно относиться к достижениям и плодам их правления, но как политической силы, по-моему, их сегодня не существует. И вряд ли она возродится. Принцип монархии в России продолжается разве что в предпочтении внятной и хорошо организованной, а иногда даже немного авторитарной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *